Социально-экономические условия развития инфраструктурных институтов рыночной экономики
|
Введение 3
1. Социально-экономическое содержание инфраструктурных 10 институтов рыночной экономики в условиях трансформации
1.1. Место инфраструктурных институтов в системе 10 социально-экономических институтов
1.2. Современное состояние, развитие и иерархия 39 инфраструктурных институтов в РФ
2. Стратегия и механизм институциональных преобразований 61
2.1. Методологические подходы к институциональным 61 преобразованиям
2.2. Содержание инфраструктурных институциональных 78 преобразований
2.3. Механизм институциональных преобразований в регионе 102
3. Основные направления модернизации инфраструктурных 119 институтов в регионе
3.1. Критерии оценки институционального развития рыночных 119 отношений в регионе
3.2. Оценка эффективности функционирования 131 инфраструктурных институтов и их влияния на качество
жизни населения
3.3. Пути и методы модернизации инфраструктурных 159 институтов
Заключение 181
Список литературы 187
1. Социально-экономическое содержание инфраструктурных 10 институтов рыночной экономики в условиях трансформации
1.1. Место инфраструктурных институтов в системе 10 социально-экономических институтов
1.2. Современное состояние, развитие и иерархия 39 инфраструктурных институтов в РФ
2. Стратегия и механизм институциональных преобразований 61
2.1. Методологические подходы к институциональным 61 преобразованиям
2.2. Содержание инфраструктурных институциональных 78 преобразований
2.3. Механизм институциональных преобразований в регионе 102
3. Основные направления модернизации инфраструктурных 119 институтов в регионе
3.1. Критерии оценки институционального развития рыночных 119 отношений в регионе
3.2. Оценка эффективности функционирования 131 инфраструктурных институтов и их влияния на качество
жизни населения
3.3. Пути и методы модернизации инфраструктурных 159 институтов
Заключение 181
Список литературы 187
Актуальность темы исследования
Переходный период по определению предполагает не просто смену модели экономической политики, но также и преобразования в широкой совокупности сфер, составляющих основу социально-ориентированных рыночных отношений: в типах собственности, в законодательстве, в институтах хозяйственной деятельности, в психологии экономических субъектов. По сути, эти преобразования представляют собой трансформацию институциональной среды, состоящей из совокупности формальных институтов, неформальных ограничений и механизмов принуждения.
Институциональная система, включающая в себя различные институты, должна упорядочивать деятельность хозяйственных субъектов посредством норм и правил. Процесс трансформации этой системы, связанный с переходом от одного типа хозяйствования к другому, крайне сложный, так как он связан с возникновением ряда проблем, которые существенно влияют на поведение всех экономических субъектов.
Процесс институциональной трансформации начался в России более 10 лет назад и характеризовался хаотичностью проводимых реформ, их непоследовательностью, а также экономической необоснованностью ряда решений. Некоторые его результаты уже проявились не в самом лучше варианте, и, тем не менее, важности этого процесса и его особенностям по- прежнему уделяется достаточно мало внимания. Пожалуй, только ученые проявляют интерес к этой проблеме, в то время как важнейшие субъекты и непосредственные участники, реально влияющие на этот процесс - реформаторы, представители органов власти - все еще не осознают всей его сложности и непредсказуемости.
Исследование институтов и особенностей их развития было центральным элементом в рамках институциональной экономической теории. Такие выдающиеся ученые как Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, Дж. Коммонс утверждали, что институты - это ключевые элементы любой экономической системы,
4
которые сохраняются, обновляются и изменяются, то есть проходят нормальный эволюционный путь развития. Процесс институциональных изменений и его наиболее значимые особенности исследуются в рамках неоинституциональной экономической теории. Такие известнейшие ученые как Д. Норт, О. Уильямсон, М. Олсон анализировали в своих работах сам процесс институциональной трансформации, его разновидности, этапы и последствия.
В настоящий момент времени при анализе условий экономического развития и отечественные экономисты достаточно большое внимание уделяется вопросам институциональной структуры. Ряд российских ученых активно занимается институциональными разработками - Абалкин Л.И., Капелюшников Р.И., Кузьминов Я.И., Львов Д.С., Маевский В.И., Найшуль В.А., Олейник А.Н., Радаев В.В., Тамбовцев В.Л., Шаститко А.Е. и другие.
По нашему мнению, это связано с тем, что экономическое развитие определяется как технологией производства или наличием ресурсов, так и существующими институтами.
Однако, с нашей точки зрения, по прежнему недостаточно разработанной остается проблема развития инфраструктурных институтов - особого вида институтов, которые, являясь посредниками между экономическими субъектами, призваны снизить неопределенность и сделать поведение хозяйствующих субъектов более предсказуемым.
