ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОНВЕРГЕНТНЫЕ СМИ: ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ВЛИЯНИЕ АУДИТОРНОГО ФАКТОРА 9
1.1. Развитие узкоспециализированных СМИ в условиях конвергенции 9
1.2. Дизайн-проектирование печатных и сетевых СМИ: основные элементы
и функции 15
1.3. Зависимость между аудиторией и дизайном в конвергентных
специализированных изданиях 35
ГЛАВА II. ЖУРНАЛЫ ОБ IT КАК УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
ИЗДАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ КОНТЕНТА, СПЕЦИФИКА ДИЗАЙНА, ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С АУДИТОРИЕЙ 51
2.1 Микроспециализации, тематика, рубрикация 51
и аудитории изданий об IT 51
2.2.1. Композиционно-графическая модель 58
и иллюстративный материал журнала «CNews» 58
2.2.2. Композиционно-графическая модель и иллюстративный материал
журнала «Control Engineering» 67
2.2.3. Композиционно-графическая модель и иллюстративный материал
журнала «Хакер» 73
2.2.4. Композиционно-графическая модель и иллюстративный материал
журнала «IT-Expert» 81
2.2.5. Композиционно-графическая модель и иллюстративный материал
журнала «UPgrade» 86
2.3. Узкоспециализированные конвергентные издания: организация
взаимодействия с аудиторией 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность данной работы обусловлена важностью изучения современных тенденций развития журналистики и медиадизайна: конвергенцией, все большей сегментацией СМИ, а также появлением новых каналов связи с аудиторией. Сегодня можно наблюдать возрастающую дифференциацию средств массовой информации с точки зрения тематической направленности. В журналистике появляются все новые и новые направления. Аудитория изданий так или иначе влияет на их внешний облик. Специализированные издания о сфере информационных технологий имеют свои особенности, в том числе и с точки зрения дизайна. Задача современной редакции подобных СМИ состоит в создании удобного и легкого для использования журнала и сайта. Данную проблему невозможно решить без учета мнения целевой аудитории. Многие издания стремятся следовать последним тенденциям в дизайне, ища новые каналы для распространения информации, делая множественные попытки редизайнов. Подобные изменения не всегда положительно влияют на внешний облик издания: иногда при переходе в электронный формат выпусков (например, в PDF), журналы теряют свою идентичность. Качество контента - безусловно, приоритетная цель СМИ, однако редакциям следует помнить и о дизайне. Необходим баланс между адекватным внешним представлением информации и ее смысловым содержанием. Несмотря на факт растущей сегментации средств массовой информации, многие специализированные издания претерпевают кризис. Лишь те журналы, которые частично или полностью перешли в интернет, сумели «выжить». Несмотря на оптимистические прогнозы относительно популярности печатной прессы, на примере рассматриваемых изданий можно наблюдать обратную ситуацию: частичный или полный отказ от бумажной версии.
Объект исследования - это журналы об IT как узкоспециализированные издания.
Предмет исследования - концепции и методы проектирования дизайна журналов об IT, а также практика взаимодействия редакций узкоспециализированных изданий с аудиторией.
Цель исследования - определить зависимость между дизайном и аудиторией узкоспециализированных журналов о сфере IT.
Задачи:
• Определить особенности развития сегмента
узкоспециализированных СМИ в условиях конвергенции;
• изучить этапы и методы дизайн-проектирования специализированных журналов и их онлайн-версий;
• выявить значение информационных и эстетических потребностей аудитории при планировании оформления и содержания узкоспециализированных изданий;
• провести сравнительный анализ практики российских специализированных журналов об IT в сфере проектирования дизайна и организации обратной связи с аудиторией;
• выяснить, существует ли взаимосвязь между аудиторией изданий и их внешним обликом на этапе проектирования, а также построить модель рекомендуемых действий для редакций по организации взаимодействия с аудиторией.
