Механизм организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации
|
Введение 6
Глава 1 Теоретические и правовые аспекты организации межбюджетных
отношений в субъекте Российской Федерации 8
1.1 Особенности организации межбюджетных отношений в субъекте
Российской Федерации 8
1.2 Межбюджетные трансферты и налоговые доходы как инструменты
организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации 15
1.3 Оценка качества организации межбюджетных отношений в субъекте
Российской Федерации 22
1.4 Выводы по первой главе 26
Глава 2 Анализ качества организации межбюджетных отношений в субъекте
Российской Федерации 28
2.1 Анализ доходных источников местных бюджетов 28
2.2 Анализ межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджеты
муниципальных образований 43
2.3 Контроль как элемент механизма организации межбюджетных отношений
в субъекте Российской Федерации 53
2.4 Современные проблемы и пути совершенствования механизма
организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации 62
2.5 Выводы по второй главе 67
Заключение 70
Список использованных источников
Глава 1 Теоретические и правовые аспекты организации межбюджетных
отношений в субъекте Российской Федерации 8
1.1 Особенности организации межбюджетных отношений в субъекте
Российской Федерации 8
1.2 Межбюджетные трансферты и налоговые доходы как инструменты
организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации 15
1.3 Оценка качества организации межбюджетных отношений в субъекте
Российской Федерации 22
1.4 Выводы по первой главе 26
Глава 2 Анализ качества организации межбюджетных отношений в субъекте
Российской Федерации 28
2.1 Анализ доходных источников местных бюджетов 28
2.2 Анализ межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджеты
муниципальных образований 43
2.3 Контроль как элемент механизма организации межбюджетных отношений
в субъекте Российской Федерации 53
2.4 Современные проблемы и пути совершенствования механизма
организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации 62
2.5 Выводы по второй главе 67
Заключение 70
Список использованных источников
В последние годы актуальность развития межбюджетных отношений возрастает в связи с возникшими новыми задачами, поставленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Национальные проекты Российской Федерации формируются с учетом взаимодействия с регионами и муниципальными образованиями путем предоставления финансовой поддержки. При этом формирование целевых показателей будет осуществляться с учетом расходных полномочий разных уровней власти.
Регулирование межбюджетных отношений является важным элементом в развитии бюджетных отношений и эффективном функционировании бюджетной системы федеративного государства. Российская модель организации межбюджетных отношений, как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов РФ и муниципалитетов, всё еще находится на стадии реформирования, что обуславливает необходимость исследования современного механизма организации межбюджетных отношений.
Основной проблемой организации межбюджетных отношений по- прежнему остается неравномерность распределения финансовых ресурсов на территории страны, в свете чего особую важность приобретает выравнивание финансовых возможностей регионов и муниципальных образований посредством предоставления им финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня. Главная задача межбюджетного выравнивания - распределить бюджетные средства между субъектами РФ и внутри территорий таким образом, чтобы компенсировать различия в экономическом положении отдельных регионов и обеспечить населению равные возможности и условия.
Актуальность исследования обусловлена тем, что муниципалитеты, входящие в состав субъектов РФ, имеют разный доступ к различного вида ресурсам, а также зависимы от федеральных и региональных налогов, что во многом лишает их самостоятельности.
Цель исследования данной выпускной квалификационной работы - выявить проблемы в организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и сформулировать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую базу механизма организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации;
- проанализировать разграничение доходных источников, расходных полномочий и распределение финансовой помощи между муниципальными образованиями и субъектом Российской Федерации;
- проанализировать результаты внешнего государственного финансового контроля в сфере межбюджетных отношений;
- рассмотреть существующие методики и варианты оценки эффективности организации межбюджетных отношений;
- сформулировать предложения по улучшению качества организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации. Предметом исследования является механизм организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и иностранных авторов, в которых рассмотрены проблемы взаимодействия регионов и муниципальных образований, а также вопросы формирования доходов местных бюджетов. Наиболее значимый вклад внесли следующие авторы: М.Л. Васюнина, Е.В. Барашева, М.Д. Джамалдинова, Е.Н. Тимушев и другие.
Нормативно-правовой основой написания выпускной квалификационной работы послужили: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации; Закон Оренбургской области «О межбюджетных отношениях в Оренбургской области» от 30 ноября 2005 года №2738/499-111-ОЗ; Закон Московской области «О межбюджетных отношениях в Московской области» от 22 октября 2010 года №123/2010-ОЗ; Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» от 12 октября 2007 года №111-ПК.
Источниками статистической информации, а также фактических показателей бюджетов стали законы об областном бюджете Оренбургской и Московской областей за 2016-2021 гг.; законы о краевом бюджете Пермского края за 2016-2021 гг.; отчеты об исполнении консолидированных бюджетов Пермского края, Оренбургской и Московской областей за 2016-2018 гг.
