Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование и развитие в России рынка услуг по подбору персонала

Работа №7244

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы194стр.
Год сдачи2000
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
939
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Частные агентства занятости как институт рынка
труда 11*
1.1. Институты рынка труда, предоставляющие услуги
по трудоустройству 11
1.2. Частные агентства занятости: функции, классификация и эффективность, зарубежный опыт
их функционирования 24
Глава 2. Основные направления и формы подбора персонала
на рынке труда России 52
2.1. Поиск персонала через печатные СМИ и его эффективность , 58
2.2. Использование других путей поиска и подбора % персонала: электронные СМИ, Интернет, прямое
обращение в учебные заведения 81
Глава 3. Поиск и подбор персонала через рекрутерские
агентства 94
3.1. Задачи и функции рекрутерских агентств на рынке труда, этапы развития российского рынка рекрутерских услуг 94
3.2. Методические основы сравнительного анализа функционирования рынка труда с рекрутерскими
^ агентствами и без них 119
3.3. Организационные основы деятельности рекрутерских агентств и их совершенствование 141
Заключение 174
Список использованной литературы 179
Приложения
188



Актуальность темы исследования.
Процесс перехода от планово-распределительной к рыночной системе оказался весьма драматичным для российского рынка труда. В условиях экономического кризиса он характеризуется ярко выраженной тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, неформальной занятостью всех групп экономически активного населения (занятого и безработного), падением качества рабочей силы. При этом, как показывают результаты опросов ВЦИОМ, почти 90% безработных нуждаются в помощи, чтобы устроиться на работу.
Закрепление в Законе о занятости РФ, а затем и в Конституции РФ права граждан самостоятельно без какого-либо принуждения распоряжаться своей способностью к труду, имело своей обратной стороной отсутствие гарантий в трудоустройстве со стороны государства. Очень существенным является и то, что в современном обществе, когда мотивацией поиска работы является не только получение материальных источников существования, а также поиск стабильности, возможности развития и профессионального роста и самореализации, поиск "подходящего" места работы становится все более трудной задачей.
В этих условиях резко возрастает необходимость повышения эффективности действующей системы мер, нацеленных на поддержку нуждающихся в трудоустройстве и развития соответствующих институтов рынка труда.
Проблема, стоящая перед формирующимися и уже действующими на рынке труда России институтами, заключается в том, чтобы установить новые эффективные правила взаимодействия

и сотрудничества всех субъектов рынка труда в сфере трудоустройства.
Государственные органы по регулированию труда, в целом, и трудоустройства, в частности, были и остаются привилегированным действующим лицом (институтом) на рынке труда современной России. Однако с 1989 года в России появился и стал быстро развиваться совершенно новый институт, присущий рыночной экономике - частные агентства, содействующие занятости населения (ЧАЗ). Особенно широкое распространение получили так называемые рекрутерские (от слова recruier - вербовщик) агентства, основной задачей которых является поиск и подбор специалистов для работы на предприятии - заказчике.
К 2000 году в России насчитывалось по данным Ассоциации консультантов по подбору персонала более 500 рекрутерских компаний. Наибольшее развитие эти агентства получили в Москве (около 300, к середине 1999 года). Кризис середины 1998 года подтолкнул развитие и других видов ЧАЗ - агентств по трудоустройству, агентств по трудоустройству за рубежом, агентств по временному предоставлению рабочей силы (лизингу персонала).
Частные агентства занятости, как институт рыночной экономики имеют более, чем пятидесятилетнюю историю практической деятельности и научных исследований. С 1919 года происходила эволюция идей в сторону отхода от монополии государства на предоставление услуг в области содействия занятости к множественности форм этого содействия. При этом, многолетние наблюдения показывают, что рынок ЧАЗ (в различных своих проявлениях) продолжает развиваться как во время подъема экономики, так и во время кризисов.

