Развитие восприятия детских книг у детей старшего дошкольного возраста в непрерывной образовательной деятельности (Омский Государственный Педагогический Университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №125 г. Тюмени.
Выборка. В исследовании приняло участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей старшего дошкольного возраста (11 девочек и 9 мальчиков) составили экспериментальную группу; 20 детей старшего дошкольного возраста (10 девочек и 10 мальчиков составили контрольную группу).
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде)
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста восприятия книг в непрерывной образовательной деятельности 6
1.1 Проблема ознакомление старших дошкольников с художественной литературой 6
1.2 Принципы и условия развития восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста 10
1.3 Особенности развития восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности 14
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности 20
2.1 Анализ уровня развития восприятия книг у старших дошкольников 20
2.2 Рекомендации по развитию восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности 29
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения 41
Развивать восприятие детских книг как устойчивую потребность, воспитывать положительное отношение к художественной литературе необходимо с дошкольного возраста, ведь именно в этот период закладываются базовые читательские знания, умения и навыки. Только лишь учитывая степень начитанности ребенка, его литературные вкусы, действительные читательские наклонности, можно умело формировать читательскую культуру старших дошкольников с педагогической стороны. Отношение к художественной литературе в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования их у старших дошкольников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему. В этой связи изучение проблемы развития восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности актуально и своевременно.
Степень изученности проблемы. Научную основу исследования составили научные труды отечественных ученых. Возрастные особенности приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе определены в работах М.П. Воюшиной, О.Р. Терещенко, М.В. Шараевой и др. Проблема развития восприятия книг у старших дошкольников раскрыта в трудах Л.А. Гусаровой, Л.А. Кондаковой, Н.Н. Светловской и др. Методы и приемы развития восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности определены С.И. Поздеевой, Н.М. Сусловой, Т.А. Тыщенко и др.
Цель исследования – изучить особенности развития восприятия детских книг у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Объект исследования – восприятие детских книг детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия развития восприятия детских книг у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Гипотеза исследования: если в ходе НОД по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста применять разнообразные формы и методы – продуктивные и творческие, то можно значительно повысить у них уровень восприятия книг.
Задачи исследования:
1. Раскрыть проблему ознакомление старших дошкольников с художественной литературой.
2. Определить принципы и условия развития восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать методы и приемы развития восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
4. Выявить в экспериментальном исследовании особенности восприятия книг детьми старшего дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации по развитию восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы классификации и сопоставления, методы дедукции, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к структуре и содержанию детского чтения – И.И. Горевского, Н.Н. Светловской и др.;
- подходы к выделению принципов и условий развития восприятия книг детьми старшего дошкольного возраста – М.П. Воюшина, Н.М. Суслова и др.;
- подходы к выбору методов и приемов для развития восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста – П.А. Евсюткина, Н.Е. Колганова и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы воспитателями детских садов в работе по развитию восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Художественная литература занимает особое место в деле расширения кругозора дошкольников, развития игры, совершенствования языкового богатства. Материал, выбранный для чтения, прослушивания, заучивания должен соответствовать уровню развития, возрасту ребенка. Специально подобранные иллюстрированные книжки, рассказы, пословицы и поговорки оказывают влияние на развитие интереса к чтению у ребенка. Произведение должно быть в той мере, в какой оно воспитывает ребенка в любви к Родине, дружбе, товариществу, любви к родителям, окружающим старшим, бабушкам и дедушкам, доброжелательности.
В дошкольном возрасте психические процессы развиваются наиболее интенсивно, дети восприимчивы ко всему новому. Поэтому в работу по развитию восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста необходимо включать дидактические игры на развитие всех познавательных и психических процессов. К внешним факторам относятся принципы и условия, на которых базируется процесс воспитания положительного отношения к книге.
Развитие восприятия книг у детей старшего дошкольного возраста к книге, к самому процессу чтения, это большая работа, организация которой зависит в основном от взрослых – воспитателей и родителей ребенка. Главное, соблюдать основные принципы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, создавать необходимые условия, подбирать методы и приемы, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям дошкольников.
Результаты исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста читательские интересы развиты в основном на среднем и низком уровнях, было выявлено преобладание позитивного отношения эпизодического характера к чтению и нейтрального отношения к чтению среди старших дошкольников. Показатели интереса и потребности в чтении являются основными критериями определения уровня восприятия старшими дошкольниками книг. В ходе исследования было установлено, что как в экспериментальной группе дошкольников, так и в контрольной, уровень восприятия книг достаточно низкий.
