Введение 3
Глава I. Теоретические основы конкурентоспособности 10
1.1. Сущность конкурентоспособности 10
1.2. Источники конкурентного преимущества 18
1.3. Факторы и движущие силы конкурентного преимущества 27
1.4. Роль региона в формировании конкурентоспособности 47
Выводы первой главы 60
Глава II. Современное состояние, тенденции развития и конкурентные преимущества экономики Оренбургской области 64
2.1. Формирование и развитие конкурентоспособности России 64
2.2. Экономический потенциал Оренбуржья 77
2.3. Факторы и способы формирования конкурентоспособности региона....92
Выводы второй главы 106
Глава III. Направления повышения конкурентоспособности региона 110
3.1. Повышение роли минерально-сырьевого комплекса в экономике Оренбуржья и формировании конкурентоспособности региона 110
3.2. Формирование и развитие конкурентоспособности предприятий Оренбургской области 122
3.3. Предпринимательство - важный фактор формирования конкурентоспособности 135
3.4. Использование регионального маркетинга для повышения
конкурентоспособности региона 152
Выводы третьей главы 160
Заключение 164
Литература 168
Приложения 177
Актуальность темы исследования. Главным фактором успеха в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность. Между тем Россия, располагая огромными природными ресурсами, значительным научно-производственным и кадровым потенциалом, имеет низкие показатели по качеству жизни, производительности труда, эффективности использования ресурсов, качеству товаров, конкурентоспособности. Решение проблем, связанных с повышением конкурентоспособности, особенно актуально в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Главной идеей вхождения страны в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики.
Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как товар, предприятие, отрасль, регион, страна в целом. Важную роль в формировании конкурентоспособности страны играет регион. Процесс регионализации, а также обозначившийся экономический подъем, актуализируют аспект конкурентоспособности территориально¬хозяйственных систем мезоуровня, инициируют формирование адекватного регионально адаптированного механизма формирования
конкурентоспособности экономики региона. Потребность в научном исследовании этих проблем определяет актуальность диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Изучение экономической литературы показало, что исследованием конкурентоспособности занимались выдающиеся представители зарубежной экономической мысли: А. Смит, Д. Рикардо, Й. Шумпетер, А. Маршалл, П. Самуэльсон, С. Фишер, Р.Дорнбуш, Ф. Котлер, М. Портер, А. Томпсон, А. Стрикленд, Ж. Ламбен, П. Друкер и др. Вопросы конкурентоспособности рассматриваются также в работах российских экономистов: Гранберга А.Г., Козакова Е.М., Лексина В.Н,
4
Фатхутдинова Р.А., Панкрухина А.Г., Некрасова Н.Н., Юданова А.И., Бильчака В., Адамеску А., Бандмана М. и др.
В территориальном аспекте научная разработка вопросов формирования конкурентоспособности не получила достаточного развития. Актуальность проблемы конкурентоспособности для региональной экономики и в целом российской экономики, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная степень ее разработанности определили выбор темы настоящего исследования и его цель.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании основных направлений повышения конкурентоспособности региона.
Для достижения поставленной цели намечено решить следующие задачи:
1. Исследовать существующие теоретические подходы к определению экономической сущности конкурентоспособности и источники конкурентных преимуществ;
2. Выявить факторы и уточнить движущие силы конкурентоспособности.
3. Провести анализ конкурентоспособности экономики России и Оренбургской области, выявить экономический и экспортный потенциал региона, сильные и слабые стороны российских предприятий.
4. Обосновать направления повышения конкурентоспособности Оренбуржья.
5. Предложить стратегии формирования конкурентоспособности предприятий Оренбуржья.
6. Разработать рекомендации по использованию регионального маркетинга в повышении конкурентоспособности региона.
Объектом исследования является регион как социально- экономическая система, функционирующая и развивающаяся в контексте территориальной и международной конкуренции.
5
Предметом исследования выступают экономические условия и механизмы формирования и реализации конкурентоспособности территориально-хозяйственной системы мезоуровня в условиях рыночной трансформации национальной экономики.
%
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения, представленные и обоснованные в научных трудах российских и зарубежных экономистов, посвященных теоретическим и практическим проблемам конкурентоспособности. Методологическую базу диссертации составили также законодательные и нормативные документы государственных органов Российской Федерации и Оренбургской области.
В процессе исследования автором использовались методы научного познания: системный, исторический, статистический методы, методы анализа и синтеза и сравнительного анализа.
