Введение 2
Глава 1. Традиционные праздники как социальное явление 10
1.1 Определение понятия традиционных праздников. Определение природы (сущности) праздника 10
1.2 Типы праздников. Традиционные праздники в современном обществе. Значение и функции традиционных праздников 24
Глава 2. Особенности традиционных праздников в отдельных китайских регионах 40
2.1 Праздник Весны (Чуньцзе, китайский Новый Год) (истоки, способы
празднования, социальная роль и функции, социальное значение). Связь между лунным календарем и Праздником Весны 47
2.2 Праздник Фонарей (Юань-сяо). Истоки, способы празднования,
социальная роль и функции, социальное значение 65
2.3 Праздник Драконьих Лодок (Дуань-у-цзе). Истоки, способы
празднования, социальная роль и функции, социальное значение 72
2.4 Праздник Луны и Урожая (Чжун-цю). Истоки, способы празднования,
социальная роль и функции, социальное значение 76
2.5 Праздник Любви (Ци-си, китайский День Святого Валентина). Истоки, способы празднования, социальная роль и функции, социальное значение. .79
Заключение 86
Список использованной литературы 91
Приложение
Актуальность выбранной темы. Изучение традиционных культур различных народов стало особенно актуальным в последние годы в связи с все ускоряющимся процессом глобализации, который приводит к повсеместной универсализации различных этнических групп. В настоящее время практически не осталось ни одной культуры, которая развивалась бы замкнуто и не испытывала бы влияние со стороны других сообществ. Интересен тот факт, что культурное влияние одного сообщества на другое может быть как естественным, так и насаждаемым в рамках внешнеполитической концепции «мягкой силы», проводимой отдельными государствами. Вне зависимости от того, как глубоко и насколько осознанно идет процесс взаимообогащения мировых сообществ, каждый народ стремится сохранять и поддерживать свою традиционную культуру, что необходимо для сохранения культурной целостности и облика, а также для формирования национального самосознания. Таким образом, несмотря на то, что на данном историческом этапе мировые культуры активно взаимодействуют и глубоко взаимопроникают друг в друга, они все же сохраняют свои традиционные черты и особенности. И, хотя человечество становится все более единым, оно не утрачивает своего культурного и этнического многообразия, которые проявляются во всех сферах жизни.
В современном мире русская и китайская культуры, некогда практически изолированные друг от друга, все более тесно взаимодействуют в стратегической, экономической, культурной и научно-технической сферах. Курс на сотрудничество, взятый Россией и Китаем после создания Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) в 2001 позволяет предположить, что связи между Китаем и Россией в ближайшее время будут только расширяться.
В связи с этим все более интенсивной и многогранной становится межкультурная коммуникация между Россией и Китаем, расширяются связи в
области технического, культурного и экономического сотрудничества. Для построения полноценного диалога и понимания сторонами друг друга необходимо учитывать социокультурные, ментальные и поведенческие особенности представителей другой культуры. В частности, важно изучать и знать особенности образа жизни, традиции и обычаи, историю и литературу.
Важной составной частью китайской культуры являются китайские традиционные праздники. Они отображают китайский национальный дух и духовность китайцев в стране и за рубежом. В Китае, который традиционно развивался вне мирового сообщества и на протяжении многих веков считал себя абсолютно самодостаточным Срединным Государством, в 1978 году была запущена программа политики реформ и открытости, которая привела не только к росту экономики Поднебесной, но и к интенсивному культурному взаимодействию Востока и Запада. Молодые китайцы с радостью приветствовали европейскую и американскую культуры, праздники, музыку, еду, даже бытовые привычки. В то же время консервативная часть китайского общества ратует за сохранение традиций, в частности, призывает не забывать традиционные праздники, древнюю китайскую литературу и историю. Например, католическое Рождество, чисто европейский праздник, сейчас широко празднуется и в Китае. Однако, во-первых, он утратил свой религиозный смысл и воспринимается китайцами просто как еще один предлог отдохнуть и хорошо провести время, а, во-вторых, если в Европе это праздник семейный, то в понимании современных китайцев это скорее общественное явление, когда красиво украшены улицы, все веселятся и дарят друг другу яблоки. В то же время главным государственным и самым главным семейным праздником остается традиционный китайский Новый Год - Праздник Весны (Чуньцзе), и именно он воспринимается китайцами как «настоящий» Новый Год - праздник с давними традициями, семейным ужином и фейерверком, который распугивает чертей. Традиционные
1®В Китае яблоко считается символом Рождества, поскольку звучание слова «яблоко» по-китайски ЖЖ pingguo созвучно со звучанием иероглифа мир, спокойствие У ping. Таким образом, видно, что даже символика европейского Рождества в Китае совершенно другая.
