ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ 6
1.1. Понятие устойчивости развития хозяйствующих субъектов 6
1.2. Особенности обеспечения устойчивости хозяйствующих субъектов в условиях кризиса 12
1.3. Инновационный потенциал как фактор обеспечения устойчивости развития хозяйствующих субъектов 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «СУ-8 БЕЛГОРОДСТРОЙ») 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Анализ показателей финансового состояния устойчивости развития
предприятия 36
2.3. Оценка состояния инновационного потенциала ОАО «СУ-8 Белгородстрой» 43
ГЛАВА 3. Методы повышения устойчивости развития ОАО «СУ-8 Белгородстрой» в условиях кризиса 51
3.1. Направления по обеспечению устойчивого развития хозяйствующего
субъекта 51
3.2. Система мер по формированию инновационного потенциала
хозяйствующего субъекта 55
3.3. Оценка влияния инновационного потенциала на устойчивость развития хозяйствующего субъекта 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
На различных этапах развития экономики страны основополагающим звеном в любой производственной сфере выступает организация, которую в системе экономических отношений принято понимать, как хозяйствующий субъект экономики.
Переход предприятий к концепции устойчивого развития необходим для успешного развития региональной экономики. Стратегия обеспечения устойчивости имеет огромное значение для состояния региона в целом.
Это связано с тем, что новые экономические реалии выдвинули на первый план задачи устойчивого развития хозяйствующих субъектов и их возможные способности противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, что вызывает необходимость увеличение фактора надежности каждой отдельной организации. Как показывает практика, проблемы, возникающие на разных этапах становления хозяйствующих субъектов, не могут быть решены в полной мере без формирования механизма, обеспечивающего устойчивое развитие различных организационных групп.
Схема действий по обеспечению устойчивости предприятия зависит от многих факторов, таких как: внешняя среда, внутренняя среда, задачи стратегического планирования в организации, текущих особенностей хозяйствующих субъектов. В зависимости от всех этих факторов, можно выделить ключевые элементы, влияющих на эффективность деятельности предприятия: организационно-управленческие, финансовые, материально-технические, информационные и инвестиционные. Эффективное управление производством, разработка и реализация стратегий развития внутренних и внешних факторов является основополагающими критериями, оценивающими механизм устойчивого развития.
Объектом диссертационного исследования является основная деятельность хозяйствующего субъекта.
Предметом исследования являются принципы устойчивости развития хозяйствующего субъекта в условиях экономического кризиса.
Целью исследования является обеспечение устойчивого развития предприятия путем оценки инновационного потенциала и выработки мер стимулирования субъективных показателей его повышения.
Выполнение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность понятия устойчивости развития хозяйствующих субъектов.
2. Определить роль инновационного потенциала в обеспечении устойчивости развития предприятия;
3. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «СУ-8 Белгородстрой», а также оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
4. Дать оценку состояния инновационного потенциала ОАО «СУ-8 Белгородстрой»;
5. Разработать систему мер по формированию инновационного потенциала ОАО «СУ-8 Белгородстрой»
Основные методы, использование которых позволит качественно провести исследование: аналитические методы оценки комплексных показателей, метод парных сравнений.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- Разработана система показателей, учитывающих особенности инновационной деятельности хозяйствующего субъекта;
- Сформулированы утверждения, описывающие взаимозависимости частных и общих показателей, характеризующих оценку инновационного потенциала;
- Разработана процедура оценки инновационного потенциала, в основу которой положены существующие методики, рассмотренные при проведении анализа.
Основные положения, выносимые на защиту таковы:
1. Анализ существующих методик оценки эффективности инновационной деятельности.
2. Совокупность критериев оценки, характеризующих особенности инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.
3. Спроектированные модели зависимостей частных и общих
показателей, использующихся при оценке инновационного потенциала хозяйствующего субъекта.
4. Процедура оценки инновационного потенциала, разработанная на основе проведенного анализа существующих методов принятия решений и учитывающая особенности хозяйствующего субъекта.
С учетом всего вышесказанного целесообразно разделить работу на следующие три раздела: теоретико-методологические основы устойчивости хозяйствующих субъектов; анализ устойчивости развития хозяйствующего субъекта (на примере ОАО «СУ-8 Белгородстрой»); методы повышения устойчивости развития ОАО «СУ-8 Белгородстрой» в условиях кризиса.
На всех этапах развития экономики основным звеном хозяйственной системы любого предприятия является организация. Ведь именно на предприятии происходит процесс производства продукции или услуг, происходит взаимосвязь сотрудника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается производимой продукцией и извлекаемой прибылью. Основой процветания предприятия является его устойчивое развитие.
