Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ КУРСА «ЭТНОБОТАНИКА» В РАМКАХ ЛЕТНИХ ШКОЛ

Работа №72593

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

биология

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Этноботаника как ботаническая дисциплина и область науки
1.1 История формирования этноботаники 6
1.2 Предметное поле дисциплины и ее актуальность 8
1.2.1 Мультидисциплинарная природа этноботаники 9
1.2.2 Значение этноботанических исследованиях для развития современных технологий и научная значимость 10
Глава 2 Формат летних школ в современном общем образовании 21
2.1 Типы и особенности организации летних школ 21
2.2 Преимущества обучения в летних школах 23
2.3 Специфика проведения летних школ в частных учебных заведениях
Глава 3 Программа курса «Этноботаника» 29
3.1 Образовательные результаты 30
3.2 Система заданий 31
3.3 Информационные ресурсы дисциплины 33
3.4 Методы, технологии, подходы, использованные в проведении занятий
Глава 4 Апробация программы курса «Этноботаника» 39
4.1 Этноботанические исследовательские проекты учащихся 39
4.1.1 Этноботаническое исследование флоры окрестностей города Поставы
4.1.2 Изучение применения дикорастущих видов растений в домашнем обиходе и в декоративных целях 56
4.1.3 Экономическая ценность травяного чая 68
4.2 Эффективность программы 81
4.2.1 Критические моменты 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

В последние годы этноэкология превратилась в важную область знания из-за понимания научным сообществом того, что огромный объем знаний, содержащихся как в местных, так и в народных культурах, быстро утрачивается по мере разрушения естественных экосистем и локальных культур в результате глобализации, урбанизации и сокращения численности и исчезновением малых народов (Rheingold, 1989).
Этноботаника и этнозоология берут начало с прямых наблюдений за тем, как люди использовали растения и животных, и состояли в основном из составления перечня видов и записи характеристик. В последнее время эти дисциплины используют гораздо более научную методологию, опирающуюся на количественные данные. Изучены способы, которыми люди управляют своей средой, используя более экологический подход. Этноэкология по своей природе является междисциплинарным предметом, требующим целостного подхода, который объединяет методы биологии, антропологии, номенклатуры, этнологии и многих других областей (Harshberger, 1896).
Этноботаника - это раздел этноэкологии, посвященный растениям. Этноботанические исследования могут выявить экологические проблемы, темпы сбора растений, превышающие темпы их возобновления, и соотнести употребление растительных ресурсов с ростом населения, помочь предотвратить сокращение популяций и разработать режим рационального использования растительных ресурсов (Ильин, 1948). Предметом этноботаники является использование человеком дикорастущих растений местных флор в разных отраслях домашнего быта и обихода (Minnis, 2000).
Любая отрасль науки является двигателем общественного прогресса. Развитие науки приводит к обновлению всех сфер жизни человека. Наука формирует картину мира, решает проблемы, встающие перед человечеством, тесно связана с техническим прогрессом, так же помогает создавать прогнозы развития общества, разрабатывать и реализовывать инновационные проекты.
Далеко не до каждого школьника удается донести информацию о важности науки в современном мире. В большинстве случаев, школьник, сталкиваясь с избыточным перечнем информационных ресурсов, на основе которых ему необходимо проводить исследование, быстро теряет интерес к проекту. Отсутствие желания изучать теорию часто приводит к завершению так и не начавшегося исследования. Поэтому педагогам приходится заинтересовывать учащихся, применяя иные способы обучения. К самым эффективным способам приобщения школьников к науке являются практические занятия, экскурсии, лабораторные работы с последующими за ними научными исследованиями и проектами. Чем больше знания, приобретаемые учащимися, имеют практическую направленность, взаимодействуют с жизнью, используются для развития окружающих процессов, тем выше осознанность и осмысленность обучения и интерес к нему.
Учащийся должен осознавать и чувствовать, что образовательный процесс - необходимое условие личностного и профессионального развития. Поэтому, необходимо приучать школьников постоянно развивать свои научные знания, проверять их в процессе исследовательской и творческой активности и применять знания в практической деятельности. Также нужно формировать гармоничную траекторию перехода от начала школы через высшее учебное заведение к дальнейшей профессиональной деятельности в выбранном направлении, используя активное обучение.
Площадкой для реализации научных исследований, характеризующейся всеми необходимыми условиями для их продуктивной реализации, служит выездная летняя школа.
Летняя школа ориентирована на занятия инженерным делом, биологией и математикой, а также предоставит возможность каждому положить начало большому проекту или исследованию. Площадка летней школы эффективна для занятия наукой, так как она будет сочетаться со спортом на свежем воздухе, экскурсиями, походами и медицинскими процедурами.
