Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Видеоигры как объект интеллектуальной собственности

Работа №72263

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

гражданское право

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Видеоигра как сложный объект интеллектуальной собственности 7
1.1 Нормативные аспекты истории становления и развития
института интеллектуальной собственности в сфере компьютерных технологий 7
1.2 Правовая охрана программы для ЭВМ как объекта
интеллектуальной собственности 9
1.3 Элементы видеоигры и защита интеллектуальных прав
разработчиков 15
2 Применение концепции фирменного стиля «trade dress» в видеоиграх. 25
2.1 Использование фирменного стиля «trade dress» в видеоиграх 25
2.2 Понятие «trade dress» в российском и зарубежном
законодательстве 29
2.3 Преимущества и недостатки правовых средств в охране
предоставленных авторским правом, патентным правом и фирменным стилем 33
2.4 Защита «trade dress» 36
2.5 Ключевые моменты 39
Заключение 41
Список использованных источников

В данной работе будет рассматриваться тема видеоигр как объекта интеллектуальной собственности и вопросы применения концепции фирменного стиля «trade dress» к видеоиграм.
В наше время индустрия видеоигр с каждым годом занимает все более лидирующие позиции в современной экономике. Отсюда, из-за такого мощного прогресса, появляются все новые и новые юридические сложности, а также поднимается проблематика регулирования видеоигр как объекта интеллектуальной собственности.
С той поры, когда в 1985 году компания Nintendo выпустила свою первую на тот момент игровую приставку, индустрия видеоигр начала превращаться в более широкомасштабную отрасль. Так, обращаясь к статистике аналитической компании Newzoo, объем игрового рынка во всем мире за 2018 год составил 137,5 млрд. долларов, а в 2019 году данная цифра достигла 148,8 млрд. долларов [1]. На рисунке 1 можно увидеть, что объем видеоигрового рынка стал более масштабнее, нежели чем предполагали аналитики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что индустрия видеоигр в наше время имеет свою историю развития и, соответственно, определенную историю нормативного закрепления. Не смотря на многие трудности ее нормативного регулирования она все же заняла достаточно прочное место в современной экономике.
Так, можно сделать вывод, что видеоигру можно рассмотреть в качестве программы для ЭВМ, сложного объекта или же базы данных. Охрана такого ПО как объекта авторского права имеет свое действие с момента своего создания и не требует каких-либо формальных действий.
Для того чтобы закрепить права на охрану объекта интеллектуальной собственности, в первую очередь нужно пройти процесс государственной регистрации в строго определенные сроки. Далее, если существует необходимость усилить данную охрану, лицо может воспользоваться патентно-правовой охраной, при соблюдении определенных условий. Вместе с тем, хочется отметить, что государственная регистрация не бывает лишней при заключении лицензионных договоров и участии в конкурсах. В подобных ситуациях для подтверждения наличия охраняемого результата интеллектуальной деятельности может выступить свидетельство, которое в свою очередь поможет усилить охрану. Объем средств при вложении в такую охрану сводится к минимуму, а значит и продлевать срок данного документа не вызывает необходимости.
Более того, чтобы распоряжаться или приобретать исключительные права, разработчики могут воспользоваться такими инструментами, как:
1) лицензионный договор;
2) договор об отчуждении исключительного права;
3) договор авторского заказа;
4) служебное произведение.
Также было выяснено, что при защите своего продукта, а также его дизайна, разработчики могут воспользоваться такими правовыми средствами, как:
1) правовые средства предоставляемые авторских правом, патентным правом и фирменных стилем;
2) правовые средства, предоставляемые патентным правом;
3) правовые средства фирменных стилем.
