ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
Введение 3
Глава 1. Особенности образного языка декоративного
натюрморта У
1.1 1.1.Психологические особенности восприятия формы и
цвета в изобразительном искусстве 7
1.2 Методы формирования навыка работы цветом в
изобразительной деятельности учащихся 12
Глава 2. Методические аспекты работы при обучении
школьников приемам стилизации в декоративном натюрморте 20
2.1 Принципы, методы, приемы стилизации и работы цветом в
декоративном натюрморте 20
2.2 Особенности обучения приемам стилизации учащихся
средних классов общеобразовательной школы 32
Глава 3. Последовательность работы над творческой частью
высшей квалификационной работы 59
3.1 Обоснование выбора темы творческой работы 59
3.2 Этапы работы над декоративными натюрмортами
«Православные праздники: «Медовый Спас», «Яблочный Спас» 63
Заключение 66
Библиографический список 68
Приложения
Глава 1. Особенности образного языка декоративного
натюрморта У
1.1 1.1.Психологические особенности восприятия формы и
цвета в изобразительном искусстве 7
1.2 Методы формирования навыка работы цветом в
изобразительной деятельности учащихся 12
Глава 2. Методические аспекты работы при обучении
школьников приемам стилизации в декоративном натюрморте 20
2.1 Принципы, методы, приемы стилизации и работы цветом в
декоративном натюрморте 20
2.2 Особенности обучения приемам стилизации учащихся
средних классов общеобразовательной школы 32
Глава 3. Последовательность работы над творческой частью
высшей квалификационной работы 59
3.1 Обоснование выбора темы творческой работы 59
3.2 Этапы работы над декоративными натюрмортами
«Православные праздники: «Медовый Спас», «Яблочный Спас» 63
Заключение 66
Библиографический список 68
Приложения
В современном мире проблема приобщения школьников к художественной культуре, формированию мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества, является очень актуальной. Художественное образование и воспитание неотделимо от побуждения детей к художественно-творческой деятельности, к созданию эстетических и в том числе художественных ценностей.
Декоративное искусство - одна из областей пластических искусств, оно формирует окружающую человека материальную и предметно - пространственную среду, внося в нее эстетическое и образное начало. Формирование навыков изображения декоративного натюрморта способствует развитию творческого и образного мышления. «Знакомство» и применение основного приема декоративного изображения - стилизации, позволяет школьникам видеть в абсолютно простых, бытовых вещах, что-то свое, нестандартное и необычное, помогает выразить на бумаге свою
индивидуальность. Приобщение учащихся к созданию творческих работ, формированию навыков изображения декоративного натюрморта и развитие творческих способностей школьников - все это необходимо для становления личностных качеств ребенка, что является немаловажным в наше время. Именно поэтому тема данного исследования актуальна.
Проблема исследования - нахождение методических приемов, позволяющие наиболее эффективно сформировать навыки изображения декоративного натюрморта у учащихся средних классов общеобразовательной школы. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - особенности развития навыков изображения декоративного натюрморта на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - развитие навыков творческой деятельности в процессе изображения декоративного натюрморта на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования - формирование навыков изображения декоративного натюрморта у учащихся средних классов будет наиболее эффективно если:
• провести наблюдение и анализ натуры
• учащиеся ознакомятся и освоят приемы стилизации формы и цвета
• будет осуществлено комбинирование полученных знаний и навыков изображения декоративного натюрморта
Задачи исследования:
1. Познакомить учащихся с декоративным натюрмортам, его историей
2. Обучить приемам изображения декоративного натюрморта на уроках изобразительного искусства
3. Провести опытно - экспериментальную работу по формированию навыков творческой деятельности в процессе изображения декоративного натюрморта
4. Проанализировать опытно - экспериментальную работу исследования
Методы исследования:
• изучение научной и методической литературы
• изучение учебных планов и программ
• наблюдение за формированием навыков изображения
декоративного натюрморта у учащихся средних классов общеобразовательной школы
• анализ деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в процессе создания декоративного натюрморта.
Новизна исследования:
-определено содержание образования, направленное на развитие навыков изображения декоративного натюрморта у учащихся средних классов;
-разработаны методические пособия и презентация по теме: «Натюрморт, декоративный натюрморт. Стилизация»;
-выполнен ряд творческих работ на тему: «Декоративный натюрморт».
Практическая значимость исследования заключается в следующем - методические и исследовательские материалы по данной проблеме могут представлять интерес не только для учителей изобразительного искусства, но и для преподавателей детских художественных школ, где проблема развития навыков изображения декоративного натюрморта также актуальна.
Апробация исследования:
Опытно-экспериментальная работа была проведена в МБОУ СОШ №20 города Белгорода в 6 «А» классе.
