Введение 6
1 Волонтерская деятельность как вид профессиональной помощи лицам с ОВЗ
и инвалидностью 11
1.1 Специфика волонтерской деятельности с лицами с ОВЗ и инвалидностью 11
1.2 Компетенции волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью .... 18
2 Подготовка волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью 29
2.1 Формы и методы подготовки волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и
инвалидностью 29
2.2 Субъекты подготовки волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и
инвалидностью 37
2.3 Изучение профессиональных компетенций волонтеров, необходимых, для
работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью 43
2.4 Повышение квалификации как форма подготовки волонтеров для работы с
лицами с ОВЗ и инвалидностью 56
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложение
Актуальность. На современном этапе развития российского общества происходят серьезные экономические, культурные и социальные преобразования. В рамках сложившейся социально-экономической ситуации, а также в связи с ростом числа социальных проблем растет и потребность в волонтерской (добровольческой) деятельности. Волонтерство можно охарактеризовать как деятельность, направленную на оказание безвозмездной помощи лицам и группам, оказавшимся в сложных для себя условиях.
На сегодняшний день институт волонтерства существует во многих странах мира и становится не менее значимым ресурсом для развития российского общества. В рамках государственной молодежной политики нашей страны одним из приоритетных направлений развития является формирование системы поддержки молодежной волонтерской (добровольческой) деятельности для решения социальных проблем современного российского общества.
В современном российском законодательстве можно встретить множество определений понятию волонтерство. Согласно Основам государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, «молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность - это добровольная, социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения, связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности, затрат)»1. Можно сказать, что, с одной стороны, волонтерство считается социально направленной, полезной деятельностью, а с другой - деятельностью, которая предоставляет возможность решения проблем этического, нравственного, личностного характера.
В настоящее время для развития и привлечения молодежи к участию в волонтерской деятельности государством предпринимаются значительные шаги. Во-первых, была принята Концепция развития добровольчества. Во- вторых, во многих субъектах активно создаются и развиваются волонтерские центры, которые с каждым годом принимают в ряды волонтеров все большее количество молодых людей. В-третьих, организовываются и проводятся различные форумы, которые направлены на поддержку и развитие добровольчества на территории нашей страны.
Согласно данным статистики Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи (Роспатриотцентр), в 2020 году доля граждан нашей страны, вовлеченных в добровольческую деятельность, возросла до 16%, что на 2% превышает данные прошлого года (14% на 2019 год) . Следовательно, можно сказать, что меры, направленные государством на развитие и популяризацию волонтерства, дают положительные результаты, и с каждым годом все больше людей хотят стать волонтерами в той или иной сфере.
В настоящее время в России набирает обороты социальное волонтерство. Деятельность добровольцев данного профиля, прежде всего, направлена на оказание помощь слабо защищенным категориям населения: пожилым, несовершеннолетним из групп социального риска, и в первую очередь, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Однако следует отметить, что на сегодняшний день образовательных программ для волонтеров, которые оказывают помощь этим категориям населения, разработано недостаточно. Особенно это касается обучения тех волонтеров, которые содействуют в оказании помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Лица с ограниченными возможностями здоровья считаются специфической категорией населения, с которой волонтеры не всегда охотно могут работать и взаимодействовать. У многих молодых людей, занимающихся волонтерской деятельностью, присутствует внутренний психологический барьер при контакте с людьми с ОВЗ и инвалидами. Некоторые отмечают, что не знают, как правильно взаимодействовать с данной категорией. Также многие волонтеры отмечают, что боятся обидеть поступками или словами своего подопечного с инвалидностью.
Прежде всего, наличие у волонтеров подобных проблем можно связать с тем, что многие из них мало осведомлены о жизнедеятельности в обществе людей с инвалидностью. Кроме того, на сегодняшний день в российском обществе образ человека, имеющего инвалидность, связан с некими социальными стереотипами по отношению к таким людям.
Таким образом, проблема содержания форм и методов обучения волонтеров для работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ на сегодняшний день считается достаточно актуальной. Подтверждение этому можно найти в работах многих современных ученых.
Степень научно-теоретической разработанности проблемы. Проблемы волонтерства и обучения волонтеров для работы с людьми с ОВЗ и инвалидностью освещают в своих работах многие ученые современности. Среди них можно выделить следующие группы.
Так, теоретики социальной работы (Е.И. Холостова, Н. Ф. Басов) в своих научных трудах рассматривают основные характеристики волонтерской деятельности в целом, а также изучают развитие волонтерства в молодежной среде.
