ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 10
1.1. Понятие «творческий потенциал» в современной науке 10
1.2. Способы развития творческого потенциала учащихся 17
1.3. Роль традиционных методов обучения английскому языку в развитии
творческого потенциала учащихся 21
1.4. Роль нетрадиционных методов обучения английскому языку в развитии
творческого потенциала учащихся 32
1.4.1. Общая характеристика нетрадиционных форм урока 32
1.4.2. Проектный метод 37
1.4.3. Урок-экскурсия, урок-спектакль и урок-интервью как творческие формы
проведения урока 41
1.4.4. Игровые методики обучения иностранному языку как способ развития
творческих способностей ученика 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ
МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 52
2.1. Анализ технологий развития творческого потенциала у учащихся 52
2.2. Подготовка к опытно-экспериментальному обучению 61
2.3. Проведение формирующего эксперимента по развитию творческого
потенциала учащихся 63
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Приложение 2 Лексические опоры для составления диалогов и монологических
высказываний по теме «At home» 87
Приложение 3 Создание лэп-бука на тему «My bedroom» 88
Приложение 4 Карточки для распределения социальных ролей 90
Приложение 5 Предварительный срез на знание простого настоящего времени и знание лексики по теме «My house» 91
Приложение 6 Daily routine. Add information and make the story 95
Приложение 7 Речевая зарядка 96
Приложение 8 Проект на закрепление темы «Intrоduсing mysеlf» 97
Приложение 9 Window in Britain 98
Приложение 10 Добавления к уроку-экскурсии. Домашняя работа, оформленная в виде стен.газеты 99
Приложение 11 Интерактивная карта (бумажная версия) 100
Приложение 12 Шаблоны для мини-бука на закрепление лексических единиц по темам «Fооd», «Сlоthеs» и «TорTоurist АНгасйоп» 101
Приложение 13 Контрольный срез знаний посредством тестирования и творческого задания 103
Приложение 14 Шаблон для вклеивания в тетрадь 105
Приложение 15 Материалы для составление итогового портфолио 106
Актуальность проблемы исследования можно объяснить целым рядом обстоятельств. Так, основным направлением модернизации общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ и высших учебных заведений.
Иностранный язык как учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.
Иностранный язык как учебный предмет является в первую очередь дополнительным "окном" в мир; благодаря ему предоставляется возможность для расширения и углубления знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования; это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка учащиеся обогащают свои знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: истории, искусствоведению, литературе, обществознанию, музыке, географии, изобразительному искусству и другим дисциплинам.
К проблеме использования иностранного языка как средства формирования творческих способностей в учебно-воспитательном процессе обращаются многие авторы: С.Р. Евинзон, М.С. Каган, Е.В. Колесникова, П.Ф. Коравчук, И.О. Глуховская, О.Л. Калинина, В.В. Коробкова, Н.Е. Мажар, А.И. Санникова и другие. Однако проведенный нами анализ научно-методической литературы показал, что специальных исследований, посвященных изучению роли иностранного языка, в частности, занятий по иностранному языку как средства формирования творческих способностей, практически нет.
Несмотря на неослабевающий интерес к проблеме развития творческих способностей индивидуальности на занятиях по иностранному языку, на наличие большого количества специалистов, педагогов-практиков, занимающихся данной проблемой, нет ее детального теоретического обоснования, нет единых практических пособий по данной теме.
Кроме того, хотя в последнее время и появилось достаточно большое количество публикаций, научно-практического и методического материала, который педагоги могли бы использовать в своей профессиональной деятельности, явно не хватает.
Формирование творческих способностей, воздействуя на личность учащегося, обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков человека, его нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность и саморазвитие учащихся, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления ее творческого потенциала, способствующего в дальнейшем полноценной и разносторонней интеллектуальной и творческой деятельности учащегося.
Тема исследования: Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения английскому языку в школе.
Предметом исследования выступает процесс развития творческого потенциала учащихся в ходе обучения английскому языку в школе.
Цель нашей работы - разработать методику развития творческого потенциала учащихся на занятиях по английскому языку на основе использования активных форм обучения, в частности, нетрадиционных форм проведения уроков иностранного языка и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
1. проанализировать категории «творчество», «творческий потенциал» и выявить наиболее значимые их аспекты для изучения иностранного языка;
2. изучить научную методическую литературу по проблеме исследования;
3. выявить факторы и условия, влияющие на развитие творческого потенциала ученика на занятии иностранного языка;
4. проанализировать традиционные и нетрадиционные подходы в обучении иностранному языку, выявить их преимущества и недостатки;
5. разработать технологию, включающую в себя различные подходы, методики, способы и средства развития творческого потенциала ученика на занятии иностранного языка и описать различные формы их проведения;
6. апробировать разработанную технологию развития творческого
потенциала учащихся в процессе опытного обучения;
7. проанализировать результаты опытно-экспериментальной части исследования.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
В процессе работы над темой автор руководствовался общенаучными принципами системности, объективности и научности. Методологическую функцию в исследовании реализуют личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
- в области исследования понятий «творчество», «творческий потенциал» (В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков);
- в области исследования способов развития творческого потенциала (Л.С. Выготский, Л. К. Веретенникова, Д.Б. Богоявленская, М.В. Копосова, В.Г. Дмитриева, А.И. Санникова);
- в области методики преподавания иностранного языка (Р.П. Мильруд, Л.А. Даринская, Н.Д. Гальскова).