Очевидно, что для решения социально-экономических проблем при формировании нового типа экономического развития следует оценить функционирование инфраструктурных институтов и внести определенные коррективы в процесс их трансформации и модернизации. Необходимо понять сущность этих институтов, разобраться в их особенностях и учитывать эти результаты при разработке экономической политики. В новых условиях формирования и внедрения институтов необходимо рассматривать их влияние на экономических субъектов. Бессмысленным является такое развитие экономики, когда особенности институциональной среды не учитываются и сама она не подвергается корректировке.
5
Таким образом, мы считаем, что возникла необходимость проанализировать социально-экономическое развитие России с точки зрения институционального подхода и определить направления модернизации инфраструктурных институтов рынка.
Актуальность проблемы и недостаточная разработанность вопросов дальнейшего развития инфраструктурных институтов предопределили выбор темы диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является выявление сущности и закономерностей развития инфраструктурных институтов рыночной экономики, основных направлений модернизации и обоснование на этой основе закономерных связей между институциональными преобразованиями и результатами деятельности хозяйственных субъектов.
Достижение сформулированной цели предполагает решение следующих задач:
- уточнить термин «инфраструктурный институт»;
- раскрыть условия становления, развития и выделить особенности современного состояния инфраструктурных институтов (на примере страховых компаний и коммерческих банков);
- выявить закономерные взаимосвязи между инфраструктурными институтами и экономическими субъектами;
- разработать критерии оценки институционального развития и предложить основные направления модернизации инфраструктурных институтов в условиях трансформации экономики.
Объектом исследования являются инфраструктурные институты рыночной экономики.
Предмет исследования: экономические отношения, связанные с формированием и развитием инфраструктурных институтов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные положения современной экономической теории, в том числе системного и институционального подходов, труды отечественных и
6
зарубежных ученых по вопросам институциональных преобразований и развития инфраструктурных институтов.
При написании диссертационного исследования применялись общенаучные методы наблюдения, анализа, сравнения, аналогии, обобщения, исторический метод, абстрактно-логический метод и экономико¬математические методы.
Информационная база исследования включила в себя материалы программ и докладов о социально-экономическом развитии Российской Федерации и Курганской области, данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике, областного комитета статистки по Курганской области, материалы Центрального Банка РФ и Министерства финансов РФ, законодательные акты РФ и Курганской области, материалы Института Экономики УрО РАН. Также в работе использовались результаты экспертных оценок, данные статистических сборников и экономической периодики.
Наиболее существенные результаты, полученные автором и их научная новизна
1. Уточнено содержание категории «инфраструктурный институт» на основе подходов теоретиков - институционалистов (сторонников «старого» институционализма и неоинституционализма). Инфраструктурные институты определяются как совокупность организаций различных организационно-правовых форм, которые опосредуют движение товаров и услуг, облегчают экономическим субъектам процессы реализации их интересов, повышают оперативность, эффективность и предсказуемость работы рыночных субъектов.
2. Раскрыты условия становления, развития, выделены особенности инфраструктурных институтов российской экономики (на примере страховых компаний и коммерческих банков), выявлена
7
целесообразность модернизации данных видов инфраструктурных институтов.
3. На примере страховых компаний и банков выявлены закономерные взаимосвязи между инфраструктурными институтами и экономическими субъектами, что позволило обосновать влияние этих связей на уровень социально-экономического развития и качество жизни населения.
4. Разработана система критериев оценки институционального развития рыночных отношений в регионе, позволяющая оценивать результативность функционирования трансформируемых инфраструктурных институтов и их влияние на социально¬экономическое развитие и качество жизни населения.
5. Сформулированы основные направления модернизации инфраструктурных институтов на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения их эффективности и усиления положительного влияния на экономическую и социальную безопасность страны и региона.
Переходный период по определению предполагает не просто смену модели экономической политики, но также и преобразования в широкой совокупности сфер, составляющих основу социально-ориентированных рыночных отношений: в типах собственности, в законодательстве, в институтах хозяйственной деятельности, в психологии экономических субъектов. По сути, эти преобразования представляют собой трансформацию институциональной среды, состоящей из совокупности формальных институтов, неформальных ограничений и механизмов принуждения.
Институциональная система, включающая в себя различные институты, должна упорядочивать деятельность хозяйственных субъектов посредством норм и правил. Процесс трансформации этой системы, связанный с переходом от одного типа хозяйствования к другому, крайне сложный, так как он связан с возникновением ряда проблем, которые существенно влияют на поведение всех экономических субъектов.
