РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНОЙ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
|
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы развития коммуникативной компетентности учащихся основной школы на основе аутентичной печатной рекламы на английском языке 6
1.1. Коммуникативная компетентность как цель обучения иностранному языку 6
1.2. Лингвистическая характеристика аутентичной печатной рекламы на
английском языке 12
1.3. Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы 23
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Методика развития коммуникативной компетентности учащихся основной школы на основе аутентичной печатной рекламы 28
2.1. Анализ учебно-методических комплексов «Forward» и «Звездный английский» для 8-9 классов 28
2.2. Критерии отбора аутентичной печатной рекламы, направленной на развитие
коммуникативной компетентности 37
2.3. Система упражнений для развития коммуникативной компетентности 39
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 1. Рекламные плакаты 63
Приложение 2. Система упражнений, направленных на развитие коммуникативной компетентности учащихся основной школы на основе
аутентичной печатной рекламы на английском языке 79
Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы развития коммуникативной компетентности учащихся основной школы на основе аутентичной печатной рекламы на английском языке 6
1.1. Коммуникативная компетентность как цель обучения иностранному языку 6
1.2. Лингвистическая характеристика аутентичной печатной рекламы на
английском языке 12
1.3. Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы 23
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Методика развития коммуникативной компетентности учащихся основной школы на основе аутентичной печатной рекламы 28
2.1. Анализ учебно-методических комплексов «Forward» и «Звездный английский» для 8-9 классов 28
2.2. Критерии отбора аутентичной печатной рекламы, направленной на развитие
коммуникативной компетентности 37
2.3. Система упражнений для развития коммуникативной компетентности 39
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 1. Рекламные плакаты 63
Приложение 2. Система упражнений, направленных на развитие коммуникативной компетентности учащихся основной школы на основе
аутентичной печатной рекламы на английском языке 79
Актуальность исследования. Изменения во всех сферах общественной жизни определяют развитие ценностных приоритетов. Такие изменения не могут не коснуться образовательной парадигмы, которая приобретает направленность на формирование личности, способной адаптироваться к современным жизненным условиям и успешно справляться с решением профессиональных задач. В современных условиях образования предъявляются требования к формированию иноязычной коммуникативной компетентности у учащихся. Эффективное выполнение данных требований возможно с учётом особенностей личности учащихся, их предпочтений и интересов. В последние десятилетия СМИ являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Как известно, огромное значение и влияние оказывает на него такая разновидность массовой коммуникации как реклама. В настоящее время она укрепляет свои позиции в жизни каждого человека, в том числе и школьников. Реклама в газетах, журналах и на телевидении помогает человеку выбрать нужный ему товар из великого множества предлагаемых рекламодателем товаров и услуг. Однако реклама является не только средством продажи, но и инструментом познания окружающего мира и других культур. Реклама, насыщенная социокультурным, лексическим и грамматическим материалом, привлекает к себе внимание, вызывает эмоции, заставляет задуматься, расширяет кругозор и отлично способствует запоминанию информации и развитию толерантного отношения к другим культурам. В связи с этим, знакомить учащихся с рекламой на английском языке необходимо уже с основной школы. Аутентичные рекламные тексты содержат социокультурную информацию, включающую сведения о традициях и обычаях страны изучаемого языка, описание менталитета носителей языка, перечисление имен собственных и топографических названий. Кроме того, реклама характеризуется обилием лингвистического материала, который представляется учащимся в интересном лингвистическом контексте, что способствует формированию мотивации и снятию языковых трудностей.
Материалами для теоретического исследования служат работы исследователей, обращавшихся к вопросу изучения развития коммуникативной компетентности у учащихся основной школы (Зимняя И. А., Леонтьев А. Н., Емельянов Ю. Н., Петровская Л. А., Разинкина Н. М., Халеева И. И., Гальперин И. Р., Зотова И. Н., Свалова Е. В., Захарова Т. В. и др.), ученых, рассматривавших сущность понятия “реклама” и особенности рекламных текстов (Бове К., Котлер Ф., Кривоносов А. Д., Ахмед А. Ш., Vestergaard T., Воронцова Ю. А., Cook G., Goddard A., Теркулова Д. Р., Орлова О. В.), а также исследователей, рассматривавших аутентичную печатную рекламу как один из способов развития коммуникативной компетентности (Кафтанджиев X., Goddard A., Тарасов Е. Ф., Пирогова Ю. К. и др.).
