Тематическая концепция и композиционно-графическая модель культурно-образовательного журнала для молодежи
|
Введение 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКОНТЕКСТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ 8
1.1. Аудиторный аспект: обоснование интереса молодежного сегмента 8
1.2. Содержательный аспект: обоснование тематики 15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЖУРНАЛА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ 42
2.1. Типографика как основа графической составляющей журнала 42
2.2. Иллюстрация как часть визуального комплекса 48
2.3. Фотография как главный элемент визуального контента печатного
СМИ 50
2.4. Инфографика как сложный объект визуализации информации 54
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ И
КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЖУРНАЛА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ 57
3.1. Тематическая концепция журнала для молодежи 57
3.2. Композиционно-графическая модель журнала для молодежи 59
Заключение 65
Список литературы
Приложение
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКОНТЕКСТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ 8
1.1. Аудиторный аспект: обоснование интереса молодежного сегмента 8
1.2. Содержательный аспект: обоснование тематики 15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЖУРНАЛА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ 42
2.1. Типографика как основа графической составляющей журнала 42
2.2. Иллюстрация как часть визуального комплекса 48
2.3. Фотография как главный элемент визуального контента печатного
СМИ 50
2.4. Инфографика как сложный объект визуализации информации 54
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ И
КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЖУРНАЛА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ 57
3.1. Тематическая концепция журнала для молодежи 57
3.2. Композиционно-графическая модель журнала для молодежи 59
Заключение 65
Список литературы
Приложение
По статистике современная российская молодежь мало читает, редко посещает библиотеки и интересы чтения ограничиваются, как правило, литературой из школьной программы. Однако нельзя сказать, что молодежь не читает совсем, чаще всего они прочитывают статьи блогов и социальных сетей. Стоит также добавить, что сегодня на российском типографическом рынке периодические издания, ориентированные на школьников старших классов и студентов, как правило, не выходят за рамки школы или университета. Учеба в школе и высших учебных заведениях происходит исключительно по предложенным министерством образования учебно-методическим материалам и учебникам, они же являются опорой при подготовке к Единому государственному экзамену. Все большую часть свободного времени школьники и студенты XXI века проводят в интернет- медиа и социальных сетях.
Причин уменьшения количества читающей молодежи, на наш взгляд, несколько. Во-первых, это стремление XXI века к скорости и экономии времени, широкое распространение интернета как главного источника информации, а также отсутствие достаточного количества печатных изданий, ориентированных на молодежь и отвечающих потребностям нового поколения.
С первых лет советской власти газета традиционно являлась основным пропагандистом и идейным организатором общества, отвечающим на актуальные политические и социальные вопросы. Во многом организующая и идеологическая роль СМИ сохранилась и сейчас, многие молодые люди видят в средствах массовой информации ответы на волнующие их вопросы. В силу глобальных социально-политических изменений роль печатного издания трансформировалась: газета (журнал) из агитки превратилась в просветительский или развлекательный орган.
В связи с вышеизложенными тезисами, мы рассмотрели межпоколенческий вопрос, который, на наш взгляд, может стать основой для создания тематической модели периодического печатного издания. Проблема отцов и детей и в современном мире остается актуальной. На сегодняшний день проблема дискриминации по возрасту является важной, но малоизученной. В своем исследовании мы обозначим наличие или отсутствие негативных стереотипов, порождающих возрастную дискриминацию среди представителей молодежи от 16 до 27 лет по отношению к старшему поколению (к людям, старше 40 лет).
Объединяя два указанных аспекта, мы предполагаем, что ресурсы современной визуальной журналистики, а также грамотно разработанная тематическая концепция подачи материалов могут помочь в создании культурно-образовательного периодического издания, направленного на преодоление негативных стереотипов о старшем поколении в сознании молодежи.
Культурно-образовательный журнал для молодежи может представить научно-познавательный контент в интересной современной подаче и стать золотой серединой между учебными материалами и развлекательными. Для поддержания интереса школьников к различным темам и просвещению необходима необычная подача материалов: разнообразный иллюстративный ряд, визуализация информации, отчасти основанная на ассоциативных связях. В данном случае представители старшего поколения, их знания и опыт, позволят отказаться, с одной стороны, от «научно-методической» подачи информации, с другой, от чрезмерной развлекательности. Для студенческой аудитории этот журнал может стать дополнением к учебным материалам. Он также может быть интересен для обучающихся разных направлений и возрастов, поскольку будет включать тематически разнообразные материалы.
Актуальность исследования. Культурно-образовательный журнал о старшем поколении имеет преимущества многофункционального проекта.