Процесс институциональной трансформации начался в России более 10 лет назад и характеризовался хаотичностью проводимых реформ, их непоследовательностью, а также экономической необоснованностью ряда решений. Некоторые его результаты уже проявились не в самом лучше варианте, и, тем не менее, важности этого процесса и его особенностям по- прежнему уделяется достаточно мало внимания. Пожалуй, только ученые проявляют интерес к этой проблеме, в то время как важнейшие субъекты и непосредственные участники, реально влияющие на этот процесс - реформаторы, представители органов власти - все еще не осознают всей его сложности и непредсказуемости.
Исследование институтов и особенностей их развития было центральным элементом в рамках институциональной экономической теории. Такие выдающиеся ученые как Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, Дж. Коммонс утверждали, что институты - это ключевые элементы любой экономической системы,
4
которые сохраняются, обновляются и изменяются, то есть проходят нормальный эволюционный путь развития. Процесс институциональных изменений и его наиболее значимые особенности исследуются в рамках неоинституциональной экономической теории. Такие известнейшие ученые как Д. Норт, О. Уильямсон, М. Олсон анализировали в своих работах сам процесс институциональной трансформации, его разновидности, этапы и последствия.
В настоящий момент времени при анализе условий экономического развития и отечественные экономисты достаточно большое внимание уделяется вопросам институциональной структуры. Ряд российских ученых активно занимается институциональными разработками - Абалкин Л.И., Капелюшников Р.И., Кузьминов Я.И., Львов Д.С., Маевский В.И., Найшуль В.А., Олейник А.Н., Радаев В.В., Тамбовцев В.Л., Шаститко А.Е. и другие.
По нашему мнению, это связано с тем, что экономическое развитие определяется как технологией производства или наличием ресурсов, так и существующими институтами.
Однако, с нашей точки зрения, по прежнему недостаточно разработанной остается проблема развития инфраструктурных институтов - особого вида институтов, которые, являясь посредниками между экономическими субъектами, призваны снизить неопределенность и сделать поведение хозяйствующих субъектов более предсказуемым.
Очевидно, что для решения социально-экономических проблем при формировании нового типа экономического развития следует оценить функционирование инфраструктурных институтов и внести определенные коррективы в процесс их трансформации и модернизации. Необходимо понять сущность этих институтов, разобраться в их особенностях и учитывать эти результаты при разработке экономической политики. В новых условиях формирования и внедрения институтов необходимо рассматривать их влияние на экономических субъектов. Бессмысленным является такое развитие экономики, когда особенности институциональной среды не учитываются и сама она не подвергается корректировке.
5
Таким образом, мы считаем, что возникла необходимость проанализировать социально-экономическое развитие России с точки зрения институционального подхода и определить направления модернизации инфраструктурных институтов рынка.
Актуальность проблемы и недостаточная разработанность вопросов дальнейшего развития инфраструктурных институтов предопределили выбор темы диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является выявление сущности и закономерностей развития инфраструктурных институтов рыночной экономики, основных направлений модернизации и обоснование на этой основе закономерных связей между институциональными преобразованиями и результатами деятельности хозяйственных субъектов.
Достижение сформулированной цели предполагает решение следующих задач:
- уточнить термин «инфраструктурный институт»;
- раскрыть условия становления, развития и выделить особенности современного состояния инфраструктурных институтов (на примере страховых компаний и коммерческих банков);
- выявить закономерные взаимосвязи между инфраструктурными институтами и экономическими субъектами;
- разработать критерии оценки институционального развития и предложить основные направления модернизации инфраструктурных институтов в условиях трансформации экономики.
Объектом исследования являются инфраструктурные институты рыночной экономики.
Предмет исследования: экономические отношения, связанные с формированием и развитием инфраструктурных институтов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные положения современной экономической теории, в том числе системного и институционального подходов, труды отечественных и
6
зарубежных ученых по вопросам институциональных преобразований и развития инфраструктурных институтов.
При написании диссертационного исследования применялись общенаучные методы наблюдения, анализа, сравнения, аналогии, обобщения, исторический метод, абстрактно-логический метод и экономико¬математические методы.
Информационная база исследования включила в себя материалы программ и докладов о социально-экономическом развитии Российской Федерации и Курганской области, данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике, областного комитета статистки по Курганской области, материалы Центрального Банка РФ и Министерства финансов РФ, законодательные акты РФ и Курганской области, материалы Института Экономики УрО РАН. Также в работе использовались результаты экспертных оценок, данные статистических сборников и экономической периодики.
