Исследование уровня жизни в регионе (на материалах Новосибирской области)
|
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 10
1.1. Уровень жизни как социально-экономическая категория 10
1.2. Соотношение понятий «уровень» и «качество» жизни 16
1.3. Основные показатели уровня и качества жизни 21
1.4. Сравнительная характеристика уровня и качества жизни:
международный аспект 33
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 47
2.1. Динамика основных показателей уровня жизни в Сибирском
федеральном округе 47
2.2. Краткая социально-экономическая характеристика Новосибирской
области 59
2.3. Анализ основных социально-экономических показателей Новосибирской
области 68
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 81
3.1. Рекомендации по применению данных о состоянии уровня и качества
жизни населения в управленческой деятельности органов власти 81
3.2. Рекомендации по улучшению показателей уровня и качества жизни
населения региона 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 10
1.1. Уровень жизни как социально-экономическая категория 10
1.2. Соотношение понятий «уровень» и «качество» жизни 16
1.3. Основные показатели уровня и качества жизни 21
1.4. Сравнительная характеристика уровня и качества жизни:
международный аспект 33
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 47
2.1. Динамика основных показателей уровня жизни в Сибирском
федеральном округе 47
2.2. Краткая социально-экономическая характеристика Новосибирской
области 59
2.3. Анализ основных социально-экономических показателей Новосибирской
области 68
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 81
3.1. Рекомендации по применению данных о состоянии уровня и качества
жизни населения в управленческой деятельности органов власти 81
3.2. Рекомендации по улучшению показателей уровня и качества жизни
населения региона 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЕ
Российская Федерация в будущие полвека рискует стать самой отстающей экономикой среди развивающихся стран. Такой неутешительный прогноз приводится в докладе «Долгосрочные перспективы: сценарии - 2060», опубликованный Организацией стран экономического сотрудничества и развития. Свой вывод ОЭСР объясняет тем, что за последние десятилетия российская экономика, зависимая от цен на энергоресурсы, исчерпала свой потенциал и без реформирования и структурных преобразований Россия с каждым годом будет только отставать от других стран по многим показателям. Этому также будет способствовать кризис государственного управления, начавшийся с момента развала СССР. В настоящее время, по данным Международного валютного фонда, Россия по уровню ВВП на душу населения находится на 72-м из 187 мест, это ниже Китая и Мексики.
Для того, чтобы нормализовать ситуацию и вывести экономику на новый уровень Президент РФ в послании Федеральному собранию потребовал к 2025 г. увеличить ВВП страны в два раза и войти в число первых экономик мира. Главным способом достижения данной цели глава государства назвал повышение уровня и качества жизни населения страны за счёт развития различных сфер жизни: демографии, здравоохранения, образования, науки, промышленности и т. д. Решение данной задачи возможно только при условии обеспечения динамичного роста экономики на базе технологический нововведений.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению уровня жизни населения Новосибирской области.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы исследования уровня жизни населения;
- изучить показатели уровня жизни населения Новосибирской области и изложить результаты исследования;
- определить основные направления повышения уровня жизни населения Новосибирской области.
Объектом исследования являются уровень и качество жизни населения.
Предмет исследования - уровень жизни населения Новосибирской области.
Объект наблюдения - показатели уровня жизни населения России и других государств, Сибирского федерального округа, Новосибирской области.
В первой главе содержится история уровня и качества жизни, способы их определения, а также положение РФ по данным показателям на мировом уровне по различным рейтингам.
Во второй главе приводятся причины, ухудшающие уровень и качество жизни населения Российской Федерации, а также способы управления негативными процессами. Кроме того, проводится исследование динамики уровня и качества жизни населения Сибирского федерального округа, составляется характеристика основных социально-экономических показателей Новосибирской области и также отслеживается их динамика за последние 5-6 лет.
