Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МАДОУ ЦРР детский сад №125 города Тюмени.
Для работы была выбрана старшая группа в количестве 24 человек.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Представление детей старшего дошкольного возраста о семье как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности представлений о семье у детей старшего и дошкольного возраста 12
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Диагностические методики по изучению представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2. Анализ результатов по исследованию представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3. Формы и методы работы педагога, направленные на формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста 27
Выводы по второй главе 30
Заключение 32
Список использованных источников 34
Проблема развития семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста является одной из малоизученных. Введение в семейные ценности в процессе ознакомления со старшим поколением дошкольников, сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовательного учреждения (далее – ФГОС ДОУ).
Объект исследования: процесс формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить процесс формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Сделать анализ психолого-педагогической литературы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностические методики по изучению представлений о семье у старших дошкольников.
4. Проанализировать результаты по исследованию представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
5. Изучить формы и методы работы педагога, направленные на формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
При написании данной курсовой работы применялись следующие методы исследования:
˗ теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение информации, полученной в ходе изучения данной темы.
˗ практические: проведение диагностики по теме исследования; анализ и обработка данных, полученных в ходе исследования.
Методы исследования: работа с литературными источниками, метод статистической обработки данных.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников.
По итогу работы можно сделать вывод, что данную тему изучали многие ученые. Анализ психолого-педагогической литературы по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста показал, что семья - это социальный институт, в котором индивид приобретает первый социальный опыт, первые навыки социального поведения. Семья формирует и определяет поведение индивида, определяет эмоциональный план и структуру поведения, которые в значительной степени сохраняются на протяжении всей жизни, оказывает изменяющее влияние на поведение в каждом конкретном периоде.
Изучив особенности представлений о семье у детей старшего и дошкольного возраста, можно отметить, что представления - это процесс умственной реконструкции образов предметов и явлений, которые в настоящее время не влияют на чувства человека. Одним из условий успешной и целенаправленной работы по формированию представлений о семье у дошкольников станет сотрудничество педагога и родителей, поскольку семья остается главным хранителем и транслятором ценностей, детских социально-нравственных нормы.
Во второй главе нами были подобраны методики по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Были исследованы представления о семье у детей старшего дошкольного возраста. Полученные в ходе исследования данные убедительно доказывают о необходимости психолого-педагогической работы по формированию представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
Далее были изучены формы и методы работы педагога, направленные на формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста. В этом параграфе были разработаны дидактические пособия по формированию представлений о семье: семейные роли, родословная. Созданы семейные альбомы, представлены различные виды театра по русским народным сказкам и элементы декоративно-прикладного искусства, организована совместная деятельность вместе с детьми и родителями, создана развивающая предметно-пространственная среда и т.д
1. Авдеева, Н. Н. Вы и младенец: у истоков общения / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова. - М.: Педагогика, 1991. - 158 с.
2. Аверченко, А. Т. Вопросы воспитания / А. Т. Аверченко. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
3. Антонова, Л. И. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье / Л. И. Антонова, Н. А. Цветкова. - М.: Педагогика, 2006. - № 1. - С. 273-278.
4. Буре, Р. С. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села / Р. С. Буре, Н. Я. Михайленко. - М.: Дашко и К, 2014. - 167 с.
5. Бушина, В. Н. Формирование положительного образа родного дома / В. Н. Бушина // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 10. - С. 75.
6. Васильева, А. К. Структура семьи / А. К. Васильева. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 136 с.
7. Венгер, А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А. Л. Венгер // Вопросы психологии. - 2001. - №3. - С. 17-26.
8. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
9. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозова. – СПб.: 2000. – 392 с.
10. Вологодская, О. П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам / О. П. Вологодская. - М.: Центрполиграф, 2012. - 191 с.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выгосткий. - М.: Академия, 2013. - 433 с.
12. Гребенников, И. В. Семейное воспитание: Краткий словарь / И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М.: Политиздат, 2015. - 319 с.
13. Дементьева, И. Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье / И. Ф. Дементьева. - М.: Вестник, 2004. - № 6-7. - С. 150-160.
14. Демидова, Н. И. Проектирование работы по взаимодействию дошкольной образовательной организации и семьи: учебно-методическое пособие / Н. И. Демидова, Н. Б. Полковникова - М.: МГПУ, 2017. - 76 с.
15. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова. - М.: Педагогика, 2014. - №1. - С. 60-68.
16. Дыбина, О. В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи: учебно-методическое пособие / О. В. Дыбина, Е. Ф. Акулова, С. Е. Анфисова, О. А. Еник, А. Ю. Кузина, Е. А. Сидякина, В. В. Щетинина - М.: Центр педагогического образования, 2019. - 77 с.
17. Еник, О. А. Формирование семейных ценностей как психолого-педагогическая проблема / О. А. Еник, Е .А. Сидякина // Психолого- педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста. - Тольятти.: ТГУ, 2018. - С. 28-35.
18. Ермолова, Т. В. Некоторые аспекты детского развития во взаимодействии с родителями, сверстниками и сиблингами /Т. В. Ермолова // Психологическая наука и образование. 2016. - №3. - С. 105-109.
19. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах и таблицах. 2-е издание. Учебное пособие /Г. М. Коджаспирова. – М.: Юрайт, 2016. – 719 с.
20. Кудрявцев, В. Т. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура / В. Т. Кудрявцев. - М.: Актобе, 2012. - 150 с.
21. Кузина, А. Ю. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов / А. Ю. Кузина, Л. С. Иванова, И. В. Кузьмина // Психолого-педагогические и технологические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста. - Тольятти.: ТГУ, 2018. - С. 35-43.
22. Кузьмина, И. В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Кузьмина // Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2018. - N5 - 49 с.
23. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2000. – 144 с.
24. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. - М.: МОДЭК, 2011. - 384 с.
25. Мудрик А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2015. - 200 с.
26. Соколова Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е.Т. Соколова, И.Г. Чеснова //Вопросы психологии. - 1986. - № 2. - С. 110-118.
27. Спиваковская, А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1998. - 213с. –
28. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина. - Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
29. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб.: ПИТЕР, 2017. - 656 с.