Введение 4
Глава 1. ИСТОЧНИКИ ЭСТЕТИКИ МАРТИНА КУШЕЯ 7
1.1. Введение 7
1.2. Опера как театр 9
1.3. Театр дискомфорта 11
1.4. Театр жуткого 12
1.5. Театр свободы 13
1.6. Театр не-привычного 15
1.7. Театр динамики и территории 15
1.8. Театр techne 18
1.9. Театр коллажа против радикального театра 19
1.10. Театр мобилизации зрителя 22
1.11. Театр трогающего 23
1.12. Театр не-людей 25
1.13. Театр власти над 28
1.14. Театр выхода за пределы 29
1.15. Театр лимба 30
1.16. Вывод 32
Глава 2. РЕЖИССЕРСКИЙ МЕТОД МАРТИНА КУШЕЯ 3 3
2.1. Введение 33
2.2. Театр зазора 33
2.3. Театр сбоя 43
2.3.1. Театр эпатажа 44
2.4. Театр беззащитности 48
2.3.1. Театр безумия 50
2.4.1.1. Безумие как властный дискурс 50
2.4.1.1.1. Театр случайного нарратива 55
2.4.1.2. Смерть как безумие 56
2.4.2. Театр неузнавания 58
2.5. Театр виртуозности 61
2.6. Заключение 64
Заключение 67
Приложения 71
Приложение 1. Иллюстрации 71
Приложение 2. Нотные примеры 95
Приложение 3. Проект фестиваля Мартина Кушея в Петербурге
«Опера и кулинария» 96
Статистика 97
Площадки 98
Кинопоказы 98
Меню 100
Репертуар 104
Расписание 119
Выставка 131
Приложение 4. Вездесущая смерть и нижнее белье.
Материалы для размышления 142
Приложение 5. Перевод текста из буклета к спектаклю «Дон Жуан» 145
Приложение 6. Перевод статьи из буклета DVD «Дон Жуан» 150
Приложение 7. Разговоры о «Дон Жуане» 153
Приложение 8. Переводы из книги Георга Диеса о Мартине Кушее 156
Дон Жуан и момент истины 156
*** 163
Приложение 9. Вступительные титры к DVD «Милосердие Тита» 168
Приложение 10. Переводы текстов из буклета к спектаклю «Милосердие Тита» 169
Статья Мартина Кушея 169
Интервью Николауса Арнонкура 172
Приложение 11. Переводы о телетрансляции спектакля «Фиделио» 181
Стат ья Х. Х. Бауэра 181
Статья А. Браун 182
Приложение 12. Переводы о спектакле «Волшебная флейта» 185
Интервью с Мартином Кушеем 185
Выдержки из интервью с Мартином Кушеем 187
Приложение 13. Переводы текстов из буклета к спектаклю «Похищение из сераля» 189
Статья Альберта Остермаера 189
Краткое содержание 194
Приложение 14. Перевод из буклета к спектаклю «Идоменей» 197
Приложение 15. Интервью Мартина Кушея перед премьерой
спектакля «Идоменей» 202
Приложение 16. «Идоменей» Мартина Кушея. Конспект спектакля 206 Приложение 17. Список кинофильмов, упоминающихся в работе 224 Приложение 18. Список спектаклей Мартина Кушея, упоминающихся в работе 225
Приложение 19. Список спектаклей других режиссеров, упоминающихся в работе 228
Список использованных источников и литературы 234
Дополнительные видеоисточники 251
Список литературы, упоминающейся только в Приложениях 252
Список сокращений 256
Настоящая работа посвящена творчеству современного австрийского режиссера Мартина Кушея (р. 1961) в качестве режиссера оперных спектаклей.
Мартин Кушей — австрийский театральный режиссер, работающий как в опере, так и в драме. По версии авторитетного немецкого журнала Focus, Кушей является одним из 10 наиболее влиятельных режиссеров, появившихся в немецкоязычном мире в XX веке [Dolak]. Карьера Кушея как оперного режиссера начинается в 1996 году, когда он ставит в Штутгарте оперу Генри Пёрселла «Король Артур», два года спустя — «Саломею» Рихарда Штрауса в Граце [Inszenirungen I]. После этого он ставит оперы в театрах Штутгарта, Вероны, Цюриха, Берлина, Мюнхена, Вены, Амстердама, а также на Зальцбургском фестивале (впервые — в 2002 году).
