Выборка: всего приняло участие 40 учащихся 7-х классов: 20 учащихся 7 класса «А» составили экспериментальную группу, 20 учащихся 7 класса «Б» составили контрольную группу. Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде). В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза. Работа была успешно сдана - заказчик претензий не имел.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития интереса подростков к слушанию музыки средствами проектной деятельности 8
1.1 Понятие «проектная деятельность» 8
1.2 Интересы подростков как психолого-педагогическая проблема: общетеоретический подход 16
1.3 Психолого-педагогическая характеристика подростков 21
1.4 Методы и приёмы развития интереса подростков к слушанию музыки средствами проектной деятельности 29
Глава 2. Опытно-практическая работа по проектной деятельности для развития интереса подростков к слушанию музыки 37
2.1 Диагностика уровня развития интереса подростков к слушанию музыки средством проектной деятельности и результаты констатирующего этапа опытно-практической работы 37
2.2 Организация процесса по развитию интереса подростков к слушанию музыки средствами проектной деятельности (формирующий этап) 47
2.3 Анализ результатов работы по проектной деятельности как средства развития интереса подростков к слушанию музыки (контрольный этап) 60
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложения 80
Целью исследования является поиск путей и средств развития интереса к слушанию музыки у подростков средствами проектной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности детей подросткового возраста.
3. Определить специфику развития интереса к слушанию музыки у подростков средствами проектной деятельности;
4. Разработать и апробировать в опытно-практической работе комплекс методов по развитию интереса к слушанию музыки у подростков средствами проектной деятельности.
5. Проанализировать эффективность подобранных методов по развитию развития интереса к слушанию музыки у подростков средствами проектной деятельности.
Анализ отечественной и зарубежной психологической, музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы позволил выдвинуть гипотезу исследования: развитие интереса к слушанию музыки у подростков станет осуществляться успешно, если уроки музыки будут строиться на основе следующих педагогических условий:
- применения на уроках музыки методов активизации образного восприятия;
- использования в развитии интереса к слушанию музыки проектной деятельности;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Методологической и теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных авторов. Сущность понятий «проект», «проектная деятельность», «проектный метод обучения» раскрыты в работах Дж. Дьюи, А.Н. Поддъякова, Е.С. Полат, А.И. Савенкова и др. Специфика интересов подростков определена Д.А. Маловичко, И.В. Никишиной, Л.Н. Собчик, Р.П. Шульга и др. Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста охарактеризованы в работах Л.С. Выготского, А.А. Люблинской, В.С. Мухиной, Х. Ремшида и др. Авторы научных трудов и публикаций по проблеме развития интереса к музыке подчеркивают необходимость применения различных путей и форм для ее решения. Так, например, Ю.В. Терентьева видит успешное формирование музыкального интереса через развитие навыков полноценного восприятия музыки; А.В. Сысоева подчеркивает необходимость использования различных видов музыкальной деятельности; Т.И. Ревина направляет внимание на применение проблемно-творческого подхода; Т.Г. Новикова считает, что необходимо воспитывать слушательскую культуру. Проблема использования проектной деятельности на уроках музыки в школе проанализирована Н.Н. Тарасовой, Л.И. Уколовой, Л.Н. Цымляковой и др.
Методами исследования явились: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизации теоретического и методического материала (теоретические методы), наблюдение, опытно-поисковая работа, обработка результатов исследования методом количественного и качественного анализа (эмпирические методы).
Теоретическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий, способствующих развитию интереса к слушанию музыки у подростков средствами проектной деятельности.
Практическая значимость состоит в разработке комплекса занятий, способствующих развитию интереса к слушанию музыки у подростков средствами проектной деятельности.
Этапы исследования:
Первый этап, организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап, содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни сформированности интереса у подростков к слушанию музыки. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап, заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка, включающего 72 наименования, и приложений.