Информационную базу исследования составили материалы Государственного комитета РФ по статистике и Оренбургского областного комитета государственной статистики, а также законодательные и нормативные акты РФ.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в решении актуальной научной задачи, связанной с разработкой направлений повышения конкурентоспособности региона.
1. Дано на основе комплексного подхода уточненное понятие конкурентоспособности региона. Конкурентоспособность региона определяется, как эффективность использования региональных ресурсов (природных факторов, рабочей силы и капитала) по сравнению с другими регионами, которая находит выражение в величине ВРП на душу населения, в динамике роста ВРП, а также в системе показателей и индикаторов (величина производственных фондов, природных и человеческих ресурсов, уровень инвестиций в экономику региона, уровень жизнеобеспечения населения).
6
2. Рекомендовано включение в состав движущих сил конкурентоспособности - государства и предпринимательства и дополнение модели конкурентоспособности региона двумя целями: формирование благоприятных международных условий жизнедеятельности области и создание механизма приграничного сотрудничества, определена роль предпринимательства в развитии конкурентной среды в добывающих отраслях, машиностроении и в аграрном секторе.
3. Разработана концепция интеграции конкурентоспособных предприятий газовой и нефтяной промышленности с предприятиями металлургии, машиностроения и агропрома, что позволит образован» несколько полюсов роста, создать хорошо отлаженную систему множества конкурентоспособных поставщиков и клиентов, предотвратить анклавизацию экономики, обеспечить рост внутреннего потребления металла. В результате интеграции ТЭК с предприятиями машиностроения на основе использования инвестиционных возможностей предприятий ТЭК возможна организация производства нефтегазового оборудования и сельскохозяйственной техники, интеграция позволит образовать кластер инновационной активности; определены пути повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий ТЭК за счет углубления переработки сырья.
4. Предложены типы стратегий конкурентной борьбы для соответствующих типов предприятий региона, а также ключевые характеристики состояния предприятия, позволяющие сформулировать принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятий, определены показатели конкурентоспособности предприятия: прибыль от реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках (удельный вес продукции, реализуемой на внешнем рынке), уровень высокотехнологичной продукции, темпы роста стоимости предприятия, уровень инвестиций в обновление производства.
В настоящее время конкурентоспособность является главным показателем эффективности экономики. Важную роль в формировании конкурентоспособности страны играет регион. В связи с этим важно исследовать источники, факторы, движущие силы конкурентоспособности региона, выявить направления ее формирования на уровне региона и предприятия.
В работе исследованы подходы к определению сущности конкурентоспособности, выявлены позиции по этому вопросу российских и зарубежных экономистов, показана роль международной конкуренции в формировании конкурентоспособности страны, отрасли, предприятия, региона, исследованы факторы конкурентного преимущества (рабочая сила, инфраструктура, спрос на внутреннем рынке, родственные и поддерживающие отрасли, стратегии предприятий, образующих национальный ромб конкурентоспособности), выявлены механизмы создания факторов более высокого порядка (учебные заведения, программы профессионально - технического образования, исследовательские институты), установлено, что в результате сотрудничества частного сектора и государства создаются факторы конкурентоспособности: предприниматели создают развитые и специализированные, а государство - основные и общие. На основе анализа выявлено, что предпринимательство и государство являются главными движущими силами
конкурентоспособности. Поэтому нами предлагается дополнить ромб конкурентоспособности М.Портера включением в его середину движущих сил - государства и предпринимательства.
Исследованы различные методологические подходы к определению роли региона в экономическом росте страны, сделан вывод о том, что в решении вопросов повышения экономического роста регионов следует опираться не на одну теорию, а на все, что позволит учесть весь комплекс методологических подходов.
165
В работе рассмотрены позиции России по конкурентоспособности, систематизированы возможные ниши России на мировом рынке; исследован экономический и внешнеэкономический потенциал Оренбургской области, сделан вывод о том, что в экономике области наблюдаются как положительные, так и отрицательные тенденции: в производственной и финансовой сфере положение улучшается, а в социальной продолжаются негативные процессы. Благодаря природно - сырьевым ресурсам Оренбуржье имеет высокую вовлеченность в мирохозяйственные связи. В товарной структуре экспорта первое место занимает продукция ТЭК, второе
- продовольствие, третье - продукция машиностроения, ежегодно возрастает объем инвестиций (черная металлургия, отрасли ТЭК).