Актуальность темы исследования относительно нынешнего состояния науки связана с отсутствием исследований, посвященных работе Кушея. Несмотря на обильный отклик, который его спектакли вызывают у критиков и публики, единственная монография о Кушее [Diez] является собранием литературно-критических текстов, интервью и беглых исторических заметок. К тому же она опубликована в 2002 году, когда Кушей был автором только семи (из 23 на сегодняшний день) оперных спектаклей и готовился к созданию восьмого.
Также необходимо отметить катастрофическую нехватку серьезных работ, посвященных исследованию режиссерского метода режиссеров, работающих в оперном театре вообще.
Объектом исследования являются 18 спектаклей Мартина Кушея (см Приложение 18), из них наиболее подробно — «Дон Жуан», «Милосердие Тита» и «Фиделио». Подробное рассмотрение перехода от оперной партитуры к сценическому решению находится за рамками настоящей работы, однако автор предполагает продолжить свое исследование именно в этом направлении.
Предметом исследования является режиссерский метод Мартина Кушея.
Материалом исследования послужили посещенные спектакли, видеозаписи спектаклей (на DVD), а также периодические и нотные издания, буклеты к спектаклям и DVD.
Научная новизна работы заключается в том, что творчество Мартина Кушея впервые стало предметом самостоятельного исследования на русском или любом другом европейском языке. Также работа впервые знакомит русскоязычного читателя с рядом текстов, переводы которых размещены в Приложении.
Принцип подачи материала совмещает две точки зрения, которые дополняют друг друга: театроведческую и философскую; спектакли рассматриваются и в историческом, и в аналитическом ракурсе.
Литература исследования включает критические, театроведческие, музыковедческие и философские труды, нотные издания, а также публикации в прессе, в том числе интервью режиссера. Список литературы включает 146 названий, из них 79 на русском и 67 на европейских языках (английский, немецкий, французский, итальянский). В работе используются 27 иллюстраций (Приложение 1) и 3 нотных примера (Приложение 2).
Целью исследования является осмысление и концептуализация эстетического проекта М. Кушея. В частности, нас интересует выявление возможностей рецепции творчества Мартина Кушея не через принятые в критике формулы («злободневный театр», «перенос в современность») и определение критериев, которые являлись бы сущностными при анализе оперных спектаклей Кушея.
Основные задачи исследования: изучение исторических источников возникновения эстетики М. Кушея; анализ внутренней структуры оперных спектаклей Мартина Кушея; разработка герменевтического аппарата, адекватного режиссёрскому методу М. Кушея.
В нашем исследовании мы опираемся на методологию постструктурализма в следующих ее сущностных вариациях: эпистемологический анализ М. Фуко,
деконструктивные практики Ж. Деррида, аналитика Возвышенного Ф. Лаку- Лабарта и Ф. Лиотара. Также необходимо отметить, что для данного исследования принципиален горизонт постхайдеггеровской герменевтики, основанной на концепции понимания как открытости. Концепция театра возвышенного разрабатывается нами на основании трудов Э. Бёрка, И. Канта, Ф. Лаку-Лабарта.
Структура работы: работа состоит из вступления, заключения, двух глав и 19 приложений. Первая глава посвящена обзору исторического контекста, вторая — собственно анализу режиссерского метода Мартина Кушея. В приложениях содержатся:
1. Выполненный автором конспект спектакля «Идоменей» в Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон). Ни видео-, ни аудиозапись спектакля не была выпущена, равно как не были опубликованы и подробные критические или научные разборы спектакля, поэтому Приложение является единственным документом, фиксирующим спектакль (Приложение 16).
2. Переводы (Приложения 4-15), выполненные автором, а также по заказу и под редакцией автора, следующих материалов:
a. Материалов из буклетов к спектаклям «Дон Жуан», «Милосердие Тита», «Идоменей» и «Похищение из Сераля»;
b. Дополнительных видеоматериалов с DVD «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», а также из буклетов к изданию записей этих спектаклей на DVD;
c. Фрагментов книги Георга Диеса о Мартине Кушее [Diez];
d. Интервью с Мартином Кушеем.
Все эти материалы впервые публикуются на русском языке.
3. Проект фестиваля Мартина Кушея в Санкт-Петербурге, выполненный автором.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Театр Мартина Кушея является театром возвышенного par excellence.
2. Режиссёрский метод Мартина Кушея основан на парадоксе и заключается в создании моделей «искусственных реальностей». При этом термин «модель» указывает на принципиально экспериментальный, бриколажный характер творчества М. Кушея. Термин «искусственная реальность» призван воплотить как семантический спектр значений «искусственного» («техническое», «виртуозное», «сделанное», «эстетизированное»), так и сохранить за концептом в целом статус оксюморона.
