Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ

Работа №72348

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
581
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. Исторические и методические особенности использования бисероплетения в учебно-воспитательном процессе
1.1. Исторические особенности развития техники бисероплетения
1.1. Исторические особенности развития техники бисероплетения 10
1.2. Использование техники бисероплетения в кружковой работе с детьми 17 ГЛАВА II. Методика работы кружка по бисероплетению
2.1. Формирование творческого воображения учащихся в условиях
кружковой работы по декоративно-прикладному искусству 31
2.2. Особенности разработки методических материалов и рабочей программы кружка по бисероплетению для учащихся младших классов .„.35
ГЛАВА III. Выполнение творческой части выпускной квалификационной работы - объемной декоративной композиции из бисера
3.1. Творческие поиски и методика выполнения декоративной композиции из
бисера «Букет» 45
3.2. Основные технологические и художественные особенности работы над
композицией из бисера 48
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение 61

Основной направленностью школьного образования XXI века является подготовка учащегося, который обладает опытом творческой деятельности, а кроме того обладает навыками осмысленно, продуктивно реализовать свои знания и умения на практике. Среди основных задач, которые сегодня стоят перед общеобразовательной школой, нужно отметить активизацию творческой деятельности учеников, формирование их теоретических знаний и практических навыков, необходимых для «взрослой» жизни.
Гуманизация, как стратегическое направление современной образовательной системы, предполагает использование личностно-ориентированной модели учебно-воспитательного процесса, в котором каждый учащийся - является субъектом педагогического процесса, а в учебной деятельности предполагается такие творческие преобразования содержания учебного материала, в результате которого наступают внутренние перемены в самом субъекте - развитие его творческих способностей. Поэтому проблема формирования способностей учащихся к искусству, творчеству, как будущий успех их жизненной самореализации, в настоящее время является достаточно актуальной.
Необходимость удовлетворения общественной потребности в творчески одаренных и профессионально грамотных людях подтверждается высказыванием известного психолога Л.С.Выготского: «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязана своим происхождением творческому процессу человека» [13, с.69].
В любом виде деятельности творчество способствует приобщению ребенка к материальной культуре общества, основывается на созидательные процессы, облагораживает и возвышает личность.
Сохранение, приумножение и восстановление богатства декоративно-прикладного искусства - это одна из наиболее важных задач общества. Декоративно-прикладное искусство, которое является культурно-историческим наследием нашего народа, оказывает влияние на формирование художественного вкуса, воспитывает чувство любви к Родине.
Произведения народных умельцев России показывают наглядно, что страна славилась своими мастерами резьбы по кости и дереву, эмальерного искусства, чеканки, гончарами, кружевницами, ткачами, вышивальщицами, мастерицами по бисероплетению.
Народные художественные ремёсла и занятия декоративно- прикладным искусством сегодня переживают новое рождение. Интересен тот факт, что именно в стремительное сегодняшнее время у многих людей появляется желание заняться каким - либо видом художественно-творческой деятельности. У каждого человека, таким образом, появляются возможности проявить свои индивидуальные способности, обогатить свой духовный мир.
Приобщая детей через декоративно-прикладное и народное искусство к богатейшему опыту человечества, можно воспитать образованного, всесторонне развитого, высоконравственного современного человека.
Внеклассные занятия по бисероплетению могут оказать положительное влияние на формирование общей эстетической культуры, развивают способность личности ребенка к художественному восприятию: адекватному восприятию прекрасного в действительности и искусстве. Развитое художественное восприятие оказывает воздействие на выработку системы художественных представлений, убеждений и взглядов, воспитание эстетического вкуса. Одновременно у учащихся формируется умение и стремление творчески преобразовывать свое бытие, вести борьбу против всего безобразного, низменного, уродливого, а также возникает интерес к проявлению себя в искусстве.
Большинство педагогов-исследователей считают, что обучение декоративно-прикладному искусству должно осуществляться на протяжении всего периода учебы ребенка в школе. Младшие школьники обладают достаточно гибкой психикой, их интересы распространяются различные виды творческой деятельности. Одним из привлекательных занятий для учащихся младшего школьного возраста являются внеклассные занятия по бисероплетению.
Изучению методических особенностей обучения декоративно-прикладному искусству (вышивке, ручному ткачеству, макраме, художественной керамике и др., посвящались работы Л.В.Желондиевской, Г.А. Мочалова, С.М.Мурзиной, М.С.Мырзаканова, Н.Н.Пучкова и др.).
