Введение
Глава 1. Телевидение КНР: этапы развития и жанрово-стилистические
особенности
1.1. Китайское телевидение в ретроспективе
1.2. Современное телевидение и особенности работы тележурналиста в КНР
Глава 2. Чай Цзин : особенности творчества и профессиональная
ответственность
2.1. Чай Цзин как телеведущая и интервьюер
2.2 Чай Цзян как кинодокументалист: анализ фильма «Под серым небом»
2.3. Особенности авторского почерка Чай Цзин
Заключение
Список литературы
Приложение
Актуальность. В 2018 году китайское телевидение будет отмечать свой 60-летний юбилей. В этот, казалось бы, небольшой период времени, телевещание Китая совершило стремительный скачок, став одним из лучших в техническом плане в мире. Так, например, в списке 500 крупнейших в мире холдингов 2008 года Центральное китайское телевидение занимало почетное 65-е место.
В данном диссертационном исследовании предпринимается попытка анализа сложившейся ситуация на китайском телевизионном рынке с фокусом внимания на особенностях работы современных тележурналистов КНР.
Рассуждая об особенностях телевещания в КНР, следует отметить, что в настоящее время «телесистема» Китая состоит из более 3000 телеканалов и более 280 телестанции. Кроме того, динамичное развитие китайского телерынка демонстрируют и следующие показатели: к концу 2016 года количество телепередач составило 1283, что в 32 раза больше, чем в 1990 году; Китай занимает первое место в мире по числу пользователей кабельного телевидения - число абонентов этого сегмента в 2016 году достигло 153 млн. человек2. Количество часов государственных телепрограмм в 2016 году достигло 12 723 300, а охват населения национальным телевидением приближается к стопроцентной отметке3.
Все это позволяет с уверенностью предположить, что изучение основных тенденций и специфических особенностей современного китайского телевещания является более чем актуальным как в научном пространстве, так и в сообществе профессиональных журналистов.
Кроме того, большой интерес также вызывает рассмотрение процесса работы китайских телевизионных репортеров, ведущих, корреспондентов, редакторов, режиссеров - в общем всех тех, кто непосредственно отвечает за «телевизионную картинку» нынешнего Китая.
Тем самым, актуальность исследования также обусловлена тем, что автор диссертации анализирует профессию тележурналиста, сравнивая традиции китайского телевещания и мировые тенденции в этой области.
Новизна работы заключается в том, что, пожалуй, впервые в научной среде предпринимается попытка детального анализа профессиональной деятельности китайских тележурналистов. И особое внимание сосредоточено на исследовании творчества популярнейшей китайской тележурналистки Чай Цзин.
Объектом данного исследования является современная китайская тележурналистика.
В качестве предмета была выбрана специфика профессиональной деятельности китайских тележурналистов на примере известного репортера и документалиста Чай Цзин.
Цель диссертации - выявление особенностей китайской тележурналистики через творческий и профессиональный опыт Чай Цзин.
Исходя из цели, автор ставит перед собой решение следующих конкретных научно-практических задач:
1. Дать характеристику современного состояния телевещания КНР;
2. Рассмотреть особенности журналистской деятельности Чай Цзинь провести сравнительный анализ этапов ее профессиональной карьеры;
4. Определить принципы работы китайских тележурналистов в современных условиях;
5. Изучить особенности функционирования китайских телеканалов.
Степень научной разработанности. В процессе работы над диссертацией автор обращался к источникам по различным направлениям и аспектам как телевизионной журналистики, так и медиаиндустрии в целом.
Так, анализируя современную тележурналистику Китая, мы обращались к базовым монографиям российских и китайских ученых С. А. Михайлова, С.Б. Никонова, Г.И. Сергеева, О.Г. Панкиной, Т.М. Соловьева, Ли Хун, Ли Янг, Ли Дннсинь, Чжан Хэфэн, У Ли, Чиу Джуэй, Вань Чжуньминь, Го Ю, Го Линь, Ли Хун, Чжао Юнхуа, Чжан Шиян и других.
В методологической основе диссертации лежат качественные и количественные общенаучные методы: контент-анализ, наблюдение и описательный метод.
Эмпирической базой исследования послужили репортажи, фильмы и другие авторские материалы Чай Цзин.
Хронологические рамки исследования охватывают период журналистской и продюсерской деятельности Чай Цзин (2000-2017 гг.).
Структура. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
В первой главе рассматриваются современная тележурналистика КНР: становление и современное состояние.
