ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С КНИГОЙ 6
1.1 Значение книги в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности иллюстраций в детских книгах 10
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С КНИГОЙ 15
2.1 Основные методы и приемы использования иллюстраций в процессе ознакомления с книгой 15
2.2 Комплекс мероприятий по ознакомлению с книгой с использованием иллюстраций 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 40
Художественная литература играет особую роль в воспитании детей, расширяя их представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, формируя его отношение к окружающему, воспитывая духовно и нравственно. Научившись сопереживать с героями книг, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них гуманные чувства — способность проявить участие, доброту, милосердие, чувство справедливости. Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с ФГОС, необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется и на развитии конкретного ребенка, и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.
Несмотря на то, что в современной педагогике сложился достаточно широкий арсенал инструментов приобщения личности к миру изобразительного искусства, в педагогической практике наблюдается недоооценивание роли книжной иллюстрации в процессах развития навыков гармоничного отношения личности с окружающей средой при помощи визуального искусства. Таким образом, отмечается противоречие между потребностью глобального социума в эстетическом развитии, в гармонизации взаимодействий между человеком и обществом в процессе эстетического воспитания и отсутствием эффективных технологий формирования эстетического восприятия в дошкольном возрасте, что обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования – изучение возможностей использования книжной иллюстрации в процессе ознакомления дошкольника с книгой.
Объектом исследования являются книжные иллюстрации.
Предметом – роль иллюстраций в процессе ознакомления детей с книгой.
Гипотеза исследования – использование иллюстраций помогает
восприятию художественного текста в дошкольном возрасте.
Цель конкретизируется в задачах:
1. Определить значение книги в развитии детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности иллюстраций в детских книгах
3. Выделить основные методы и приемы использования иллюстраций в процессе ознакомления с книгой
4. Разработать комплекс мероприятий по ознакомлению с книгой с использованием иллюстраций.
Методы. В соответствии с целями и задачами исследования, на разных этапах использовались теоретические методы (анализ проблемы, моделирование, обобщение) и эмпирические методы (изучение литературы, изучение педагогического опыта, разработка мероприятий).
Новизна и теоретическая значимость работы состоит в обобщении психолого-педагогических основ использования иллюстраций в процессе приобщения детей к книге.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования материалов исследования в качестве методической основы для разработки занятий по ознакомлению с художественными произведениями с помощью иллюстрация.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, иллюстрирующих основные положения исследования.
Принимая во внимание высокую актуальность реализации эстетического воспитания, оптимизация процессов воспитания эстетического отношения к окружающей среде, искусству, человеческой деятельности представляется особо важной в дошкольном возрасте, когда формируются базовые личностные качества, осуществляется интенсивное личностное развитие.
Одним из действенных средств воспитания является книга, которая в силу своей образности, эмоциональности, воздействия на умственное и нравственное развитие ребенка. Данная мысль неоднократно подчеркивалось писателями, педагогами и исследователями детского чтения. В этой связи были отмечены высказывания К.Д. Ушинского, В.Ф, Одоевского, Н.Г. Чернышевского, Д.С. Лихачева, Е.А. Флериной.
Было отмечено, что знакомство с книгой происходит на всех возрастных этапах дошкольного детства. Важным аспектом в детском чтении является литературное развитие, основу которого составляет восприятие художественного текста. Эффективным инструментом восприятия текста, выступают иллюстрации, представленные в детских книгах.
Анализ термина «иллюстрация» позволил сделать вывод о его сложности и многогранности. Существующие определения сводятся к основной функции иллюстрации – объяснение смысла текста. В истории развития иллюстрации детских книг насчитывается почти два столетия. За этот период иллюстрировали детские книги известные художники, такие как Эренст Г. Шепард, Д. Теннел, Э.Лир, В. Голявкин, В. Сутеев. Иллюстрации к детским книгам подразделяются по возрастным группам, и принципы оформления обусловлены особенностями каждого возраста. Именно с возрастными особенностями связана и специфика соединения иллюстраций и текста.
В работе с иллюстрациями выделяются три этапа: дотекстовой, текстовой и послетекстовой. Среди методов и приемов были выделены следующие:
демонстрация обложки книги, показ иллюстраций ( с целью объяснения нового слова; с целью развития навыков прогнозирования дальнейшего содержания; с целью выявления характеров героев), показ в процессе чтения; беседа по иллюстрации, вхождение в иллюстрацию, драматизация иллюстрации.
Было отмечено, что при использовании иллюстраций в процессе ознакомления с книгой, необходимо соблюдать следующие принципы: систематичности, доступности, интеграции. Однако, главным принципом был отмечен такой - показ не должен нарушать целостность восприятия текста.
На основании изложенных рекомендаций по использованию иллюстраций, были разработаны занятия для разных возрастов: младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Все занятия посвящены одной цели – приобщению детей к художественному слову с помощью книжных иллюстраций. В рамках занятий, были использованы следующие методы и приемы: показ иллюстраций, показ портретов художников-иллюстраторов, чтение вслух, драматизация иллюстраций, составление рассказа, игры.