Эмпирической базой исследования являются материалы пяти российских журналов об IT: «CNews», «Control Engineering Россия», «Хакер», «IT-Expert» и «UPgrade». Всего было изучено 125 номеров (24 номера журнала «Хакер», 12 номеров журнала «Control Engineering Russia», 6 номеров «CNews», 24 номера журнала «IT-Expert» за 2014 и 2015 годы; 59 номеров журнала «UPgrade» за 2016 год). Выборка обусловлена примерным временем последнего редизайна, который происходил в каждом из анализируемых изданий. Специализация рассматриваемых изданий (все они имеют отношение к сфере информационных технологий) обусловлена тем фактом, что журналы, освещающие данную область, в значительной степени отличаются от изданий других направлений как визуально, так и содержательно. Будет выяснено, как соотносится внешний облик и детали оформления со специализацией издания и аудиторией, а также особенно подробно будет исследован иллюстративный материал данных журналов. На их примере также будут выявлены особенности использования изображений в СМИ определенной направленности. Все рассматриваемые издания можно назвать конвергентными, поэтому будут исследованы и их сетевые версии. Также будет выяснено, как осуществляется взаимосвязь между мнением аудитории и вариантом дизайна на этапе его создания.
Также в эмпирическую базу исследования входят материалы экспертного интервью, проведенного автором магистерской диссертации с главным редактором журнала «Хакер» 4 мая 2016 года.
В ходе исследования применялись такие общенаучные методы, как анализ, индукция, дедукция, синтез. Для сбора эмпирического материала использовались: контент-анализ, личное формализованное интервью, классический анализ, а также сравнительный анализ.
Теоретическая база состоит из научных работ в области графического дизайна и дизайна СМИ таких отечественных и зарубежных авторов, как А.А. Беляев, Е.А. Лазаревич, Я. Нильсен, И.А. Розенсон, С.В. Федорова, Ю.Г. Шаповал, L. Graham и др. Среди источников по аудитории СМИ работы таких исследователей как: Я. Н. Засурский, В.Б. Комоцкий, С.Г. Корконосенко, R. Cover. Проблемы взаимосвязи СМИ и целевой аудитории поднимали и развивали, А.В. Вырковский и М.А. Любимцева, Л.В. Кудинова, Д.А. Носаев, S. Livingstone, P.M. Napoli и др.
Апробация отдельных положений магистерской диссертации прошла на конференции «Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований». По итогам доклада на конференции были опубликованы тезисы «Шрифтовое оформление специализированных изданий о сфере информационных технологий» . Также отдельные тезисы исследования обсуждались в ходе педагогической и научно-исследовательской практики в рамках учебных занятий.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Новизна исследования. В настоящее время проблема учета информационных и эстетических потребностей целевой аудитории при формировании проекта дизайна узкоспециализированного издания не нашла должного отражения в специальной исследовательской литературе. Существует множество открытых вопросов, связанных с тем, на каком этапе следует выяснять мнение аудитории о дизайне конкретного издания, до или в процессе работы над ним. Кроме того, не в полной мере известно, стоит ли в вопросе оформления журнала и его сетевой версии полностью полагаться на мнение читателей, или в данном вопросе первостепенно мнение эксперта.
Положения, выносимые на защиту:
1. Наблюдаемый переход от печатных СМИ к онлайн- изданиям обусловлен изменением способов восприятия информации. В связи с развитием технологий, аудитория многих специализированных изданий предпочитает получать информацию при помощи сайта или электронных номеров.
2. Совокупность журналов о сфере информационных технологий сформировалась в особый узкоспециализированный сегмент российского медиарынка. Такие издания обладают как внешними отличительными особенностями - с точки зрения дизайна, так и внутренними - с точки зрения контента. Журналы об IT ориентируются на эстетические и прагматические потребности целевой аудитории.
3. Существуют сходства и различия между анализируемыми изданиями. Среди схожих черт стоит отметить тяготение к жесткой структуре оформления материалов, стремление к упорядоченной логике подачи текстов и изображений. Среди ключевых отличий - использование цвета, акцентирование, использование контраста.