Значению народного и декоративно-прикладного искусства в формировании творческого потенциала ребенка посвящены работы известных художников-педагогов В.В.Корешкова, Н.П.Сакулиной, Т.Я.Шпикаловой, А.С. Хворостова.
Проблему развития художественно-творческих способностей школьников в процессе освоения различных видов декоративно-прикладного искусства в своих исследованиях рассматривают И.Л.Левин, О.С.Нечаев, В.У. Плюхина, Л.В. Резанов, Н.М. Сокольникова, С.Т.Соколова, и др.
В ходе анализа теоретических источников по методике обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, практического опыта педагогов изобразительного искусства и дополнительного образования, были выявлены противоречия между:
-потребностью учащихся младшего школьного возраста во внеклассных занятиях художественным творчеством и современными педагогическими условиями общеобразовательных школ для осуществления внеклассных занятий по декоративно-прикладному искусству;
-наличием практической базы обучения искусству бисероплетения и недостаточной разработанностью методики проведения внеклассных занятий по данному виду ДПИ для детей младшего школьного возраста;
-потребностью учащихся в развитии фантазии, творческого воображения и недостаточно развитой системой внеклассных занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Разрешение данных противоречий потребовал решения проблемы исследования, которая заключается в поиске методики обучения младших школьников искусству бисероплетения, способствующей развитию творческого воображения учащихся.
Цель дипломной работы: теоретическое обоснование, разработка и апробация методики организации внеклассных занятий для младших школьников по бисероплетению в процессе, которых будет проходить формирование и развитие творческого воображения учащихся.
Объект исследования - процесс обучения учащихся младших классов на внеклассных занятиях по бисероплетению.
Предмет исследования - методы, формы и приемы обучения младших школьников искусству бисероплетения на занятиях школьного кружка.
Гипотеза данного исследования заключается в следующем:
при обучении младших школьников искусству бисероплетения формирование художественных способностей, творческого воображения будет более эффективным, если
- будут изучены исторические предпосылки возникновения и развития искусства бисероплетения, выявлены особенности применения современных аспектов бисероплетения в кружковой работе;
-будут разработаны методы и формы организации занятий по бисероплетению для младших школьников, способствующие росту творческих способностей учащихся ;
- будет разработана и апробирована экспериментальная программа кружка по бисероплетению, с использованием современных педагогических технологий.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить теоретические источники по педагогике и психологии художественного образования;
2. выявить исторические, методические предпосылки изучения принципов искусства бисероплетения во внеклассных занятиях с младшими школьниками;
3. разработать экспериментальную программу кружка бисероплетения для младших школьников и апробировать ее на практике;
4. разработать и апробировать методические материалы для кружковой работы с учащимися начальных классов по бисероплетению для формирования творческого воображения школьников.
Методологическую основу исследования составили психолого-педагогические труды по вопросам художественно-творческого развития личности (Л.С. Выготский, В.С. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, С.Л. Рубинштейн, Н.М. Сокольникова Т.Я. Шпикалова).
Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ исторической, методической и психолого-педагогической литературы;
-изучение и обобщение передового художественно-педагогического опыта по проблеме обучения детей декоративно-прикладному искусству;
-наблюдение за деятельностью учащихся на внеклассных занятиях по бисероплетению;
-изучение продуктов творческой деятельности школьников;
-педагогический эксперимент и анализ его результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
были изучены и проанализированы формы и методы проведения внеклассных занятий по декоративно-прикладному искусству и систематизированы программные задания для кружка по искусству бисероплетения для младших школьников. Данный материал может быть адаптирован к системе организации кружковой работы в младших классах средней общеобразовательной школы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. выполнен исторический анализ искусства бисероплетения с древности до наших дней;
2. разработана система заданий и упражнений по бисероплетению, которая может применяться в кружковой работе с младшими школьниками в общеобразовательных школах.
3. разработаны методические материалы и рабочая программа кружка по бисероплетению для кружковой учащихся младших классов.
Исследовательская база: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №5 г. Белгорода».
Основные этапы работы над исследованием:
Этап 1. На первом этапе (2016-2017 уч.г.г.), в процессе обучения была сформулирована тема, проблема, цель исследования, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза и определены задачи. На данном этапе исследования изучались психолого-педагогические теоретические источники и учебно-методическая литература.