В третьей главе, на основании изученных официальных документов, а именно Указа Президента РФ от 7 мая и «Стратегии социально - экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года», составлен перечень рекомендаций по улучшению уровня и качества жизни, сна-чала государственным органам, а затем, во втором пункте, для всего населения Новосибирской области.
В процессе подготовки работы использованы учебники и учебные пособия, книги, монографии, статьи как зарубежных, так и отечественных учёных, данные официальной статистики, электронные источники информации.
Для того, чтобы нормализовать ситуацию и вывести экономику на новый уровень Президент РФ в послании Федеральному собранию потребовал к 2025 г. увеличить ВВП страны в два раза и войти в число первых экономик мира. Главным способом достижения данной цели глава государства назвал повышение уровня и качества жизни населения страны за счёт развития различных сфер жизни: демографии, здравоохранения, образования, науки, промышленности и т. д. Решение данной задачи возможно только при условии обеспечения динамичного роста экономики на базе технологический нововведений.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по повышению уровня жизни населения Новосибирской области.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы исследования уровня жизни населения;
- изучить показатели уровня жизни населения Новосибирской области и изложить результаты исследования;
- определить основные направления повышения уровня жизни населения Новосибирской области.
Объектом исследования являются уровень и качество жизни населения.
Предмет исследования - уровень жизни населения Новосибирской области.
Объект наблюдения - показатели уровня жизни населения России и других государств, Сибирского федерального округа, Новосибирской области.
В первой главе содержится история уровня и качества жизни, способы их определения, а также положение РФ по данным показателям на мировом уровне по различным рейтингам.
Во второй главе приводятся причины, ухудшающие уровень и качество жизни населения Российской Федерации, а также способы управления негативными процессами. Кроме того, проводится исследование динамики уровня и качества жизни населения Сибирского федерального округа, составляется характеристика основных социально-экономических показателей Новосибирской области и также отслеживается их динамика за последние 5-6 лет.
В третьей главе, на основании изученных официальных документов, а именно Указа Президента РФ от 7 мая и «Стратегии социально - экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года», составлен перечень рекомендаций по улучшению уровня и качества жизни, сна-чала государственным органам, а затем, во втором пункте, для всего населения Новосибирской области.
В процессе подготовки работы использованы учебники и учебные пособия, книги, монографии, статьи как зарубежных, так и отечественных учёных, данные официальной статистики, электронные источники информации.
Уровень жизни - сложный социально-экономический показатель, введённый в научный оборот относительно недавно, но уже считающийся главным отражателем реального положения дел в экономике страны.
Наряду с показателем «уровень жизни» используется категория «качество жизни», представляющая собой более широкое понятие, включающее не только материальное благополучие людей, но и субъективную оценку.
Уровень и качество жизни - основа развития и совершенствования социальной сферы, инструмент эффективной экономической политики, что иллюстрирует опыт развитых стран, именно поэтому совершенствование данных показателей становится важнейшей задачей для органов, которые занимаются управлением этих процессов.
Уровень и качество жизни оценивается с помощью таких показателей как ожидаемая продолжительность жизни, объем реального ВВП на душу населения, денежные доходы и расходы населения, реальная заработная плата, потребление основных продуктов питания на душу населения, а также различных индексов, таких как: индекс человеческого развития, лучшей жизни, Биг-Мака, инклюзивного развития и проч.
Проведя исследование уровня и качества жизни населения России, Сибирского федерального округа и Новосибирской области, можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время Российская Федерация по уровню и качеству жизни в межстрановом сравнении занимает не самые первые места, о чём свидетельствует негативная динамика по многим социально-экономическим показателям: демографии, сфере здравоохранения, доходам граждан и т.д. К тому же наблюдается кризис государственного управления, который длится уже около двадцати лет. Улучшению ситуации препятствует выраженная неравномерность социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Именно поэтому органам государственной власти предстоит решать важнейшие задачи по управлению показателями уровня и качества жизни россиян, в противном случае сохраняется риск задержаться в кризисных явлениях ещё долгое время.