3. При помощи этого метода Мартин Кушей достигает особого вида
актуальности, недоступного «злободневному театру» или театру абстрактному: актуальности эстетического переживания как переживания возвышенного.
Практическая ценность работы заключается в возможности использовать ее в учебных курсах по изучению режиссерского оперного театра, а также в качестве справочного материала. Положения работы могут служить для технического разбора работ других режиссеров. Концепция театра возвышенного может быть использована для анализа современного состояния режиссерского оперного театра.
Приступая к работе, мы постулировали, что режиссерский метод Мартина Кушея отличается от методов его коллег, и потому созданные им спектакли требуют в том числе иного аппарата восприятия и анализа, чем привычен театроведам и критикам.
Взгляд на театр с позиций степени преображения реальности декларирует ещё Макс Герман, основоположник немецкого театроведения: «Это действенное пространство никогда или почти никогда не бывает идентично реальному пространству сцены, так же, как реальное время спектакля лишь изредка совпадает со временем, пережитым в театральном произведении. <...> Пространство, подразумеваемое в театре, — это художественное пространство, которое создается через более или менее сильное внутреннее преображение(Verwandlung) действительного пространства, это событие (Erlebnis), в котором пространство сцены трансформируется в пространство иного рода» [Германн, 32; курсив наш].
Традиционно анализ спектакля базируется на соотнесении театра с узнаваемой реальностью и состоит в оценке режиссерских приемов в первую очередь по шкале достоверность / абстрактность — оппозиции, маркированной соответственно именами Мейерхольда и Станиславского [см. напр. Алперс, 463]. Так, Ю. Барбой, исследователь, влияние которого на современное отечественное театроведение трудно переоценить, пишет: «В первом случае зрительный зал приглашают к душевной работе со-чувствия, во втором — к интеллектуальной работе со-поставления. <...> И в такой констатации сегодня нет ничего не только экстраординарного, но и нового: идея "двух театров", параллельно идее двух кино, двух литератур и т. д., в театроведении существует так давно, что порой кажется, вопрос лишь в терминах: в искусствоведческой литературе на самом деле есть несколько пар понятий, каждую из которых и можно использовать и используют для называния таких художественных "пар": например, поэтическое —
прозаическое, синтетическое — аналитическое или условный театр — театр жизненных соответствий.» [Барбой, 123-124]
Такой подход к творчеству Кушея не представляется нам эвристичным: при внимательном взгляде кажется, что его работы существуют одновременно на обоих полюсах; точнее, «условное» и «жизненное» оказываются неразделимыми элементами единого целого.
В нашей работе мы выделили ряд черт работы Мартина Кушея как режиссера:
• Глубокий психологизм при предельно абстрактном понимании сюжета (слияние психологического и абстрактного театра);
• Взаимопроникновение актёра и роли до состояния, когда невозможно отделить, что идёт от актёра, а что от роли;
• Использование глобальных, отвлеченных игр ума на злободневном материале.
Поэтому применительно к режиссерскому методу Мартина Кушея мы говорим о моделях искусственной реальности — то есть не о модели «нашей» реальности, но о моделировании некоторых других, искусственно созданных реальностей, сравнение которых с «нашей» и осуществление бытия которых является мощным аналитическим средством как в сфере эстетического, так и в сфере социального.
Мы постоянно отмечаем несходство, и сама искусственность этих моделей как бы постоянно напоминает нам, как в фильме Алексея Германа: «Это не Земля» . Однако ценность моделей Кушея в том, что его искусственные реальности отличаются от «нашей» заданностью свойств (то есть эти свойства тщательно собраны в соответствии с задачей, которую решает та или иная модель), но в конце концов моделируют именно «наш» мир. Вот поэтому так важна фактологическая злободневность: пытки в тюрьме Абу- Грейб [La forza, илл. на стр. 65; Fisher I], история Наташи Кампуш и Йозефа Фритцля [Wildhagen, 6-7], постер бренда нижнего белья на занавесе «Дон Жуана» [Приложение 4], — чтобы мы могли воспринимать это не как нечто отвлеченное, не имеющее к нам отношения.
Поэтому то, что в работах Кушея публика и критики массово видят именно злободневный театр — и там, где Кушей намекает открыто (редкий отзыв на «Силу судьбы» обходится без упоминания трагедии 11 сентября [см. напр. Canning; Fisher II], редкий отзыв на «Идоменея» — без разговоров о «загадочной современной политике» [см. напр. Hall; Millington II]) и там, где, возможно, не намекает вовсе (Иноземная княжна в «Русалке» начинает казаться намёком на Ким Кардашьян [Shengold], а увертюра к «Милосердию Тита» напоминает рекламу бренда Calvin Klein [Nordlinger]), — говорит об известном успехе несуществующего хитроумного плана Кушея, жаждущего заманить зрителя на территорию активного переживания.
