ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В 9
СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
1.1. Профилактика социального сиротства как объект научного 9
исследования
1.2.Органы опеки и попечительства в межведомственном 24
взаимодействии по профилактике социального сиротства на муниципальном уровне
2. ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ 41
ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ
2.1. Проблемы профилактики социального сиротства в 41
Белгородском районе (по материалам исследования)
2.2. Муниципальная межведомственная модель профилактики 56
социального сиротства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В 9
СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
1.1. Профилактика социального сиротства как объект научного 9
исследования
1.2.Органы опеки и попечительства в межведомственном 24
взаимодействии по профилактике социального сиротства на муниципальном уровне
2. ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ 41
ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ
2.1. Проблемы профилактики социального сиротства в 41
Белгородском районе (по материалам исследования)
2.2. Муниципальная межведомственная модель профилактики 56
социального сиротства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Социальное сиротство - явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения при живых родителях (вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др.). В настоящее время государство тратит огромные средства на содержание детей-сирот, вкладывая большие суммы в различные организации и фонды, призванные помочь детям-сиротам, но это не решает вопросов предупреждения социального сиротства.
В связи с этим остро стоит вопрос о профилактике социального сиротства и развития данной технологии в разных ведомствах и на разных уровнях. Так как эффективная профилактическая деятельность помогает на ранней стадии обнаружить неблагополучную ситуацию, разобраться в ней и оказать семье конкретную адресную поддержку.
В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности детей, нуждающихся в опеке и попечительства. Органы опеки и попечительства обладают широкими полномочиями, позволяющими им своевременно выявить семьи, пребывание в которых может быть опасно для ребенка и предпринять меры либо к изменению ситуации, либо к изъятию детей.
Существует актуальная потребность общества в повышении эффективности деятельности органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства и координации деятельности всех заинтересованных структур, так как должны предприниматься целенаправленные действия по ранней, докризисной профилактике социального сиротства.
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих сегодня, является поиск путей снижения роста социального сиротства и повышения эффективности их профилактики на муниципальном уровне и роли органов опеки и попечительства в ней.
Степень научной разработанности. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на протяжении длительного времени привлекают внимание исследователей. В научной литературе Б.Г. Ананьев, М.И. Буянова, В.С. Мухина, Н.О. Османов занимаются проблемой всестороннего развития детей, находящихся в условиях дефицита общения с близкими людьми.
Различные аспекты организации практической социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, раскрыты в работах следующих авторов: Н.Л.Белопольской, М.О.Буяновой,
В.А.Варывдина, Т.С.Зубковой. И.П.Клемантовича, Г.И.Климантовой, В.Ю.Меновщикова, Л.Ю.Михеевой, Л.М.Пчелинцевой, Н.В.Тимошиной.
Изучением основных проблем детей, оставшихся без попечения родителей, и разработкой методов для создания оптимальных условий для развития занимаются такие ученые как A.M.Прихожан, Н.Н.Толстых.
В.И.Брутман, М.А.Галагузова, Г.В.Грибанова, Н.П.Иванова, В.С.Мухина, Н.А.Панина затрагивали в своих трудах проблему организации профилактики социального сиротства. Изучением проблемы профилактики социальной дезадаптации подростков из неблагополучных семей занимается Т.В.Атаниязова.
Значительный интерес представляют работы, посвященные межведомственному взаимодействию в вопросах профилактики безнадзорности и комплексного сопровождения неблагополучных семей такого автора, как Л.О.Каманиной.
И.И.Матушкина, Е.М.Паламарчук занимаются изучением технологий профилактики семейного неблагополучия и рассматривают в своих трудах межведомственное взаимодействие в системе профилактики социального сиротства в целях совершенствования мер по работе с семьями групп риска.
Теоретические основы организационно-правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации заложены в трудах таких известных в данной области правоведов, как: Е.Г.Азаровой, А.Д.Джабраиловой, О.А.Кабышева, И.М.Кузнецовой, Л.Ю.Михеевой, А.М.Нечаевой, К.И.Скловского.
Проблемы социальной профилактики исследовалась Р.Н.Войтлевым, Л.Э.Кунельским, М.С.Мацковской, Л.С.Стракулиной, О.Н.Чаловой.
