Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВОЙ ЖАНР «ТРЕД»: КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №72386

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
263
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания описания речевого жанра
«тред» в Интернет-дискурсе 6
1.1. К проблеме определения понятия «дискурс» 6
1.2. Интернет-дискурс: основные характеристики 9
1.3. К проблеме определения понятия «речевой жанр» 13
1.4. Виртуальные жанры: основные характеристики 15
1.5. К модели описания речевых жанров 17
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Реализация речевого жанра «тред» в Интернет-дискурсе 20
2.1. Медийные параметры 20
2.2. Прагматические параметры 29
2.3. Структурно-семантические параметры 44
2.4. Лингвостилистические параметры 47
Выводы по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Данное исследование посвящено описанию особенностей речевого жанра «тред», существующего в коммуникативной платформе «Twitter» в рамках Интернет-дискурса.
Актуальность. В настоящее время происходит появление новых и активное развитие уже существующих коммуникативных платформ - «Вконтакте», «Facebook», «Twitter», «Instagram» и др., в которых коммуникация организована особым образом, в связи с чем возникает необходимость изучения Интернет-дискурса, в рамках которого происходит общение. К описанию Интернет-дискурса обращались уже многие исследователи (Е.Н. Галичкина, Л.М. Лутовинова, Е.К. Русанов и др.).
В частности, в центре внимания лингвистов оказывается теория речевых жанров (В.В. Деменьтев, К.Ф. Седов, Т.В. Шмелева и др.). Жанроведение давно вышло за рамки изучения «бумажных» текстов, и теперь внимание ученых сфокусировано на исследовании новых жанров, возникающих в Интернет- дискурсе, - на виртуальном жанроведении (Е.И. Горошко, Л.М. Гриценко, М.О. Кочеткова и др.).
«Twitter» представляет собой относительно новую коммуникативную платформу, созданную лишь в 2006 году, поэтому она практически не имеет лингвистического описания. Попытки описать коммуникацию в «Twitter» уже предпринимали А.П. Атягина, Е.И. Горошко, О.В. Мишина и др. Мы также описываем коммуникацию в «Twitter», а именно новый речевой жанр «тред», ранее не находившийся в фокусе внимания лингвистов.
Новизна исследования. Впервые описан «тред» как речевой жанр. В научный оборот введен новый материал.
Объектом исследования выступает речевой жанр «тред», предметом - жанрово-стилистические характеристики речевого жанра «тред».
Цель работы - описать «тред» как речевой жанр, функционирующий в Интернет-дискурсе.
В соответствии с поставленной целью были реализованы следующие задачи:
1) Проанализировать особенности Интернет-дискурса, а также виртуальных жанров;
2) Определить модель описания речевого жанра «тред»;
3) Охарактеризовать медийные параметры жанра;
4) Охарактеризовать прагматические параметры жанра;
5) Охарактеризовать структурно-семантические параметры жанра;
6) Охарактеризовать лингвостилистические параметры жанра.
Материалом исследования послужили 60 тредов от 60 пользователей (более 1000 подписчиков) на платформе «Twitter» с июля 2018 года по декабрь 2019 года.
Методы и приемы исследования детерминированы его целью и задачами. Для отбора материала был использован метод сплошной выборки. Для выделения и описания жанра были использованы: дискурсивный анализ, описательный анализ, контекстуальный анализ, метод лингвистического моделирования, социолингвистический метод, лингвостилистический метод, а также метод статистических подсчетов.
Структура работы:
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении указываются основные квалификационные параметры: актуальность, новизна, объект и предмет, цель и задачи, методы и приемы, материал исследования.
Первая глава посвящена описанию теоретических основ исследования : рассматриваются особенности Интернет -дискурса, характеристики виртуальных жанров, существующих в нем, а также некоторые модели описания речевых жанров.
Вторая глава посвящена детальному рассмотрению речевого жанра «тред», функционирующего в Интернет-дискурсе, согласно лингвистической модели описания речевых жанров Л.Ю. Щипициной описываются медийные, прагматические, структурно-семантические и лингвостилистические параметры жанра.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Список использованных источников и литературы включает в себя 58 источников, в том числе 1 на иностранном языке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование находится в русле виртуального жанроведения и представляет собой анализ речевого жанра «тред», функционирующего в сервисе «Twitter».
Основные характеристики Интернет-дискурса, а именно электронный сигнал сообщения, виртуальность, дистантность, гипертекстуальность, креолизованность, по преимуществу статусное равноправие участников, сочетание разных типов дискурса, специфическая этика, анонимность и др. влияют на развитие виртуальных жанров. Система виртуальных жанров постоянно пополняется, что связано с появлением новых коммуникативных Интернет-платформ и с трансформацией уже существующих. Однако виртуальное жанроведение до сих пор не имеет единой классификации речевых жанров, функционирующих в Интернете, поэтому наше исследование - еще один шаг в направлении развития данной области лингвистики.
