Введение 3
Глава 1. Специфика рекламной аргументации
1.1 Понятие аргументации в рекламе 6
1.2 Классификация видов и способов аргументации в рекламе 8
1.3 Образы и ценности в рекламной аргументации 21
Глава 2. Сущность любви как культурного смысла
2.1 Понятия «любовь», «концепция любви» и любви как культурного смысла 28
2.2 Греческие виды любви и их соотносимость с современными представлениями о любви у разных народов 32
2.3 Ценностные, эмоциональные и поведенческие компоненты представлений о любви 38
Глава 3. Концепция любви в практике рекламных коммуникаций
3.1 Анализ иностранных и российских рекламных аргументаций, использующих концепцию любви 45
3.2 Тенденции в восприятии рекламы, использующей концепцию любви как основной аргумент, на примере представлений современной молодежи 51
3.3 Рекомендации по использованию концепции любви в коммуникации
брендов на территории России 61
Заключение 66
Список использованной литературы 68
Приложения
Любовь - многогранный феномен, оказывавший значительное влияние на культурную жизнь общества многие века и поколения. Претерпев множество изменений со времен античности, представления о любви сегодня оказывают колоссальное влияние также и на сферу массовых коммуникаций, продолжая эволюционное развитие и находя все новые и новые способы выражения. Для сегодняшнего человечества, функционирующего в непрерывно видоизменяющемся публичном пространстве, любовь остается одной из главных ценностей, не смотря на то, что представления о ней в разных странах, культурах и даже социальных группах могут значительно различаться между собой. Наряду с этим, отмечается недостаток научно-исследовательских работ, связанных с тематикой любви и человеческих взаимоотношений, не только в сфере рекламы и маркетинга, но также в психологии и культурологии, что создает значительные сложности при использовании в рекламных материалах смежных с любовью ценностей и образов, оценкой эффективности таких стимулов к потреблению. Именно поэтому мы выбрали для исследования такую тему как представления о любви в рекламной аргументации, поскольку данная направленность научной работы, с одной стороны, имеет огромную важность и актуальность в современных условиях, а с другой позволяет получить необходимые данные для практической рекламной деятельности.
Любовь является одним из самых актуальных культурных смыслов на протяжении столетий, а образы и ценности, связанные с этим феноменом часто используются в рекламных коммуникациях для мотивации потенциального клиента к совершению ключевого действия, так как это позволяет сделать сообщение более убедительным и привлекательным. Некоторые представления о любви носят транснациональный характер, а некоторые имеют выраженную специфику в зависимости от страны происхождения, что ставит вопрос о необходимости адаптации рекламных аргументаций под представления иностранного потребителя. Учитывая тот факт, что многие иностранные бренды и компании рекламируют свои продукты и услуги на территории России, а также тенденции заимствования российскими специалистами по рекламе в основном западных подходов и идей для продвижения продуктов, представляется необходимым выделить конкретные сходства и различия в представлениях о любви, транслируемых в рекламе и существующих в российском обществе.