• С одной стороны, издание представит научно-познавательный контент в интересной современной подаче, сохранив баланс между учебными и развлекательными материалами.
• С другой, журнал станет своеобразным коммуникативным мостом между поколениями и, возможно, будет способствовать разрушению негативных стереотипов молодежи о людях старшего возраста.
Новизна работы заключается в попытке разработать журнал нового формата: культурно-образовательное издание о старшем поколении для молодежи. Эта задача неразрывно связана с подтверждением предположения об эффективности средств современной визуальной журналистики в налаживании межпоколенческой коммуникации.
Целью данной работы является создание тематической концепции и разработка композиционно-графической модели издания о старшем поколении для молодёжи.
В данной исследовательской работе мы решили следующие задачи:
• изучить прецеденты создания журнала культурно-образовательного характера c целью выделения ключевых категорий;
• выявить особенности представления средств визуальной идентификации и дизайнерских решений в изданиях для молодежи;
• исследовать вопрос о стереотипах, существующих в сознании молодежи о представителях старшего поколения;
• в результате полученных данных разработать тематическую концепцию и композиционно-графическую модель журнала для молодежи о старшем поколении.
Объектом исследования являются особенности визуальной организации изданий культурно-образовательного и просветительского
В теоретическую базу исследования вошли отечественные и зарубежные научные работы А. В. Писарева, Б. Мещеряков, В. Зинченко, Г. Тэджфела, Дж. Тернера в области психологии и социологии. Учебники и тематические статьи о негативных возрастных стереотипах в обществе и эйджизме А. В. Микляевой, Е. Н. Мухрановой, Е. П. Ильина. Были использованы работы о фотографии В. В. Савчука, С. Сонтаг, об инфографике Р. Крама, П. Н. Тарасенко. Принципы визуальной организации, а также типографические особенности печатных изданий рассмотрены в трудах Я. Чихольда, К. Цыпленкова, В. Кричевского.
Эмпирическую базу исследования составили выпуски журналов досоветского, советского и постсоветского периодов, ориентированные на молодежную аудиторию. Хронологические рамки исследования включают периодику для молодежи, начиная с 1846 года и до настоящего времени.
Методологической базой исследования стали контент-анализ, метод комплексного подхода к материалу, методы сравнительного, сопоставительного и системного анализа, а также метод прямой выборки.
Структуру работы составляют введение, три главы, заключение, список источников и приложений. Во введении обосновывается актуальность и новизна, формулируются цели и задачи работы, а также описываются теоретическая, эмпирическая и методологическая базы исследования. В первой главе проанализированы печатные издания различного характера для молодежной аудитории досоветского, советского и постсоветского периодов; проведены два исследования, на основе которых сделаны выводы о сферах интересов молодежи и основные особенности их визуальных предпочтений. Во второй главе рассматриваются принципы визуальной организации печатного издания от подбора картинок до шрифтового расписания. В заключительной третьей главе представлено подробное описание тематической концепции и композиционно-графической модели журнала о старшем поколении для молодежи. В заключении приводятся результаты исследования и формулируются основные выводы.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы постараемся определить и проанализировать целевую аудиторию, выделить негативные и позитивные стереотипы молодежи о старшем поколении, на основе интересов и особенностей визуальных предпочтений молодежи разработать тематическую концепцию и композиционно-графическую модель журнала для молодежи, а также представить несколько страниц веб-версии.
Причин уменьшения количества читающей молодежи, на наш взгляд, несколько. Во-первых, это стремление XXI века к скорости и экономии времени, широкое распространение интернета как главного источника информации, а также отсутствие достаточного количества печатных изданий, ориентированных на молодежь и отвечающих потребностям нового поколения.
С первых лет советской власти газета традиционно являлась основным пропагандистом и идейным организатором общества, отвечающим на актуальные политические и социальные вопросы. Во многом организующая и идеологическая роль СМИ сохранилась и сейчас, многие молодые люди видят в средствах массовой информации ответы на волнующие их вопросы. В силу глобальных социально-политических изменений роль печатного издания трансформировалась: газета (журнал) из агитки превратилась в просветительский или развлекательный орган.
В связи с вышеизложенными тезисами, мы рассмотрели межпоколенческий вопрос, который, на наш взгляд, может стать основой для создания тематической модели периодического печатного издания. Проблема отцов и детей и в современном мире остается актуальной. На сегодняшний день проблема дискриминации по возрасту является важной, но малоизученной. В своем исследовании мы обозначим наличие или отсутствие негативных стереотипов, порождающих возрастную дискриминацию среди представителей молодежи от 16 до 27 лет по отношению к старшему поколению (к людям, старше 40 лет).
