Особенности профессионального мастерства тележурналиста КНР (На примере Чай Цзин)
|
Введение
Глава 1. Телевидение КНР: этапы развития и жанрово-стилистические
особенности
1.1. Китайское телевидение в ретроспективе
1.2. Современное телевидение и особенности работы тележурналиста в КНР
Глава 2. Чай Цзин : особенности творчества и профессиональная
ответственность
2.1. Чай Цзин как телеведущая и интервьюер
2.2 Чай Цзян как кинодокументалист: анализ фильма «Под серым небом»
2.3. Особенности авторского почерка Чай Цзин
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава 1. Телевидение КНР: этапы развития и жанрово-стилистические
особенности
1.1. Китайское телевидение в ретроспективе
1.2. Современное телевидение и особенности работы тележурналиста в КНР
Глава 2. Чай Цзин : особенности творчества и профессиональная
ответственность
2.1. Чай Цзин как телеведущая и интервьюер
2.2 Чай Цзян как кинодокументалист: анализ фильма «Под серым небом»
2.3. Особенности авторского почерка Чай Цзин
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность. В 2018 году китайское телевидение будет отмечать свой 60-летний юбилей. В этот, казалось бы, небольшой период времени, телевещание Китая совершило стремительный скачок, став одним из лучших в техническом плане в мире. Так, например, в списке 500 крупнейших в мире холдингов 2008 года Центральное китайское телевидение занимало почетное 65-е место.
В данном диссертационном исследовании предпринимается попытка анализа сложившейся ситуация на китайском телевизионном рынке с фокусом внимания на особенностях работы современных тележурналистов КНР.
Рассуждая об особенностях телевещания в КНР, следует отметить, что в настоящее время «телесистема» Китая состоит из более 3000 телеканалов и более 280 телестанции. Кроме того, динамичное развитие китайского телерынка демонстрируют и следующие показатели: к концу 2016 года количество телепередач составило 1283, что в 32 раза больше, чем в 1990 году; Китай занимает первое место в мире по числу пользователей кабельного телевидения - число абонентов этого сегмента в 2016 году достигло 153 млн. человек2. Количество часов государственных телепрограмм в 2016 году достигло 12 723 300, а охват населения национальным телевидением приближается к стопроцентной отметке3.
Все это позволяет с уверенностью предположить, что изучение основных тенденций и специфических особенностей современного китайского телевещания является более чем актуальным как в научном пространстве, так и в сообществе профессиональных журналистов.
Кроме того, большой интерес также вызывает рассмотрение процесса работы китайских телевизионных репортеров, ведущих, корреспондентов, редакторов, режиссеров - в общем всех тех, кто непосредственно отвечает за «телевизионную картинку» нынешнего Китая.
Тем самым, актуальность исследования также обусловлена тем, что автор диссертации анализирует профессию тележурналиста, сравнивая традиции китайского телевещания и мировые тенденции в этой области.
Новизна работы заключается в том, что, пожалуй, впервые в научной среде предпринимается попытка детального анализа профессиональной деятельности китайских тележурналистов. И особое внимание сосредоточено на исследовании творчества популярнейшей китайской тележурналистки Чай Цзин.
Объектом данного исследования является современная китайская тележурналистика.
В качестве предмета была выбрана специфика профессиональной деятельности китайских тележурналистов на примере известного репортера и документалиста Чай Цзин.
Цель диссертации - выявление особенностей китайской тележурналистики через творческий и профессиональный опыт Чай Цзин.
Исходя из цели, автор ставит перед собой решение следующих конкретных научно-практических задач:
1. Дать характеристику современного состояния телевещания КНР;
2. Рассмотреть особенности журналистской деятельности Чай Цзинь провести сравнительный анализ этапов ее профессиональной карьеры;
4. Определить принципы работы китайских тележурналистов в современных условиях;
5. Изучить особенности функционирования китайских телеканалов.
Степень научной разработанности. В процессе работы над диссертацией автор обращался к источникам по различным направлениям и аспектам как телевизионной журналистики, так и медиаиндустрии в целом.
Так, анализируя современную тележурналистику Китая, мы обращались к базовым монографиям российских и китайских ученых С. А. Михайлова, С.Б. Никонова, Г.И. Сергеева, О.Г. Панкиной, Т.М. Соловьева, Ли Хун, Ли Янг, Ли Дннсинь, Чжан Хэфэн, У Ли, Чиу Джуэй, Вань Чжуньминь, Го Ю, Го Линь, Ли Хун, Чжао Юнхуа, Чжан Шиян и других.