В второй главе внимание автора, в основном, сосредоточено на анализе профессиональной карьеры известной журналистки и кинодокументалиста Чай Цзин.
В данной работе мы предприняли попытку выявить особенности китайской тележурналистами через творческий и профессиональный опыт популярнейшего в Китае и за пределами «поднебесной» репортера, кинодокументалиста и сильной женщины Чай Цзин.
Для достижения этой цели мы сначала дали характеристику современного состояния телевещания КНР, изучили специфику функционирования китайских телеканалов и определили основные принципы и особенности работы китайских тележурналистов в современных условиях. Большую часть исследования мы посвятили рассказу и разбору профессионально-творческого пути Чай Цзин, что предопределило следующие выводы.
Специфика китайского телевидения - в сочетании несовместимых вещей: большого и малого, Конфуция и Мао, телеграфного стиля ТАСС и современного формата CNN, программ для взрослых и передач для детей на одном канале, государственных субсидий и рекламных доходов. Наверное, только в Китае обычным делом считается долгое декламирование стихов в прямом эфире. Китайская тележурналистика даже в условиях тотально коммерциализации видео контента умудряется пропагандировать традиционные культурные ценности и в то же время внедрять в общественное сознание дух модернизации.
В последние годы подчеркивается индивидуальность тележурналистов, для современного телевидения характерно использование различных способов телевизионного общения, жанровое разнообразие телепрограмм, возможность творческого воплощения невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их осуществления. Современные китайские тележурналисты наибольшее внимание обращают на творческую самореализацию и стараются показать себя с лучшей стороны.
Кроме того, современные китайские тележурналисты пробуют изменить повествовательные формы, и каждый стремится выработать собственную, уникальную манеру подачи материала, используя при этом различные методы: эмоциональный фон, интонационную окраску, речевые особенности. Тем самым, тележурналист как бы приближает зрителей к себе.
В этой связи уникальность фигуры тележурналистки Чай Цзин не вызывает сомнений. Она начинала свою карьеру, как репортер и телеведущий, а затем прославилась в качестве режиссера и автора резонансных документальных проектов.
Будучи блестящим интервьюером, Чай Цзин обладает рядом особенностей, которые позволяют ей добиваться успеха.
Во-первых, необычная манера в подаче вопросов. Методы, которые использует Чай Цзин, всегда разные: они меняются в зависимости от ситуации и собеседника. Журналистка использует прямые вопросы, когда хочет конкретики. Или цепь вопросов, чтобы вывести собеседника на откровенный разговор. Кроме того, отличительной особенностью Чай Цзян является сочувствие, сострадание к людям вне зависимости от их человеческих качеств. Общаясь с замкнутым ребенком, который пытался совершить самоубийство, Чай Цзян разговаривает как мать. В разговоре с женщиной, которая издевалась над детьми, журналистка пытается понять мотивы такого поступка. В ходе всех своих интервью Чай Цзин всегда очень осторожна, стремится не навредить, не спугнуть каким-ни будь неосторожным вопросом. Однако, в её «мягких» словах всегда чувствуется твёрдость.
Во-вторых, яркой особенностью репортажей Чай Цзин является проявление двух различных типов характера: иногда она мягкая, иногда она твёрдая. Объективность журналистики требует справедливого раскрытия темы. Чай Цзин всегда даёт каждому человеку право высказать своё мнение и всегда ставит под сомнение каждое имеющееся доказательство.
Другая особенность заключается в том, что у её репортажей сильный гуманный дух. Чай Цзин уважает собеседников и их желания и в то же время хранит их личные секреты. В процессе интервью она обращает внимание на эмоциональный обмен с собеседником. На эмоциональном уровне она передаёт своё понимание и заботу к собеседникам. Гармоничное сочетание твердости и податливости - вот самая яркая особенность материалов Чай
Цзин.
В-третьих, темы материалов Чай Цзин обычно не очень популярны и редко освещаются в КНР, например, интервью о семейном насилии, интервью с носителями СПИДа, интервью с пострадавшими во время землетрясения. Данная особенность иллюстрирует мнение Чай Цзин о том, что в журналистике больше внимания нужно уделять людям (собеседникам), а не событиям. Ведь намерение стать журналистом изначально подразумевает желание общаться с другими людьми.
