ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИСТОРИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССВУ 7
1.1. Методические аспекты преподавания Д.Н. Кардовского и
П.П. Чистякова 7
1.2. Современные методы преподавания изобразительному
искусству 11
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НАТЮРМОРТА С ПОМОЩЬЮ ТЕХНИКИ АПЛИКАЦИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 17
2.1. Изучение техники «аппликация» 17
2.2. Опытно - экспериментальная работа по созданию
декоративного натюрморта в технике аппликации 26
Глава 3. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ ЭСКИЗА ТВОРЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ НАТЮРМОРТА
«ПОДСОЛНУХИ» 33
3.1. Формирование замысла творческой композиции
«Подсолнухи» 33
3.2. Последовательность выполнения эскизов к творческой
работе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Так и любой художник, работающий с натурой может изобразить и природу, и предметы окружающие его и человека. Но если природа не статична, ибо она меняется каждый час, и художник благодаря воображению дорисовывает сам определенные моменты. Человеческая фигура сама по себе сложна, потому что каждый человеческий организм и тело само по себе уникально. То в натюрморте художник контролирует все сам, т.к сам ставит предметы которые ему интересны, компонует их, устанавливает свет, меняя композицию по-своему усмотрению. Восприятие формы, ее запоминание и способность манипулировать ею играет очень важную роль в жизни человека, особенно школьника, так как образное мышление позволяет легче представлять и воспринимать сознанием изучаемый в школе материал. Практически все дисциплины школьной программы осваиваются учеником через призму собственных уже сформированных представлений. На занятиях изобразительным искусством в школе ученик оперирует представлениями о форме предметов каждый раз, когда возникает необходимость вспомнить какую- либо форму, или проанализировать и нарисовать ее с натуры. И в этот момент, когда ученик рисует натюрморт, ему помогают такое науки как биология, геометрия и т.д. Если же ученик рисует свой собственный натюрморт без натуры, то ему помогает, память, воображение, фантазия и т.д. И ученик, оперируя на собственные знания, умения и навыки, создает собственный натюрморт. Считается, что ребенок, изображая форму, вольно или невольно формирует представление о форме данного предмета.
Поэтому для того чтобы ребенок смог правильно построить и изобразить натуру существует множество типов уроков и методов обучения, которые помогают преподавателю гораздо лучше и быстрее донести ребёнку тот или иной материал. Например с помощью таких уроков как : интегрированные урок, урок-игра, урок-сказка, урок-мастер класс, урок проектной деятельности и т.д. У каждого из этих методов имеется свои аспекты преподавания. Которые мы разберем.
Современные методы преподавания включают в себя, разработку новых планов конспектов, новые демонстрационные материалы (презентации), музыкальное оборудование, новые техники изображения и т.д.
Проблемой нашей исследовательской работы стал вопрос, какие методические аспекты преподавания искусству натюрморта в начальных классах СОШ помогут преподавателю донести до учащихся младших классов средней образовательной школы основные правила и принципы рисования натюрморта.
Цель - решение данной проблемы.
Объект исследования - методологическая база, накопленная различными выдающимися педагогами-художниками в различные периоды истории, а так же современные методологические взгляды и позиции по вопросу преподавания искусства натюрморта.
Предмет исследования - методические аспекты преподавания искусству натюрморта в начальных классах СОШ.
Гипотеза исследования - преимущества современных методов преподавания искусству натюрморта в начальных классах СОШ.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические, искусствоведческие и
методические материалы по проблеме исследования с целью выявления методических аспектов проектного метода для развития
2. Раскрыть роль изобразительного искусства в развитии познавательных интересов и творческих способностей учащихся 3 -х классов общеобразовательной школы.
3. Рассмотреть натюрморт как жанр живописи в изобразительном искусстве.
4. Опытно-экспериментальным путём выявить методические аспекты развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся 3-х классов общеобразовательной школы в процессе знакомства, художественного анализа и работы над живописным натюрмортом.
Методологическую основу исследования, составляют исследования ведущих ученых (Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, Д.Н. Кардовского, П.П. Чистякова, Н.Н. Ростовцева) по вопросам развития познавательного интереса и творческих способностей детей, методов преподавания изобразительного искусства.
Методы исследования
• изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы;
• педагогические наблюдения;
• беседы;
• педагогический эксперимент.
База исследования МБОУ СОШ №31 г. Белгорода, 3 «Б» класс.
