ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМАТИКА СФЕРЫ
ВНУТРЕННЕГО БРЕНДИНГА 14
1.1. Анализ сферы внутреннего брендинга и определение проблематики
научного исследования 14
1.2. Роль концепции educational-маркетинга в формировании и развитии
внутренних брендов 25
1.3. Формирование понятийного аппарата исследования. Типология
внутренних брендов 34
ГЛАВА 2. МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ВНУТРЕННЕГО
БРЕНДИНГА НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ EDUCATIONAL-МАРКЕТИНГА 50
2.1. Анализ существующих подходов к формированию политики внутреннего
брендинга. Обоснование использования концепции educational-маркетинга в системе внутреннего брендинга 50
2.2. Метод формирования политики внутреннего брендинга: задачи, этапы,
инструменты 60
2.3. Разработка политики внутреннего брендинга на основе концепции
educational-маркетинга 73
2.4. Система внедрения политики внутреннего брендинга 78
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ВНУТРЕННЕГО БРЕНДИНГА НА ПРИМЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТОЕМКИХ КОМПАНИЙ 86
3.1. Апробация метода на примере компаний сферы информационных
технологий 86
3.1.1. Политика внутреннего брендинга компании ВКонтакте 86
3.1.2. Политика внутреннего брендинга компании Wrike 96
3.2. Апробация метода на примере компании сферы биотехнологий -
политика внутреннего брендинга компании BIOCAD 105
3.3. Апробация метода на примере компаний образовательной сферы - политика внутреннего брендинга компании 4U Camp 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Объект, предмет, задачи исследования 133
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты опроса практиков маркетинга 134
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Экспертный опрос (обучение) 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Результаты количественного опроса сотрудников разных сфер деятельности 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Сравнительный анализ интеллектоемких компаний 145
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Экспертный опрос (брендинг) 147
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Сравнительный анализ подходов к формированию политики внутреннего брендинга 152
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Жизненный цикл бренда и концепция educational- маркетинга 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Полная схема метода 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Гайд брифинга по SCORE 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Модель состояния бренда (гайд) 156
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Чек-лист готовности к внедрению политики внутреннего брендинга 158
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Оценочные листы 159
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Постановка задачи маркетингового исследования
ВКонтакте 160
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. Обучающие механики ВКонтакте 162
ПРИЛОЖЕНИЕ 16. Гайды опросов и глубинных интервью ВКонтакте 163
ПРИЛОЖЕНИЕ 17. Результаты количественного опроса ВКонтакте 164
ПРИЛОЖЕНИЕ 18. Портрет аудитории ВКонтакте 167
ПРИЛОЖЕНИЕ 19. Платформа бренда ВКонтакте 168
ПРИЛОЖЕНИЕ 20. Постановка задачи и план маркетингового исследования
Wrike 169
ПРИЛОЖЕНИЕ 21. Гайд для проведения экспертного интервью Wrike.... 171
ПРИЛОЖЕНИЕ 22. Гайд опроса внутренней аудитории Wrike 172
ПРИЛОЖЕНИЕ 23. Анализ коммуникаций Wrike 176
ПРИЛОЖЕНИЕ 24. Оценка стратегических альтернатив Wrike 177
ПРИЛОЖЕНИЕ 25. План проведения политики внутреннего брендинга
Wrike 178
ПРИЛОЖЕНИЕ 26. Бенчмаркинг корпоративных университетов 179
ПРИЛОЖЕНИЕ 27. Постановка задач маркетингового исследования
BIOCAD 181
ПРИЛОЖЕНИЕ 28. Многофакторная модель платформы бренда BIOCAD 183
ПРИЛОЖЕНИЕ 29. Ценностные наборы BIOCAD 184
ПРИЛОЖЕНИЕ 30. Внутреннее обучение в компании BIOCAD 185
ПРИЛОЖЕНИЕ 31. Точки обучающих коммуникаций BIOCAD 186