Этапы исследования:
На первом этапе проводились изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, была обоснована актуальность проблемы, сформулирована гипотеза, определены цели и методы исследования.
На втором этапе продолжались теоретические изыскания, разрабатывались критерии оценки развития навыков изображения декоративного натюрморта у учащихся средних классов, проводилась диагностика развития умений стилизации на основании критериев оценивания.
На третьем этапе проводился анализ эффективности блока уроков по целенаправленному развитию навыков изображения у учащихся средних классов при создании декоративного натюрморта.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из нескольких частей: теоретическая (введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, иллюстрирующего направление и ход опытно - экспериментальной работы), художественно-творческая (серия работ, поисковый материал, эскизы), методическая (мультимедия).
Декоративное искусство - одна из областей пластических искусств, оно формирует окружающую человека материальную и предметно - пространственную среду, внося в нее эстетическое и образное начало. Формирование навыков изображения декоративного натюрморта способствует развитию творческого и образного мышления. «Знакомство» и применение основного приема декоративного изображения - стилизации, позволяет школьникам видеть в абсолютно простых, бытовых вещах, что-то свое, нестандартное и необычное, помогает выразить на бумаге свою
индивидуальность. Приобщение учащихся к созданию творческих работ, формированию навыков изображения декоративного натюрморта и развитие творческих способностей школьников - все это необходимо для становления личностных качеств ребенка, что является немаловажным в наше время. Именно поэтому тема данного исследования актуальна.
Проблема исследования - нахождение методических приемов, позволяющие наиболее эффективно сформировать навыки изображения декоративного натюрморта у учащихся средних классов общеобразовательной школы. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - особенности развития навыков изображения декоративного натюрморта на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - развитие навыков творческой деятельности в процессе изображения декоративного натюрморта на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования - формирование навыков изображения декоративного натюрморта у учащихся средних классов будет наиболее эффективно если:
• провести наблюдение и анализ натуры
• учащиеся ознакомятся и освоят приемы стилизации формы и цвета
• будет осуществлено комбинирование полученных знаний и навыков изображения декоративного натюрморта
Задачи исследования:
1. Познакомить учащихся с декоративным натюрмортам, его историей
2. Обучить приемам изображения декоративного натюрморта на уроках изобразительного искусства
3. Провести опытно - экспериментальную работу по формированию навыков творческой деятельности в процессе изображения декоративного натюрморта
4. Проанализировать опытно - экспериментальную работу исследования
Методы исследования:
• изучение научной и методической литературы
• изучение учебных планов и программ
• наблюдение за формированием навыков изображения
декоративного натюрморта у учащихся средних классов общеобразовательной школы
• анализ деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в процессе создания декоративного натюрморта.
Новизна исследования:
-определено содержание образования, направленное на развитие навыков изображения декоративного натюрморта у учащихся средних классов;
-разработаны методические пособия и презентация по теме: «Натюрморт, декоративный натюрморт. Стилизация»;
-выполнен ряд творческих работ на тему: «Декоративный натюрморт».
Практическая значимость исследования заключается в следующем - методические и исследовательские материалы по данной проблеме могут представлять интерес не только для учителей изобразительного искусства, но и для преподавателей детских художественных школ, где проблема развития навыков изображения декоративного натюрморта также актуальна.
Апробация исследования:
Опытно-экспериментальная работа была проведена в МБОУ СОШ №20 города Белгорода в 6 «А» классе.
Этапы исследования:
На первом этапе проводились изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, была обоснована актуальность проблемы, сформулирована гипотеза, определены цели и методы исследования.
На втором этапе продолжались теоретические изыскания, разрабатывались критерии оценки развития навыков изображения декоративного натюрморта у учащихся средних классов, проводилась диагностика развития умений стилизации на основании критериев оценивания.
На третьем этапе проводился анализ эффективности блока уроков по целенаправленному развитию навыков изображения у учащихся средних классов при создании декоративного натюрморта.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из нескольких частей: теоретическая (введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, иллюстрирующего направление и ход опытно - экспериментальной работы), художественно-творческая (серия работ, поисковый материал, эскизы), методическая (мультимедия).
Декоративное искусство - одна из областей пластических искусств, оно формирует окружающую человека материальную и предметно - пространственную среду, внося в нее эстетическое и образное начало. Формирование навыков изображения декоративного натюрморта способствует развитию творческого и образного мышления. «Знакомство» и применение основного приема декоративного изображения - стилизации, позволяет школьникам видеть в абсолютно простых, бытовых вещах, что-то свое, нестандартное и необычное, помогает выразить на бумаге свою индивидуальность. Приобщение учащихся к созданию творческих работ, формированию навыков изображения декоративного натюрморта и развитие творческих способностей школьников - все это необходимо для становления личностных качеств ребенка, что является немаловажным в наше время.