Рассмотрев видеоигры как объект интеллектуальной собственности и вместе с тем применение концепции фирменного стиля «trade dress» были исследованы следующие вопросы, поставленные в начале нашей работы, а именно:
1) исследовано развитие и нормативное закрепление института интеллектуальной собственности в сфере компьютерных технологий;
2) исследована правовая охрана программы для ЭВМ как объекта интеллектуальной собственности;
3) исследованы элементы видеоигры;
4) исследовано применение концепции фирменного стиля «trade dress» к видеоиграм;
5) проведен разбор преимуществ и недостатков правовых средств в охране предоставленных авторским правом, патентным правом и фирменным стилем;
6) исследованы вопросы по защите «trade dress»;
7) предоставлены рекомендации по предоставлению защиты «trade dress».
Как уже было сказано в нашей работе - основания для охраны уникальных игровых механик и защиты фирменного стиля существуют уже самостоятельно, при этом для того, чтобы полностью защитить свои авторские права, не будет лишним зарегистрировать все элементы фирменного стиля.
Вместе с тем, нужно сказать, что охрана «trade dress» в зарубежных странах (в частности - в США) куда более развита и популярна, нежели чем на территории Российской Федерации. Исследовав судебную практику, можно сделать однозначный вывод, что на современном этапе концепция фирменного стиля в Российской Федерации в области видеоигр достаточно абстрактная и слабая, но тем не менее, она существует и суды разрешают вопросы между спорящими сторонами в нише «trade dress», но, пока что, не в области видеоигр.
Также, в ходе написания работы, мы выяснили, что фирменный стиль как правовой объект является достаточно «хрустальным» и его
51
охрана не настолько сильна, как, например, у товарного знака.
Тем не менее, подводя общий итог, можно смело сказать, что фирменный стиль является уникальным по своей природе и имеет собственную охрану, что защищает его от неправомерных действий конкурентов на товарном рынке даже на таком узком «игровом поле».



1 Игровая индустрия в 2019 году достигла $148,8 млрд. Масштабное исследование Newzoo, Sensor Tower и IHS Markit. - Текст: электронный // ITCua: [сайт]. - URL: https://itc.ua/blogs/igrovaya-industriya-v-2019-godu- dostigla-1488-mlrd-masshtabnoe-issledovanie-newzoo-sensor-tower-i-ihs- markit/ (дата обращения: 17.04.2020).
2 Белов В.В. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика применения: учебное пособие / В.В Белов, Г.В Виталиев, Г.М Денисов. - Москва: Юристъ, 1999. - 288 с.
3 Бернская Конвенция по охране литературных и художественных
произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // СПС «КонсультантПлюс». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5112/ (дата обращения: 15.03.2020).
4 Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС/TRIPS) [рус., англ.] (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) (с изм. от 06.12.2005) // СПС «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136493/ (дата
обращения: 15.03.2020).
5 Зотова В.С Правовая охрана программы для ЭВМ как объекта авторского права. - Текст: электронный / В.С Зотова // GORODISSKY: [сайт]. - 2014. - № 11. - URL: https://www.gorodissky.ru/publications/articles/ pravovaya-okhrana-programmy-dlya-evm/ (дата обращения: 12.03.2020).
6 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4): Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019 № 177- ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 15.03.2020).
7 Гиршман М. М. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. IX: Литературное произведение / М.М Гиршман. - Москва: Сов. энцикл., 1962 —1978. - С. 438-441.
8 Котенко Е.С. Мультимедийный продукт как объект авторских прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Котенко Елена Сергеевна. - Москва, 2012. - 230 с.
9 Котенко Е.С. Авторские права на мультимедийный продукт: монография / Е.С Котенко. - Москва: Проспект, 2013. - 123 с.
10 Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование / А.И Савельев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Статут 2016. - 638 с.
11 Об обеспечении прав на интеллектуальную собственность:
Директива № 2004/48/ЕС Европейского парламента и Совета
Европейского Союза [рус., англ.] (Принята в г. Страсбурге 29.04.2004) // СПС «КонсультантПлюс». — URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=INT&n=53629#08203540057130136 (дата обращения: 15.03.2020).
12 Ревинский О. В. Современный подход к правовой охране компьютерного программного обеспечения / О.В Ревинский // Российский химический журнал. - 2000. - № 5. - С. 49-56.