Мы можем противопоставить этому подходу и чисто абстрактный (представленный на настоящий момент единственной известной нам работой [Белова]), при котором именно построение модели реальности, а не «жизненные соответствия», воспринимается как определяющее свойство театра Кушея. Этот подход представляется нам соблазнительным, однако по сути, однако, это обратная крайность: за архетипической конструкцией теряется существенная для Кушея идея о том, что именно это происходит с нами сейчас.
Таким образом несомненна актуальность творчества Мартина Кушея как оперного режиссёра, создающего модели искусственной реальности, а, следовательно, необходима и выработка аппарата, позволяющего анализировать его спектакли.
1. Аберт — Аберт Г. В. А. Моцарт: в 2 ч., 4 кн. / Г.В. Аберт; пер. с нем., коммент. К. К. Саквы. М.: Музыка, 1990. Ч. 2, кн. 2. 560 с., нот.
2. Акулов — Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие. М.: Всероссийское театральное общество, 1978. 456 с.
3. Алперс — Алперс Б.В. Театральные очерки: в 2 т. // Б.В.Алперс. М.: Искусство, 1977. Т. 2. 519 с.
4. Арендт — Арендт Ханна. Лекции о политической философии Канта. СПб.: Наука, 2011. 303 с.
5. Арто — Арто, Антонен. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра / Сост. В.И. Максимова. СПб.; М.: Симпозиум, 2000. 443 с.
6. Барбой — Барбой Ю.М. К теории театра: Учебное пособие. Спб.: СПбГАТИ, 2008. 238 с.
7. Барт — Барт, Ролан. Работы о театре / Сост. М. Ю. Зерчанинова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 176 с.
8. Белов — Белов, Анатолий. Квадратный Колизей, или Метафизика формы [Электронный ресурс] // Проект Классика. URL: http://www.projectclassica.ru/v_o/21_2007/21_2007_o_04a.htm(дата публикации: 01.06.2007)
9. Белова — Белова Татьяна, Макарова Ая. Силы судьбы // Музыкальная академия. 2014. № 2. С. 92-105
10. Березкин — Березкин В.И. Роберт Уилсон. Театр художника. М.: Аграф, 2003. 496 с.
11. Берк — Берк, Эдмунд. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. 240 с.
12. Бертман — Бертман Д.А. Искусству правда противопоказана / Беседовал В.Выжутович [Электронный ресурс] // RG.ru: интеренет-
портал "Российской газеты". 2016. № 6925(57). URL: http://rg.ru/2016/03/17/dmitrij-bertman-svoboda-v-iskusstve-vazhnee- pravdy.html(дата публикации: 17.03.2016)
13. Бирюкова — Ополайс Кристина. Я на сцене сумасшедшая, я себя не берегу / Беседовала Е. Бирюкова [Электронный ресурс] // COLTA.RU: общественное СМИ. Архив, 2013. URL: http://archives.colta.ru/docs/12724(дата публикации: 07.02.2013)
14. Бобылева — Бобылева А. Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX-XX веков. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 168 с.
15. Борнофф — Музыкальный театр в меняющемся обществе: материалы заседаний Круглого стола, организованного в Зальцбурге в августе 1965 года силами ЮНЕСКО, Международного Музыкального Совета и Международного Дома музыки [Электронный ресурс] / Под ред. Джека Борноффа, перев. с англ. Екатерины Приходовской // Проза.ру: литературный портал. URL: https://www.proza.ru/2011/08/27/854(дата публикации: 27.08.2011)
16. Брехт I — Брехт, Бертольт. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т. М.: Искусство, 1965. Т. 5/1. 527 с.
17. Брехт II — Брехт, Бертольт. Современники: друзья и враги // Chertovy Kulichki [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/moshkow/INPROZ/BREHT/breht5_1_6.txt
18. Брук I — Брук, Питер. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1976. 239 с.
19. Брук II — Брук, Питер. Предисловие // Ежи Гротовский. К Бедному театру. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2009. С. 3-6
20. Брук Ш — Брук, Питер. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью. СПб.; М.: Малый драматический театр; Артист. Режиссер. Театр, 1996. 270 с.