Также в рамках исследования были использованы материалы, подготавливаемые по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты Оренбургской области, Контрольно-Счетной палаты Московской области, Контрольно-счетной палаты Пермского края, Министерства внутреннего финансового контроля Оренбургской области и Главного контрольного управления Московской области.
Национальные проекты Российской Федерации формируются с учетом взаимодействия с регионами и муниципальными образованиями путем предоставления финансовой поддержки. При этом формирование целевых показателей будет осуществляться с учетом расходных полномочий разных уровней власти.
Регулирование межбюджетных отношений является важным элементом в развитии бюджетных отношений и эффективном функционировании бюджетной системы федеративного государства. Российская модель организации межбюджетных отношений, как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов РФ и муниципалитетов, всё еще находится на стадии реформирования, что обуславливает необходимость исследования современного механизма организации межбюджетных отношений.
Основной проблемой организации межбюджетных отношений по- прежнему остается неравномерность распределения финансовых ресурсов на территории страны, в свете чего особую важность приобретает выравнивание финансовых возможностей регионов и муниципальных образований посредством предоставления им финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня. Главная задача межбюджетного выравнивания - распределить бюджетные средства между субъектами РФ и внутри территорий таким образом, чтобы компенсировать различия в экономическом положении отдельных регионов и обеспечить населению равные возможности и условия.
Актуальность исследования обусловлена тем, что муниципалитеты, входящие в состав субъектов РФ, имеют разный доступ к различного вида ресурсам, а также зависимы от федеральных и региональных налогов, что во многом лишает их самостоятельности.
Цель исследования данной выпускной квалификационной работы - выявить проблемы в организации межбюджетных отношений в Российской Федерации и сформулировать пути их решения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить нормативно-правовую базу механизма организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации;
- проанализировать разграничение доходных источников, расходных полномочий и распределение финансовой помощи между муниципальными образованиями и субъектом Российской Федерации;
- проанализировать результаты внешнего государственного финансового контроля в сфере межбюджетных отношений;
- рассмотреть существующие методики и варианты оценки эффективности организации межбюджетных отношений;
- сформулировать предложения по улучшению качества организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе являются межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации. Предметом исследования является механизм организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и иностранных авторов, в которых рассмотрены проблемы взаимодействия регионов и муниципальных образований, а также вопросы формирования доходов местных бюджетов. Наиболее значимый вклад внесли следующие авторы: М.Л. Васюнина, Е.В. Барашева, М.Д. Джамалдинова, Е.Н. Тимушев и другие.
Нормативно-правовой основой написания выпускной квалификационной работы послужили: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации; Закон Оренбургской области «О межбюджетных отношениях в Оренбургской области» от 30 ноября 2005 года №2738/499-111-ОЗ; Закон Московской области «О межбюджетных отношениях в Московской области» от 22 октября 2010 года №123/2010-ОЗ; Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» от 12 октября 2007 года №111-ПК.
Источниками статистической информации, а также фактических показателей бюджетов стали законы об областном бюджете Оренбургской и Московской областей за 2016-2021 гг.; законы о краевом бюджете Пермского края за 2016-2021 гг.; отчеты об исполнении консолидированных бюджетов Пермского края, Оренбургской и Московской областей за 2016-2018 гг.
Также в рамках исследования были использованы материалы, подготавливаемые по результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты Оренбургской области, Контрольно-Счетной палаты Московской области, Контрольно-счетной палаты Пермского края, Министерства внутреннего финансового контроля Оренбургской области и Главного контрольного управления Московской области.
Межбюджетные отношения в субъекте Российской Федерации - это отношения между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
В общем виде можно выделить три аспекта организации межбюджетных отношений, как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации:
- распределение доходных источников между бюджетами публично-правовых образований;
- разграничение расходных полномочий между публично-правовыми образованиями;
- перераспределение финансовых ресурсов в виде межбюджетных трансфертов.
Распределение доходных источников между бюджетами бюджетной системы заключается в закреплении за бюджетами собственных доходных источников, а также закрепление за бюджетами части дохода от налогов других уровней бюджетной системы.
Финансовая помощь бюджетам предоставляются в виде межбюджетных трансфертов.
Для получения сопоставимых данных при анализе бюджетов Пермского края, Оренбургской и Московской областей были выбраны:
- коэффициент соотношения расходов и доходов местных бюджетов;
- коэффициент обеспечения расходов на социальную сферу собственными доходами местных бюджетов;
- доля расходов на социальную сферу в величине расходов местных бюджетов.