Голос Чай Цзин характеризуется средне-нижним, глубоким и приятным тоном. До телевидения Чай Цзин работала на радио, она умеет использовать свой голос. Можно сказать, что её голос помогает ей лучше выполнить поставленную задачу. Кроме того, Чай Цзин часто с особым выражением дает зрителями такой комментарий, который помогает глубже прочувствовать тему репортажа.
В работе также был проведен анализ этапов ее профессиональной карьеры продолжительностью 15 лет: начиная с программы «Расследование» и заканчивая фильмом «Под серым небом». Чай Цзин многое изменила в искусстве репортажа, но в то же время она всегда отстаивала сваю позицию. Она не проводила консультацию, а скорее задавала вопрос, постановка которого изменилась с «Почему ты так думаешь...», «Разве ты не понимаешь...» на «Как вы думаете...», «Может быть, нам нужно так...». Эти предложения кажутся простыми, но на самом деле, они многое изменили. В своих репортажах она находит взаимопонимание с собеседником, а не находится в резком противоречии с ним. В ее репортажах раннего периода иногда чувствуется «запах пороха» при общении с собеседником. Сейчас она, напротив, пробует понимать собеседника и старается донести лучшее понимание проблемы до зрителей. Кроме того, она все еще отстаивает свою позицию. Её первоначальное намерение не претерпело изменений за все время ее карьеры, она продолжала общаться с множеством людей, с заботой и уважением относилась к собеседникам во время интервью.
Анализ деятельности Чай Цзин позволяет выделить основные принципы работы китайских тележурналистов в современных условиях:
1. Истинность новостей. Принцип истинности новостей требует от журналиста сообщать новости по факту. На каждом этапе распространения сообщения, начиная с собрания материалов, заканчивая его распространением по телевидению, нужно соблюдать данный принцип. Нужно постоянно искать правду, не смотря ни на что.
2. Принцип равенства перед кадром. Данный принцип заключается главным образом в истине, понимании и заботе, выражающимся в процессе интервью. В ходе освещения какого-либо события в кадре должны в равной степени присутствовать различные социальные группы и общественные классы.
3. Принцип человеческой заботы. Китайские журналисты убеждены в ценности и равноправии всех членов общества, поэтому необходимо заботится о духовной жизни людей, уважать их личность и особенности мышления.
Всем известно, что работой телевидения в КНР руководят две структуры: Народное правительство различных ступеней и Министерство телевизионного радиовещания. Содержание передач можно назвать «цензурным», иными словами, в китайских телепередачах есть табу и ограничения, что может являться препятствием для исполнения развлекательной функции телевидения. Телепрограммы обладают «чистым», отфильтрованным содержанием. По этой причине функции телевидения не могут быть реализованы в полном объеме. Однако следует признать, что и в таких условиях появляются и радуют аудиторию такие тележурналисты, как Чай Цзин. Таким образом, сохраняется вера в светлое будущее китайской журналистики.
1. Милых М. К.Стилистика газетных жанров. М., 2006. C.48.
2. Ким М. H. Технология создания журналистского произведения. СПб., 89
2007. С. 256.
3. Гуревич С. М. Репортаж в газете. М., 2007.C. 34.
4. Богомолов Ю. А. Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и телевидении. М., 1986. C. 169.
5. Кихтан В. В. Информационные технологии в журналистике. Ростов-н/Д, 2004.C.30.
6. Киш Э. Э. Репортажи. М., 1964.C.23.
7. Копылов В. А. Информационное право. М., 1997.C.78.
8. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидульности. М., 1986.C.256.
9. Михалкович В.И. О сущности телевидения. М., 1998.C.48.
10. Муратов С.А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. M. 1983.C.159.
11. Муратов С.А. Документальный телефильм как социальное и эстетическое явление экранной журналистики/ Дисс. док-ра филол. наук. М., 1990.C.44.
12. А.Г. Беспалова, Е.А. Корнилов, А.П. Короченский. История мировой журналистики. М.2003.С.67.
13. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., 2003.С.90.
14. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды.М., 2011.С.45.
15. Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск,М., 2008. С. 22.
16. Голядкин Н.А. ТВ информация в США. М., 1994.С.77.
17. Поздняков Н.К. Телевидение и принцип игры. М., 1996.С.88
18. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.С.56.
19. Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. М., 1980.С.51
20. Эффективность средств массовой информации.Минск, 1986. С.65.
Наиностранных языках:
1. Ли Хун. Китайское телевидение на современном этапе. М., 2016. С. 32.