Устойчивое развитие очень неоднозначный показатель функционирования предприятия, оно имеет в своей основе множество факторов, которые так или иначе могут повлиять на производительность организации, а в следствии и на получение прибыли. Именно обеспечение устойчивого развития является одной из самых значимых и актуальных задач, которые организация ставит перед собой. Чаще всего, говоря об эффективности, имеется в виду именно экономическая сторона этого вопроса. Ведь именно получение максимальной прибыли и является основоположником деятельности и функционирования всех компаний. (3)
Проведенные в магистерской диссертации исследования посвящены разработке оценки инновационного потенциала хозяйствующего субъекта для обеспечения устойчивого развития в условиях кризиса, а так же новой системы мотивации работников, чтобы увеличить их заинтересованность в инновационной деятельности предприятия и привлечении высококвалифицированных сотрудников со стороны.
На сегодняшний момент существует большое количество исследований в области инноватики, в которых используются различные методологии оценки эффективности инновационных процессов, реализуемых на предприятиях. В этих исследованиях инновационный потенциал представляется как совокупность различного числа компонент, состав которых зависит от области применения. Все авторы данных исследований сходятся в мнении целесообразности применения разнообразных качественных, количественных и комбинированных методов и моделей принятия решений.
Инновационный потенциал и его комплексная оценка, в частности, является одним из вспомогательных инструментов развития стратегической инновационной и инвестиционной политики предприятия.
Установлено, что важнейшим фактором влияния на инновационный потенциал являются трудовые ресурсы, именно они имеют наибольший удельный вес в значимости устойчивого развития хозяйствующего субъекта в условиях кризиса. Поэтому разработка мер морального стимулирования и возможность привлечения к инновационной деятельности квалифицированных специалистов являются существенными сторонами обеспечения устойчивого развития хозяйствующего субъекта.
В данный период чтобы обеспечить эффективное функционирование национальной экономики необходимо развивать инновационную деятельность организаций. Важная роль в этом отводиться работникам, обладающим инновационным потенциалом. В связи с чем, инновационный потенциал персонала организации является важнейшим фактором развития организации.
Материалы диссертационного исследования позволяют изложить направления формирования инновационного потенциала хозяйствующего субъекта.
Инновационный потенциал организации — описание возможностей организации по достижению целей за счёт реализации инновационных проектов.
Инновационный потенциал представляет собой один из наиболее важных объектов социального развития. Его эффективная реализация в наши дни влияет на развитие различных сфер товаров и услуг.
Так как трудовые ресурсы имеют основополагающий характер в деятельности любого предприятия, то под инновационным потенциалом персонала организации понимается совокупность свойств, возможностей, запасов ресурсов отдельного индивида, коллектива, для осуществления инновационной деятельности в организации, которые реализуются или могут быть реализованы в условиях достигнутого уровня развития и управления организацией, имеющий долгосрочную перспективу развития.
С целью разработки механизма формирования инновационного потенциала персонала, разработана новая система мотивации, Внедряемая в ОАО «СУ-8 Белгородстрой» новая мотивационная система управления персоналом на основе ввода изменений в существующую систему методов позволит в краткосрочном периоде повысить уровень мотивации сотрудников к инновационной деятельности, позволит более эффективно влиять на сознание своих подчиненных. При этом организации не придется изменять организационную структуру.
В диссертации предлагается рассматривать инновационный потенциал персонала организации как важный объект со стороны управления персоналом, функционально входящий в процесс управления организацией. Доказано, что инновационный потенциал персонала организации динамичен, что является важной его характеристикой.
Успешное внедрение инноваций определяется, условиями и восприимчивостью персонала к инновациям. Предлагаемые в диссертации подходы к развитию инновационного потенциала персонала дают инструмент менеджерам, которые смогут разрабатывать программы формирования и развития инновационного потенциала персонала организации, разрабатывать соответствующую стратегию управления персоналом и организацией, принимать определенные решения и управлять уровнем инновационного потенциала персонала.
Исследованная проблема имеет теоретическое и практическое значение. Так как понимание сущности, значения и других характеристик инновационного потенциала организации, а также оценка факторов, на него влияющих является важным моментом, в осуществлении успешной инновационной деятельности организации, создании кадровой стратегии и стратегии организации в целом, в развитии современной организации.
Таким образом, при реализации научно-практической части магистерской диссертации были получены следующие результаты:
1. Проведен анализ существующих подходов к оценке состояния хозяйствующих субъектов с точки зрения возможностей их устойчивого развития на основе оценки инновационного потенциала.