Изучив методики и теоретические работы педагогов-музыкантов, мы определили основные формы, методы и приёмы развития интереса к слушанию музыки. К ним относятся урок и внеурочная деятельность, а также общепедагогические и музыкальные методы, которые в совокупности образуют педагогическую модель, нацеленную на развитие интереса подростков к восприятию музыки.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы подростков, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Подростковый возраст – важный для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и на жизненные впечатления, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Одним из методов развития интереса подростков к слушанию музыки является проектная работа. Метод проектов относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы была разработана и проведена опытно-педагогическая работа. Анализ результатов констатирующего этапа опытно-педагогической работы позволил установить, что у учащихся 7-х классов в основном на среднем и низком уровнях развит интерес и учебная мотивация к урокам музыки, в том числе и к слушанию музыки. В связи с тем, что уровень развития интересов и учебной мотивации учащихся недостаточный, было принято решение апробировать использование метода проектов в процессе развития интересов подростков к слушанию музыки. В рамках формирующего этапа была разработана и реализована программа внеурочной деятельности по музыке, которая была направлена на развитие у учащихся 7-го класса интереса к слушанию музыки. Всего за период формирующего этапа было проведено 17 занятий с учащимися экспериментальной группы, реализовано 15 проектов в индивидуальной и групповой форме. Предлагаемая программа внеурочной деятельности по музыке по развитию интереса подростков к слушанию музыки посредством применения метода проектов подразумевает гармоничное взаимодействие образования, культуры и общества. Музыка в этом процессе является оптимальным способом приобщения человечества к музыкальной культуре, истории и традициям.
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что у учащихся экспериментальной группы прослеживается положительная динамика в развитии познавательного интереса, учебного интереса и учебной мотивации к слушанию музыки. Проектная работа, которая проводилась в процессе внеурочной деятельности по музыке, способствовала развитию интереса подростков к слушанию музыки и повышению учебной мотивации. В контрольной группе учащихся также прослеживается положительная динамика, однако она незначительно (1 учащийся).
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Аниканова, Е. А. Современные образовательные технологии на уроках музыки в общеобразовательной школе / Е. А. Аниканова // В сборнике: Современные образовательные технологии и методики: новый взгляд на практику применения. Сборник материалов педагогических чтений и научно-практических Интернет-конференций. 2015. С. 271-276.
2. Безбородова, Л. А. Сущность теории музыкального образования / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев // Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. –316 c.
3. Борисова, Е. С. Психологические особенности восприятия музыки современной молодежью: монография / Е. С. Борисова. Самара: СамНЦ РАН, 2013. 126 с.
4. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. Москва: Дрофа, 2018. 458 с.
5. Бочкарева, О. В. Урок музыки – урок искусства – урок диалога / О. В. Бочкарева // В книге: Методическая вариативность как условие преемственности в обеспечении образовательных результатов по дисциплинам гуманитарного цикла (детский сад – школа – колледж – вуз). Материалы международной научно-практической конференции. Под научной редакцией С.Г. Мартыновой. 2018. С. 248-255.
6. Булатова, Е. А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности / Е. А. Булатова. Екатеринбург: Азимут, 2014. 145 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в развитии / Л. С. Выготский. Санкт-Петербург: Союз, 2017. 96 с.
8. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. Москва : Академия, 2016. Т.4. 268 с.
9. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности / К. Гольдштейн. Москва: НОРМА-ИНФРА, 2016. 523 с.
10. Дворянкина, А. Н. Методы развития креативности у учащихся на уроках музыки / А. Н. Дворянкина // В сборнике: Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве. Материалы VI Международной научно-практической конференции. отв. ред. Л.А. Рапацкая. 2015. С. 239-241.
11. Дзюба, И. В. Использование проектных технологий в музыкально-эстетическом развитии школьников / И. В. Дзюба // В сборнике: Научная компетентность молодых учёных: идеи, перспективы, направления. материалы VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Армавир, 2019. С. 72-75.
12. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева. Москва: Просвещение» 2019. 240 с.
13. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Пер.с англ. Н. М. Никольской. Москва: Лабиринт, 2017. 471 с.
14. Емельянова, Е. И. Исследовательская деятельность детей / Е. И. Емельянова // Педагогика. 2017. №3. С. 112.