Как следствие, Конвенция МОТ 1949 года № 96, отражавшая негативное отношение к платным бюро по найму, была пересмотрена 17 июня 1997 года Международной конференцией труда на 85-й сессии в Женеве, где была принята новая Конвенция о частных агентствах занятости (№ 181). Она признавала их легитимность и реальный вклад в функционирование рынка труда при одновременном обеспечении адекватной защиты лиц, ищущих работу, и работников, нанятых этими агентствами. Эта Конвенция является гибким актом, предоставляющим ратифицирующим ее государствам-членам необходимую свободу, что позволяет им учитывать при ее выполнении все разнообразие национальных и местных особенностей.
В России первые работы, связанные с функционированием рекрутерских компаний, имели основной целью описание технологических аспектов их деятельности, а также анализ рынка таких услуг с точки зрения их прикладного использования потребителями (прежде всего это - справочники Алексея Рощина 1995,1997 годов и работы В.А. Полякова, виднейшего специалиста в области рекрутмента в России). Довольно много работ по различным формам организаций, содействующих занятости, и их влиянию на рынок труда - у западных авторов: Дж. Альбрехт /Albrecht, J./, Б. Аксель /Axel,В./, К. Гока /Goka, К./, И. Гир, Я. Gere/, И. Бачингер /Е. Buchinger/, С. Родриго /С. Rodrigo/, А.Т. Вонг /А.Т. Wong/. Многие ведущие отечественные ученые, исследующие проблемы занятости, политики на рынке труда высказывали свои позиции по отношению к институтам, альтернативным государственной системе трудоустройства. В их числе: Б. Бреев, И. Безгребельная, А. Дадашев, А. Кашепов, Р. Колосова, Л. Костин, А. Никифорова, Ф. Прокопов, М. Гарсия-Исер, В. Куликов, Л. Чижова, С. Смирнов и

других. Однако пока не сложилось целостное представление о сущности и особенностях функционирования рынка платных услуг по содействию занятости, механизме его деятельности, эффективности, совокупности порождаемых проблем, что предопределило выбор темы диссертационного исследования.
Данная диссертация является одной из первых работ по ^ исследованию экономического аспекта этой темы в приложении к
российскому рынку труда.
Объектом исследования являются рекрутерские агентства, действующие на территории России, как часть системы частных агентств занятости.
Предметом исследования являются этапы развития, функционирование и эффективность системы частных агентств занятости.
fc Цель и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является анализ развития рынка частных агентств занятости и рекрутерских агентств, как их основной разновидности, а также оценка эффективности их функционирования на российском рынке труда.
Для достижения этой цели в ходе исследования автором определены следующие задачи:
1. охарактеризовать систему институтов рынка труда, ^ предоставляющих услуги по содействию занятости населения;
2. определить сущность и функции частных агентств занятости, как особого института рынка труда, обобщить зарубежный опыт их функционирования;
3. рассмотреть основные направления и формы подбора персонала на рынке труда и предложить методические подходы к оценке их эффективности;
6

4. исследовать этапы развития российского рынка рекрутерских услуг;
5. определить и апробировать методические подходы к оценке издержек на поиск и подбор персонала для компаний- работодателей и для рекрутерских агентств;
6. проанализировать технологические и организационные аспекты
# функционирования рекрутерских агентств и дать рекомендации
по совершенствованию их работы.
Теоретическая и методологическая основа диссертации


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе проведенного в диссертации исследования можно сделать
следующие выводы и предложения.
1. Функционирование рынка труда, - пожалуй, самый сложный социально экономический механизм. Спрос и предложение на рынке труда взаимодействуют в виде, с одной стороны, большого числа работодателей и, с другой, множества работников. Информация служит эффективности на рынке труда, ставя его участников в равное положение. Поэтому несовершенство информации, когда и работодатели, и работники получают недостаточную информацию о наличии рабочих мест или о наличии специалистов той или иной квалификации, об их цене и т.п., является одной из серьезных проблем рынка труда. Это увеличивает личные и общественные издержки. В принципе, исходя из государственной политики на рынке труда, государственные органы (и, в частности, государственные службы занятости (ГСЗ)) должны быть центрами обмена такой информацией. Однако они не всегда эффективно справляются с этой задачей. Частные агентства занятости (ЧАЗ), решающие конкретные проблемы на конкретном сегменте рынка труда, могут болзе быстро и эффективно передавать необходимую информацию. Таким образом, сотрудничество между государственными и частными службами занятости может способствовать тому, что личные и общественные издержки на рынке труда в области обмена информацией на рынке труда будут сводиться к минимуму.
2. Конвенция (181), принятая Международной конференцией труда, признающая легитимность и реальный вклад, вносимый ЧАЗ в
174

