Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ

Работа №72572

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы135
Год сдачи2017
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
436
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения стратегий преодоления стресса студентами с разным уровнем конфликтности 9
1.1. Понятие копинг-стратегий в отечественной и зарубежной
психологии 9
1.2. Теоретические подходы к изучению конфликтности 32
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование стратегий преодоления стресса студентами с разным уровнем конфликтности 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Интерпретация результатов исследования 46
2.3. Программа формирования навыков продуктивного преодоления
стресса 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ

Одной из проблем, не теряющей своей актуальности, является проблема конфликтологической грамотности - достаточности у человека знаний и умений для успешного разрешения конфликтов, которые неизменно возникают в процессе любой совместной деятельности. Будь то обучение, общение или профессиональная среда, все мы становимся участниками различных конфликтных и стрессогенных ситуаций.
Конфликтность личности, по А.Я. Анцупову, - это ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. Человек с высоким уровнем конфликтности находится в напряженных отношениях с окружающими, инициирует проблемные ситуации. Конфликтность личности определяется комплексом факторов: психологических (темперамент, акцентуация характера, уровень притязаний и агрессивности, психологическая устойчивость, эмоциональное состояние и др.), социально¬психологических (установки, ценности, отношение к оппоненту, направленность, коммуникативная компетентность и др.) и социальных (окружение, условия жизни и деятельности, возможности релаксации, общий уровень культуры, удовлетворение потребностей и др.) [4].
Стресс, в свою очередь, может быть как следствием, так и причиной конфликтов. Внутриличностные, межличностные и внутригрупповые конфликты - суть столкновение, противодействие, противоречие, иначе, как пишет А.Я. Анцупов, - тип конкурентного взаимодействия неких субъектов, идей, мнений, сопровождающийся негативными эмоциями, стрессовым состоянием и ощущением дискомфорта[4].
Преодолеть стрессовое состояние, вызванное конфликтом, лучше адаптироваться, овладеть ситуацией и успешно функционировать человеку помогают копинг-стратегии.
Проблема совладания со стрессом стала активно изучаться относительно недавно. По этой причине классификации копинг-стратегий многочисленны и
разнообразны, а методы диагностики и методики, помогающие успешнее справляться со стрессом, активно разрабатываются и совершенствуются.
Общая конфликтологическая грамотность, навыки самоконтроля и саморегуляции, стратегии преодоления стрессовых ситуаций начинают формироваться, когда человек становится активным участником общественных отношений и определяется с кругом интересов и будущей сферой деятельности.
Поступая в высшее учебное заведение и выбирая направление обучения, студент приобретает специфические, особенные навыки и умения, необходимые в профессиональной деятельности. От того, насколько продуктивные копинг-стратегии и навыки разрешения конфликтов будут сформированы в этот период, будет зависеть успешность этой деятельности, психическое и физическое здоровье человека, продуктивность его взаимодействия с объектами и субъектами трудовой среды. Профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10). Проведено достаточное количество исследований по проблемам профессионального стресса и способов его преодоления (Г. Селье, В.А. Бодров, В.В. Бойко, Дж. Гринберг, К.Л. Купер и др.) и изучению конфликтов и конфликтности личности посвящена целая область научного знания - конфликтология. Данные исследований показывают отрицательное влияние стресса и частых конфликтов на трудовые показатели, коммуникативную успешность человека, статистику несчастных случаев, удовлетворенность работой и состояние здоровья.
В ситуации постоянного повышения требований к квалификации специалиста, условиях повышенной конкуренции, ограниченного времени и ресурсов молодой специалист - вчерашний студент - практически постоянно находится в состоянии стресса и рискует стать частым участником конфликтных ситуаций.
Вопрос о конфликтологической грамотности студентов в настоящее время остается недостаточно изученным: умеют ли студенты выпускных курсов использовать продуктивные копинг-стратегии, эффективно справляться со стрессом и разрешать спорные вопросы, урегулировать идейные разногласия и т.д. В связи с этим мы считаем необходимым проведение исследования стратегий совладающего поведения с учетом такого фактора, как конфликтность.
Проблема нашего исследования: каковы стратегии преодоления стресса у студентов с разным уровнем конфликтности?
