Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными учениками 5-х классов при изучении русского языка

Работа №72495

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2020
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
301
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы подростковой одарённости в психолого- педагогической литературе 9
1.1. Сущность понятия одарённость 9
1.2 Типы и виды одарённости 17
1.3 Педагогические особенности развития одарённых подростков
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Основные направления работы с одарёнными учениками в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку 31
2.1 Условия успешной работы с одарёнными учащимися 31
2.2 Обучение одарённых учеников в обычном классе 38
2.3 Основные виды организации внеурочной деятельности для одарённых
учащихся по русскому языку 45
Выводы по второй главе 53
Глава 3. Организация внеурочной деятельности в 5 классе по русскому языку для одарённых учеников 54
3.1. Система развития одарённости во внеурочной деятельности по русскому языку на примере организации работы в БОУ ОО «Созвездие Орла»
3.2. Методы выявления одарённости у учащихся 5-х классов 64
3.3. Методическая разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе для одарённых учеников 87
Выводы по третьей главе 101
Заключение 102
Список использованной литературы


Одними из приоритетных задач государственной образовательной политики в современной России выступают выявление, развитие и поддержка одарённых детей, поскольку они - это потенциал страны, позволяющий ей динамично развиваться и своевременно решать поставленные задачи. В связи с этим в настоящее время уделяется особое внимание разработке и применению различных программ, направленных на развитие способностей детей, создание в дошкольных, школьных, средних профессиональных учреждениях и вузах условий для развития одарённости. Выполнение указанных требований - задача образования как социального института, что отражается в реализации на федеральном уровне подпрограммы «Одарённые дети» федеральной целевой программы «Дети России», цель которой - обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одарённых детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. На сегодняшний день в современной науке нет однозначного понимания того, что считать одарённостью (Г. В. Бурменская, А. А. Лосева, В. М. Слуцкий). Многозначность данного термина указывает на многоаспектность феномена одарённости и требует целостного и комплексного подхода к её изучению.
В последнее время термин «одарённость» получил вновь общественное признание, также как и социальная значимость проблемы обучения одарённых детей, что является важным шагом к её решению. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой и интеллектуальной личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного мышления и поведения. Среди направлений совершенствования работы школы по самореализации субъектов педагогического процесса в познавательной деятельности, на наш взгляд, продуктивной является внеурочная познавательная деятельность, позволяющая сформировать у учащихся не только деловые качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности, но и развить способности, привнести в свою деятельность оригинальное, работать в режиме поиска. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности, в том числе, по учебным предметам для наиболее полного развития познавательных возможностей одарённых детей. Наибольшая возможность для перерастания потенциальной одарённости в развившуюся заложена в предмете «Русский язык». Одарённость в отношении русского языка - дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё. Отсутствие целенаправленного исследования о возможностях обучения школьников, имеющих одарённость к изучению русского языка, в условиях внеурочной деятельности обусловливает актуальность данной работы.
Решая вопрос об организационных формах работы с одарёнными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и трудность создания особых условий для их развития, особенно при переходе обучаемых в пятый класс, мы видим выход в смешанном обучении «обычных» и одарённых детей в одном классе. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определённого времени одарённости других учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одарённых учащихся для выполнения ими различного рода внеурочной деятельности, творческих заданий.
Анализ состояния педагогической теории и образовательной практики в контексте организации внеурочной деятельности с одарёнными учениками пятого класса в изучении русского языка позволил выявить, существенные противоречия между:
- социальным заказом общества на подготовку одарённых, творчески и оригинально мыслящих людей и развитием одарённости у детей;
- широким описанием методов обучения и развития одарённых детей и недостаточной разработанностью сущностных характеристик;
- профессионально-личностной готовности педагогов к работе с одарёнными детьми, т.к. в одном классе обучаются дети с разным социальным и интеллектуальным уровнем. Условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми, традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми.
Выявленные противоречия, как нами было установлено, являются источником постановки проблемы, которая состоит в осмыслении с позиций целостного подхода к изучению и развитию одарённости и основ процессуально-технологического обеспечения её осуществления в образовательном пространстве школы. Таким образом, поставленная проблема обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными учениками 5-х классов в изучении русского языка».
Объект исследования - система работы с одарёнными учащимися по русскому языку во внеурочное время.
Предмет исследования - внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными учениками 5-х классов в изучении русского языка.
Цель исследования - выработать основные направления работы с одарёнными пятиклассниками по русскому языку во внеурочное время.
Гипотеза исследования: предполагается, что при условии системной работы с одарёнными пятиклассниками во внеурочной деятельности процесс изучения русского языка будет осуществляться более эффективно, повысится интеллектуальный уровень учащихся и их творческая самореализация, реализуется принцип преемственности в работе начальной и средней школы.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить лингвистическую, психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить сущность и особенности внеурочной познавательной деятельности по русскому языку как компонента системы развития одарённости пятиклассников.