ПРИЛОЖЕНИЕ 32. Гайд глубинного интервью с сотрудниками BIOCAD и описание сегментов 187
ПРИЛОЖЕНИЕ 33. Система продвижения ценности обучения BIOCAD ... 190
ПРИЛОЖЕНИЕ 34. Тактические решения для продвижения ценности обучения BIOCAD
ПРИЛОЖЕНИЕ 35. Постановка задач маркетингового исследования 4U Camp 195
ПРИЛОЖЕНИЕ 36. Наборы ценностей 4 Camp 197
ПРИЛОЖЕНИЕ 37. Выбор стратегических альтернатив 4U Camp 198
ПРИЛОЖЕНИЕ 38. Многофакторная модель платформы бренда
4U Camp 199
ПРИЛОЖЕНИЕ 39. План политики внутреннего брендинга 4U Camp 200
На сегодняшний день компании начинают все больше задумываться не только о развитии внешнего бренда, который видят клиенты компании, но и о формировании и развитии внутреннего бренда. Особенно тенденция прослеживается у компаний, где значительную роль для результата компании на рынке составляет интеллектуальный когнитивный труд работников. Внутренний брендинг в таком случае становится одним из наиболее важных аспектов общей стратегии брендинга компаний разных сфер бизнеса и масштабов. А в контексте интеллектоемких компаний внутренний брендинг представляет собой важный стратегический ресурс в конкурентной борьбе, эффект которого направлен как на внутреннее функционирование системы, так и на внешнее.
Компании строятся изнутри, и всё строительство начинается, в первую очередь, с внутреннего брендинга: создание, развитие и поддержание внутренней культуры, которая будет полезна всем членам организации на всех уровнях, начиная от генеральных директоров, заканчивая новыми стажёрами. Более того, целостность внутреннего бренда компании будет определяться разными, но консистентными и непротиворечивыми коммуникациями для каждой из целевых групп. Например, ценности для одних будут транслироваться с точки зрения возможной работы, для других - предлагаемого партнерства, для третьих - стажировки. Интеллектоемким компаниям внутренний брендинг также предоставляет дифференциацию от схожих конкурентов, транслируя определенные ценности, стиль работы, правила, тем самым привлекая «своих» и одновременно отсеивая «чужих». В данной работе внутренний брендинг определяется как неотъемлимая часть внутренней стратегии компании, которая формирует систему ценностей, отношений и действий, поддерживая развитие внешнего бренда. Для реализации политики внутреннего брендинга используется подход интеллектуального человеческого капитала, включающий в себя аспекты обучения, мотивации, внутренних коммуникаций, адаптивности, гибкости, кросс-культурных взаимоотношений. Также развитие интеллектуального человеческого капитала компании способно изменить поведение целевых групп и ассоциировать бренд компании как драйвер развития. Правильно реализованная политика внутреннего брендинга становится динамично эволюционной силой, которая продвигает бренд наиболее эффективно, чем любая рекламная кампания.
Поход к разделению бренда на элементы внутреннего и внешнего брендинга используется в основном за рубежом. В России практики и эксперты маркетинга и брендинга приравнивают данное понятие к HR-брендингу или к внутреннему маркетингу. Это говорит о том, что тема внутреннего брендинга сильнее изучается за рубежом (J. Joseph, N. Ind, N. MacLaverty, H. Oddie, D. Munslow), а, следовательно, используется. В России на данную тематику можно найти лишь несколько онлайн-заметок (С. Юрова, В. Андрюшин). Это свидетельствует о том, что для российского рынка данная тема только начинает развиваться, ниша для исследований свободна, а сформировать интерес к изучению и использованию подхода внутреннего брендинга возможно только через практическое применение. В то же время методические вопросы формирования и развития политики внутреннего брендинга, исходя из ограниченности информации, на данный момент недостаточно изучены. Тем не менее, потребности компаний в развитии внутреннего брендинга появляются и растут в условиях высокой конкурентной борьбы интеллектоемких компаний.