К проблеме конфликтности личности и совладающего поведения в разное время обращались отечественные и зарубежные специалисты в области конфликтологии (В.П. Шеинов, Н.В. Гришина, Н.Д. Сорокина и др.);изучения профессионального стресса и копинг-стратегий (Р. Лазарус, С. Фолкман, Дж. Амирхан, Э. Хайм, Э. Фрайденберг, С. Хобфолл, Г. Селье, Л.Г. Дикая, Е. В. Куфтяк, Б.Д. Карвасарский, С.К. Нартова-Бочавер, В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота, Н.Е. Водопьянова, Л.И. Вассерман и др.).
Некоторые аспекты данной проблемы требуют более детального изучения. Например, связаны ли стрессоустойчивость и конфликтность студента? Как будут выстраиваться иерархии стратегий преодолевающего поведения у более или менее конфликтных испытуемых? Обладают ли они достаточными знаниями и умениями для успешного разрешения конфликтов и преодоления стрессовых ситуаций в будущей профессиональной деятельности?
Объектом исследования выступают стратегии преодоления стресса.
Предметом исследования являются стратегии преодоления стресса студентами с разным уровнем конфликтности.
Цель нашей работы: исследовать стратегии преодоления стресса студентами с разным уровнем конфликтности.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований копинг-стратегий и конфликтности личности.
2. Произвести эмпирическое исследование стратегий преодоления стресса студентами с разным уровнем конфликтности;
3. Разработать программу по формированию навыков продуктивного преодоления стресса у студентов с выраженным уровнем конфликтности.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь
индивидуального уровня конфликтности и предпочитаемых копинг-стратегий: студенты со слабовыраженным и невыраженным уровнем конфликтности используют продуктивные (активные, адаптивные, осознанные,
просоциальные) стратегии преодоления стресса, в отличие от студентов с выраженным уровнем конфликтности, которые используют не продуктивные (асоциальные, агрессивные, избегающие, пассивные).
Теоретико-методологической основой исследования являются
фундаментальные принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности, принципы субъектно-деятельностного подхода
(С.Л. Рубинштейн и др.), системного подхода (Б.Ф. Ломов и др.); теоретические подходы к проблеме копинг-стратегий (Г. Селье, Дж. Амирхан, Р. Лазарус, С. Фолкман, С. Хобфолл, Э. Хайм, Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова,
Е.В. Куфтяк, Е.Р. Исаева, Б.Д. Карвасарский, С.К. Нартова-Бочавер, В.М. Ялтонский, Е.И. Чехлатый, Н.А. Сирота и др.) и конфликтности (В.П. Шеинов, Н.В. Гришина, Н.Д. Сорокина и др.). Выбор методов обусловлен спецификой выборки, объекта и предмета исследования, целью и поставленными задачами. При проведении исследования использовались следующие методы: анализ научной и справочной литературы по проблеме исследования; организационные методы: сравнительный метод, комплексный метод; эмпирические: малоформализованные (наблюдение, беседа) и
строгоформализованные психодиагностические методы (опрос);
интерпретационные: для качественной обработки данных (структурный метод, систематизация, анализ, сравнение, аналогия, обобщение), для количественной обработки - математико-статистические методы (корреляционный и множественный регрессионный анализы, непараметрический одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова, U-критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок, коэффициент корреляции r-Спирмена). Математико¬статистическая обработка эмпирических данных проведена при помощи программ «SPSS 12.0» («Statistical Package for the Social Science») и «Excel XP».
Диагностика была проведена при помощи следующих методик:
1) опросник «Самооценка конфликтности» В.Ф. Ряховского;
2) опросник«Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла (русскоязычная версия Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой);
3) тест Э. Хайма «Диагностика копинг-стратегий» (методика адаптирована под руководством Л.И. Вассермана).
Базой исследования стал Белгородский государственный университет (НИУ «БелГУ»). Выборку испытуемых составили студенты факультетов математики и естественнонаучного образования, психологии и историко - филологического факультета Педагогического института НИУ «БелГУ», факультета журналистики, кафедры менеджмента и маркетинга Института управления. В исследовании приняли участие 100 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет.
