Введение
Глава I. Предвыборная агитация в политической борьбе
1.1. Предвыборная агитация: понятие, цели и задачи 6
1.2. Агитационная пресса как инструмент политического
воздействия 13
Глава II. Манипулятивные технологии в партийной прессе предвыборного периода 22
2.1. Агитационная пресса как особый вид прессы 23
2.2. Специфика избирательных кампаний 2016 г. отдельных партий..26
2.3. Воздействие АП на электорат путем «мимикрии» под традиционные
СМИ 31
Заключение 48
Литература 50
Приложения 54
Одним из условий существования демократического государства является выборность власти. В процессе голосования граждане страны могут реализовать свое выборное право, которое отражает их политические предпочтения, ценности и интересы. Для формирования электоральной активности субъекты политического процесса занимаются информационным обеспечением выборов, которое включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.
Несмотря на рост каналов коммуникации, которые позволяют охватить большую часть электората, явка на выборах в Российской Федерации год за годом снижается. Так, явка на выборы в Государственную Думу в 2016 г. составила 47,81%. По информации Центризбиркома, явка 2016 г. стала самой низкой в истории России. Минимальную явку продемонстрировали жители Московской области - 21,73%, Москвы - 19,86%, и Санкт-Петербурга - 16,12%.
Одним из условий повышения эффективности российской политической системы является совершенствование института выборов и информационное обеспечение, в частности, разработка и проведение предвыборной агитации.
Актуальность исследования предвыборной агитации связана с предстоящими избирательными кампаниями выборов Президента РФ в 2018 году.
Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании современных печатных агитационных материалов, которое позволит установить специфику печатных агитационных газет как средств информационного обеспечения выборов. Анализ агитационных газетных материалов поможет выявить характеристики агитационных печатных текстов различных жанров, которые воздействуют на электорат в рамках политического дискурса.
Степень разработанности темы. Проблемы информационного обеспечения выборов в России, связанные с правовым регулированием, отображены в литературе авторов С.В. Большакова, А.Г. Головина, В.П. Журавлева, С.Е. Заславского, В.Н. Фалькова и других.
Стратегии избирательных кампаний освещают исследователи Ф.Н. Ильясов, О.П. Кудинов, Г.В. Логинов, Е.В. Попов, К.В. Симонов и ряд других авторов. Вопрос обозначения понятий предвыборная агитация и предвыборный агитационный дискурс рассматривают авторы, Н.В. Ворожцова, З.Х. Собалирова, А.А. Федосеев.
Вопросы технологий воздействия на электорат освещены в работах А.А. Максимова, Д.В. Ольшанского, О.А. Проничевой, З.Н. Сергеевой, А.М. Цуладзе, В.П. Шейнова и других. Исследованием манипуляций сознанием в политических процессах занимаются авторы О.А. Матвейчев, А.Н. Назайкин и другие.
Не смотря на внимание исследователей к институту выборов, тема предвыборной агитации зачастую остается вне поле их зрения, а вопросы воздействия на электорат освещены недостаточно полно.
Цель работы - изучить формы и виды агитационной прессы и используемые жанры и форматы, а также выявить отличия агитационной прессы от традиционной для выявления способов манипулятивного воздействия на электорат.
Для реализации цели намечены следующие задачи:
1) определить цели и задачи предвыборной агитации, проанализировать понятие агитационно-пропагандистских материалов;
2) установить сходство и различия традиционной прессы и агитационной и выявить отличительные особенности агитационной прессы от других видов АПМ;
3) проанализировать жанры, стилистику, форматы агитационной прессы за указанный период;
4) выявить методы воздействия агитационной прессы на электорат путем использования журналистских жанров и форматов, используемые в агитационной кампании на выборах 2016 г.
Предметом исследования выступают способы воздействия на электорат, используемые в агитационной печатной прессе.
Объектом исследования являются тексты агитационных газет партий, участвовавших в выборах в Государственную Думу в 2016 г.
В качестве эмпирической базы в работе используются агитационные газеты партий «Единая Россия», ЛДПР, ПАРНАС, «Партия Роста», «Яблоко», КПРФ и «Справедливая Россия» - всего 34 газеты и 276 материалов.
Методы исследования. В работе нами используются: метод сравнительного анализа, структурно-функционального и контент-анализа.
Сущность предвыборной агитации впервые начала активно разрабатываться отечественными учеными в 60-80-е годы. Анализ вопросов предвыборной агитации рассматривался в контексте политологического и правоведческого подхода. Тогда же начали появляться исследования аспектов агитации и пропаганды в области не только юриспруденции, но и других наук: философии, социальной психологии, филологии, истории и социологии.