Также дополнительно проводились расчеты по значениям показателей на душу населения и уровень относительной финансовой устойчивости местных бюджетов анализируемых субъектов.
Подведем итоги по рассчитанным показателям.
Коэффициент соотношения расходов и доходов местных бюджетов показывает, какая величина расходов приходится на рубль доходов. В Московской области данный показатель лучше, так как на рубль доходов приходится около 2,3 р. расходов, против 2,7 р. в Оренбургской области. Рекордсменом по данному показателю является Пермский край - на рубль доходов приходится 3,3 р. расходов, однако к 2021 году данный показатель планируется довести до значения 2,48 р. расходов на рубль доходов местных бюджетов. В динамике во всех анализируемых субъектах Российской Федерации данный показатель имеет тенденцию к уменьшению.
Коэффициент обеспечения расходов на социальную сферу собственными доходами местных бюджетов показывает, насколько местные бюджеты способны удовлетворить потребности населения в социальных услугах за счет собственных доходов. В Оренбургской области данный показатель составляет 86 %, в Московской области - 92 %, в Пермском крае - 93 %.
Частью механизма организации межбюджетных отношений является государственный финансовый контроль. Анализ отчетов и данных мониторингов финансовых, контрольно-счетных органов и органов государственного внутреннего финансового контроля позволил выделить ряд общих нарушений: нарушение правил формирования, расходования и учета бюджетных средств, выделенных из областного бюджета в виде субсидий и субвенций; нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов; нарушения в предоставляемой отчетности.
Также анализ показал следующие основные проблемы: бюджеты муниципальных образований не в состоянии покрыть свои расходы за счет налоговых и неналоговых поступлений; для местных бюджетов существует опасность воздействия негативных последствий «мягких» бюджетных ограничений.
Таким образом, главной проблемой организации межбюджетных отношений в субъектах РФ была и остается недостаточность доходов местных бюджетов, которые компенсируются из вышестоящих бюджетов, однако делают муниципальные образования менее независимыми. Это доказывает необходимость влияния на косвенные факторы для увеличения налоговой базы по некоторым налогам.
В результате проведенного анализа были выявлены следующие проблемы:
- бюджеты муниципальных образований не в состоянии покрыть свои расходы за счет налоговых и неналоговых доходов;
- местные бюджеты Оренбургской области могут попасть под негативное воздействие проблем «мягких» бюджетных ограничений;
- Оренбургская область на протяжении уже ряда лет не передает доходы от региональных налогов на местные бюджеты.
Для того, чтобы снизить негативное влияние данных проблем, автором были предложены следующие пути решения:
- повышать налоговый потенциал муниципальных образований путем воздействия на косвенные факторы, влияющие на величину налоговой базы по отдельным видам налогов;
- снизить уровень непредусмотренных законом о бюджете дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
- пересмотреть нормативы зачисления в региональные и местные бюджеты от региональных налогов и сборов.
Налоговый потенциал муниципального образования можно увеличить путем увеличения налоговой базы по определенным видам налогов, учитывая влияние на нее отдельных факторов.
Непредусмотренные законом дотации на обеспечение
сбалансированности местных бюджетов выделяются на покрытие временных кассовых разрывов, которые также могут быть покрыты с использованием бюджетных кредитов.
Отчисления от региональных налогов в местные бюджеты могут стать действительно крупным источником налоговых поступлений. Анализ местных бюджетов Пермского края показывает, что доходы от транспортного налога составляют около 10 %, что является достаточно большим значением. Учитывая недостаточность налоговых и неналоговых поступлений для покрытия расходов местных бюджетов, дополнительные поступления от региональных налогов позволили бы увеличить независимость местных бюджетов от вышестоящих.
Таким образом, по итогам работы был проведен анализ качества организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации, в процессе которого были проанализированы достаточность налоговых и неналоговых доходов для покрытия расходов, достаточность собственных доходов для покрытия расходов на социальную сферу, а также показатели дотационности местных бюджетов и их относительной финансовой устойчивости, по результатам которых автором были выявлены проблемы и составлены предложения для снижения их негативных последствий.
В общем виде можно выделить три аспекта организации межбюджетных отношений, как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации:
- распределение доходных источников между бюджетами публично-правовых образований;
- разграничение расходных полномочий между публично-правовыми образованиями;
- перераспределение финансовых ресурсов в виде межбюджетных трансфертов.
Распределение доходных источников между бюджетами бюджетной системы заключается в закреплении за бюджетами собственных доходных источников, а также закрепление за бюджетами части дохода от налогов других уровней бюджетной системы.
Финансовая помощь бюджетам предоставляются в виде межбюджетных трансфертов.