При проведении данного исследования применялись следующие методы научного исследования:
1. Теоретический анализ и синтез работ педагогов и методистов, посвященных данной проблеме; моделирование.
2. Эмпирические методы исследования (изучение опыта учителей, использующих в своей практике различные методики развития творческого потенциала ученика на занятии иностранного языка; наблюдение; педагогический эксперимент).
Гипотеза исследования: эффективность развития творческих способностей ученика при обучении иностранному языку будет выше, если учитель в учебном процессе будет использовать различные нетрадиционные подходы, методики и средства обучения иностранному языку.
Практическая ценность исследования состоит в анализе достоинств и недостатков нетрадиционных форм урока, сравнении их эффективности и составлении рекомендаций для проведения нестандартных уроков английского языка в средней общеобразовательной школе в соответствии с Федеральными и региональными стандартами.
Апробация работы. Теоретические положения выпускной квалификационной работы докладывались на:
- международной заочной научной конференции «Язык и речь в синхронии и диахронии» (ТИ имени А.П. Чехова, г. Таганрог, 24 ноября 2017г.);
- 62-ой студенческой научной конференции (ТИ имени А.П. Чехова, г. Таганрог, апрель 2018г.);
- проблемно-тематическом семинаре по внедрению региональной модели реализации концепции школьного образования в сфере иностранных языков на тему: «Региональная модель реализации концепции школьного образования в сфере иностранных языков как механизм непрерывного устойчивого развития школьного иноязычного образования в общеобразовательных организациях в Московской области», ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления», кафедра методики преподавания иностранных языков, 16.10.2018г.;
- всероссийской научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы лингводидактики в контексте современных требований к иноязычному образованию» (ТИ имени А.П. Чехова, г. Таганрог, 25 октября 2018г.);
- на расширенном заседании кафедры английского языка ТИ имени А.П. Чехова (декабрь 2019г.).
По теме научного исследования опубликовано 3 научных статьи:
1. Анализ понятия «творческий потенциал учащихся» с позиции современной педагогики// Студенческий сборник «Студенческие исследования - 2017: материалы Всероссийской студ. заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред.: О.А. Некрасова, И.В. Чуйкова; Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры, Бюд. учреждение высш. образования ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - Сургут: РИО СурГПУ, 2017. - С.617-619.
2. Традиционные формы проведения уроков в современном преподавании иностранного языка // Язык и речь в синхронии и диахронии: Материалы Международной заочной научной конференции (Таганрог, 24 ноября 2017 г.) - Ростов-на-Дону: Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)», 2018. - С.251-252.
3. Понятие языковой личности в межкультурном пространстве // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы общим объемом 84 машинописных страниц и приложений.
Во Введении обоснована актуальность выбора темы; сформулированы объект, предмет, гипотеза исследования. Определены цель и задачи работы, ее теоретическая и методологическая основа, теоретическая и практическая значимость. Сформулированы выносимые на защиту положения.
В Главе 1 «Теоретико-методологические основы формирования творческого потенциала учащихся в общеобразовательной школе» представлен обзор исследований представленной темы, проведен анализ различных методик и приемов преподавания. Показана связь исследований с законодательной базой, а именно Федеральным государственным образовательным стандартом, региональной моделью и другими. Показаны способы развития творческого потенциала учащихся и роль традиционных и нетрадиционных форм урока для достижения поставленной цели.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по апробации методики развития творческого потенциала учащихся в процессе обучения английскому языку» дан анализ технологий развития творческого потенциала у учащихся, показана подготовка к опытно-экспериментальной части исследования, описано проведение формирующего эксперимента по развитию творческого потенциала учащихся и предоставлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В заключении дается анализ и оценка проводимого эксперимента, а также описана связь полученного результата с современной педагогический концепцией.
Список использованных источников включает 50 наименований.