2. Разработана процедура оценки инновационного потенциала хозяйствующего субъекта.
3. Осуществлено построение системы частных и общих показателей, предназначенных для оценки инновационного потенциала хозяйствующего субъекта.
4. Построена модель взаимосвязи частных и общих показателей, составляющих инновационного потенциала в форме базы правил, описывающих взаимозависимости показателей системы оценки.
5. Проведена оценка весомостей компонент, характеризующих степень обеспеченности кадрами, материально-техническими средствами, информационными, финансовыми и организационными ресурсами.
6. Предложены мероприятия по созданию комплексной системы мотивации к инновационной деятельности.
7. Произведена оценка показателей управления человеческими ресурсами на примере хозяйствующего субъекта.
Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области экономики и инноватики в качестве инструментального средства оценки текущего состояния и динамики развития системы инновационного управления при решении задач обеспечения устойчивого развития хозяйствующего субъекта в условиях кризиса.
1. Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы [Текст]: учеб. пособие/ Г.Л.Азоев, А.И.Челенков. - М.: Гос. ун-т управления, 2011. - 254 с.
2. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]: учеб.-метод. пособие/ М.М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 432 с.
3. Арсенов, Е.В. Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие / Е.В.Арсенов, Я.Д.Балыков. - М.: ЭкономистЪ, 2011. - 546 с.
4. Белов, А.М. Экономика организации (предприятия): практикум [Текст]/ А.М. Белов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 247 с.
5. Белоусов, В.А. Анализ устойчивости развития [Текст]/ В.А. Белоусов. - М.: ЮРАЙТ, 2013. - 156 с.
6. Бердникова, Т.Д. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия [Текст]/ Т.Д.Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 350 с.
7. Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика. [Текст]/ А.С.Большаков. - Спб: Питер, 2014. - 468 с.
8. Васильев, В.Н. Организационно - экономические основы гибкого производства [Текст]/ В.Н.Васильев, Т.Г.Садовская. - М.: ЭкономистЪ, 2013. - 546 с.
9. Виханский, О.С. Стратегическое управление [Текст]: учебник/ О.С.Виханский. - М.: Гардарика, 2012. - 488 с.
10. Воронин В.П. Стратегическое управление конкурентоспособностью
организации: теория, методология, практика [Текст]/ В.П.Воронин,
В.П.Самойлов, Э.П.Лесникова. - Воронеж: ВГТА, 2011. - 214 с.
11. Голубков, Е.П. Экономическое обоснование устойчивости развития [Текст]/Е.П. Голубков // Экономические явления в России и зарубежом. - 2013. - № 2. - С. 34-38.
12. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и
методология [Текст]/ Е.П.Голубков. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 322 с.
13. Градов, А.П. Экономическая стратегия фирмы [Текст]/
А.П.Градов. - Спб: Специальная литература, 2015. - 454 с.
14. Гребнёв, Е.Т. Анализ конкурентоспособности продукции [Текст]// Е.Т.Гребнёв. - Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 22-26.
15. Данько, Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект) [Текст]: учеб. пособие/ Т.П.Данько. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 486 с.
16. Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность
промышленной продукции [Текст]/ М.Г.Долинская. - М.: Экономика, 2012. - 362 с.
17. Дудкин, В.И. Конкурентоспособность продукции: сущность,
анализ, оценка, пути и меры повышения [Текст]/ В.И.Дудкин. - М.:
ЭкономистЪ, 2014. - 234 с.
18. Завгородняя, А.В. Маркетинговое планирование [Текст]/ А.В.Завгородняя. - Спб: Питер, 2011. - 320 с.
19. Зулькарнаев, И.У. Метод расчёта интегральной
конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий [Текст]/ И.У.Зулькарнаев, Л.Р.Ильясова. - Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №4. - С. 18-24.
20. Калугин В.А Формирование и развитие интеллектуально - инновационного потенциала белгородского региона [Текст] / В.А. Калугин. - Сб. статей II международной научно-практической конференции «Россия и Европа: связь культуры и экономики» — Прага, Чешская Республика, 2012. — с. 129-133
21. . Калугин В.А Деловая активность как инструмент управления хозяйственной деятельностью предприятия [Текст] / В.А. Калугин. - В электронном научно-практическом периодическом издании «Экономика и социум» ». — № 1 (10).— 2014. — С. 359-362.
22. . Калугин В.А Оценка человеческого потенциала организации.
[Текст] / В.А. Калугин. - Сб. статей III международной научно-практической конференции г. Белгород, 25 ноября 2014 г. «Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества» — Белгород, 2015. — с. 252-256.