Объектом исследования является процесс развития коммуникативной компетентности у учащихся основной школы.
В качестве предмета исследования данной работы рассматривается методика развития коммуникативной компетентности у учащихся основной школы на основе аутентичной печатной рекламы на английском языке.
Целью написания выпускной квалификационной работы является разработка методики использования аутентичной печатной рекламы на английском языке в процессе развития коммуникативной компетентности учащихся.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. уточнить понятие “коммуникативная компетентность”;
2. описать структуру коммуникативной компетентности;
3. рассмотреть рекламу как средство развития коммуникативной компетентности;
5. выявить лингвистические особенности аутентичной печатной рекламы;
6. выделить трудности работы с аутентичными рекламными текстами;
7. дать характеристику психолого-педагогическим особенностям
учащихся основной школы;
8. разработать критерии отбора аутентичной печатной рекламы на английском языке;
9. разработать систему упражнений, направленную на развитие коммуникативной компетентности на основе аутентичной печатной рекламы на английском языке.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость заключается в:
• обосновании возможности развития коммуникативной
компетентности на основе аутентичной печатной рекламы;
• выявлении лингвистических особенностей аутентичной печатной рекламы;
• обобщении психолого-педагогических особенностей учащихся основной школы.
Практическая значимость данной работы заключается в:
• выявлении критериев отбора аутентичной печатной рекламы на английском языке и отборе текстов печатной рекламы;
• составлении системы упражнений на основе аутентичной печатной рекламы на английском языке, позволяющей развивать все компоненты коммуникативной компетентности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений.
Материалами для теоретического исследования служат работы исследователей, обращавшихся к вопросу изучения развития коммуникативной компетентности у учащихся основной школы (Зимняя И. А., Леонтьев А. Н., Емельянов Ю. Н., Петровская Л. А., Разинкина Н. М., Халеева И. И., Гальперин И. Р., Зотова И. Н., Свалова Е. В., Захарова Т. В. и др.), ученых, рассматривавших сущность понятия “реклама” и особенности рекламных текстов (Бове К., Котлер Ф., Кривоносов А. Д., Ахмед А. Ш., Vestergaard T., Воронцова Ю. А., Cook G., Goddard A., Теркулова Д. Р., Орлова О. В.), а также исследователей, рассматривавших аутентичную печатную рекламу как один из способов развития коммуникативной компетентности (Кафтанджиев X., Goddard A., Тарасов Е. Ф., Пирогова Ю. К. и др.).
Объектом исследования является процесс развития коммуникативной компетентности у учащихся основной школы.
В качестве предмета исследования данной работы рассматривается методика развития коммуникативной компетентности у учащихся основной школы на основе аутентичной печатной рекламы на английском языке.
Целью написания выпускной квалификационной работы является разработка методики использования аутентичной печатной рекламы на английском языке в процессе развития коммуникативной компетентности учащихся.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. уточнить понятие “коммуникативная компетентность”;
2. описать структуру коммуникативной компетентности;
3. рассмотреть рекламу как средство развития коммуникативной компетентности;
5. выявить лингвистические особенности аутентичной печатной рекламы;
6. выделить трудности работы с аутентичными рекламными текстами;
7. дать характеристику психолого-педагогическим особенностям
учащихся основной школы;
8. разработать критерии отбора аутентичной печатной рекламы на английском языке;
9. разработать систему упражнений, направленную на развитие коммуникативной компетентности на основе аутентичной печатной рекламы на английском языке.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость заключается в:
• обосновании возможности развития коммуникативной
компетентности на основе аутентичной печатной рекламы;
• выявлении лингвистических особенностей аутентичной печатной рекламы;
• обобщении психолого-педагогических особенностей учащихся основной школы.
Практическая значимость данной работы заключается в:
• выявлении критериев отбора аутентичной печатной рекламы на английском языке и отборе текстов печатной рекламы;
• составлении системы упражнений на основе аутентичной печатной рекламы на английском языке, позволяющей развивать все компоненты коммуникативной компетентности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, включающих 6 параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений.
В настоящей работе была рассмотрена проблема использования аутентичной печатной рекламы на английском языке в обучении иностранному языку для развития коммуникативной компетентности у учащихся 8-9 классов. Рассмотрев существующие в методике обучения точки зрения на суть понятия “коммуникативная компетентность”, мы определяем коммуникативную компетентность как совокупность субкомпетенций, которая позволяет обучающимся успешно осуществлять межкультурную коммуникацию с носителями иностранного языка в типичных ситуациях и сферах общения.
Мнение отечественных и зарубежных исследователей о компонентном составе иноязычной коммуникативной компетентности разнится.
Проанализировав структуру коммуникативной компетентности с точки зрения Совета Европы и с точки зрения отечественных ученых, нами были выявлены их общие черты. Языковая и компенсаторная компетенции отечественной классификации совпадают с лингвистической и стратегической компетенциями, выделенными зарубежными учеными. Также в обеих классификациях присутствует социокультурная компетенция.
Нами были рассмотрены понятия «рекламы» и описаны ее виды. На основе определений аутентичного текста и печатной рекламы мы составили определение аутентичной печатной рекламы.
В результате анализа научной литературы, посвященной англоязычным рекламным текстам, а также анализа самой аутентичной печатной рекламы, с точки зрения ее лингвистических особенностей, была составлена лингвистическая характеристика данного материала и выделены основные трудности, которые необходимо учитывать преподавателю при отборе учебного материала. Обозначенные характеристики позволяют нам судить о необходимости использования печатных рекламных текстов при развитии коммуникативной компетентности. Однако данная методика будет эффективной только при учете психолого-педагогических особенностей учащихся подросткового возраста основной школы, на которых и рассчитана разработанная нами система упражнений. В подростковом возрасте снижается заинтересованность учащихся в учебной деятельности. При этом учащиеся старшего подросткового возраста начинают интересоваться опытом и знаниями взрослых, так как им в скором времени предстоит выбор будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому рекламные изображения являются особенно актуальными для подростков, так как могут содержать информацию о профессиях, товарах и услугах, разных странах, людях, культурных особенностях.
Нами был проведен анализ учебно-методических комплексов на основе учебников серии «Forward» и «Звездный английский» для 8-9 классов, с целью выявления использования упражнений, содержащих тексты англоязычной печатной рекламы. Нами было установлено, что учебники серий содержат рекламные тексты, которые отличаются красочностью и обилием социокультурной информации. Однако упражнения, представленные в учебниках, чаще всего направлены на развитие умений говорения и грамматических навыков и в неполной мере раскрывают потенциал рекламных текстов. Для решения данной проблемы нами были разработаны критерии отбора аутентичной печатной рекламы и система упражнений для работы с аутентичной печатной рекламой на английском языке учащихся основной школы.
Критерии отбора рекламного материала были составлены на основе выделенных в методике обучения критериев отбора текстового материала. С учетом специфики рекламы и возрастных особенностей учащихся мы предлагаем следующие критерии: критерий аутентичности, мотивационно-познавательный критерий, критерий доступности и посильности, критерий информативности, критерий тематического и видового разнообразия, критерий лингвосоциокультурной ценности, критерий воспитательной ценности, критерий наличия визуального сопровождения и критерий разнообразия лексического и грамматического материала.
Система упражнений, направленная на развитие всех компонентов коммуникативной компетентности на основе аутентичных рекламных текстов, представлена в работе языковыми, условно-речевыми и речевыми упражнениями.