1. Разработать программу курса «Этноботаника» с использованием инновационных методов обучения с применением проектно-исследовательского подхода;
2. Апробировать курс «Этноботаника» в рамках летней школы Частного общеобразовательного учреждения общего и дополнительного образования "Лаборатория непрерывного математического образования" (ЧОУ ОиДО "ЛНМО");
3. Оценить эффективность курса «Этноботаника».
Работа состоит из 4 глав, 2 приложений. Содержит 32 рисунка, 5 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Разработана программа дисциплины «Этноботаника» для реализации в рамках летней школы. Особенностями программы являются применение инновационных образовательных методов и активного обучения. Основным приемом при разработке программы был выбран проектно-исследовательский метод, при котором учащиеся приобретают новые знания в результате самостоятельного группового исследования на этноботаническую тему. Для этого были разработаны алгоритмы экспресс-исследований. Программа включает 40 академических часов, 3 раздела по 3 модуля в каждом с иерархией образовательных целей по Б.С. Блуму, с применением инновационных методов обучения.
2. Программа курса была успешно апробирована в рамках летней школы Частного общеобразовательного учреждения общего и дополнительного образования «Лаборатория непрерывного математического образования» (ЧОУ ОиДО «ЛНМО») в оздоровительном лагере «Ветразь» гор. Поставы (Беларусь).
3. Учащиеся 9 классов освоили базовые термины и принципы этноботаники, научились организовывать и проводить этноботанические исследования (интервьюирование сельских жителей, сбор гербария, определение растений), разработали, подготовили и защитили этноботанические проекты на биологической конференции. Доклады по этноботаническим проектам учащихся заняли 1 и 2 места на школьной биологической конференции


1. Благовещенский В.В. Ботаническое ресурсоведение (полезные растения мира) / В.В. Благовещенский. - Ульяновск: Симбирская книга, 1996. - 367 с.
2. Бобрецова А. В. Некоторые особенности питания старообрядческого населения Нижней Печоры в XX веке / А. В. Бобрецова. - М.: Наука, 2001. - С. 87-98.
3. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнологии / Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1981. - 390 с.
4. Буданцев А. Л. Фундаментальные направления ботанического ресурсоведения и их развитие / А.Л. Буданцев // Раст. ресурсы. 2005. Т. 41, вып.
1. - С. 3-26.
5. Вавилов, Н.И. Происхождение и география культурных растений / Н.И. Вавилов. - Л.: Наука, 1987. - 440 с.
6. Варлих В. К. Русские лекарственные растения. Атлас и ботаническое описание / В. К. Варлих. - СПб.: Наука, 1912. - 529 с.
7. Вульф, Е.В. Мировые ресурсы полезных растений: справочник / Е.В. Вульф, О.Ф. Малеева. - Л.: Наука, 1969. - 565 с.
8. Гаммерман А.Ф. Растения-целители / А.Ф. Гаммерман, М.Д. Шупинская, А.А. Яценко-Хмелевский. М.: Высш. шк., 1963. - 422 с.
9. Георги И. И. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей / И. И. Георги. - СПб.: Наука, 1776. - 89 с.
10. Глухов М.М. Медоносные растения / М.М. Глухов. - М.: Колос, 1974. - 359 с.
11. Голованова Н. Ф. Надежда Голованова: Общая педагогика. Учебное пособие для ВУЗов / Н. Ф. Голованова. - М.: Речь, 2005. - 355 с.
12. Головкин Б. Н. Этноботаническая этимология и поиск новых полезных растений // Бюллетень ГБС. - М.: 2004. - В. 187. - С. 3-5.
13. Гофман К. Г. Методы экономической оценки природных ресурсов / К. Г. Гофман. - М.: Наука, 1980. - 74 с.
14. Губанов И. А. Предмет и задачи ботанического ресурсоведения // Растительные ресурсы. 1973. Т. 9, вып. 4. С. 614-620.
15. Губанов, И.А. Дикорастущие полезные растения / И.А. Губанов, К.В. Киселева, В.С. Новиков. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 300 с.
16. Гусынин И.А. Токсикология ядовитых растений / И.А. Гусынин. М.: Сельхозгиз, 1955. - 330 с.
17. Демьянова Е.И. Ботаническое ресурсоведение / Е.И. Демьянова. - Пермь: Типография Пермского университета, 2007. - 173 с.
18. Дудка И. А. Грибы: Справочник миколога и грибника / И. А. Дудка, С. П. Вассер. - Киев: Наукова думка, 1987. - 535 с.
19. Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи / П.М. Жуковский. - М.: Колос, 1964. - 790 с.
20. Ильин М.М. Общие вопросы изучения сырьевых растений / М.М. Ильин // Методика полевого исследования сырьевых растений - М.: Наука, 1948. - С. 7-24.
21. Кавтарадзе Д. Н. Социально-экономические и правовые основы сохранения биоразнообразия / Д. Н Кавтарадзе, А. А. Овсянников. - М.: Изд-во научного и учебно-методического центра, 2002. - 420 с.