Следующая группа ученых (М. А. Зыскина, Е.А. Романова, Н. Ю. Пряткина) в своих научных работах особое внимание уделяли вопросам подготовки волонтеров к работе с людьми, которые имеют инвалидность или ограниченные возможности здоровья.
Еще одна группа современных российских исследователей (И. В. Мерсиянова, Л. Е. Сикорская, Е. Ю. Меньшикова) рассматривают волонтерство как индивидуальную, бескорыстную деятельность, которая осуществляется с целью оказания помощи другим людям или обществу в целом, а также как форму благотворительной деятельности.
Достаточно интересным является подход к понятию волонтерской деятельности со стороны С. В. Алещенок, Е. С. Азаровой, С. В. Тетерского и др. Они волонтерскую деятельность понимают как некий психолого-педагогический ресурс, благодаря которому ее участники приобретают определенный практический и жизненный опыт, реализовывают свой творческий потенциал, воспитывают в себе профессионально значимые личные качества.
Таким образом, анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день достаточно широко изучены вопросы, касающиеся характеристики волонтерской деятельности в целом. Достаточно большое внимание со стороны ученых уделяется вопросам подготовки волонтеров к работе с людьми с инвалидностью.
Но вместе с тем, содержание форм и методов обучения волонтеров для работы с людьми с ОВЗ и инвалидностью изучено недостаточно глубоко, что и составляет проблему исследования.
Проблема исследования: недостаточная изученность форм и методов обучения волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.
Объект исследования: волонтерская деятельность как вид профессиональной помощи лицам с ОВЗ и инвалидностью.
Предмет исследования: профессиональная подготовка волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.
Цель исследования: исследование форм и методов профессиональной подготовки волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить специфику волонтерской деятельности с лицами с ОВЗ и инвалидностью;
- рассмотреть компетенции волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью;
- изучить формы и методы подготовки волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью;
- определить основные субъекты подготовки волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью;
- изучить профессиональные компетенции волонтеров, необходимые для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью;
- рассмотреть повышение квалификации как форму подготовки волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.
В данной работе выявлена специфика волонтерской деятельности с лицами с инвалидностью и ОВЗ; рассмотрены основные компетенции волонтера, необходимые для работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ; изучены существующие формы и методы обучения волонтеров для работы с данной клиентской группой; определены основные субъекты подготовки и обучения волонтеров; и в конце было проведено исследование с целью изучения уровня профессиональных компетенций волонтеров, необходимых для работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ, на базе Регионального ресурсного центра добровольчества «Волонтерский корпус Новосибирской области».
Таким образом, в завершении данной работы можно сделать несколько выводов на основе поставленных задач.
Волонтерская деятельность с лицами с ОВЗ и инвалидностью имеет свои специфические особенности. В частности, работа с данной клиентской группой требует индивидуального подхода и соблюдения установленных принципов. Помимо этого, у каждого волонтера должны быть сформированы определенные компетенции, которые помогут наиболее эффективно взаимодействовать с лицами, имеющими те или иные физические или психические нарушения, учитывая при этом их особенности.
Все навыки и компетенции волонтеров, необходимые при работе с лицами с ОВЗ и инвалидностью, можно разделить на общие и специфические. К общим компетенциям можно отнести: ответственность, стрессоустойчивость, умение работать в команде, коммуникабельность, готовность к саморазвитию, эмоциональная и психологическая компетентности. Специфические навыки и компетенции связывают с тем или иным нарушением жизнедеятельности человека: нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения психического развития.
На сегодняшний день существует немалое количество различных форм и методов, с помощью которых можно проводить обучение волонтеров для формирования у них знаний и навыков по сопровождению и взаимодействию с лицами с ОВЗ и инвалидностью. Так, основными формами являются очная, очно-заочная и дистанционная формы обучения. Методами обучения волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью можно считать лекции, практические занятия, тренинги, инструктирование, а также дискуссионные методы, метод деловой игры и методы контроля. Используя перечисленные формы и методы в рамках обучения, можно добиться формирования у волонтеров всех необходимых знаний, умений, навыков сопровождения и взаимодействия с лицами с инвалидностью и ОВЗ, которые в дальнейшем помогут им эффективно осуществлять волонтерскую деятельность.
Высшее учебное заведение является основным субъектом подготовки и обучения волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью. В рамках проведенного контент-анализа выявлено, что на базе большинства вузов нашей страны создаются волонтерские (добровольческие) центры и иные формы объединения волонтеров, вовлекая с каждым годом все большее количество студентов в волонтерскую деятельность. Благодаря подобным объединениям студенческая молодежь имеет возможность проявить свою гражданскую позицию и показать социальную активность. Однако на территории нашей страны очень мало тех вузов, которые проводят обучение волонтеров именно для работы с лицами с ОВЗ инвалидностью. Это значит, что в нашей стране инклюзивное волонтерство только начинает свое развитие и является достаточно новым направлением в волонтерстве.
