Введение 3
Глава 1. Современное городское издание 7
§ 1. Современное городское издание в России 7
1.1. К определению городского издания 7
1.2. Трансформации в региональной и местной журналистике России
и новые модели СМИ 14
1.3. Визуальный облик современных онлайн-медиа 23
§ 2. Городские издания Петрозаводска 27
2.1. Медиаландшафт Петрозаводска 27
2.2. Онлайн-сегмент петрозаводского медиарынка 33
Глава 2. Городская журналистика Петрозаводска в сети Интернет 36
§ 3. Особенности бизнес-моделей онлайн-СМИ Петрозаводска 36
3.1. Профиль издания «Столица на Онего» 37
3.2. Профиль издания «Губершя Daily» 40
3.3. Профиль издания «Петрозаводск говорит» 43
§ 4. Визуальный анализ городских изданий Петрозаводска в сети
Интернет 48
4.1. Количественный анализ иллюстраций из заголовочных комплексов
городских медиа 48
4.2. Кейс-анализ примеров фотоиллюстраций 52
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложение
Актуальность исследования. Российская журналистика переживает одновременный кризис прежних бизнес-моделей и «бум» развития новых медиаплатформ. Тиражи печатных газет и журналов падают во всем мире, но в России газетному кризису способствует ряд специфических факторов. Во- первых, советская система распространения СМИ была разрушена. Во- вторых, молодая аудитория практически полностью переходит на медиапотребление в Интернете, а старшая превращается в телевизионную нацию. Исследователи также отмечают общее снижение качества отечественной журналистики, подмену рационального подхода эмоциональным.
Большинство общественно-политических СМИ России находятся в поиске экономически эффективной модели. Самые успешные из них перешли на мультимедийную, мультиплатформенную основу: Интернет стал для российских СМИ, особенно провинциальных, экономически выгодной, и эффективной с точки зрения распространения средой обитания, количество онлайн-изданий в России стремительно растет. Именно это мы и называем «бумом».
На этом фоне мы наблюдаем развитие нового сегмента медиарынка — городской журналистики, в том числе в сети Интернет. Этот феномен пока не находит определения в научной литературе. Городская журналистика в Петрозаводске, крупном региональном центре, испытывает влияние общероссийских тенденций, но сталкиваясь со специфическими обстоятельствами, развивается по собственному пути .
Характерной чертой петрозаводских городских изданий является двойное позиционирование: с одной стороны, они работают для городской аудитории, а с другой, являются центральными СМИ всей Карелии.
Изменения в работе редакции и в процессе создания контента подразумевают, что меняется сам контент, что не может не отражаться на визуальном облике изданий. Более того, исследователи говорят о влиянии «визуального поворота» в культуре на журналистику. Объем визуальной информации в медиа вырос в разы. Представители редакций исследуемых нами медиакомпаний подтвердили, что процессы их модернизации напрямую связаны с редизайном. Поэтому крайне важно исследовать эту взаимосвязь.
Новизна исследования заключается в следующем: 1) автор впервые анализирует опыт трансформации издательских домов крупного регионального центра в медиакомпании, ориентированные на выпуск контента прежде всего для цифровых платформ; 2) автор прослеживает связь бизнес-моделей на региональном медиарынке (и их ограничений) с визуальным обликом онлайн-изданий.
Таким образом, в качестве объекта исследования выступил сегмент современных городских изданий в сети Интернет (на примере онлайн-медиа Петрозаводска). Предмет исследования — связь бизнес-модели и визуального облика городских онлайн-медиа.
Цель исследования — реконструировать модель городского издания современного Петрозаводска в сети Интернет, в том числе связь бизнес- модели, контента и визуального облика. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические подходы к анализу современного городского издания;
2) систематизировать бизнес-модели, существующие в российской журналистике, в том числе, региональной;
3) выявить особенности визуализации современных онлайн-медиа;
4) описать медиаландшафт Петрозаводска;
5) проанализировать бизнес-модели городских изданий Петрозаводска;
6) выяснить, как особенности контента и бизнес-моделей исследуемых изданий отражаются на их визуальном облике.
Хронологические рамки исследования — 2015-2016 годы. Во-первых, этот период характеризуется новой волной кризиса, связанной с экономическим спадом и отменой дотации «Почте России». Это ускорило процесс трансформаций ведущих издательских домов Карелии в мультиплатформенные медиакомпании. Во-вторых, к 2015 году в Петрозаводске появилось более 30 новых порталов, позиционирующих себя как онлайн-медиа, что говорит об окончательном формировании этого сегмента медиарынка в городе.