Целью данной научно-исследовательской работы является формализация рекомендаций по использованию базового культурного смысла любви в убеждающей и внушающей, текстовой, визуальной и комплексной рекламной аргументации. Для ее достижения, были поставлены следующие задачи:
1. Конкретизировать понятие «концепция любви» и выявить его ценностные составляющие
2. Выявить специфику использования культурного смысла любви в рекламной аргументации
3. Выявить внушающие и убеждающие компонент культурного смысла любви при его функционировании в сфере массовых коммуникаций
4. Поиск фактических примеров использования культурного смысла любви в рекламной аргументации, их анализ и выявление спектра коннотаций в понимании этого понятия
5. Сопоставление иностранных смысловых традиций использования культурного смысла любви в рекламных коммуникациях с российской практикой
6. Изучение представлений о любви в среде современной российской молодежи
7. Выявление трендов в использовании культурного смысла любви в современной российской рекламной аргументации и составление соответствующих рекомендаций по использованию концепции любви в рекламных материалах для молодежи
Объект исследования: формы выражения современных представлений о любви в рекламных коммуникациях
Предмет исследования: убеждающие и внушающие возможности любви, как культурного смысла для современной молодежной аудитории Эмпирической базой исследования являются рекламные изображения и видео-материалы, относящиеся к российскому и зарубежным рекламным дискурсам, функционировавшие в публичном пространстве с 2015 по 2017 год и находящиеся в открытых источниках. Количество анализируемых материалов - 30 рекламных видео, 20 рекламных изображений. Также, в эмпирическую базу включены материалы опроса молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, проведенного автором выпускной квалификационной работы. Разработка темы научно-исследовательской работы проходила с использованием научно-методической базы психологической (А. Маслоу, Ш.Шварц, М.Рокич), культурологической и философской (Э.Фромм, А.Н. Чанышев, А.Г. Шейкин, Ивин А.А), и рекламной (Д.Огилви,К. Хопкинс, Х.Кафтанджиев) наук.
Для подготовки научного исследования применялись следующие методы: неформализованный анализ документов, сравнительный анализ, классификация, опрос.
Структура работы: научно-исследовательская работа состоит из трех глав, в каждой из которых по три параграфа. Первая посвящена теории рекламной аргументации и используемым в ней образам и ценностям, вторая - любви как культурному и психологическому феномену, описанию ее ценностных компонентов, видов любви. Третья глава содержит анализ концепции любви в рекламных коммуникациях и представлений о разных видах любви современной молодежи, а также описание выявленных в ходе исследования тенденций и практические рекомендации по использованию концепции любви в рекламе для молодежной аудитории. Работа содержит 117 страниц (из них основного текста - 67с., списка использованной литературы - 5с., приложений - 43с.), 70 использованных источников.
Любовь - один из самых разносторонних и сложных феноменов, интересующих человечество уже не первое тысячелетие, рассматриваемый исследователями с точки зрения философии, психологии, культурологи и множества других наук, однако, не имеющий общепринятого определения и трактовки. Представления о любви у разных стран и народов значительно влияют на социальную жизнь, при этом, не переставая трансформироваться в массовом сознании, приобретая все новые и новые вариации и формы. Ценность любви не подвергается сомнению, несмотря на неоднозначность ее природы, что делает вопрос о сущности любви одним из самых актуальных на протяжении всей истории человечества. Данное исследование не претендует на раскрытие сущности любви как таковой, но предпринимает попытку систематизировать и классифицировать те представления о любви, которые на данный момент актуальны для российского и мирового пространства культуры и массовых коммуникаций, и выявить ключевые аспекты эффективного использования любви в рекламной аргументации, ориентированной на молодежь. Для подготовки научно-методической базы изучались работы ведущих специалистов в сфере психологии, таких как С.Шварц, А.Маслоу и М.Рокич, исследователей любви, таких как философ Э.Фромм, культурологов А.Н. Чанышева, А.Г. Шейкина, А.В Ульяновского, а также специалистов по теории аргументации и аргументации в рекламе: А.А. Ивина и Х.Кафтанджиева.