Делая выводы по проведенному исследованию, стоит сказать, что значительная часть волонтеров мало осведомлены об особенностях сопровождения лиц с инвалидностью с различными особенностями здоровья.
Также стоит сказать, что более половины респондентов считают себя некомпетентными в вопросах выстраивания эффективного взаимодействия и сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ. Большинство волонтеров изъявили желание получить или улучшить свои профессиональные компетенции в данной области.
В связи с выявленной потребностью в получении новых знаний и навыков со стороны волонтеров, желающих осуществлять волонтерскую деятельность с лицами с инвалидностью и ОВЗ, была выбрана и рассмотрена одна из наиболее эффективных из ряда существующих форм обучения - повышение квалификации. Ее можно считать одной из главных форм подготовки волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.
Вследствие всего этого, в рамках данной дипломной работы на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Новосибирского государственного технического университета была разработана программа обучения студентов- волонтеров по формированию навыков сопровождения лиц с инвалидностью «Инклюзивное волонтерство в университете», целью которой является развитие у будущих студентов-волонтеров инклюзивной культуры и компетенций, которые необходимы для взаимодействия с людьми с инвалидностью и их сопровождения, организации волонтерского (добровольческого) движения в сфере инклюзии в вузе.
1. Абдураханова В. Ш. Инклюзивное волонтерство [Электронный ресурс] // Академия педагогических идей. Новация. Серия: Студенческий научный вестник. - Анапа - 2019 г., №4. - С. 88-93 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37748781. - Загл. с экрана.
2. Алексеева Г. Г. Методологические подходы к исследованию
волонтерства // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - №8 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-issledovaniyu- volonterstva. - Загл. с экрана.
3. Атаева Д. З., Мугаджирова А. М. Особенности и направления волонтерской деятельности // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2016. - №2. - С. 25-28 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-i-napravleniya-volonterskoy- deyatelnosti. - Загл. с экрана.
4. Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. д. п. н., проф. Н. Ф. Басова. - 4-е изд. - М.: Дашков и К, 2015. - 328 с.
- ISBN 978-5-394-01409-3
5. Бикбулатова А. А., Петрова Е. А., Карплюк А. В. Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного учебно-методического центра трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и совершенствованию профориентационной работы: учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во РГСУ - 2016.
- 150 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu/2017/n1/bikbulatova.shtml. - Загл. с экрана.
6. Буковцова Н. И., Ремезова Л. А. Волонтерская программа национального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс» // Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции - Издательство: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» - 2018. - с. 74-80 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36678693. - Загл. с экрана.
7. Буслаева М. Е. Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ // Научные исследования - Изд-во: ООО «Олимп» - 2016. - №10 (11) - С. 87-90 - ISSN: 2541-7878. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/podgotovka- studencheskoy-molodezhi-k-organizatsii-volonterskoy-deyatelnosti-s-detmi-s-ovz. - Загл. с экрана.
8. Быстрова Л. И., Галиханова Л. В., Крутицкая Е. В. Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества - М. - 2018. - 99 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vol.rgsu.net/netcat_files/148/207/Metodichka_2018._Inklyuzivnoe_volonterstv o.pdf. - Загл. с экрана.
9. Быстрова Н. В., Цыплакова Св. А., Чумакова Л. А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // КНЖ. - 2018. - №1 (22). - С. 73-76 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskoe-dvizhenie-kak-faktor-razvitiya- sotsialnoy-aktivnosti-molodezhi. - Загл. с экрана.
10. Ветитнев А. М., Круглова М. С. Управление организованной волонтерской деятельностью в ВУЗах России: оценка эффективности и модель оптимального партнерства // Вопросы управления, 2016. - № 5 (23) - С. 88-98.
11. Волонтерская организация. Методическое пособие - Школа социального волонтерства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.volonter-school.ru/2018/03/volonterskaya-organizatsiya-metodicheskoe- posobie/. - Загл. с экрана.
12. Горлова Н. И. Организация волонтерского движения на базе высших учебных заведений России: тенденции и приоритеты развития // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. - 2017. - №4. - С. 124¬130 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/organizatsiya-volonterskogo-dvizheniya-na-baze- vysshih-uchebnyh-zavedeniy-rossii-tendentsii-i-prioritety-razvitiya. - Загл. с экрана.