На первом этапе изучались теоретические материалы по проблеме исследования, уточнялись проблемы, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проведен констатирующий эксперимент, выявивший исходный уровень развития познавательного интереса и творческих способностей детей.
На третьем этапе исследования были подведены итоги экспериментальной работы, по результатам которой установлены уровни освоения жанра живописи «натюрморт», его роли и места в развитии познавательного интереса учащихся 3 -х классов. Полученные результаты опытно - экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования и позволили сформировать выводы.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех частей:
• Творческой части, в которой представлены эскизы, наброски и поиски натюрмортов (в графике, в цвете)
• Теоретической части, которая содержит три раздела. Первый раздел посвящен теоретическим аспектам развития жанра натюрморта. Второй раздел раскрывает методический процесс работы в школе по развитию познавательных процессов и творческих способностей детей в процессе работы над натюрмортом. Третий раздел - Творческий. Здесь рассматривается процесс над созданием эскизов творческих композиций натюрморта.
• Работы детей, выполненных ими в процессе занятий изобразительным искусством в МБОУ СОШ №31 . Мы их поместили в приложении.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы: - цель данной дипломной работы достигнута, так как доказана эффективность изучения методических аспектов преподавания искусству натюрморта в начальных классах СОШ помогут преподавателю донести до учащихся младших классов средней образовательной школы основные правила и принципы рисования натюрморта.
В процессе работы над дипломом
-были проанализированы исторические особенности развития методов преподавания искусству натюрморта;
-конкретизированы и систематизированы методические особенности современных методик преподавания;
-приведены методические рекомендации по обучению искусству натюрморта, кроме того, предложена наглядно-методическая разработка, демонстрирующая возможности применения принципов живописи и последовательность выполнения декоративного натюрморта в технике масляная живопись. Изучена технология и техника масляной живописи.
В нашем дипломном исследовании мы большое внимание уделяли декоративному изображению. В результате проведения теоретической и экспериментальной работы можно заключить, что наиболее характерными для материалами и доступными для работы с детьми является техника аппликации. Обучение детей декоративному натюрморту с помощью техники аппликации наиболее эффективно способствует формированию у них изобразительных умений, что и проверено нами в экспериментальной работе.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что учащиеся третьего класса МБОУ СОШ №31 владеют знаниями и навыками о аппликации на высоком уровне. Значительных ошибок в выполнении работы не было обнаружено. Важно отметить тот факт, что работа в данной технике вынуждает детей не торопиться, следить и координировать движение руки и зрительного восприятия, что положительно влияло на формирование вызывает интерес и стимулирует к дальнейшему изучению проблемы обучения учащихся седьмого класса изобразительным умениям художественными средствами графики.
1. Программа средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы / Под ред. Б.М.Неменского. - 1990.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967
3. Молева Н.М. Выдающиеся художники-педагоги: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987
4. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. - М., 1960.
5. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Русская и
советская школы рисунка: Учебное пособие для студентов
пединститутов по спец. 2109 «Черчение, рисование и труд». - М.: Просвещение, 198
6. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования:
Пособие для учителей. - 2-е изд. - М:Просвещение, 1979
7. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1993
8. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник: Педагог. школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
9. Беда Г.А. Живопись. - М.: Искусство, 1977. - 126 с.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. - М., 1983.
11. Выготский Л.С. Детская психология //Собрание сочинений в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1984, т.4. - 432с.
12. Даниэль С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. - М.: Искусство, 1990. - 223 с.
13. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983.
14. Ривина Е.К. Элементарные основы композиции. // Нач. школа, 1995, №3.
15. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.-М.: Педагогика, 1971. - 49 с.
16. Ягодовская А.Т. О натюрморте. - М.: Советский художник, 1965.¬279 с.
17. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1974.
18. Сольвьева Б. А. Искусство рисунка. - Л.: Искусство, 1989 - 255с.
19. Шорохов Е.В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986¬207с.
20. Немов P.C. Психология. Общие основы психологии. Т1. - М.,
Просвещение. Владос., 2008. - 688 с.
21. Панасенков Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г.И. Панасенков. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 144 с.
22. Исаева М.В. Цветоведение: вопросы теории и практики. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пединститута, 2002. - 4 с.
23. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Изд-во Д. Аронов, 2001. - 96 с.
24. Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. - М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2005. - 304 с.
25. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев и др. - М.: Просвещение, 1989. - 208 с.
26. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 368 с.: ил.
28. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. - М.: Просвещение, 1969. — 272 с
29. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
30. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 205 с.
31. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.:
Педагогика, 1989. - 559 с.