Целью, поставленной для данной научно-исследовательской работы, является создание рекомендаций по использованию многогранного культурного смысла любви в разных видах рекламной аргументации. Объектом исследования являлись формы выражения современных представлений о любви в рекламных коммуникациях, предметом рассмотрения были убеждающие и внушающие возможности любви, как культурного смысла для современной молодежной аудитории. Для достижения цели, в рамках научно-исследовательской работы было конкретизировано рабочее понятие концепция любви, на основании которого далее велось описание и рассмотрение его убеждающих и внушающих свойств в контексте рекламной аргументации и ее специфики. В ходе исследования было найдено множество примеров использования любви в рекламной аргументации и проведен их подробный анализ с помощью сформированной автором работы классификации видов любви, основанной на древнегреческих и древнеримских представлениях. Было проведено сопоставление иностранных тенденций использования культурного смысла любви в рекламных коммуникациях с российской практикой, а также изучена система представлений о любви в среде российских юношей и девушек от 17 до 30 лет. Основными выводами, сделанными о практике использования любви в рекламной аргументации ориентированной на молодежную аудиторию, являются характерность высокой привлекательности для этого поколения вида любви филиа (любовь-дружба),неприятия молодежью многих методов аргументации, включающих в себя апелляцию к авторитетам, высокую чувствительность к искренности транслируемых в рекламе эмоций и использованию юмористического отношения к любви в рекламе. По итогам исследования, был составлен ряд рекомендаций, призванных улучшить качество российской рекламной аргументации, основанной на концепции любви. Основной акцент в этих практических рекомендациях сделан на особенности восприятия любви молодежной аудиторией, а также на общемировые тенденции рекламного рынка.
Данное исследование рассматривало исключительно рекламную аргументацию, ориентированную на молодежь, однако, в качестве продолжения разработки темы любви в рекламе, представляется необходимым изучить также сходства и различия представлений о любви молодежи с представлениями предыдущих поколений, более глубоко раскрыть проблему гендерных различий в представлениях о любви жителей России и других стран.
I. Декарт Р. Рассуждение о методе и другие философские работы / Пер. с лат. и фр. - 3-е изд, 2017
2.Захарова О.В, Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе : учеб.-метод. пособие /- Иркутск : Изд-во Иркут. гос.ун-та, 2010.
3. Ивин А.А. Логика: учебник для гуманитарных факультетов. -М, 1999.
Ивин А.А. Теория аргументации. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М, 2002
4. Иконникова С.Н., Большаков В.П., Теория культуры, СПБ: Питер, 2008.
5. Имшинецкая И., Креатив в рекламе. -М., 2002.
6. Карандашев В. Н., Практикум по психодиагностике. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004
7. Карпов А.В., Психология менеджмента. М.: 2005.
8. Кафтанджиев Х., Тексты печатной рекламы, М., 1995.
9. Маслоу А.Г. Мотивация и личность/Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. СПб.: Евразия, 1999
10.Огилви Д. Тайны рекламного двора: советы старого рекламиста, М.: Ассоциация работников рекламы, 2005.
II. Реана А.А.,Психология человека от рождения до смерти,СПБ: АСТ, 2002.
12. Ривз Р. Реальность в рекламе. М.: Библос, 2016.
13. Рузавин Г.И. Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов. URL: https: //fil .wikireading.ru/63
14. Ульяновский А.В, Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы. СПб, Питер, 2004-2005
15. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. -СПб, 2000.
16. Ферге Г., «Смысл и Денотат», перевод Е. Э. Разлоговой, СиИ, № 8, 1977 г, с. 181-210. URL: https://goo.gl/vDuTbf
17. Фромм Э., Искусство любить АСТ, АСТ Москва, 2009
18.Чанышев А.Н., Любовь в античной Греции // Философия любви. - Москва, 1990. - [Ч.]1.
На иностранных языках:
1. Plutchik, Robert (1980), Emotion: Theory, research, and experience: Vol. 1.
Theories of emotion, 1, New York: Academic
2. Robert J. Sternberg, «Triangulating Love», in T. J. Oord ed. The Altruism Reader
3. Rokeach, M. (1973). The nature of human values. New York: Free Press.
Научные статьи
На русском языке:
1. Апресян Р.Г. Слова любви: eros, philia, agape // Философия и культура. - 2012. - №8(56). - С. 27-40.
2. Гарванова М. З., Гарванов И. Г. Исследование ценностей в современной психологии [Текст] // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 5-20
3. Маслова О.В., Джидарьян И.А. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И
КУЛЬТУРА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Вестник Кемеровского государственного университета. 2016;(2): 114-119.