В методологической основе диссертации лежат качественные и количественные общенаучные методы: контент-анализ, наблюдение и описательный метод.
Эмпирической базой исследования послужили репортажи, фильмы и другие авторские материалы Чай Цзин.
Хронологические рамки исследования охватывают период журналистской и продюсерской деятельности Чай Цзин (2000-2017 гг.).
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
В первой главе рассматриваются современная тележурналистика КНР: становление и современное состояние.
В второй главе внимание автора, в основном, сосредоточено на анализе профессиональной карьеры известной журналистки и кинодокументалиста Чай Цзин.
В данном диссертационном исследовании предпринимается попытка анализа сложившейся ситуация на китайском телевизионном рынке с фокусом внимания на особенностях работы современных тележурналистов КНР.
Рассуждая об особенностях телевещания в КНР, следует отметить, что в настоящее время «телесистема» Китая состоит из более 3000 телеканалов и более 280 телестанции. Кроме того, динамичное развитие китайского телерынка демонстрируют и следующие показатели: к концу 2016 года количество телепередач составило 1283, что в 32 раза больше, чем в 1990 году; Китай занимает первое место в мире по числу пользователей кабельного телевидения - число абонентов этого сегмента в 2016 году достигло 153 млн. человек2. Количество часов государственных телепрограмм в 2016 году достигло 12 723 300, а охват населения национальным телевидением приближается к стопроцентной отметке3.
Все это позволяет с уверенностью предположить, что изучение основных тенденций и специфических особенностей современного китайского телевещания является более чем актуальным как в научном пространстве, так и в сообществе профессиональных журналистов.
Кроме того, большой интерес также вызывает рассмотрение процесса работы китайских телевизионных репортеров, ведущих, корреспондентов, редакторов, режиссеров - в общем всех тех, кто непосредственно отвечает за «телевизионную картинку» нынешнего Китая.
Тем самым, актуальность исследования также обусловлена тем, что автор диссертации анализирует профессию тележурналиста, сравнивая традиции китайского телевещания и мировые тенденции в этой области.
Новизна работы заключается в том, что, пожалуй, впервые в научной среде предпринимается попытка детального анализа профессиональной деятельности китайских тележурналистов. И особое внимание сосредоточено на исследовании творчества популярнейшей китайской тележурналистки Чай Цзин.
Объектом данного исследования является современная китайская тележурналистика.
В качестве предмета была выбрана специфика профессиональной деятельности китайских тележурналистов на примере известного репортера и документалиста Чай Цзин.
Цель диссертации - выявление особенностей китайской тележурналистики через творческий и профессиональный опыт Чай Цзин.
Исходя из цели, автор ставит перед собой решение следующих конкретных научно-практических задач:
1. Дать характеристику современного состояния телевещания КНР;
2. Рассмотреть особенности журналистской деятельности Чай Цзинь провести сравнительный анализ этапов ее профессиональной карьеры;
4. Определить принципы работы китайских тележурналистов в современных условиях;
5. Изучить особенности функционирования китайских телеканалов.
Степень научной разработанности. В процессе работы над диссертацией автор обращался к источникам по различным направлениям и аспектам как телевизионной журналистики, так и медиаиндустрии в целом.
Так, анализируя современную тележурналистику Китая, мы обращались к базовым монографиям российских и китайских ученых С. А. Михайлова, С.Б. Никонова, Г.И. Сергеева, О.Г. Панкиной, Т.М. Соловьева, Ли Хун, Ли Янг, Ли Дннсинь, Чжан Хэфэн, У Ли, Чиу Джуэй, Вань Чжуньминь, Го Ю, Го Линь, Ли Хун, Чжао Юнхуа, Чжан Шиян и других.
В методологической основе диссертации лежат качественные и количественные общенаучные методы: контент-анализ, наблюдение и описательный метод.
Эмпирической базой исследования послужили репортажи, фильмы и другие авторские материалы Чай Цзин.
Хронологические рамки исследования охватывают период журналистской и продюсерской деятельности Чай Цзин (2000-2017 гг.).
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
В первой главе рассматриваются современная тележурналистика КНР: становление и современное состояние.
В второй главе внимание автора, в основном, сосредоточено на анализе профессиональной карьеры известной журналистки и кинодокументалиста Чай Цзин.
В данной работе мы предприняли попытку выявить особенности китайской тележурналистами через творческий и профессиональный опыт популярнейшего в Китае и за пределами «поднебесной» репортера, кинодокументалиста и сильной женщины Чай Цзин.
