СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПОМЕЩАЕМЫХ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ ЭКСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ АЛЕКСЕЕВСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПОМЕЩАЕМЫХ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ ЭКСПОРТА 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПОМЕЩАЕМЫХ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ ЭКСПОРТА АЛЕКСЕЕВСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ 27
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПОМЕЩАЕМЫХ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ ЭКСПОРТА АЛЕКСЕЕВСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования. Актуальность изучения таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта состоит в том, что роль таможенных органов в настоящее время претерпевает важнейшие изменения: они должны решать задачи поддержки целесообразного и оптимального соотношения ввоза и вывоза товаров, интересов отдельных отраслей промышленности, обеспечения равных условий конкуренции, наполнения доходной части федерального бюджета.
С увеличением объемов международной торговли возрастает нагрузка на таможенные органы, так как, с одной стороны, предполагается повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для эффективной защиты экономической безопасности страны, а с другой - максимальное содействие развитию внешнеторговой деятельности.
Одной из значимых таможенных процедур современного периода является процедура экспорта. Благодаря процедуре экспорта ежегодно пополняется российский бюджет, расширяются возможности рынков сбыта собственной продукции .
В условиях активного развития внешнеэкономических отношений в рамках Таможенного союза и Всемирной Торговой Организации возрастает интерес к изучению экспортных операций, их таможенному оформлению и таможенному контролю.
Под таможенной процедурой экспорта подразумевается оформление вывозимых за границу товаров и грузов. Это мероприятие включает в себя не только уплату таможенных пошлин, но и ряд других важных моментов .
При экспорте товаров перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, товары облагаются пошлинами и сборами. Таможенные сборы поступают в казну государства, таким образом, пополняется его бюджет. Если пополнения в бюджет будут не большими, то от этого могут пострадать многие сферы общественной жизни, такие как, например: здравоохранение, образование, оборона, выдача пенсий и субсидий малоимущим гражданам и т.д.
Таможенный контроль экспорта вводится для проверки соблюдения правил пересечения товарами границы в рамках внешнеторговых операций. Ему подвергаются как перевозимые через границу товары, так и транспортные средства, документация и деятельность лиц, оказывающих услуги в данной сфере.
Таможенный контроль экспорта начинается с момента подачи таможенной декларации (иных документов подтверждающих намерение вывоза данного груза) и оканчивается пересечением груза границы ТС.
Таким образом, актуальность темы дипломного исследования обусловлена значимостью таможенной процедуры экспорта, что требует особого внимания к новшествам процедуры таможенного контроля товаров, помещаемых под данную процедуру.
Анализ степени изученности темы. Основных работ, посвященных данной теме, написано очень мало и их сведения устарели, поэтому изучение и анализ таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта требует проведения теоретического анализа.
Проблемам таможенных процедур и таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта в научной литературе уделяется недостаточно внимание, не рассматриваются актуальные проблемы процедур экспорта в Таможенном союзе, проблемы изменения законодательства и совершенствования норм, а также эффективного администрирования. В связи с этим данная работа имеет научно - практическую значимость.
Особенности и содержание таможенной процедуры экспорта прорабатывались российскими экономистами, такими как А.С. Круглова, Н.С. Назаренко, В.Н. Осипов и другие.
Существенный вклад в изучении условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта внесли такие экономисты, как А.Э. Гореев, С.Э. Сханова, Ю.В. Малевич и другие.
В работе К.А. Сальникова приведены сведения об организации таможенного оформления и контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.
Изучение таможенных процедур и таможенного контроля получило отражение в трудах Н.А. Модина, А.А. Уварова, А.С. Фролова и др.
Изучением экспортных операций, их таможенным оформлением и таможенным контролем товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта занимались такие специалисты как О.Б. Долгополов, А.С. Дудка, О.Р. Попов, П.С. Шевчук и другие.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и недостаточной разработанностью направлений решения данной задачи. На практике неразрешенность этого противоречия приводит к снижению доходной части федерального бюджета, а также снижению качества таможенных услуг, предоставляемых таможенными органами.
Объектом дипломного исследования является таможенный контроль товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта Алексеевского таможенного поста.