Профилактикой социального сиротства: создание системы семейной индивидуальной защиты детства на муниципальном уровне, занимаются Г.Ф.Григорьева, Н.Л.Хананашвили.
Несмотря на широкий охват проблемы социального сиротства и его профилактики в научных трудах, данная тема характеризуется недостаточной степенью разработанности, где можно было бы увидеть проблему целиком на муниципальном уровне.
Объектом исследования является профилактика социального сиротства.
Предметом исследования является роль органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства на муниципальном уровне.
Цель исследования раскрыть сущность и особенности деятельности органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства и разработать муниципальную межведомственную модель профилактики социального сиротства.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы деятельности органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства
2. Выявить специфику деятельности органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства в Белгородском районе
3. Разработать муниципальную межведомственную модель профилактики социального сиротства
Теоретико-методологические основы исследования. Рассмотрение социальное сиротство как социального феномена через социологические подходы: структурно-функционального (Э.Дюркгейма, Т.Парсонса,
Г.Спенсера) и интерпретативистского (И.Гофман, Г.Беккер, Э.Лемерт).
Использование психолого-педагогических подходов к организации профилактического процесса, каждый из которых базируется на выделении тех или иных причин как приоритетных, оказывающих влияние на проявление негативного явления:
- средовой подход (С.А.Беличева, Ю.А.Клейберг, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий);
- клинико-биологический подход (И.И.Карпец, В.Н.Кудрявцев, Т.Н.Курбатова);
- личностно-ориентированный подход (М.И.Буянов, И.П.Крохин, Р.В.Овчарова, В.Г.Степанов).
Методы исследования. Теоретические методы: анализ специальной литературы, анализ документов, моделирование.
Методы, обеспечивающие получение эмпирических результатов исследования: анкетирование, экспертный опрос.
Эмпирическая база исследования. Результаты анализа философской, социологической, педагогической, психологической литературы.
Нормативные документы, регулирующие деятельность органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства: Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 24.08.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; письмо Министерства образования и науки РФ от 30.06.2008 года N ИК-1105/06 «О повышении эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства». На уровне регионального законодательства - Закон Белгородской области от 14.01.2008 года № 185 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Белгородской области»; Закон Белгородской области от 13.12.2000 года N 122 «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области».
Результаты анализа данных федеральной и региональной статистики по численности социальных сирот, семей, находящихся в социально опасном положении.
Результаты анализа отчетной и статистической информации по профилактики социального сиротства, анализа личных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в базе данных органов опеки и попечительства Белгородском районе.
Результаты прикладного социологического исследования «Проблемы профилактики социального сиротства в Белгородском районе», проведенного автором в ходе производственной и преддипломной практик на базе УСЗН администрации Белгородского района в отделе опеки и попечительства.
Теоретико-практическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ней выводы и обобщенные теоретические материалы, расширяют научные представления о роли органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства на муниципальном уровне. Содержащийся в работе анализ проблем профилактики социального сиротства способствует более глубокому их научному обоснованию.
Данная работа отличается высокой практической значимостью, которая предполагает возможность дальнейшего использования результатов исследования в развитии и совершенствовании деятельности органов опеки и попечительства Белгородском районе в системе профилактики социального сиротства. В ходе написания работы была разработана муниципальная межведомственная модель профилактики социального сиротства, позволяющая сделать процесс наиболее эффективным.
Апробация результатов исследования. Результаты и положения исследования были апробированы и обсуждены на рабочих совещаниях в ходе прохождения производственной и преддипломной практик на базе УСЗН администрации Белгородского района в отделе опеки и попечительства и были приняты к сведению.
В связи с этим остро стоит вопрос о профилактике социального сиротства и развития данной технологии в разных ведомствах и на разных уровнях. Так как эффективная профилактическая деятельность помогает на ранней стадии обнаружить неблагополучную ситуацию, разобраться в ней и оказать семье конкретную адресную поддержку.
В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства. Это связано с тем, что сложные социально-экономические условия, криминализация общества, отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности детей, нуждающихся в опеке и попечительства. Органы опеки и попечительства обладают широкими полномочиями, позволяющими им своевременно выявить семьи, пребывание в которых может быть опасно для ребенка и предпринять меры либо к изменению ситуации, либо к изъятию детей.