Для достижения этой цели мы сначала дали характеристику современного состояния телевещания КНР, изучили специфику функционирования китайских телеканалов и определили основные принципы и особенности работы китайских тележурналистов в современных условиях. Большую часть исследования мы посвятили рассказу и разбору профессионально-творческого пути Чай Цзин, что предопределило следующие выводы.
Специфика китайского телевидения - в сочетании несовместимых вещей: большого и малого, Конфуция и Мао, телеграфного стиля ТАСС и современного формата CNN, программ для взрослых и передач для детей на одном канале, государственных субсидий и рекламных доходов. Наверное, только в Китае обычным делом считается долгое декламирование стихов в прямом эфире. Китайская тележурналистика даже в условиях тотально коммерциализации видео контента умудряется пропагандировать традиционные культурные ценности и в то же время внедрять в общественное сознание дух модернизации.
В последние годы подчеркивается индивидуальность тележурналистов, для современного телевидения характерно использование различных способов телевизионного общения, жанровое разнообразие телепрограмм, возможность творческого воплощения невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их осуществления. Современные китайские тележурналисты наибольшее внимание обращают на творческую самореализацию и стараются показать себя с лучшей стороны.
Кроме того, современные китайские тележурналисты пробуют изменить повествовательные формы, и каждый стремится выработать собственную, уникальную манеру подачи материала, используя при этом различные методы: эмоциональный фон, интонационную окраску, речевые особенности. Тем самым, тележурналист как бы приближает зрителей к себе.
В этой связи уникальность фигуры тележурналистки Чай Цзин не вызывает сомнений. Она начинала свою карьеру, как репортер и телеведущий, а затем прославилась в качестве режиссера и автора резонансных документальных проектов.
Будучи блестящим интервьюером, Чай Цзин обладает рядом особенностей, которые позволяют ей добиваться успеха.
Во-первых, необычная манера в подаче вопросов. Методы, которые использует Чай Цзин, всегда разные: они меняются в зависимости от ситуации и собеседника. Журналистка использует прямые вопросы, когда хочет конкретики. Или цепь вопросов, чтобы вывести собеседника на откровенный разговор. Кроме того, отличительной особенностью Чай Цзян является сочувствие, сострадание к людям вне зависимости от их человеческих качеств. Общаясь с замкнутым ребенком, который пытался совершить самоубийство, Чай Цзян разговаривает как мать. В разговоре с женщиной, которая издевалась над детьми, журналистка пытается понять мотивы такого поступка. В ходе всех своих интервью Чай Цзин всегда очень осторожна, стремится не навредить, не спугнуть каким-ни будь неосторожным вопросом. Однако, в её «мягких» словах всегда чувствуется твёрдость.
Во-вторых, яркой особенностью репортажей Чай Цзин является проявление двух различных типов характера: иногда она мягкая, иногда она твёрдая. Объективность журналистики требует справедливого раскрытия темы. Чай Цзин всегда даёт каждому человеку право высказать своё мнение и всегда ставит под сомнение каждое имеющееся доказательство.
Другая особенность заключается в том, что у её репортажей сильный гуманный дух. Чай Цзин уважает собеседников и их желания и в то же время хранит их личные секреты. В процессе интервью она обращает внимание на эмоциональный обмен с собеседником. На эмоциональном уровне она передаёт своё понимание и заботу к собеседникам. Гармоничное сочетание твердости и податливости - вот самая яркая особенность материалов Чай
Цзин.
В-третьих, темы материалов Чай Цзин обычно не очень популярны и редко освещаются в КНР, например, интервью о семейном насилии, интервью с носителями СПИДа, интервью с пострадавшими во время землетрясения. Данная особенность иллюстрирует мнение Чай Цзин о том, что в журналистике больше внимания нужно уделять людям (собеседникам), а не событиям. Ведь намерение стать журналистом изначально подразумевает желание общаться с другими людьми.
Голос Чай Цзин характеризуется средне-нижним, глубоким и приятным тоном. До телевидения Чай Цзин работала на радио, она умеет использовать свой голос. Можно сказать, что её голос помогает ей лучше выполнить поставленную задачу. Кроме того, Чай Цзин часто с особым выражением дает зрителями такой комментарий, который помогает глубже прочувствовать тему репортажа.