3. Провести диагностику выявления одаренности у обучающихся 5 класса.
4. Разработать программу внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе для одарённых учеников.
5. Обосновать педагогические условия, обеспечивающие становление внеурочной познавательной деятельности одарённых пятиклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные положения и идеи учёных-лингвистов, педагогов-исследователей, психологов, методистов, авторов специальных работ по проблеме обучения одарённых детей и организации внеурочной деятельности по русскому языку.
Этапы исследования:
1 этап - изучение литературы по проблеме, определение основных направлений работы, теоретическое обоснование темы исследования, проведение, определение рабочей гипотезы, цели и задач исследования.
2 этап - организация и проведение диагностики по выявлению одарённости у пятиклассников.
3 этап - разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе для одарённых учеников.
Для реализации целей и задач исследования в работе использованы методы:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование, аналогия и обобщение;
- эмпирические: ретроспективный анализ собственной деятельности по руководству процессом организации внеурочной познавательной деятельности в БОУ ОО «Созвездие Орла», изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, наблюдение, изучение документации, беседы с учениками, родителями и учителями.
Эмпирическую базу исследования составили опытно-экспериментальная работа и инновационная деятельность автора как педагога-исследователя в БОУ ОО «Созвездие Орла». Всего в эксперименте приняли участие 15 учащихся 5 -го класса.
Научная новизна исследования состоит в том, что обоснована теоретически и доказана возможность использования внеурочной деятельности как формы организации работы с одарёнными учениками 5-х классов БОУ ОО «Созвездие Орла» в изучении русского языка.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что разработанные теоретические основы организации внеурочной деятельности с одарёнными учениками 5-х классов БОУ ОО «Созвездие Орла» в изучении русского языка могут служить определённым вкладом в дальнейшее развитие целостного подхода к изучению и развитию одарённости.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения авторской программы организации внеурочной деятельности учителями-предметниками, руководителями образовательных учреждений для организации внеурочной познавательной деятельности одарённых учащихся, организаторами внеклассной работы, педагогами дополнительного образования; использованы при подготовке студентов педагогических высших и средних учебных заведений.
Положения, выносимые на защиту:
1. Внеурочная познавательная деятельность понимается нами как деятельность по самоорганизации и самореализации школьников, достигаемая особыми усилиями педагогов, которые направлены на получение учащимися знаний об окружающем мире и формирование собственного активного отношения к нему, совершаемая вне урока.
2. Внеурочная познавательная деятельность является одним из основополагающих факторов развития одарённости пятиклассников в изучении русского языка.
3. Развитию факторов одарённости способствует обучение русскому языку средствами субъективизации. Оно строится 1) по принципу опережающего отражения в сознании ученика предстоящей деятельности; 2) по принципу комплексного воздействия на интеллект школьника.
4. Становление внеурочной познавательной деятельности определяется комплексом педагогических условий: доминирование в системе познавательных целей и задач; формирование субъектной позиции одарённых учащихся во внеурочной познавательной деятельности; интеграция урочной и внеурочной познавательной деятельности в изучении русского языка.
Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования обнародовались на заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе ФГОБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» по вопросу допуска выпускной квалификационной работы к защите, в выступлениях на научно-практических конференциях студентов «Неделя науки».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема исследования выпускной квалификационной работы была выбрана не случайно. Проблема выявления, развития и поддержки одарённости у детей актуальна в системе современного образования.
Цели нашей работы достигнуты. Нам удалось изучить явление одарённости и рассмотреть особенности работы с талантливыми детьми. Проведена диагностика уровня творческого развития детей и выявлено 33,33% одарённых детей. В практической части специально для одарённых учеников 5 класса разработана программа внеурочной деятельности по русскому языку.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена теоретическим разработкам, касающимся проблем подростковой одарённости. Была поставлена цель: раскрыть сущность понятия одарённости. Достижение цели осуществлялось на основе подробного изучения истоков одарённости с древнейших времен и до настоящего времени. Изучены различные трактовки «одарённости» как феномена в различных источниках, выделены типы и виды одарённости.
Способности одарённого подростка развиваются по -разному. К сожалению, в реальной системе образования уделяется большее внимание актуальной одарённости. Анализ научной литературы по вопросу психолого -педагогических особенностей развития одарённого подростка позволил выявить, что процент одарённых детей с годами снижается. Стандартное обучение и отсутствие индивидуального подхода приводит к тому, что одарённость так и остаётся задатком. Всё это ведёт к нереализованной одарённости.