По итогам теоретического и практического исследований по проблеме развития творческого потенциала ученика на занятии иностранного языка можно сделать вывод, что творчество - это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового. Творческий продукт невозможно получить, опираясь на логические выводы, действия по алгоритму или шаблону. Подлинно творческим актом называется тот акт, который создан за счет иррационального начала, интуиции, внутренних способностей индивида. Данный акт может воспроизвести только сам автор, и то при его воспроизведении возможны изменения, а возможно и полностью неузнаваемое произведение человеческого труда.
Творчество может существовать не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо инновационное, нетривиальное, непохожее на что-то уже известное, существующее.
Но с другой стороны, творчество - это не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью, и для развития этой черты необходимо способствовать тому, чтобы индивид раскрывал в себе данные способности не только на занятии иностранного языка, но и на протяжении всей жизни.
Творчество в учебном процессе является формой деятельности человека, направленной на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важную для формирования личности как общественного субъекта.
Развитие творческого потенциала ученика на занятии иностранного языка является критически важным фактором для современного образования и для развития личности в целом, так как оно наделяет личность такими чертами, как:
- самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новой проблемы в традиционной ситуации;
- видение новой функции объекта в отличие от традиционной;
- видение структуры объекта;
- учет альтернатив при решении задач;
- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
- отбрасывание всего известного и создание принципиально нового способа объяснения.
Очевидно, что данные черты необходимы как в учебном процессе, так и в социальной, профессиональной и в личной жизни любого человека.
Исследование традиционных методов преподавания английского языка в Главе 1 позволило сделать вывод о том, что традиционные формы проведения уроков иностранного языка, безусловно, отвечают основным требованиям современного образования, они обеспечивают реализацию и формирование межкультурной компетенции учеников, развитие навыков речи, письма, чтения, аудирования, выполняют обучающие и воспитательные задачи, приобщают ученика к иноязычной культуре и прочее. Но в связи с наличием большого количества учеников в одном классе и сложности программы, времени для эффективного раскрытия творческого потенциала путем частичного внедрения нетрадиционных форм урока не остается. А традиционные формы проведения уроков полное раскрытие творческого потенциала и способностей учеников обеспечить не могут. Поэтому все больше внимания сегодня обращается на создание на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ученика, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями.
Как уже было сказано ранее, в проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Развитие творческих способностей - важнейшая задача обучения иностранному языку.
Воспитание творческой личности - задача всей системы образования: от дошкольного до высшего. Следует отметить, что только детальная проработка соответствующих тем помогает выйти за рамки традиционного урока и использовать английский язык как средство развития творческих способностей ученика, его коммуникативных навыков и умений, расширить представление о странах изучаемого языка, воспитать уважительное отношение к их культуре.
Абсолютно необходимым фактором и условием для раскрытия и развития творческого потенциала ученика является обращение к таким активным формам обучения, как нетрадиционным формам уроков, что в условиях современного образования не так просто, поскольку они требуют большой предварительной подготовки и дальнейшей трудоемкой работы как со стороны учителя, так и учеников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что важнейшим фактором и условием для развития творческого потенциала и способностей ученика на занятии иностранного языка является проведение нетрадиционных (нестандартных) форм организации уроков.
Нестандартный урок - это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана, наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс - компьютеризация школ, оснащение школ проекторами - позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
Учитель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися, приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.
Однако проведенный эксперимент показывает четкую связь между самомотивацией учащихся, совершенствованием творческих способностей и улучшением успеваемости. Контрольные соотношения в обеих группах говорят о том, что коммуникативные и иные задачи, которые ставятся на уроках английского языка, достигаются лучше через нестандартную форму урока.
Таким образом, поставленная в начале нашего исследования цель достигнута, задачи выполнены, а выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность развития творческих способностей ученика при обучении иностранному языку напрямую зависит от использования различных нетрадиционных подходов, методик и средств обучения иностранному языку, можно считать аргументированной и обоснованной.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для
академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. - М.: Издательство Юрайт,
2014.- 811 с.
2. Батышев, С.Я. Творчество в научном познании / под ред. Д.И. Широкова и Ю.А. Харина. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 312 с.
3. Богданова, Т.Г., Корнилова, Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка / Т.Г. Богданова, Т.В.Корнилова. - М.: Роспедагенство, 2004 г. - 68 с.
4. Богоявленская, Д.Б., Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 г. - 320 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание, 2011. - 96 с.
6. Большакова, Л.А., Развитие творчества младшего школьника / Л.А. Большакова // Завуч начальной школы. - 2001 г. - №2. - С.12-16.
7. Браже, Т.Г., Развитие творческого потенциала и изучение профессионального мастерства учителя литературы: методические рекомендации / Т.Г. Браже. - Ленинград, 1996г. - 36 с.
8. Веретенникова, Л. К., Подготовка будущих учителей к формированию
творческого потенциала школьников: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 /
Веретенникова Людмила Кузьминична. - Казань, 1997. - 340 с.
