Современные проблемы организации учета при перевозке грузов
|
Введение
1. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Учет автотранспорта в качестве основного средства 6
1.2 Поступление объектов основных средств в организацию 10
1.3 Страхование автотранспорта 12
1.4 Амортизация основных средств 14
1.5 Учет затрат на ремонт автотранспорта 16
1.7 Выбытие автотранспорта 21
1.8 Учет горюче-смазочных материалов 23
1.8 Учет запасных частей 30
1.9 Учет автошин 31
2. УЧЕТ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ 36
2.1 Нормативное регулирование и особенности учета 36
2.2 Особенности налогообложения 46
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ 55
3.1 Анализ деятельности предприятия ООО «Невская логистическая компания»
3.1.1 Общая характеристика организации 55
3.1.2 Анализ финансового положения и эффективности хозяйственной деятельности ООО «Невская логистическая компания» 64
3.1.3 Обзор результатов деятельности организации 70
3.2 Анализ деятельности предприятия ООО Грузовое такси «Газелькин» 74
3.2.1 Общая характеристика организации 74
3.2.2 Анализ финансового положения и эффективности хозяйственной деятельности ООО Грузовое такси «Газелькин» 75
3.2.3 Обзор результатов деятельности организации 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
1. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Учет автотранспорта в качестве основного средства 6
1.2 Поступление объектов основных средств в организацию 10
1.3 Страхование автотранспорта 12
1.4 Амортизация основных средств 14
1.5 Учет затрат на ремонт автотранспорта 16
1.7 Выбытие автотранспорта 21
1.8 Учет горюче-смазочных материалов 23
1.8 Учет запасных частей 30
1.9 Учет автошин 31
2. УЧЕТ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ 36
2.1 Нормативное регулирование и особенности учета 36
2.2 Особенности налогообложения 46
3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ 55
3.1 Анализ деятельности предприятия ООО «Невская логистическая компания»
3.1.1 Общая характеристика организации 55
3.1.2 Анализ финансового положения и эффективности хозяйственной деятельности ООО «Невская логистическая компания» 64
3.1.3 Обзор результатов деятельности организации 70
3.2 Анализ деятельности предприятия ООО Грузовое такси «Газелькин» 74
3.2.1 Общая характеристика организации 74
3.2.2 Анализ финансового положения и эффективности хозяйственной деятельности ООО Грузовое такси «Газелькин» 75
3.2.3 Обзор результатов деятельности организации 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Транспорт России это огромная и сложная система, в состав которой входят железнодорожные пути, нефте и газопроводы, автомобильные дороги, водные и воздушные магистрали.
По данным Росстата по состоянию на январь 2017 за 2016 г. транспортом перевезли 7592 448 тыс. тонн груза (см. Приложение 1), из них:
- 1 219 963,6 тыс. тонн железнодорожным транспортом - 16,06 %,
- 5 138 226,4 тыс. тонн автомобильным транспортом - 67,7 %,
- 24 541,1 тыс. тонн морским транспортом - 0,33 %,
- 115 784,3 тыс. тонн внутренним водным транспортом 1,52 %,
- 2 992,9 тыс. тонн воздушным транспортом 0,04 %,
- 1 090 000 тыс. тонн трубопроводным транспортом 14,35 %.
Актуальность исследования. Как видно из приведенных выше данных - более 50 % грузов было доставлено при помощи автотранспорта. Очевидно, что в разрезе таких данных перевозки автомобильным транспортом на сегодняшний день являются одним из наиболее перспективных видов транспортировки груза. Это наиболее востребованный вид транспорта.
Зачастую, в силу географических, экономических и иных особенностей, не всегда возможно доставить груз одним видом транспорта. И клиенту важно, чтобы на транспортировку груза был один корректно оформленный транспортный документ, и один поставщик услуг, который был бы ответственен за своевременную и качественную доставку груза. В этом потребителю может такой вид услуг, как транспортная экспедиция.
Ключевой принцип, на котором основывается транспортная экспедиция, это обслуживание с применением условий «от двери до двери». «Подобный подход позволяет выстраивать такую схему взаимодействия между клиентом и экспедитором, при которой основу составляет наличие информации о самом товаре, его движении, поступлении, хранении на складе и последующей доставке на объекты для продажи. Такие услуги не может оказать ни один перевозчик. Как владелец транспортных средств он не способен выполнять весь комплекс услуг, поскольку у него отсутствуют для этого необходимые трудовые и организационные возможности, от чего напрямую зависит должный уровень транспортно-логистических услуг при смешанных перевозках». [35, стр. 375 ].