22. Казакевич Л. И. Дикорастущие лекарственные, питательные и технические растения Калмыцкой Автономной Области / Л. И.Казакевич. - Астрахань: типография Калмиздата, 1929. - C. 28-78.
23. Козлов В. И. Многоаспектность этнической экологии // Этноэкологические исследования: сборник статей к 80-летию со дня рождения В. И. Козлова. - М.: Старый сад, 2004. - С. 7-35.
24. Козо-Полянский Б.М. О классификации полезных растений / Б.М. Козо-Полянский. - М.; Л., 1960. - С. 105-111.
25. Кощеев А.К. Дикорастущие съедобные растения в нашем питании / А.К. Кощеев. - М.: Пищ. пром-сть, 1980. - 255 с.
26. Купцов А.И. Введение в географию культурных растений / А.И. Купцов. -М.: Наука, 1975. - 293 с.
27. Лапыгин Ю. Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. - М.: Юрайт, 2019. - 248 с.
28. Мазнев Н. И. Золотая книга лекарственных растений / Н. И. Мазнев.
- М.: ООО «ИД РИПОЛ Классик», 2008. - 621 с
29. Миклухо-Маклай Н. Н. Список растений, используемых туземцами берега Маклая на Новой Гвинее / Миклухо-Маклай Н. Н. - М.: Академии Наук СССР, 1951. - С. 129-137.
30. Муравьева Д.А. Тропические и субтропические лекарственные растения / Д.А. Муравьева. М.: Медицина, 1983. - 334 с.
31. Мусаев К.Л. Этноботанические исследования хребта Кетмень / К. Л. Мусаев, М.К. Кукенов // Известия АН КазССР. Серия биологическая. - 1990.
- № 5. - С. 21-26.
32. Нефедова В. Б. Рекреационное использование и охрана лесов / В. Б. Нефедова, Е. Д. Смирнова. - М.: Лесная промышленность, 1980. - 184 с.
33. Павлов Н.В. Растительные ресурсы южного Казахстана / Н.В. Павлов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - 550 с.
34. Павлов, Н.В. Дикие полезные и технические растения СССР / Н.В. Павлов. - М., 1942. - 641 с.
35. Петров В. А. Этноботаника Нагорного Карабаха / В. А. Петров. - Баку: АзФАН, 1940. - 168 с.
36. Писарева Т. Общие основы педагогики: конспект лекций / Т. Писарева. - М.: ЭКСМО, 2008. - 160 с.
37. Пономарева Е.Г. Медоносные ресурсы и опыление сельскохозяйственных растений / Е.Г. Пономарева, Н.Б. Детерлеева. - М.: Агропромиздат, 1986. - 222 с.
38. Похлебкин В.В. Всё о пряностях / В.В. Похлебкин. - М.:
Центрполиграф, 2001. - 322 с.
39. Приступа А.А. Основные сырьевые растения и их использование / А.А. Приступа. - Л.: Наука, 1973. - 412 с.
40. Сахобиддинов С. С. Значение народного опыта при изучении полезных растений // Научная сессия АН Уз ССР 9-14 июня 1947 г.: Материалы Акад. наук УзССР. / ред. Абдуллаев Х. М., Сарымсаков Т. А.- Ташкент: Ташкентская типография № 1, 1947. - С. 207-213.
41. Столяренко А. М. Общая педагогика: учебное пособие / А. М. Столяренко. - М.: Юнити, 2015. - 479 с.
42. Ткаченко К. Г. Этноботаника в современном мире / К. Г. Ткаченко, Т. П. Лебедева. - Воронеж: Вестник ВГУ, 2018. - С. 172-175.
43. Уткин Л. А. Заметки по народной медицине. Представления и народные верования, связанные с растениями (в б. Томской и Алтайской губ.) // Сибирская живая старина. - 1928. - Вып. 7. - С. 89-100.
44. Федоров А. А. Ботаническое ресурсоведение как наука и его положение в системе научных знаний // Растительные ресурсы. 1966. Т. 2, вып.
2. С. 165-181.
45. Фёдоров Ал. А. Ботаническое ресурсоведение как наука и его положение в системе научных знаний // Раст. ресурсы. - 1966. - Т. 2, Вып. 2. - С. 165 - 182.
46. Федоров Ал. А. Растительные ресурсы СССР для народного хозяйства и медицины / Ал. А. Федоров // Раст. ресурсы. 1965. - Т. 1, вып. 1. - С. 5-18.
47. Фирюлина Н. В. Формы и методы педагогического сотрудничества: сингапурская методика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - No. 4. - C. 3-12.
48. Чухно Т. Большая энциклопедия лекарственных растений / Т. Чухно. - М.: Эксмо, 2007. - 1024 с.
