Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологической адаптации детей-мигрантов к русскоязычной школе

Работа №7226

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы138стр.
Год сдачи2001
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
645
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ 8
1.1. Адаптация: виды и основные подходы к её изучению 8
1.2. Этнокультурная адаптация 20
Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ 29
2.1. Этничность и этническая идентичность как коррелят адаптации 29
2.2. Формирование и стратегии сохранения этнической идентичности 35
2.3. Толерантность как коррелят адаптации и потребность в этнической
принадлежности 45
Глава III. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ К РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЕ 49
3.1. Выборка 49
3.2. Процедура и методы эмпирического исследования 54
3.3. Результаты исследования 63
3.4. Интерпретация и обсуждение результатов 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .. 120
БИБЛИОГРАФИЯ .. 121
ПРИЛОЖЕНИЯ.




Характерным признаком новой этнополитической и социально-психологической реальности после распада СССР является рост этнических миграций, который грозит глобальным кризисом российской социальной, экономической и политической системе. Противоречивые процессы, характеризующие состояние этнической идентичности в нестабильном обществе,
- ее кризис, утрата и смена идентичности и, с другой стороны, использование ее адаптивного потенциала, находятся в центре внимания многих ученых психологов, однако необходимо констатировать, что в современной психологической науке существует множество неисследованных аспектов влияния этнической принадлежности индивида на процесс непосредственного взаимодействия с представителями иной культурной среды. Только в 50-70-е годы 20-го века психологи стали заниматься проблемами этнических миграций и аккультурации, которые в отечественной психологии разработаны не¬достаточно полно. Значимость изучения процессов адаптации мигрантов к иной культурной среде обуславливается чрезвычайной потребностью в продуманной, научно обоснованной государственной миграционной политике.
Еще не так давно обучение в русских школах на территориях титульных этносов, в том числе и в России, считалось престижным, поскольку в будущем гарантировало высокий уровень образования и трудоустройство. Однако в настоящей социально-политической реальности, в условиях смены национальной политики новых независимых государств положение измени¬лось. Столкновения политических интересов на территории Закавказья в течение последнего десятилетия привели к упадку гуманитарных ценностей, снижению общего уровня культуры, обострению межэтнических взаимоотношений и этноцентризму, а также способствовали притоку в Россию в по¬исках стабильности беженцев и переселенцев.
Тема межнационального взаимодействия в последнее время становится актуальной не только в экономической, политической сферах, но и в образовании. В российские учебные заведения стремятся мигранты разных национальностей, среди которых часто встречаются люди, не вполне освоив¬шие русский язык. Многие школы не обладают соответствующим официальным статусом, чтобы иметь достаточно средств для привлечения квалифицированных специалистов, которые, возможно, решили бы существующие проблемы с учащимися-мигрантами, изучили этнопсихологическое содержание реальных ситуаций, лежащих в основе межэтнической напряженности. Актуальной на сегодняшний день является задача создания условий, в которых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование. Перед специалистами-психологами социальные изменения ставят многие цели, которыми являются изучение и обоснование программ психологической реабилитации и обустройства прибывающих мигрантов, поиск механизмов формирования позитивной этнической идентичности. Поэтому большое внимание в данном исследовании уделяется проблеме адаптации мигрантов к условиям русскоязычной школы как одной из составляющих института русскоязычной культуры.
Научная новизна данной работы заключается в следующем: впервые была поставлена и исследована проблема влияния ряда факторов на адаптацию учащихся-мигрантов к русскоязычной школе; установлены возрастные и национальные особенности адаптивного поведения.
Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии научных представлений о характере взаимодействия представителей национальных групп, о формах адаптивного поведения. В исследовании были выявлены психологические механизмы этнокультурной адаптации детей-мигрантов. Определены основные стратегии адаптации групп мигрантов, тесно связанные с особенностями национального самосознания. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного диссертационного исследования могут использоваться в работах школьных психологов для решения этнопсихологических проблем, возникающих в рамках средней образовательной русской школы. В частности, были установлены тенденции в формировании взаимоотношений между раз¬личными группами мигрантов. Знания об особенностях процесса вхождения мигрантов в новую этнокультурную среду рекомендуем использовать для подготовки учебных курсов по социальной и этнической психологии, в административной работе в образовательных центрах, а также в регулировании и планировании миграционных процессов государственными службами.
Целью данного исследования является выявление особенностей адаптации детей-мигрантов к русскоязычной школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение особенностей процесса адаптации мигрантов к русскоязычной школе имеет большое практическое и теоретическое значение и представляет для исследователей широкое поле деятельности. Кроме того, исследования в этом направлении могут оказать большую помощь для педагогов и администраций школ в решении новых для них вопросов и этнопсихо¬логических проблем, возникающих в полиэтничных школах.
Проведенный анализ работ отечественных и зарубежных психологов, посвященных проблеме этнокультурной адаптации, вопросам формирования этнической идентичности и этнической толерантности, продемонстрировал многообразие подходов к пониманию феноменов этнического самосознания. Результаты диссертационного исследования подтверждают все выдвинутые положения. В проведенном исследовании были установлены типы трансформации этнической идентичности, структура и динамика взаимоотношений между различными группами мигрантов и русскими учащимися на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях, были определены основные стратегии адаптации и аккультурации групп мигрантов, тесно связанные с особенностями национального самосознания, была исследована проблема влияния ряда факторов на процесс адаптации учащихся-мигрантов к русскоязычной школе.
Считаем, что проведенное нами исследование является начальным этапом в изучении специфики межэтнических взаимоотношений между детьми-мигрантами и русскими детьми на практике школ города Ярославля. В перспективе нам представляется более детальное изучение влияния взаимоотношений между различными группами мигрантов на процесс приспособления к новой культурной среде.




1. Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополитический вестник, 1995, № 2, с. 15-35.
2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М., 1990.
3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М., 1990.
4. Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использова¬ния понятия "адаптация". Ереван, 1984.
5. Актуальные проблемы этнической психологии // Под ред. Шикуна А.Ф., Платонова Ю.П., Тверь, 1992.
6. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая иден¬тичность» // Этнографическое обозрение. 1996, № 3, с. 13-23.
7. Амбрумова А.Г., Тихоненко А.А., Бергельсон Л.А. Социально-психоло¬гическая адаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психо¬логии, 1981, № 4, с. 91-102.
8. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
10. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., Стефаненко Т.Г., Тихо- мандрицкая О. А. Уровень социальной стабильности и особенности социа¬лизации в старшем школьном возрасте // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997, № 4, с. 31-41.
11. Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический фено¬мен в условиях социоэтнических изменений // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1998.

122
12. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переос¬мысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психо¬логический журнал, 1994, № 1, с. 3-18.
13. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: учебное пособие для вузов. М., 1998.
14. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное само¬сознание // Социальные исследования, 1990, № 7, с. 42-49
15. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патоло¬гии. М., 1979.
16. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989, № 1, с. 17-24.
17. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация челове¬ка. Л., 1988.
18. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1978, № 4, с. 23-35.
19. Бороноев Ю.В. Основы этнической психологии. СПб., 1991.
20. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
21. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современ¬ность. М., 1987.
22. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал, 1996, № 6, с. 30-38.
23. Быструшкина Н.Г. Психологические аспекты ситуаций межнацио¬нального взаимодействия. Дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль, 1999.
24. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуа¬ций // Психологический журнал, 1995, т.16, № 5, с. 104-115.

123
25. Введение в этническую психологию // Под ред. Платонова Ю.П. СПб.,
1995.
26. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассни¬ками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопросы психологии, 1995, № 1, с. 54-61.
27. Витенберг Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным услови¬ям в России. СПб., 1994.
28. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к со¬циальным и культурным изменениям. СПб., 1994.
29. Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту // Кавказский этнографический сборник, IX. М., 1989.
30. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях внешней среды. М., 1992.
31. Вопросы психической адаптации человека. М., 1974.
32. Вынужденные мигранты и государство // Отв. ред. Тишков В.А. М., 1998.
33. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор раз¬вития индивидуальности // Психологический журнал, 1996, № 5, с. 69-76.
34. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов ВУЗов в процессе обучения // Социологические исследования, 1994, № 3, с. 131-135.
35. Гасанова Н.М. К проблеме этнопсихологической адаптации // Социоло¬гические исследования, 1995, № 11, с. 63-67.
36. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций: историко-методологическое исследование. Л., 1989.
37. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социо¬логические исследования, 1995, № 8, с. 13-16.

124
38. Гриценко В.В. Влияние культурных различий на адаптацию русских переселенцев из стран ближнего зарубежья в России // Психологический журнал, 2000, т.21, № 1, с. 78-86.
39. Гриценко В.В. Эмоциональное состояние русских вынужденных ми¬грантов // Психологический журнал, т.21, № 4, 2000.
40. Гузенкова Т.С. Коростелов А.Д. Этнокультурные ценности и ориента¬ции в республиках Российской Федерации: сходства и различия // Сувере¬нитет и этническое самосознание: идеологи я и практика. М., 1995, с. 143¬171
41. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
42. Гусева Е.И. Психологические особенности межэтнического общения детей: курсовая работа. Ярославль: ЯрГУ, 2001.
43. Дашдамиров А.Ф. Социально - психологические проблемы националь¬ной определенности личности // Советская этнография, 1977, № 3. с. 3-13.
44. Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Вопросы психологии, 1995, №5, с. 18-25
45. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жиз¬ненным событиям и факторы их формирования // Психологический жур¬нал, № 3, 1996, с. 137-149.
46. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека. М., 1976.
47. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева ЖГ. Язык как фактор этниче¬ской идентичности // Вопросы психологии, 1997, № 4, с. 75-86.
48. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р, Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демокра¬тизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