Существует актуальная потребность общества в повышении эффективности деятельности органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства и координации деятельности всех заинтересованных структур, так как должны предприниматься целенаправленные действия по ранней, докризисной профилактике социального сиротства.
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих сегодня, является поиск путей снижения роста социального сиротства и повышения эффективности их профилактики на муниципальном уровне и роли органов опеки и попечительства в ней.
Степень научной разработанности. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на протяжении длительного времени привлекают внимание исследователей. В научной литературе Б.Г. Ананьев, М.И. Буянова, В.С. Мухина, Н.О. Османов занимаются проблемой всестороннего развития детей, находящихся в условиях дефицита общения с близкими людьми.
Различные аспекты организации практической социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, раскрыты в работах следующих авторов: Н.Л.Белопольской, М.О.Буяновой,
В.А.Варывдина, Т.С.Зубковой. И.П.Клемантовича, Г.И.Климантовой, В.Ю.Меновщикова, Л.Ю.Михеевой, Л.М.Пчелинцевой, Н.В.Тимошиной.
Изучением основных проблем детей, оставшихся без попечения родителей, и разработкой методов для создания оптимальных условий для развития занимаются такие ученые как A.M.Прихожан, Н.Н.Толстых.
В.И.Брутман, М.А.Галагузова, Г.В.Грибанова, Н.П.Иванова, В.С.Мухина, Н.А.Панина затрагивали в своих трудах проблему организации профилактики социального сиротства. Изучением проблемы профилактики социальной дезадаптации подростков из неблагополучных семей занимается Т.В.Атаниязова.
Значительный интерес представляют работы, посвященные межведомственному взаимодействию в вопросах профилактики безнадзорности и комплексного сопровождения неблагополучных семей такого автора, как Л.О.Каманиной.
И.И.Матушкина, Е.М.Паламарчук занимаются изучением технологий профилактики семейного неблагополучия и рассматривают в своих трудах межведомственное взаимодействие в системе профилактики социального сиротства в целях совершенствования мер по работе с семьями групп риска.
Теоретические основы организационно-правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации заложены в трудах таких известных в данной области правоведов, как: Е.Г.Азаровой, А.Д.Джабраиловой, О.А.Кабышева, И.М.Кузнецовой, Л.Ю.Михеевой, А.М.Нечаевой, К.И.Скловского.
Проблемы социальной профилактики исследовалась Р.Н.Войтлевым, Л.Э.Кунельским, М.С.Мацковской, Л.С.Стракулиной, О.Н.Чаловой.
Профилактикой социального сиротства: создание системы семейной индивидуальной защиты детства на муниципальном уровне, занимаются Г.Ф.Григорьева, Н.Л.Хананашвили.
Несмотря на широкий охват проблемы социального сиротства и его профилактики в научных трудах, данная тема характеризуется недостаточной степенью разработанности, где можно было бы увидеть проблему целиком на муниципальном уровне.
Объектом исследования является профилактика социального сиротства.
Предметом исследования является роль органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства на муниципальном уровне.
Цель исследования раскрыть сущность и особенности деятельности органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства и разработать муниципальную межведомственную модель профилактики социального сиротства.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы деятельности органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства
2. Выявить специфику деятельности органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства в Белгородском районе
3. Разработать муниципальную межведомственную модель профилактики социального сиротства
Теоретико-методологические основы исследования. Рассмотрение социальное сиротство как социального феномена через социологические подходы: структурно-функционального (Э.Дюркгейма, Т.Парсонса,
Г.Спенсера) и интерпретативистского (И.Гофман, Г.Беккер, Э.Лемерт).
Использование психолого-педагогических подходов к организации профилактического процесса, каждый из которых базируется на выделении тех или иных причин как приоритетных, оказывающих влияние на проявление негативного явления:
- средовой подход (С.А.Беличева, Ю.А.Клейберг, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий);
- клинико-биологический подход (И.И.Карпец, В.Н.Кудрявцев, Т.Н.Курбатова);
- личностно-ориентированный подход (М.И.Буянов, И.П.Крохин, Р.В.Овчарова, В.Г.Степанов).