Речевой жанр «тред» представляет собой новый, ранее не изученный виртуальный жанр, распространенный в сервисе «Twitter». К прагматическим параметрам жанра относятся коммуникативная цель, образ автора и адресата. РЖ «тред» относится к информативно-оценочному речевому жанру с признаками императивных речевых жанров. Тред отличается высокой степенью интерактивности и направленностью на массового читателя, что способствует повышению популярности пользователя в микроблоге «Twitter». Автор стремится презентовать себя как эксперта в какой-то области знаний, либо как обладателя уникального опыта или интересной информации, что выражается в языковом воплощении жанра. Адресатом при этом выступает широкая аудитория: как пользователи, заинтересованные в получении знаний по заданной теме, так и пользователи, которых привлекает личность автора.
РЖ отличают следующие медийные особенности: интерактивность, креолизованность, мультимедийность, гипертекстуальность и др.
Говоря о структурных особенностях жанра, необходимо отметить, что они отличаются от любых других жанров. Тексты одной тематики объединяются цепочкой и создают таким образом тексты большего объема, чем 280 символов. Тематика речевого жанра очень разнообразна, но при этом сведена к пяти выделенным нами блокам: сообщения о своей сфере деятельности/работе/хобби, сообщения о личном опыте, сообщения о фактах окружающей действительности с точки зрения эксперта, сообщения о фактах окружающей действительности с точки зрения любителя, совет читателям. Треды могут быть написаны как в виде цельной истории, разбивающейся на твиты, так и в виде перечисления фактов.
Тред также обладает уникальным набором лингвостилистических средств, которые передают эмоциональность и оценочность. Фонетико-графические средства (верхний регистр, эмотиконы и др.) позволяют передать интонацию, эмоции и мимику на письме, что придает речи письменно-устный характер. На лексическом уровне можно наблюдать как общую для Интернет- дискурса лексику (компьютерный сленг, ненормативная лексика, разговорная лексика), так и узкую профессиональную лексику, лексику научно-популярного стиля: распределение лексики зависит от одного из пяти типов треда. На морфологическом уровне можно наблюдать частое использование личного местоимения «я» в сочетании с глаголами, передающими актуальную позицию автора. Также авторы часто прибегают к обращениям к читателям, в частности, в ласковой форме, что делает жанр более диалогичным. Использование форм повелительного наклонения и инфинитивов указывают на императивность речевого жанра. Синтаксический уровень ярко демонстрирует эмоциональность и оценочность посредством различных вариаций восклицательных предложений, а также использованием сложных и распространенных предложений. Стилистические средства способствуют как привлечению внимания читателей, так и выражению эмоций и чувств авторов тредов.
«Тред» в настоящее время является сложившимся виртуальным жанром, востребованным пользователями «Twitter».



1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная
коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. / Е.Е. Анисимова - М.: Academia, 2003. - 128 с.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 688 с.
3. Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства : дис. ... канд. филол. наук / Н.Г. Асмус. - Челябинск, 2005. - 266 с.
4. Атягина А. П. Твиттер как новая дискурсивная практика в сети Интернет [Электронный ресурс] // Вестник Омского университета. - 2012. -
№4 (66). - С. 203-209. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvitter-kak-novaya- diskursivnaya-praktika-v-seti-internet(дата обращения: 15.04.2020).
5. Ахренова Н. А. Лингвистические особенности микроблогов // Альманах современной науки и образования. - 2001. - № 9. - С. 119-122.
6. Бабалова Г. Г., Широбоков С.Н. Компьютерный сленг // ОНВ. - 2015. - №3 (139). - С.38-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kompyuternyy- sleng(дата обращения: 31.05.2020).
7. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 5. Работы 1940 -х - начала 1960-х годов. - М.: Русские словари, 1996. - С. 159-207.
8. Борботько В.Г. Элементы теории дискурса: Учебное пособие / В.Г.
Борботько. - Грозный: Чечено¬
Ингушский государственный университет им. Л.Н.Толстого, 1981. - 113 с.
9. Галичкина Е. Н. Характеристики компьютерного дискурса // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 10. - С. 55-59.
10. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций) : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / Е. Н. Галичкина. - Астрахань, 2001. - 40 с.
11. Гончарова Е. А. Жанрообразующие характеристики англоязычного
микроблога Твиттер [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2019. - №3. - С.51-58. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zhanroobrazuyuschie-harakteristiki- angloyazychnogo-mikrobloga-tvitter(дата обращения: 15.04.2020).
12. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики [Текст] / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - М. : Лабиринт, 2001. - 304 с.