4. Иллюстрации в специализированных изданиях о сфере IT выполняют сопроводительную функцию: схемы, диаграммы, таблицы, скриншоты используются гораздо чаще, чем инфографика, и служат для дополнения текстовой информации.
5. Прослеживаются дальнейшие трансформации рассматриваемых специализированных конвергентных СМИ. Экспертное интервью подтвердило стремление редакций к поиску новых каналов связи с читателями.
6. Сформулированы рекомендации по обеспечению взаимодействия между редакцией и аудиторией специализированных изданий, включающие в себя учет мнения аудитории на этапе дизайн- проектирования издания, тестирование промежуточных макетов, а также активное использования социальных сетей для контакта с аудиторией.
В ходе данного исследования были даны определения ключевым понятиям, рассматриваемым в работе, таким как «аудиторный фактор», «микроспециализации» изданий, были изучены ключевые процессы и тенденции медиаконвергенции, а также интернет как один из ключевых современных каналов информации и функционирования СМИ. Кроме того, была затронута важнейшая для современной журналистики тенденция визуализации информации путем увеличения иллюстративного материала и изменения форм предоставления текстовой информации. На данном этапе возник ряд проблем с введением данных терминов (в частности, с самим понятием аудиторного фактора): в научной литературе не было найдено подходящих определений непосредственно из журналистики. Однако данная проблема была решена путем формулирования определений с учетом контекста исследования.
Также были исследованы теоретические особенности дизайна периодических изданий (как печатных, так и электронных версий), выделены ключевые особенности композиционно-графической модели, типографики, использования цвета. В числе наиболее важных особенностей оформления были выделены следующие:
• Цветовое маркирование контента по рубрикам осуществлено в полной мере только в журнале «Хакер». Именно в этом издании данная особенность рубрикации реализована в полной мере. Также попытка данного подхода замечена в оформлении журнала «IT-Expert». Остальные издания не используют навигацию по цветам.
• Все издания, за исключением журнала «UPgrade», следуют тенденциям минимализма и плоского дизайна. Наиболее явно это выражено в дизайне журналов «Хакер» и «Control Engineering». Минимум графических компонентов и структурированность композиции - то, к чему стремятся анализируемые издания.
• Перенос модели блочной верстки из электронных СМИ в печатные. Данный факт является довольно неожиданном в свете того, что был ожидаем обратный процесс - трансформация из печатных форм публикаций в цифровые. Однако здесь можно говорить о взаимной интеграции компонентов. С одной стороны, бумажный формат из привычных читателю разворотов трансформируется в сверстанную вертикально ориентированную страницу, которую следует листать вниз, а не переворачивать, как прежде («Хакер», «UPgrade»). С другой стороны, в печатных разворотах нередко встречаются приемы и компоненты, перенесенные из электронных версий: композиция, представленная в виде отдельных блоков, игнорирование модульной сетки и базовых линий, эксперименты со шрифтами, использование программных шрифтов для фрагментов программного года, представленного в качестве образцах (шрифт Consolas).
Кроме того, были проанализированы виды иллюстративного материала в рассматриваемых изданиях («CNews», «Control Engineering Россия», «Хакер», «IT-Expert», «UPgrade»). Было замечено активное использование схем, диаграмм и таблиц, что непосредственным образом связано со спецификой рассматриваемых изданий. Фотографии в качестве самого распространенного вида изображений были использованы в изданиях «CNews», «IT-Expert», «Control Engineering» (в последнем издании не в значительной степени отставая от схем, диаграмм, таблиц и скриншотов - 43 и 39 процентов). Однако стоит подчеркнуть, что это преимущественно фотографии, на которых представлена обозреваемая техника, либо портреты авторов материалов или интервьюируемых лиц.
В ходе работы также было проведено интервью с главным редактором одного из рассматриваемых изданий (журнала «Хакер»), в результате которого были выяснены ключевые этапы процесса дизайн-проектирования. В частности, была получена информация о том, что на стадии проектирования редакция не узнает мнение читателей о тестовом дизайне, это происходит позже. Было установлено, что данный факт носит скорее нейтральный характер, поскольку пользователь/читатель должен иметь полное представление о работе сайта/варианте верстки, тестовые версии не всегда способны дать полное представление о функциональных и эстетических свойствах дизайна того или иного издания.