3.Ульяновский А.В., "Индивидуальность" артефакта культуры в коммерческом мифостроительстве и мифодизайне // журнал Вопросы культурологии . - 2009 . - N5 . - С. 66-70.
На иностранном языке:
1. Neumann, P. G. Visual prototype formation with discontinuous representation of dimensions of variability. Memory & Cognition, 1977, 5(2), 187-197.
2.Schwartz, S. Н., & Bilsky, W. (1987). Toward a universal psycho-logical structure of human values // Journal of Personality and So-cial Psychology, 53, pp 550-562.
Словари и энциклопедии
1. Головин С.Ю., Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. 1998.
2. Шейкин А. Г., Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
3. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. URL:https://goo.gl/8AOUMC
Электронные источники
На русском языке:
1. Анализ образов в рекламе и причин их использования // digimac.ru URL: http://digimac.ru/blog/reklama/analiz-obrazov-v-reklame-i-prichin-ikh- ispolzovaniya/(дата обращения: 15.03.17).
2. Архетипы: Психологический словарь// psi.webzone.ru URL:http://psi.webzone.ru/st/302000.htm(дата обращения: 15.03.17)
3. Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи // adindex.ru URL: https: //adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487. phtml (дата обращения: 01.04.17).
4. История дружбы// youtube.com URL: https://www.youtube.com/watch?v=MQSED-wEv58(дата обращения 10.04.17)
5. Кононенко Б.И., Большой толковый словарь по культурологи, 2003// enc- dic.com URL: https://goo.gl/HkHOCi(дата обращения: 15.03.17)
6. Краткий словарь психологических терминов // vocabulary.ru
URL:http://vocabulary.ru/termin/lyubov.html#item-3157(дата обращения: 18.03.17)
7. Краткий словарь философских терминов// vocabulary.ru URL: https://goo.gl/tvqkjO(дата обращения: 18.03.17)
8. Лето - это момент. Насладись им// youtube.com URL: https://www.youtube.com/watch?v=3kuBqxBZqXs(дата обращения 10.04.17)
9. М. Шлоссберг, Большие перемены: почему секс больше не продает // new- retail.ru URL:https://new- retail.ru/marketing/reklama/bolshie_peremeny_pochemu_seks_bolshe_ne_prodaet7599/ (дата обращения: 07.04.17).
10. Оксфордский толковый словарь по психологии, подходы к термину «любовь»// vocabulary.ru URL: http://vocabulary.ru/termin/lyubov.html#item- 34202 (дата обращения: 18.03.17)
11. Платон, «Диалоги»//psylib.org.ua
URL:http://psylib.org.ua/books/plato01/20pir.htm(дата обращения 01.02.17)
12. Поробуй,Почувствуй//youtube.com URL:
https://www.youtube.com/watch?v=2LGA_hZkUW8(дата обращения 10.04.17)
13. Простые рецепты счастья//youtube.comURL:
https://www.youtube.com/watch?v=tLw8IY7OyFw(дата обращения 07.04.17)
14. Радиопрограмма «Лабиринты. Тайная история музыки: Ромео и Джульетта»//muzcentrum.ru
URL: http: //www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/labyrinthsecrethistorymus ic/13524- (дата обращения: 02.04.17).