Теоретическая база исследования. В рамках исследования были рассмотрены концепции «Медийного города» и «Современного российского медиаполиса», предложенные С. Маккуайром и С. Г. Корконосенко соответственно. Первая концепция помогает осознать, что современный город во многом определяется его медиасредой, имеющей сложную организацию и состоящей из всевозможных медиа в широком смысле этого слова. Вторая — что сегодня распространение внутри городских границ — не главное для городского издания, особенно онлайнового. Важнейшим признаком городского издания является то, что оно опосредует коммуникацию вокруг городской жизни.
Однако наше исследование проводится на примере СМИ регионального центра, который не является мегаполисом. Поэтому мы обратились к исследованию «Газеты средних и малых городов России в 2010¬х гг.», которое проводилось учеными МГУ под руководством Л. Г. Свитич, и к феномену «community media», которые рассматривает австралийский ученый E. Rennie.
Проанализировать состояние современного российского медиарынка и систематизировать бизнес-модели СМИ помогли книга Е. Л. Вартановой «Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики» и сборник «Медиасистема России» под ее редакцией.
Найти интересные стратегии развития российских региональных СМИ помог анализ рубрики «Издательский бизнес» и некоторых других в журнале «Журналист» за 2015 год.
Методологическая база исследования сочетает в себе методы социологических и визуальных исследований. В частности, автор использует методы глубинного интервью и визуального анализа.
Эмпирическую базу исследования составили бизнес-модели, контент и визуальный облик трех городских онлайн-медиа Петрозаводска: «Петрозаводск говорит», «Губерн 1я Daily» и «Столица на Онего». В исследовании использованы результаты трех глубинных интервью с редакторами указанных изданий, предварительного анализа контента изданий, а также результаты визуального анализа 300 фотоиллюстраций, размещенных на сайтах данных медиа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В ходе анализа теоретической базы исследования мы пришли к выводу, что современное городское издание можно определить, как средство, через которое происходит коммуникация вокруг жизни городского сообщества. Такое СМИ создает медиакартину городской жизни, а также служит площадкой для информационно-коммуникационного взаимодействия членов городского сообщества. Причем, в эпоху развития информационных технологий его границы стали менее четкими, они больше не определяются территориально, что особенно актуально для городских медиа, функционирующих в сети Интернет.
Одной из главных форм городского СМИ остается печатная городская газета, но наряду с ней в онлайн-сегменте развивается новый тип медиа — городская интернет-газета, или городское онлайн-издание, — который пока не имеет научного определения.
Традиционные городские СМИ испытывают влияние общероссийских тенденций, из-за которых они также постепенно переходят к модели, ориентированной на производство контента, прежде всего, для цифровых платформ. Процесс перехода российских СМИ к мультимедийности и мультиплатформенности, новым бизнес-моделям ускорился на фоне новой волны экономического кризиса и кризиса прессы. Однако здесь существуют противоречивые тенденции: с одной стороны, модель «продажи» аудитории рекламодателю устаревает, с другой, альтернативные способы монетизации (особенно, онлайн-площадок), пока не работают.
Региональные СМИ встречают много препятствий на пути к модернизации во многом из-за инертности медиарынка и аудитории, недостатка финансирования. Однако в некоторых регионах существуют успешные примеры обновления медиакомпаний, которые сумели переориентировать свою работу на выпуск контента, но при этом продолжили развивать свои печатные продукты, качественно обновив их и оживив спрос.
Мы проанализировали современный медиаландшафт Петрозаводска и выделили его главные особенности:
— идет процесс модернизации как государственных, так и частных медиакомпаний, первых к этому подталкивают профессиональные и политические мотивы, а вторых — экономические соображения;
— за последние 6-7 лет на региональном и городском уровнях сформировался сегмент онлайн-СМИ;
— онлайн-аудитория и аудитория традиционных СМИ Петрозаводска почти не пересекаются;
— лидирующие онлайн-СМИ позиционируют себя не только как городские медиа, но и как центральные Интернет-СМИ республики.
В результате проведения глубинных интервью и визуального анализа мы реконструировали модель городского издания современного Петрозаводска в сети Интернет и проследили связь его бизнес-модели, контента и визуального облика. Следовательно, цель исследования достигнута.
К особенностям бизнес-модели городского издания современного Петрозаводска в сети Интернет можно отнести:
— ориентацию на привлечение массовой аудитории, что подразумевает выпуск большого объема контента, в том числе визуального;
— немногочисленность редакций;
— ограниченность финансовых ресурсов;
— монетизацию через рекламу (рекламные баннеры и платные
редакционные материалы).
На их контенте это отражается в появлении большого количества «легкой» и светской информации.
Проанализировав научную и профессиональную литературу, мы пришли к выводу, что, с одной стороны, объем визуальной информации в онлайн-СМИ увеличивается, а с другой, на визуальном контенте стремятся экономить, что часто ведет к использованию некачественных изображений. Это оказалось актуально и для петрозаводских онлайн-медиа: визуальный контент обычно подбирается в спешке, а выделить дополнительные средства на него часто не представляется возможным (редакции исследуемых СМИ сотрудничают только с внештатными фотографами по мере необходимости, часто делают и подбирают снимки пишущие журналисты).