21. Буш — Политический театр [Электронный ресурс] // Эрнст Буш. Хроника XX века в песнях: информационный сайт. URL:
https://sites.google.com/site/ernstbush/ernst-bus-i-ego- vrema/soderzanie/politiceskij-teatr---1
22. Верещагина — Верещагина Елена. В сети конвенций // Дон Жуан. Буклет к спектаклю Большого театра России. М.: Большой театр России, 2010. С. 42-46
23. Википедия — Кушей, Мартин [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. 2015. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%88%D0%B5%D0% B9,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD (дата обращения: 01.03.2016)
24. Германн — Германн, Макс. Театральное пространство-событие (1930) // Театроведение Германии: Система координат / Сост. Э.Фишер- Лихте, А.А.Чепуров. СПб.: Балтийские сезоны, 2004. С. 31-40
25. Гоппе — Fidelio. Oper in zwei Aufzugen. Фиделио. Опера в двух действиях. СПб.: Издание Эдуарда Гоппе, типографа Императорских Спб. театров, 1877. 90 с.
26. Гофман — Гофман Э.Т.А. Дон Жуан [Электронный ресурс] // Литература: электронная библиотека. URL: http://liv.piramidin.com/belas/Gofman/donzhuan.htm(дата обращения: 01.02.2016)
27. Гротовский — Гротовский, Ежи. От Бедного театра к Искусству- проводнику. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. 351 с.
28. Давыдова — Давыдова Марина. Театр зрительского дискомфорта [Электронный ресурс] // Театр.: официальный сайт. 2012. № 8. URL: http://oteatre.info/teatr-zritelskogo-diskomforta/(дата обращения: 01.03.2016)
29. Денисова — Ополайс Кристина. Интервью / Беседовала Д. Денисова [Электронный ресурс] // OperaNews.ru: еженедельный интернет- журнал. 2014. URL: http://operanews.ru/14080404.html(дата публикации: 04.08.2014)
30. Деррида — Деррида, Жак. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000. 432 с.
31. Жижек — Жижек Славой. Накануне Господина: сотрясая рамки [Электрон. версия печат. публ.]. М.: Европа, 2014. URL: http://www.litres.ru/slavoy-zhizhek/nakanune-gospodina-sotryasaya-ramki/
32. Зырянов — Зырянов О.В. Парадоксы оперной судьбы. "Геновева" Р. Шумана // Искусство глазами молодых: материалы I Международной (V Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 23-24 апреля 2009 г. / Под ред. Н.В. Винокуровой и др. Красноярск, 2009. С. 41-49
33. Информационная статья... — Информационная статья о Кристине Ополайс [Электронный ресурс] // Latvijas Nacionala Opera: официальный сайт. URL: http://www.opera.lv/ru/artisti/solisti- operi/priglashennie-solisti/kristine-opolays(дата обращения: 27.03.2016)
34. Исаев — Исаев С.А. Всемогущество грёзы // Антонен Арто. Театр и его двойник. М.: Мартис, 1993. С. 181-188
35. Кайуа — Кайуа Роже. Социология палача // Коллеж социологии / Сост. Олье Дени. СПб.: Наука, 2004. С. 355-371
36. Кант — Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. 368 с.
37. Кириллина I — Кириллина Л.В. Реформаторские оперы Глюка. М.: Классика-XXI, 2006. 384 с.
38. Кириллина II — Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. / Л. В. Кириллина. М.: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2009. Т. 1. 536 с., нот., ил.
39. Королёк — Королёк Богдан. Текст доклада Российский оперный театр в социальных сетях: между царской ложей и дворовой скамейкой" [На правах рукописи] // Пятые Смольные чтения, секция "Музыкальняа критика": материалы конференции. Санкт-Петербург, 15.04.2016.
40. Крэг — Крэг, Эдвард Гордон. Актер и сверхмарионетка // Крэг Э.Г. Воспоминания, статьи, письма / Сост. и ред. А.Г. Образцова и Ю.Г. Фридштейн. М.: Искусство, 1988. С. 212-232
41. Курентзис — Курентзис Теодор. У Моцарта — большой ковчег. / Беседовала Т. Верещагина // Дон Жуан. Буклет к спектаклю Большого театра России. М.: Большой театр России, 2010. С. 32-39
42. Кьеркегор — Кьеркегор Сёрен. Или-или. СПб: Издательство Русской Христианской Гумантираной Академии, Амфора, 2011. 832 с.
43. Лаку-Лабарт I — Лаку-Лабарт Филипп. Проблематика возвышенного [Электронный ресурс] // Журнальный зал: некоммерческий литературный интернет-проект. НЛО, 2009. № 95. Электрон. версия печат. публ. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/la6.html
44. Лаку-Лабарт II — Лаку-Лабарт Филипп. Musica ficta. Фигуры Вагнера. СПб.: Аксиома, Азбука, 1999. 224 с.