Теоретическая новизна нашего исследования заключаются в том, что в работе уточнены теоретические понятия, касающиеся темы исследования, проведено обобщение теорий и методов. Исследование будет полезным при дальнейшем изучении особенностей совладающего поведения личности.
Практически значимыми собранные данные будут при подготовке учащихся высших и средних специальных учебных заведений к профессиональной деятельности, при повышении квалификации и профессиональной переподготовке. Коррекционно-развивающая программа будет полезна при необходимости коррекции непродуктивного совладающего поведения и высокого уровня конфликтности. Результаты исследования помогут в развитии личностной и профессиональной конфликтологической культуры, что в свою очередь будет способствовать установлению гармоничных, продуктивных отношений в студенческом, а затем в профессиональном коллективе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Между индивидуальным уровнем конфликтности и предпочитаемыми копинг-стратегиями существует взаимосвязь.
2. Студенты со слабовыраженным и невыраженным уровнем конфликтности используют более продуктивные стратегии преодоления стресса, чем студенты с выраженным уровнем конфликтности.
3. Индивидуальный уровень конфликтности влияет на степень выраженности определенных копинг-стратегий в поведении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследованием психологической защиты и совладания (копинга) в зарубежной психологии занимались представители физиологического (Г. Селье и др.) подхода, гуманистического направления (Л.Маслоу, К. Роджерс и др.), бихевиористической теории социального научения (Дж. Роттер, Д. Эфран и др.), гештальтпсихологического (Ф. Перлз и др.), психоэволюционного (Г. Келлерман, Р. Плутчик и др.) и других подходов.
Зарубежные теории многообразны по объему исследуемых аспектов и глубине. Некоторые из них, например когнитивно-феноменологическую (С. Фолкман, Р. Лазарус) и эго-ориентированную (Т. Кроубер, Н. Хаан, Д. Вейллант и др.) теории, можно считать фундаментальными, а принципы, сформулированные последователями этих теорий, основополагающими.
Современное состояние проблемы копинг-стратегий отражают новые теоретические подходы к исследованию совладающего поведения - модели, появившиеся в конце XX - начале XXI века.
Проблеме совладающего поведения и копинг-стратегий посвящены труды многих отечественных специалистов. Наиболее известные современные работы принадлежат Л.И. Анцыферовой, В.А. Бодрову, Л.И. Вассерману, Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой, Л.Г. Дикой, Г.С. Корытовой, Т.Л.Крюковой; А.В. и А.В. Либиным, С.К. Нартовой-Бочавер, Е.И. Чехлатому, Б.Д. Карвасарскому, Е.А. Сергиенко и другим. Большой труд отечественных специалистов по адаптации методик диагностики особенностей и составляющих совладающего поведения позволяет сейчас успешно применять на практике многие диагностические инструменты.
Проведя теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных специалистов, мы определили копинг-стратегии как непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие усилия, прилагаемые человеком для того, чтобы справиться со специфическими внешними и/или внутренними противоречиями в условиях, которые провоцируют повышенное напряжение, превышают ресурсы человека.
Вопрос о соотношении совладающего поведения и психологических защит долгое время оставался спорным, и сейчас является причиной некоторых разногласий между теоретиками.
Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Хаан полагали, что копинг-стратегии и механизмы психологической защиты являются компонентами (активным и пассивным) совладающего поведения. Мы придерживаемся позиций системного подхода в этом вопросе: «защитно-совладающее поведение» - это целостный конструкт, объединяющий психологические защиты и совладающие стратегии (копинг). Копинг-стратегии в большинстве своем осознаваемы и составляют индивидуально-специфическую и ситуативно-обусловленную модель поведения в стрессовой ситуации, для совладания с которой человек задействует различные копинг-ресурсы. Копинг-ресурсы - это специфические инструменты, с помощью которых личность справляется с трудными жизненными ситуациями. Копинг-поведение - это адаптивное и зрелое поведение, результат становления сознания и самосознания личности, связанное с картиной мира и обусловлено социокультурными традициями.
Копинг-стратегии классифицируют по продуктивности их применения, выполняемым функциям и по иерархическому принципу (по блокам, группам). Компонентами копинга являются когнитивное, эмоциональное, поведенческое и социально-психологическое преодоление.