Проблемы агитации в контексте массовой коммуникации исследовались также в рамках изучения советского политического языка. Тогда проблемы политической речи рассматривались в публикациях по теории и практике ораторского искусства и лекторского мастерства (Г.З. Апресян, Л.А. Введенская, Н.Н. Кохтев, В.В. Одинцов и др.), при освещении деятельности средств массовой коммуникации (Ю.А. Бельчиков, В.Г. Костомаров, Д.Э. Розенталь, Г.Я. Солганик и др.), в исследованиях по вопросам агитации и пропаганды.
Агитацию и пропаганду в рамках социальной психологии рассматривали Л. У. Дууб, П.Ф. Лазарсфельд, Г. Лассуэлл, К. И. Ховленд и другие. Эти исследователи в первую очередь уделяли внимание проблеме социальных установок и оценок (аттитюдов), передаваемых в массы посредством сообщений. Психологию масс рассматривали такие известные ученые, как Э. Канетти, С. Московичи, Х. Ортега-и-Гассет, З. Фрейд. Психологии массовых коммуникаций посвятили свои работы С.М. Виноградова, Г. С. Мельник, В.Ф. Олешко и другие.
Анализ жанров и форматов журналистики, используемых в агитационной прессе в ходе агитационных кампаний выборов 2016 г., подтвердил гипотезу о снижении доли журналистских материалов, а также изменении жанровой структуры изданий в сторону увеличения наиболее простых и легко усваиваемых жанров журналистики - информационных. В ходе анализа агитационных материалов выяснилось, что лишь 25,3% текстов, опубликованных в агитационных газетах, можно отнести к журналистским. Как показал контент-анализ, самыми популярными жанрами оказались заметка, интервью (информационные) и статья (аналитическая). Анализ визуальных практик, используемых для оформления агитационных газет, выявил обширное использование техник газетной верстки всеми партиями и кандидатами, выпускающими агитационную прессу. В результате исследовательской работы был сделан вывод о том, что агитационная пресса новейшего времени характеризуется подражанием традиционной прессе в верстке и оформлении, а также снижением числа журналистских текстов в пользу форматов PR и других форм репрезентации партий и кандидатов в депутаты.
Такое соотношение жанров и форматов журналистики в агитационных газетах, которые призваны привлечь электорат внешним оформлением, но не способны удержать читателя соответствующим содержанием, позволяет заявить о слабой эффективности агитационных кампаний, проводимых в Петербурге в ходе выборов в Законодательное Собрание и Государственную Думу. Агитационные газеты кампании 2016 г. характеризуются открытым, явным воздействием на электорат, которое не имеет положительного результата, напротив, имеет негативный эффект. Исследование выявило также сходство газет, издаваемых партиями в период выборов в ГД, с агитационными листовками и плакатами
Таким образом, для современных агитационных газет характерно использование технологий подражания образу традиционной прессы, однако анализ жанровой палитры, используемой на страницах агитационной прессы показал, что в плане содержания агитационные газеты деградируют, приближаясь по форме и содержанию текстов к другим, более простым средствам пропаганды и агитации: листовкам, анкетам, плакатам, и другим.
1. Балахтар В.В. Механизмы реализации манипулятивного воздействия на становление гражданской позиции специалиста социальной сферы // Studia Humanitatis. 2016. URL: http://st-hum.ru.
2. Боровая Е.О. Регламентация предвыборной агитации в российских средствах массовой информации // Политика, экономика и инновации. 2016. URL: http://pei-journal.ru.
3. Вахромеева А.В., Иванов И.С. Информационно-агитационное и организационно-массовое направление избирательных кампаний в России (2011-2012 гг.) // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2015. URL: http:// cyberleninka.ru.
4. Виноградова С.М., Мельник Г.С. Медиапсихология: вектор развития теории массовой коммуникации // Современные проблемы журналистской науки / сост. В. В. Тулупов. Воронеж, 2012. URL: http://www.jour.vsu.ru/ edition/journals/modern_problems/modern_problems_2012.pdf;
5. Владимирова А. В. Истоки политического маркетинга // Вестник Моск. ун-та. 2008. URL: http://www.elibrary.ru.
6. Волков В.Э. Злоупотребление правом в электорально- информационных отношениях: анализ избирательной кампании 2014 г. // Вестн. Самарского гос. ун-та. 2014. URL: http://vestnik.samsu.ru.