13. Жилина И. Ю. Волонтерство как ресурс для решения социальных и
экологических проблем России ZZ ЭСПР. - 2019. - №1. - С. 119-140 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZvolonterstvo-kak-resurs-dlya-resheniya-sotsialnyh-i- ekologicheskih-problem-rossii. - Загл. с экрана.
14. Жимаева Е. М. Технологии обучения волонтеров взаимодействию с
инвалидами ZZ Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: региональный и местный уровни: сборник трудов конференции - Ульяновск: Изд-во «Зебра» - 2018. - С. 39-42 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=36822606. - Загл. с экрана.
15. Ионова Е. П., Крутицкая Е.В. Методические рекомендации по
волонтерской программе Национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» - Москва - 2016. - 60 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https:ZZabilympicspro.ruZnetcat_filesZ127Z131ZMetodichka.pdf. - Загл. с экрана.
16. Кибальник А. В. Основы добровольческого движения в молодёжной среде: Учебно-методическое пособие Z А.В. Кибальник. - Иркутск: Издательство «Аспринт» - 2016. - 112 с.
17. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7- ФКЗ, от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. №11-ФКЗ) ZZ Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.consultant.ruZdocumentZcons_doc_LAW_28399Z. - Загл. с экрана.
18. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: масштабы, потенциал и
факторы развития // Петербургская социология сегодня-2015: еборник научных трудов Социологического института РАН. - Вып. 6. - СПб.: Нестор-История -
2015. - С. 300-332 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.hse.ru/data/2016/02/08/1140147562/%D0%A1%D0%98+++_17090312 2015.pdf. - Загл. с экрана.
19. Курагина Г. С., Сундукова Э. И. Организация добровольческой деятельности в студенческой среде // Социальная педагогика. - 2017. - №3. - С. 119-138 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eyberleninka.ru/artiele/n/organizatsiya-dobrovoleheskoy-deyatelnosti-v- studeneheskoy-srede. - Загл. с экрана.
20. Лазарева Л. Н. Социальное волонтерство как фактор адаптации в вузе студентов с ОВЗ (на примере деятельности центра «Абилимпикс» ПГУ) // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы: материалы VII Международной научной конференции. - Издательство: «Саратовский источник» (Саратов) - 2019. - С. 738-743 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38527210. - Загл. с экрана.
21. Лукичева Ю.В. Ценностные ориентации учащейся молодежи, занятой волонтерской деятельностью. В сборнике: Социальная работа - феномен цивилизованного общества // Материалы VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО «МГУ имени Н.П. Огарева» - 2015. - С. 55 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27417487. - Загл. с экрана.
22. Макарова Е. Е. Некоторые аспекты волонтерского движения // Бюллетень научных студенческих обществ ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Гуманитарные и социальные науки. - Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского - 2013. - № 3. - С. 142-145 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/wp-eontent/uploads/2016/03/makarova_e-2- 1.pdf. - Загл. с экрана.
23. Мартынова Т. Н., Гавло Е. А., Цвеклинская К. А. Социальная
волонтерская деятельность студентов вузов в условиях инклюзивного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом - Издательство: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования - 2019. - 1(33) - ISSN: 2220-3036 - c. 153-158 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialnaya-volonterskaya-deyatelnost-studentov- vuza-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya. - Загл. с экрана.
24. Мартынова Т. Н., Яницкий М. С., Зеленин А. А., Пфетцер С. А. Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - №1 (33). - С. 160-167 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolcheskaya-deyatelnost-kak-forma- sotsialnoy-i-grazhdanskoy-aktivnosti-studencheskoy-molodezhi. - Загл. с экрана.
25. Мерсиянова И. В., Якобсон Л. И. Потенциал и пути развития филантропии в России: Монография / И. В. Мерсиянова — Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики - 2010. — 419, [1] с. + 8 с. цв. карт. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-0801-5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://libed.ru/knigi-nauka/321639-1-i- mersiyanova-i-yakobson-potencial-puti-razvitiya-filantropii-rossii-elektronniy-resurs- url-http-wwwcivisboo.php. - Загл. с экрана.
26. Митичев Е. В. Организация социально-полезной деятельности студентов в рамках волонтерской деятельности ВУЗа. В сборнике: Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе // Материалы международной заочной научно-практической конференции. - Под редакцией Т.Т. Щелиной, Ю.Е. Болотина - 2015. - С. 332-336 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23442342. - Загл. с экрана.
27. Молодежные инклюзивные игры: организация и проведение. Методические рекомендации / составитель: К.В. Шевченко, И.Н. Шинкаренко, О.Б. Колпащиков [и др.]. - Екатеринбург: ГАУДО СО «Дворец молодежи» -2016.- 36 с.