Впервые исследованы конкурентные преимущества области, которые определены как совокупность природных, социально - экономических, научно - образовательных, технических, информационных, культурных, институциональных условий, сложившихся в регионе, отличающих регион от других и определяющих долгосрочные перспективы производства в нем товаров и услуг. В работе обосновываются способы формирования конкурентоспособности предприятий на основе использования новшеств и выхода на рынок с продукцией высокого качества, приближения предприятия к потребителю, вхождения предприятия в определенный кластер и формирования в регионе кластера инновационной активности. Предложенное нами уточненное понятие конкурентоспособности региона, а также система показателей позволяют определить состояние конкурентоспособности региона и выработать стратегию реализации программы достижения конкурентоспособности.
Предложено дополнить модель конкурентоспособности региона еще двумя целями: формирование благоприятных международных условий жизнедеятельности области и создание механизма приграничного сотрудничества, т.е. трансформировать ромб в региональный шестиугольник.
166
В работе предлагается концепция интеграции конкурентоспособных предприятий газовой и нефтяной промышленности с предприятиями металлургии, машиностроения и агропрома, позволяющая образовать полюсы роста и создать систему множества конкурентоспособных поставщиков и клиентов. Интеграция предприятий ТЭК с предприятиями машиностроения и металлургии на основе использования инвестиционного капитала ТЭК позволит организовать производство нефтегазового оборудования и сельскохозяйственной техники.
Рассматривая основные структурные составляющие и цели региональной промышленной политики, определены принципы реформирования промышленности: создание условий для конкуренции и переход к новому уровню сотрудничества государственных органов с бизнесом, повышение эффективности управления госсектором экономики, содействие интеграции добывающих и обрабатывающих отраслей, приоритет «новой экономики» (высокие технологии, отрасли услуг - туризм, перевозки, образование), разработка программы по привлечению иностранного капитала, разработка стратегии перевода экономики на инновационный путь развития.
В работе обосновываются рекомендации для предприятий области, которые будут способствовать формированию их конкурентоспособности, ориентирующие предприятия на выбор эффективных партнеров (поставщиков и покупателей), на жесткие стандарты качества изделий, на постоянное обучение персонала. Предложены типы стратегий конкурентной борьбы для соответствующих типов предприятий и показатели конкурентоспособности: прибыль от реализации продукции на внутреннем и на внешнем рынках (удельный вес продукции, реализуемой на внешнем рынке), уровень высокотехнологичной продукции, темпы роста стоимости предприятия, уровень инвестиций в обновление производства.
Сформулированы элементы концепции формирования
конкурентоспособности города Оренбурга и области, включающие
привлекательность города и области для населения, предпринимателей, туристов, приезжих и т.д., рекомендовано использование регионального маркетинга в формировании конкурентоспособности региона и образование межрегионального маркетингового центра.
1. Аакер Д.Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. Под ред. Каптурельского Ю.Н. - Спб: Питер, 2002, 544 с;
2. Абалкин JI. Логика экономического роста. М., 2002. Горемыкин В.Л.,
3. Авраменко С, Союзы предпринимателей и их взаимодействие с государством (опыт Швейцарии) // Экономист,№10, 2000.
4. Адамеску А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы // Экономист,№ 3, 1997, с.34-45;
5. Алиев В.Т., Атабаев М.А., Алимурадова М.К. и др. Региональные проблемы переходной экономики. Под ред. В.Г Алиева М.: ЗАО издательство экономики, 2002, 646 с;
6. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике, // Экономист, 1997,№10, с.34-42.
7. Андреев В.Е. Конкурентоспособность региона и методом ее оценки. Ярославль, 1999, 54 с;
8. Ансофф И. Стратегическое управление, М.: 1994;
9. Аристер Н.И., Половинкин П.Д., Сахарнов Ю.В. Предпринимательство как стратегический фактор экономического развития. Спб., 1996;
Ю.Белоусов Р. Экономический потенциал России // Экономист, №11, 1997, с. 3-11;
11. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом №5, 2001, с. 13-71;
12. Бернштам Е. Сравнительный анализ инвестиционных преимуществ федеральных округов // Экономист, №10, 2002, с. 55-59;
13. Большой экономический словарь. Под ред. А.Н. Азрилияна М.: Институт новой экономики, 1999, с 248;
14. Борисюк Н.К., Б.А. Давыдов Реформирование хозяйственных отношений при переходе к рынку М.: ОАО Изд - во «Экономика», 1997, 286 с.
15. Борисов В. Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность // Экономист, 2000, №11, с. 29-34.
16. Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире // Вопросы экономики, №5, 2003, с. 19-41;
17. Быков А. Глобализация и регионализация: российские интересы и перспективы евразийской интеграции // Российский экономический журнал, №7, 2001, с.59-76;
18. Вайнштейн Г. От новых технологий к «новой экономике» // МЭ и МО, 2002, №10, с.22-29;
19. Валтазарова Л.С., Кривова В.Д., Климантова Т.И и др. Россия в глобализирующемся мире: новые требования к стратегии развития. // Регион: экономика и социология, №2, 2002, с.130-193;
20. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие - М:. ИНФРА-М, 2001.207с.
169
21. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2002, с.239;
22. Гаврин А.С. Перспективы развития неинтегрированных нефтегазодобывающих компаний на базе господдержки //Нефть, газ и бизнес, 2000, №6.
23. Газовая промышленность и электроэнергетика: меры регулирования и реформы. Экономические обзоры ОЭСР. 2001-2002. // Вопросы экономики, №6, 2002, с.32-107;
24. Гайдар Е. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России // Вопросы экономики, №5, 2003, с.4- 18;
25. Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ. // Вопросы экономики, №6, 2002, с.92- 107;
26. Гладский Ю.Н., Гистобаев А.И. Основы региональной политики. Учебник Спб, издательство В.А. Михайлова, 1998.
27. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега - Л, 2004,472с.
28. Горбань М., Гуриев С., Юдаева К. Россия и ВТО: мифы и реальность // Вопросы экономики, №2, 2002, с.61-181;
29. Губанов С. Конкурентоспособность экономики - функция системы воспроизводства. // Экономист, №4, 2003, с.9-20;
30. Гурков И.Б. Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг, №1, 1997, с.20-31;
31. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001, с. 176;
32. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.: Экономика, 2000, с.435;
33. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник./ Государственный университет - Высшая школа экономики. М., 2000;
34. Гранкина Н.А., Попов Е.В. Разработка внешнеэкономической стратегии сбыта продукции // Маркетинг в России и за рубежом, №3, 2003, с.90- 102;
35. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. Учебник М.: Информационно - изд. дом «Филинъ», Рилант, 2001, 506 с.
З.Дайан А. Маркетинг города. Пер. с франц. Науч. ред. А.Г. Худокормов, М.: Экономика, 1993;
36. Дзарасов С. Возможен ли рост российской экономики // Вопросы экономики, №3, 2002, с. 142-146;
37. Друкер П., Эффективность управления. Экономические задачи и оптимальные решения М.: Фаир - пресс,1998;
38. Дульщиков Ю.С. Региональная практика и управление. М.: Изд-во РАГС, 1998;
39. Думнов А.Д. Макроэкономическая оценка использования природных ресурсов России // Вопросы статистики, № 1, 2001, с.48-55;
170
40. Жученко И.А., Промыслов Б.Д., Олещук Н.И., Гафаров P.P. ОАО «Газпром»: актуальные проблемы управления и совершенствования механизма деятельности. М.: «Газпром пресс», 2002, 320с;
41. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Субфедеральные аспекты глобализации // Вопросы экономики, №5, 2003, с.50-66;
42. Емельянов С. Международная конкурентоспособность производителей США: методика анализа // Мировая экономика и международные отношения, №3, 2000, с.83-90;
43.3агладин Н. Внешняя политика России в эпоху глобализации // МЭ и МО, №10, 2002, с.3-21;
44.3акон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», 1995;
45.3акон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», 1998;
46.3акон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», 1999;
47.3ахарова Т.В. Служат ли минеральные ресурсы факторам экономического роста // Эко, №7, 2002, с. 112-121;
48.3имина Т.Н., Поздняков Ю.И., Ильина В.А. Оценка конкурентоспособности отечественных изделий легкой промышленности // Кожевенно-обувная промышленность, №1, 2002, с.29;
49.3а высокую конкурентоспособность. Доклад по материалам Ученого совета института мировой экономики и международных отношений РАН 22 ноября 2000г. // Мировая экономика и международные отношения, №2, 2002, с. И4-118;
50.Ивантер В.В., Говтвань О.Ю., Ксенофонтов М.Ю., Панпилов B.C., Узяков М.Н. Экономика роста (концепция развития России в среднесрочной перспективе) // Проблемы прогнозирования, №1, 2001, с.3-22;
51 .Илларионов А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики, №1,2000, с.4-26;
52. Инвестиционный рейтинг российских регионов. 2000-2001гг. // Эксперт, №41,2002, с.99-128;
53. Казанцев С.В., Коломак Е.А. Конкурентоспособность регионов сосредоточения предприятий ВПК России // Регион: экономика и социология, №4, 2001, с. 163-175;