7. Ворожцова Н.В. Предвыборный дискурс и его жанры // Вестн. Иркутского гос. лингв. ун-та. 2010. URL: http://www.cyberleninka.ru.
8. Гомельская В.Ю. Агитационная мимикрия или как запустить политическую рекламу до начала агитационного периода: парламентские выборы 2011 г. // PolitBook. 2012. URL: http://www.politbook.ru.
9. Зуев В. А., Зуева В. Ю. Партийная пресса: рудимент или инструмент// Вестник Майкопского гос. техн. ун-та. 2012. URL: http:// www.cyberleninka.ru.
10. Комягина М.В. Избирательные технологии: основные подходы и концептуальные основы // Ученые записки Казан. ун-та. 2010. URL: http:// www.kpfu.ru;
11. Мельник Г. Избирательное право и СМИ: новые функции // PR- диалог. 2000. URL: http://www.elibrary.ru.
12. Мельник Г. С. Медиарилейшнз как система управления информацией. // Теория и практика связей с общественностью: Технологии, практические методы и приемы работы в сфере связей с общественностью. СПб.: 2012. URL: http:// www.files.lib.sfu-kras.ru.
13. Мельник Г. С. Новые медийные технологии: мобилизация общественности в политических целях // Вестник Казах. нац. ун-та. 2012. URL: http://www.kaznu.kz.
14. Рыбина Н.М., Федорченко С.М. Электоральные технологии политического менеджмента. // Изв. Московского гос. техн. ун-та. МАМИ. 2012. URL: http://www.mospolytech.ru.
15. Собалирова З.Х. Генезис категории «информационное обеспечение выборов» // Общество и право. 2010. URL: http://www.cyberleninka.ru.
16. Хубецова З.Ф. Партийные СМИ как сегмент современной российской медиасистемы: трансформация структуры и содержания // Вестник Воронежского гос. ун-та. 2016. URL: http://www.cyberleninka.ru;
17. Чемякин Ю.В. «Другая пресса» в системе российских СМИ // Дискурс-Пи. 2010. URL: http://www.madipi.ru;
18. Чинарова Е.С. Тактика манипулятивного воздействия на адресата в политическом дискурсе // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2009. URL: http:// www.lib.csu.ru;
На иностранных языках
19. Vinogradova Svetlana, Melnik Galina/ Media Psychology: a theory in mass communication the problem of the pshychological protection from adverse media impacts // Istanbul Universitesi iletisim Fakultesi Dergisi, 2013. Vol. 44. № 1. P 187;
Книги, монографии, сборники, учебные пособия
На русском языке
20. Виноградова С.М., Мельник Г. С. Психология массовой коммуникации. Академический курс. М.: Юрайт, 2015. 512 c.
21. Жанры современной журналистики. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2004. 336 с.
22. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко СПб.: СПбГУ, 2000. http://evartist.narod.ru.
23. Мельник Г. С. Виноградов К. Е., Лисеев. Основы творчества журналиста. Практикум. М., 2016. 208 c.
24. Мельник Г. С. Журналистика в политических технологиях. СПб.: Ин-т «Высш. шк. журналистики и мас. коммуникации», 2012. URL: http:// www.jf.spbu.ru.
25. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2008. URL: http://www.jf.spbu.ru.
26. Олешко В.Ф. Психология журналистики. СПб.: Изд-во Юрайт, 2016. 352 c.
27. Ким М.Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Изд- во Питер, 2011. 393 c.
28. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. URL: http://www.jf.spbu.ru.
29. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. URL: http:// www.gumer.info.
30. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2003. URL: http://www.evartist.narod.ru.
31. Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистики. М., 2003. URL: http://www.evartist.narod.ru.
На иностранных языках
32. Dahl R. On Democracy. Yale University Press, 2000. 327 p.
Авторефераты, диссертации, ВКР
На русском языке
33. Карпенко М.С. Освещение избирательных кампаний в региональных СМИ (на примере газеты "Коммерсантъ в Санкт-Петербурге"), 2017. 65 с.
34. Фальков В.Н. Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации, 2003. URL: http:// www.tmnlib.ru.
Электронные ресурсы
35. Аналитический опрос «Левада-Центр». http://www.levada.ru/ 2017/04/26/dmitrij-medvedev/
36. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Граждан Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119
37. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации . URL: http://www.cikrf.ru/analog/vib_d16/2016/polit_part/reshenie.html.