13 May 26, 1981: Programmer-Attorney Wins First U.S. Software Patent // Wired. - URL: https://www.wired.com/2009/05/dayintech-0526/ (дата обращения: 10.03.2020).
14 О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на
выдачу патента на полезную модель: Приказ Роспатента от 06.06.2003 № 83 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2003 № 4845) // СПС «КонсультантПлюс». — URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43707/ (дата обращения: 13.03.2020).
15 Let's Limit the Effect of Software Patents, Since We Can't Eliminate Them // Wired. - URL: https://www.wired.com/2012/11/richard-stallman- software-patents/ (дата обращения: 10.03.2020).
16 Хасанов Э.Р К вопросу о правовом регулировании
интеллектуальной собственности в игровой индустрии. - Текст: электронный / Э.Р Хасанов // CYBERLENINKA: [сайт]. - 2018. - № 2(47). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovom-regulirovanii-
intellektualnoy-sobstvennosti-v-igrovoy-industrii/viewer (дата обращения: 10.03.2020).
17 Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27.07.2015 N С01-836/2014 по делу № А60-42846/2013 // Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. - URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/t8l9qKSLjI1g/ (дата обращения: 13.03.2020).
18 Савельев А.И. Лицензирование программного обеспечения в России: законодательство и практика / А.И. Савельев. - Москва: Инфотропик Медиа, 2012. - 413 с.
19 Об утверждении Списка товаров и технологий двойного
назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль: Указ Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 (ред. от 13.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс». URL —
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124023/ (дата
обращения: 14.03.2020).
20 Meeker Heather J. The open source alternative: understanding risks and leveraging opportunities / H.J Meeker. - Hoboken, New Jersey, 2008. - 283 p.
21 «Калашникову» заплатят за использование его бренда в видеоиграх. - Текст: электронный // 24мир: [сайт]. - 2016. - URL: https ://mir2 4 .tv/news/15296496/kalashnikovu-zaplatyat-za-ispolzovanie-ego- brenda-v-videoigrah (дата обращения: 10.04.2020).
22 Семенов А. Зачем игровые компании регистрируют товарный знак? Текст: электронный / А. Семенов // App2Top.ru: [сайт]. - 2014. - URL: https://app2top.ru/columns/zachem-igrovy-e-kompanii-registriruyut- 37654.html (дата обращения: 10.04.2020).
23 Saed S. Battle royale: PlayerUnknown’s Battlegrounds, King of the
Kill and the new genre of shooter / S.Saed // VG247. - URL: https://www.vg247.com/2017/04/10/battle-royale-playerunknowns- battlegrounds-king-of-the-kill-and-the-new-genre-of-shooter/ (дата
обращения: 01.04.2020).
24 О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 № 135- ФЗ (ред. от 21.04.2020 № 97-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 06.04.2020).
25 Mil-Spec Monkey, Inc. v. Activision Blizzard, Inc 2014 // United States District Court Northern District of California. - URL: https://ru.scribd.com/document/248750390/Mil-Spec-Monkey-v-Activision- Blizzard-Angry-Monkey-Decision (дата обращения: 02.04.2020).
26 Ендресяк А. Мечтают ли разработчики о фирменном стиле? Текст: электронный / А. Ендресяк // Zakon.ru: [сайт]. - 2019. - URL: https:// zakon.ru/blog/2019/3/30/mechtayut_li_razrabotchiki_o_firmennom_stile (дата обращения: 28.02.2020).
27 15 U.S. Code §1125.False designations of origin, false descriptions, and dilution forbidden // Cornell Law School. - URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/15/1125 (дата обращения: 04.04.2020).
28 Довгалюк А. Охрана trade dress в России. - Текст: электронный /
А. Довгалюк // Zakon.ru: [сайт]. - 2016. - URL:
https://zakon.ru/blog/2016/2/12/ohrana_trade_dress_v_rossii (дата
обращения: 28.02.2020).
