ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения удовлетворенности профессиональной деятельностью у лиц с разным уровнем жизнестойкости 8
1.1. Понятие удовлетворенность профессиональной деятельностью в
психологической науке 8
1.2. Проблема изучения жизнестойкости в психологии 17
1.3. Связь жизнестойкости и удовлетворенности профессиональной
деятельностью 24
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование удовлетворенности профессиональной деятельностью у лиц с разным уровнем жизнестойкости 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 33
2.3. Программа психологической коррекции жизнестойкости 43
2.4. Анализ эффективности программы психологической коррекции
жизнестойкости 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время тема преодоления и оптимального проживания сложных жизненных периодов весьма актуальна. Бурные социальные, экономические и политические изменения в обществе, увеличивающийся информационный поток, скорость технических и технологических изменений отражаются на психологическом здоровье человека, провоцируя тем самым стрессы, неврозы, неадекватное поведение, депрессивные состояния, а также профессиональное выгорание.
В условиях современного общества, к человеку предъявляются новые требования. Ответственность за свою жизнь, за ее успешность полностью ложится на самого человека. Для того чтобы успешно адаптироваться к таким изменениям, успешно реализовать себя - необходимо выработать навыки решения проблем в разных жизненных сферах, приобрести такое свойство личности, как жизнестойкость.
В связи с этим среди исследователей все больший интерес вызывают вопросы субъективного благополучия, качества жизни, вопросы жизнеспособности и жизнестойкости человека.
Поднятая в работах С. Мадди, С. Кобейса, проблема жизнестойкости, получает развитие в исследованиях Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой. С. Мадди и С. Кобейс, нашли подтверждение тому, что жизнестойкость коррелирует не только с эффективностью деятельности, но и с удовлетворенностью всеми аспектами работы, уверенностью в том, что организация предоставляет достаточную автономию и свободу принятия решений.
Требования социума к конкурентоспособному человеку определяют жизнестойкость как важный компонент формирования личности, который подразумевает оптимальную реализацию человеком своих психологических возможностей в неблагоприятных жизненных ситуациях «психологическую живучесть» и «расширенную эффективность» в этих ситуациях. Разнообразные факторы внутренней психологической жизни, индивидуальные особенности
психики, специфика ситуаций взаимодействия человека с миром влияет на развитие и проявление жизнестойкости, как интегрального свойства личности человека.
Непредсказуемость требует нестандартных управленческих решений. В таких ситуациях руководители компаний вынуждены искать скрытые резервы для выхода из кризиса. Формирование жизнестойкости может стать главным звеном системы управления структурой в условиях нестабильности внутренней и внешней среды.
С другой стороны, сам человек не всегда готов к избранной им же профессиональной деятельности, так как его представления о профессии, о своей роли в организации, о своих возможностях рассогласовываются с той реальностью, в которой он, оказывается. В результате могут происходить профессиональные деформации или деформации личности.
К психологическим категориям, расширяющим понимание прохождения адаптации личности, относится жизнестойкость. Данной проблеме посвящены работы отечественных и зарубежных исследований, таких как: Ю.А. Александровский, Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, А.Н. Леонтьев, В.И. Медведева, В.А. Петровский, А.А. Реан, и др.
Научный интерес представляют работы по психологической теории профессиональной культуры и удовлетворенности трудом (К.А Абульханова- Славская, Н.Г. Багдасарьян, Л.С. Выготский, К. Замфир, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядови др.). Также данная проблема изучена среди рабочих промышленных предприятий (К. Замфир, К.Р. Хаав, Н.Я. Белова, А.Л. Свенцицкий, В.А. Ядов, Г.И. Хорошев), среди педагогов (Н.В. Кузьмина, Н.Л. Волошина, Н.В. Журин, А.Н. Михайлов), среди тренеров (А.Н. Николаев, И.Г. Станиславская, В.Н. Прохоров, А.Е. Певзнер).
Вместе с тем теоретический анализ показал недостаточную разработанность вопроса удовлетворенности профессиональной деятельностью у лиц с разным уровнем жизнестойкости.
Проблема исследования: каковы особенности удовлетворенности профессиональной деятельностью у лиц с разным уровнем жизнестойкости?
Объект исследования: удовлетворенность профессиональной
деятельностью.
Предмет исследования: удовлетворенность профессиональной
деятельностью у лиц с разным уровнем жизнестойкости .
Цель исследования: выявить особенности удовлетворенности
профессиональной деятельностью у лиц с разным уровнем жизнестойкости.
