Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Перформативные высказывания в жанре интервью (функционально-семантический аспект)

Работа №72544

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы146
Год сдачи2016
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
300
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения перформативных высказываний в жанре интервью
1.1 Перформативное высказывание как речевой акт 8
1.1.1 Понятие речевого акта 8
1.1.2 Перформативные высказывание как речевой акт 12
1.1.3 Классификации перформативных высказываний 17
1.2 Интервью как речевой жанр 20
1.2.1 Понятие речевого жанра 21
1.2.2 Стилистические характеристики жанра интервью 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2 «Специфика функционирования перформативных высказываний в жанре интервью»
2.1. Методология анализа материала 34
2.2. Анализ материала 34
2.2.1. Характеристика контекста 35
2.2.2. Интенционная вариативность перформативных высказываний 37
2.2.3. Специфика морфологических показателей перформативности 65
2.2.4. Функциональная нагрузка перформативных высказываний в анализируемом контексте 71
2.3. Выявление национальной специфики структуры и функциональной нагрузки анализируемых высказываний на фоне примеров из интервью на китайском языке 78
Выводы 91
Заключение 93
Список литературы 96
Приложения 101


Данная работа посвящена изучению перформативных речевых актов в современном публицистическом тексте. Теория речевых актов (ТРА) составляет центр прагмалингвистики, которая определяется как наука, которая занимается «выбором наиболее оптимальных из имеющихся в языке средств для наиболее успешного воздействия на слушающего или читающего,для эффективного достижения намеченной цели в конкретных обстоятельствах речевого общения» [Степанов 1981:325-326]) - направления, которое в настоящее время считается одним из самых быстро развивающихся и востребованных. Область изучения перформативов интересна как с научной, так и с практической стороны. Перформативность - это семантико-прагматическая категория, реализующаяся в иллокутивном акте - таком варианте коммуникативного действия, в котором слово становится действием. Перформативы изучали такие ученые, как :
Э.Бенвенист, Дж.Л.Остин, П.Ф.Стросон, Дж.Р.Серль; в России- Н.Н.Формановская, И.М.Кобозева, Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Е.В. Падучева, Ю.С. Степанов и другие. В их исследованиях перформатив противопоставлен констативу, поскольку константив лишь описывает существующее состояние дел или утверждает факт, который можно проверить критерием истинности/ложности. Перформативные глаголы (клянусь, поздравляю, желаю и др) и формируемые на их основе перформативные высказывания в каждом языке имеют специфическое оформление и осмысление. В связи с этим исследователи часто пишут о ритуальной (этикетной, магической, конвенциональной) интерпретации перформатива, что также осложняет его понимание и может привести к коммуникативной неудаче (непониманию собседниками друг друга). В настоящее время интервью является одним из самых востребованных жанров в современных средствах массовой информации, особенно в печатных изданиях, поскольку задача интервью - информировать общественность о значительном событии, привлечь внимание к актуальной
проблеме, узнать авторитетное мнение по тому или иному вопросу.
Несмотря на то, что в исследованиях рассматривались разные аспекты: языковые средства выражения, речевой этикет, культура общения, до настоящего момента не было работ, которые были бы посвящены перформативным высказываниям в публицистическом тексте современного интервью 2011-2015 годов.
Все сказанное выше обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования являются перформативные высказывания Предмет исследования: способы выражения перформативно сти Гипотезой предпринятого исследования послужило предположение о том, что функционально-семантический анализ перформативных высказываний позволит выявить особенности их употребления в жанре интервью в современных публицистических текстах
Цель исследования: определение специфики структуры и функциональной нагрузки перформативных высказываний в жанре интервью.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Составить теоретическую базу исследования
2. Составить картотеку примеров, выбрав высказывания с перформативами из текстов интерьвью.
3. Описать и проанализировать функциональную нагрузку перформативов в тексте.
4. Проанализировать особенности структуры перформативных высказываний в интервью из разных источников.