Было выяснено, что внутри одной крупной группы - специализированных изданий о сфере IT, существуют микроспециализации или подгруппы. Каждое из представленных в исследовании изданий отличается от остальных своей целевой аудиторией, несмотря на общий сегмент. Для некоторых изданий это технические специалисты(« Control Engineering»), для других - руководители IT-департаментов, для других - специалисты по информационной безопасности, программисты и системные администраторы («Хакер»). Таким образом, эта система оказалась сложнее, чем могло показаться в начале исследования, ведь каждая микроспециализация имеет свои принципиальные отличия не только с точки зрения целевой аудитории, но и особенностей оформления. Два этих критерия напрямую связаны друг с другом.
С одной стороны, качество дизайна для специализированных изданий крайне важно, так как позволяет целевой аудитории идентифицировать СМИ, обратить внимание на материалы номера. Однако, с другой стороны, гораздо большее внимание со стороны редакции таких изданий уделяется качеству контента. Как выяснилось в ходе исследования, иллюстрации, в основном, носят лишь дополняющую и сопроводительную функцию. Несмотря на обилие изображений в представленных материалах, именно контент стоит на первом месте.
В завершение работы были сформулированы практические рекомендации для редакций специализированных конвергентных изданий по учету и изучению мнения аудитории о дизайне издания (как печатной, так и сетевой версий). Вероятно, данный список действий мог бы помочь изданиям создавать дизайн в соответствии с запросами целевой аудитории, одновременно ориентируясь и на профессиональную оценку. Возможно, для редакций будет вполне оправдано тестировать версии сайта или печатного журнала, обращаясь к читателям.
Очевидно, что остается множество других вопросов для изучения в дальнейшем. В особенности это касается тех форматов распространения информации, которые еще рано изучать в силу их недоработки в рассматриваемых изданиях, - полноценных мобильных приложений. Остается надеяться, что данная проблемы - лишь вопрос времени и редакция найдет из нее выход.
Помимо этого, остается актуальным вопрос о самой роли дизайна в восприятии специализированных изданий. Даже те журналы, которые в наименьшей степени соответствуют общим принципам оформления, находят своих читателей. Из этого можно сделать вывод о том, что, несмотря на все плюсы качественного и удобного предоставления материалов и визуальных характеристик рассматриваемых номеров, на первом месте для данных журналов, с точки зрения аудитории, - всегда только контент и простота оформления. И все же, стоит надеяться, что при сохранении качества в отборе информации и подготовке номеров, редакции не будут забывать и о функциональном и удобном дизайне, который бы помогал идентифицировать специализацию того или иного СМИ, а также был удобен целевой аудитории.
1. Айнутдинов А. С. О феномене изображения в прессе (к методологии познания) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 30.
2. Беляев А.А. Вариативность дизайна главной страницы интернет-СМИ. // Вестник МГУ. Сер. 10. «Журналистика». 2012. №3.
3. Беляев А.А. Дизайн-модель интернет-версии как результат трансформации модели печатного издания. // Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика». 2008. №2.
4. Беляев А.А. Навигация как ключевой элемент визуальной организации веб-сайта // Техника СМИ. №2 М. 2009. URL:
http: //elibrary.ru/download/96416757.pdf [23.01.2015]
5. Берд Дж. Веб-дизайн. Руководство разработчика. СПб. 2012.
6. Браславец Л.А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации. Воронеж. 2010. URL: http://cheloveknauka.com/internet-servisy-sotsialnyh-setey-v-sovremennoy-sisteme-sredstv-massovoy-informatsii[20.04.2016].
7. Быстрова Т.Ю. Проект как базовая категория философии дизайна // Архитектон: известия вузов. 2007. №17. URL: http://archvuz.ru/2007 1/15[20.04.2016].
8. Волкова В.В. Специфика медиадизайна // Вестник Московского университета. М. 2014. №4.