Целью данной работы является исследование системы учета на автотранспортных предприятиях для разработки способов ее оптимизации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- подробно изучить отраслевые особенности учета на автопредприятии, предприятии, которое оказывает транспортно-экспедиционные услуги;
-проанализировать отчетность двух предприятий (экспедитора и перевозчика);
- определить наиболее проблемные участки учета и предложить способы организации и оптимизации учета на этих участках.
Объект исследования: хозяйственная деятельность предприятий в автотранспортной отрасли. Предмет исследования: система бухгалтерского учета при перевозке грузов.
Научная новизна заключается в обобщении правил регулирования и организации учета при перевозке грузов. Это позволяет систематизировать нормативные источники и мнения специалистов по поводу особенностей учета активов и обязательств предприятий, занятых в автотранспортной отрасли. Практическая значимость. Практическая значимость данной работы заключается в том, что на данном этапе, автотранспортные грузоперевозки являются одним из самых востребованных способов транспортировки грузов. Отлаженная
система учета на таких предприятиях одна из составляющих их успешного развития.
Структура работы: В первой главе подробно рассмотрен учет и его особенности на автотранспортном предприятии. Во второй главе подробно описаны отраслевые особенности учета организации-экспедитора. В третьей главе проведен анализ бухгалтерской отчетности перевозчика и экспедитора, а также выявлен и описан один из наиболее сложных участков учета организации- экспедитора и предложен вариант его оптимизации.
По данным Росстата по состоянию на январь 2017 за 2016 г. транспортом перевезли 7592 448 тыс. тонн груза (см. Приложение 1), из них:
- 1 219 963,6 тыс. тонн железнодорожным транспортом - 16,06 %,
- 5 138 226,4 тыс. тонн автомобильным транспортом - 67,7 %,
- 24 541,1 тыс. тонн морским транспортом - 0,33 %,
- 115 784,3 тыс. тонн внутренним водным транспортом 1,52 %,
- 2 992,9 тыс. тонн воздушным транспортом 0,04 %,
- 1 090 000 тыс. тонн трубопроводным транспортом 14,35 %.
Актуальность исследования. Как видно из приведенных выше данных - более 50 % грузов было доставлено при помощи автотранспорта. Очевидно, что в разрезе таких данных перевозки автомобильным транспортом на сегодняшний день являются одним из наиболее перспективных видов транспортировки груза. Это наиболее востребованный вид транспорта.
Зачастую, в силу географических, экономических и иных особенностей, не всегда возможно доставить груз одним видом транспорта. И клиенту важно, чтобы на транспортировку груза был один корректно оформленный транспортный документ, и один поставщик услуг, который был бы ответственен за своевременную и качественную доставку груза. В этом потребителю может такой вид услуг, как транспортная экспедиция.
Ключевой принцип, на котором основывается транспортная экспедиция, это обслуживание с применением условий «от двери до двери». «Подобный подход позволяет выстраивать такую схему взаимодействия между клиентом и экспедитором, при которой основу составляет наличие информации о самом товаре, его движении, поступлении, хранении на складе и последующей доставке на объекты для продажи. Такие услуги не может оказать ни один перевозчик. Как владелец транспортных средств он не способен выполнять весь комплекс услуг, поскольку у него отсутствуют для этого необходимые трудовые и организационные возможности, от чего напрямую зависит должный уровень транспортно-логистических услуг при смешанных перевозках». [35, стр. 375 ].
Целью данной работы является исследование системы учета на автотранспортных предприятиях для разработки способов ее оптимизации. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- подробно изучить отраслевые особенности учета на автопредприятии, предприятии, которое оказывает транспортно-экспедиционные услуги;
-проанализировать отчетность двух предприятий (экспедитора и перевозчика);
- определить наиболее проблемные участки учета и предложить способы организации и оптимизации учета на этих участках.
Объект исследования: хозяйственная деятельность предприятий в автотранспортной отрасли. Предмет исследования: система бухгалтерского учета при перевозке грузов.
Научная новизна заключается в обобщении правил регулирования и организации учета при перевозке грузов. Это позволяет систематизировать нормативные источники и мнения специалистов по поводу особенностей учета активов и обязательств предприятий, занятых в автотранспортной отрасли. Практическая значимость. Практическая значимость данной работы заключается в том, что на данном этапе, автотранспортные грузоперевозки являются одним из самых востребованных способов транспортировки грузов. Отлаженная
система учета на таких предприятиях одна из составляющих их успешного развития.
Структура работы: В первой главе подробно рассмотрен учет и его особенности на автотранспортном предприятии. Во второй главе подробно описаны отраслевые особенности учета организации-экспедитора. В третьей главе проведен анализ бухгалтерской отчетности перевозчика и экспедитора, а также выявлен и описан один из наиболее сложных участков учета организации- экспедитора и предложен вариант его оптимизации.