Методы исследования. Теоретические методы: анализ специальной литературы, анализ документов, моделирование.
Методы, обеспечивающие получение эмпирических результатов исследования: анкетирование, экспертный опрос.
Эмпирическая база исследования. Результаты анализа философской, социологической, педагогической, психологической литературы.
Нормативные документы, регулирующие деятельность органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства: Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон от 24.08.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; письмо Министерства образования и науки РФ от 30.06.2008 года N ИК-1105/06 «О повышении эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства». На уровне регионального законодательства - Закон Белгородской области от 14.01.2008 года № 185 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Белгородской области»; Закон Белгородской области от 13.12.2000 года N 122 «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области».
Результаты анализа данных федеральной и региональной статистики по численности социальных сирот, семей, находящихся в социально опасном положении.
Результаты анализа отчетной и статистической информации по профилактики социального сиротства, анализа личных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в базе данных органов опеки и попечительства Белгородском районе.
Результаты прикладного социологического исследования «Проблемы профилактики социального сиротства в Белгородском районе», проведенного автором в ходе производственной и преддипломной практик на базе УСЗН администрации Белгородского района в отделе опеки и попечительства.
Теоретико-практическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ней выводы и обобщенные теоретические материалы, расширяют научные представления о роли органов опеки и попечительства в системе профилактики социального сиротства на муниципальном уровне. Содержащийся в работе анализ проблем профилактики социального сиротства способствует более глубокому их научному обоснованию.
Данная работа отличается высокой практической значимостью, которая предполагает возможность дальнейшего использования результатов исследования в развитии и совершенствовании деятельности органов опеки и попечительства Белгородском районе в системе профилактики социального сиротства. В ходе написания работы была разработана муниципальная межведомственная модель профилактики социального сиротства, позволяющая сделать процесс наиболее эффективным.
Апробация результатов исследования. Результаты и положения исследования были апробированы и обсуждены на рабочих совещаниях в ходе прохождения производственной и преддипломной практик на базе УСЗН администрации Белгородского района в отделе опеки и попечительства и были приняты к сведению.
Социальное сиротство - это явление, вызванное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения при живых родителях вследствие различных причин.
В настоящее время существует множество условий, возникновения социального сиротства. В связи с этим у современного общества есть потребность в поиске путей, способствующих снижению уровня социального сиротства и повышению эффективности его профилактики.
Под профилактикой социального сиротства понимают часть обязательной деятельности государства по защите прав детей. Нарушение прав ребенка, может выражаться в действиях насильственного характера родителей по отношению к детям, а также в уклонение от исполнения родительских обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка.
В научной литературе исследователи выделяют уровни, виды и стадии профилактической деятельности в отношении социального сиротства. Они подразумевают использование разнообразных приёмов и методов деятельности.
Так же организация профилактики социального сиротства включает в себя комплекс мероприятий, который связан с изучением и прогнозированием проблемы социального сиротства, и направлен на предупреждение влияния негативных факторов, создавая оптимальную социальную среду для развития и воспитания детей.
В Российской Федерации профилактика социального сиротства является одним из стратегически важных направлений государственной семейной политики. В настоящее время существует трехуровневая система профилактики социального сиротства: федеральный, региональный и муниципальный уровни.
Муниципальный уровень профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства включает в себя систему взаимодействия различных служб и ведомств. Основными органами, которые проводят профилактическую работу с несовершеннолетними и их семьями, находящихся в социально опасном положении, являются субъекты системы профилактики.
Решение задач профилактики социального сиротства предполагает комплексный, межведомственный подход, который способствует систематизации деятельности и объединению усилий субъектов профилактики по решению проблем семейного неблагополучия и социального сиротства. Необходимость организации межведомственной деятельности на муниципальном уровне объясняется тем, что в ее рамках проблема решается комплексно, с учетом разных точек зрения и с использованием комплекса ресурсов.
Особую роль играют в системе профилактики социального сиротства органы опеки и попечительства. В их обязанности входит осуществление профилактической и реабилитационной работы с детьми и неблагополучными семьями.
В деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства, на муниципальном уровне, можно выделить: первичную, вторичную и третичную профилактики.