Объединяя два указанных аспекта, мы предполагаем, что ресурсы современной визуальной журналистики, а также грамотно разработанная тематическая концепция подачи материалов могут помочь в создании культурно-образовательного периодического издания, направленного на преодоление негативных стереотипов о старшем поколении в сознании молодежи.
Культурно-образовательный журнал для молодежи может представить научно-познавательный контент в интересной современной подаче и стать золотой серединой между учебными материалами и развлекательными. Для поддержания интереса школьников к различным темам и просвещению необходима необычная подача материалов: разнообразный иллюстративный ряд, визуализация информации, отчасти основанная на ассоциативных связях. В данном случае представители старшего поколения, их знания и опыт, позволят отказаться, с одной стороны, от «научно-методической» подачи информации, с другой, от чрезмерной развлекательности. Для студенческой аудитории этот журнал может стать дополнением к учебным материалам. Он также может быть интересен для обучающихся разных направлений и возрастов, поскольку будет включать тематически разнообразные материалы.
Актуальность исследования. Культурно-образовательный журнал о старшем поколении имеет преимущества многофункционального проекта.
• С одной стороны, издание представит научно-познавательный контент в интересной современной подаче, сохранив баланс между учебными и развлекательными материалами.
• С другой, журнал станет своеобразным коммуникативным мостом между поколениями и, возможно, будет способствовать разрушению негативных стереотипов молодежи о людях старшего возраста.
Новизна работы заключается в попытке разработать журнал нового формата: культурно-образовательное издание о старшем поколении для молодежи. Эта задача неразрывно связана с подтверждением предположения об эффективности средств современной визуальной журналистики в налаживании межпоколенческой коммуникации.
Целью данной работы является создание тематической концепции и разработка композиционно-графической модели издания о старшем поколении для молодёжи.
В данной исследовательской работе мы решили следующие задачи:
• изучить прецеденты создания журнала культурно-образовательного характера c целью выделения ключевых категорий;
• выявить особенности представления средств визуальной идентификации и дизайнерских решений в изданиях для молодежи;
• исследовать вопрос о стереотипах, существующих в сознании молодежи о представителях старшего поколения;
• в результате полученных данных разработать тематическую концепцию и композиционно-графическую модель журнала для молодежи о старшем поколении.
Объектом исследования являются особенности визуальной организации изданий культурно-образовательного и просветительского
В теоретическую базу исследования вошли отечественные и зарубежные научные работы А. В. Писарева, Б. Мещеряков, В. Зинченко, Г. Тэджфела, Дж. Тернера в области психологии и социологии. Учебники и тематические статьи о негативных возрастных стереотипах в обществе и эйджизме А. В. Микляевой, Е. Н. Мухрановой, Е. П. Ильина. Были использованы работы о фотографии В. В. Савчука, С. Сонтаг, об инфографике Р. Крама, П. Н. Тарасенко. Принципы визуальной организации, а также типографические особенности печатных изданий рассмотрены в трудах Я. Чихольда, К. Цыпленкова, В. Кричевского.
Эмпирическую базу исследования составили выпуски журналов досоветского, советского и постсоветского периодов, ориентированные на молодежную аудиторию. Хронологические рамки исследования включают периодику для молодежи, начиная с 1846 года и до настоящего времени.
Методологической базой исследования стали контент-анализ, метод комплексного подхода к материалу, методы сравнительного, сопоставительного и системного анализа, а также метод прямой выборки.
Структуру работы составляют введение, три главы, заключение, список источников и приложений. Во введении обосновывается актуальность и новизна, формулируются цели и задачи работы, а также описываются теоретическая, эмпирическая и методологическая базы исследования. В первой главе проанализированы печатные издания различного характера для молодежной аудитории досоветского, советского и постсоветского периодов; проведены два исследования, на основе которых сделаны выводы о сферах интересов молодежи и основные особенности их визуальных предпочтений. Во второй главе рассматриваются принципы визуальной организации печатного издания от подбора картинок до шрифтового расписания. В заключительной третьей главе представлено подробное описание тематической концепции и композиционно-графической модели журнала о старшем поколении для молодежи. В заключении приводятся результаты исследования и формулируются основные выводы.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы постараемся определить и проанализировать целевую аудиторию, выделить негативные и позитивные стереотипы молодежи о старшем поколении, на основе интересов и особенностей визуальных предпочтений молодежи разработать тематическую концепцию и композиционно-графическую модель журнала для молодежи, а также представить несколько страниц веб-версии.