2. Сибирский федеральный округ по основным социально-экономическим показателям на общероссийском фоне находится приблизительно посередине списка рейтинга округов. Подводит низкая продолжительность жизни - 69 лет, отрицательная динамика по демографической ситуации, высокий уровень заболеваемости населения (первые места), недостаточное финансирование и низ-кая оснащённость сферы здравоохранения, однако, по последнему показателю регион на первых местах. По уровню доходов населения округ занимает последние места. Несмотря на их рост, благосостояние граждан снижается, вследствие падения реальных денежных доходов. В структуре потребления основные статьи - продукты питания, услуги ЖКХ и одежда, что доказывает низкий уровень и качество жизни граждан СФО.
3. Новосибирская область, входящая в СФО, является важным субъектом российской экономики. Область по многим показателям превышает среднероссийские: по ВРП, по производству сельскохозяйственной продукции, по объёму вводимого в эксплуатацию жилья, по количеству населения. Основой роста экономики области является научный и человеческий потенциал, представленный множеством исследовательских институтов и образовательных учреждений.
По показателям уровня и качества жизни населения область занимает первые места в Сибирском федеральном округе, а на уровне России находится в середине рейтинга субъектов. Однако, уровень и качество жизни населения всё ещё недостаточно высок. Ожидаемая продолжительность жизни в Новосибирской области составляет 71,2 года. Отмечается ухудшение демографической ситуации: снижается рождаемость, смертность превышает рождаемость, не смотря на снижающееся число смертей. Наблюдаются проблемы в сфере здравоохранения: низкое качество оказания медицинских услуг, высокий уровень заболеваемости населения, но по многим болезням, наблюдается снижение, сокращается число больничных организаций и их оснащённость. Уровень денежных доходов населения Новосибирской области выше, чем в СФО и находится на 42 месте из 85 субъектов России. Присутствует высокая их дифференциация. Однако, наблюдается уменьшение реальных доходов граждан, поэтому население старается меньше тратить. В структуре расходов - продукты питания, ЖКХ и одежда. Основным источником доходов является заработная плата, в большинстве случаев, выдающаяся в «конвертах».
Из работы очевидно, что население НСО не благополучно живёт, а выживает. Для изменения негативной ситуации государственными органами была разработана программа «Стратегия социально -экономического развития Ново-сибирской области до 2025 года». Однако, для нормализации ситуации и увеличения уровня и качества жизни всех положений программы недостаточно, поэтому мы дополнили своими рекомендациями, направленными на более глубокие изменения в социально-экономической сфере, основанные на повышение благополучия населения, а именно: улучшения демографической ситуации, повышения качества предоставления медицинских услуг, обеспечения условий для увеличения доходов граждан, снижения их дифференциации, развития предпринимательства, и т.д. Самое главное - необходимо создать эффективную систему государственного управления, которое сумеет улучшить уровень и качество жизни граждан Новосибирской области.
Наряду с показателем «уровень жизни» используется категория «качество жизни», представляющая собой более широкое понятие, включающее не только материальное благополучие людей, но и субъективную оценку.
Уровень и качество жизни - основа развития и совершенствования социальной сферы, инструмент эффективной экономической политики, что иллюстрирует опыт развитых стран, именно поэтому совершенствование данных показателей становится важнейшей задачей для органов, которые занимаются управлением этих процессов.
Уровень и качество жизни оценивается с помощью таких показателей как ожидаемая продолжительность жизни, объем реального ВВП на душу населения, денежные доходы и расходы населения, реальная заработная плата, потребление основных продуктов питания на душу населения, а также различных индексов, таких как: индекс человеческого развития, лучшей жизни, Биг-Мака, инклюзивного развития и проч.