В работе также был проведен анализ этапов ее профессиональной карьеры продолжительностью 15 лет: начиная с программы «Расследование» и заканчивая фильмом «Под серым небом». Чай Цзин многое изменила в искусстве репортажа, но в то же время она всегда отстаивала сваю позицию. Она не проводила консультацию, а скорее задавала вопрос, постановка которого изменилась с «Почему ты так думаешь...», «Разве ты не понимаешь...» на «Как вы думаете...», «Может быть, нам нужно так...». Эти предложения кажутся простыми, но на самом деле, они многое изменили. В своих репортажах она находит взаимопонимание с собеседником, а не находится в резком противоречии с ним. В ее репортажах раннего периода иногда чувствуется «запах пороха» при общении с собеседником. Сейчас она, напротив, пробует понимать собеседника и старается донести лучшее понимание проблемы до зрителей. Кроме того, она все еще отстаивает свою позицию. Её первоначальное намерение не претерпело изменений за все время ее карьеры, она продолжала общаться с множеством людей, с заботой и уважением относилась к собеседникам во время интервью.
Анализ деятельности Чай Цзин позволяет выделить основные принципы работы китайских тележурналистов в современных условиях:
1. Истинность новостей. Принцип истинности новостей требует от журналиста сообщать новости по факту. На каждом этапе распространения сообщения, начиная с собрания материалов, заканчивая его распространением по телевидению, нужно соблюдать данный принцип. Нужно постоянно искать правду, не смотря ни на что.
2. Принцип равенства перед кадром. Данный принцип заключается главным образом в истине, понимании и заботе, выражающимся в процессе интервью. В ходе освещения какого-либо события в кадре должны в равной степени присутствовать различные социальные группы и общественные классы.
3. Принцип человеческой заботы. Китайские журналисты убеждены в ценности и равноправии всех членов общества, поэтому необходимо заботится о духовной жизни людей, уважать их личность и особенности мышления.
Всем известно, что работой телевидения в КНР руководят две структуры: Народное правительство различных ступеней и Министерство телевизионного радиовещания. Содержание передач можно назвать «цензурным», иными словами, в китайских телепередачах есть табу и ограничения, что может являться препятствием для исполнения развлекательной функции телевидения. Телепрограммы обладают «чистым», отфильтрованным содержанием. По этой причине функции телевидения не могут быть реализованы в полном объеме. Однако следует признать, что и в таких условиях появляются и радуют аудиторию такие тележурналисты, как Чай Цзин. Таким образом, сохраняется вера в светлое будущее китайской журналистики.
Для достижения этой цели мы сначала дали характеристику современного состояния телевещания КНР, изучили специфику функционирования китайских телеканалов и определили основные принципы и особенности работы китайских тележурналистов в современных условиях. Большую часть исследования мы посвятили рассказу и разбору профессионально-творческого пути Чай Цзин, что предопределило следующие выводы.
Специфика китайского телевидения - в сочетании несовместимых вещей: большого и малого, Конфуция и Мао, телеграфного стиля ТАСС и современного формата CNN, программ для взрослых и передач для детей на одном канале, государственных субсидий и рекламных доходов. Наверное, только в Китае обычным делом считается долгое декламирование стихов в прямом эфире. Китайская тележурналистика даже в условиях тотально коммерциализации видео контента умудряется пропагандировать традиционные культурные ценности и в то же время внедрять в общественное сознание дух модернизации.
В последние годы подчеркивается индивидуальность тележурналистов, для современного телевидения характерно использование различных способов телевизионного общения, жанровое разнообразие телепрограмм, возможность творческого воплощения невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их осуществления. Современные китайские тележурналисты наибольшее внимание обращают на творческую самореализацию и стараются показать себя с лучшей стороны.
Кроме того, современные китайские тележурналисты пробуют изменить повествовательные формы, и каждый стремится выработать собственную, уникальную манеру подачи материала, используя при этом различные методы: эмоциональный фон, интонационную окраску, речевые особенности. Тем самым, тележурналист как бы приближает зрителей к себе.
В этой связи уникальность фигуры тележурналистки Чай Цзин не вызывает сомнений. Она начинала свою карьеру, как репортер и телеведущий, а затем прославилась в качестве режиссера и автора резонансных документальных проектов.
Будучи блестящим интервьюером, Чай Цзин обладает рядом особенностей, которые позволяют ей добиваться успеха.
Во-первых, необычная манера в подаче вопросов. Методы, которые использует Чай Цзин, всегда разные: они меняются в зависимости от ситуации и собеседника. Журналистка использует прямые вопросы, когда хочет конкретики. Или цепь вопросов, чтобы вывести собеседника на откровенный разговор. Кроме того, отличительной особенностью Чай Цзян является сочувствие, сострадание к людям вне зависимости от их человеческих качеств. Общаясь с замкнутым ребенком, который пытался совершить самоубийство, Чай Цзян разговаривает как мать. В разговоре с женщиной, которая издевалась над детьми, журналистка пытается понять мотивы такого поступка. В ходе всех своих интервью Чай Цзин всегда очень осторожна, стремится не навредить, не спугнуть каким-ни будь неосторожным вопросом. Однако, в её «мягких» словах всегда чувствуется твёрдость.