13. Горина Е.В. Дискурс Интернета: определение понятия и
методология исследования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 11. - С. 64-67.
14. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение:
устоявшееся и спорное [Электронный ресурс] // Вопросы психолингвистики. - 2010. - № 12. - С.105-123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7virtualnoe-
zhanrovedenie-ustoyavsheesya-i-spornoe (дата обращения: 12.04.2020).
15. Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров
социальных медий [Электронный ресурс] // Жанры речи. - 2015. - №2 (12).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-postroeniyu-tipologii-zhanrov-sotsialnyh-
mediy-1 (дата обращения: 29.04.2020).
16. Горошко Е. И. Чирикающий жанр 2.0 Твиттер, или что нового появилось в виртуальном жанроведении // Вестник Тверского государственного университета. - 2011. - № 3 (Филология). - С. 11-20.
17. Гришечкина Г. Ю. Некоторые особенности синтаксиса в научно¬
популярном тексте [Электронный ресурс] // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - №3. - С.103-109. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-sintaksisa-v-nauchno- populyarnom-tekste(дата обращения: 11.06.2020).
18. Дементьев В.В. Теория речевых жанров / В.В. Деменьтев - М.: Знак, 2010. - 600 с. - (Коммуникативные стратегии культуры)
19. Демьянков В.З. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста. Методы анализа текста. / В.З. Демьянков. - М.: Всесоюзный центр переводов ГКНТ и АН СССР, 1982. - 288 с.
20. Дускаева Л.Р. Журналистский дискурс в аспекте речевых жанров [Электронный ресурс] // Жанры речи. - 2014. - №1-2 (9-10). - С.51-58. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/zhurnalistskiy-diskurs-v-aspekte-rechevyh-zhanrov-1(дата обращения: 09.06.2020).
21. Ефремова Е.Е. Специфические черты компьютерного дискурса // Межкультурная коммуникация и СМИ: Материалы II международной научно - практической конференции. - 2010. - С. 61-71
22. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. // М.: АСТ. - 2010. - 699 c.
23. Загоруйко И.Н. Интернет-дискурс в современном
коммуникационном пространстве [Электронный ресурс] // Вестник КГУ. - 2012. - №3. - С. 56-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7internet-diskurs-v- sovremennom-kommunikatsionnom-prostranstve(дата обращения: 29.01.2020).
24. Зиновьева Н.Б. Гиперссылка как современный инструмент
организации текста электронного сообщения [Электронный ресурс] //
Культурная жизнь Юга России. - 2019. - №4 (75) - С.105-108. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/giperssylka-kak-sovremennyy-instrument- organizatsii-teksta-elektronnogo-soobscheniya(дата обращения: 29.05.2020).
25. Зотова А.Б. Восклицательное предложение в аспекте теории речевых актов : на материале рус. и англ. текстов : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.Б. Зотова. - Воронеж, 2007. - 24 с.
26. Иванов Л.Ю. Текст научной дискуссии: Дейксис и оценка [Текст] / Л.Ю. Иванов. - М.: НИП «2Р», 2003. - 208 с.
27. Керова А.В. Восклицательные предложения как средства
выражения эмотивности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2016. - №21 (760). -
С.174-181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vosklitsatelnye-predlozheniya-kak- sredstva-vyrazheniya-emotivnosti(дата обращения: 10.06.2020).
28. Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознани я (универсальные, типовые и специфичное в языке). / А.Е. Кибрик - М.: Изд- во МГУ, 1992. - 336 с.
29. Кочеткова М. О. Жанровая динамика дискурса блогосферы:
социолингвистический аспект : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.02.01 / М.О. Кочеткова ; науч. рук. Тубалова И. В. ; Том. гос. ун-т. - Томск : [б. и.], 2016. URL:
http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000549138
30. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций [Текст] / В. В. Красных. - М. : ИТДГК «Гнозис», 2001. - 270 с.
31. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров / Л. Е. Кройчик // Основы творческой деятельности журналиста. - СПб. : Знание : СПбИВЭСЭП, 2000. - С. 125-167.
32. Лебедева Н.Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // Вестн. БГПУ. Сер. гуманитар. науки. - 2001. - № 1. - С. 6-12.
33. Лукина М. М., Лосева Н. Г. Контент интернет-СМИ // Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: Материалы к обучающим семинарам / под ред. С. Д. Балмаевой. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2010. - 131 с.
34. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. / О.В. Лутовинова. - Волгоград: Перемена, 2009. - 477 с.
35. Лутовинова О. В. Языковая личность в виртуальном дискурсе: автореф. ... докт. филол. наук: 10.02.19 - теория языка / О.В. Лутовинова. - Волгоград, 2013. - 42 с.