Материал исследования: Журнал «Интервью: люди и события» http://interviewmg.ru/ журнал «Интервью: Россия» http://www.interviewrussia.ru/ - за последние 10 лет.
Методы и приемы исследования.
1. Методы: описательный метод, метод семантического анализа, метод концептуального анализа данных, метод компонентного анализа, сопоставительного анализа;
2. Приемы: анкетирования, прием квантитативной (частотно-статистической) обработки данных, контекстуального анализа, сплошной выборки материала.
Предполагаемая научная новизна диссертации связана с определением специфики структуры и функциональной нагрузки перформативных высказываний в жанре интервью, а также с выявлением динамики изменения функциональной нагрузки категории перформативности в жанре интервью за последние 10 лет.
Теоретическая значимость: исследования состоит в том, что его результаты могут служить материалом для выявления связи между высказыванием и действием в жанре интервью.
Практическая значимость: материал и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в практике преподавания РКИ и в лекциях по лингвокультурологии.
Теоретико-методологичесфой основой исследования послужили работы ДЖ. Серля, Н.И. Формановской, М.М. Бахтина, Т.В. Шмелевой и Л.Е. Кройчика, Ю. Д. Апресяна, К. Ф. Седова, Т. И. Поповой, Ю. С. Степанова, Е. В. Падуцчевой, М. Н. Кожиной, И. В. Ивановой, Е. А. Земской, Г. О. Винокур, и др..
Положения, выносимые на защиту
1. Исследование перформативных высказываний в интервью целесообразнее всего проводить на основании классификации Н.И. Формановской, так как в ней рассматривается интенциональное значение перформатива в связи с его грамматическим выражением.
2. Следует различать простой речевой акт, равный речевому акту, и сложный речевой жанр как форму многоходовой реализации замысла автора, имеющую постоянные характеристики (способ взаимодействия коммуникантов, объем текста, материальный носитель, роли членов коммуникации, их стратегию реализации замысла).
3. Интервью - сложный речевой жанр, построенный на основании публичного диалогического общения и имеющий двуадресную предназначенность. По своим стилевым особенностям жанр интервью - публицистический, информационный, оперативно-исследовательский (аналитический), что предопределяет характеристики входящих в его состав перформативных высказываний.
4. Наиболее частотными в русском интервью являются перформативы со значением просьбы (63 единицы), согласия (12примеров), признания (8 высказываний), совета (6 единиц). Наименее частотны предупреждение (2 примера), обещания (3 единицы), напоминания (3 выражения).
5. Морфологически наибольшее количество (60 единиц) перформативных высказываний построено с использованием глагола в повелительном наклонении.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, трех приложений и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были проанализированы теоретическое основы исследования публицистического жанра интервью, развернуто проанализированы работы о речевом акте таких учёных, как Дж. Остин, Дж. Сёрль, Е.В. Падучева, Н.И. Формановская и др. Было уточнено понятие речевого жанра интервью, описаны его стилистические и формальные характеристики. На основе этого был сформирован категориальный аппарат работы и разработаны основания для анализа материала. Основными определениями работы можно считать следующие.
Перформативное высказываение - это высказывание, произношение котрого равнозначно совершению действия, к которому данное высказывание отсылает. Перформатив существуют в иллокутивной фазе речевого акта, входит в контекст жизненных событий, создавая коммуникативную или межличностную ситуацию, влекущую за собой определенные последствия эксплицитно или имплицитно. Для этого необходимо выявить интенциональную вариативность в ходе коммуникации.
Рассмотрев классификации РА, можно сказать, что в современной лингвистике отсутствует единая точка зрения на создавание типологии перформативов, в данном исследование за основание принимается классификация Н.И. Формановской, к которой добавлен еще один класс перформативных высказываний - рогативов, так как интервью - это чередование вопросов и ответов.