Наиболее существенные результаты, полученные автором и их научная новизна
1. Уточнено содержание категории «инфраструктурный институт» на основе подходов теоретиков - институционалистов (сторонников «старого» институционализма и неоинституционализма). Инфраструктурные институты определяются как совокупность организаций различных организационно-правовых форм, которые опосредуют движение товаров и услуг, облегчают экономическим субъектам процессы реализации их интересов, повышают оперативность, эффективность и предсказуемость работы рыночных субъектов.
2. Раскрыты условия становления, развития, выделены особенности инфраструктурных институтов российской экономики (на примере страховых компаний и коммерческих банков), выявлена
7
целесообразность модернизации данных видов инфраструктурных институтов.
3. На примере страховых компаний и банков выявлены закономерные взаимосвязи между инфраструктурными институтами и экономическими субъектами, что позволило обосновать влияние этих связей на уровень социально-экономического развития и качество жизни населения.
4. Разработана система критериев оценки институционального развития рыночных отношений в регионе, позволяющая оценивать результативность функционирования трансформируемых инфраструктурных институтов и их влияние на социально¬экономическое развитие и качество жизни населения.
5. Сформулированы основные направления модернизации инфраструктурных институтов на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения их эффективности и усиления положительного влияния на экономическую и социальную безопасность страны и региона.
1. Проанализированы различные аспекты экономической категории «институт» и определены отличительные особенности, которые позволили определить их сущность. Выделены наиболее важные сущностные характеристики социально-экономических институтов:
- Двойственность (поскольку с одной стороны, они создают возможности, а с другой - ограничивают деятельность субъектов);
- Распределительное и координационное воздействие институтов (достигаемое посредством повышения предсказуемости взаимодействия и снижения трансакционных издержек) в процессе хозяйственно-экономической деятельности;
- Обладание свойствами общественных благ (в частности, неконкурентность в потреблении и неисключаемость из потребления);
- Неоднородность институтов.
2. В диссертации уточнено понятие «инфраструктурные институты». В работе оно определяется как совокупность организаций различных организационно-правовых форм, которые опосредуют движение товаров и услуг, облегчают экономическим субъектам процессы реализации их интересов, повышают оперативность, эффективность и предсказуемость работы рыночных субъектов.
Также в работе определено место инфраструктурных институтов в системе социально-экономических институтов, исследованы виды и функции инфраструктурных институтов, что позволило выявить их определенную структуру и иерархию.
3. Анализ процесса становления и первоначального развития инфраструктурных институтов, проведенный в диссертационной работе, дал возможность раскрыть условия, в которых этот процесс протекал.
Под условиями развития и становления в диссертационном исследовании понимаются обстоятельства, оказывающие влияние, на процесс формирования
182
определенных институтов. Наиболее важными условиями являются: социально-экономические, организационные, институциональные.
4. Анализ современного состояния и развития инфраструктурных институтов российской экономики (таких как страховые компании и банки), проведенный в первой главе диссертационной работы, показал, что эти инфраструктурными институтами, призванные координировать деятельность экономических субъектов, снижать степень неопределенности в их взаимоотношениях, тем самым, давая возможность сокращать трансакционные издержки, характеризуются недостаточным уровнем развития. Помимо этого в процессе своего функционирования они по-прежнему сталкиваются с рядом препятствий и проблем, которые мешают их деятельности, а также выполнению выделенных в работе функций.
Автор обосновывает тот факт, что назрела необходимость проведения институциональных преобразований, которые должны быть не спонтанными, а управляемыми, регулируемыми, так как выделенные два вида институтов:
- во-первых, имеют важнейшее экономическое значение (поскольку позволяют повысить определенность, предсказуемость взаимодействия экономических субъектов, а также существенно влияют на их финансовые возможности);
- во-вторых, являются наиболее социально значимыми среди прочих, так как оказывают влияние на уровень благосостояния общества, воздействуя на денежные активы экономических субъектов и повышая степень их защищенности.
5. Проведен структурно-функциональный анализ банковского и страхового сектора, показаны взаимосвязи и взаимодействие инфраструктурных институтов с экономическими субъектами и установлена необходимость сбалансированного развития различных секторов в рамках существующей российской экономической системы, с учетом различных методологических подходов к процессу институциональной трансформации.
6. Исследованы основные методы институциональной трансформации:
183
- Эволюция институтов (инкрементальные, непрерывные институциональные изменения);
- Революционная трансформация;
- Импорт (или трансплантация) институтов.
Обоснована необходимость внимательного и тщательного отбора метода институциональных преобразований с обязательным учетом особенностей и последствий, возникающих в связи с применением конкретного метода.