Таким образом, научная актуальность темы заключается в том, что внутренний брендинг проявляет себя как новая область междисциплинарных знаний на стыке маркетинга, управления ресурсами, поведенческой психологии и социологии. Однако с увеличением интереса к данной теме, наблюдается недостаточная научная проработка исследований в области внутреннего брендинга, как следствие, подмена понятий и несоответствие определений у тех специалистов, которые интересуются данной темой и работают в сфере брендинга.
Прикладная актуальность связана с тем, что количество компаний, интересующихся построением внутреннего бренда, растет, исходя из входящих запросов, поступающих к брендинговым агентствам, а также исходя из экспертных интервью с руководством компаний. Стоит отметить, что наиболее эффективным способом разработки внутреннего брендинга является «in-house» метод. То есть строительство внутреннего бренда не агентством, а отделами своей компании. Поскольку брендинговые агентства не всегда могут получить 100%-й доступ к внутренней информации, в частности, к выявлению стиля, принятого в компании.
Сильный внутренний бренд компаний формирует стратегию идентичности и новый подход к стратегическому управлению. Стоит добавить, что компании видят потребность и во внутреннем бренде, и в обучающих мероприятиях для сотрудников, но не у всех есть желаемые компетенции, возможности, а также четкое видение развития и последствий проводимых стратегий.
В основе данной выпускной квалификационной работы лежит концепция educational-маркетинга. Она характеризуется созданием прочной связи между брендом и аудиторией посредством использования обучающих механик и инструментов. Научно доказано, что обучение способно изменить критические паттерны и модели поведения на целевые. Также в работе рассматриваются интеллектоемкие компании как наиболее естественный для обучения объект, поскольку, как правило, сотрудники интеллектуального труда используют технику активного обучения на рабочем месте для решения рабочих задач, обучение для такого типа сотрудников привычный и естественный процесс. Поэтому данная концепция рассматривается как основа для разработки авторского метода формирования политики внутреннего брендинга в интеллектоемких компаниях.
Объект исследования: интеллектоемкие компании.
Предмет исследования: внутренний брендинг интеллектоемких компаний, а также политика внутреннего брендинга.
По итогу магистерской диссертации планируется достичь цели создания комплексного метода для разработки политики внутреннего брендинга на основе концепции educational-маркетинга и апробировать его на примере интеллектоемких компаний разных сфер бизнеса.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- определить проблематику научного исследования;
- развить понятийный аппарат исследования следующих аспектов: внутренний брендинг, политика внутреннего брендинга, educational-маркетинг;
- выявить особенности интеллектоемких компаний и значимость внутреннего брендинга для такого типа компаний;
- проанализировать роль концепции educational-маркетинга в сфере внутреннего брендинга;
- исследовать существующие подходы к формированию политики внутреннего брендинга в компаниях;
- разработать метод формирования и систему внедрения политики внутреннего брендинга на основе концепции educational-маркетинга;
- апробировать метод на примере интеллектоемких компаний.
Теоретической и методологической основой данной выпускной квалификационной работы являются разработки российских и зарубежных авторов в области стратегического бренд-менеджмента (К. Л. Келлер, Ф. Котлер, Д. Аакер), HR-брендинга (Н. Осовицкая, О. Бруковская), внутреннего брендинга (J. Joseph, N. Ind), внутреннего маркетинга и корпоративной культуры (Л. Бок, К. Куинн, Л. Болмэн).
Информационная база данной выпускной квалификационной работы формируется из данных государственной статистики, материалов периодических печатных изданий, специализированных интернет-ресурсов, собственных исследований автора.
Теоретическая значимость результатов выпускной квалификационной работы заключается в развитии подхода к определению внутреннего брендинга, глубоком изучении применения метода и инструментов развития политики внутреннего брендинга в рамках интеллекоемких компаний. Практическая значимость работы полностью заключается непосредственно в перспективе использования предлагаемой методологии и моделей по формированию и развитию политики внутреннего брендинга на основании концепции обучающего маркетинга в рамках деятельности отделов маркетинга, брендинга, HR, внутреннего обучения интеллектоемких компаний.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы данной работы, раскрыта степень ее проработки, сформулированы цели и задачи, определены объект и предмет исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация результатов выпускной квалификационной работы.
Глава 1 «Теоретические основы и проблематика сферы внутреннего брендинга» включает в себя обоснование проблематики научного исследования путем анализа сферы внутреннего брендинга, представленности литературы по данному вопросу, а также экспертного опроса; исследования подходов к понятию внутренний брендинг, концепции educational-маркетинга и роли концепции в формировании и развитии внутренних брендов; рассмотрения типологии внутренних брендов, а также формирование авторских определений для уточнения понятийного аппарата исследования.
Глава 2 «Метод формирования политики внутреннего брендинга на основе концепции educational-маркетинга» включает в себя разработку метода формирования и систему внедрения политики внутреннего брендинга на основе концепции educational-маркетинга через рассмотрение существующих подходов к формированию политики внутреннего брендинга, обоснование использования концепции educational-маркетинга в решении существующего вопроса; рассмотрение элементов формирования метода политики внутреннего брендинга, а именно задач, этапов и инструментов.
Глава 3 «Апробация метода формирования политики внутреннего брендинга на примере интеллектоемких компаний» включает в себя апробацию метода формирования политики внутреннего брендинга на основе концепции educational-маркетинга на интеллектоемких российских компаниях разных сфер деятельности: социальная сеть ВКонтакте, система управления проектами Wrike, биотехнологическая компания полного цикла BIOCAD, образовательный языковой проект 4U Camp.
В заключении обобщены основные результаты выпускной квалификационной работы, систематизированы выводы и обоснована степень достижения поставленной цели и задач работы.
Апробация созданной методологии политики внутреннего брендинга в данной работе была проведена в компаниях, где основную часть работы выполняют интеллектоемкие сотрудники: российская социальная сеть ВКонтакте, сервис по управлению проектами Wrike, биотехнологическая компания BIOCAD, образовательный языковой проект 4U Camp. Результаты, связанные с данной выпускной квалификационной работой, были изложены и апробированы на научных конференциях, семинарах, а также в опубликованных автором тезисах докладов и статьях.
Построение сильного внутреннего бренда в интеллектоемких компаниях напрямую связано с успехом компании на рынке, среди потенциальных и существующих сотрудников, а также, по мнению общественности. Процесс трансляции брендом его ценностей не всегда считывается аудиторией по разным причинам. В случае с интеллектоемкими компаниями, которые воспринимают аудиторию бренда как капитал, а не как ресурс, удается показать, что обучение и производное ему educational-маркетинг способен сильнее воздействовать на аудиторию, меняя поведенческие паттерны, ценностные установки и сильнее привязывая к бренду. Таким образом, использование политики внутреннего брендинга на основе концепции educational- маркетинга в интеллектоемких компаниях способно развить крепкую интегрированную обратную связь аудитории с брендом.
Разработанный и предложенный автором метод формирования и внедрения политики внутреннего брендинга на основе концепции educational- маркетинга, соединяющий технологии бренд-менеджмента, маркетинга, психологии и педагогического дизайна, нацелен на комплексное создание внутреннего бренда в организациях, трансляцию его ценностей посредством обучающих механик. Сам метод включает в себя авторские и скорректированные, доработанные модели анализа внутренней среды компании, целевых групп, формирования идентичности внутреннего бренда компании, выбора альтернатив, инструментов educational-маркетинга и другие. Разработанный метод является циклическим, включающий в себя последовательность этапов и итераций по итогам каждого этапа, основанных на применяемом комплексе моделей, а также описании работы с данным методом.
Таким образом, обобщая вышесказанное, в соответствии с поставленными целью и задачами данной работы были получены следующие основные результаты:
1. По итогам анализа экспертных мнений, сотрудников различных сфер деятельности, зарубежных и российских обзоров, а также исследования ниши внутреннего брендинга, обоснована актуальность формирования и внедрения политики внутреннего брендинга на основе концепции educational- маркетинга для интеллектоемких компаний.
2. На основании экспертных интервью с представителями брендинга и маркетинга, выявлена проблематика научного исследования, заключающаяся в ложном представлении о понятии внутреннего брендинга, недостаточном развитии и проработке методологической базы направления внутреннего брендинга и применения educational-маркетинга в целях трансляции основных положений.
3. Исходя из подробного сравнительного анализа существующих зарубежных и российских источников, уточнены понятия «внутренний брендинг», «политика внутреннего брендинга», «educational-маркетинг», «интеллектоемкие компании» и предложены авторские определения.
4. С помощью опроса сотрудников разных сфер деятельности выявлена роль концепции educational-маркетинга в рамках внутреннего брендинга на основании экспертных мнений представителей интеллектоемких компаний по поводу развивающегося подхода human capital к оценке действий сотрудников.
5. Результаты эмпирического исследования сотрудников и существующего опыта компаний по формированию и продвижению внутреннего брендинга позволили выявить и рассмотреть подходы к формированию политики внутреннего брендинга на интеллектоемких компаниях, на основании этого выявлена недостаточная проработка существующих решений.
6. В результате анализа подходов к формированию политики внутреннего брендинга, их достоинств и недостатков, выявления специфики отрасли внутреннего брендинга и особенностей интеллектоемких компаний, был предложен и апробирован метод формирования и внедрения политики внутреннего брендинга на основе концепции educational-маркетинга для интеллектоемких компаний. Метод предполагает сочетание технологий брендинга, основ педагогического дизайна, а также включает модели анализа, формирования идентичности внутреннего брендинга и алгоритм применения политики внутреннего брендинга на разных этапах развития организаций. Метод был апробирован на практических кейсах интеллектоемких компаний, а именно на сферах информационных технологий, биотехнологий и образования. Для удобства работы с методом было разработано руководство по политики внутреннего брендинга на основе концепции educational-маркетинга.
Таким образом, результаты выпускной квалификационной работы и проведенная апробация позволяют говорить о том, что проработанный материал, включая разработанный метод формирования и внедрения политики внутреннего брендинга, авторские модели и алгоритм применения метода могут считаться перспективными с точки зрения использования внутренними отделами интеллектоемких компаний, такими как HR, маркетинг, бренд- менеджмент, а также брендинговыми либо маркетинговыми агентствами для создания внутреннего брендинга или же самой политики внутреннего брендинга на основе концепции educational-маркетинга. Результаты авторского исследования оказывают влияние как на развитие брендинга в России, а в частности отрасли внутреннего брендинга, так и на отношение компаний к сотрудникам, развивая подход человеческого капитала.
1. Alvesson M., Management of Knowledge-Intensive Companies - Berlin/New York: de Gruyter, 1995, - 367 p.
2. Bitner M.J., Building Service Relationships: It’s All about Promises // Journal of the Academy of Marketing Science, 23, 1995, - 246-251 p.
3. Caster J.A., Linnes D., Internal Branding in Multinational Firms // A gap analy-sis of internal stakeholder perceptions, 2013//[Электронный
ресурс]:http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:626556/fulltext01.pdf(дата обращения 8.03.2020).
4. Gronroos C., Service Management: A Management Focus for Service Competi¬
tion //International Journal of Service Industry Management, Vol. 1 No. 1, 1990, - 6-14 p. [Электронный
ресурс]:https://doi.org/10.1108/09564239010139125 (дата обращения
10.12.2020).
5. Guilford J. P. The nature of human intelligence - New York, McGraw-Hill Book Co, 1967, - 538 p.
6. Ind N., Branding inside out: internal branding in theory and practice - Kogan Page Ltd (GB), 2017, - 209 p.
7. Joseph J., Internal branding - growing your brand from within - The Brand Theatre Pte Ltd, 2012, - 172 p.
8. Kapferer J., New strategic brand management: creating and sustaining brand equity long term - Kogan Page 4th ed., 2004, - 576 p.
9. Lloyd S. Branding from the inside out // Business Review Weekly, Vol. 24, no. 10., 2002, - 64-66 p.
10. Martin G., Beaumont P. Branding and People Management : what's in aname? // London: Chartered Institute of Personnel and Development (CIPD), 2003, - 38 p.
11. Mazzei A., Ravazzani S., A holistic model of behavioural branding: The role of employee behaviours and internal branding // Micro & Macro Marketing, Vol. 24, No. 2, 2015, - 235-257 p.
12. Mazzei A., Ravazzani S., Internal Branding and Employee BrandConsistent Behaviours: The Role of Enablement-Oriented Communication // Mercati & Competitivita, forthcoming, 2016.
13. Mei-Pochtler A., Strack R., Sokolowski W., Kanitz C., Dederl M. One brand¬ing: uniting the employee, corporate, and product experience // BCG. - 2014.
14. Parth M., Investing in Your Employees Is the Smartest Business Decision You
Can Make, 2018 [Электронный ресурс]:
https://www.entrepreneur.com/article/315095 (дата обращения 12.12.2019).
15.Schultz M., Antorini Y. M., Csaba F. F., Corporate Branding - Purpose / People / Process: Towards the Second Wave of Corporate Branding // Copenhagen Business School Press, 2005.
16.Simi J., Strategic Perspective of Internal Branding: A Critical Review // Euro-pean Journal of Business and Management, Vol.6, No.34, 2014.
17.Starbucks, Starbucks Demonstrates Unprecedented Level of Commitment to Partner (Employee) Coffee Education and Training, 2008 [Электронный ресурс] : https://stories.starbucks.com/stories/2008/starbucks-demonstrates-
unprecedented-level-of-commitment-to-partner-employe/ (дата обращения
12.12.2019).
18. Ангелова О. Ю., Дмитриева Е. М., Educational-маркетинг как элемент
маркетинга инноваций // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016, - 2031-2035 с. [Электронный ресурс]: http://e-
koncept.ru/2016/96326.htm (дата обращения 12.12.2019).
19. Андреева Т.Е., Юртайкин Е.Е., Солтицкая А.Е., Практика развития персонала как инструмент привлечения, мотивации и удержания интеллектуальнных сотрудников // Вестник Санкт-Петербургского университета, Т. 4, № 34., 2016 - 7-11 с.
20. Андрюшин В. Внутренний брендинг: реклама или новый подход к стратегии организации // Деловой мир - 2011. [Электронный ре¬
сурс]:https://delovoymir.biz/vnutrenniy-brending-reklama-ili-novyy-podhod-k-strategii-organizacii.html (дата обращения 30.11.2018).
21. Бехар Г., Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks. - М.: Альпина Паблишер, 2019, - 186 с.
22. Богоявленская Д. Б., Интеллектуальная активность как проблема творчества - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1983. - 176 с.
23. Богоявленская Д. Б., Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // М.: Психология. Журнал Высшей школы экономики, Т. 1. № 2, 2004, - 54¬65 с.
24. Бок Л., Работа рулит! Почему большинство людей в мире хотят работать в Google. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015, - 384 с.
25. Бруковская О., Осовицкая Н., HR-Бренд. 5 шагов к успеху вашей компании. Хэдхантер, 2009, - 160 с.
26. Гапоненко А. Л., Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации. Учеб. Пособие. М.: Соц. отношения, 2003, - 177 с. [Электронный ресурс]:bttp://www.koism.rags.ru./publ/articles/25.php (дата обращения 11.05.2020).
27. Демищенко. Е. Обучающий маркетинг как драйвер продаж. М.: eTutorium, 2017, - 24 с.
28. Донина И.А., Образовательный маркетинг - современный этап маркетинга взаимоотношений // Фундаментальные исследования, 2013, - 158-161 с.
29. Жебалов В.Г., Тихомирова И.В., Эмоциональный менеджмент: основы и
перспективы внедрения // Актуальные вопросы развития современного общества: сборник научных статей 5-ой Международной научно¬
практической конференции (18.04 2015). Юго-Зап. Гос. Ун-т. Курск: Университетская книга, 2015, - 174-177 с.
30. Завьялова Е. К., Денисов А. Ф., Особенности управления персоналом интеллектуально-емких компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета, сер. 12. Вып. 4, 2008.
31. Имшинецкая И. А. Фабрика клиентов. Обучающая модель маркетинга. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011, - 190 с.
32. Исследование среди работодателей WMAE 2018 Universum Global , 2018
[Электронный ресурс]: https://universumglobal.com/blog/worlds-most-
attractive-employer-rankings-2018/ (дата обращения 10.11.2019).
33. Кожанов А. Изменения изнутри или особенности корпоративного брендинга // - 2019. [Электронный ресурс]:https://vc.ru/marketing/98646-
izmeneniya-iznutri-ili-osobennosti-korporativnogo-brendinga (дата обращения 12.12.2019).
34. Котлер Ф., Основы маркетинга. М.: Бизнес-книга. ИМА-Кросс Плюс, 1995, - 702 с.
35. Краснова Н.В., HR-стратегия. Инструменты разработки и реализации. Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011, - 120 с.
36. Лаборатория трендов. Политика маркетинга компании, 2019 [Электронный ресурс]:https: //t-laboratory.ru/2019/01/19/politika-marketinga-kompanii-statja-eleny-ponomarevoj-dlja-zhurnala-kommercheskij-direktor/ (дата обращения 12.12.2019).
37. Мельников О.Н., Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. 2-е издание, перераб. и доп. М.: Креативная экономика, 2010, - 384 с.
38. Митчелл Дж., Обнимите своих сотрудников. Прививка от жесткого менеджмента. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013, - 288 с.
39. Михнева С. Г., Рынок труда: методологические и теоретические основы познания (системно-эволюционный подход). Монография / Михнева С.Г. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2001, - 12,2 п.л.
40. Обучение как драйвер изменения поведения: предпосылки и практические подходы. Аналитический отчет. М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2020, - 64 с.
41. Огилви Д., Огилви о рекламе. М.: Издательство Эксмо, 2006, - 232 с.
42.Оствальд В. Великие люди. СПб.: Вятское книгоиздательское товарищество, 1910, - 402 с.
43. Отчет PWC, Будущее рынка труда: противоборство тенденций, которые будут формировать рабочую среду в 2030 году, 2018. [Электронный ресурс] :https://www.pwc.ru/ru/publications/workforce-of-the-future-rus.pdf (дата обращения 17.12.2019).
44. Отчет PWC, Ключевые приоритеты в области управления персоналом к
2020 году. [Электронный ресурс]:
https://www.pwc.ru/ru/news/HR_trends_VeraBogatykh_16.11_2.pdf (дата обращения 16.12.2019).
45. Пономарева Е., Политика маркетинга компании: правила, принципы и разработка // Журнал Коммерческий директор, 2019. [Электронный ре-сурс]:https://www.kom-dir.ru/article/2496-politika-marketinga (дата обращения 12.12.2019).
46. Расмуссен Й., Модель человеческого поведения // Lektsia. [Электронный ресурс]:https://lektsia.com/4x4631.html (дата обращения 19.10.2019).
47. Резанович Е.А., Горшенин В.П., Обучение персонала как средство пре¬
одоления экономического кризиса на предприятии // Фундаментальные исследования. № 12-5, 2015, - 1041-1045 с. [Электронный ресурс]:
http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39675(дата обращения: 12.05.2020).
48. Стернберг Р., Григоренко Е., Модель структуры интеллекта Гилфорда: Структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под. ред. д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997, - 111-127 с.
49. Траут Д., Райс Э., Маркетинговые воины. Спб.: Питер, 2006, - 254 с.
50. Хосеус М., Лайкер Дж., Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний. М.: Альпина Паблишер, 2019, - 354 с.
51. Ширинкина Е.В., Человеческий капитал и рынок труда в цифровом развитии российской экономики // Экономика труда. Том 6. 2019 - 103-112 с.