15. Захарова, О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб.-метод. Пособие / О. В. Захарова. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. 95 с.
16. Зацепина, М. Б. Музыкальные способности и детская одаренность. Одаренный ребенок / М. Б. Зацепина // Музыкальный руководитель. 2019. №2. С. 6–11.
17. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей подросткового возраста: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Н. Зимина. Москва: Гуманитарный издательский центр Владос, 2018. 302 с.
18. Киреева, Э. А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э. А. Киреева. Москва: КноРус, 2014. 496 c.
19. Кошелева, Д. В. Генезис понятия «проектные умения» / Д. В. Кошелева // Проблемы педагогики и психологии. 2017. № 2. С. 97-112.
20. Кругликов, В. Н. Методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Санкт-Петербург: Знание, 2016. 369 с.
21. Кублицкая, Ю. Г. Развитие познавательной компетентности обучающихся: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кублицкая Юлия Геннадьевна; [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева]. Красноярск, 2018. 24 с.
22. Кудакова, С. А. Метод проектов и проектная деятельность на уроках музыки: методическая разработка / С. А. Кудакова. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkpla/muzyka/library/2014/03/30/metod-proektov-iproektnaya-deyatelnost-na-urokakh-muzyki. (Дата обращения: 13.04.2021).
23. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 464 с.
24. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. Ростов на Дону: Феникс, 2016. 406 с.
25. Лебедкин, Н. Д. Трудности подросткового возраста / Н. Д. Лебедкин // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 3-4. С. 120-121.
26. Леонтович, А. В. Исследовательская и проектная работа школьников: методическое пособие / А. В. Леонтович, А. И. Савенков. Москва: «ВАКО», 2014. 160 с.
27. Люблинская, А. А. Возрастная психология / А. А. Люблинская. Санкт-Петербург: Питер. 2014. 522 с.
28. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. №1. С. 61–67.
29. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. Москва: Академия, 2012. 256 с.
30. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Малоу. Москва: Инфра-М, 2014. 263 с.
31. Майкапар, С. М. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития / С. М. Майкапар. Санкт-Петербург: Речь, 2017. 256 c.
32. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. Москва : НОРМА-ИНФРА, 2018. 269 с.
33. Морозова, И. С. Познавательная активность как проблема педагогики / И. С. Штепина, И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. 2018. С. 85-88.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. Москва: Академия, 2014. 456 с.
35. Назайкинский, Е. О психологии музыкального восприятия / Е. О. Назайкинский. Москва: Музыка, 1992. 384 с.
36. Никитина, А. В. Развитие музыкального восприятия школьников на уроках музыки // Начальная школа До и После. 2017. № 10. С. 34-37.
37. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. Волгоград: Учитель, 2016. 91 с.
38. Новикова, Т. Г. Инновационные процессы в образовании: теория и практика / Т. Г. Новикова. Москва: АПК и ПРО, 2016. 493 с.
39. Нуркова, В. В. Музыкальная психология: учебник для академического бакалавриата / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2015. 604 с.
40. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учеб. пособие для вузов / В. И. Петрушин. Москва : Гаудеамус, 2019. 398 с.
41. Поддьяков, А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей / А. Н. Поддьяков. Москва: Российское психологическое общество, 2016. 85 с.
42. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат. – Москва : Академия, 2013 272 с.
43. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б. С. Рачина. – Санкт-Петербург: Композитор, 2017. – 544 с.
44. Ревина, Т. И. Воспитание музыкой / Т. И. Ревина // Педагогика. 2016. №4. С. 74-77.
45. Ремшид, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы социализации личности / Х. Ремшид. Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2018. 532 с.
46. Рыжова, Л. В. Методика детского проектирования: книга для педагогов и родителей / Л. В. Рыжова. Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2017. 221 с.
47. Рябенко, Н. Н. Уроки музыки в 1–7 классах : кн. для учителя / Н. Н. Рябенко. Москва: Айрис-пресс, 2006. 112 с.
48. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения / А. И. Савенков. Санкт-Петербург: Дом Фёдорова, 2016. 136 с.
