Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению эмоциональной сферы и игровой деятельности старших дошкольников 10
1.1 «Эмоциональное развитие» человека: подходы к изучению и его
составляющие 10
1.2 Эмоциональная сфера старших дошкольников: характеристика,
функции, свойства, возрастные особенности 17
1.3 Изучение игровой деятельности дошкольников в отечественной и
зарубежной психологии 23
1.4 Игровая деятельность старших дошкольников: понятие, характеристика,
виды, структура, возрастные особенности 29
1.5 Значение игры в развитии эмоциональной сферы старших
дошкольников 36
1.6 Постановка проблемы; цели, задачи и гипотезы исследования 40
Глава 2: Организация и методы эмпирического исследования 43
2.1 Характеристика выборки и организация исследования 43
2.2 Методики исследования 43
2.3 Методы статистической обработки данных 48
Глава 3: Результаты исследования и их обсуждение 49
3.1 Результаты кластерного анализа 49
3.2 Сравнительный анализ особенностей развития эмоциональной сферы
старших дошкольников с разным уровнем сформированности игровой деятельности 52
3.3 Результаты корреляционного анализа в трех группах дошкольников, между параметрами игровой деятельности и характеристиками
эмоциональной сферы 56
3.4 Рекомендации (для педагогов и родителей дошкольников) 63
Выводы 65
Заключение 69
Библиографический список 71
Приложение 77
Старший дошкольный возраст - период интенсивного развития личности, благоприятный для развития эмоциональной сферы. В старшем дошкольном возрасте формируются базовые эмоциональные новообразования: способность к распознаванию эмоций; эмоциональная децентрация (способность понимать эмоциональные состояния других людей); эмоциональное предвосхищение (способность предвидеть последствия своих поступков); произвольная регуляция эмоций (способность управлять своим поведением в разных ситуациях); язык эмоций (осознание эмоций) (Изотова, 2014).
Игра для ребенка - это естественная и «мягкая» среда для развития эмоциональной сферы. В ней дети учатся проживать и ощущать разные чувства, регулировать свое поведение, в ней формируются ценности и установки (Кабрюшкина, 2014).
«Настоящая игра» - она свободная, творческая и инициативная деятельность, в которой дети сами создают игровую ситуацию. В настоящей игре действия ребенка определяются собственным замыслом, который отражает переживания, представления и жизненный опыт (Трифонова, 2006).
Игра - это не дополнительная роскошь и не развлечение, это жизненно важное и неотъемлемое право ребенка (представлено в статье 31 Декларации о правах ребенка ООН). Где указано, что взрослые должны лишь поддерживать игру, создавать адекватные для неё условия, а не управлять ею, что происходит в реальности. Взрослые, планируют и контролируют игру, преследуя в ней дидактические цели, что приводит к искажению, подмене и разрушению игровой деятельности (Смирнова, Соколова, 2013).
«Полезные» и «развивающие» игрушки организовывают игры по «правильным» сюжетам, но не способны обеспечить полноценное развитие ребенка. А «настоящие, свободные» и спонтанные игры, считаются «глупыми и бессмысленными». Поэтому такие игры либо игнорируются, либо пресекаются взрослыми (Смирнова, 2015, г).
В норме игровую культуру (сюжеты, приемы, действия) ребенку передавало играющее детское сообщество и тем самым создавало зону ближайшего развития ребенка. В современной реальности, взрослый оказывается единственным транслятором игрового опыта, привнося в игру свои педагогические задачи, снижая её развивающий эффект (Трифонова, 2017).
В настоящее время подавляющее число детей имеют доступ к смартфонам и планшетам в домашних условиях. Это радикально меняет формы деятельности и общения, что вполне устраивает родителей (так как ребенок сам себя занимает) и детей (Смирнова, Матушкина, 2018).
Установки взрослых на раннее развитие, которое понимается как «обученность», только тормозит целостное развитие личности. Повышенные требования к умственному развитию детей, сочетаются с чрезмерно бережным отношением к их физической безопасности и самостоятельности (Смирнова, 2015, г).