9. Вырковский А. В., Любимцева М. А. Предпочтения интернет- аудитории российских качественных СМИ в отношении различных видов медиатекстов // Медиаскоп. 2015. №2. URL: http://www.mediascope.ru/node/1726[20.04.2016].
10. Асхатова Л.И., Галимов Э.Р., Габидуллин И.М. Развитие языков разметки // APRIORI. Серия: Естественные и технические науки. 2015. №2. URL:http: //cyberleninka.ru/article/n/razvitie-yazykov-razmetki[20.04.2016].
11. Головко С.Б. Свойства и приемы композиции // Журналист. 2011. С.89
12. Голомбински К. Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веба и мультимедиа. СПб. 2013.
13.Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации //Информационное общество. Т. 1. 1999. URL: http://emag.iis.rU/arc/infosoc/emag.nsf/0/8237275cd12d039fc32568b10037d11e?OpenDocument&Click=[20.04.2016].
14. Ильченко С.Н. Типологическая идентичность жанровой системы отечественных электронных СМИ: к постановке проблемы //Вестник СПбГУ. 2014. №1. URL: http://vestшkphil.spbu.ш/sites/defautt/files/ИльченкоСН.pdf[20.04.2016].
15. Интернет-СМИ. Теория и практика / под ред. Лукиной Н.М. М. 2010.
16. Калиновский А.И. Юзабилити: как сделать сайт удобным. Минск. 2005.
17. Каллиома Л. А. Адаптация как стадия перехода редакции к конвергентным основам информационного производства (опыт «Российской газеты») // Медиаскоп. 2013. №4. URL: http://www.mediascope.ru/en/node/1434[20.04.2016].
18. Комоцкий В. Б. Определение целевой аудитории специализированного делового (B2B) журнала для его успешного функционирования // Медиаскоп. 2008. №1. URL:http://www.mediascope.ru/node/31[20.04.2016].
19. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М. 2004.
20. Кудинова Л.В. Специфика взаимоотношений СМИ с аудиторией. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2008. №1. URL:
http: //www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2008/01/kudinova.pdf[20.04.2016].
21. Купер А. Об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия. 2009.
22. Лазаревич Е.А. Дизайн периодических изданий. М. 2004.
23. Лесняк В. Графический дизайн. Основы профессии. М. 2011.
24. Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета //М.: Факультет журналистики МГУ им. МВ Ломоносова. 2005. №. 1. URL: http : //87.242.99.100/study/handouts/texts/smi internet.pdf[20.04.2016].
25. Мельченко Д.В. Абрамова О.Ф. Исследование логических проблем юзабилити сайтов и анализ существующих решений // Современная техника и технологии. № 1. 2015. URL:
http://technology.snauka.ru/2015/01/5360[20.04.2016].
26. Мильчин А.Э. Издательский словарь. М. 2003.
27. Никулова Г. А., Подобных А. В. Средства визуальной коммуникации— инфографика и метадизайн //Образовательные технологии и общество.
2010. №. 2. URL:http://cyberleninka.ru/article/nZsredstva-vizualnoy-kommunikatsii-infografika-i-metadizayn[20.04.2016].
28. Нильсен Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. СПб. 2003.
29. Носаев Д.А. Влияние элементов графической модели периодического издания на его успешность // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. №3. URL:http://cyberleninka.ru/article/nZvliyanie-elementov-graficheskoy-modeli-periodicheskogo-izdaniya-na-ego-uspeshnost[20.04.2016].
30.Олешко Е. В., Хижная Е. В. Вызовы нового тысячелетия: особенности и проблемы современного медиарынка специализированных СМИ //Известия Уральского Федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. №. 2. 2013.
31. Роббинс Дж. HTML5, CSS3 и JavaScript. Исчерпывающее руководство. М. 2014.
32. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. Учебник для ВУЗов. СПб. 2013.
33. Ротина К.М. Анализ этапов проектирования. URL: http://cyberleninka.ru/article/nZanaliz-etapov-proektirovaniya-saytov[20.04.2016].