45. Леман — Леман, Ханс-Тис. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.
46. Лемешев — Грошева Е.А. Послесловие // С. Я. Лемешев. Путь к искусству. М.: Искусство, 1974. С. 359-372
47. Леопольд — Леопольд Силке. Оперы Генделя. М.: Аграф, 2014. 463 с.
48. Лиотар — Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и авангард // Метафизические исследования: альманах Лаборатории Метафизических Исследований при философском ф-те СПбГУ. Вып. 4. Культура. СПб.: Алетейя, 1997. С. 224-241.
49. Лобанова — Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко. Проблемы эстетики и поэтики. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 336 с.
50. Луцкер — Луцкер П.В. Оперное творчество Моцарта зрелого периода в
его отношении к художественно-эстетическим принципам эпохи Просвещения: автореф. дисс. . канд. иск. ВНИИ искусствозн. М-ва кул-ры СССР, Москва, 1990.
51. Макарова I — Макарова Г.В. Формирование политического театра [Электронный ресурс] // Театр и его история. URL: http://istoriya- teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st041.shtml
52. Макарова II — Макарова Ая. Ломать — не строить // Schola criticorum: сборник работ магистрантов программы "Музыкальная критика" Факультета свободных искусств и наук СПбГУ / Под ред. Лейлы Аббасовой, Богдана Королька, Аи Макаровой. СПб, 2016. С. 92-95
53. Мариинский Театр — Мариинский Театр [Электронный ресурс] // Запись в группе ВКонтакте, 09.11.2014, 22:45 URL: https://vk.com/mariinsky.theatre?w=wall81344132_71790(дата обращения: 10.11.2014)
54. Могилевская — Могилевская Татьяна. Об истории — Германия — Пискатор и Вайс / Запись разговора со зрителями [Электронный ресурс] // ТЕАТР.DOC: официальный сайт. URL: http://teatrdoc.ru/stat.php?page=tatyana(дата обращения: 12.04.2016)
55. Мортье — Мортье, Жерар. Театр делает нас свободными // Возвышение и падение города Махагони. Буклет к гастролям театра Реал в Большом театре. М.: Большой театр России, 2011. С. 12
56. Остин — Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов / Под ред. Б.Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1986. 423 с.
57. Парин I — Парин А.В. Лекция в Усадьбе Зубовых (Москва, 21.03.2016) / Запись Н. Морозова
58. Парин II — Парин А.В. О пении, об опере, о славе. М.: Аграф, 2003. 480 с.
59. Пискатор I — Пискатор, Эрвин. Политический театр. Цит. по: Политический театр [Электронный ресурс] // Эрнст Буш. Хроника XX века в песнях: информационный сайт. URL:
https://sites.google. com/site/ernstbush/ernst-bus-i-ego- vrema/soderzanie/politiceskij-teatr---1
60. Пискатор II — Пискатор, Эрвин. От искусства к политике [Электроный ресурс] // Agitclub.RU. URL: http://www.agitclub.ru/museum/agitart/heartf/piscator.htm
61. Пономарев — Пономарев А.Б., Шаламова Е.А. История и методология науки и производства в области строительства [Электронный ресурс] // ПНИПУ: официальный сайт. 2014. Электрон. версия печат. публ. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://pstu.ru/files/file/adm/fakultety/ponomarev_istoriya_i_metodologiya_n auki_i_proizvodstva_v_oblasti_stroitelstva.pdf
62. Сокольская — Сокольская А.А. Оперный текст как феномен интерпретации: дисс. ... канд. иск. Казан. гос. консерватория, Казань, 2004.
63. Сокулер — Сокулер З.А. Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени // Фуко Мишель. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. 576 с. С. 5-20.
64. Тараканова — Тараканова Е.М. Разворот к музыкальной классике. Германия и Россия на фоне панорамы 1930-х годов. // Западное искусство. ХХ век. Тридцатые годы: Сборник статей / Под ред. А.В. Бартошевича, Т.Ю. Гнедовской. М., Государственный институт искусствознания, 2016. 422 с., ил.
