ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Самиздат в России и в мире: от первых изданий до современных зинов 6
1.2. Исторические предпосылки появления современного самиздата в России 7
2. Особенности современных КГМ любительских малотиражных изданий для молодежи 11
Глава 2. Тематическая концепция и композиционно-графическая модель любительского малотиражного издания для молодежи «Путь» 19
2.1. Структурные элементы композиционно-графической модели 19
издания и ее визуальное восприятие 19
2. 2. Тематическая концепция издания и композиционно-графическая модель любительского малотиражного издания для молодежи 29
Заключение 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
С момента изобретения книгопечатания началось необратимое движение технологической цивилизации, что оказало огромное влияние на повседневную жизнь людей. Печатный станок изменил мир почти всего населения планеты и даже тех, кто никогда не держал в руках книги. Взлеты культурного и технического развития способствовали качественному распространению информации в кратчайшие временные сроки.
Сегодняшние технологии дают возможность издать зин абсолютно любому человеку, который имеет в своем арсенале хоть немного фантазии, терпения и принтер с краской, тогда как в прошлом веке этим делом занимались только отдельные личности, состоящие в определенных творческих или политических организациях.
Большинство известных изданий такого формата в настоящее время существует на просторах интернета, потому как зин-культура по большей части популярна среди молодежи, а откуда наше поколение черпает информацию уже не для кого не является загадкой.
Однако и сегодня можно найти «героев», которые пытаются издавать бумажные версии зинов, отдавая, тем самым, дань прошлому. Кто они? Художники, фотографы, молодежь «околотворческих» профессий или увлечений. Они создают журналы за границами интернета, переносят изображения и тексты в нечто осязаемое, что можно подержать в руках, нечто не одноразовое и эмоционально наполненное. То, что способно остаться в памяти, а не пропасть в истории браузера.
По сравнению с недавним прошлым тексты в современных зинах - это не главное. На сегодняшний день самиздат из способа передачи информации и агитации к действиям превратился скорее в некий арт- объект. И в свете этого следует вполне логичный вопрос - а есть ли смысл в их дальнейшем создании? В глобальном масштабе - нет, не думаю. Однако живет желание, которое сидит внутри каждой творческой личности - создать в своей жизни что-то стоящее и оставить после себя хоть какой-то след в истории. С этим, в свою очередь, зин-культура помогает достаточно качественно и бюджетно справиться.
Данный дипломный проект представляет собой разработку тематической концепции и композиционно-графической модели любительского малотиражного издания.
Новизна работы заключается в том, что ее результатом должен стать экземпляр совершенно нового любительского малотиражного издания, имеющего оригинальную тематическую и композиционно¬графическую модель.
Объектом исследования выступили современные любительские малотиражные издания в России, позиционирующие себя как самиздат.
Предмет исследования - тематическая концепция и композиционно-графическая модель любительского малотиражного издания для молодежи.
Целью творческого проекта является, во-первых, демонстрация характерных изменений в визуальной составляющей и тематической направленности любительских малотиражных изданий, во-вторых, создание оптимальной композиционно-графической модели, а также разработка наиболее актуальной и востребованной содержательно- тематической концепции.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) выявить основные особенности самиздата в широком и узком понимании; 2) рассмотреть исторический процесс развития зинов на конкретных зарубежных и отечественных примерах; 3) проанализировать форму и содержание современного состояния этих изданий; 4) на основе полученных сведений разработать тематическую концепцию издания; 5) разработать композиционно-графическую модель издания.
Методология: анализ теоретической базы исследования, сбор информации об особенностях создания зинов, визуально-описательный анализ.
Эпмирическую базу настоящего исследования составили печатные номера журналов «MEOWmag» и «Черное знамя».
Для того, чтобы создать новый зин для молодежи, мной была изучена литература, посвященная дизайну периодических изданий, также проанализирована история зин-культуры и современное состояние печатного рынка. а также проведено два обширных анализа композиционно-графических моделей зинов «MEOWmag» и «Черное знамя».