4
праздники в Поднебесной богаты содержанием и предоставляют собой живописные зрелища, в которых проявляются обряды и обычаи китайского народа, в то время как западные праздники воспринимаются больше как внешнее явление, не имеющее в понимании китайцев какой-либо особой духовной ценности. Вследствие этого, изучение именно традиционных китайских праздников и способов их празднования позволяет понять социокультурные особенности китайского этноса, истоки его общности и представлений о мире. Кроме того, происхождение и процесс развития китайских традиционных праздников отображает историческую картину социального развития Китая. Таким образом, изучение китайских традиционных праздников с социологической точки зрения является ключом к пониманию сущности и особенностей китайской культуры.
Степень изученности данной темы, имеющиеся исследования по данной теме. Праздник является сложным и многосторонним явлением, которое присутствует во всех мировых культурах, поэтому изучением феномена праздника занимались представители различных мировых школ и научных направлений. Изучением праздника занимались философы, антропологи, историки, культурологи, психологи, философы, социологи, филологи, театроведы и специалисты из других областей гуманитарного знания.
Теоретическими разработками в области изучения феномена праздника как социального феномена занимались российские ученые Д. Б.
Бурменская2,К. Жигульский3, Е. А. Каверина4, Г. Г. Карпова5, Л. С. Лаптева6,
А. И. Мазаев7, И. В Суханов8.
В российской синологии исследование китайских праздников велось как часть общего изучения китайской культуры. Так, описание китайских традиционных праздников встречается в работах таких российских китаистов.
В данном исследовании были рассмотрены основные общекитайские традиционные праздники в социальном контексте.
В первой, теоретической части работы, были исследованы вопросы о понятии традиционных праздников и выявлены основные характеристики, по которым определяются традиционные праздники. Также была рассмотрена проблема типологизации праздников, роль и функции праздников в жизни общества. Во второй главе были рассмотрены пять основных, самых популярных в современном Китае традиционных праздников, включая Праздник Весны (китайский Новый Год), Праздник Фонарей (Юань-сяо), Праздник Драконьих Лодок (Дуань-у-цзе), Праздник Луны и Урожая (Чжун¬цю), Праздник Любви (Ци-си, китайский День Святого Валентина). Для каждого праздника в отдельности были выявлены истоки, история происхождения и развития, способы празднования.
В ходе исследования нами также было проведено интервьюирование двух китайских респондентов из разных возрастных групп относительно традиционных праздников в Китае. В рамках интервью были заданы вопросы об имени, возрасте, месте проживания (на Юге или на Севере Китая), роде занятий респондентов. Также мы попытались выяснить, какие традиционные китайские праздники знают респонденты, какие праздники являются самыми важными по их мнению, знают ли респонденты истоки, обряды, социальную роль и функции упомянутых праздников, каким образом респонденты отмечают эти праздники, готовятся к ним, какие блюда готовят, кого приглашают и какие кому подарки дарят.
В результате проведенного опроса нами было установлено, что вне зависимости от возраста китайские респонденты называют в качестве основных китайских традиционных праздников следующие: Чуньцзе (Праздник Весны - китайский Новый Год), Юаньсяоцзе (Праздник Фонарей), Циньминьцзе (Праздник Поминовения Усопших), Чжунцюцзе (Праздник Середины Осени), Дуаньуцзе (Праздник Драконьих Лодок). Расхождение выявилось только относительно двух праздников: респондент младшей возрастной группы упомянул дополнительно Цисицзе (Праздник Двух Семерок), а респондент из старшей возрастной группы - Циньминьцзе (Праздник Поминовения Усопших).
Самым важным традиционным праздником оба респондента назвали Чуньцзе (Праздник Весны - китайский Новый Год).