34. Савицкая Т. Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы //Обсерватория культуры. 2008. №. 2.
35. Симакова С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента //Вестник Волжского университета им. ВН Татищева. 2012. №. 3.
36. Симакова, С. И. Замещение цифрового контента газеты инфографикой в современной прессе. Екатеринбург. 2011. Режим доступа URL: http://www.urfumedia.ru/2015/04/blog-post 30.html[20.04.2016].
37. Система средств массовой аудитории России // под ред. Засурского Я.Н. М. 2003.
38. Социологический словарь. М.: Экономика. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. 2004.
39. Социология журналистики. // Под ред. Корконосенко С.Г. М. 2004.
40. Уодтке К.. Информационная архитектура: чертежи для сайта М.: Кудис-Образ, 2004.
41. Уэйншенк С. 100 главных принципов дизайна. Как удержать внимание. СПб. 2012.
42. Федорова С.В. Визуализации как ведущая тенденция развития СМИ // Филологический науки. Вопросы теории и практики. 2014. №7. URL: http://scjoumal.ru/articles/issn 1997-2911 2014 7-2 53.pdf[20.04.2016].
43. Шаповал Ю.Г. Изобразительная журналистика. Львов. 1988. URL: http://constitutions.ru/?p=1833[20.04.2016].
44. Элам К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция. СПб. 2011.
45. Boulton M. A practical quide to Designg for the web. 2009.
46. Chang, D. Dooley, L. Tuovinen, J. E. Gestalt Theory in Visual Screen Design — A New Look at an old subject. Copenhagen. 2002. 12. URL: http://oro.open.ac.uk/11356/3/p5-chang Dooley Tuovinen.pdf[20.04.2016].
47. Cover R. Audience inter/active: Interactive media, narrative control and reconceiving audience history // New Media & Society. 2006. № 8. URL: http://nms.sagepub.com/content/8/ 1/139.abstract[20.04.2016].
48. Garrett J. J. Elements of user experience, the: user-centered design for the web and beyond. Pearson Education, 2010. URL:https://bpv-tese.googlecode.com/hg/src/referencias/Garrett2011%20-%20The%20Elements%20of%20User%20Experience%202nd%20edition.pdf [20.04.2016].
49. Graham L. Gestalt theory in interactive media design // Journal of Humanities & Social Sciences. №1. 2008. URL:
http://www.scientificj ournals.org/j ournals2008/articles/1288.pdf[20.04.2016].
50. Livingstone S. New media, new audiences? //New media and society. №.1. 1999. URL:http: //eprints.l se.ac.uk/3 91/1/N-
media%26society 1 %281 %29.pdf[20.04.2016].
51. Napoli P. M. Audience evolution: New technologies and the transformation of media audiences. New York. 2011. URL: https://books.google.ru/books?id=PFLG9snIdQC&pg=PA300&lpg=PA300&dq=Napoli+P.+M.+Audience+evolution:+New+technologies+and+the+transformation+of+media+audiences.+New+York.+2011.&source=bl&ots=fP
LHw3Hvob&sig=gcMMq-
DfVaYTaKa3PkL8LyIWDYk&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi0joTlwNLMAhUCBiwKHdwYC UQ6AEIPzAE#v=onepage&q=Napoli%20P.%20M.%20Audience%20evolution%3A%20New%20technologies%20and%20the%20transformation%20of%20media%20audiences.%20New%20York.%202011.&f=false[20.04.2016].
52. Napoli P.M. Audience Evolution and the Future of Audience Research // International Journal on Media Management. № 14:2. 2012. P. 79-97.
Электронные источники:
1. Хакерhttps://xakep.ru[20.04.2016].
2. Control Engineering Russia. URL: http: //www.controlengrussia.com
[20.04.2016].
3. CNews.ru. URL:http://www.cnews.ru[20.04.2016].
4. IT-World.ru. URL:http://it-world.ru[20.04.2016].
5. SEOGadget. URL:http://www.seogadget.ru[20.04.2016].
6. UPgradehttp://upweek.ru[20.04.2016].