Психологические защиты неосознаваемы и в некотором роде искажают восприятие реальности сознанием человека, но они также помогают переживать сложные жизненные обстоятельства.
Основным критерием эффективности стратегий совладающего поведения можно считать психологическое благополучие субъекта и сохранение показателей физического здоровья. Неэффективные копинг-стратегии снижают адаптационный потенциал личности и мешают эффективному преодолению проблемной ситуации. Эффективные - напротив, мобилизуют все силы на борьбу со стрессом и способствуют наилучшему выходу из сложной жизненной ситуации.
Вторым компонентом, который был нами рассмотрен в тесной взаимосвязи с копинг-стратегиями, являлось интегральное свойство личности, отражающее частоту и готовность её вступления в межличностные конфликты и степень вовлеченности в развитие конфликтов, а именно - конфликтность.
Отечественные и зарубежные специалисты рассматривают проблему конфликтных взаимодействий достаточно широко: конфликт - как
психологический концепт, как социальный феномен, как междисциплинарное понятие, в узконаправленных исследованиях.
Начало исследованиям конфликтности положил З. Фрейд и представители психодинамического подхода, продолжили исследования Э. Фромм, представители бихевиоризма (Дж. Доллард, А. Бандура и др.) и когнитивного подхода (К. Левин и др.). Невротическая природа конфликта особенно интересовала К. Хорни, новый взгляд на конфликт как стимул к развитию предложил Э. Эриксон.
Отечественные психологи (В.Н. Мясищев и др.) придерживались традиций гуманистического направления и большее внимание уделяли субъективному восприятию, отношению, переживаниям личности.
На индивидуально-психологическом уровне конфликт образуется как продукт сознательной активности личности, как процесс столкновения ценностей, мотивов, норм, образов действительности и других аспектов, независимо от его внутренней или внешней представленности и содержания.
Определение ситуации как конфликтной само по себе субъективно: оно связано с индивидуальной склонностью человека к преимущественной оценке ситуаций - человек, который интерпретирует ситуацию как конфликтную, ведет себя в соответствии с шаблоном конфликтного поведения, тем самым создавая действительно конфликтную ситуацию.
На восприятие и оценку человеком ситуации как конфликтной принципиально влияют индивидуально-психологические особенности личности. Конфликтной можно назвать личность, которая в силу этих особенностей является инициатором многих деструктивных конфликтов» и обладает склонностью вовлекаться в конфликты, созданные другими.
Конфликтность обусловлена особенностями воспитания, характера и темперамента, социальными факторами, ситуацией и многими другими аспектами.
Обобщив теоретический материал, определив основные понятия и категории, мы провели эмпирическое исследование стратегий преодоления стресса студентами с разным уровнем конфликтности.
Диагностика была проведена при помощи методик «Самооценка конфликтности» В.Ф. Ряховского, «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла (русскоязычная версия Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой), «Диагностика копинг-стратегий» Э. Хайма (методика адаптирована под руководством Л.И. Вассермана). Результаты
строгоформализованных методик дополнены данными проведенной беседы и наблюдения.
Итак, большинство респондентов склонны к осторожным действиям, они продумывают свои решения и поступки в стрессовой ситуации, склонны к анализу и умеют рассуждать. Практически в равной степени предпочитаемы стратегии поиска социальной поддержки и вступление в социальный контакт , которые подразумевает объединение усилий с кем-либо для более эффективного разрешения критической ситуации, взаимную поддержку и сотрудничество. В меньшей степени респонденты склонны к импульсивным действиям под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, кманипулятивным, асоциальным и агрессивным действиям различного рода.
Избегание, как стратегия преодоления стресса, не принимается респондентами как продуктивная и выражена лишь у 2% опрошенных. Никто из респондентов не склонен к избеганию конфликтных ситуаций - два этих показателя соотносятся между собой, что может быть обусловлено спецификой возраста респондентов: молодость, активность адекватная самооценка и хорошие показатели здоровья позволяют им не «прятаться» от трудностей.