Гипотеза исследования:
Респонденты с разным уровнем жизнестойкости отличаются уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью: одним из факторов, влияющих на удовлетворенность профессиональной деятельностью, является жизнестойкость. Если создать условия для повышения жизнестойкости, уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью станет выше.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ подходов к изучению
удовлетворенности профессиональной деятельностью у лиц с разным уровнем жизнестойкости. На основе теоретического анализа раскрыть содержание понятий: «профессиональная деятельность», «жизнестойкость».
2. Выявить уровень жизнестойкости респондентов.
3. Исследовать удовлетворенность профессиональной деятельностью у лиц с разным уровнем жизнестойкости.
4. На основании данных теоретического анализа и эмпирического исследования разработать, внедрить и оценить эффективность программы коррекции низкого уровня жизнестойкости.
Теоретико-методологическая основа: подход к пониманию
удовлетворенности трудом (Е.П. Ильин, Р. Кунина, А.В. Батрашева); объективно-субъективный подход к определению эффективности профессиональной деятельности (А.К. Маркова, В. Тараненко); ресурсный подход (В.А. Бодров, Т.П. Зинченко, Р. Лазарус, С. Мадди, Дж. Фреди, С.
5
Хобфолл, и др.), комплексный и акмеологический подходы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.); экзистенциальная персонология личности С. Мадди, теория личностного адаптационного потенциала А.Г. Маклакова.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотез был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (сравнительно-сопоставительный, теоретическое моделирование); организационные методы (сравнительный); эмпирические (психодиагностические методы, наблюдение, беседа, эксперимент); методы обработки данных (абсолютная и относительная частота (проценты); коэффициент корреляция r-Спирмена; U-критерий Манна-Уитни);
качественные: категоризация количественно обработанного материала);
интерпретационные (структурный метод). Математическая обработка
полученных данных проводилась с помощью компьютерной программы статистического анализа SPSS-19.0.
Методики исследования:
1. Методика жизнестойкости С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева.
2. Тест на удовлетворенность работой (Р. Кунина).
3. Методика определения удовлетворенности трудом (А.В. Батрашева).
4. Опросник деловой направленности личности (ОДН) (В. Тараненко).
5. Беседа.
6. Наблюдение.
Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и программы, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья респондентов. Также практическая значимость в том, что результаты работы дают возможность разработать комплексную программу по формированию высокого уровня жизнестойкости, что приведет к повышению удовлетворенности профессиональной деятельностью. Результаты
исследования могут быть использованы в качестве основания для разработки психодиагностической, профилактической и психокоррекционной программы.
Данные программы могут найти применение в работе психологических служб различных учреждений и помогут обеспечить психологическое сопровождение развития личности.
Внедрение результатов исследования: результаты исследования
представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии педагогического института НИУ «БелГУ», на научной конференции (Белгород 2018 г.), опубликованы в научной работе (статье).
База исследования. Исследование проводилось на базе организации «КФХ», по Курской области. В исследовании принимали участие сотрудники предприятия в количестве 70 человек.
Теоретический анализ литературы показал недостаточную разработанность вопроса удовлетворенности профессиональной деятельностью у лиц с разным уровнем жизнестойкости. В связи с этим изучение данной проблемы представляют большую значимость для теории и практики.
Существуют различные точки зрения на понятие «удовлетворенность профессиональной деятельностью» (В.А. Ядов, В.Э. Мильман, К. Замфир, Р. Штольберг, А.Л. Свенцицкий и др.). Удовлетворенность трудом рассматривают, как приятное позитивное эмоциональное состояние в результате оценки своей работы или своего опыта, уровень адаптации работника, эмоционально-оценочное отношение и т.д. Но практически все ученые-психологи сходятся во мнении, что удовлетворенность профессиональной деятельностью является серьезной составляющей социально-психологического климата в коллективе.
Также существуют различные подходы к понятию «жизнестойкость» (С. Мадди, Д.А. Леонтьев, С.А. Богомаз): системное психологическое свойство, возникающее у человека вследствие особого сочетания установок и навыков, позволяющих ему превращать проблемные ситуации в новые возможное; мера способности личности выдерживать стрессовые ситуации, характеристика личности, позволяющая сопротивляться негативному влиянию среды, и т.д.
В результате эмпирического исследования у испытуемых были выявлены различия в уровне жизнестойкости.
В результате проведенного констатирующего эксперимента нам удалось установить, что в общей выборке испытуемых был выявлен в 20% случаев низкий уровень жизнестойкости. Для этой группы испытуемых является характерным более низкий общий уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью, чем для группы испытуемых (23%) с высоким уровнем жизнестойкости.