65. Третьякова — Третьякова Е.В. Знакомые незнакомцы. "Евгений Онегин" Андрия Жолдака [Электронный ресурс] // Петербургский театральный журнал: официальный сайт. 2012. № 4(70). URL: http://ptj.spb.ru/archive/70/the-petersburg-prospect-70-4/evgenij-onegin- andriya-zholdaka/(дата публикации: ноябрь 2012)
66. Уилсон — Уилсон, Роберт. Роберт Уилсон обсуждает постановку "Мадам Баттерфляй" с артистами Большого театра // Мадам Баттерфляй. Буклет к спектаклю Большого театра России. М.: Большой театр России, 2008. С. 32-35
67. Фалик — Фалик Ю.А. Метаморфозы / Лит. версия В. Фиалковского. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2010. 368 с.
68. Фельзенштейн — Фельзенштейн, Вальтер. О музыкальном театре. М.: Радуга, 1984. 456 с.
69. Фишер-Лихте — Театроведение Германии: Система координат / Сост. Э. Фишер-Лихте, А. А. Чепуров. СПб.: Балтийские сезоны, 2004. 319 с.
70. Фрейд — Фрейд, Зигмунд. Жуткое [Электронный ресурс] // Зеркало сцены: театральная библиотека . URL: http://lib.vkarp.com/2010/12/04/%D0%B7- %D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4- %D0%B6%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B5/(дата публикации: 04.12.2010)
71. Фуко I — Фуко, Мишель. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. 576 с.
72. Фуко II — Фуко, Мишель. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999. 479 с.
73. Херц — Херц, Иоахим. Оперная режиссура в перекрестном огне // Границы спектакля: Сборник статей и материалов / Под ред. Ю. М. Барбоя, Л. И. Гительмана, Е. И. Горфункель, Г. А. Лапкиной, Г. В. Титовой. СПб.: СПБГАТИ, 1999. 175 с.
74. Целяйн — Целяйн, Клаус. Штутгарт — Тель-Авив / Беседовал М. Рейдер [Электронный ресурс] // Московский Музыкальный вестник. URL: http://www.mmv.ru/interview/09-05-2000_reider.htm(дата публикации: 09.05.2000).
75.Чигарева I — Чигарева Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. М.: Либроком, 2015. 282 с.
76.Чигарева II — Чигарева Е.И. О тематической драматургии в опере Моцарта "Дон-Жуан" // Вопросы оперной драматургии: сборник статей. М.: Музыка, 1975. С. 78-117
77. Шеро — Шеро Патрис. Одинокий голос из подполья [Электронный ресурс] / Беседовала М. Давыдова // ИЗВЕСТИЯ: средство массовой информации. URL: http://izvestia.ru/news/301945(дата публикации: 22.04.2005)
78. Эйнштейн — Эйнштейн, Альберт. Моцарт. Личность. Творчество. М.: Музыка, 1977. 454 с. с пл., нот.
79. Эпштейн — Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX — XX веков. М.: Советский писатель, 1988. 416 с.
Formatted: Russian (Russia) ^Formatted: Russian (Russia) ^Formatted: Russian (Russia) Formatted: Russian (Russia)
80. Arte I — Le festival d'art lyrique d'Aix-en-Provence: L'Enlevement au serail de Wolfgang Amadeus Mozart [Онлайн трансляция на электронном ресурсе] // ARTE France: телевизионный канал. URL: http://concert.arte.tv/fr/lenlevement-au-serail-de-mozart-au-festival-daix-en- provence(дата обращения: 15.06.2015)
81. Arte II — Page non trouvee: La page demandee "/fr/lenlevement-au-serail- de-mozart-au-festival-daix-en-provence" n'a pas pu etre trouvee [Электронный ресурс] // ARTE France: телевизионный канал. URL: http://web.archive.org/web/20160305012108/http://concert.arte.tv/fr/lenleve^7'^Formatted:Russian(Russia) ment-au-serail-de-mozart-au-festival-daix-en-provence (дата обращения: 01.07.2015)
82. Arvanitidou — Arvanitidou Zoi. Fashion, Gender and Social Identity [Электронный ресурс] // London, First Fashion Colloquia, 2011. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://process.arts.ac.uk/sites/default/files/zoi-arvanitidou.pdf
83. Braun — Braun, Adrienne. Kameras, Kabel und Buhrufe vom Band [Электронный ресурс] // Janos Darvas: персональный сайт. STUTTGARTER ZEITUNG, 1998. Электрон. версия печат. публ. URL: http://www.darvas.de/fidpress.htm(дата публикации: 28.03.1998)
84. Braun II — Braun William R. BERG: Wozzeck [Электронный ресурс] // OPERA NEWS: официальный сайт. 2013. Vol. 78. № 3. URL:
Formatted: Russian (Russia) [Formatted: Russian (Russia) ^Formatted: Italian (Italy)
http://www.operanews.eom/Opera_News_Magazine/2013/9/Recordings/BE
RG__Wozzeck.html
85. Breth — Breth, Andrea. La Traviata: Interview / Rec. by Christian
Longchamp [Электронный ресурс] // LA MONNAIE / DE MUNT: ^Formatted:Italian(Italy)]
Formatted: Italian (Italy) офиЦИалЬный сайт. URL: -[Formatted: Italian (Italy)
http://www.lamonnaie.be/en/mymm/article/64/Interview-Andrea- t?ormatted:Kai™(Italy)
Breth/&lng=en (дата публикации: 22.11.2012)
86. Buning — Buning Eleonore. Erschutterer der Opernwelt: Nachruf auf
Patrice Chereau [Электронный ресурс] // Frankfurter Allgemeine Zeitung:
официальный сайт. URL: http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/buehne-
und-konzert/nachruf-auf-patrice-chereau-erschuetterer-der-opernwelt-
12609594.html (дата публикации: 08.10.2013)
87. Butler I — Butler Judith. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of
Identity. New York and London: Routledge, 1990. 172 p.