В качестве предмета исследования выступает таможенный контроль товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1) изучить теоретические основы таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта;
2) проанализировать практику таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта Алексеевского таможенного поста Белгородской таможни;
3) предложить направления совершенствования таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта Алексеевского таможенного поста Белгородской таможни.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, изложенного в исследованиях А.Э. Гореева, С.Э. Сханова и др., и позволившего рассмотреть таможенный контроль товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта как систему, изменяющуюся в результате взаимодействия отдельных элементов с внешней средой.
Применение системного подхода позволило детально представить организацию таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.
Важную роль в процессе исследования играют методы факторного и сравнительного анализа, наблюдения и опроса, а также анализ нормативных документов. Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством методов математической статистики.
В качестве эмпирической базы исследования выступают:
1) Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон от 30.11.2001 года №830-ФЗ «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности», Федеральный закон от 27.11.2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Федеральный закон от 08.12.2003 года № 164-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации1.
2) Федеральные, региональные и местные нормативно-правовые акты, определяющие и регламентирующие проведение таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.
3) Отчетные и аналитические материалы Алексеевского таможенного поста Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в целях совершенствования законодательных нормативно- правовых актов, касающихся таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.
конституция Российской Федерации. М., 2013; Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 № 17) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615; О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности : постановление Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830 // Российская газета. - 2014. - № 53. - Ст. 489; О государственном регулировании внешнеторговой деятельности : федер. закон от 8 декабря 2003 г. № 164- ФЗ // Российская газета. - 2003. - 12 декабря; О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Российская газета. - 2010. - 30 ноября.
Сформулированные общие рекомендации, а также отдельные положения дипломного исследования могут быть использованы для повышения эффективности деятельности государственных и общественных структур, Алексеевского таможенного поста Белгородской таможни, а также при чтении специальных курсов по конкретной дисциплине для студентов специальности «Таможенное дело».
Структура дипломного исследования включает в себя введение, три раздела, заключение, список источников и литературы и приложения.
В результате исследования теоретических и практических аспектов таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, установлено, что положения Таможенного кодекса Таможенного союза направлены на значительную либерализацию вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, в том числе в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
Таможенная процедура экспорта представляет собой процедуру, при которой товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
Анализируя порядок помещения товаров под таможенную процедуру экспорта особое внимание уделяется следующим моментам: товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру, за исключением изменения количества и состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.
Особенностью таможенной процедуры экспорта является то, что под него помещаются только те товары, которые находятся в свободном обращении на таможенной территории Таможенного союза.
Исходя из содержания исследуемого таможенной процедуры лицу предоставляется полная свобода пользования и распоряжения товарами после их вывоза с таможенной территории Таможенного союза, но при этом в отношении товаров должны быть уплачены таможенная пошлина и сбор за таможенное оформление, а также соблюдены все ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнены все иные условия, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, другими федеральными законами и иными правовыми актами.
Экспорт товаров осуществляется при условии соблюдения мер экономической политики и уплаты следующих таможенных платежей: таможенные сборы за таможенное оформление и экспортные (вывозные) таможенные пошлины.
При помещении товаров под таможенную процедуру экспорта подлежат уплате вывозные таможенные пошлины (если таковые установлены). Внутренние налоги подлежат возмещению.
При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, помимо таможенного контроля, направленного на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, применятся экспортный контроль, проводимый уполномоченными государственными органами.
Алексеевский таможенный пост Белгородской таможни является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию полномочий Федеральной таможенной службы, задач и функций таможенных органов в регионе деятельности таможенного поста в пределах компетенции, определенной Таможенным кодексом Таможенного союза.
На Алексеевском таможенном посту производится таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортами. Товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками, то есть система управления вероятностью несоблюдения таможенного законодательства.
В целях совершенствования таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, введение системы управления рисками позволяет оптимизировать распределение ресурсов таможенной службы; снижение административного воздействия на законопослушных участников внешнеэкономической деятельности с одновременным усилением таможенного контроля в отношении отдельных товаров и лиц, в отношении которых существует наибольшая вероятность нарушения действующего законодательства.
Совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Таможенного союза, ориентировано на решение тактической задачи Федеральной таможенной службы России: «Совершенствование таможенного контроля вывозимых товаров на основе информационно-технического обеспечения, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий».
Основным ожидаемым результатом совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля товаров, вывозимых с территории Таможенного союза, является создание условий для повышения эффективности контроля таможенными органами за оборотом экспорта товаров, заявляемой участниками внешнеторговой деятельности таможенной стоимостью вывозимых товаров, выполнения положений Таможенного кодекса Таможенного союза.
Экономические последствия совершенствования таможенного оформления и таможенного контроля товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Таможенного союза, состоят в повышении собираемости таможенных платежей при экспорте товаров.
На основании вышеизложенного, в целях совершенствования таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта предлагается:
1) организовать работу отделов (отделений) контроля за таможенным оформлением и отделов (отделений) таможенного оформления и таможенного контроля с использованием существующих информационных технологий с учетом фактора приоритета информации, полученной таможенным органом при осуществлении досмотровых операций, по сравнению с информацией о товаре на электронных и бумажных носителях, в том числе направленных приграничными таможенными органами;
2) рассмотреть вопрос об усилении досмотровых групп за счет перераспределения имеющейся штатной численности;
3) усилить работу по организации таможенного сопровождения товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта;
4) организовать систему передачи данных с их дублированием на этапе таможенного сопровождения, в том числе при одновременном участии подразделений таможенной охраны и структур, осуществляющих таможенное сопровождение;
5) рассмотреть предложения о создании и функционировании системы информационного обмена между таможенными органами и таможенными представителями, направленной на ускорение таможенного оформления товаров и транспортных средств и повышение эффективности таможенного контроля;
6) использовать страховые технологии в процессе таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в целях минимизации риска не поступления в федеральный бюджет причитающихся к уплате таможенных платежей;
7) обеспечить пункты пропуска на участках таможенной границы с наиболее интенсивным товаропотоком техникой, инструментом и персоналом с учетом проведения погрузочно-разгрузочных работ в круглосуточном режиме;
8) обеспечить приграничные таможенные органы транспортными средствами в соответствии с объемом выполняемых перевозок;
9) продолжить практику контрольных выездов оперативных групп Федеральной таможенной службы России в пункты пропуска на таможенной границе Таможенного союза.
В результате осуществления предложенных мер, направленных на совершенствования технологии таможенного контроля товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, создаются благоприятные условия для таможенного оформления участников внешнеторговой деятельности.
Для целей совершенствования таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, необходимо создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой при осуществлении таможенного контроля.
Важным направлением совершенствования организации таможенного контроля товаров является внедрение предварительного информирования таможенных органов, обеспечение информационного обмена и проведения специальных операций с таможенными органами иностранных гocyдapcтв. Реализация данной задачи потребует закупки и разработки программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, серверов, организации каналов связи, а также осуществления двусторонних контактов и консультаций с зарубежными таможенными службами по участию в мероприятиях международных организаций и в специальных операциях в правоохранительной сфере.
Разработка и внедрение современных информационных таможенных технологий, в том числе электронного декларирования, методов таможенного аудита, таможенного контроля после выпуска и др. предполагает разработку современных информационных автоматизированных систем таможенного оформления и таможенного контроля на базе уже существующих, позволяющих таможенным органам Российской Федерации перейти на новую ступень работы, с учетом внедрения в практику работы системы управления рисками.
Создание условий для расширения применения предварительного информирования и электронного декларирования, расширение сферы применения системы управления рисками в сочетании с контролем на основе методов аудита должно сопровождаться строительством дополнительных площадей, где будут размещены средства вычислительной техники, локальные вычислительные сети, обеспечивающие системы телекоммуникаций.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2015. - № 7 (4831). - 21 января.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) [Текст] (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 150- ФЗ (ред.15.02.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 150. - Ст. 5.
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
5. О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза [Текст] : федер. закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.06.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. -№ 23. - Ст. 2796.
6. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. -№ 30. - Ст. 3586.
7. Вопросы Федеральной таможенной службы [Текст] : Указ президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473-ФЗ (ред. от 24.09.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. -№ 20. - Ст. 2162.
8. О Федеральной таможенной службе [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 (ред. от 27.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. -№ 38. - Ст. 4823.
9. Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. № 994 (ред. от 29.09.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. -№ 41. - Ст. 5616.
10. О внесении изменений в Стратегию развития таможенной
службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 612-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос.
Федерации. - 2014. -№ 18. - Ст. 2220.
11. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации
до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 62575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2013. -№ 2. - Ст. 109.
12. Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы [Текст] : Приказ ФТС России от 26 декабря 2012 г. № 2656 (ред. от 26.12.2012) // Российская газета. - 2013. -05 апреля.
13. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации : Приказ ФТС России от 14 августа 2007 г. № 977 (ред. от 14.08.2007) / Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php(дата обращения: 31.05.2016).
14. Алексеев, И.С. Внешнеэкономическая деятельность [Текст] / И.С. Алексеев. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 304 с.
15. Андриашин, Х.А. Таможенное право [Текст] / Андриашин Х.А., Свинухов В.Г., Балакин В.В. - М.: Магистр, 2008. - 367 с.
16. Бакаева, О.Ю. Таможенное право [Текст] / О.Ю. Бакаева. - М.:
Юристь, 2007. - 504 с.
17. Бекяшев, К.А. Таможенное право [Текст] / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - М.: Проспект, 2009. - 368 с.
18. Берков, Е.А. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело. [Текст] / Берков Е.А., Галанжин Е.Ф. - М.: Магистр, 2015. - 426 с.
19. Богомолова, А.А. Таможенное право [Текст] / А.А. Богомолова. - М.: Юрайт, 2012. - 176 с.
20. Волженкин, Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности [Текст] / Б.В. Волженкин. - М. : ИНФРА, 2012. - 35 с.
21. Габричидзе, Б.Н. Таможенная служба в Российской Федерации. [Текст] / Б.Н. Габричидзе. - М.: Магистр, 2015. - 376 с.
22. Горбухов, В.А. Таможенное право Российской Федерации [Текст] / В.А. Горбухов. - М.: Омега-Л, 2012. - 208 с.
23. Гореев, А.Э. Основы внешнеэкономической деятельности на автомобильном транспорте [Текст] / А.В. Гореев, С.Э. Сханова. - М.: Проспект, 2013. - 170 с.
24. Гришко, И.Г. Формирование вариантов организации
кадрового обеспечения таможенных органов в современных социально-экономических условиях [Текст] / И.Г. Гришко // Вестник Российской
таможенной академии. - 2012. - № 3. - С. 53-59.
25. Гупанова, Е.Ю. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска [Текст] : монография / Е.Ю. Гупанов. - М. : Издательство РТА, 2012. - 164 с.
26. Долгополов, О.Б. Теория и практика таможенного дела [Текст] / С.А. Дудка, О.Р. Попов, П.С. Шевчук. - М.: Вита, 2011, - 217 с.
27. Давиденко, Л.Г. Налоги и таможенные платежи [Текст] / Л.Г. Давиденко. - СПб: ИЦ Интермедия, 2013. - 199 с.
28. Душкин, С.А. Нарушения таможенного законодательства [Текст] / С.А. Душкин. - М. : ИНФРА, 2012. - 59 с.
29. Жуковец, В.М. Таможенное право [Текст] / В.М. Жуковец. - М.: ООО Изд-во «Элит», 2007. - 208 с.
30. Зеркалов, Д.В. Международные автомобильные перевозки. [Текст] / Д.В. Зеркалов. - М.: Магистр, 2009. - 396 с.
31. Истомин, С.И. Таможенное оформление и применение таможенных процедур. [Текст] / С. И. Истомин. - М. : Деловой двор, 2012. - 329 с.
32. Кайгородов, О.В. Ответственность за преступления в сфере таможенной деятельности [Текст] / О.В. Кайгородов. - М. : РАГС, 2012. - 180 с.
33. Коник, Н.В. Таможенное право России [Текст] / Н.В. Коник, Е.В. Невешкина. - М.: Омега-Л, 2012. - 208 с.
34. Козырин, А.Н. Таможенное дело [Текст] / А.Н. Козырин. - М.: Омега-Л, 2014. - 272 с.