В результате визуального анализа мы выявили следующие недостатки фотоконтента петрозаводских Интернет-СМИ:
— плагиат изображений;
— обилие однотипных абстрактных иллюстраций, связанных с
текстом лишь тематически, случайность в подборе изображений;
— смешение рекламного контента с журналистским.
Таким образом, мы убедились, что бизнес-модели городских изданий Петрозаводска в сети Интернет предполагают использование большого количества изображений. В то же время, особенности работы исследуемых изданий способствуют снижению качества визуального контента, что зачастую выражается в случайном подборе иллюстраций. Это приводит не только к тому, что фотографии в заголовочном комплексе не выполняют своих функций, но и к нарушению законодательства и этических норм профессии журналиста.
Мы пришли к выводу, что визуальный облик петрозаводских городских онлайн-медиа страдает из -за того, что у редакций не хватает ресурсов для успешного функционирования в рамках новых бизнес-моделей.
Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М, 2014.
Геннадий Кудий: «Каждое издание будет искать свой путь» // Журналист. 2015. № 6. С. 26-29.
Голуб В. А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий // Вестник Томского государственного ун-та. 2012. № 1 (17). С. 122-128.
Градюшко А. А. Гибридные жанровые формы в современной интернет- журналистике // Век информации. 2015. № 3 (4). С. 156-158.
Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. М, 2010.
Интернет-СМИ: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. М, 2010.
Корнев М. Мультиплатформенные издательства: пять перспективных моделей СМИ // Журналист. 2015. № 6. С. 55-57.
Кудий Г. Болевые точки рынка прессы России и некоторые факторы его возможного роста // Журналист. 2015 № 1. С. 24-26.
Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство / пер. с англ. М. Коробочкина / М, 2014.
Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М, 2003.
Медиасистема России: учеб. пособие для студентов ВУЗов / под ред. Е. Л. Вартановой. М, 2015.
Никитин А. Якутская фабрика контента // Журналист. 2015. № 10. С. 24-27.
Полищук О. Страна и мы: городские интернет-газеты в России (часть I) // The Village. 13 апреля 2013. URL: http://www.the-
village.ru/village/city/situation/124753-regionalpress.
Реестр сертифицированных изданий // Бюро тиражного аудита. 2016. URL: http://www.press-abc.ru/REESTR_CURRENT_2016.pdf.
Самолетов С. А. Дизайн современной газеты: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика». СПб, 1997.
Свитич Л. Г., Смирнова О. В., Ширяева А. А., Шкондин М. В. Методологические предпосылки исследования городских газет // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 1. С. 6-19.
Современный российский медиаполис / под. ред. С. Г. Корконосенко. СПб, 2012.
Тулупов В. В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996.
Федорова С. В. Визуализация как ведущая тенденция развития СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 7 (37), Ч. 2. С. 189-191.
Филиппова Т. Городская журналистика как предмет для дискуссии // Ельцин Центр. 1 февраля 2016. URL: http://yeltsin.ru/event/gorodskaya- zhurnalistika-kak-predmet-dlya-diskussii/.
Шабуров А. Городская журналистика: политтехнология против Екатеринбурга // Политсовет. 11 марта 2016. URL: http://politsovet.ru/51267- gorodskaya-zhurnalistka-polittehnologiya-protiv-ekaterinburga.html.
Шакиров А. И., Сафиуллина Г. Р. Трансформация журналистики в условиях «визуального поворота» // Вестник Челябинского государственного ун-та. 2015. № 5 (360). С. 425-431.
Юрий Пургин: «Кто останется на рынке СМИ?» // Журналист. 2015. № 9. С. 24-26.
Юрий Пургин: «Я категорически против концепции «универсального журналиста» // Журналист. 2015. № 6. С. 51-55.
Юрий Сапрыкин: «Чем мы в Москве гордимся? Не куполами же и звёздами» // Strelka Magazine. 28 мая 2015. URL:
http://strelka.com/ru/magazine/2015/05/28/saprikin.
Якунин А. В. Веб-дизайн и оформление электронных СМИ: учеб. пособие. СПб, 2013.
Bodrunova S. S. Fragmentation and Polarization of the Public Sphere in the 2000s: Evidence from Italy and Russia // Global media journal: German edition. 2013. Vol. 3. № 1. P. 10-12.
Cao J. 6 Web design trends you must know for 2015 & 2016 // Awwwards.
16 September 2015. URL: http://www.awwwards.com/6-web-design-trends-you- must-know-for-2015-2016.html.
O’Neill D., Harcup T. News values and selectivity // Handbook of journalism studies / ed. by K. Wahl-Jorgensen, T. Hanitzsch. New York, 2009.
Rennie E. Community media: A global introduction. New York, 2006.