Интервью - публицистический жанр, имеющих двуадресную предназначенность. По своим стилевым особенностям жанр является публицистическим, информационным, оперативно-исследовательским (аналитическим). Существует в диалогической форме и направлен на оценку того или иного явления или действия, так как обязан не только информировать, а также воздействовать на массового читателя в средствах печати. Интервью относится ко вторичным (сложным) жанрым, в состав которого входят речевые акты (простые, элементарные речевые жанры).
В большинстве случаев перформативные высказывания выражаются интенциями просьбы, речевого ритуала, согласия/несогласия, признания совета и д.п, характеризуя диалогичность, тематичность, содержательность, эмоциональность и вежливость.
Формы просьбы 63 единицы, согласия 12, несогласия 2, извинения 4, приветствия 2, благодарности 3, пожелания 11 и выражения эмоций (рада, что...) 2; Признания 8, совет 6, утверждение 1, напоминание 3, предупреждение 2, обещание 3, заявление 1, реламирование 1, запрешение 1, одобрение 1.Так как в публицистических интервью просьба представляет собой главный способ задать вопросы и заставить собеседника совершить ответное коммуникативное действие. В интервью важноый задач - получить оценку о каком - то факте, так что в жанре интервью немало согласия/несогласия. Итервью - это межличностная коммуникация, поэтому речевой этикет (извинения, приветствия, благодарноси, пожелания и уместно выражения эмоций) представляет ценной для регулирования отношения между собеседниками. Что касается признания, важная задача для интервьюера - косвенно заставить интервьюруемого признать какой-то факт или чье-либо мнение.
По морфологическим показателям в русских интервью наиболее часто перформативные высказывания выражаются через повелительное наклонение 60; диверсифицированные признаки и краткая форма прилагательных встречается в интерью в связи с историческими факторами и привычками современных людей 15.
Так как интервью целенаправлено создавать ситуацию непринужденного общения, укреплять диалогичность и экспрессивность, в этом жанре все чаще используют разговорные и просторечевые выражения (На пример: Давайте-ка сразу определимся с жанром. А также поговорка: куй железо, пока горячо, Ах вот как!). Реже используется жаргон; частотны заимствованные слова, на пример: (дизайнер, Рок, роковый), так как заимствования выглядят престижнее, звучат необычно и модно, легче воздействовать на массового читателя,помогает привлечь и заинтересовать человека. Встречаются аббревиатуры, например: (СТС, СМИ и др.), причины их использования заключаются в том, что, одна из основных целей интервью состоит в том, чтобы как можно быстрее, донести до читателя свежую интформацию выразительной и яркой форме, поэтому язык интервью стремится к экономии речевых средств и точности в выражении мыслей. То есть, интервьюер всегда стремится использоваться выразительные языковые средства, которые обладают яркой стилистической окраской и экспрессивностью.



1. Апресян, Ю.Д. Перформативы в грамматике и словаре. Москва.: Изв. АН СССРД986. 208-223с.
2. Барнет Вл. Проблемы изучения жанров устой научной речи. Современная русская устная научная речь. Красноярск :. Красноярского ун-та, 1985. 80-132с.
3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. 159-210с.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. 424с.
5. Богданов, В.В. Перформативное предложение и его парадигмы// Прагматические и семантические аспекты синтаксиса. — Калинин.: КГУ , 1985. 178с.
6. Богданов, В.В. Речевое общение: Прагматические и семантические аспекты. Л.: ЛГУ, 1990. c.59-61
7. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург.: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 408c.
8. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов.: ГосУНЦ «Колледж», 1997. 99-111с.
9. Винокур, Г.О. Культура языка. 2-е изд. - М., 1929. - 336 с.
10. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. — М.: Знак, 2010. 600 с.
11. Дементьев В.В. «Текстоцентрическое» и «жанроцентрическое» изучение речи (к выходу выпуска сборника «Жанры речи»)// Вопросы стилистики.- Саратов.: Сарат. ун-та, c.21-33.
12. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. -М.: Лабиринт, 2007. 320 с.