15. Растишка,Россия,2017//youtube.comURL: https://www.youtube.com/watch?v=hQYdY7z_SeE(дата обращения 10.04.17)
16. Реклама "Россия щедрая душа"// youtube.com
URL: https: //www.youtube.com/watch?v=huvCZB27I7 g&feature=youtu.be
17. Реклама Билайн / первая влюбленность // youtube.com
URL: https: //www.youtube.com/watch?v=wwVumsJ4kWs&feature=youtu.be(дата обращения 10.04.17)
18. Реклама Гугл 2016 / реклама Google / Окей Гугл// youtube.com URL: https: //www.youtube. com/watch?v=NCr33rQl8g8&feature=youtu.be(дата обращения 10.04.17)
19. Реклама Колдрекс / от гриппа / от простуды// youtube.comURL:https://www.youtube.com/watch?v=WRrCnLuJ7_o(дата обращения 10.04.17)
20. Реклама Кто тут шмыгет?// youtube.com URL: https://www.youtube.com/watch?v=Os-BliIPMPQ(дата обращения 10.04.17)
21. Реклама Фруто НЯНЯ в помощь маме и папе// youtube.com URL: https://www.youtube.com/watch?v=82J4oF4En0g&feature=youtu.be(дата обращения 10.04.17)
22. Реклама Чудо / творожок Чудо / северные ягоды// youtube.com
URL: https: //www.youtube.com/watch?v=tyvHVT Cpvcs&feature=youtu.be(дата обращения 10.04.17)
23. Сок Моя Семья// youtube.com URL: https://www.youtube.com/watch?v=KcKv6l9DzW8(дата обращения 10.04.17)
24. Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой// vocabulary.ru URL: https://goo.gl/uihoJW(дата обращения: 18.03.17)
На иностранном языке:
1. "The Audition":30, DEVOUR Frozen Meals// youtube.com URL: https://goo.gl/0XLPa2(дата обращения 10.04.17)
2. Air France - France is in the air// youtube.com URL:
https: //www.youtube. com/watch?v=v-ahlbWNZPk&feature=youtu.be(дата обращения 10.04.17)
3. Brotherly Love // youtube.com URL: https://youtu.be/f2sYXaZnZXE(дата обращения 07.04.17)
4. Christmas with love from Mrs Claus // youtube.com URL: https://youtu.be/V5QPXhStb5I(дата обращения 07.04.17)
5. Cornetto love story: share the love // youtube.com URL: https://youtu.be/r53xLSZxtgc(дата обращения 07.04.17)
6. Exra gum: The story of Sarah & Jean // youtube.com URL: https://youtu.be/XLpDiIVX0Wo(дата обращения 07.04.17)
7. Galaxy Chase// youtube.com URL:
https: //www.youtube. com/watch?v=uIfsIF dvd7M&feature=youtu.be(дата обращения 10.04.17)
8. Gloria Jeans Варнава и Егор Крид // youtube.com URL: https://www.youtube.com/watch?v=nIRhKobec5E(дата обращения 10.04.17)
9. Google-Year In Search 2016//youtube.com URL:
https: //www.youtube. com/watch?v=KIV iy7L_lo8&feature=youtu.be(дата обращения 07.04.17)
10.INTERMARCHE-#lamourlamour//youtube.com URL: https://www.youtube.com/watch?v=Z8j00QwD9I8(дата обращения 10.04.17)
11. LoveAtFirstTaste // youtube.com
URL: https: //www.youtube.com/watch?v=xwx7NnPQ44U&feature=youtu. be (дата обращения 07.04.17)
12. Psychologies, глоссарий//psychologies.ru URL: http://www.psychologies.ru/glossary/01/arhetip/(дата обращения: 15.03.17)
13. Romance the rainbow// youtube.com URL: https://goo.gl/hixEWf(дата обращения 10.04.17)
14. The Nature of Emotions // American scientist URL: https://goo.gl/wFgbAu(дата обращения: 18.03.17).
15. Victoria’s Secret Holiday Commercial: A Night At The Opera// youtube.com URL: https://www.youtube.com/watch?v=L4fXil1ZjjA(дата обращения 10.04.17)
16. You gotta love men who cleans// youtube.com URL: https://goo.gl/ALS4DX(дата обращения 10.04.17)
17. Yves Saint Laurent Black Opium Wild Edition // youtube.com URL: https://www.youtube.com/watch?v=4ZO7W4Agepo(дата обращения 10.04.17)