Так наблюдается тенденция, что дети становятся, более умственно развиты, высоко информированы, технически грамотны, но остаются пассивными, несамостоятельными, зависимыми от обстоятельств и взрослых (Смирнова, Матушкина, 2018).
Актуальность исследования Игра, безусловно, является важной составляющей в жизни ребенка. Но, современные исследования (Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова, О.В. Государева) показывают, что игровая деятельность уже не та, как была раньше. Сюжеты игр поменяли свою тематику. Как показывает практика, современным детям телевидение дает больше образов для игры, чем повседневная жизнь взрослых. Е.О. Смирновой и И.А. Рябковой был обнаружен новый игровой мотив - «самодостаточность», который не предполагает взаимодействия с другими детьми и даже не предполагает сюжета. Дети входят в выдуманный образ, и это переживание становится достаточным для игры. Это говорит о том, что ролевая игра может разворачиваться как свой автономный образ (Смирнова, Рябкова 2018, б). Ролевые образы не обязательно предполагают игровые действия. Дети могут назвать свою роль, даже распределить роли, но при этом не разворачивать игровые действия (Смирнова, Рябкова, 2018, а). Наблюдается замена активных игр - пассивными видами деятельности (Рябкова, 2016). Игрушки не всегда соответствуют психологическим и педагогическим требованиям, не пробуждают воображение, а их огромное количество способствует потери интереса и элементарному накопительству (Хайдукова, 2016). Таким образом, в связи с изменением характера игровой деятельности, есть необходимость дальнейшего её изучения в значении развитии личности ребенка.
Методологические основания исследования. Деятельностный подход (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), культурно - историческая теория развития Л.С. Выготского, теория игровой деятельности Д. Эльконина.
Эмпирические основания исследования. Ими послужили отечественные исследования игровой деятельности Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, О.В. Государевой, Е.О. Смирновой, И.А. Рябковой, О.В. Гребенниковой. Отечественные исследования эмоциональной сферы - Е.И. Изотовой, А.М. Щетининой, А.В. Запорожца, Я.З. Невирович, Л.С. Выготского, Е.М. Листик, М.И. Лисиной.
Новизна заключается в исследовании сформированности игровой деятельности современных старших дошкольников, в уточнении и расширении представлений о параметрах игры, имеющих важное значение для развития эмоциональной сферы.
Объект исследования: эмоциональная сфера и игровая деятельность старших дошкольников.
Предмет исследования: взаимосвязи между параметрами игровой
деятельности и эмоциональной сферы старших дошкольников.
Цель исследования - изучение взаимосвязей между параметрами развития игровой деятельности и эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) Выполнить анализ психолого - педагогической литературы по данному вопросу. Раскрыть понятия эмоциональная сфера и игровая деятельность старших дошкольников.
2) Раскрыть важную роль игры в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников.
3) Подобрать методики для исследования игровой деятельности и эмоциональной сферы старших дошкольников.
4) Провести исследование эмоциональной сферы и игровой деятельности в ДОУ у старших дошкольников.
5) Выделить три группы (кластера) дошкольников с разным уровнем развития игровой деятельности.
6) Провести сравнительный анализ особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников, с разным уровнем сформированности игровой деятельности.
7) Выявить и охарактеризовать специфику взаимосвязей показателей игровой деятельности и эмоциональной сферы у старших дошкольников с разным уровнем развития игры.
8) Проанализировать результаты статистического анализа. Сделать выводы на основании полученных данных.
9) Подготовить рекомендации педагогам, по развитию игровой деятельности, на основе результатов исследования.
Гипотезы:
1) У дошкольников с развитой игровой деятельностью эмоциональная сфера также является достаточно сформированной. То есть, при высоком развитии элементов игры дошкольники более инициативны, чувствительны к воздействиям сверстников, имеют положительный эмоциональный фон, хорошее настроение, готовность учитывать эмоциональное состояние другого человека.