Все упражнения составлены на основе аутентичной печатной рекламы, которая оказывает воспитательный и мотивационный эффект на учащихся, а также отличается тематическим и лингвосоциокультурным разнообразием. Каждое рекламное изображение отличается красочностью и наглядностью.
Использованные нами тексты аутентичной рекламы содержат большое количество новых лексических выражений и грамматических конструкций.
Мнение отечественных и зарубежных исследователей о компонентном составе иноязычной коммуникативной компетентности разнится.
Проанализировав структуру коммуникативной компетентности с точки зрения Совета Европы и с точки зрения отечественных ученых, нами были выявлены их общие черты. Языковая и компенсаторная компетенции отечественной классификации совпадают с лингвистической и стратегической компетенциями, выделенными зарубежными учеными. Также в обеих классификациях присутствует социокультурная компетенция.
Нами были рассмотрены понятия «рекламы» и описаны ее виды. На основе определений аутентичного текста и печатной рекламы мы составили определение аутентичной печатной рекламы.
В результате анализа научной литературы, посвященной англоязычным рекламным текстам, а также анализа самой аутентичной печатной рекламы, с точки зрения ее лингвистических особенностей, была составлена лингвистическая характеристика данного материала и выделены основные трудности, которые необходимо учитывать преподавателю при отборе учебного материала. Обозначенные характеристики позволяют нам судить о необходимости использования печатных рекламных текстов при развитии коммуникативной компетентности. Однако данная методика будет эффективной только при учете психолого-педагогических особенностей учащихся подросткового возраста основной школы, на которых и рассчитана разработанная нами система упражнений. В подростковом возрасте снижается заинтересованность учащихся в учебной деятельности. При этом учащиеся старшего подросткового возраста начинают интересоваться опытом и знаниями взрослых, так как им в скором времени предстоит выбор будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому рекламные изображения являются особенно актуальными для подростков, так как могут содержать информацию о профессиях, товарах и услугах, разных странах, людях, культурных особенностях.
Нами был проведен анализ учебно-методических комплексов на основе учебников серии «Forward» и «Звездный английский» для 8-9 классов, с целью выявления использования упражнений, содержащих тексты англоязычной печатной рекламы. Нами было установлено, что учебники серий содержат рекламные тексты, которые отличаются красочностью и обилием социокультурной информации. Однако упражнения, представленные в учебниках, чаще всего направлены на развитие умений говорения и грамматических навыков и в неполной мере раскрывают потенциал рекламных текстов. Для решения данной проблемы нами были разработаны критерии отбора аутентичной печатной рекламы и система упражнений для работы с аутентичной печатной рекламой на английском языке учащихся основной школы.
Критерии отбора рекламного материала были составлены на основе выделенных в методике обучения критериев отбора текстового материала. С учетом специфики рекламы и возрастных особенностей учащихся мы предлагаем следующие критерии: критерий аутентичности, мотивационно-познавательный критерий, критерий доступности и посильности, критерий информативности, критерий тематического и видового разнообразия, критерий лингвосоциокультурной ценности, критерий воспитательной ценности, критерий наличия визуального сопровождения и критерий разнообразия лексического и грамматического материала.
Система упражнений, направленная на развитие всех компонентов коммуникативной компетентности на основе аутентичных рекламных текстов, представлена в работе языковыми, условно-речевыми и речевыми упражнениями.
Все упражнения составлены на основе аутентичной печатной рекламы, которая оказывает воспитательный и мотивационный эффект на учащихся, а также отличается тематическим и лингвосоциокультурным разнообразием. Каждое рекламное изображение отличается красочностью и наглядностью.
Использованные нами тексты аутентичной рекламы содержат большое количество новых лексических выражений и грамматических конструкций.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У
ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ
АУТЕНТИЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ АУТЕНТИЧНЫХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ФРАНЦУЗСКИХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНТРОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТНО-
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЯХ А1-В1
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4540 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С АУТЕНТИЧНЫМИ ТЕКСТАМИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018