В процессе исследования удовлетворенности профессиональной деятельности у лиц с разным уровнем жизнестойкости было установлено, что для респондентов с низким уровнем жизнестойкости свойственно наличие низкого уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью.
В результате статистической обработке данных выявлено, что, чем выше показатели уровня жизнестойкости, тем больше вероятность того, что эти работники будут удовлетворены своей профессиональной деятельностью и, наоборот, чем больше они будут не удовлетворены своей профессиональной деятельностью, тем ниже будет уровень жизнестойкости, т.к. связь двусторонняя. Также, чем выше уровень жизнестойкости, тем выше показатели «направленность на дело», «направленность на общение» и «профессиональная ответственность». Чем ниже уровень жизнестойкости, тем ниже показатель удовлетворенности профессиональной деятельностью и показатель «направленность на себя».
После реализации программы коррекции низкого уровня жизнестойкости у испытуемых произошло повышение уровня жизнестойкости, что повлекло за собой повышения уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью. В контрольной группе качественных изменений уровня жизнестойкости и уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью не наблюдается.
Таким образом, результаты проведённого исследования свидетельствуют о наличии различий в показателях экспериментальной группы «до» и «после» участия в коррекционной программе. Проведённые расчеты математической статистики позволяют говорить об эффективности разработанной программы психологической коррекции низкого уровня жизнестойкости и значимости различий в показателях, характеризующих уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью экспериментальной группы. Повышение уровня жизнестойкости за счет специально организованной программы психологической коррекции способствует повышению уровня
профессиональной деятельности.
Таким образом, гипотезы нашего исследования о том, что респонденты с разным уровнем жизнестойкости отличаются уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью. Одним из факторов, влияющих на удовлетворенность профессиональной деятельностью, является
жизнестойкость. Если создать условия для повышения жизнестойкости, уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью станет выше, нашли свое подтверждение.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Александрова, Л.А. К осмыслению понятия «жизнестойкость личности» в контексте проблематики психологии способностей / Л.А. Александрова // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований; материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина. - М.: «Институт психологии РАН», 2005. - С. 16-22.
3. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. Экзистенциальная и гуманистическая психология. Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 82-90.
4. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М.: Наука, 1976. - С. 13.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - Аспект Пресс, 2009. - 376 с.
6. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблема геронтопсиходюгии / Л.И. Анцыферова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 415 с.
7. Бахтин, М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 323 с.
8. Бляхман, Л.С. Институциональные основы модернизации российской экономики / Л.С. Бляхман // ПСЭ. - 2012. - №1. - С. 23-25.
9. Богомаз, С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С.А. Богомаз, Д.Ю. Баланев // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 32. - С. 23-28.
10. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2 Процессы и ресурсы преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. - Т.27. - 2006. - №2. - С. 113-122.
11. Водопьянова, И.Е. Психодиагностика стресса / И.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
12. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. - 1006 с.
13. Герцберг, Ф. Мотивация к работе / Ф. Герцберг. - М.: Апрель пресс, 2000. - 103 с.
14. Грачев, М.В. Управление трудом: Теория и практика
капиталистического хозяйствования. Отв. Ред. Н.А. Климов / М.В. Грачев. - М.: Наука, 1990. -136 с.
15. Гусев, А.И. К проблеме измерения толерантности к неопределенности / А.И. Гусев // Практическая психология и социальная робота. - 2007. - № 1. - С. 21 - 28.
16. Джон Ролз Теория справедливости / Под ред. В.В. Целищева. - Издательство Новосибирского университета, 1995. - 532 с.
17. Замфир, К. Удовлетворённость трудом. Мнение социолога /
К. Замфир. - М.: Политиздат, 1983. - 143 с.
18. Зинченко, В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 2007. - №6. - С. 3-20.
19. Иванова, Е.М. «Культурный переход» как онтологическая проблема информационного общества / Е.М. Иванова // Известия ТПУ. - 2007. - №2. - С. 23-25.
20. Ильин, Е.П. Дифференциальная деятельности / Е.П. Ильин. - Спб.: Питер, 2008. - 323 с.
21. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
22. Ильин, И.В Влияние нематериальной мотивации на трудовое поведение персонала / И.В. Ильин // Вестник МГЛУ. - 2009. - № 542. - С. 23-24.
23. Карпов, А.В. Психология труда. Учебник для вузов / А.В. Карпов, Е.В. Конева, Е.В. Марков. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 352 с.
24. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов - М.: ИЛЛ; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 400 с.
25. Книжникова, С.В. Медиапродукция и риск девиантного поведения у детей и молодежи / С.В. Книжникова // Медиаобразование. - 2017. - №3.