В подростковом возрасте намного труднее выявить одарённого ребёнка среди сверстников. Выявление одарённых подростков должно проводиться в рамках индивидуализированной программы идентификации одарённости ребёнка, с учётом всех психологических и педагогических особенностей, учитывая все позитивные и негативные стороны одарённого ребёнка.
Во второй главе выпускной квалификационной работы были выявлены основные направления работы с одарёнными обучаемыми в урочной и во внеурочной деятельности. Мы рассмотрели необходимые условия для успешной работы с одарёнными обучающимися; основные технологии обучения одарённых учащихся; требования к учителю, работающему с одарёнными школьниками; компоненты профессиональной подготовки учителей; личностные качества педагога, которыми он должен обладать.
Немаловажную роль в успешности образовательного процесса играет профессиональная квалификация учителя, которая состоит из двух компонентов: базовый и специфический. Проанализирован ряд проблем, которые способны помешать успешной работе с одарёнными детьми, а также выделены способы решения этих проблем. Особое внимание обратили на формы работы с одарёнными школьниками с целью развития их способностей.
В третьей главе выпускной квалификационной работы рассмотрена организация внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе для одарённых учеников.
В первом параграфе третьей главы проанализированы цели, задачи, принципы внеклассной работы на основе анализа собственной педагогической деятельности в БОУ ОО «Созвездие Орла».
Во втором параграфе проанализирована диагностика уровня развития творческих способностей учащихся 5 класса, целью который было выявление одарённых детей. Выбранная диагностика содержит 6 блоков, каждый из которых направлен на анализ творческих способностей учащихся. Было выявлено 33 % одарённых детей от общего количества учеников.
В третьем параграфе представлена разработанная авторская программа внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе для одарённых учащихся, в которой поставлены цели и задачи обучения одарённых школьников, отвечающие требованиям ФГОС, а так же выполняющие общеязыковые требования; выделены универсальные учебные действия, установлены планируемые результаты изучения годового курса, определено содержание внеурочной деятельности для учеников 5 класса с указанием форм её организации и видов деятельности, а также разработано календарно-тематическое планирование с примечаниями на весь учебный год.
Таким образом, исследовательская работа по организации внеурочной деятельности с одарёнными учениками 5-х классов в изучении русского языка показала свою эффективность. Поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута. Выпускная квалификационная работа имеет практическую направленность.
Перспективы исследования. В перспективе было бы интересно рассмотреть организацию работы с одарёнными учениками в профильных классах.



1. Александрович, Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе / Н. Ф. Александрович. - Минск: Нар. асвета, 1965. - 136 с.
2. Архипова, Е. В. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 (050301) - Русский язык и литература / Е. В. Архипова и р.; под ред. Р. Б. Сабаткоева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2007. - 335 с.
3. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др. / Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 365 с.
4. Баринова, Е. А. Методика русского языка: Учеб. пособие для факультетов рус. яз. и литературы педагогических институтов / Е. А. Баринова, Л. Ф. Боженкова, В. И. Лебедев / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. А. Бариновой. - Москва: Просвещение, 1974. - 368 с.
5. Бине А., Сомон Т. Развитие интеллекта у детей / Пер. С. И. Зандер, В. М. Саблин. - М., 1911. - 162 с.
6. Богоявленская Д. Б. Основные современные концепции творчества и одарённости. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 348 с.
7. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одарённости / Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др. - 2-е изд. - М.: ИЧП Магистр, 2003. - 90 с.
8. Бозаджиев, В. Ю., Кукушин, В. С. Одарённые дети: Теория и практика обучения и развития / Под ред. В. С. Кукушина. - Ростов н/Д, 2014. - 182 с.
9. Большая советская энциклопедия. В 30 т. / Под ред. С. И. Вавилова, К. Е. Ворошилова, А. Я. Вышинского, П. И. Лебедева-Полянского, А. Лозовского, Ф. Н. Петрова, Ф. А. Ротштейна, О. Ю. Шмидта. // Государственный научный институт «Советская энциклопедия». - М.: ОГИЗ СССР, 1947. - 15750 с.
10. Галич, Т. Н., Самоходова Л. А. Интерактивные методы обучения как средство манифестации креативности учащихся в условиях массовой школы:
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n7interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo- manifestatsii-kreativnosti-uchaschihsya-v-usloviyah-massovoy-shkoly/viewer. Дата доступа: 15.01.2020.
11. Гальтон, Ф. Наследственность таланта, её законы и последствия / Перевод с англ. - С. Петербург: ред. журн. «Знание», 1875. - 299 с.
12. Гераклит Эфесский. Всё наследие / Подг. С. Н. Муравьев. - М.: «Ад Маргинем Пресс», 2012. - 416 с.
13. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4 т. / В. И. Даль. - М.: АСТ, 2004. - 928 с.
14. Дидро, Д. Парадокс об актёре / Под ред. и примеч. Н. Эфроса; предисловие А. В. Луначарского. - Ярославль: [б. и.], 1923. - 86 с.