В целом социальная профилактика, осуществляемая органами опеки и попечительства на муниципальном уровне, направлена на предупреждение, предотвращение и пресечение социального сиротства.
Социальная профилактика органами опеки и попечительства создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, закладывая фундамент благополучия в семьях, и социальной стабильности общества в целом.
Приоритетными направлениями социальной политики Белгородского района является решение проблемы социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Белгородском районе органами опеки и попечительства проводится профилактическая работа, направленная на предотвращение социального сиротства, сотрудничая с различными субъектами профилактики. Отделом опеки и попечительством УСЗН администрации Белгородского района реализуются основные направления работы с семьей: раннее выявление семейного неблагополучия; оценка образа жизни семьи; изучение особенностей семейного окружения; своевременное предупреждение возможных отклонений в данных семьях.
Специалисты органов опеки и попечительства участвуют в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в межведомственных операциях («Подросток», «Каникулы», «Досуг»); проводят индивидуальную профилактическую работу по выявлению беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.
На базе отдела опеки и попечительства действует Центр подготовки и сопровождения замещающих семей «Дорога к дому». Он проводит курсы компетенции для родителей, планирующих взять приемного ребенка или уже имеющих приемных детей.
В работе органов опеки и попечительства возникают различные проблемы, которые мешают реализации эффективной профилактики социального сиротства в Белгородском районе и снижению числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Было проведено прикладное социологическое исследование «Проблемы профилактики социального сиротства Белгородского района». На его основе можно сказать, что существуют проблемы в организации профилактики социального сиротства в Белгородском районе, и она характеризуется как не достаточно эффективная. Для усовершенствования профилактики социального сиротства на муниципальном уровне необходимо проведение комплексных мероприятий, реализующихся на основе индивидуального и межведомственного подходов.
Одной из существенных проблем профилактики социального сиротства в Белгородском районе является отсутствие расширенного сотрудничества субъектов системы профилактики с общественными, негосударственными и религиозными объединениями.
Для решения выявленных проблем мы разработали модель межведомственной профилактики социального сиротства, на основе межведомственной системы патроната. Социальный патронат - это межведомственная система комплексного сопровождения семьи и детей в целях предотвращения социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Модель межведомственного взаимодействия - это такое взаимодействие, в котором все ведомства объединены в единую функциональную систему.
Внедрение эффективных технологий помощи немыслимы без социального партнерства государственных органов и институтов гражданского общества. Социальное партнерство - тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, в основе, которого лежит заключение социального договора.
Основные особенности разработанной модели: сохранение родной семьи для ребенка; реабилитация ребенка и его семьи; создание условий социального благополучия семьи; формирование системы комплексной помощи семье на всех уровнях; создание служб сопровождения семьи при органах опеки и попечительства; создание службы постинтернатного сопровождения для ресоциализации молодежи из числа детей-сирот.
Предложенная нами модель позволит наладить систему профилактики социального сиротства в Белгородском районе и предотвратить сиротство, безнадзорность, беспризорность и правонарушения несовершеннолетних.
В настоящее время существует множество условий, возникновения социального сиротства. В связи с этим у современного общества есть потребность в поиске путей, способствующих снижению уровня социального сиротства и повышению эффективности его профилактики.
Под профилактикой социального сиротства понимают часть обязательной деятельности государства по защите прав детей. Нарушение прав ребенка, может выражаться в действиях насильственного характера родителей по отношению к детям, а также в уклонение от исполнения родительских обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка.
В научной литературе исследователи выделяют уровни, виды и стадии профилактической деятельности в отношении социального сиротства. Они подразумевают использование разнообразных приёмов и методов деятельности.
Так же организация профилактики социального сиротства включает в себя комплекс мероприятий, который связан с изучением и прогнозированием проблемы социального сиротства, и направлен на предупреждение влияния негативных факторов, создавая оптимальную социальную среду для развития и воспитания детей.
В Российской Федерации профилактика социального сиротства является одним из стратегически важных направлений государственной семейной политики. В настоящее время существует трехуровневая система профилактики социального сиротства: федеральный, региональный и муниципальный уровни.
Муниципальный уровень профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства включает в себя систему взаимодействия различных служб и ведомств. Основными органами, которые проводят профилактическую работу с несовершеннолетними и их семьями, находящихся в социально опасном положении, являются субъекты системы профилактики.