9. Воробьев, Н.Е., Мизюрова,Э.Ю., Развитие творческой активности студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла: Монография / Н.Е. Воробьев, Э.Ю. Мизюрова. - Волгоград: Перемена, 2004 г. - 184 с.
10. Выготский, Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в подростковом возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. - 105 с.
12. Гальскова, Н.Д., Современная методика обучения иностранным языкам: учебник/ Н.Д. Гальскова, Н.И Гез. - М.: Асабешха, 2009. - 336 с.
13. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
14. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Интор, 1996г. - 544 с.
15. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009 г. - 26 с.
16. Даринская, Л.А., Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: Монография / Л.А. Даринская. - СПб.: Ризограф НОУ Экспресс, 2005 г. - 293 с.
17. Дмитриева, В.Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или прикоснемся к прекрасному / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель, АСТ, 2006. - 496 с.
18. Де Боно, Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении / Э. де Боно. - М.: Прогресс, 2008. - 143 с.
19. Кирьякова, А.В., Аксиологическая концепция ориентация личности в мире образования / А.В. Кирьякова // Вестник ОГУ. - 1999 г. - №1. - С.13-19.
20. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. - Пенза: НМЦ отд. обр-я гор. админ., 2008. - 338 с.
21. Копосова, М.В., Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Копосова Марина Викторовна. — M., 1994 г. — 272 с.
22. Крылова, Н.Б., Контексты и подтексты образования. Новые ценности образования: вып. 5-6 / Н.Б. Крылова. - М.: НЦО, 2006 г. - 250 с.
23. Кулюткин, Ю.Н., Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ / Ю.Н. Кулютин. - СПб.: СПбГУПМ, 2001. - 84 с.
24. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения: учебное пособие / И.Я. Лернер. — М.: Просвещение, 1981 г. - 273 с.
25. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка / English 1еас1ппд Ме1йобо1оду: учебник/ Р.П. Мильруд. - М.: Дрофа, 2007. - 256 с.
26. Мотков, О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие / О.И. Мотков. - М.: Треугольник, 2003 г. - 43 с.
27. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 2003 г. - 84 с.
28. Рындак, В.Г., Мещерякова, Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) / В.Г. Рындак, Л.В. Мещерякова. - М.: Педагогический вестник, 2002 г. - 116 с.
29. Риверс, В., Навык чтения. Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом: Пособие для учителей средней школы / В. Риверс. - М.: Просвещение, 2004 г. - 225 с.
30. Санникова, А.И. Формирование готовности учащихся к развитию своего творческого потенциала в образовательном процессе: Учебное пособие / А.И. Санникова. - Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ун-та, 2003 г. - 230 с.
31. Синягин, Ю.В. Методики оценки уровня притязаний личности /Ю.В. Синягин.
— М.: Изд-во РАГС, 2010. — 48 с.
32. Столович, Л.Н. Плюрализм в философии и философия плюрализма / Л.Н. Столович. - Таллинн: Ingri. 2005 г. - 336 с.
33. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин.
- М.: Просвещение, 2004 г. - 370 с.
34. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961 г. - 536 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2012 г. - 31 с.
37.Чечель, И.Д. Инновационные процессы в школах России / И.Д. Чечель // Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, РАО - М., 2005 г. - 89 с.
38.Шадриков, В.Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию / В.Д. Шадриков. - М.: Институт психологии РАН, 2009 г. - 118 с.
39.Эльконин, Б.Д. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Б.Д. Эльконина, В.В. Давыдова. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. - 287 с.
40.Энгельмейер, П. К. Теория творчества / П.К. Эгельмейер. - М.: URSS, 2019. г. - 208 с.
41. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М: Сентябрь, 2000. - 453 с.
42. Новейший социологический словарь / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелкин, Г.Н. Соколов, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный дом, 2010 г. - 1312с.
43. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / под ред. Т.Ф. Ефремовой. - М.: Русский язык, 2006 г. - 1165 с.
44. Российская педагогическая энциклопедия, в 2-х томах / глав. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 г. - 1214 с.
45. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 с.
46. Harmer, J. How to Teach English: An introduction to the practice of English language teaching / J. Harmer. - Great Britain: Longman, 2001. - 198 p.
47. Practical English Language Teaching / ed. by D. Nunan. - Singapore: 2003. - 343p.
48.Scrivener, J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching / ed. by A. Underhill. - Great Britain: MacMillan, 2015. - 418 p.
49. Английский в фокусе (Spotlight) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.school-russia.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob no=16495 (дата
обращения 31.01.2018)
50. TEACH с Валентиной Гладких [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/tеachvs(дата обращения 24.01.2018)