15. Карне, М., Тэкэкс, К. Одарённые дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. / Предисл. В. М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 380 с.
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 99 с.
17. Кулемзина А.В. Отношения: одарённый ребёнок - образовательная система. // Образовательный портал Ханты-Мансийского автономного округа: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.eduhmao.ru/.Дата доступа: 14.12.2019.
18. Локк, Дж. Сочинения в трёх томах. / Под ред. И. С. Нарского. - М.: Мысль, 1985. - 623 с.
19. Матюшкин, А. М. Одарённые и талантливые дети / А. М. Матюшкин, Д. Сиск // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С. 88-97.
20. Матюшкин, А. М. Загадки одарённости: Пробл. практ. диагностики / А. М. Матюшин. - М.: Школа-пресс, 1993. - 127 с.
21. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования
детей в общеобразовательных учреждениях. Приложение Минобразования РФ от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16 [Электронный ресурс]. 2002.
- Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-razvitiyu-
dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-shkole-minobrazovanie-rossii-ot-3171473.html/. Дата доступа: 15.03.2020.
22. Никитин, Б. П., Никитина, Л. А. Способный ребёнок - не дар природы. Гипотеза возникновения и развития творческих способностей. - Москва: «Лист», 1997. - 157 с.
23. Николаева, А. Д. Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя. // Сборник материалов научной конференции. Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, 6-7 ноября 2013 г. / Под ред. А. Д. Николаевой, О. П. Осиповой, И. С. Алексеевой.
- Киров: МЦНИП, 2013. - 638 с.
24. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва: ИКАР, 2010. - 446 с.
25. Панов, Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей / Б. Т. Панов. - М.: Просвещение, 1980. - 208 с.
26. Педагогический словарь. В 2 т. / Под редакцией И. А. Каирова. - Москва: Изд-во Акад. педагогических наук РСФСР, 1960. - 744 с.
27. Педагогический словарь. Т. 2. / Под ред. Г. М. Воловникова, Л. И. Генсиоровской. - М.: Академия пед. наук, 1960. - 350 с.
28. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим -Бад. - 3-е изд., стер. - Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.
29. Профессиональный стандарт «Педагог»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://godzagodom.com/standart-pedagoga-s-2017-goda-soderzhanie. Дата доступа: 20.12.2019.
30. Психологический словарь /Под общей науч. ред. П. С. Гуревича. - М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. - 340 с.
31. Рензулли, Дж. С., Рис, М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одарённости детей / Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д. Б. Богоявленской.
- М.: Молодая гвардия, 1997. - 372 с.
32. Савенков, А. И. Психология детской одарённости: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Савенков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 334 с.
33. Савенков, А. И. Одарённые дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Савенков. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
34. Слуцкий, В. М. Одарённые дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. Предисл. В. М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 380 с.
35. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: практикум по психодиагностике. - М.: Изд. «Речь», 2000.-63 с.
36. Текучёв, А. В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для педагогических. институтов. / А. В. Текучёв. - 3-е изд., переработка. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.
37. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. - 360 с.
38. Террасье, Ж. Ш. Одарённые дети и проблемы раннего развития / Ж. Ш. Террасье. М.: Прогресс, 1995. - 400 с.
39. Торренс, Э. П. Теоретические основы психологической диагностики креативности / Э. П. Торренс - М., 1998. - 120 с.
40. Ушаков, Д. В. Психология одарённости. От теории к практике / Д. В. Ушаков. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
41. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Под ред.
Д. Н. Ушакова. - М.: Государственный научный институт «Советская
энциклопедия»; ОГИЗ; Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1935-1940. - 88405 с.
42. Ушаков, Н. Н. Внеурочная работа по русскому языку: Пособие для учителя / Н. Н. Ушаков, Г. И. Суворова. - 2-е изд., переработ. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru. - Дата доступа: 15.03.2020.
44. Хуторской, А. В. Методическое пособие / А. В. Хуторской. - Москва: Эйдос, 2012. - 41 с.
45. Штерн, В. Дифференциальная психология и её методические основы / Пер. с нем. - М.: Наука, 1998. - 335 с.
46. Штерн, В. Умственная одарённость: психологические методы
испытания умственной одарённости в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн; авторизованный перевод. с нем.; под ред. В. А. Лукова. - СПб.: Союз, 1997. - 128 с.
47. Шулакова, Т. В. Организация исследовательской деятельности в школе. Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: Ridero, 2018. - 20 с.
48. Юнг, К. Г. Феномен одарённости. Психология индивидуальных различий: учеб. пособие для студентов вузов / К. Г. Юнг / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.
49. Эпикур. Главные мысли / Пер. М. Л. Гаспарова. - М., 1983. - 324 с.
50. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Флинто, 2006. - 356 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