функционирование рынка труда, говорит о необходимости обеспечения адекватной защитой лиц, ищущих работу, и работников, нанятых этими агентствами. Это остается задачей государства.
3. В настоящее время можно говорить о системе частных агентств занятости, играющую все большую роль на рынке труда. Наиболее крупное из агентств - швейцарская ADECCO входит в число 500 крупнейших компаний мира по объему продаж оборотом, превышающим 11 млрд. долларов США1. В кадровую индустрию США вовлечено 25 ООО компаний. Крупнейшие американские агентства - Manpower, Olsten и Kelly Services входят в список 500 крупнейших компаний США. За 1998 год общий объем услуг в США составил более 108 млрд. долларов. Таким образом, влияние ЧАЗ на мировой рынок труда, как и на экономики стран, постоянно увеличивается.
4. В настоящее время существует множество способов самостоятельного набора персонала / поиска работы, а именно:
- поиск через печатные издания;
- поиск через электронные средства массовой информации;
- использование глобальных телекоммуникационных сетей;
- прямое обращение в учебные заведения для поиска персонала.
Таким образом, работодатель, имея выбор между различными путями поиска персонала, вынужден оценивать его эффективность исходя из своих материальных возможностей, вероятности
1 Данные из доклада Генерального директора компании Adecco S.A.Джона Боумера (John Bowmer) на ежегодном Форуме руководителей компаний кадровой индустрии (США, 22 марта 1999 года)

нахождения необходимого сотрудника, времени, затраченного на его нахождение и т.д.
5. Наиболее развитый в России вид ЧАЗ - рекрутерские агентства, производящие подбор кандидатов для постоянной работы в компаниях-работодателях. Выделяется три этапа развития ЧАЗ в России:
- 1989-1991 г.г. - становление рынка рекрутмента, когда появлялись первые рекрутерские агентства, и формировался спрос на эти услуги
- 1992-1996 г.г. - этап быстрого роста числа рекрутерских агентств. В этот период на российский рынок стали выходить западные агентства, а также всемирно известные executive search агентства - «охотники за головами». Этот период характерен увеличением уровня цен на услуги агентств, повышением качества их услуг, универсализации деятельности агентств
- 1996-по настоящее время - этап, характеризующийся началом специализации рекрутерских агентств, выход агентств в регионы России и СНГ, появлению и распространению новых видов ЧАЗ (после кризиса 1998 года).



1. Конституция Российской Федерации. Комментарий. - М.: Юридическая литература, 1994.
2. Кодекс законов о труде в Российской Федерации. Закон Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993
3. «О занятости населения в Российской Федерации». Закон Российской Федерации (в редакции от 12 декабря 1999 года).
4. Как защитить интересы и права человека. Конвенция и рекомендации МОТ. - АТИСА. 1992
5. Международная конференция труда. Конвенция о честных агентствах занятости (181). Женева. 1997.
6. Международная конференция труда. Рекомендация о частных агентствах занятости (188). Женева. 1997.
7. Доклад IV. «Пересмотр Конвенции (пересмотренной) 1949 года о платных бюро по найму (96). МБТ. Женева. 1996.
8. Динамика рынка труда в Российской Федерации. ОЭСР. Париж.
1997.
9. Занятость, безработица, служба занятости. Токовый словарь терминов и понятий. - М.: Нива России, 1996
10.0 бюджете государственного фонда занятости населения
>
Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации. 1994-1999 гг.
11. «Организация работы центра занятости. Методическое пособие.
2-е издание. — М.: ФСЗ России, 1992.
12.06 исполнении бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации. 1994-1999 гг.