2) В группах дошкольников с разным уровнем развития игровой деятельности корреляционные взаимосвязи будут специфичны. Так предполагается, что у дошкольников с высоким уровнем выраженности параметров игры, количество корреляционных связей с эмоциональной сферой будет больше (то есть, параметры игровой деятельности тесно связаны со всеми измеренными характеристиками эмоциональной сферы).
Методы исследования: анализ литературы, методы
психодиагностического обследования, методы статистического анализа эмпирических данных (кластерный анализ, сравнительный анализ, корреляционный анализ).
Практическая значимость. Выявленные психологические
закономерности связи игровой деятельности и эмоциональной сферы представляют практическую значимость для работы педагога - психолога в ДОУ. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программ направленных на поддержку и развитие игровой деятельности, и профилактику нарушений эмоциональной сферы дошкольников. Для составления методических рекомендаций для педагогов и родителей в психологическом просвещении.
Апробация результатов исследования.
1. Бояршинова Н.П. Структура игровой деятельности старших дошкольников // Ярмарка научно - практических инициатив студентов "ЯНПИС -2018": матер. XV городской науч.-практ. конф. (25 мая 2018 г., г. Пермь, Россия) / А.А. Вихман, А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов. — Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т., 2018. — С. 13-15.
2. Бояршинова Н.П. Особенности взаимосвязей параметров эмоциональной сферы и игровой деятельности у старших дошкольников // Ярмарка научно - практических инициатив студентов "ЯНПИС -2019": матер. XVI городской науч.-практ. конф. (23 мая 2019 г., г. Пермь, Россия) / А.А.
Вихман, А.Ю. Калугин, Д.О. Смирнов. — Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун¬т., 2019.
Происходящие в настоящее время изменения в системе дошкольного образования связано с провозглашением дошкольного периода как самоценного для развития личности.
Игровая деятельность и эмоциональная сфера определяются как важная возрастная ценность. Задачи развития эмоций, обеспечение эмоционального благополучия детей определяется ФГОС ДО (от 17 октября 2013 года), в качестве важных, наряду с задачами интеллектуального, физического, речевого, художественно - эстетического развития. Игровая деятельность также поддерживается ФГОС ДО, который ориентирует педагогов на поддержку самостоятельности в игре. Где одно из важных требований - это овладение педагогами игровой культурой, то есть владение разными видами игр (Гребенщикова, 2017).
Из проработанного нами материала можно резюмировать, что многие исследователи обращались к проблеме эмоционального развития через игровую деятельность (Д. Эльконин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.В. Государева, Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова, О.В. Гребенникова, Е.И. Изотова, А.В. Запорожец, Я.З. Невирович, М.И. Лисина и др.), доказывая, что игра имеет существенное значение в жизни ребенка. Она является естественным спутником детства, главным средством и условием в реализации эмоционального развития дошкольников. В игре дошкольник обогащается новыми способами и средствами выражения эмоций, адекватному эмоциональному реагированию, осваивает новые способы эмоционального поведения, способность понимать и выражать эмоциональное состояние социально - приемлемыми способами. Игра способствует становлению, усложнению эмоций и чувств дошкольника. При этом, у взрослого стоят очень важные задачи сохранить природное своеобразие детской игры, не нарушить естественность игрового поведения ребенка давая ему свободу в самоисследовании и самовыражении своих эмоций и переживаний в процессе игры и взаимодействии с другими детьми (Лаптева, 2016). Современные исследования показывают, что идет тенденция утраты игры, как ведущего вида деятельности дошкольников, и происходит её подмена целенаправленным обучением, что приводит к искажению и разрушению игровой деятельности.
Полученные результаты нашего исследования во многом являются неожиданными и вызывают интерес.
Прежде всего, интересно, что у детей с высоким уровнем игровой деятельности, совершенно не развита эмоциональная сфера. Эти дети демонстративны, интеллектуально развиты, умеют организовывать игровое пространство для одного себя, но у них нет особого желания взаимодействовать с другими детьми.