2. Фу Ханчжан. Журналистика КНР. Гуандун, 1997. С. 109.
3. Чай Цзин. Инсайт. Гуанси, 2013. С. 39.
4. Chai Jing. Use My Lifetime To Forget Autobiography.HuNan2001.P.12.
5. Melvin M. News reporting and writing. Oxford, 2013. C. 76.
6. Karl Marx.Capital: Critical of Political.18 76. C.134.
7. 6.E Katz.1Use1and1gratifications1approach.1// http://baike.baidu.com/link?url. Дата обращения: 12.04.2017.
8. Smith L.The Newspaper: An International History. 1979, P.17.
9. Anne-Marie Brady. Marketing Dictatorship: Propaganda and Thought Work in Contemporary China. Rowman & Littlefield Publishers, Inc.2008.P.65.
Статьи
На русском языке:
1. Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: Новые жанры и формы вешания СПб // Роза мира, 2006. С.33-34.
2. Кашинская Л. В. Эксперимент как метод журналистской деятельности // Вестник МГУ 1986. № 10. С. 26.
3. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: Учеб. пособие. СПб.: Лаборатория оперативной печати фак-та жур-ки СПбГУ, 2003.C.23
4. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.
5. Мельникова О. Нет «среднего» зрителя // Телевидение и радиовещание,- 1988,№1,С.17-21.
6. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1984.C.24.
7. Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации. // Институт проблем информационного права, 2004.С.456.
8. Владимир Перекрест.Начальник Главного следственного управленияДмитрий Довгий: «Человеку должно быть выгодно не брать взяток» // Известия2012.4 № 3.С.34.
9. Анна Политковская.Концлагерь с коммерческим уклоном: Отчёт окомандировке в зону// Новая газета. 2001.6 № 14.С.23.
10. Портяков В. Я. Экономические реформы в России и Китае; Проблемы сопоставления и взаимовлияния // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 1997. № 5.C.12.
на инностранных языках:
1. Лю Ю. Телевизионный рынок Китая // http://news.xinhuanet.com/politics/ 2008-10/09/content_10167817.htm. Дата обращения: 22.03.2016.
2. Ю Д. Современное телевидение КНР //http://media.people.com.cn/GB/22114/86916/86917/7397642.htm. Дата обращения: 22.03.2016.
3. Чай Цзин: борец за справедливую журналистику //https://russian.rt.com/article/117132. Дата обращения: 10.03.2017.
4. Лю Юй. Детали демократии. Шанхай, 2008. С. 32.
5. Чжао Н. Краткая история CCTV. M, 2008. С. 123.
6. Чай Цзин. Процесс поиска смысла //http://blog.sina.com.cn/s/blog. Дата обращения: 12.04.2017.
7. Чай Цзин. Шайхай мой дом //http://blog.sina.com.cn/s/blog. Дата обращения: 12.04.2017.
8. Чай Цзин. Рана города //http://blog.sina.com.cn/s/blog. Дата обращения: 12.02.2017.
9. Вань Жу. Под серым небом, ещё можно дыщать // Жэньминь Жибао. № 4,
2015. С.9.
10. Ду Цзе.Чай Цзин: «сердце китайской журналистики» или «просто делает шоу»//Новости фронта.2009. № 12 C.12-15.
11. Цай Хун.вопросы это уже сила.Репортаж о Чай Цзин в газете”Жен
минь”//Газета Жен минь. № 2.2012. Жэньминь Жибао. № 4, 2014.С.5.
12. Чай Цзин.Мы будем чувствовать себя в своей тарелке, зная, что мы можем что-то сделать для улучшения нашего положения.
13. Ян Динь.Большое влияние «Под серым небом» // Мир новости. № 3, 2015.
14. Микроблогтнт.Википелия.//https://ru.m.wikipedia.org/wiki/ %D0%9C%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0% BE%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B3. Дата обращения: 18.04.2017.
15. Вань Юй. Причины «Под серым небом» популярна. // Литература вне 92
времени.№ 2, 2012. С. 67.
16. Чай Цзин. Под серым небом //http://www.iqiyi.com/a_19rrhb0549.html. Дата обращения: 12.03.2017.
17. Чень Лань. Откуда Сомнения о фильме «Под серым небом» // Газета Синьхуа. № 6, 2013.C.23-24.
18. В средствах массовой информации хозяйствует государство: китайское официальное лицо - о реформе в делах СМИ// Жэньминь Жибао, 16.01.2002.