36. Максимов А.А., Голубева Н.М. Эмотиконы как способ выражения
эмоций [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - №33. - С.126-130. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/emotikony-kak-sposob-vyrazheniya-emotsiy (дата
обращения: 11.06.2020).
37. Малыса О. К вопросу о жанре совета // Русский язык: система и функционирование (к 80-летию профессора П. П. Шубы) : материалы III Междунар. науч. конф., Минск, 6-7 апр. 2006 г. : в 2 ч. / редкол. : И. С. Ровдо (отв. ред.) [и др.]. - Минск : РИВШ, 2006. - Ч. 2. - С. 149-152.
38. Манаенко Г.Н. Информационно-дискурсивный подход к анализу осложненного предложения: Монография / Предисл. К.Я. Сигала. - Ставрополь: Став. гос. пед. институт, 2006. - 263 c.
39. Митягина В.А., Сидорова И.Г. Жанры персонального интернет-
дискурса: коммуникативные экспликации личности // Жанры речи. - 2016. - №2 (14). - С. 105-115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanry-personalnogo- internet-diskursa-kommunikativnye-eksplikatsii-lichnosti (дата обращения:
02.06.2020).
40. Патрушева Л. С. Форум как речевой жанр интернет-дискурса : автореф. дис. ... канд. филол. наук. / Л.С. Патрушева - Ижевск, 2015. - 26 с.
41. Прохорова К.В. Научный стиль: учебно-метод. пособие для студентов-журналистов / К.В. Прохорова - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1998. - 32 с.
42. Русанов Е.К. Интернет-дискурс в дискурсивной парадигме
[Электронный ресурс]// Гуманитарные и юридические исследования. - 2016. - №1. - С. 214-217. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-diskurs-v-
diskursivnoy-paradigme (дата обращения: 29.01.2020).
43. Рыжова Л. П. Французская прагматика. / Л.П. Рыжова. - М.: URSS, 2007. - 236 с.
44. Рябова Н.Б. Высказывания с негативной оценкой как средство
речевого воздействия в печатных СМИ [Электронный ресурс] // Вестник ННГУ. - 2015. - №2-2 - С. 523-526. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vyskazyvaniya-s-negativnoy-otsenkoy-kak-sredstvo- rechevogo-vozdeystviya-v-pechatnyh-smi(дата обращения: 09.06.2020).
45. Седов К.Ф. Языкознание. Речеведение. Генристика // Жанры речи: Сб. науч. статей. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2009. - Вып. 6. Жанр и язык. - С. 23-40.
46. Стернин И.А. Оскорбление и неприличная языковая форма как предмет лингвистической экспертизы (бытовое и юридическое понимание) // Антропотекст -1. - Томск, 2006. - С. 339-353.
47. Трепак Я.В. Интернет-дискурс как уникальная жанрообразующая
среда [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №2. - С. 1-8. URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/internet-diskurs-kak-unikalnaya- zhanroobrazuyuschaya-sreda(дата обращения: 08.06.2020).
48. Усачева О. Ю. К вопросу о жанрах Интернет-коммуникации // Вестник МГОУ. - 2009. - № 3. - С. 55-65.
49. Ушаков А.А. Интернет-дискурс как особый тип речи [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2010. - №4. - С.170-174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-diskurs-kak-osobyy-tip- rechi-retsenzirovana(дата обращения: 10.05.2020).
50. Фомина Е. Треды в Twitter: как пользователи соцсети создали новый вид репортажа [Электронный ресурс] // «РБК СТИЛЬ» - URL: https://style.rbc.ru/life/5b5847d09a7947df03627f3f - (дата обращения: 29.05.2020)
51. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учеб. пособие. / В.Е. Чернявская. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 136 с.
52. Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: сб. науч. тр. СПб.: С.- Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2001. - С. 11-22.
53. Шакирова Е. Ю. Сознание vs виртуальность [Электронный ресурс]
// Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2018. - №3. - С. 75-86. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/soznanie-vs-virtualnost (дата
обращения: 28.01.2020).
54. Шляховой Д.А. Жанровые характеристики блогов как электронных
средств массовой коммуникации [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. - 2017. - №4. - С. 939-948. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7zhanrovye-
harakteristiki-blogov-kak-elektronnyh-sredstv-massovoy-kommunikatsii (дата
обращения: 15.04.2020).
55. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - 1997. - №1 - С. 88-99.
56. Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. / Л.Ю. Щипицина: монография. - Архангельск : Поморский ун¬т, 2009. - 238 с.
57. Щипицина Л. Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка) : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.04 / Л.Ю. Щипицина. - Воронеж, 2011. - 446 с.
58. Yates J., Orlikowski W. J. Genre Systems : Structuring Interaction through Communicative Norms [Electronic resource] / Cambridge, Massachusetts, 1998. URL: http://ccs.mit.edu/papers/CCSWP205/(дата обращения: 09.06.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