На вопрос об истоках, обрядах, социальной роли и функциях китайских традиционных праздников оба респондента привели известные китайские легенды о происхождении этих праздников, а также некоторые особенности их празднования. Респондент младшей группы привел легенду о встрече Волопаса и Ткачихи на Цисицзе, также упомянул, что Чуньцзе является самым главным праздником в году, когда вся семья собирается вместе, а также то, что на праздник Чжунцюцзе принято любоваться Луной и есть лунные лепешки, а на праздник Дуаньуцзе - устраивать соревнования на драконьих лодках. Респондент старшей возрастной группы привел легенду о чудище по имени «Год», благодаря которому зародилась обрядность Чуньцзе (красные надписи, красные фонари и пускание петард и хлопушек). Также респондент старшей возрастной группы упомянул обряды Цинмина (Праздника Поминовения Усопших) и Дуаньуцзе.
Про подготовку к Чуньцзе (китайскому Новому году) оба респондента сказали, что это очень важный элемент праздника. Оба респондента проводят на этот праздник большую уборку дома. Разница заключается в том, что респондент старшей группы сам пишет парные красные надписи с благопожеланиями, а респондент младшей группы покупает их в магазине. Респондент младшей группы также упомянула, что особое значение для нее, подготовке к Новому году имеет хождение по магазинам, когда покупаются разные вещи к Новому году, продукты и обновки.
Для обоих респондентов китайский Новый год - это сугубо семейный праздник, который отмечается в тесном кругу семьи.
В качестве традиционных кушаний на китайский Новый год оба респондента упомянули рыбу как непременный атрибут праздничного стола. Респондент младшей возрастной группы также указала, что на их новогоднем столе всегда присутствуют колбаса, арахис, финики и курица.
По поводу подарков оба респондента упомянули традиционный китайский тип подарка от старшего работающего поколения детям и представителям поколения родителей - красные подарочные конверты с деньгами. Респондент младшей группы также указала, что ее семья активно участвует в новогоднем онлайн розыгрыше красных конвертов, который проводится через специальное мобильное приложение. Респондент старшей возрастной группы упомянул традиционное новогоднее печенье, которое он дарит на Новый год своим землякам и соседям.
Таким образом, мы видим, что китайцы достаточно хорошо знают свои традиционные праздники, их истоки, связанные с ними легенды и традиционную обрядность. Сохраняются представления о традиционной еде и способе отмечания праздника. В то же время в ряде случаев видно, что традиционные праздники носят характер обновления, сочетая в себе как традиционные черты, и так и характеристики современного мира (как, например, новогодний розыгрыш красных конвертов в мобильных приложениях).
На основе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Разноплановость и многообразие китайских традиционных праздников определяет многочисленность и разнообразие социальных функций этого явления.
2. Традиционные китайские праздники несут в себе все известные социальные функции, присущие этому явлению, включая интегративную на общегосударственном уровне (сплачивающую народы Китая), интегративную на семейном уровне (сплачивающую семьи), интегративную на уровне локальных сообществ (сплачивающую коллективы), функцию поддержания этнического самосознания (каждый китаец, празднующий традиционные праздники, ощущает себя частью этноса), функцию сохранения нации в эпоху глобализации (праздники как один из центральных элементов культуры способствуют сохранению этнического), воспитательно-педагогическую, информационно-коммуникативную, идеологическую, эстетическую, развлекательную и компенсаторную.
3. В эпоху глобализации люди человечество приходит к осознанию того, что постепенная потеря национальной культуры ведет к ее поглощению или замещению другой культурой, а потому вопрос о сохранении традиционных праздников как важной части национальной культуры становится предметом заботы государства как эффективное средство сохранения национальной культуры.
Наиболее важными социальными функциями китайских традиционных праздников являются следующие:
1. Традиционные китайские праздники имеют сплачивающую социальную функцию. В многонациональном Китае они являются инструментом, объединяющим многочисленные национальные меньшинства, которые не только говорят на разных языках и не понимают друг друга, но и ведут разный образ жизни и имеют различные обычаи и представления о жизни.
2. Традиционные китайские праздники несут в себе социально сплачивающую функцию и на индивидуальном уровне. Каждый китаец, отмечающий китайский Новый Год по восточному календарю, ощущает себя частью китайского этноса и считает каждого китайца (не важно, из какой части мира тот происходит: с Тайваня, Гонконга или он хуацяо - китаец-иммигрант), который отмечает этот праздник, «своим». Так, китайцы ощущают себя представителями одной социальной группы,
живущей по определенным правилам и в одной системе
времяисчисления.
3. Традиционные китайские праздники играют также важную роль в вопросе сохранения особенностей и самобытности китайской культуры в условиях мировой глобализации. Сохранение традиций, и праздников как их важной составляющей части, не позволяет китайскому этносу раствориться и исчезнуть среди других мировых культур. Таким образом, традиционные праздники также обладают и консервирующей функцией.