Немногим больше половины испытуемых используют
высококонструктивные копинг-стратегии: они действительно «помогают» респондентам справляться со стрессом весьма успешно. Средняя степень конструктивности стратегий у 34% опрошенных, их стратегии совладания могут быть определены ситуацией, но действия не достаточно продуманы и соответствуют ей. Низкий индекс конструктивности у 13% испытуемых, вероятно, что их набор копинг-стратегий не вариативен и настойчиво используется лишь одна не слишком продуктивная стратегия. Чем менее продуктивные стратегии совладания используют респонденты, тем неэффективнее их усилия и действия в трудных жизненных ситуациях.
На следующем этапе исследования выборка испытуемых была разделена нами по уровням конфликтности: невыраженный уровень конфликтности у десятой части респондентов: они тактичны, уравновешены и вступая в спор, учитывают, как их поведение скажется на отношениях с окружающими. Слабый уровень конфликтности у подавляющего большинства респондентов: они умеют сглаживать острые конфликты, но при необходимости решительно отстаивают свои интересы. Выраженный уровень - у 14% опрошенных студентов: они отстаивают свои права и интересы, даже разрушая
благоприятные отношения с окружающими, иногда «перегибают палку». Стремясь удовлетворить собственные интересы, не учитывают интересы окружающих, правила приличия и обстоятельства. Таким людям необходимо научиться использовать просоциальные и более продуктивные копинг- стратегии для успешного и позитивного преодоления сложных жизненных ситуаций.
В первой группе респондентов, не склонных к конфликтам, наиболее предпочитаемой оказалась копинг-стратегия «Осторожные действия»: студенты всячески стараются предупредить возникновение конфликтных и стрессовых ситуаций. Показатели индекса конструктивности в этой группе достаточно высокие - действия таких людей спокойны, взвешены и совершаются без паники и напряжения. Стратегия «Вступление в социальный контакт» тесно связана с «Поиском социальной поддержки» и «Непрямыми действиями». В критических ситуациях обращаются за помощью к окружающим и предпочитают не оставаться с проблемой один на один, а сообща решать её - в кругу друзей и единомышленников. Для открытых действий людям с невыраженным уровнем конфликтности может не хватать решимости, и они прямыми и непрямыми способами заручаются поддержкой более сильных и решительных людей.
Аналогичные копинг-стратегии предпочитают студенты со слабым уровнем конфликтности. «Неконфликтным» общительным людям легче выстроить продуктивные и позитивные взаимоотношения с окружающими, завести друзей, сойтись с коллегами и использовать эти ресурсы для разрешения проблемных ситуаций.
Несколько реже применяются стратегии «Ассертивные действия», «Импульсивные действия», «Непрямые действия» и «Агрессивные действия». Ситуативно эти стратегии могут оказаться «полезными» для человека.Но, как показывает анализ конструктивности, в этой группе велик процент людей, которым они не «помогают»: их индекс конструктивности низок.
Мы можем заключить, что большинство людей со слабо выраженным уровнем конфликтности имеют в своем копинг-арсенале и те и другие стратегии, применяют их в зависимости от ситуации: где не помогают окружающие, коллеги и близкие - проявляются стратегии из второй группы. Там, где проблема не решается переговорами, компромиссом, анализом и сотрудничеством, в ход идут манипуляции, активное наступление, яростное отстаивание своих интересов, борьба за ресурсы и т.д.
В группе студентов с выраженным уровнем конфликтности наиболее предпочтительны стратегии «Поиск социальной поддержки», «Вступление в социальный контакт» и «Асоциальные действия». Респонденты этой группы активно и решительно взаимодействуют с окружающими, не стесняются просить поддержки, помощи и выражать эмоции. Конфликты чаще всего зарождаются именно на этой почве.
Показатели индекса конструктивности в группе «конфликтных» людей подтверждают предположение о том, что активная и энергичная позиция в стрессовой и конфликтной ситуации помогает респондентам преодолеть её быстро и с наименьшим ущербом для себя. Также мы можем отметить, что конфликтные люди лучше остальных владеют манипулятивными техниками для достижения личных целей и применяют стратегию «Непрямых действий»: высоко конфликтные люди не только могут провоцировать конфликты скрытыми способами, но и благодаря им же выходят «сухими из воды», не гнушаясь в стрессовых ситуациях противоправным поведением, нарушая общественный порядок, задевая чувства окружающих людей, зачастую обижают близких резкими словами и необдуманными поступками.
