Введение 3
ГЛАВА I. Жанр натюрморта и его роль в изобразительном искусстве
1.1. Понятие «натюрморт», виды натюрморта 9
1.2. Особенности развития натюрморта как жанра изобразительного
искусства 16
ГЛАВА II. Методика обучения изображению натюрморта в начальных классах общеобразовательной школы
2.1. Особенности проведения уроков рисования натюрморта с натуры в начальных классах 27
2.2. Наглядно-методические пособия для занятий изобразительным искусством по теме «Натюрморт» 36
ГЛАВА III. Глава 3. Методика выполнения творческой части работы диплома «Июль»
3.1. Формирование замысла будущей композиции натюрморта 45
3.2. Этапы выполнения творческой части дипломной работы 48
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложение
Современное общество сегодня нуждается не только в грамотных, но и духовно развитых гражданах. Формирование нравственной, эстетической, духовной культуры подрастающего поколения осуществляется благодаря урокам искусства в общеобразовательной школе, занятиям в детских школах искусств, кружках и студиях.
В процессе художественного образования и эстетического воспитания дети приобретают первые творческие впечатления, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной.
Исследования педагогов и психологов показывают, что детям необходимо давать знания обо всех жанрах и видах изобразительного искусства, но натюрморт можно считать первым, «начальным» жанром живописи, с которым нужно знакомить детей, в частности младших школьников. Он не только вызывает большой эмоциональный отклик у детей, но помогает изучить на его примере основы изобразительной грамоты, узнать о средствах выразительности в живописи, учит воспринимать красоту изображенных предметов, любоваться ими. На уроках изобразительного искусства в начальных классах натюрморт выступает в качестве замечательного средства для изучения передачи в изобразительном искусстве закономерностей освещенности, формы, цвета материальности и др. Недаром мастера искусства называли натюрморт лабораторией живописи.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы была обусловлена значимостью эстетического воздействия жанра натюрморта на формирование личности младшего школьника, на развитие его художественного вкуса, творческих способностей. Исходя из этого была определена тема данного исследования: «Формирование навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов общеобразовательной школы».
Приступая к выполнению выпускной квалификационной работы, возникла необходимость подробно изучить особенности исторического развития жанра натюрморта, проанализировать лучшие произведения художников в этом жанре изобразительного искусства, познакомиться с теоретическими источниками по данной теме, а также изучить современные научно-методические материалы по применению натюрморта в программных заданиях по ИЗО в общеобразовательной школе.
Выдающиеся ученые в области психологии художественного творчества: А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что развитие творческих способностей учащихся осуществляется в результате воздействия продуманной системы педагогического руководства творческой деятельностью и с учетом их возрастных особенностей.
Как показывает практика, занятия изобразительным искусством изменяет сознание детей, стимулирует творческое развитие личности ребенка, формирует мировоззрение личности. В отечественной художественной педагогике были разработаны методические системы обучения изобразительному искусству. В. С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Б. М. Неменский, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Т. Я. Шпикалова и другие известные художники-педагоги в программах по изобразительному искусству для общеобразовательной школы отводили важное место изучению жанра «Натюрморт». Чаще всего для изучения натюрморта в школьной программе отводились уроки рисования с натуры.
В данное время в области обучения изобразительному искусству наметилось противоречие между потребностью развития навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов и недостаточно разработанной специальной методикой для освоения этих навыков.
Проблемой исследования, таким образом, является поиск наиболее эффективных методов обучения учащихся начальных классов общеобразовательной школы процессу изображения натюрморта на уроках изобразительного искусства, формированию у детей навыков реалистического изображения с натуры на примере натюрморта.
Объектом исследования: является процесс обучения изображению натюрморта учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства
Предметом исследования являются формы, приемы и методы обучения младших школьников изображению натюрморта.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства будет успешной, если
-учитель ознакомит школьников с историческими особенностями развития жанра «Натюрморт», с творчеством известных мастеров искусства в этом жанре;
-в процессе обучения изображению натюрморта будут учитываться возрастные, психолого-педагогические особенности младших школьников;
-процесс обучения детей изображению натюрморта будет основан на наблюдении, художественном восприятии натуры, творческом подходе к решению изобразительных задач в натюрморте;
- учитель будет применять различные приемы, средства, формы и методы обучения, в том числе объяснительно-иллюстративный метод в процессе формирования навыков изображения натюрморта у младших школьников.
Цель работы состоит в изучении форм и методов формирования навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
- дать определение понятия «натюрморт», составить примерную классификацию видов натюрмортов;
- проанализировать исторические особенности развития натюрморта,
изучить творчество выдающихся художников, работавших в этом жанре
- исследовать теоретические и методические основы работы над натюрмортом в общеобразовательной школе;
-разработать и апробировать методику обучения учащихся начальных классов навыкам изображения натюрморта на уроках изобразительного искусства;
- выполнить творческие работы в жанре «Натюрморт», которые смогут выполнить функцию наглядно-методического пособия по предмету.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- анализ теоретических источников по проблеме исследования;
- изучение творческих работ мастеров искусства в жанре «Натюрморт»;
- изучение и систематизация данных передового педагогического опыта в области изобразительного искусства;
- педагогическое наблюдение;
- анализ учебных и творческих работ учащихся;
- педагогический эксперимент;
- изучение на практике возможностей творческого натюрморта.
Методологической основой исследования выступают основные научные положения художественной педагогики, психологической науки, методики преподавания изобразительного искусства, разработанные Л.С.Выготским, Е.И.Игнатьевым, В.С.Кузиным, Б.М.Неменским, Н.М.Сокольниковой, Н.Н. Ростовцевым.
Материалы методической части выпускной квалификационной работы могут быть использованы в практике работы учителя изобразительного искусства на занятиях в общеобразовательной школе, в детской художественной школе, в кружках и студиях изобразительного искусства.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные формы, приемы, средства и методы обучения изображению натюрморта позволяет сформировать и закрепить у детей специальные навыки при выполнении заданий по теме «Натюрморт».
Этапы исследования:
На первом этапе (2017г.) была определена тема исследования, обозначена проблема, объект и предмет исследования, выдвинута гипотеза, изучена научная литература по проблеме исследования, выполнен анализ учебных программ по изобразительному искусству для начальных классов общеобразовательной школы;
На втором этапе (2017г. - 2018г.) были проведены практические исследования во время педагогической практики. Цель исследований состояла в определении особенностей педагогического руководства изобразительной деятельностью детей. В результате наблюдений, опроса, констатирующего эксперимента был собран материал, который позволил разработать методические пособия, разработки для проведения уроков по изобразительному искусству с целью развития навыков изображения натюрморта у учащихся начальных классов, были разработаны планы- конспекты уроков по теме: «Натюрморт», которые прошли апробацию на практике в МОУ «Солонцинская СОШ» Вейделевского района, Белгородской области;
На третьем этапе исследования (2018г.) были проведены уроки по рисованию с натуры натюрморта на уроках изобразительного искусства для учащихся начальных классов, подтвердившие выбор наиболее эффективных форм, приемов, методов и средств обучения; выполнен анализ результатов исследования, завершена рукопись, выполнена творческая часть ВКР (серия натюрмортов в технике масляной живописи «Июль»).
Выпускная квалификационная работа имеет следующий состав:
1. Теоретическая часть диплома посвящена истории и натюрморта, обоснованию его роли в изобразительном искусстве, знакомит с методикой обучения изображению натюрморта на уроках изобразительного искусства в начальных классах, содержит материал об особенностях выполнения творческой части ВКР;
2. Творческая часть посвящена методике работы над серией натюрмортов «Июль», включая особенности сбора подготовительного материала, композиционных поисков, эскизов;
3. Прикладная или методическая часть показывает возможность применения результатов ВКР в практике обучения младших школьников изображению натюрморта в общеобразовательной школе, а кроме того, результаты данного исследования могут применяться в практике обучения будущих художников-педагогов.
В соответствии с методикой обучения изобразительному искусству первый этап обучения в общеобразовательной школе может посредством искусства натюрморта заложить основы художественного восприятия явлений окружающей действительности у учащихся младших классов общеобразовательных школ. В процессе обучения в эмоциональном развитии и сознании учащегося необходимо создать фундамент художественных представлений, на которые он будет опираться и в дальнейшем обучении, и в свободном творчестве.
Творческая деятельность учащихся на занятиях изобразительным искусством имеет разные формы проявления: изображение на плоскости и в объеме, конструктивная и декоративная работа; восприятие явлений действительности и различных произведений искусства (в том числе при помощи слайдов и репродукций); обсуждение работ других учеников, анализ результатов собственного творчества и индивидуальной работы на уроках; освоение художественного наследия; поисковая работа детей по подбору иллюстративного материала к определенным изучаемым темам.
Приобщение к искусству начинается уже в начальной школе, оно включает и знакомство с искусством, в частности с натюрмортным жанром, и обучение изображению натюрморта, освоение изобразительной грамоты.
В изобразительной деятельности учащегося, которой он в младшем школьном возрасте только начинает овладевать, требуется квалификационное руководство со стороны руководителя, педагога.
Характерная особенность искусства состоит в отражении действительности в особых художественных образах, которые находят отражение в сознании и чувствах ребенка, развивают в нем определенное отношение к явлениям и событиям жизни, позволяют полнее и глубже познавать окружающий мир. Очень велико влияние искусства на становление и развитие личности человека. Душа ребенка даже в маленьком возрасте может откликнуться к восприятию прекрасного, дети способны очень тонко чувствовать живопись.
Натюрморт для обучения учащихся начальных классов изобразительному искусству - очень удобная натура во всех отношениях: он неподвижен, сохраняет свой внешний облик в течении длительного времени, предметам в натюрморте можно придать любое расположение и получить разнообразие форм, фактур, величин .движений и окрасок. Натюрморт может помочь решать основные учебные задачи, а кроме того, и задачи творческие.
В процессе выполнения данного исследования была изучена специальная литература по теме: педагогическая, психологическая, искусствоведческая, теоретические источники по изобразительному искусству. Были проанализированы учебные программы по изобразительному искусству, методические пособия, разработки уроков.
В рамках исследования , для подтверждения выдвинутой гипотезу был проведен педагогический эксперимент по обучению изображения натюрморта учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы. Для этого были разработаны планы-конспекты занятий, спроектированы наглядно-методические пособия, которые были апробированы на практике.
Результаты проведенного эксперимента показали важность затронутой проблемы, полностью подтвердили выдвинутую гипотезу исследования.
В качестве творческой части дипломной работы была выполнена серия творческих натюрмортов «Июль», включая подготовительный материал к каждой композиции. Данная работа может быть вполне использована на практике в качестве наглядно-методического пособия, характеризующего основные этапы работы над творческим натюрмортом.
В целом, данная исследовательская работа может найти применение в школьной практике и в процессе обучения будущих художников-педагогов.
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1984.
2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - Москва: Просвещение, 1993.
3. Алпатов М. Композиция в живописи- М, 1970.
4. Беда, Г.В. Живопись: уч. пособие для студентов пед. ин-тов, Просвещение, 1986,
5. Болотин И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М.,. 1989 Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя:-М, Просвещение, 1980,
6. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972,
7. Виппер Б.Р. Проблема натюрморта. Казань, 1992,
8. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/ Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. - Москва: Просвещение, 1968.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- Москва: Просвещение, 1991.
10. Выготский, Л.С. Психология искусства : под ред. М.Г.Ярошевского, - М.: Педагогика, 1987,
11. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.
12. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. - Москва: Учебная литература, 1998.
13. Гренберг, Ю.И. Технология станковой живописи. - М.: Изобразительное искусство, 1982
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - Москва: Педагогика,1989.
15.Зайцев, А. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986
16. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.
17. Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись», Москва, 2000 год.
18. Ковалев А.Г. Психология личности. - 3-е издание - Москва: Просвещение, 1970.
19. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - Москва: Столетие, 1994.
20. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - Москва: Столетие, 1998.
21. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - Москва: Просвещение, 1981.
22. Костерин Н.П. Учебное рисование. - Москва: Просвещение, 1984.
23. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М.: Агар, 1998,
24. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. - 2-е издание. - Москва: Просвещение, 1981.
25. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей.- Изд 2-е доп.иперераб. -М.:Просвещение,1997,
26. Кузин В.С. Психология. - 2-е издание. - Москва: Высшая школа, 1982.
27. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - Москва: Просвещение, 1984.
28. Кузнецов Ю.И. Западно-европейский натюрморт. - М.: Сов. художник, 1966,
29. Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника.- Москва: Просвещение, 1977.
30. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - Москва: Просвещение, 1983.
31. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию:
Учебное пособие / Под редакцией Т.С.Комаровой. - 2-е издание,
доработанное. - Москва: Просвещение, 1985.
32. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - Москва: Педагогика,1981.
33. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца XIX - начала XX веков - Искусство.; - М.; 1991,
34. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1 - 4 классы. - Москва: Просвещение, 1991.
35.Обучение в первом классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной школы. - Москва: Просвещение, 1986.
36. Обучение во втором классе: Пособие для учителей 1 - 4 классов начальной школы. - Москва: Просвещение, 1987.
37. Обучение в третьем классе: Пособие для учителей 1-4 классов начальной школы. - Москва: Просвещение,1988.
38. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом - Просвещение, 1982,
39. Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX начала XX в. - М.: Искусство, 1970,
40. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. для ст-тов худ-граф. факультетов. пед. ин-тов, - 3-е изд., доп. и перераб.. - М.: АТАР, 1998,
41. Смирнов, П.Б. Техника масляной живописи. Пособие для студентов- заочников 2-5 к.к. ХГФ пед. ин-тов- М.: «Просвещение», 1974,
42. Сокольникова Н.М. «Основы живописи», часть вторая, Обнинск, 1996 год.
43. Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. Москва 1962,
44. Тюхтин В.С., Ларкин Ю.Ф. Содержание и форма в искусстве. - М., 1984,
45. Шорохов, Е.В. Основы композиции: учеб. пособие для студентов худ.- граф. фак.-тов пед. ин-тов. - М.: «Просвещение», 1979,
46. Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество.
Проблема руководства изобразительным творчеством детей - М.:
«Просвещение», 1969,
47. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.:
Искусство,1964.