49. Шухободский Б. А. О термине «растительные ресурсы» // Растительные ресурсы. 1972. Т. 8, вып. 3. С. 432-435.
50. Щеглов Н. П. Хозяйственная ботаника / Н. П. Щеглов. - СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1828. - 480 с.
51. Amiri M.S. Ethnobotanical investigation of traditional medicinal plants commercialized in the markets of Mashhad / M.S. Amiri, M.R. Joharchi // Avicenna Journal of Phytomedicine, 2013. Vol. 3, No. 3. - P. 254-271.
52. Ansari A. A. Plant Biodiversity: Monitoring, Assessment and Conservation / A. A. Ansari, S. S. Gill. - Wallingford: CABI, 1980. - 614 p.
53. Barbier E. B. Economics: Nature-Resource Scarcity and Development / E. B Barbier. - London: Earthscan Publications, 1989. - 233 p.
54. Constanza R. What is ecological economics? // Ecol. Econ. 1989. N. 1. P. 1-7.
55. Cox P.A., Balick M.J. The ethnobotanical approach to drug discovery // Scientific American. - 1994. - Vol. 270. - P. 82-87.
56. Dogan Y. / Y. Dogan, S. Baslar Ethnobotany in Turkey: The use of wild edible plants in Western and Central Anatolia // Economic Botany, 2004. Vol. 58. №
4. P. 684-690.
57. Eisenman S. W. Medicinal Plants of Central Asia: Uzbekistan and Kyrgyzstan / S. W. Eisenman, D. E. Zaurov. - New York: Springer, 2013. - 346 p.
58. Elisabetsky E. Ethnopharmacology: A technological development strategy in Ethnobiology / E. Elisabetsky, J. Moraes. - Belem, 1990. - Pp. 111-18.
59. Evans J. R. Medicinal Plants of the Cherokees / J. R. Evans. - New York: American Pharmacological Association, 1859. - P. 390-397.
60. Harshberger J.W. The purposes of ethnobotany // Botanical gazette. - 1896. - Vol. 21. - P. 146-154.
61. Hill A. F. Economic botany: A textbook of useful plants and plant products / A. F. Hill. - NewYork: MaGraw-Hill book Co, 1937. - 592 p.
62. Lipp F. J. Ethnobotany of the China, Indians, Oaxaca, Mexico / F. J. Lipp. - New York: USDA - 1971. - P. 234-244.
63. Mabberley D. J. The Plant-Book / D. J. Mabberley. - Cambridge: Cambridge University Press, 1997. - 642 p.
64. Martin G. J. Ethnobotany: A methods manual / G. J. Martin. - London: Springer, 1995. - 285 p.
65. Minnis P. E. Ethnobotany: A Reader / P. E. Minnis. - Norman: University of Oklahoma Press, 2000. - 319 p.
66. Nabhan G.P. Enduring Seeds: Native American Agricullure and Wild Plant Conservation / G.P. Nabhan. - San Francisco: North Point Press, 1980 - 350 p.
67. Nabhan G.P. Gathering the Desert / G.P. Nabhan. - Tucson: The University of Arizona Press, 1985. - 317 p.
68. Olson E. A. Plants and Health: New Perspectives on the Health¬Environment-Plant Nexus / E. A. Olson, J. R. Stepp - Gainesville: Springer, 2016. - 174 p.
69. Palmer E. Plants used by the Indians of the United States / E. Palmer. - New York: Springer, 1878. - P. 539-548.
70. Pardo de Santayana M. Ethnobotany in new Europe / M. Pardo de Santayana, A. Pieroni, R. Puri. - Oxford: Springer, 2010. - 394 p.
71. Rafael L. Ethnobotany of Mexico / L. Rafael, A. Casas. - New York: Springer, 2016. - 553 p.
72. Rheingold H. Ethnobotany and the search for vanishing knowledge / H. Rheingold // Whole earth review. - 1989. - No. 89. Sept. 12. - P.16-23.
73. Schmidt B. M. Ethnobotany: A Phytochemical Perspective / B. M. Schmidt, D. M. Klaser Cheng. - Hoboken: Wiley Blackwell, 2017. - 357 p.
74. Smith N. N. Ethnobotanical field notes from the Nortern Territory, Australia / N. N. Smith // Journal of the Adelaide Botanic Gardens. - 1991. - Vol. 14. - Pt. 1. - P. 1 - 65.
75. Voeks R. A. The Ethnobotany of Eden: Rethinking the Jungle Medicine Narrative / R. A. Voeks. - Chicago: The University of Chicago Press, 2018. - 320 p.
76. Wiart C. Medicinal Plants of Asia and the Pacific / C. Wiart. - Boca Raton: CRC Press, 2006. - 295 p.
77. Young K. J. Ethnobotany / K. J. Young. - New York: Chelsea House, 2007. - 111 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