Этап 2. На втором этапе (2017 - 2018 уч.г.г) были систематизированы сведения о методике проведения занятий по бисероплетению с учащимися младших классов. На этом этапе были выявлены наиболее интересные приемы и методы работы в технике бисероплетения. С учащимися 3-4 классов проводился констатирующий эксперимент с целью конкретизации проблемы исследования и определения основных путей ее решения. Были сформирован замысел творческой части выпускной квалификационной работы, выполнялись зарисовки, эскизы (графические и цветовые) будущего творческого изделия из бисера.
Этап 3. На третьем этапе (2018 г.) осуществлялись анализ и обработка результатов исследования, уточнялись итоги апробации рабочей программы кружка по бисероплетению, окончательно оформлены текстовая, методическая и творческая части ВКР.
Текст выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх частей:
1. Теоретическая часть, в которой содержится материал по истории развития технологии технике бисероплетения, методические аспекты обучения бисероплетению на внеклассных кружковых занятиях с младшими школьниками, условия и результаты педагогического эксперимента, описание этапов выполнения творческой части диплома.
2. Творческая часть (практическая) - декоративное авторское изделие «Букет» в технике бисера.
3. Методическая часть ВКР, в которой приводятся условия и результаты эксперимента, примеры заданий и упражнений, рабочая программа кружка по обучению бисероплетению учащихся младших классов средней общеобразовательной школы. В приложении представлены творческие работы учащихся, выполненные в процессе эксперимента, образцы методических материалов по организации и проведению кружка по бисероплетению, авторские методические разработки, фото творческой части диплома.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эстетическое воздействие явлений и объектов искусства на личность ребенка может проходить как целенаправленно, так и спонтанно.
Средства искусства, которые применяются в учебном процессе, являются эффективным способом целенаправленного воспитания. Зная это, опытные педагоги могут с помощью искусства бисероплетения воспитывать лучшие качества личности ребенка и его творческие способности: способность понимать, оценивать, и творить прекрасное художествее тый вкус, творческое воображение и фантазию. С помощью внеклассных занятий по бисероплетению учитель обеспечивает становление личности ребенка, которая будет сочетать в себе истинные эстетические качества, духовное богатство, высокий интеллектуальный потенциал и нравственную чистоту.
В данной работе была сделана попытка проанализировать существующие и разработать необходимые методические приёмы, средства, способы обучения детей младшего школьного возраста искусству бисероплетения на внеклассных занятиях по декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. В процессе исследования была подтверждена гипотеза о том, что при обучении младших школьников искусству бисероплетения развитие художественных способностей, творческого воображения младших школьников будет эффективным
В выпускной квалификационной работе была изучена проблема формирования творческого воображения младших школьников на внеклассных занятиях по бисероплетению. Были выявлены исторические, организационно-методические особенности обучения учащихся искусству бисероплетения.
Было подтверждено предположение о том, что наиболее важным аспектом обучения младших школьников искусству бисероплетения является необходимость построения системы последовательного освоения техники и технологии бисероплетения от простого к сложному.
К сожалению, в пределах данного исследования работы невозможно было провести экспериментальную работу в течении полного периода реализации рабочей программы кружка. Была разработана и частично апробирована программа, упражнения и задания по бисероплетению для учащихся начальной школы. Эксперимент показал целесообразность ее применения в учебном процессе на внеклассных занятиях с детьми.
В рамках выпускной квалификационной работы были выполнены методические разработки для проведения занятий по бисероплетению, наглядно-методическое пособие по технологии бисероплетения.
Теоретическая часть дипломной работы содержит материал по изучению методики обучения младших школьников искусству бисероплетения, по истории, технике и технологии бисера. Методическая часть касается проведенной экспериментальной работы с детьми.
Творческая часть дипломной работы - творческая композиция из бисера «Букет» также может выполнить роль наглядно-методического пособия для занятий по обучению детей бисероплетению.



1. Аколозова Л.М. Украшения из бисера / Л.М.Аколозова. М.: Культура и традиции, 1999.
2. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения / М.Я. Ануфриева // Современная школа. - М.: Культура и традиции, 1999.
3. Артамонова Е.М. Бисер / Е.М. Артомонова. М.: Эксмо-Пресс, 2002, 192 с.
4. Артамонова Е.М. Украшения и сувениры из бисера / Е.М. Артомонова.
- М., 1993.
5. Аполозова Л.М. Бисероплетение / Л.М. Аполозова. - М., 1997.
6. Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип / Г.С. Батищев. М., 1969.
7. Белякова Н. Пасхальные яйца / Н.Белякова. - СПб., 2000.
8. Берлина Н.А. Игрушечки / Н.А. Берлина. - М., 2000.
9. Богданов В.В. Истории обыкновенных вещей / В.В. Богданов, С.Н. Попова. - М., 1992.
10. Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства / Л.А. Божко. М.: Мартин, 2002, 168с.
11. Божко Л.А. Бисер/ Л.А. Божко. - М.: Мартин, 2000.
12. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера / Н.А. Бондарева,- Ростов-на- Дону, 2000.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М., 1991.
14. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки / Ю.Гадаева. - СПб., 2000.
15. Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна / Ю.Гадаева. - СПб., 2000.
16. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки / Ю.Гадаева. - СПб., 2000.
17. Голант Е.Я. О развитии самостоятельной и творческой активности учащихся в процессе обучения / Е.Я. Голант // Ч.1. Казань, 1969.
18. Дайри Н.Г. О сущности самостоятельной работы / Н.Г. Дайри // Народное образование, №5, 1963.
19. Есинов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есинов. М.: Известие АПН РСФСР, 1961, 115с.
20. Зайцева Н.К. Украшения из бисера / Н.К. Зайцева. - М., 2002.
21. Знаете ли вы своего ученика / М.М. Безруких, С.П. Ефимова // Пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. - М.: Академия, 1996.
22. Исакова Э. Ю. Сказочный мир бисера. Плетение на леске / Э.Ю. Исакова, К.И. Стародуб, Т.Б. Ткаченко. - Ростов-на- Дону 2004.
23. Каменева Е. Какого цвета радуга / Е.Каменева. - М.: Детская литература, 1984.
24. Кашин М.П. О самостоятельной работе учащихся на уроке / М.П. Кашин // Советская педагогика, №7, 1957.
25. Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982, 447с.
26. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки / Л.Г. Куликова. - М.: МСП, 2001.
27. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела / Л.И. Латохина. - СПб.: Шк.комплект, 1997.
28. Лаукина М. Бисер. Техника. Приёмы. Изделия / М. Лаукина. М.: Пресс Книга, 2003, 288с.
29. Ляукина М.В. Бисер / М.В. Ляукина. - М.: Аст-Пресс, 1998.
30. Лемберг Р.Г. О самой работе учащихся / Р.Г. Лемберг //
Советская педагогика, №2, 1962.
31. Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки / А. Магина.- СПб., 2002.
32. Маерова К. Русское народное прикладное искусство / К. Маерова, М.
Дубинская. - М., 1990.
33. Маркман Л.А. Бисерная фантазия / Издатель И.В.Балабанов. - М., 1999.
34. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения / Р.М. Микельсон. М.: Учпедгиз, 1940.
35. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / сборник актуальных работ. - М.: Педагогика, 1991.
36. Пармон Ф.М. Русский народный костюм / Ф.М. Пармон. - М.: 1994.
37. Петрунькина А. Фенечки из бисера / А. Петрунькина. - СПб., 1998.
38. Рожков С. Берегиня. Опыт мастеров / С. Рожков. - М., 1993.
39. Сокольникова Н.М. Основы композиции / Н.М. Сокольникова. -
Обнинск: Титул, 1996.
40. Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке / Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. - Ростов-на- Дону, 2004.
41. Фигурки из бисера / Сост. Ю. Лындина. - М., 2001.
42. Художественные промыслы Подмосковья. - М.: Московский рабочий, 1982.
43. Юрова Е.С.Старинные русские работы из бисера / Е.С. Юрова. - М.: Истоки, 1995.
44. Якимова Н.О. Развитие творческих способностей младших школьников при работе с бисером на уроках технологии // Инновационные подходы к обучению младших школьников / Сборник материалов по итогам всероссийской научно-практической онлайн-конференции, Москва, 15-17 июня 2012 года / Под общей редакцией к.п.н. М. В. Школьниковой. - М.: Научные технологии, 2012. - 102 с.: ил.
Электронный ресурс:
1. www.marevna.ru
2. www.biserland.ru
3. www.beadsky.com/make links beadwork.php.ru
4. biser.info
5. wap.biser.borda.ru/
6. www.bisermania.ru
7. biruha.ru/saity-po-biseropleteniyu.html
8. biser-site.narod.ru
9. www.club-rukodelie.com/.../2204.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