Оптимальный уровень развития эмоциональной сферы был выявлен у детей со средним уровнем развития игровой деятельности. Эти дети открыты к общению, они готовы проявлять инициативу в игре, способны принимать предложения от сверстников, готовы учитывать и принимать эмоциональные состояния друг друга, а так же владеют способами регулирования своего поведения при взаимодействии с другими детьми.
Таким образом, мы приходим к выводу, что необходимо обучать детей игре. Давать детям возможность проявлять свою самостоятельность и инициативу. Необходимо повышать игровое мастерство педагогов и родителей в передаче игровой культуры. Возможно, даже организация специализированных курсов для родителей и педагогов, где будут просвещать о пользе игры, и учить преподносить её детям, рассказывать о разных игровых приемах.
1. Авдулова Т.П. Психология игры: учебник для академического бакавлариата / Т.П. Авдулова. — 2-е изд. — М. : Юрайт, 2018. — 232 с.
2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие / В.П. Арсентьева. — М. : ФОРУМ, 2009. — 144 с.
3. Безматерных Т.В. Игра - ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста // Педагогическое мастерство. — М. : Буки-Веди, 2014. — С. 135-137.
4. Белолуцкая А.К., Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Гаврилова М.Н., Шиян И.Б. Связь характеристик образовательной среды детского сада и уровня развития регуляторных функций дошкольников // Психолгическая наука и образование. — 2018. — Т. 23 № 6. — С. 85 - 96.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб. : Питер, 2006. — 431 с.
6. Божович Л. И. . Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб : ПИТЕР, 2008. — 398 с.
7. Братчикова Ю.В., Волошина Н.С. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. — 2017. — № 1. — С. 19-23.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. — СПб. : Перспектива, 2018. — 148 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. — М. : АСТ, 2010. — 678 с.
10. Гребенникова О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности // Мир психологии. — 2015. — № 1. — С. 101-111.
11. Гребенщикова Т.В. Психолого - педагогическое сопровождение эмоционального развития детей дошкольного возраста в игре / Т.В. Гребенщикова // Вектор науки ТГУ. — 2017. — № 1. — С. 21-24.
12. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли / В.Е. Дружинин. — М. : Сфера, 2003. — 96 с.
13. Дубнякова А.И. К проблеме игровой деятельности современных дошкольников // Вестник Псковского государственного университета. — 2009. — № 7. — С. 178-179.
14. Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. — М. : Академия, 2007. — 234 с.
15. Знаменская Н.В. Психологические критерии эмоционального развития детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы психологического знания. — 2014. — № 2. — С. 80-87.
16. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. — СПб. : Питер, 2008. — 464 с.
17. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. — 2015. — № 1. — С. 65-76.
18. Изотова Е.И. Закономерности и инварианты эмоционального развития детей и подростков: Монография / Е.И. Изотова. — М. : М111У, 2014. — 236 с.
19. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. — М. : Издательский центр "Академия", 2004. — 288 с.
20. Ильин Е.П. Эмоции ичувства / Е.П. Ильин. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2019. — 784 с.
21. Кабрюшкина З.В., Лифинцев Д.В. Опыт социальных контактов как
фактор формирования эмоциональной сферы дошкольников //
Глобальный научный потенциал. Педагогика и психология. — 2014. — № 3. — С. 20-22.
22. Карелина И.О. К вопросу о гендерных различиях в идентификации эмоций детьми дошкольного возраста / И.О. Карелина // Новый взгляд. Международный научный вестник. — 2016. — № 12. — С. 134-143.
23. Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. — Нижний Новгород : НГПИ им. Горького, 1992. — 21 с.
24. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2016. — № 3. — С. 51-55.
25. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. — М. : Смысл, 2016. — 506 с.
26. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. — СПб. : Питер, 2009. — 320 с.
27. Микляева Н.В. Развитие эмоционального и социального интеллекта у дошкольников: Метод. пособие / Н.В. Микляева. — М. : АРКТИ, 2019. — 160 с.
28. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта / М.А. Нгуен // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 5. — С. 80-87.
29. Новиков А.Н. Методология игровой деятельности / А.Н. Новиков. — М. : "Эгвес", 2006. — 48 с.
30. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография / О.А. Орехова. — М. : Сфера, 2008. — 176 с.
31. Пашкевич О.И. Роль семьи в приобщении ребенка к игровой деятельности // Сборники Конференции НИЦ. — : Социосфера, 2013. — С. 42-51.
32. Петренко С.С. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника // Педагогика и психология. — 2017. Т. 6. — № 1. — С. 298-301.
33. Покачалова О.Ю., Смирнова М.Н. Организация гендерного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях // "Ученые заметки ТОГУ". — 2016. — Т. 7 № 1. — С. 180-185.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2019. — 713 с.
35. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — Санкт Петербург : Питер", 2003. — 280 с.
36. Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами / И.А. Рябкова // Психолого - педагогическое исследование. — 2018. Т. 10. — № 3. — С. 12-19.
37. Рябкова И.А. Построение игрового замысла в свободной игре дошкольников / И.А. Рябкова // Вопросы психологии. — 2016. — № 5. — С. 28-36.
38. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно - исторической психологии / Е.О. Смирнова // Культурно - историческая психология. — 2015. Т. 11. — № 3. — С. 9-15.
39. Смирнова Е.О. Понятие "игра " в зарубежной и отечественной психологии / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. — 2015. — № 4. — С. 81-92.
40. Смирнова Е.О. Роль игры в жизни и развитии детей / Е.О. Смирнова // Современная зарубежная психология. — 2013. — № 2. — С. 60-67.
41. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — № 4. — С. 25-34.
42. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А. Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно - историческая психология. — 2018. Т.14.. — № 1. — С. 4-14.
43. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем дошкольном детстве // Психологическая наука и образование. — 2018. — № 3. — С. 43-53.
44. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Особенности принятия дошкольниками игровой роли в разных игровых средах / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Вопросы психологии. — 2018. — № 1. — С. 69-77.
45. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Содержание ролевых игр / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Вопросы психологии. — 2018. — № 2. — С. 41-52.
46. Смирнова Е.О., Собкин В.С. Исследования игры: трудности и возможности / Е.О. Смирнова, В.С. Собкин // Культурно - историческая психология. — 2017. — Т. 13. № 3. — С. 83-86.
47. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка // Современная зарубежная психология.
— 2013. — № 2. — С. 6-18.
48. Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников // Психолого - педагогические исследования.
— 2019. — Том 11 №1. — С. 12-26.
49. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. — М. : Эксмо, 2009. — 176 с.
50. Трифонова Е.В. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В. Запорожца // Культурно - историческая психология. — 2006. — № 1. — С. 77-83.
51. Трифонова Е.В. Развитие игровой компетентности родителей // Развитие психолого педагогической компетентности родителей обучающихся. — 2017.
52. Усова А.П. Сенсорное воспитание дошкольников / А.П. Усова. — М. : , 1993. — 226 с.
53. Хаудукова О.Ю. Культура игровой деятельности современных дошкольников: проблемы и особенности организации / О.Ю. Хайдукова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — 2016. — № 3. — С. 90-93.
54. Шимановская Я.В., Козловская С.Н., Старовойтова Л.И.
Психологические различия интеллектуальной и эмоциональной сфер девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста // Экология человека. — 2016. — № 1. — С. 32-37.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М. : Академия, 2006. — 384 с.
56. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М. : Академия, 2006. — 384 с.
57.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин.— М. : Книга по требованию, 2013. — 228 с.
58. Эльконинова Л.И. Единство аффекта и интеллекта в сюжетно - ролевой игре // Культурно - историческая психология. — 2016. Т. 12.. — № 3. — С. 247-254.
59. Эльконинова Л.И., Григорьев И.С. Опыт и перспективы исследования детской игры в рамках культурно - исторической психологии // Культурно - историческая психология. — 2015. Т. 11.. — № 3. — С. 16¬24.
60. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: дошкольный и младший школьный возраст / П.М. Якобсон.. — М. : Академия, 1999. — 236 с.