Объект исследования - ООО «МЦ «Здравгород» (г. Барнаул).
Основной вид деятельности - деятельность в области здравоохранения.
Проведен анализ технико-экономических показателей за 2018-2020 годы.
Сделана оценка факторов внешней макро и микросреды.
Выявлены направления для решения проблем.
Введение 3
1 Теоретические основы изучения и анализа факторов внешней макро и микросреды 5
1.1 Понятие и элементы внешней макро и микросреды среды, в которой функционирует предприятие 5
1.2 Методы изучения и анализа факторов внешней макро и микросреды предприятия 9
2 Анализ факторов внешней макро и микросреды ООО «МЦ «Здравгород» 15
2.1 Краткая характеристика организации 15
2.2. Оценка факторов внешней макро и микросреды ООО «МЦ «Здравгород» 17
2.3. Направления решения выявленных проблем 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Актуальность исследования вопросов анализа среды в стратегическом управлении обусловлена тем, что в текущих рыночных условиях управление производством и продвижение продукции представляет собой определенную сложность из-за высокой конкуренции. Недостаток внимания к вопросу факторов изменения внутренней и внешней среды в условиях современной экономики приводит к нестабильности в развитии экономического механизма функционирования, повышенной зависимости к кризисным ситуациям, ослаблению рыночных позиций.
В рыночной экономике могут функционировать только те организации, которые способны гибко маневрировать и использовать передовые механизмы управления. Одной из важнейших в данном случае становится задача оценки изменений внутренней и внешней среды организации, а также разработка мероприятий, позволяющих ею управлять.
Целью курсовой работы является исследование методики анализа факторов внешней макро и микросреды.
Цель обусловила постановку и реализацию следующих задач:
– охарактеризовать понятие, состав и методы анализа факторов внешней макро и микросреды;
– дать общую характеристику исследуемого предприятия;
– провести анализ факторов внешней макро и микросреды;
– предложить направления решения выявленных проблем.
Предметом исследования выступают методы анализа факторов внешней макро и микросреды.
Объектом исследования данной работы является деятельность ООО «МЦ «Здравгород».
Методы исследования: сравнение, описание, классификация, анализ, оценка, маркетинговые методы: PEST-анализ, модель «пяти сил» М.Портера и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, цель, задачи, предмет, объект исследования. В теоретической главе рассматриваются основы исследования анализа факторов внешней макро и микросреды. Во второй главе проводится оценка факторов внешней макро и микросреды предприятия, а также разрабатываются направления решения выявленных проблем. В заключении обобщены выводы по проведенному исследованию.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Существуют факторы внешней и внутренней среды, в которой осуществляет деятельность современная организация. В целях анализа факторов внешней макро и микросреды используется несколько методов: модель «пяти сил» М.Портера, PEST-анализ, модель; матрица возможностей; матрица угроз; составление профиля среды; PEST - анализ; наблюдение за конкурентами; анкетирование потребителей или сотрудников.
ООО «МЦ «Здравгород» – активно развивающееся современное предприятие, функционирующее на рынке медицинских услуг. В экономическом плане ООО «МЦ «Здравгород» функционирует относительно стабильно, ежегодно наращивая объемы оказанных услуг и снижая их себестоимость, однако колебания прочих доходов и расходов не позволяют добиться столь же стабильного повышения чистой прибыли. Было отмечено повышение эффективности использования трудовых и производственных ресурсов предприятия. Также было установлено значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской, создающее угрозу финансовой устойчивости предприятия, а также вероятность потери деловой репутации.
В настоящее время на деятельность ООО «МЦ «Здравгород» влияют следующие факторы внешней макро- и микросреды: поведение потребителей в связи со снижением покупательской способности, поведение конкурентов, сильное влияние поставщиков сырья и товаров, тенденции развития мировой экономики, эпидемиологическая обстановка в стране и мире, кредитная политика финансовых организаций, развитие интернет-пространства и доступа к информации, социально-демографические факторы.
Конкурентная позиция ООО «МЦ «Здравгород» является средней по качеству услуг, однако ценовая политика является демократичной. Согласно представленной матрице «Цена-качество», конкурентная позиция ООО «МЦ «Здравгород» является средней по качеству услуг, однако ценовая политика является демократичной. В качественной конкуренции он проигрывает таким конкурентам как «Добрый доктор» и «Надежда», которые предлагают более высокое качество услуг. При этом по цене проигрывают такие конкуренты, как «Биотерм», «Интервал» и «Здоровье».
С учетом выявленных недостатков и наиболее перспективных направлений развития компании ООО «МЦ «Здравгород» был разработан комплекс мер по ее развитию.
1. Бородин В. А. Стратегический менеджмент : учебное пособие / В. А. Бородин, В. А. Любицкая ; Изд-во АГТУ, 2020. – 126 с.
2. Воронов Н.А. Анализ факторов внутренней среды в деятельности предприятия/ Н.А. Воронов, Н.А. Ягунова, И.Ю. Канаева// Сборник статей VI Международной научно–практической конференции. – 2018. – С. 39–44.
3. Голубков Е.П. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 290 с.
4. Горев В.П. Факторы формирования конкурентного преимущества на макро- и микроуровне. - Иркутск: Издательство ИГЭА, 2016. - 164 с.
5. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. – М.: Альфа–М, ИНФРА–М, 2020. – 192 c.
6. Дмитрук Е.Ф. Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ фирмы с учетом внешней и внутренней среды // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2016. - №2. – С. 15-20.
7. Клушина Н.П. Технологии оценки внешней и внутренней среды организации // Символ науки. – 2019. - № 11-2. – С. 240-245.
8. Ковалева Т.В. Изучение факторов внешней и внутренней среды /Т.В. Ковалева// Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – С. 1293–1296.
9. Котлер Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. – 752 c.
10. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие / Лапыгин Ю.Н. – М.: «Инфра–М», 2016. – 242 с.
11. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 507 c.
12. Неверо Д.В., Колосов Г.В. Анализ пяти сил Портера для оценки конкурентной среды // В сборнике: Современная наука. Новые перспективы Cборник научных докладов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». – 2019. – С. 15-16.
13. Порошина Д.Г. Анализ внутренней и внешней среды управления // В сборнике: инновационные технологии в управлении Сборник научных статей. Москва. – 2016. – С. 88-93.
14. Портер М. Э. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2020. – 456 с.: ил.
15. Прядко С.Н. SWOT и PEST-анализ как инструмент принятия грамотных управленческих решений / С.Н. Прядко, М.С. Курилова//
Экономика и социум. – 2017. - № 1-2 (32). – С. 408-411.
16. Сидорин А.В. Методический подход к анализу внешней и внутренней среды организации с целью разработки ее адаптивной стратегии // Теория. Практика. Инновации. – 2019. – № 2 (2). – С. 44–48
17. Тимофеева М.Н. Оценка внешней и внутренней среды компании: методология и практика / М.Н. Тимофеева, Г.С. Ферару // Экономика и социум. – 2017. – № 4 (35). – С. 1353–1357.
18. Тимошенко А.Н. Обзор методов анализа внешней среды предприятия / А.Н. Тимошенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 12–12. – С. 102–105.
19. Филонова А.А. Анализ внутренней и внешней среды организации/ А.А. Филонова /А.А. Филонова// Форум молодых ученых. – 2017. – № 6 (10). – С. 1771–1774.
20. Фудина Е.В. Методология стратегического анализа внешней и внутренней среды организации: / Е.В. Фудина// Сборник статей XI Международной научно–практической конференции. – 2020. – С. 204–208.