Таким образом, наши гипотезы подтвердились.
В дальнейшем данное исследование можно расширить с помощью привлечения большего количества источников на китайском языке, а также изучением трансформации смысловой наполненности и способов празднования традиционных китайских праздников в современности.
1. Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. М.: ИД “Муравей”, 2003.
2. Баранов И. Г. Китайский новый Год. Харбин, 1927.
3. Баранов И. Г. Черты народного быта в Китае. Харбин, 1928-1929.
4. Баранов И. Г. Верования и обычая китайцев. М.: Изд-во «Муравей- Гайд», 1999.
5. Бенифанд А. В. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск, 1986.
6. Бичурин Н. Я. Общественная и частная жизнь китайцев. Пекин, 1911.
7. Бурменская Д. Б. К вопросу о роли праздника в жизни общества. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, №61/2008.
8. Бурменская Д.Б. Праздник как средство самосохранения социальной
группы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Чита, 2011.
9. Буров В. Г. Современная китайская философия. М.: Наука, 1980.
10. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М.: Издательская фирма “Восточная литература” РАН, 1998.
11. Васильев Л. С. Культы, традиции, религии в Китае. М.: Наука, 1970.
12. Виногродский Б. Китайские праздники. В поисках радости. М.: Издательский дом Антона Жигульского, 2008.
13. Все о Китае. Под ред. Царева Г. И. М., 2001.
14. Генкин Д. М. массовые праздники. М., 1975.
15. Генон Р. О смысле карнавальных праздников // Вопросы философии.
1991. №4. С. 46-47.
16. Гужова И. В. Целостная модель праздника как феномена культуры. Вестник Томского государственного педагогического университета. №7/2006.
17. Джарылгасинова Г. Ш., Крюков М. В. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, 1989.
18. Жигульский К. Праздник и культура: Праздники новые и старые. Размышления социолога. М.: Прогресс, 1985.
19. Каверина Е. А. Праздник как эстетический и социальный феномен. Вестник Томского государственного университета, № 324, 2009.
20. Карпова Г. Г. Праздник в контексте социальных изменений.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов, 2001.
21. Китайская цивилизация. М.: Астрель, 2000.
22. Кобзев А. И. Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Наука, 1988.
23. Кравцова М. Е. История культуры Китая. СПб: Лань, 2009.
24. Лазарева Л. Н. История и теория праздников. Учебное пособие. Челябинск, 2010.
25. Лаптева Л. С. Социально-эстетическая природа и функции массовых праздников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1975.
26. Ленинцева В. А. Современная праздничная культура Китая: традиции и инновации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук. Чита:, 2006.
27. Лукин А. В. Дискуссии о роли традиционной культуры в КНР (80-е гг.) // Общество и государство в Китае. М., 1990.
28. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978.
29. Мазаев А. И. Праздники в социальном пространстве. Методология исследования. М. 1998.
30. Максютин Н. Ф. Культурологические аспекты праздника. Казань, 1996.
31. Маслов А. А. Китай. Укрощение драконов. М., 2003.
32. Мизов Н. О. Праздник как общественное явление. София, 1966.
33. Мясникова Л. А., Филатова Е. А. Событие и «псевдособытие» - предметообразующие элементы традиционного и современного праздника. Журнал «Дискуссия»: Философия и культурология. №10(40)/2013.
34. Народные праздники, обычаи и поверья // Китаеведение. Сборник по географии, экономике и культуре Китая. Харбин, 1928-1929.
35. Оганов А. А. Культура в эпоху глобализационных перемен. Философия и общество. №2(66)/2012.
36. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1937.
37. Суханов И. В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления.
Горький, 1973.
38. Степанова И. В. Определение праздника. Проблемы терминологии.
Мир науки, культуры, образования. №1(8)/2008.
39. Стиль китайских праздников М. Шанхай: Шанхайское Народное издательство, 2004 г.
40. Субботина Н. Д. Суггестия и контрсуггестия. М., 2006.
41. Ткаченко Г. А. Культура Китая. М.: Муравей, 1999.
42. Топоров В. Н. Праздник // Мифы народов мира. М., 1969.
43. Традиционные праздники Китая в иллюстрациях. Сун Чжао-линь, Ли Лу-лу. М.: Восточная литература, 2012.
44. Эберхард Вольфрам. Китайские праздники. М.: изд-во Наука, 1977.