Были изучены составляющие визуального восприятия таких структурных элементов композиционно-графической модели как: формат издания, логотип, плотность и цвет бумаги основного блока и обложки, цветность, структура первой полосы, иллюстрированность, характер сетки верстки, шрифт и иные графические элементы.
Каждый анализ охватывал полную историю существования приведенных изданий на рынке, что помогло не только проследить изменения и развитие их композиционно-графических моделей с течением времени, но и рассмотреть разные подходы к формированию КГМ и концепции современного зина в целом. Анализ показал, что на сегодняшний день спрос на данный вид искусства не является высоким и имеется лишь у достаточно узкой аудитории («сообществ по интересам»). Однако учитывая потребность молодежи в самовыражении, доступность ресурсов информационной системы и всевозможных технических средств, а также открытость данного культурного направления для новых участников, нельзя исключать вероятность появления в скором будущем в данной среде новых неординарных и востребованных действующих лиц.
Так, опираясь на полученные в процессе изучения материала знания и личные ощущения, мной было создано собственное издание под названием «Путь», ориентированное на поколение творчески направленных двадцати - тридцати летних людей, который может заинтересовать творческую молодежную аудиторию, интересующуюся искусством и социальной жизнью
Хочется сказать, что возможно, со стороны и может показаться, что данное поколение - это взрослые дети, которые, не имея собственной семьи и обязательств, безответственно упиваются свободой, путешествуют, посещают клубы, развлекаются в блогах и вовсе не задумываются о будущем. Но что же на самом деле происходит с 20-30¬летними? Что в действительности их интересует и волнует умы? На эти вопросы и попытается ответить зин «Путь».
1. Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении // М., Книга, 1980. - 238 с.
2. Чихольд Я. Образцы шрифтов // М., Из-во Студии Артемия Лебедева, 2012. - 245 с.
3. Рудер Э. Типографика // М., Книга, 1982. - 286 с.
4. Брингхерст. Основы стиля в типографике // М., Из-ль Д. Аронов, 2006. - 430 с.
5. Лаптев В. В. Макротипографика / Микротипографика // СПб., Изд-во Политехн. ун-та , 2011. - 164 с.
6. Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя // М., Из-во Студии Артемия Лебедева, 2006. - 371 с.
7. Мюллер-Брокманн Й. Модульные сетки в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок // М., Из-во Студии Артемия Лебедева, 2014. - 184 с.
8. Хелберт А. Сетка // Книга по требованию, 2012. - 94 с.
9. Лаптев В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий // М., Из-во РИП-холдинг, 2007. - 202 с.
10. Элам К. Геометрия дизайна // СПб., Питер, 2011. - 112 с.
11. Королькова А. Живая типографика // М., IndexMarket, 2008. - 299 с.
12. Шпикерман Э. О шрифте // М., Русское издание, 2005. - 194 с.
13. Кричевский В. Кое-что о шрифте в типографике // Новосибирск, Из-во Шрифт, 2015. - 56 с.
14. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги // М., РИП-холдинг, 1984. - 216 с.
15. Дмитриева Н. Изображение и слово // СПб., Искусство, 1962. - 322 с.
16. Капр А. Эстетика шрифта // М., Книга, 1979. — 124 с.
17. Иттен И. Искусство цвета 2001 // М., Из-ль Д. Аронов, 2007. - 96 с.
18. Паркер Р. Как сделать на бумаге красиво // СПб., Символ-плюс,
2008. - 384 с.
19. Бхаскаран Л. Дизайн и время // М., АРТ-родник, 2007 - 256 с.
20. Паранюшкин Р. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства // Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. - 76 с.
21. Уэйншенк С. 100 главных принципов дизайна. Как удержать внимание // СПб., Питер, 2012. - 272 с.
22. Розенсон И. А. Основы теории дизайна // СПб., Питер, 2006. - 224 с.
23. Феличи Д. Типографика: шрифт, верстка, дизайн // СПб., БХВ- Петербург, 2004. - 496 с.