19. Хуан Канмин. Теория тележурналистики. Гантон, 2003.C.20-23.
20. Хуан Шенмин, Дин Джин Де. Исследование китайского радио и телевидения. Пекин, 2004.C.32.
21. Фан Ханъци, Чжан Чжихуа. Краткая история китайской журналистики. Пекин, 1995.C.34.
22. ЮйДе. Творчество и художественная программа телевидения. 2004. //Ежегодник китайской журналистики. Пекин,С32.
23. Моу Ханьцзе. Анализировать два бога в телестанции Phoenix.-M: журнал Анализ телевидении. выпуск №.08, 2000г.С. 20.
24. Сунь Синьшэн. Становление и развитие телевидения Китая. Архив журнала: Академия мелиаиндустрии. выпуск №10.С. 9.
25. Чжан Юнжуо. Некоторые вопросы о журналистской продукции // Журнал радио и телевидения Китая. Пекин. 1995. C.31.
26. Robert McKee. Story: Substance, Structure, Style, and the Principles of Screenwriting. 2004. С.98.
27. Shao Heng. Only in China: Why A Smog Documentary Sends Chinese StocksSoaring To Trading Limit// Forbes Asia. 2015. Р 96.
28. Branigan Tania. Beijing authorities sanguine as pollution documentary takesChina by storm//The Guardian. NY., 2015.P.23.
29. Hatton Celia. China takes Under the Dome anti-pollution film offline// BBC News Asia. BBC. 2015.P.11.
30. Tiezzi Shannon. Can a Documentary Change the Course of China's 'War on
Pollution'// The Diplomat. Retrieved .2015.P.13.
31. Hatton Celia. Under the Dome: The climate film taking China by storm// BBC News China. 2015.P.34.
32. Wildau Gabriel. China censors curb discussion of pollutiondocumentary// Financial Times. 2015.P.21.
33. Chai Jing Is Arrested, Again? - Focus discussion .People Forum. // Archived from the original .BeiJing, 2011.P.12.
34. Zhao Chenxi. Chai Jing: I Am A Reporter// Women of China.ShangHai, 2015.P.32.
35. The 100 Most Influential People//Time.com. TIME Magazine. 2016. P.13.
36. Miller, T. Television Critical Concepts in Media and Cultural Studies // Routledge.ISBN 978-0-415-25502-8.2009.P.12.
37. Li Hong. CCTV Global Television Service Satellite Specification CCTV-News, http://English.cntv.cn. Дата обращения: 04.04.2017.
38. Zhao Ke. Credibility of CCTV tarnished by big fire // The Malaysian Insider, 2009.P.87.
39. Wang Qi.China Mass Media Announces Third Quarter 2008 UnauditedFinancial Results// Forbes, 2008.P.23.
40. Steven Jiang. 5 things to know about China's 'Inconvenient Truth' http://edition.cnn.com/2015/03/02/asia/china-smog-documentaryДата обращения: 09.04.2017.
41. Li, J. & Lee, C. Power, Money, and Media: Communication Patterns and Bureaucratic Control in Cultural China // Northwestern University Press. ISBN978-0-8101-1787-7. 2000. P.12.
42. Sharon Wu. China Mass Media Announces Third Quarter 2008 UnauditedFinancial Results//Forbes, 2008.P.13.
43. Colin Wang.Credibility of CCTV tarnished by big fire,http://www.mysinchew.com/node/21275. Дата обращения: 09.03.2017.
44. Wang, J. Brand New China: Advertising, Media, and Commercial Culture // Harvard University Press. ISBN 978-0-674-02680-3. 2008. P.20.
45. Zhao Ming. China TV faces propaganda charge, BBC News, 12 January 2009// Officers of State Administration of Radio, Film, and Television. 2007. P.90.
46. Wang Lan. CCTV Tries to Pass Off 'Top Gun' Clip as Real //Wall StreetJournal. 2011.P.53.
47. Colin Wang. Credibility of CCTV tarnished by big fire,http://www.mysinchew.com/node/21275. Дата обращения: 09.03.2017.Officers ofState Administration of Radio, Film, and Television"
48. Michael Palmer. What Makes News in Boyd-Barrett & Rantanen // The Globalization of News 1998. P. 182-183.
49. Jacobs Andrew. Fire Ravages Renowned Building in Beijing// New York Times. 2009.
Ди ссертации и статистические отчеты
1. Вэнь Вэнь. Телевидение Китая: содержание и жанровое многообразие. Диссертация. СПб., 2007. С. 77.