В ходе подготовки к экспериментальной части выпускной квалификационной работы, была изучена научная и методическая литература, разработан цикл уроков изобразительного искусства на тему: «Стилизация натюрморта», который включил в себя эффективные приемы и методы формирования навыков изображения декоративного натюрморта. Так же тщательно подбирался и создавался наглядно - иллюстративный материал, применяемый на уроках у учащихся средних классов общеобразовательной школы.
Созданный нами цикл уроков на тему: «Стилизация натюрморта» , ставший основой экспериментальной части дипломной работы, был апробирован у учащихся средних классов общеобразовательной школы. В эксперименте участвовали две группы: учащиеся 6 «А» класса, в котором проводился цикл уроков по формированию навыков изображения декоративного натюрморта (экспериментальная группа) и учащиеся 6 «Б» класса, обучающиеся по программе школы (контрольная группа).
На констатирующем этапе эксперимента в ходе анкетирования, наблюдения, беседы и анализа творческих работ школьников была проведена диагностика уровня владения приемами стилизации в процессе создания декоративного натюрморта. Обработка данных показала, что никто из учащихся средних классов не обладает высоким уровнем развития приемов стилизации, 30 % школьников контрольной и 40 % детей экспериментальной группы владеют навыками на среднем уровне и соответственно 70 % и 60% - на низком.
Учитывая полученные результаты, был проведен формирующий этап эксперимента, на котором были апробированы подготовленные эффективные методы и приемы развития и формирования навыков изображения декоративного натюрморта.
На контрольном этапе эксперимента повторно проверялся уровень владения приемами стилизации в работе над декоративным натюрмортом. Анализ результатов показал значительное улучшение результатов у участников экспериментальной группы и отсутствие художественного роста у школьников контрольной группы. Низкий уровень в экспериментальной группе изменился с 60% до 30%, а высокий с 0% до 20 %.
Педагогический эксперимент доказал качественный рост навыков приемов стилизации у школьников экспериментальной группы, свидетельствующий о правильном выборе методов, средств и приемов работы по расширению знаний, по истории декоративно-прикладного искусства и основам изобразительной грамоты, обучению специальным художественно - изобразительным умениям и навыкам, необходимым для стилизации декоративного натюрморта и повышения художественно-творческой активности в изобразительной деятельности.
В ходе подготовки к экспериментальной части выпускной квалификационной работы, была изучена научная и методическая литература, разработан цикл уроков изобразительного искусства на тему: «Стилизация натюрморта», который включил в себя эффективные приемы и методы формирования навыков изображения декоративного натюрморта. Так же тщательно подбирался и создавался наглядно - иллюстративный материал, применяемый на уроках у учащихся средних классов общеобразовательной школы.
Созданный нами цикл уроков на тему: «Стилизация натюрморта» , ставший основой экспериментальной части дипломной работы, был апробирован у учащихся средних классов общеобразовательной школы. В эксперименте участвовали две группы: учащиеся 6 «А» класса, в котором проводился цикл уроков по формированию навыков изображения декоративного натюрморта (экспериментальная группа) и учащиеся 6 «Б» класса, обучающиеся по программе школы (контрольная группа).
На констатирующем этапе эксперимента в ходе анкетирования, наблюдения, беседы и анализа творческих работ школьников была проведена диагностика уровня владения приемами стилизации в процессе создания декоративного натюрморта. Обработка данных показала, что никто из учащихся средних классов не обладает высоким уровнем развития приемов стилизации, 30 % школьников контрольной и 40 % детей экспериментальной группы владеют навыками на среднем уровне и соответственно 70 % и 60% - на низком.
Учитывая полученные результаты, был проведен формирующий этап эксперимента, на котором были апробированы подготовленные эффективные методы и приемы развития и формирования навыков изображения декоративного натюрморта.
На контрольном этапе эксперимента повторно проверялся уровень владения приемами стилизации в работе над декоративным натюрмортом. Анализ результатов показал значительное улучшение результатов у участников экспериментальной группы и отсутствие художественного роста у школьников контрольной группы. Низкий уровень в экспериментальной группе изменился с 60% до 30%, а высокий с 0% до 20 %.
Педагогический эксперимент доказал качественный рост навыков приемов стилизации у школьников экспериментальной группы, свидетельствующий о правильном выборе методов, средств и приемов работы по расширению знаний, по истории декоративно-прикладного искусства и основам изобразительной грамоты, обучению специальным художественно - изобразительным умениям и навыкам, необходимым для стилизации декоративного натюрморта и повышения художественно-творческой активности в изобразительной деятельности.