Во-вторых, яркой особенностью репортажей Чай Цзин является проявление двух различных типов характера: иногда она мягкая, иногда она твёрдая. Объективность журналистики требует справедливого раскрытия темы. Чай Цзин всегда даёт каждому человеку право высказать своё мнение и всегда ставит под сомнение каждое имеющееся доказательство.
Другая особенность заключается в том, что у её репортажей сильный гуманный дух. Чай Цзин уважает собеседников и их желания и в то же время хранит их личные секреты. В процессе интервью она обращает внимание на эмоциональный обмен с собеседником. На эмоциональном уровне она передаёт своё понимание и заботу к собеседникам. Гармоничное сочетание твердости и податливости - вот самая яркая особенность материалов Чай
Цзин.
В-третьих, темы материалов Чай Цзин обычно не очень популярны и редко освещаются в КНР, например, интервью о семейном насилии, интервью с носителями СПИДа, интервью с пострадавшими во время землетрясения. Данная особенность иллюстрирует мнение Чай Цзин о том, что в журналистике больше внимания нужно уделять людям (собеседникам), а не событиям. Ведь намерение стать журналистом изначально подразумевает желание общаться с другими людьми.
Голос Чай Цзин характеризуется средне-нижним, глубоким и приятным тоном. До телевидения Чай Цзин работала на радио, она умеет использовать свой голос. Можно сказать, что её голос помогает ей лучше выполнить поставленную задачу. Кроме того, Чай Цзин часто с особым выражением дает зрителями такой комментарий, который помогает глубже прочувствовать тему репортажа.
В работе также был проведен анализ этапов ее профессиональной карьеры продолжительностью 15 лет: начиная с программы «Расследование» и заканчивая фильмом «Под серым небом». Чай Цзин многое изменила в искусстве репортажа, но в то же время она всегда отстаивала сваю позицию. Она не проводила консультацию, а скорее задавала вопрос, постановка которого изменилась с «Почему ты так думаешь...», «Разве ты не понимаешь...» на «Как вы думаете...», «Может быть, нам нужно так...». Эти предложения кажутся простыми, но на самом деле, они многое изменили. В своих репортажах она находит взаимопонимание с собеседником, а не находится в резком противоречии с ним. В ее репортажах раннего периода иногда чувствуется «запах пороха» при общении с собеседником. Сейчас она, напротив, пробует понимать собеседника и старается донести лучшее понимание проблемы до зрителей. Кроме того, она все еще отстаивает свою позицию. Её первоначальное намерение не претерпело изменений за все время ее карьеры, она продолжала общаться с множеством людей, с заботой и уважением относилась к собеседникам во время интервью.
Анализ деятельности Чай Цзин позволяет выделить основные принципы работы китайских тележурналистов в современных условиях:
1. Истинность новостей. Принцип истинности новостей требует от журналиста сообщать новости по факту. На каждом этапе распространения сообщения, начиная с собрания материалов, заканчивая его распространением по телевидению, нужно соблюдать данный принцип. Нужно постоянно искать правду, не смотря ни на что.
2. Принцип равенства перед кадром. Данный принцип заключается главным образом в истине, понимании и заботе, выражающимся в процессе интервью. В ходе освещения какого-либо события в кадре должны в равной степени присутствовать различные социальные группы и общественные классы.
3. Принцип человеческой заботы. Китайские журналисты убеждены в ценности и равноправии всех членов общества, поэтому необходимо заботится о духовной жизни людей, уважать их личность и особенности мышления.
Всем известно, что работой телевидения в КНР руководят две структуры: Народное правительство различных ступеней и Министерство телевизионного радиовещания. Содержание передач можно назвать «цензурным», иными словами, в китайских телепередачах есть табу и ограничения, что может являться препятствием для исполнения развлекательной функции телевидения. Телепрограммы обладают «чистым», отфильтрованным содержанием. По этой причине функции телевидения не могут быть реализованы в полном объеме. Однако следует признать, что и в таких условиях появляются и радуют аудиторию такие тележурналисты, как Чай Цзин. Таким образом, сохраняется вера в светлое будущее китайской журналистики.