Для получения сопоставимых данных при анализе бюджетов Пермского края, Оренбургской и Московской областей были выбраны:
- коэффициент соотношения расходов и доходов местных бюджетов;
- коэффициент обеспечения расходов на социальную сферу собственными доходами местных бюджетов;
- доля расходов на социальную сферу в величине расходов местных бюджетов.
Также дополнительно проводились расчеты по значениям показателей на душу населения и уровень относительной финансовой устойчивости местных бюджетов анализируемых субъектов.
Подведем итоги по рассчитанным показателям.
Коэффициент соотношения расходов и доходов местных бюджетов показывает, какая величина расходов приходится на рубль доходов. В Московской области данный показатель лучше, так как на рубль доходов приходится около 2,3 р. расходов, против 2,7 р. в Оренбургской области. Рекордсменом по данному показателю является Пермский край - на рубль доходов приходится 3,3 р. расходов, однако к 2021 году данный показатель планируется довести до значения 2,48 р. расходов на рубль доходов местных бюджетов. В динамике во всех анализируемых субъектах Российской Федерации данный показатель имеет тенденцию к уменьшению.
Коэффициент обеспечения расходов на социальную сферу собственными доходами местных бюджетов показывает, насколько местные бюджеты способны удовлетворить потребности населения в социальных услугах за счет собственных доходов. В Оренбургской области данный показатель составляет 86 %, в Московской области - 92 %, в Пермском крае - 93 %.
Частью механизма организации межбюджетных отношений является государственный финансовый контроль. Анализ отчетов и данных мониторингов финансовых, контрольно-счетных органов и органов государственного внутреннего финансового контроля позволил выделить ряд общих нарушений: нарушение правил формирования, расходования и учета бюджетных средств, выделенных из областного бюджета в виде субсидий и субвенций; нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов; нарушения в предоставляемой отчетности.
Также анализ показал следующие основные проблемы: бюджеты муниципальных образований не в состоянии покрыть свои расходы за счет налоговых и неналоговых поступлений; для местных бюджетов существует опасность воздействия негативных последствий «мягких» бюджетных ограничений.
Таким образом, главной проблемой организации межбюджетных отношений в субъектах РФ была и остается недостаточность доходов местных бюджетов, которые компенсируются из вышестоящих бюджетов, однако делают муниципальные образования менее независимыми. Это доказывает необходимость влияния на косвенные факторы для увеличения налоговой базы по некоторым налогам.
В результате проведенного анализа были выявлены следующие проблемы:
- бюджеты муниципальных образований не в состоянии покрыть свои расходы за счет налоговых и неналоговых доходов;
- местные бюджеты Оренбургской области могут попасть под негативное воздействие проблем «мягких» бюджетных ограничений;
- Оренбургская область на протяжении уже ряда лет не передает доходы от региональных налогов на местные бюджеты.
Для того, чтобы снизить негативное влияние данных проблем, автором были предложены следующие пути решения:
- повышать налоговый потенциал муниципальных образований путем воздействия на косвенные факторы, влияющие на величину налоговой базы по отдельным видам налогов;
- снизить уровень непредусмотренных законом о бюджете дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
- пересмотреть нормативы зачисления в региональные и местные бюджеты от региональных налогов и сборов.
Налоговый потенциал муниципального образования можно увеличить путем увеличения налоговой базы по определенным видам налогов, учитывая влияние на нее отдельных факторов.
Непредусмотренные законом дотации на обеспечение
сбалансированности местных бюджетов выделяются на покрытие временных кассовых разрывов, которые также могут быть покрыты с использованием бюджетных кредитов.
Отчисления от региональных налогов в местные бюджеты могут стать действительно крупным источником налоговых поступлений. Анализ местных бюджетов Пермского края показывает, что доходы от транспортного налога составляют около 10 %, что является достаточно большим значением. Учитывая недостаточность налоговых и неналоговых поступлений для покрытия расходов местных бюджетов, дополнительные поступления от региональных налогов позволили бы увеличить независимость местных бюджетов от вышестоящих.
Таким образом, по итогам работы был проведен анализ качества организации межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации, в процессе которого были проанализированы достаточность налоговых и неналоговых доходов для покрытия расходов, достаточность собственных доходов для покрытия расходов на социальную сферу, а также показатели дотационности местных бюджетов и их относительной финансовой устойчивости, по результатам которых автором были выявлены проблемы и составлены предложения для снижения их негативных последствий.
Подобные работы
- МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , статистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1997 - МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Доходы бюджетов субъектов Российской
Федерации
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ: ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО КОМПЛЕКСНЫМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
Диссертация , налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2006 - Межбюджетные трансферты в доходах местных бюджетов
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Государственные гарантии субъектов Российской Федерации, эффективность их использования
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Бюджетная устойчивость субъектов Российской Федерации
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016