Решение задач профилактики социального сиротства предполагает комплексный, межведомственный подход, который способствует систематизации деятельности и объединению усилий субъектов профилактики по решению проблем семейного неблагополучия и социального сиротства. Необходимость организации межведомственной деятельности на муниципальном уровне объясняется тем, что в ее рамках проблема решается комплексно, с учетом разных точек зрения и с использованием комплекса ресурсов.
Особую роль играют в системе профилактики социального сиротства органы опеки и попечительства. В их обязанности входит осуществление профилактической и реабилитационной работы с детьми и неблагополучными семьями.
В деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства, на муниципальном уровне, можно выделить: первичную, вторичную и третичную профилактики.
В целом социальная профилактика, осуществляемая органами опеки и попечительства на муниципальном уровне, направлена на предупреждение, предотвращение и пресечение социального сиротства.
Социальная профилактика органами опеки и попечительства создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, закладывая фундамент благополучия в семьях, и социальной стабильности общества в целом.
Приоритетными направлениями социальной политики Белгородского района является решение проблемы социального сиротства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Белгородском районе органами опеки и попечительства проводится профилактическая работа, направленная на предотвращение социального сиротства, сотрудничая с различными субъектами профилактики. Отделом опеки и попечительством УСЗН администрации Белгородского района реализуются основные направления работы с семьей: раннее выявление семейного неблагополучия; оценка образа жизни семьи; изучение особенностей семейного окружения; своевременное предупреждение возможных отклонений в данных семьях.
Специалисты органов опеки и попечительства участвуют в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в межведомственных операциях («Подросток», «Каникулы», «Досуг»); проводят индивидуальную профилактическую работу по выявлению беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.
На базе отдела опеки и попечительства действует Центр подготовки и сопровождения замещающих семей «Дорога к дому». Он проводит курсы компетенции для родителей, планирующих взять приемного ребенка или уже имеющих приемных детей.
В работе органов опеки и попечительства возникают различные проблемы, которые мешают реализации эффективной профилактики социального сиротства в Белгородском районе и снижению числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Было проведено прикладное социологическое исследование «Проблемы профилактики социального сиротства Белгородского района». На его основе можно сказать, что существуют проблемы в организации профилактики социального сиротства в Белгородском районе, и она характеризуется как не достаточно эффективная. Для усовершенствования профилактики социального сиротства на муниципальном уровне необходимо проведение комплексных мероприятий, реализующихся на основе индивидуального и межведомственного подходов.
Одной из существенных проблем профилактики социального сиротства в Белгородском районе является отсутствие расширенного сотрудничества субъектов системы профилактики с общественными, негосударственными и религиозными объединениями.
Для решения выявленных проблем мы разработали модель межведомственной профилактики социального сиротства, на основе межведомственной системы патроната. Социальный патронат - это межведомственная система комплексного сопровождения семьи и детей в целях предотвращения социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Модель межведомственного взаимодействия - это такое взаимодействие, в котором все ведомства объединены в единую функциональную систему.
Внедрение эффективных технологий помощи немыслимы без социального партнерства государственных органов и институтов гражданского общества. Социальное партнерство - тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, в основе, которого лежит заключение социального договора.
Основные особенности разработанной модели: сохранение родной семьи для ребенка; реабилитация ребенка и его семьи; создание условий социального благополучия семьи; формирование системы комплексной помощи семье на всех уровнях; создание служб сопровождения семьи при органах опеки и попечительства; создание службы постинтернатного сопровождения для ресоциализации молодежи из числа детей-сирот.
Предложенная нами модель позволит наладить систему профилактики социального сиротства в Белгородском районе и предотвратить сиротство, безнадзорность, беспризорность и правонарушения несовершеннолетних.
Подобные работы
- ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Профилактика социального сиротства в сельской местности на основе межведомственного взаимодействия
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование организации опеки и попечительства в муниципальном образовании (на примере г.Орска)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ:
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Главы к дипломным работам, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Социальная защита материнства и детства в Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ДЕТЕЙ- СИРОТ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ВЕЙДЕЛЕВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Приемная семья как форма жизнеустройства детей сирот
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