Проведя исследование уровня и качества жизни населения России, Сибирского федерального округа и Новосибирской области, можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время Российская Федерация по уровню и качеству жизни в межстрановом сравнении занимает не самые первые места, о чём свидетельствует негативная динамика по многим социально-экономическим показателям: демографии, сфере здравоохранения, доходам граждан и т.д. К тому же наблюдается кризис государственного управления, который длится уже около двадцати лет. Улучшению ситуации препятствует выраженная неравномерность социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Именно поэтому органам государственной власти предстоит решать важнейшие задачи по управлению показателями уровня и качества жизни россиян, в противном случае сохраняется риск задержаться в кризисных явлениях ещё долгое время.
2. Сибирский федеральный округ по основным социально-экономическим показателям на общероссийском фоне находится приблизительно посередине списка рейтинга округов. Подводит низкая продолжительность жизни - 69 лет, отрицательная динамика по демографической ситуации, высокий уровень заболеваемости населения (первые места), недостаточное финансирование и низ-кая оснащённость сферы здравоохранения, однако, по последнему показателю регион на первых местах. По уровню доходов населения округ занимает последние места. Несмотря на их рост, благосостояние граждан снижается, вследствие падения реальных денежных доходов. В структуре потребления основные статьи - продукты питания, услуги ЖКХ и одежда, что доказывает низкий уровень и качество жизни граждан СФО.
3. Новосибирская область, входящая в СФО, является важным субъектом российской экономики. Область по многим показателям превышает среднероссийские: по ВРП, по производству сельскохозяйственной продукции, по объёму вводимого в эксплуатацию жилья, по количеству населения. Основой роста экономики области является научный и человеческий потенциал, представленный множеством исследовательских институтов и образовательных учреждений.
По показателям уровня и качества жизни населения область занимает первые места в Сибирском федеральном округе, а на уровне России находится в середине рейтинга субъектов. Однако, уровень и качество жизни населения всё ещё недостаточно высок. Ожидаемая продолжительность жизни в Новосибирской области составляет 71,2 года. Отмечается ухудшение демографической ситуации: снижается рождаемость, смертность превышает рождаемость, не смотря на снижающееся число смертей. Наблюдаются проблемы в сфере здравоохранения: низкое качество оказания медицинских услуг, высокий уровень заболеваемости населения, но по многим болезням, наблюдается снижение, сокращается число больничных организаций и их оснащённость. Уровень денежных доходов населения Новосибирской области выше, чем в СФО и находится на 42 месте из 85 субъектов России. Присутствует высокая их дифференциация. Однако, наблюдается уменьшение реальных доходов граждан, поэтому население старается меньше тратить. В структуре расходов - продукты питания, ЖКХ и одежда. Основным источником доходов является заработная плата, в большинстве случаев, выдающаяся в «конвертах».
Из работы очевидно, что население НСО не благополучно живёт, а выживает. Для изменения негативной ситуации государственными органами была разработана программа «Стратегия социально -экономического развития Ново-сибирской области до 2025 года». Однако, для нормализации ситуации и увеличения уровня и качества жизни всех положений программы недостаточно, поэтому мы дополнили своими рекомендациями, направленными на более глубокие изменения в социально-экономической сфере, основанные на повышение благополучия населения, а именно: улучшения демографической ситуации, повышения качества предоставления медицинских услуг, обеспечения условий для увеличения доходов граждан, снижения их дифференциации, развития предпринимательства, и т.д. Самое главное - необходимо создать эффективную систему государственного управления, которое сумеет улучшить уровень и качество жизни граждан Новосибирской области.
Подобные работы
- ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
(на примере Томской области)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РОССИИ.
НА МАТЕРИАЛАХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 1996-2004 гг.(07.00.02)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ АГРОХОЛДИНГОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Оценка угроз экономической безопасности в сфере уровня жизни населения территории
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ В РОССИИ. НА МАТЕРИАЛАХ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 1996-2004 гг.
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ АСИММЕТРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