29 Qualitex Co. v. Jacobson Products Co 1995 // Certiorari to the United States Court of Appeals for the ninth circuit. - URL: https://supreme.justia.com/cases/federal/us/514/159/ (дата обращения: 02.04.2020).
30 John H. Harland Co. v. Clarke Checks, Inc 1983 // U.S. Court of Appeals for the Eleventh Circuit. - URL: http://law.justia.com/cases/federal/appellate-courts/F2/711/966/302752 (дата обращения: 02.04.2020).
31 Two Pesos, Inc. v. Taco Cabana, Inc 1992 // Supreme Court of the United States. - URL: https://www.law.cornell.edu/supct/html/91-971.ZO.html (дата обращения: 02.04.2020).
32 Wal-Mart Stores, Inc. v. Samara Bros., Inc 2000 // Supreme Court of the United States. - URL: https://www.law.cornell.edu/supct/html/99- 150.ZO.html (дата обращения: 02.04.2020).
33 Cf. Art Attacks Ink v. MGA Entertainment Inc 2009 // United States
Court of Appeals, Ninth Circuit. - URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2372899 (дата
обращения: 02.04.2020).
34 Pedro I.R. Restricting Trade Dress Protection: The Case of Video
Games / I.R Pedro // SSRN. - 2013. - May.13 - URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2372899 (дата
обращения: 01.04.2020).
35 Selfie restraint: It’s hard to show fame and irreparable harm // tushnet.com. - 2015. - URL: https://tushnet.com/2015/12/30/selfie-restraint- its-hard-to-show-fame-and-irreparable-harm/ (дата обращения: 02.04.2020).
36 17 U.S. Code Title 17 — Copyrights // Cornell Law School. - URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/17 (дата обращения: 04.04.2020).
37 Egyptian Goddess, Inc. v. Swisa, Inc. 2008 // United States Court of Appeals, Federal Circuit. - URL: https://www.bitlaw.com/source/cases/patent/ Egyptian_Goddess.html (дата обращения: 02.04.2020).
38 Crocs, Inc. v. International trade commission 2010 // United States Court of Appeals, Federal Circuit. - URL: https://www.bitlaw.com/source/cases/patent/Crocs.html (дата обращения: 02.04.2020).
39 Apple Inc v. Samsung Electronics Co 2015 // United States Court of Appeals, Federal Circuit. - URL: https://www.bitlaw.com/source/cases/patent/ Apple_v_Samsung_Fed_Cir.html (дата обращения: 02.04.2020).
40 Tetris Holding v. Xio Interactive, Inc. 2012 // United States District Court, D. New Jersey. - URL: https://casetext.com/case/tetris-holding-llc-v-xio- interactive-inc (дата обращения: 02.04.2020).
41 Christian Louboutin S.A v. Yves Saint Laurent America Holding, Inc 2012 // United States Court of Appeals, Second Circuit. - URL: https://h2o.law.harvard.edu/cases/4776 (дата обращения: 02.04.2020).
42 Abercrombie & Fitch Stores, Inc. V. Am. Eagle Outfitters, Inc. 1999 // United States District Court, S.D. Ohio, Eastern Division. - URL: https://www.quimbee.com/cases/abercrombie-amp-fitch-stores-inc-v-american- eagle-outfitters-inc (дата обращения: 02.04.2020).
43 Incredible Tech, Inc. v. Virtual Tech 2005 // United States Court of Appeals, Seventh Circuit. - URL: https://casetext.com/case/incredible- technologies-v-virtual-tech (дата обращения: 02.04.2020).
44 О применении «четвертого антимонопольного пакета»: Письмо ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15 // СПС «КонсультантПлюс». —
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196224/ (дата
обращения: 05.04.2020).
45 Ball Eric, Ip Alexander, Lopez Irene. How Trade Dress Can Help Game Developers Level Up / E. Ball, A. Ip, I. Lopez // Fenwick. - 2016. - Aug. 9 - URL: https://www.fenwick.com/publications/pages/how-trade-dress-can-help- game-developers-level-up.aspx (дата обращения: 04.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