13. Показатели деятельности государственной службы занятости. Статбюллетень Минтруда России. 1993-1998 гг.
14. Положение о Государственном фонде занятости населения. Постановление Верховного совета Российской Федерации от 8 июня 1993 г. № 5132-1.
15. Положение о департаменте государственной службы занятости. Постановление Минтруда России от 22 октября 1998 г. № 282.
16. Положение о порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты им пособий по безработице. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 458 ( с изменениями в 1999 году)
17. Положение о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело и условиях выдачи им субсидий. Приказ Федеральной службы занятости России от 30 апреля 1993 г. № 37.
18. Положение о Федеральной государственной службе занятости населения. Постановление Верховного совета Российской Федерации №5131-1.
19. Положение об организации временной занятости выпускников образовательных учреждений («Молодежная практика»). Приказ Федеральной службы занятости России от 22 ноября 1994 г. № 150.
20. Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения. Постановление Совета Министрог - Правительства Российской Федерации от 5 февраля
1993 г. № 99 // Экономическая газета («Экономика и жизнь»). - 1993.-№8.
21. Порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения

трудоустройства и занятости безработных граждан. Приказ Федеральной службы занятости России от 25 июля 1994 г. № 107.
22. Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. - М.:
1998.
23. Социально-экономическое положение России. Госкомстат России (в период с 1996 по 1999 гг.)
24. Словарь терминов, применяемых в статистике занятости. Госкомста~ России: - М.: 1997.
25. Федеральная программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 828, Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. № 659, Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 327.
26. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег (пер. с англ.) - М.: Прогресс, 1978.
27. Р.Дж.Эрен0ерг, Роберт С. Смит “Современная экономика труда (теория и государственная политика)”, М. Издательство МГУ,
1996
28. М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы Менеджмента, М.: Дело. 1992.
29. Волгин Н.А., Щербаков А.И. Социальная политика, труд и занятость: проблемы, противоречия, перспективы./Учебно- методические материалы. — М.: 1995
30. Государственная и корпоративная политика занятости / Под ред. Т. Малевоъ; Московский центр Карнеги.- М.: 1998.
31..Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России. —М.: ИНФРА-М, 1995.

32.Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. - М.:, ТЭИС, 1999.
33.Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты и перспективы. - М.: Наука, 1998.
34.3анятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России. / Под ред. Р.П.
^ Колосовой, Т.О. Разумовой. — М.: Экономический факультет
МГУ, ТЭИС, 1998.
35.Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица. - М.: 1992.
36. Кашепов А.В., Трубин В.В., Устинова С.С. Рынок труда в России- проблемы формирования и регулирования. - М.: Наука, 1995.
37. Маслова И.С. Экономические вопросы перераспределения рабочей силы при социализме. - М.: 1976.
38. Маслова М.С. Российский рынок труда. -М.: 1993.
^ 39.Мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ (за 1996-1999 гг.).
40.Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. - М.: Международные отношения, 1991.
41 .Павленков В.А. Рынок труда. - М.: 1992.
42. Перова И. Подходящая работа и возможность трудоустройства v оценках безработных. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - М.: 2000. №1.
43. Перспективные направления политики преодоления безработицы.
Jfc Заключительный доклад / БЭА. -М.: 1998.
44. Политика противодействия безработице. - М.: РОССПЭН, 1999.
45. Прокопов Ф.Т. Безработица в переходной экономике России. // Человек и труд. 1998, №2.
46. Прокопов Ф.Т. Об основах финансовой политики занятости.// Человек и труд. 1998, №1.
182

47. Рынок труда в России. / М. Гарсия-Исер, С. Смирнов, А. Кашепов, Т. Бабушкина, Е. Синдяшкина. - М.: Фаст-Принт, 1998
48. Рынок труда, занятость, социально-трудовые отношения в переходной экономике России. Под ред. Р.П. Колосовой, М.В. Артамоновой.-М.: 1995.
49. Прокопов Ф.Т. Главная альтернатива безработицею // Ь Государственная и корпоративная политика занятости, (под ред.
Т. Малевой). - М.: Московский центр Карнеги, 1998.
50. Прокопов Ф.Т. Об основах финансовой политики занятости. // Человек и труд. -1998, №2.
51. Прокопов Ф.Т. Рынок труда и профессиональное обучение период экономических трансформаций. // Человек и труд. 1994, №2.
52. Прокопов Ф.Т. Эффективность системы пособий по безработице. ^ // Человек и труд. - 1998.№3.
53. Смирнов С. Методы оценки эффективности государственной политики занятости // Вопросы статистики.-1998, №4.
54. Смирнов С. Система оценок эффективности политики занятости в регионах. // Человек и труд, 1996, №12.
55. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалиь и перспективы. Под ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. - М.: Молодая гвардия, 1996.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