88. Butler II — Butler Judith. Bodies That Matter: On the Discursive Limits of "Sex". New York and London: Routledge, 1993. 288 p.
89. Canning — Canning, Hugh. An angel on my table // The Sunday Times.
Published at 19.01.2014. P. 27
90. Concorso per il Palazzo — Concorso per il Palazzo della Civilta Italiana. Architettura : rivista del Sindacato nazionale fascista architetti. Milano.
Treves, 1938, № 12. Pp. 849-864 [Электронный ресурс] // Biblioteca di Archeologia e Storia dell'Arte: электронный архив. Систем. требования:
Adobe Acrobat Reader. URL:
https://web.archive.org/web/20150620211403/http://www.archidiap.com/bet a/assets/uploads/2015/06/ARCHITETTURA-rivista-del-sindacato- nazionale-fascista-architetti-dicembre-1938-pp.-849-864.pdf
91. Conrad — Conrad Peter. A song of love & death: the meaning of opera. Minneapolis: Graywolf Press, 1996. 406 p.
92. Crane — Crane Diana. Fashion and Its Social Agendas: Class, Gender, and Identity in Clothing. Chicago and London: The University of Chicago Press, 2000. 304 p.
93. Diez — Diez, Georg. Gegenheimat: das Theater des Martin Kusej. Salzburg: _, - ^Formatted:Italian(itaiy) ]
Residenz Verlag Gmbh, 2002. 222 s.
94. Dolak — Dolak, Gregor. Stars hinter der Buhne [Электронный ресурс] // FOCUS Magasin. 2011. № 39. URL: http://www.focus.de/kultur/medien/kultur-und-leben-medien-stars-hinter- der-buehne_aid_668723.html(дата публикации: 26.09.2011)
95. Don Giovanni I - Буклет к видеозаписи оперы "Дон Жуан" [Дон Жуан (В. А. Моцарт) [Видеозапись] / реж. Мартин Кушей ; в ролях: Т.
Хэмпсон, И. д’Арканджело, К. Шефер, И. Байракдарян, М. Динер, П. Бечала, Л. Пизарони ; Зальцбургский фестиваль. — Decca, 2007. — 2 DVD. — Премьера спектакля состоялась 27 июля 2002 г.]
96. Don Giovanni II — Don Giovanni: буклет к постановке оперы на Зальцбургском фестивале. Salzburg: Salzburger Festspiele, 2003. 124 p.
97. Drole — Drole Ruben. Biography [Электронный ресурс] // Artists Management Zurich: официальный сайт агентства. URL: http://www.artistsman.com/home/kuenstler_verzeichnis/baritonbass/ruben- drole/(дата обновления: 28.05.2015)
98. Fairman — Fairman, Richard. Don Giovanni // Буклет к видеозаписи оперы "Дон Жуан" [Дон Жуан (В. А. Моцарт) [Видеозапись] / реж. Мартин Кушей ; в ролях: Т. Хэмпсон, И. д’Арканджело, К. Шефер, И. Байракдарян, М. Динер, П. Бечала, Л. Пизарони ; Зальцбургский фестиваль. — Decca, 2007. — 2 DVD. — Премьера спектакля состоялась 27 июля 2002 г.] Pp. 7-8
99. FAUST — Презентация немецкой театральной премии DER FAUST 2012 [Электронный ресурс] // Deutscher Buhnenverein. Bundesverband der Theater und Orchester: официальный сайт. URL: