Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие речи в различных видах игр дошкольников с задержкой психической развития (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №72330

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

логопедия

Объем работы26
Год сдачи2021
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Характеристика речи как познавательного процесса с точки зрения психологии 5
2. Особенности развития речи в онтогенезе 7
3. Игра дошкольника и ее роль в развитии психики ребенка посредством серии игр 10
4. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР 13
5. Влияние различных видов игр на развитие речи дошкольников с ЗПР 17
Заключение 23
Список использованных источников 25


При психолого-педагогическом изучении возможностей психического развития и развития речи дошкольников с задержкой психического развития, важнейшая цель – не просто установить факт отставания в развитии, а также и раскрыть своеобразие проявлений этого отставания. На сегодняшнем этапе работа педагога с дошкольниками с ЗПР очень актуальна, так как значительно увеличилось число таких детей.
Одна из главных задач в воспитании и обучении дошкольников в ДОУ – это развитие речи и речевого общения. В состав этой общей задачи входит ряд отдельных задач: расширить, обогатить и активизировать словарь; воспитать звуковую культуру речи; сформировать правильную разговорную речь; развивать связную речь.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста рассматривается многими исследователями: теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.); психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.).
Также есть много работ, раскрывающих особенности речевого развития детей с ЗПР (И.Ю. Борякова, В.А. Ковшиков, Ю.Р. Демьянов, Р.И. Лалаева, И.А. Симинова). Исследователями отмечены отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского творчества, слабая речевая активность, бедность и недифференцированность словаря.
Но, несмотря на это, недостаточно разработаны методы и средства работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста с ЗПР, что составляет противоречие и обосновывает проблему исследования.
Объект – процесс развития речи детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет – различные виды игр как средство развития речи детей дошкольного возраста с ЗПР.
Цель работы: выявить особенности развития речи в различных видах игр детей дошкольного возраста с ЗПР.
Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить характеристику речи как познавательного процесса с точки зрения психологии.
2. Выявить особенности развития речи в онтогенезе.
3. Рассмотреть характеристику игры дошкольника и ее роль в развитии психики ребенка.
4. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности дошкольников с ЗПР.
5. Проанализировать влияние различных видов игр на развитие речи дошкольников с ЗПР.
Методы, используемые в работе, составили: анализ литературы по теме, обобщение и классификация полученной информации; сравнительный метод исследования.
Работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В период дошкольного детства происходит активное усвоение детьми разговорного языка, развивается вся речь, происходит развитие всех ее сторон – фонематической, лексической, грамматической. Полноценно овладеть родной речью для дошкольника является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, поскольку этот период является максимально благоприятным для этого. Раннее начало обучения родному языку способствует более свободному овладению им в будущем.
В дошкольном возрасте речь обладает основополагающей ролью. Развитие речи – это основа общения в семье. Кроме того, речь – это основное средство для достижения желаемого. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Развитие речи является центральным в воспитании и образовании дошкольников.
Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом является возраст от года до четырех лет, когда у детей происходит усвоение основных закономерностей языка.
Игра как форма организации жизни и деятельности детей имеет огромное психологическое и педагогическое значение в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Поэтому для игры должно быть отведено определенное место при планировании распорядка дня и педагогического процесса в целом.
ЗПР является нарушением темпа психического развития, при ЗПР происходит отставание в развитии отдельных психических функций (памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы) от тех норм, которые приняты для данного возраста.
Трудности в процессе обучения таких детей обусловлены:
 низкой познавательной активностью и саморегуляцией;
 сниженным произвольным вниманием, его неустойчивостью;
 -слабостью запоминания;
 слабой аналитико-обобщающей мыслительной деятельностью;
 пониженной общей осведомленностью и развитием речи;
 недостаточной сформированностью учебной мотивации [5, c.10].
В личностной сфере таких детей также есть ряд особенностей:
 они инфантильны (преобладают игровые мотивы над учебными);
 обладают повышенной внушаемостью;
 стремятся уйти от ответственности;
 имеют неадекватную самооценку;
 у них слабо сформирована саморегуляция.
для успешного развития речи детей с ЗПР с помощью игры, взрослым необходимо осуществлять умелое руководство, при этом игра должна быть увлекательной, только тогда в ходе игры будет происходить полноценное развитие ребёнка.



1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М : Издательство Юрайт, 2017. – 195 с.
2. Белошенко, М. А. Социализация ребенка 3-5 лет с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр на бытовую тематику / М. А. Белошенко// Дошкольная педагогика. – 2015. – № 9. – С. 33-36.
3. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 396 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. − М.: Лабиринт, 2012.−352 с.
5. Гажеева, И. В. Изучение проблем семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития / И. В. Гажеева// Коррекционная педагогика : теория и практика. – 2015. – № 3. – С. 7-13.
6. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 112 c.
7. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 425 с.
8. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 111 с.
9. Ильиных, А.В. Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / А. В. Ильиных, Н. К. Новоселова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2015. – №1. – С. 53-76.
10. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 202 с.
11. Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Раз – словечко, два – словечко» / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2012. – 72 c.
12. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 165 с.
13. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 128 c.
14. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. – М.: Эксмо, 2018. – 192 c.
15. Медникова Л.С. Особенности вербализации представлений об окружающем у дошкольников с задержкой психического развития (на примере вербального ассоциирования) [Текст] // Дефектология. – 2013. – №1. – с. 40-48.
16. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-3 лет / О.А. Новиковская. – М.: АСТ, 2018. – 480 c.
17. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. – М.: АСТ, Астрель, 2012. – 175 c.
18. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 155 с.
19. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2017. – 240 c.
20. Трясорукова, Т.П. Развитие речи: 2-3 года дп / Т.П. Трясорукова. – Рн/Д: Феникс, 2019. – 224 c.
21. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 288 c.
22. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 c.
23. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 367 с.
24. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 575 с.
25. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. – М.: Эксмо, 2016. – 424 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