26. Корнилова, Т.В. Шкалы Толерантности и Интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера / Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова // Экспериментальная психология. - 2014 - № 1.
27. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2016. - 251 с.
28. Кринчик, Е.П. Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности / Е.П Кринчик // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. - 1979. - № 3. - С. 14-23.
29. Крылова, А.А. Психологические проблемы самореализации личности / А.А. Крылова, А.А. Коростылева. - СПб.: Изд. СПб ун-та, 2017. - 264 с.
30. Леоненко, Н.О. Жизнестойкость личности студентов: этнопсихологический аспект: монография. Екатеринбург / Н.О. Леоненко. - 2013. - 135 с.
31. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. - НГУ: Новосибирск, 1998. -234 с.
32. Леонтьев, Д.А. Введение: личностный потенциал как объект изучения / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. -304 с.
33. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 86 с.
34. Леонтьев, А.Н. Анализ деятельности / А.Н. Леонтьев // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 1983. - №2. - С. 75-86.
35. Логинова, М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности / М.В. Логинова // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - №6.
36. Локк, Е.Н. Анализ современного состояния Службы управления качеством медицинских услуг в областном медицинском центре г. Караганды / Е.Н. Локк // Медицина и экология. - 2011. - №4 (61).
37. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 446 с.
38. Медведева, В.Е. Эмоциональная устойчивость как основа готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности / В.Е. Медведева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 3-2.
39. Мильман, В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом / В.Э. Мильман // Психологический журнал. - 2011. - № 5. - С. 62-72.
40. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 2010. - №2. - С. 118-127.
41. Наливайко, Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости / Т.В. Наливайко // Вестник интегративной психологии. - 2006 - №4. - С. 45 - 54.
42. Одинцева, Е.Ю. Связь толерантности к неопределенности жизнестойкостью и креативностью (на материале подросткового возраста) / Е.Ю. Одинцева // Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно- технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. - 56 с.
43. Петровский, А.В. К пониманию личности в психологии: учеб. для вузов / А.В. Петровский. - М.: 2001. - 479 с.
44. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников. - М.: 2001. - 230 с.
45. Рассказова, Е.И. Психологические ресурсы саморегуляции и реабилитации личности в экстремальных условиях / Рассказова Е.И. // Личность в экстремальных условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2005. - Ч. 1. - С. 100-102.
46. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер Ком, 2008. - 576 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2009. - 421 с.
48. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология на страницах университетского «Вестника» / А.Л. Свенцицкий // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2006. - №4.
49. Секач, М.Ф. Формирование самооценки руководителя / М.Ф. Секач, И.Э. Вегечук // Мир психологии. - 1999. - №2. - С. 67-74.
50. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 2008. - 608 с.
51. Фоминова, А.Н. Особенности проявления факторов жизнестойкости у учителей средних школ / А.Н. Фоминова // научно-практический журнал «Здоровьесберегающее образование». - 2011. - №1. - С. 70-77.
52. Хагур, Ф.Р. Категория «Удовлетворенность трудом» в
социологическом измерении / Ф.Р. Хагур // Теория и практика общественного развития. -2011. - №8.
53. Харламенкова, Н.Е. Психология личности / Н.Е. Харламенкова. Режим доступа: http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html
54. Черноусова, У.Н. Проблема удовлетворенности трудом сотрудников УВД / У.Н. Черноусова // Международная научно - практическая Интернет - конференция Актуальные проблемы современной психологии: сборник научных статей / Кемеровский государственный университет. - Кемерово: Редактор и К, 2010. - С. 101-106.
55. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления / Л.Б. Шнейдер: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 2001. - 46 с.
56. Штольберг, Р. Социология труда / Р. Штольберг. - М., 1982. - 190 с.
57. Шульц, Д. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц - СПб.:Питер, 2013. - 457 с.
58. Эшби, У.Р. Принципы самоорганизации / У.Р. Эшби // Принципы самоорганизации: Сб. докладов / Под ред. А.Я. Лернера. - М.: Мир, 2016. - С. 314 - 343.
59. Юдин, Б.Г. Методологические проблемы исследования самоорганизующихся систем / Б.Г. Юдин // Проблемы методологии системного исследования. - М.: Мысль, 2000. - С. 359 - 392.
60. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснения, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: «Добросвет», 2011. - 596 с.
61. Maddi, Salvatore R., andKhoshaba, Deborah M. (1994). Hardiness and Mental Health. Journal of Personality Assessment, 1994 Oct, v63 (n2) :265-274.