2. Ким М. H. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2007. С. 256.
3. Авторское право в Интернете Авторское право: Сборник методических материалов к междисциплинарному спецкурсу//Сост. - С.И.Земскова Под. ред. А.К.Симонова. СТЭНСИ, 2002. С.61-76.
4. CNNIC (информационный центр интернет-инфраструктуры Китая). Тематика докумендального фильма «Под серым небом» крайне актуальна.
2016. N.25.
5. CNNIC (информационный центр интернет-инфраструктуры Китая). Анализ о стили репортажей Чай Цзин. 2014.С.23.
6. Сяо Цян.Исскуство репортажа Чай Цзин в телевизионной программе “Новости зонд” (CCTV) 2012.С.28.
7. Хуан Вэй.Анализ фильма «Под серым небом». 2014.С.23. //http:// www.baidu.com/link? url = 6mbGCmtn9W6vLQndZFqPcqv-8qFOrEcJtfijpUHv- YUjv_Fs4pNtveRuTED4Gws94b72dmWEQGHbOdmmiwEiW_xG7I3e1olN KXRkFfZ2zFK&wd=&eqid=95d4579b000ec56a000000035920e422. Дата обращения: 12.02.2017.
Электронные ресурсы
1. Ши Тиаичиан. История современного китайского телевидения. //http:// media.people.com.cn/n1/2016/0301/c402777-28162127.html Дата обращения: 19.03.2017
2. Чон Мин. Современные тенденции развития журналистских жанров. // http://xueshu.baidu.com/s? wd=paperuri%3A(0d0485a90173656afa065159e7dc710f)&filter=sc_long_sign&tn=SE_baiduxueshu_c1gjeupa&ie=utf-8&sc_ks_para=q%3 Дата обращения:20.03.2017
. хае Ogei ашопоееа oeeui«lia naoui iaaii». //http://news.iteng.com/a/ 20150301/43242481_0.shtml. Дата обращения: 12.02.2017.
. Enneaaiaaiea loiaeaiu niiaa «lia naoui iaaii»: lu aianoa! //http://www.gamersky.com/news/201503/531678.shtml. Дата обращения:
23.03.2017.
5. «Под серым небом»: Чай Цзин как мать объявила войну смогу.http://money.163.com/15/0304/08/AJROTT7C00253B0H.html. Дата обращения:
24.03.2017.
6. Более 200 миллионов просмотров «Под серым небом». //http://
news.mydrivers.com/1/394/394157.htm. Дата обращения:26.03.2017.
7. Инвестировала миллион в производство расследования «Под серым небом».//http://www.360doc.com/content/15/0301/12/142_451704980.shtml/ Дата обращения:16.04.2017.
8. С «Расследование новости» до «Инсайт»: Измение Чай Цзин. //http://xueshu.baidu.com / s?wd = paperuri:(b41fa442b372d9771d70efd6ba275b58)&filter=sc_long_sign&sc_ks_para=q% 3D%E4%BB%8E%E3%80%8A%E6%96%B0%E9%97%BB%E8%B0%83% E6%9F%A5%E3%80%8B%E5%88%B0%E3%80%8A%E7%9C%8B%E8%A 7%81%E3%80%8B%3A%E6%9F%B4%E9%9D%99%E9%87%87%E8%AE %BF%E5%AF%B9%E7%99%BD%E7%9A%84%E4%BC%9A%E8%AF%9
D%E7%A0%94%E7%A9%B6&tn=SE_baiduxueshu_c1gjeupa&ie=utf-8&sc_ us=3883169381229941383 Дата обращения:16.04.2017.
9. China's silenced Jing. //http://www.baltimoresun.com/news/opinion/oped/bs-ed-chai-jing-20150311-story.html. Дата обращения:25.03.2017.
10. Концепция внешней политики КНР //http://www.chinanews.com/gn/2014/05-06/6136974.shtmlдата обращения: 25.03.2016
Веб-сайты
1. http://www.cctv.com/
2. https://zh.wikipedia.org/wiki/
3. http://blog.sina.com.cn/chjguancha
4. http://cctv.cntv.cn/lm/kanj ian/index.shtml
5. http://tv.cctv.com/lm/xwdc/
6. http://tv.cctv.com/lm/mdm/
7. https://zh.wikipedia.org/wiki/