28. Официальный сайт Рейтингового агентства RAEX [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raex-rr.com/. - Загл. с экрана.
29. Официальный сайт Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rospatriotcentr.ru/social-activity.html. - Загл. с экрана.
30. Певная М.В. Дисциплинарные и методологические подходы к
исследованию волонтерства // Известия Уральского федерального университета. - Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - № 2 (113). - С. 174-180 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://elar.urfu.ru/handle/10995/20151. - Загл. с экрана.
31. Первушина Е. Л. Развитие волонтерской деятельности в высших учебных заведениях // Высшее образование в России. - №11 - 2014. - С. 112¬116 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-volonterskoy-deyatelnosti-v-vysshih- uchebnyh-zavedeniyah. - Загл. с экрана.
32. Пилипенко А. Ю. Опыт развития студенческого волонтерства и обучения волонтеров в Псковском государственном университете // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2018. - №6 (87) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt- razvitiya-studencheskogo-volonterstva-i-obucheniya-volonterov-v-pskovskom- gosudarstvennom-universitete. - Загл. с экрана.
33. Повышение квалификации: формы и сроки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.audit-it.ru/terms/trud/povyshenie_kvalifikatsii.html. - Загл. с экрана.
34. Портал «Инклюзивное образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://инклюзивноеобразование.рф/. - Загл. с экрана.
35. Постановление Правительства РФ №363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» от 29
марта 2019 г. // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322085/92d969e26a4326c5d02 fa79b8f9cf4994ee5633b/. - Загл. с экрана.
36. Прияткина Н. Ю. Подготовка волонтеров к деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 181 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26532972. - Загл. с экрана.
37. Проект Федерального закона о добровольчестве (волонтерстве) №300326-6. Проект вносит Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.oprf.ru/ru/discussions/1389/newsitem/20345?PHPSESSID=eeebrsms28e 0k76ggicamjvi31. - Загл. с экрана.
38. Распоряжение Правительства РФ №2403-р «Об утверждении Основ
государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 ноября 2014 г. // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/. - Загл. с экрана.
39. Рудзинская Т. Ф., Рябихина А. В. Включение молодежи в
волонтерское движение «Абилимпикс» как условие формирования инклюзивного общества // Казанский вестник молодых учёных. - 2017. - №3 (3). - С. 120-124 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-molodezhi-v-volonterskoe-dvizhenie- abilimpiks-kak-uslovie-formirovaniya-inklyuzivnogo-obschestva. - Загл. с экрана.
40. Сайт Регионального ресурсного центра добровольчества «Волонтерский корпус Новосибирской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vknso.ru/. - Загл. с экрана.
41. Сайт Ресурсного учебно-методического центра по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Новосибирского государственного технического университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rumc.nstu.ru/. - Загл. с экрана.
42. Социальное волонтерство: почему этому необходимо учиться? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mega-dar.ru/socialnoe- volonterstvo. - Загл. с экрана.
43. Спирина М. Л., Ушанёва И. В. Добровольческая деятельность как
фактор формирования гражданской позиции будущих бакалавров // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61-3. - С. 287-290 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolcheskaya-deyatelnost-kak-faktor- formirovaniya-grazhdanskoy-pozitsii-buduschih-bakalavrov. - Загл. с экрана.
44. Федеральный закон №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11 августа 1995 г. // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/. - Загл. с экрана.
45. Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/. - Загл. с экрана.
46. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - Загл. с экрана.
47. Федеральный закон №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 5 февраля 2018 г. // Правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289772/. - Загл. с экрана.
48. Филипенко Е. В. Инклюзивное волонтерство как форма социальной активности молодежи // Наука и образование третьего тысячелетия: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - В 2-х частях - 2018. - С. 45-46 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32462111. - Загл. с экрана.
49. Шенгальц Е. В., Клепинина Ю. В. Волонтерство как социальная технология, направленная на оказание помощи детям и взрослым людям с инвалидностью // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: материалы V Всероссийского социологического конгресса - Издательство: Российское общество социологов (Москва) - 2016. - С. 758-766 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28832144. - Загл. с экрана.
50. Щербакова Л. И., Коренюгина Т. Ю., Коренюгина М. Ф.
Бондаренко Е. А. Волонтерство как вид социальной деятельности: учеб.-метод. пособие для семинарских занятий и организации самостоятельной работы студентов / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. - Новочеркасск: ЮРГПУ(НПИ), 2016. - 64 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fiop.npi-
tu.ru/assets/fiop/socio/files/metodichki%20bak/volonterstvo..pdf. - Загл. с экрана.