23. Кирцнер, И.М. Конкуренция и предпринимательство [Текст]/ И.М.Кирцнер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 296 с.
24. Кнышова, Е.Н. Экономика [Текст]: учеб. пособие/ Е.Н.Кнышова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 454 с.
25. Коробов, Ю.И. Теория и практика конкуренции [Текст]/ Ю.И.Коробов. - Саратов: СГЭА, 2012. - 154 с.
26. Ласточкин, Ю.В. Концептуальные решения предприятия [Текст]/ Ю.В.Ласточкин. - М.: ГУВШЭ, 2015. - 138 с.
27. Литвиненко, А.Н. Основные принципы оценки инновационных подходов к промышленной продукции [Текст]/ А.Н.Литвиненко. - М.: ГУВШЭ, 2010. - 182 с.
28. Лившиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг [Текст]/ И.М.Лившиц. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 166 с.
29. Лунёв, В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой [Текст]/ В.Л.Лунёв. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 234 с.
30. Мазур, И.И. Управление предприятием [Текст]/ И.И.Мазур, В.Д.Шапиро. - М. Высшая школа, 2013. - 334 с.
31. Мишин, Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства [Текст]/ Ю.В.Мишин. - М.: Новый век,
2013. - 238 с.
32. Моисеева Н.К. Современное предприятие. Развитие, обновление [Текст]/ Н.К.Моисеева. - ИНФРА-М, 2012. - 266 с.
33. Моисеева Н.К. Международный маркетинг [Текст]/ Н.К.Моисеева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 254 с.
34. Назаренко Л.Н. Стратегическое управление предприятием [Текст]/ Л.Н.Назаренко. - М.: ЭкономистЪ, 2015. - 348 с.
35. Нешитой, А.Н. Конкурентоспособность и условия воспроизводства [Текст]/ А.Н.Нешитой. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 324.
36. Николаева, М.А. Маркетинг товаров и услуг [Текст]: учебник/ М.А.Николаева. - М.: Деловая литература, 2014. - 368 с.
37. Окрепилов, В.В. Управление качеством и
конкурентоспособностью [Текст]/ В.В.Окрепилов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 268 с.
38. Пименов, В.А. Экономические показатели эффективности[Текст]/ В.А.Пименов. - Спб: Питер, 2012. - 248 с.
39. Портер, М. Экономика [Текст]/ М.Портер, пер. с англ. изд. «Вильямс». - Спб: Вильямс, 2011. - 495 с.
40. Прыкин, Б.В. Технико - экономический анализ производства [Текст]/ Б.В.Прыкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 476 с.
41. Родионова, Л.Н. Оценка конкурентоспособности предприятий [Текст]/ Л.Н.Родионова. - Спб: Питер, 2013. - 234 с.
42. Румынин, С. Д. Персональный менеджмент [Текст] :практ. пособие - 2-е изд./ С. Д. Румынин, В. В. Бондаренко, С. Н. Соколов. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 256 с.
43. Румянцева З.П. Общее управление организацией [Текст]/ З.П.Румянцева, С.Г.Чернявский. - Спб: Питер, 2012. - 278 с.
44. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий строительного комплекса [Текст]/ Г.В.Савицкая. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 356 с.
45. Симионова, Н.Е. Методы анализа рынка [Текст]/ Н.Е.Симионова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 124 с.
46. Синько, И.В. Оценка устойчивости промышленной сферы в рыночных условиях [Текст]/ И.В.Синько. - Спб: Питер, 2014. - 258 с.
47. Смирнова, В.Г. Организация и деловая среда [Текст]/ В.Г. Смирнова, Б.З.Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 256 с.
48. Соловьёв, Б.А. Управление предприятием [Текст]/ Б.А.Соловьёв.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 438 с.
49. Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности [Текст]/ В.И.Стражев. - М.: ЭкономистЪ, 2010. - 268 с.
50. Фальцман, В.К. Основы управления предприятием [Текст]/ В.К. Фольцман. - Спб: Питер, 2013. - 324 с.
51. Фатхуддинов, В.А. Стратегический менеджмент [Текст]/ В.А.Фатхуддинов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 344 с.
52. Хореев, А.И. Формирование экономического механизма развития предприятий на основе эффективного использования ресурсов [Текст]/ А.И.Хореев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 286 с.
53. Хосин, К.Л. Стратегические факторы успеха на рынке потребительских товаров [Текст]/ К.Л.Хосин. - Спб: Питер, 2013. - 236 с.