Данные проведенного множественного регрессионного анализа подтверждают результаты корреляционного анализа и дают нам основания утверждать, что уровень конфликтности имеет значимое влияние на выбор студентами копинг-стратегий.
Наиболее сильное положительное влияние уровень конфликтности оказывает на выраженность трех копинг-стратегий: «Поиск социальной поддержки», «Асоциальные действия», «Агрессивные действия». Чем выше уровень конфликтности, тем выше вероятность проявления в поведении данных стратегий. Человеку в критической ситуации нужна поддержка и помощь окружающих людей, в то же время при растущем внутреннем напряжении и чувстве собственного бессилия нарастают и негативные эмоции, выплеск которых неизбежен и необходим человеку.
Качественный анализ данных, полученных по методикам и в ходе беседы и наблюдения, позволяет нам утверждать, что «неконфликтные» люди хорошо справляются со стрессом на эмоциональном уровне, они сохраняют оптимизм и добродушие, но их поведенческие стратегии не продуктивны: в трудных ситуациях мягкосердечные люди отступают или активно избегают самостоятельного решения проблем. Студенты со слабо выраженным уровнем конфликтности владеют и достаточно продуктивно применяют когнитивные стратегии, переосмысливают сложную ситуацию, делают выводы, сохраняя контроль над обстоятельствами. Студенты с выраженным уровнем конфликтностинаиболее продуктивно используют эмоциональные стратегии совладания со стрессом: они уверены в себе и своих силах, настроены на достижение вполне конкретных целей, оптимистично воспринимают сложные ситуации и готовы всеми силами отстаивать свою позицию. Выплеск эмоций является для них эффективным средством снятия психоэмоционального напряжения. Достаточной продуктивностью отличаются и когнитивные стратегии в этой группе - способность анализировать, видеть результат и чётко следовать намеченному плану, просчитывать наперед свои решения.
Можно сделать вывод о том, что стратегии совладания со стрессом и варианты их применения очень разнообразны. Студенты используют комплексы копинг-стратегий, но в них можно выявить наиболее предпочитаемые. Выбор конкретных способов разрешения сложной ситуации и построение соответствующей модели поведения индивидуальны и обусловлены как ситуацией, так и предыдущим опытом человека.
Для оптимизации индивидуального комплекса способов совладания нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование навыков продуктивного преодоления стресса, осознанного выбора и использования в критических жизненных ситуациях продуктивных, конструктивных копинг-стратегий, увеличение их доли в комплексе защитно- совладающего поведения и повышение стрессоустойчивости.
Реализация программы предполагает активное включение в совместную деятельность, выполнение индивидуальной работы, рефлексию и вербализацию участниками беспокоящих проблем, долгосрочных и краткосрочных целей, коллективное обсуждение успехов и достижений, совместный и индивидуальный анализ сложных жизненных ситуаций, гармонизацию эмоционального состояния и повышению уверенности в собственных силах при разрешении трудностей.
Теоретическая новизна нашего исследования заключаются в том, что в работе уточнены теоретические понятия, касающиеся темы исследования, проведено обобщение теорий и методов. Наше исследование будет значимым при дальнейшем изучении особенностей совладающего поведения студентов. Коррекционно-развивающая программа будет полезна дляразвитии личностной и профессиональной конфликтологической культуры, что в свою очередь будет способствовать установлению гармоничных, продуктивных отношений в студенческом, а затем в профессиональном коллективе.



1. Абабков, В.А. Совладение со стрессом: Теория и психодиагностика: Уч.- метод. Пособие / В.А. Абабков, Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова. - СПб.: Речь, 2010. - 192 с.,
2. Алиев, Х.М. «Метод «Ключ». Открой свой мир! вКЛЮЧи внутренние резервы» / Х.М. Алиев / Под ред. Т. Яценко. - СПб.: Питер, 2010 г. - 208 с.
3. Ананьев, В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике / В.А. Ананьев. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.
4. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 591 с.
5. Анцупов, А.Я., Проблема конфликта: Аналитический обзор,
междисциплинарный библиографический указатель / А.Я. Анцупов,
А.И. Шипилов. - М.: ГАВС, 1992. - 230 с.
6. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ; Логос,
2007. - с.143-154.
7. Бережник, А.В. К разработке понятия конфликта и его детерминант в психологии /А.В. Бережник, Ю.П. Деревянко // Психология личности: проблемы и пути исследования: сб. материалов внутривузовской научной конференции (11-12 апреля 2012 г.) / Отв.ред. Т.Н. Разуваева. - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012 - 208 с.
8. Битюцкая, Е.В. Факторная структура русскоязычной версии методики «Опросник способов копинга» / Е.В. Битюцкая // Вопросы психологии. - 2014. - №5. - С. 138-139.
9. Богданов, Е.Н. Психология личности в конфликте: Учебное пособие / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
10. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление /
В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 528 с.
11. Бодров, В.А. Психологические основы профессиональной деятельности:
хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - 855 с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.al24.ru/wp-
content/uploads/2015/02/%D0%B1 %D0%BE%D0%B4 1 .pdf - 10.11.16.
12. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
13. Бородкин, Ф.М., Внимание, конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука, 1984. - 189 с.
14. Брайт, Д. Стресс. Теории, исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 352 с.
15. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья вторая) / А.В. Брушлинский // Психологическийжурнал. - 1992. - Т. 13. - №6. - С. 3-12.
16. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/vas/vas-001 - .htm# - 12.12.16.
17. Вассерман, Л.И. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессом и проблемными для личности ситуациями: пособие / Л.И. Вассерман [и др.] - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. - 39 с.
18. Вассерман, Л.И. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. - СПб.: Филфак, СПбГУ. М.: Издательский центр: «Академия», 2003. - С. 254-265.
19. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
20. Водопьянова, Н.Е., Стратегии и модели преодолевающего поведения.
Занятие 38 / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова и др. - СПб.: Изд-во «Речь». - 2001. - С. 311-321
21. Гордеева, Т.О. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника cope / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова [и др.] // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: Материалы II Международной научно-практической конференции. - Т. 2. - КГУ им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2010. - С. 195-197.
22. Гостищева, С.Г. Особенности психологической защиты у женщин с алиментарным ожирением / С.Г. Гостищева, Т.Н.Разуваева // Психология личности: проблемы и пути исследования: сб. материалов внутривузовской научной конференции (11-12 апреля 2012 г.) / Отв.ред. Т.Н. Разуваева. - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012 - 208 с.
23. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002. — 496 с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-reading.by/bookreader.php/1023461/Grinberg -
_Upravlenie_stressom.html - 05.12.16
24. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
25. Джидаръян, И.А. Проблема общей удовлетворенности жизнью:
теоретическое и эмпирическое исследование / И.А. Джидаръян, Е.В. Антонова // Сознание личности в кризисном обществе. - М.: Изд-во ИП РАН, 1995. - С. 76-94.
26. Дикая, Л.Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции
психофизиологического состояния человека / Л.Г. Дикая //Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - с. 448-452.
27. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2009. - 384 с.
28. Журавлев, А.Л. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / А.Л. Журавлев, Т.Л. Крюкова, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. -474 с.
29. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. - 136 с.
30. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 2006. - 959 с.
31. Корытова, Г.С. Защитно-совладающее поведение субъекта в
профессио-нальной педагогической деятельности. Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Иркутск, 2007 - 49 с.
32. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография. - Кострома: Авантитул, 2004.
33. Крюкова, Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т.Л. Крюкова
// Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 2008. - С. 53-65.
34. Курбатов, В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. - Ростов н/Д., 2007, - 455с.
35. Куликов, Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности /
Л.В. Куликов // Психология здоровья / Ред. Г.С. Никифоров. - СПб.:Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 405-442.
36. Купер, К.Л. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение/ К.Л. Купер, Ф.Дж. Дэйв, М.П.О'Драйсколл / Пер. с англ. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 336 с.
37. Лазарус, А. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии /А. Лазарус / Пер. с англ. Е.В. Курдюковой. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 144 с.
38. Латынов, В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта / В. Латынов // Иностранная психология. - 1993. - Т. 1. - №2. - С. 87-92.