7. В качестве важнейшего фактора позитивных институциональных изменений выделено комплексное развитие институтов, которое должно включать в себя, по крайней мере, три аспекта:
- одновременное воздействие на неоднородные институты и институциональные единицы;
- комплексное участие в процессе преобразования органов государственной власти и органов власти субъектов федерации;
- решение проблем, имеющих место в настоящий момент в их совокупности.
Не менее важно, по мнению автора, уделять существенно большее внимание, чем в нынешний момент, неформальным институтам. С этой целью необходимо поддерживать начавшиеся позитивные изменения в системе ценностей и иных неформальных институтах и работать в направлении повышениях их продуктивности.
- Двойственность (поскольку с одной стороны, они создают возможности, а с другой - ограничивают деятельность субъектов);
- Распределительное и координационное воздействие институтов (достигаемое посредством повышения предсказуемости взаимодействия и снижения трансакционных издержек) в процессе хозяйственно-экономической деятельности;
- Обладание свойствами общественных благ (в частности, неконкурентность в потреблении и неисключаемость из потребления);
- Неоднородность институтов.
2. В диссертации уточнено понятие «инфраструктурные институты». В работе оно определяется как совокупность организаций различных организационно-правовых форм, которые опосредуют движение товаров и услуг, облегчают экономическим субъектам процессы реализации их интересов, повышают оперативность, эффективность и предсказуемость работы рыночных субъектов.
Также в работе определено место инфраструктурных институтов в системе социально-экономических институтов, исследованы виды и функции инфраструктурных институтов, что позволило выявить их определенную структуру и иерархию.
3. Анализ процесса становления и первоначального развития инфраструктурных институтов, проведенный в диссертационной работе, дал возможность раскрыть условия, в которых этот процесс протекал.
Под условиями развития и становления в диссертационном исследовании понимаются обстоятельства, оказывающие влияние, на процесс формирования
182
определенных институтов. Наиболее важными условиями являются: социально-экономические, организационные, институциональные.
4. Анализ современного состояния и развития инфраструктурных институтов российской экономики (таких как страховые компании и банки), проведенный в первой главе диссертационной работы, показал, что эти инфраструктурными институтами, призванные координировать деятельность экономических субъектов, снижать степень неопределенности в их взаимоотношениях, тем самым, давая возможность сокращать трансакционные издержки, характеризуются недостаточным уровнем развития. Помимо этого в процессе своего функционирования они по-прежнему сталкиваются с рядом препятствий и проблем, которые мешают их деятельности, а также выполнению выделенных в работе функций.
Автор обосновывает тот факт, что назрела необходимость проведения институциональных преобразований, которые должны быть не спонтанными, а управляемыми, регулируемыми, так как выделенные два вида институтов:
- во-первых, имеют важнейшее экономическое значение (поскольку позволяют повысить определенность, предсказуемость взаимодействия экономических субъектов, а также существенно влияют на их финансовые возможности);
- во-вторых, являются наиболее социально значимыми среди прочих, так как оказывают влияние на уровень благосостояния общества, воздействуя на денежные активы экономических субъектов и повышая степень их защищенности.
5. Проведен структурно-функциональный анализ банковского и страхового сектора, показаны взаимосвязи и взаимодействие инфраструктурных институтов с экономическими субъектами и установлена необходимость сбалансированного развития различных секторов в рамках существующей российской экономической системы, с учетом различных методологических подходов к процессу институциональной трансформации.
6. Исследованы основные методы институциональной трансформации:
183
- Эволюция институтов (инкрементальные, непрерывные институциональные изменения);
- Революционная трансформация;
- Импорт (или трансплантация) институтов.
Обоснована необходимость внимательного и тщательного отбора метода институциональных преобразований с обязательным учетом особенностей и последствий, возникающих в связи с применением конкретного метода.
7. В качестве важнейшего фактора позитивных институциональных изменений выделено комплексное развитие институтов, которое должно включать в себя, по крайней мере, три аспекта:
- одновременное воздействие на неоднородные институты и институциональные единицы;
- комплексное участие в процессе преобразования органов государственной власти и органов власти субъектов федерации;
- решение проблем, имеющих место в настоящий момент в их совокупности.
Не менее важно, по мнению автора, уделять существенно большее внимание, чем в нынешний момент, неформальным институтам. С этой целью необходимо поддерживать начавшиеся позитивные изменения в системе ценностей и иных неформальных институтах и работать в направлении повышениях их продуктивности.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ И ЕЁ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ НА СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Место и значение прессы Китая в нормализации политической и
экономической жизни страны.
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2015 - Социальное партнерство как инструмент региональной социально-экономической политики
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