На основании результатов проведенного исследования был разработан перспективный план проведения НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, в процессе которого планируется развивать восприятие книг. Всего запланировано проведение 25 занятий. В процессе проведения НОД предусмотрена смена деятельности детей, которая будет иметь игровой, продуктивный и творческий характер.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Антонова, Е. С. Как воспитать интерес к художественному слову в процессе воспитания / Е. С. Антонова // Начальная школа плюс до и после. – 2016. – № 12. – С. 27-28.
2. Беркутова, А. П. Обучение творческому чтению дошкольников / А. П. Беркутова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 33-36.
3. Бушнина, Е. И. Формирование читательских интересов у детей. Пособие для учителя / Е. И. Бушнина. – Ульяновск : Учитель, 2008. – 225 с.
4. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург : Сударыня, 2017. – 320 с.
5. Горевский, И. И. Нравственное воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы / И. И. Горевский // Педагогика. – 2018. – №2. – С. 41-44.
6. Гусарова, Л. А. Нескучное чтение. Формирование умения читать / Л. А. Гусарова // Педагогика. – 2019. – № 7. – С. 30-33.
7. Евсюткина, П. А. Формирование навыка пересказа прочитанного / П. А. Евсюткина // Молодой учёный. – 2014. – № 19 (78). – С. 531-533.
8. Карташова, Т. А. Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения / Т. А. Карташова // Концепт. – 2019. – № 12. – С. 26- 28.
9. Колганова, Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности дошкольников/ Н. Е. Колганова // Вестник ТГУ. – 2017. – № 3 (119). – С. 106-111.
10. Кондакова, Л. А. Мотивы чтения и читательские интересы детей и подростков: [Исследование Читинской обл. дет. б-ки] / Л. А. Кондакова // Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры: Материалы межрегиональной конференции работников детских библиотек Восточной Сибири, Забайкалья. – Иркутск, 2012. – С. 62-71.
11. Макина, И. М. Средства нравственного воспитания средствами чтения произведений народного творчества / И. М. Макина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 72-78.
12. Максимова, В. В. Развитие читательского интереса дошкольников средствами кружковой работы / В. В. Максимова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 96-99.
13. Наумчик В. Н. Педагогический словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2016. – 279 с.
14. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
15. Поздеева, С. И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой / С. И. Поздеева, Н. С. Хохом. – Томск, издательство Томского ЦНТИ, 2009. – 120 с.
16. Светловская, Н. Н. Введение в науку о читателе / Н. Н. Светловская. – Москва : МГПУ, 2003. – 123 с.
17. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Педагогика. – 2003. – №1. – С-11-18.
18. Стернин, И. А. Основы речевого воздействия. – 3-е изд. / И. А. Стернин. – Москва : Директ-медиа, 2015. – 289 с.
19. Суслова, Н. М. Воспитать читателя / Н. М. Суслова // Народное образование. – 2016. – № 1. – С. 69-70.
20. Терентьева, Ю. В. Выразительное чтение: сущность, приемы и методы формирования / Ю. В. Терентьева // Детский сад До и После. – 2016. – 34. – С. 45-48.
21. Терещенко, О. Р. Инновационные приемы развития мотивации к чтению / О. Р. Терещенко // Педагогика. – 2017. – №3. – С. 32-35.
22. Тихомирова, И. И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь-справочник для библиотекарей / И. И. Тихомирова. – Москва : Школьная библиотека, 2018. – 248 с.
23. Тыщенко, Т. А. Особенности развития читательских интересов дошкольников / Т. А. Тыщенко // Молодой ученый. – 2018. – №4. – С. 129-133.
24. Чиндилова, О. В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 7. – С. 76-79.
25. Шараева, М. В. Способы организации самостоятельного чтения / М. В. Шараева // Педагогика. – 2010. – № 3. – С. 24-30.
26. Шкабура, И. А. Педагогическая поддержка дошкольника в процессе читательской деятельности / И. А. Шкабура // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 11. – С. 3-5.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 50 с.
28. Юматова, Р. О. Воспитание вдумчивого читателя / Р. О. Юматова // Детский сад от А до Я. – 2018. – №4 – С. 58-63.
29. Якушина, Л. С. Проблема чтения дошкольникам художественного произведения / Л. С. Якушина // Педагогика. – 2019. – № 10. – С. 6-9.
30. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – Москва : Академия, 2013. – 369 с.