Во время написания работы было исследовано множество нормативной документации, тематической учебной и научной литературы и периодических изданий.
Из отраслевых особенностей учета на автопредприятии были описаны учет горюче-смазочных материалов; учет автомобильных шин;
- учет запасных частей.
Из особенностей учета организации, занимающейся предоставлением транспортно-экспедиторских услуг, были выявлены следующие особенности:
- деятельность экспедитора можно расценивать как посредническую;
- особенности перевыставления услуг сторонних организаций;
- особенности исчисления и уплаты НДС;
Были обобщены правила регулирования и организации учета при перевозке грузов.
В главе 3 по данным внешней финансовой отчетности была рассмотрена деятельность ООО «Невская логистическая компания» и ООО «Грузовое такси «Газелькин». В ходе анализа была оценена стоимость чистых активов, рассчитаны показатели финансовой устойчивости, ликвидности, деловой активности, определена структура активов организаций. По результатам были выявлены слабые и сильные стороны предприятий:
У ООО «НЛК»:
- текущая ликвидность равна 1.18 (при норме в 2 и больше);
- низкий показатель рентабельности активов (2.1% при норме в 8 и более %);
При этом:
- чистые активы больше уставного капитала, к тому же в 2015г зафиксирован их рост
- быстрая (промежуточная) ликвидность в норме;
- ООО «НЛК» характеризуется абсолютной финансовой устойчивостью.
У ООО Грузовое такси «Газелькин»:
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (-3.93);
- коэффициент текущей (общей) ликвидности (0.38);
- коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности значительно ниже нормального значения (0.17);
- падение рентабельности продаж (-2.2 в 2015 по сравнению -0.7 в 2014 г.);
- коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации очень мала;
- слишком маленький показатель собственных оборотных средств;
- убыток от продаж (в размере 6 417) т.р..
Из положительных показателей ООО «Грузовое такси «Газелькин» можно назвать:
- превышение чистых активов над оборотным капиталом и их рост;
- прибыль от финансово-хозяйственной деятельности в размере 199 т.р.
В ходе работы было сделано заключение о том, что для подтверждения затрат на перевозку груза важно иметь грамотно оформленные первичные документы, как для экспедитора, так и для перевозчика. В главе 3 была описана разработанная нами совместно с коллегами на базе 1С версия по учету первичных транспортных документов. На основе отчетов, загружаемых из таблиц Excel, в базу вносятся данные о рейсах транспортных средств (дата выхода/окончания, перевозчик, маршрут, адрес грузополучателя, адрес доставки, номера накладных, наименование клиента, номера первичных документов). Также вносятся данные о стоимости перевозки и сумме дополнительных услуг (например, охрана и страхование). Это решение позволило во много раз улучшить систему учета первичных транспортных документов: данные полностью систематизированы, есть четкое понимание об объемах первичной документации, о документах, которые оформлены корректно и в наличии, и о документах, которых по тем или иным причинам нет.
По завершении месяца нами совместно с коллегами из 1С «Экспедиторские услуги» снимается отчет за период, мы видим общую картину по документам, проставляем признаки в наличии/нет, дозаполняем комментарии в случае необходимости и передаем данные обратно. Это избавляет нас от необходимости заполнять данные по каждому рейсу вручную и экономит время. На практике обработка данных за месяц занимает теперь в два раза меньше времени.
Программный продукт 1С удобен тем, что позволяет строить различные отчеты по тем параметрам, которые для нас представляют интерес: возможно построить отчет по клиенту и посмотреть объемы доставок и сумму выставленных услуг за тот или иной период. Можно построить отчет по маршрутам и выяснить, какие из направлений наиболее пользуются популярностью.
В дальнейшем планируется с помощью данных из 1С создавать карточки первичных транспортных документов в программе Directum (электронный архив) с целью хранения скан образов документов в электронном виде. Это позволит уйти от «бумажных» архивов. Система Directum позволяет осуществлять поиск по заданным параметрам (например по номеру акта, перевозчику или дате). Соответственно при грамотно составленном алгоритме создания карточек документов в электронном архиве из базы 1с и наполнении их корректными данными наша организация сможет в разы быстрее отвечать на запросы проверяющих органов и собирать документы под отчеты экспедитора для наших клиентов.
Из отраслевых особенностей учета на автопредприятии были описаны учет горюче-смазочных материалов; учет автомобильных шин;
- учет запасных частей.