В процессе выполнения исследования, был сделан вывод, что переоценить огромный воспитательный потенциал книжных иллюстраций невозможно: приобщение к миру искусства способствует гармонизации, оптимизации взаимодействия индивидуума с социумом, его самореализации как личности; гармонизации взаимодействий с окружающими. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась
Все поставленные задачи были выполнены и цель исследования достигнута.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (действ. ред. на 1 января 2021 г.) [Электронный ресурс]// Российская газета.- 31 декабря 2012 г. - Федеральный выпуск № 303(5976).- Электрон. текст. данные .- Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения 18.04.2021)
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]//Министерство просвещения. Банк документов. – Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef6699f99ae/ (дата обращения 23.04.2021)
3. Абрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность [Электронный ресурс]/ Н.В. Абрамовских // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75230.htm.- (дата обращения 23.04.2021)
Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс].- Режим
доступа: https://bse.slovaronline.com/articles/И/page-1, свободный.- (дата обращения: 01.052021)
4. Бородина С.Д. Иллюстрация как средство достижения релевантности текста: межотраслевой подход [Электронный ресурс]/ С.Д.Бородина //Филология и культура. - 2013. - №4(34).- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-i-ponimaniya-illyustrirovannoy-knigi-detmi-treh-pyati-let-rezultaty-mezhdistsiplinarnogo-issledovaniya, свободный.- (дата обращения: 01.052021)
5. Галкина, И. А. Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ И. А. Галкина, Е. М. Тепер. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. — № 2 (29). - С. 1-4. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4811/ (дата обращения: 03.05.2021)
6. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник и
практикум для СПО / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва.: Издательство Юрайт, 2018. - 425 с
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения
[Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.: ил
8. Ежкова, Н. С.Теоретические основы дошкольного образования
[Текст] учебное пособие для среднего профессионального образования Н.С.Ежкова.- М.: Издательство Юрайт, 2021. – 183 с. - (Профессиональное образование).
9. Лыкова И.А. Особенности восприятия и понимания иллюстрированной книги детьми трех - пяти лет (результаты междисциплинарного исследования)[Электронный ресурс] И.А. Лыкова //Казанский педагогический журнал.- 2016.- №4.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-i-ponimaniya-illyustrirovannoy-knigi-detmi-treh-pyati-let-rezultaty-mezhdistsiplinarnogo-issledovaniya, свободный.- (дата обращения: 01.052021)
10. Мартынова И.С. Теоретические основы приобщения старших
дошкольников к социокультурным ценностям [Электронный ресурс]/ И.С. Мартынова// Интернет-журнал «Мир науки».- 2017. - Том 5.- № 1. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/33PDMN117.pdf, свободный.- Загл. с экрана. .- (дата обращения: 01.052021)
11. Мардашова Р.С., Детская литература как средство воспитания и обучения дошкольников и младших школьников: историко-педагогические аспекты [Электронный ресурс]/ Р.С. Мардашова// Казанский педагогический журнал.- 2020.- №6.- С. 56. .- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-i-ponimaniya-illyustrirovannoy-knigi-detmi-treh-pyati-let-rezultaty-mezhdistsiplinarnogo-issledovaniya, свободный.- (дата обращения: 01.052021)
12. Муратова А.А. Особенности приобщения ребенка дошкольного
возраста к чтению художественной литературы в современных условиях [Электронный ресурс]/ А.А. Муратова // Интернет-журнал «Мир науки».- 2017.- Том 5.- № 6.- Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/06PDMN617.pdf , свободный- . Загл. с экрана. - (дата обращения: 01.052021)
13. Немнясова, М. В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги [Электронный ресурс] / М. В. Немнясова // Образование и воспитание. - 2018. - № 3 (18). - С. 70-71. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3426/, свободный.- (дата обращения: 03.05.2021).
15. Немнясова, М. В. Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений об изобразительных средствах иллюстрации [Электронный ресурс] / М. В. Немнясова // Проблемы педагогики.- 2018.- №2.- С. 67.- Режим доступа: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3426/, свободный.- (дата обращения: 03.05.2021).
16. Пантелеева Н.Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству, как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] /Н.Г. Пантелеева//Современное дошкольное образование. Теория и практика.- 2015.- №5.- С. 78.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-i-ponimaniya-illyustrirovannoy-knigi-detmi-treh-pyati-let-rezultaty-mezhdistsiplinarnogo-issledovaniya, свободный.- (дата обращения: 01.052021)
17. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 [Текст]: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 222 с. - (Профессиональное образование)
18. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2[Текст]: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. - 240 с. - (Профессиональное образование).
19. Рашидов Ж.Х Книжные иллюстрации как средство эстетического
формирования дошкольников [Электронный ресурс] /Ж.Х Рашидов//Проблемы современной науки и образования.- 2020.- №4.- С. 32.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-i-ponimaniya-illyustrirovannoy-knigi-detmi-treh-pyati-let-rezultaty-mezhdistsiplinarnogo-issledovaniya, свободный.- (дата обращения: 01.052021)
20. Сентюрёва, Т. Ю. Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике [Электронный ресурс] / Т. Ю. Сентюрёва, Г. М. Пантелеева.// Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 124-128. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13809/, свободный (дата обращения: 03.05.2021).
21. Ситникова Е. В. Иллюстрация как визуальный компонент контента
детских изданий [Электронный ресурс]/ Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2016. - № 2(56): в 2-х ч. Ч. 1. - C. 62-68. – Режим доступа: www.gramota.net/editions/2.html, свободный.- (дата обращения: 01.052021)
22. Фишер, В. Я. Литературное развитие детей дошкольного возраста в
условиях обновленного образования [Электронный ресурс]/ В.Я. Фишер // Вестник ТГПУ. – 2014. – №11. – С. 147-153.- .- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-i-ponimaniya-illyustrirovannoy-knigi-detmi-treh-pyati-let-rezultaty-mezhdistsiplinarnogo-issledovaniya, свободный.- (дата обращения: 01.052021)
23. Флёрина Е.А. Основные принципы художественного воспитания детей [Текст]/Е.А.Флерина//Дошкольное воспитание.- 2009.- №7.- С. 65
24. Чмелева, Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ - начала ХХ века [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. В. Чмелева. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. - 194 с. - (Высшее образование).
25. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для
студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с. - (Сер. Бакалавриат)