35. Кузьмова, Ю.С. Таможенные правоотношения и нормы таможенного права таможенного союза. Тарифное регулирование [Текст] / Ю.С. Кузьмова, Н.А. Степура. - М Омега-Л, 2012. - 45 с.
36. Косаренко, Н.Н. Таможенное право России. [Текст] / Н.Н. Косаренко. - М.: Флинта, 2013. - 200 с.
37. Круглова, А.С. Основы таможенного дела [Текст] /А.С. Круглова. - М.: Юрайт, 2011. - 304 с.
38. Макрусев, В.В. Коллективные методы и технологии в управлении таможенным делом [Текст] : монография / В.В. Макрусев, Е.М. Богоева. - М. : Издательство РТА, 2013. - 120 с.
39. Макрусев, В.В. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов [Текст] : монография / В.В. Макрусев, Д. Г. Зеркин, М. А. Месяц. - М. : Издательство РТА, 2012. - 170 с.
40. Макрусев, В.В. Управление развитием таможенных органов [Текст] : монография / В.В. Макрусев, Н.В. Пчелинцев. - М. : Издательство РТА, 2013. - 144 с.
41. Месяц, М.А. Совершенствование организационного механизма процессного управления таможенными органами России [Текст] : дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / М.А. Месяц. - М., 2011. - 200 с.
42. Малевич, Ю.В. Управление таможенными процедурами в цепях поставок [Текст] / Ю.В. Малевич. - М.: Омега-Л, 2011. - 208 с.
43. Молчанова, О.В. Таможенное дело. [Текст] / О.В. Молчанова. - М.: Феникс, 2007. - 317 с.
44. Михайлова, Ю.Б. Нарушение таможенного законодательства [Текст] / Ю.Б. Михайлова. - М. : РАГС, 2012. - 93 с.
45. Модин, Н.А. Таможенное дело [Текст] / Н.А. Модин. - М.:
Омега-Л, 2012. - 566 с.
46. Назаренко, Н.С. Таможенное оформление внешнеэкономической деятельности. Практическое пособие [Текст] / Н.С. Назаренко. - М.: Юрайт, 2011. - 415 с.
47. Ноздрачев, А.Ф. Таможенное право [Текст] / А.Ф. Ноздрачев. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 688 с.
48. Осипов, В.Н. Экономика и организация внешнеторговых перевозок [Текст] / В.Н. Осипов. - М.: Проспект, 2011. - 188 с.
49. Покровская, В.В. Таможенное дело [Текст] / В.В. Покровская. - М.: Юрайт-Издат, 2011. - 731 с.
50. Пшеничнов, В.А. Внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело в России [Текст] / В.А. Пшеничнов. - М. : РАГС, 2014. - 173 с.
51. Романова, Е.В. Таможенные платежи. Серия «Краткий курс». [Текст] / Е.В. Романова. - М.: Слово, 2015. - 240 с.
52. Семенова, Г.П. Декларирование и таможенное оформление грузов [Текст] / Г.П. Семенова. - М.: Волтерс Клувер, 2014. - 211 с.
53. Самощенко, И.С. Таможенное право [Текст] / И.С. Самощенко. - М. : РАГС, 2014. - 59 с.
54. Ткаченко, И.Е. Компетентностный подход как условие повышения качества кадрового потенциала таможенных органов [Текст] / И.Е. Ткаченко, А.В. Баранова // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 1. - С. 17-21.
55. Толкушкин, А.В. Таможенное дело [Текст] / А.В. Толкушкин. - М.: Юрайт, 2011. - 551 с.
56. Трошкина, Т.Н. Правовое регулирование таможенных платежей [Текст] / Т.Н. Трошкина, А.А.Шахмаметьев. - М.: Юрайт, 2013. - 415 с.
57. Уваров, АА. Экономика и организация внешнеторговых перевозок [Текст] / А.А. Уваров. - М.: Юриспруденция, 2014. - 200 с.
58. Халипов, С.В. Таможенное право. Вопросы и ответы [Текст] / С.В. Халипов. - М.: Юриспруденция, 2011. - 176 с.
59. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.customs.ru.
60. Виртуальная таможня. Таможенное законодательство
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vch.ru.