13.Земская Е.А Городская устная речь и задачи ее изучения/Е.А.Земская// Разновидности городской устной речи: сб.науч.тр./отв. ред. Д.Н.Шмлев,
Земская Е.А. - М.:Наука,1998. 260с.
14. Иванова И.В. Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности: Афтореф. дис. ...канд.филол.наук. Астрахань.: Астрахан. гос. ун-т, 2009.214с.
15. Кодола Н. В. Интервью как жанр публицистики: содержание и методика обучения. Автореф. дис.. канд. пед. наук специальность - Москва.: кандидата педагогических наук. 2007. 257с.
16. Кожин.А.Н, Крылова О.А. Одинцов.В.В. Функциональные типы русской речи. - М.: Высш. Шк,1982. 224с.
17. Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт// Жанры Речи. Саратов.:Изд-во Гос УНУ «Колледж»,1999, с. 52-61
18. Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт// Жанры речи. Саратов.: Изд-во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1999. 300с.
19. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М.: МГУ, 1971.267 с.
20. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров /Кройчик Л.Е.Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик // Основы творческой дея¬тельности журналиста. Ред.-сост. С.Г. Корконосенко - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. 272 с.
20. Крылова О.А.Лингвистическая стилистика: в 2 кн.: учеб.пособие. - М.: Высш. шк, 2006. 223-228с.
21. Лазутина Г. Основы творческой деятельности./ Г. Лазутина. - М.: Учебник для вузов, 2006. 240с.
22. Падучева, Е.В. Вид и время перформативного глагола // Логический анализ языка: Язык речевых действий - М.: Наука, 1994. 188с.
23. Попова Т.И. Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты. Дис. докт. Филол. СПб.: Наук, 2004 .432с.
24. Россолова О. А. Перформатив как координатор коммуникативного взаимодействия и средство адресованности: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Россолова Оксана Анатольевна; М.: Моск. гос. обл. ун-т, 2008. 194 c.
25. Седов К.Ф.Антология речевых жанров. М.: Издательство: Лабиринт, 2007. 7-39с.
26. Серль Дж. Р Что такое речевой акт? //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. -М.: Прогресс,1986а. 151-169с.
27. Сёрль, Дж. Р Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике: сб. ст. / сост. Б. Ю. Городецкий,И. М. Кобозева. - М.: Прогресс, 1986.194с.
28. Степанов Ю.С. В поисках прагматики (Проблема субъекта) //Ю.С. Степанов // Известия АН СССР, Серия литературы и языка, т.40 . М.: АН СССР, 1981. 330-331с.
29. Стрельникова М.А. национальные особенности речевого жанра телеинтервью в российской и американской коммуникативных культурах.автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - воронеж.: 2005. 273с.
30. Труфанова И.В.О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика// Филологические науки. - 2001. - № 3. - С.56 - 65.
31. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие. Коммуникация и прагматика.М.: Икар, 2007.-408 с.
32. Федосюк М.Ю.Нерешенные вопросы теории речевых жанров//Вопросы языкознания. 1997. - № 5. 102-120с.
33. Шарифуллин Б. Я. Речевые жанры: проблемы теории и практики // Русский язык: Теория. История. Риторика. Методика: Материалы научно-методических чтений памяти проф. Р Т. Гриб. — Красноярск.:КГУ. 2003. 35-39с.
34. Шерстяных И.В. Теория речевых жанров: лекционно-практический курс для магистрантов/ И.В.Шерстяных. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 546с.
Словари
21. Арутюнова Н.Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
22. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова -- М.,1999. - 1456 с.
23. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испре и дополн. - Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2010.
24. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. - М.: Эксмо, 2006. - С. 334
Интернет-источники
25. Мутовкин Л.А. Печатные СМИ. часть.8 // Газетные жанры. М., 2007. http://www.promgups.com/blog/wp-content/uploads/2007/02/1_11.pdf
26. Сахнова. Е.Б Жанр интервью и его модификации./ Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 4 . http: / /bonj our.sgu.ru/ sites/ default/files/19_sahnova.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