49. Сараева, Е. В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. Выпуск № 15. С. 177-181.
50. Сборник рабочих программ по музыке к учебнику Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1-7 классы. Москва: Просвещение, 2016. 306 c.
51. Сборник рабочих программ по музыке к учебнику В.В. Алеева. 1-7 классы. Москва: Просвещение, 2016. 328 c.
52. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности / Л. Н. Собчик. Санкт-Петербург : Питер, 2013. 741 с.
53. Соколов, А. Н. Формирование музыкально-эстетического кругозора школьников в условиях коллективного музицирования / А. Н. Соколов // В сборнике: Discovery Science: University – 2017. Сборник конкурсных проектов VI Международного интеллектуального конкурса студентов, аспирантов, докторантов. Под редакцией А.А. Бурцева, В.Ю. Прокофьевой, Ю.В. Мякишевой. 2017. С. 222-243.
54. Сысоева, А. В. Проект как средство организации концертно-фестивальной деятельности / А. В. Сысоева // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: проблемы и поиски : материалы восьмой всерос. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантиов, соискателей, магистрантов и студентов. Екатеринбург, 23-24 апреля 2015 г. / под ред. К. П. Матвеевой ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. С. 177-182.
55. Тарасова, Н. Н. Проектная деятельность на уроках музыки / Н. Н. Тарасова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 2. С. 185-187.
56. Терентьева, Ю. В. Проблема развития музыкального восприятия школьников / Ю. В. Терентьева // Мир психологии. 2018. №2. С. 74-81.
57. Торопова А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Издание третье, исправленное и дополненное. Учебное пособие / А. В. Торопова. Москва: АСТ, 2016. 457 с.
58. Уколова, Л. И. Развитие метапредметных компетенций на уроке музыки // В сборнике: Образование и наука в современных условиях. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Институт культуры и искусств, Кафедра вокала и хорового дирижирования; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2016. С. 104-106.
59. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). М.: Просвещение, 2016. 50 с.
60. Федорова, И. М. Познавательная деятельность школьников / И. М. Федорова // Педагогика. 2018. №2. С. 63-66.
61. Фельдштейн, Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2018. №6. С. 31-41.
62. Чиназирова, А. Р. Дидактический принцип проблемности в музыкальном воспитании школьников / А. Р. Чиназирова // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. № 2. С. 187-194.
63. Шарапова, Н. В. Рефлексия и самосознание у подростков / Н. В. Шарапова // Вопросы психологии. 2018. №4. С. 111-113.
64. Шишкова, И. Л. Современные педагогические технологии / И. Л. Шишкова. Волгоград: Учитель. 2015. 362 с.
65. Шишкова, Л. В. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках музыки / л.В. Шишкова // В сборнике: Художественная культура народов Волго-Камского полиэтнического региона в парадигме современности. Йошкар-Ола, 2015. С. 466-469.
66. Шишлянникова, Н. П. Размышления о современном уроке музыки как уроке искусства / Н. П. Шишлянникова // Педагогика искусства. 2019. № 2. С. 106-111.
67. Шульга, Р. П. Средство повышения интереса к познавательной деятельности / Р. П. Шульга // Концепт. №12. 2016. С. 9-10.
68. Щербакова, Е. В. Педагогика. Краткий курс: Учебное пособие / Е. В. Щербакова. Москва: УЦ Перспектива, 2013. 408 c.
69. Щукина, М. А. Саморазвитие личности / М. А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. 2019. №3. С. 52-55.
70. Цымлякова, Л. Н. Проектная технология на уроках музыки / Л. Н. Цымлякова // Вестник научных конференций. 2015. № 2-5 (2). С. 152-155.
71. Элькерс, Ю. Проблемы современного образования / перевод с анг. И. М. Смирновой / Ю. Элькерс // Народное образование. – 2013. – №3. – С. 52-55.
72. Юрчик, Р. О. Педагогические условия формирования позитивного отношения к учению / Р. О. Юрчик // Педагогика. 2015. №4. С. 42-45.