39. Лебедева, Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проектировании и арт-терапии Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.
40. Леви, Л. Эмоциональный стресс / Л. Леви. - Л.: Медицина, 1970. - 326 с.
41. Левин, К. Динамическая психология: Избранные труды / К. Левин / - Перевод с нем. и англ. Е. Патяевой, Д. Леонтьева. - М.: Смысл, 2001. - 568 с.
42. Либин, А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. - М.: Смысл, 1999. - 532 с.
43. Либина, А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной
ситуации / А. В. Либина. - Психологическое образование; Москва: Эксмо,
2008. - 400 с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://velib.com/read book/libina alena/sovladajushhijj intellekt chelovek v sl ozhnojj zhiznennojj situacii/chast i sravnitelnyjj analiz tradicionnykh podkho dov k izucheniju sovladanija i psikhologicheskojj zashhity/glava 3 ehgo orie ntirovannaja klassifikacija zashhitnykh mekhanizmov dzhordzha vejjllanta/- 03.02.17.
44. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов. // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 31-45
45. Метод «Ключ» Хасая Алиева. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.youtube. com/watch?v=V agvR7 6u91 g - 12.04.17
46. Методика психологической диагностики способов совладания со
стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед.психологов / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Е.Р. Исаева [и др.]. - СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. - 40 с.
47. Михайлова, Н.Ф. Совладающее поведение у детей с нормальным и
аномальным развитием: новый методический инструментарий для исследования / Н.Ф. Михайлова, А.В. Смирнова, Е.А. Желобова, К.Ю. Максимова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2016. - Т. 9, №1. - С. 32-43.
48. Монина Г.Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» / Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. - СПб.: Речь, 2009. - 250 с.
49. Моргенстерн, Д. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления
своим временем и своей жизнью / Д. Моргенстерн. - М.: ООО
«Издательство «Добрая книга», 2006. - 256 с.
50. Моросанова, В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. - М.: Когито-Центр, 2004. - 44 с.
51. Муравьева, О.В. Взаимосвязь компонентов структуры личности и копинг- механизмов у больных депрессией / О.В. Муравьева, Т.Н. Разуваева // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. -2014. - №6 (177). - С.275-283.
52. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. - Казань, 2003. - 98 с.
53. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР. 1988. - 69 с.
54. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности: Моногра¬фия / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Прометей, 2005. - С. 242-243.
55. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2001. - 507 с.
56. Ньюстром, Дж.У. Деловые игры и современный бизнес / Дж.У. Ньюстром, Э.Е. Сканнел / Пер. с англ. под ред. Э.С. Минаева. - М.: «Издательство БИНОМ», 1997. - 144 с.
57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2002 г. - 720 с.
58. Савенко, Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология / Ю.С. Савенко // Проблемы клиники и патогенеза
психических заболеваний/ Под общ. ред. проф. С. Ф. Семенова. - М., 1974,
- с.95-112.
59. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. - М.: Медгиз,
1960. - 254 с. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.docme.rU/doc/1062168/g.-sel.e-ocherki-ob-adaptacionnom-sindrome
- 09.11.16.
60. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 125 с.
61. Сергиенко, Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения /
Е.А. Сергиенко // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - С. 67-82.
62. Сирота, Н.А. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский // Обозр.психиат. и мед.психол. - 1994. - №1. - С. 63-74.
63. Сорокина, Н.Д. Понятие и функции социального конфликта / Н.Д. Сорокина // Традиции и современность в социологии: Сб. докл. профессоров , преподавателей и науч. сотрудников. - М.: МАКС Пресс, 2001. - С.63-67.
64. Ферс, Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство / Г. Ферс. - СПб: Деметра, 2003. - 176 с.
65. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения.
Практическое пособие / К. Фопель. - М.: Генезис, 2007. - 81 с.
66. Фресс, П. Эмоции / П. Фресс // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. - М., 1975. - V. - гл. XVI. - С.111-195.
67. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм / Пер. с
англ. Э.М. Телятникова, Т.В. Панфилова. - М.:, 2004. - 635 с. -
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/from an/03.php- 14.02.16.
68. Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему /
А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2006. - Т.5. - №3. - С. 112-121.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