Из особенностей учета организации, занимающейся предоставлением транспортно-экспедиторских услуг, были выявлены следующие особенности:
- деятельность экспедитора можно расценивать как посредническую;
- особенности перевыставления услуг сторонних организаций;
- особенности исчисления и уплаты НДС;
Были обобщены правила регулирования и организации учета при перевозке грузов.
В главе 3 по данным внешней финансовой отчетности была рассмотрена деятельность ООО «Невская логистическая компания» и ООО «Грузовое такси «Газелькин». В ходе анализа была оценена стоимость чистых активов, рассчитаны показатели финансовой устойчивости, ликвидности, деловой активности, определена структура активов организаций. По результатам были выявлены слабые и сильные стороны предприятий:
У ООО «НЛК»:
- текущая ликвидность равна 1.18 (при норме в 2 и больше);
- низкий показатель рентабельности активов (2.1% при норме в 8 и более %);
При этом:
- чистые активы больше уставного капитала, к тому же в 2015г зафиксирован их рост
- быстрая (промежуточная) ликвидность в норме;
- ООО «НЛК» характеризуется абсолютной финансовой устойчивостью.
У ООО Грузовое такси «Газелькин»:
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (-3.93);
- коэффициент текущей (общей) ликвидности (0.38);
- коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности значительно ниже нормального значения (0.17);
- падение рентабельности продаж (-2.2 в 2015 по сравнению -0.7 в 2014 г.);
- коэффициент покрытия инвестиций значительно ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации очень мала;
- слишком маленький показатель собственных оборотных средств;
- убыток от продаж (в размере 6 417) т.р..
Из положительных показателей ООО «Грузовое такси «Газелькин» можно назвать:
- превышение чистых активов над оборотным капиталом и их рост;
- прибыль от финансово-хозяйственной деятельности в размере 199 т.р.
В ходе работы было сделано заключение о том, что для подтверждения затрат на перевозку груза важно иметь грамотно оформленные первичные документы, как для экспедитора, так и для перевозчика. В главе 3 была описана разработанная нами совместно с коллегами на базе 1С версия по учету первичных транспортных документов. На основе отчетов, загружаемых из таблиц Excel, в базу вносятся данные о рейсах транспортных средств (дата выхода/окончания, перевозчик, маршрут, адрес грузополучателя, адрес доставки, номера накладных, наименование клиента, номера первичных документов). Также вносятся данные о стоимости перевозки и сумме дополнительных услуг (например, охрана и страхование). Это решение позволило во много раз улучшить систему учета первичных транспортных документов: данные полностью систематизированы, есть четкое понимание об объемах первичной документации, о документах, которые оформлены корректно и в наличии, и о документах, которых по тем или иным причинам нет.
По завершении месяца нами совместно с коллегами из 1С «Экспедиторские услуги» снимается отчет за период, мы видим общую картину по документам, проставляем признаки в наличии/нет, дозаполняем комментарии в случае необходимости и передаем данные обратно. Это избавляет нас от необходимости заполнять данные по каждому рейсу вручную и экономит время. На практике обработка данных за месяц занимает теперь в два раза меньше времени.
Программный продукт 1С удобен тем, что позволяет строить различные отчеты по тем параметрам, которые для нас представляют интерес: возможно построить отчет по клиенту и посмотреть объемы доставок и сумму выставленных услуг за тот или иной период. Можно построить отчет по маршрутам и выяснить, какие из направлений наиболее пользуются популярностью.
В дальнейшем планируется с помощью данных из 1С создавать карточки первичных транспортных документов в программе Directum (электронный архив) с целью хранения скан образов документов в электронном виде. Это позволит уйти от «бумажных» архивов. Система Directum позволяет осуществлять поиск по заданным параметрам (например по номеру акта, перевозчику или дате). Соответственно при грамотно составленном алгоритме создания карточек документов в электронном архиве из базы 1с и наполнении их корректными данными наша организация сможет в разы быстрее отвечать на запросы проверяющих органов и собирать документы под отчеты экспедитора для наших клиентов.
Подобные работы
- Исследование эффективности применения различных технологий при перевозке грузов в междугороднем сообщении
Дипломные работы, ВКР, транспортно-грузовые системы. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Исследование эффективности применения различных технологий при
перевозке грузов в междугороднем сообщении
Дипломные работы, ВКР, транспортно-грузовые системы. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Договор перевозки груза на отдельном виде транспорта (железнодорожном, морском, автомобильном, авиационном,
речном)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Договор перевозки груза (Московский финансово-юридический университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Организация транспортной и информационной логистики в государственных корпорациях (на примере ОАО «РЖД»)
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