Молодежные издания составляют малый процент российского рынка периодических изданий. У общества есть потребность в молодежных журналах, но сделать такой журнал для широкой аудитории крайне сложно, в связи с этим молодежные издания возникают локально. Рынок российской прессы, ориентированной на молодежную аудиторию, сегментирован, на нем представлены советские бренды, существующие уже не первый десяток лет, а также небольшой процент современных изданий. Сегмент молодежных журналов в России развивается без видимой динамики и, как правило, локально. В связи с этим можно сделать вывод, что на данный момент времени - удачный период для появления нового журнала для молодежи.
При определении тематической концепции и основных элементов композиционно-графической модели культурно-образовательного журнала для молодежи были определены особенности его аудитории в возрасте от 16 до 27 лет, которую мы разделили на три типа: от 16 до 18 (ученик 10-11 классов), от 18 до 23 (студент высшего учебного заведения, как гуманитарных, так и технических наук), от 23 до 27 (представитель рабочей молодежи, закончивший или заканчивающий вуз).
Кроме того, важным этапом работы стали проведенные нами исследования: пилотажное и основное. Пилотажное исследование подтвердило наличие негативных стереотипов в сознании молодежи по отношению к представителям старшего поколения. Это подчеркивает актуальность нашей работы. По итогам основного исследования были выявлены интересы, а также визуальные предпочтения молодежной аудитории.
При теоретической подготовке к разработке издания были исследованы прецеденты создания журнала, а также выявлены особенности представления средств визуальной идентификации и дизайнерских решений в изданиях для молодежи.
Одной из целей при проектировании издания стала необходимость уделить особое внимание композиционно-графическому проектированию - соотношению внутреннего содержания и внешней организации журнала. На основе теоретических источников, конкретных примеров и проведенных исследований были выделены составляющие визуальной организации подобных печатных изданий, а также выявлены визуальные предпочтения аудитории. При создании проекта культурно-образовательного журнала, ориентированного на молодежь, стоит учитывать, что каждый элемент композиционно-графической модели издания подчеркивает тематические особенности, которые напрямую влияют на формирование индивидуального стиля.
В ходе работы над композиционно-графической моделью журнала для молодежи мы разработали сетку, логотип издания, определили брендовую цветовую палитру, шрифтовое расписание и стиль колонтитулов. Этапы композиционно-графического проектирования были подчинены одной задаче - созданию индивидуального брендового стиля издания, отвечающего интересам и соответствующего визуальным предпочтениям аудитории.
Таким образом, цель данной работы была достигнута и поставленные вначале задачи решены.
При определении тематической концепции и основных элементов композиционно-графической модели культурно-образовательного журнала для молодежи были определены особенности его аудитории в возрасте от 16 до 27 лет, которую мы разделили на три типа: от 16 до 18 (ученик 10-11 классов), от 18 до 23 (студент высшего учебного заведения, как гуманитарных, так и технических наук), от 23 до 27 (представитель рабочей молодежи, закончивший или заканчивающий вуз).
Кроме того, важным этапом работы стали проведенные нами исследования: пилотажное и основное. Пилотажное исследование подтвердило наличие негативных стереотипов в сознании молодежи по отношению к представителям старшего поколения. Это подчеркивает актуальность нашей работы. По итогам основного исследования были выявлены интересы, а также визуальные предпочтения молодежной аудитории.
При теоретической подготовке к разработке издания были исследованы прецеденты создания журнала, а также выявлены особенности представления средств визуальной идентификации и дизайнерских решений в изданиях для молодежи.
Одной из целей при проектировании издания стала необходимость уделить особое внимание композиционно-графическому проектированию - соотношению внутреннего содержания и внешней организации журнала. На основе теоретических источников, конкретных примеров и проведенных исследований были выделены составляющие визуальной организации подобных печатных изданий, а также выявлены визуальные предпочтения аудитории. При создании проекта культурно-образовательного журнала, ориентированного на молодежь, стоит учитывать, что каждый элемент композиционно-графической модели издания подчеркивает тематические особенности, которые напрямую влияют на формирование индивидуального стиля.
В ходе работы над композиционно-графической моделью журнала для молодежи мы разработали сетку, логотип издания, определили брендовую цветовую палитру, шрифтовое расписание и стиль колонтитулов. Этапы композиционно-графического проектирования были подчинены одной задаче - созданию индивидуального брендового стиля издания, отвечающего интересам и соответствующего визуальным предпочтениям аудитории.
Таким образом, цель данной работы была достигнута и поставленные вначале задачи решены.



