Разработка и экономическое обоснование проекта организации чартерных рейсов в целях развития внутреннего туризма (на примере ООО «ПЕЛАРГОС»)
|
Введение 3
1. Теоретические основы организации чартерных рейсов и их влияние
на развитие внутреннего туризма 6
1.1. Понятие и особенности чартерных рейсов 16
1.2. Влияние авиаперевозок на развитие внутреннего туризма 16
1.3. Состояние и тенденции развития авиаперевозок в России
и за рубежом 27
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПЕЛАРГОС» 38
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия 46
2.3. Оценка структуры услуг и потребителей предприятия 52
3. Разработка и экономическое обоснование проекта организации
чартерных рейсов ООО «ПЕЛАРГОС» 63
3.1. Заключение договора с авиакомпанией-лоукостер и организация
чартерных рейсов 63
3.2. Экономическое обоснование проектных мероприятий 72
3.3. Расчет экономической эффективности проекта 82
Заключение 92
Список использованных источников 96
Приложения
1. Теоретические основы организации чартерных рейсов и их влияние
на развитие внутреннего туризма 6
1.1. Понятие и особенности чартерных рейсов 16
1.2. Влияние авиаперевозок на развитие внутреннего туризма 16
1.3. Состояние и тенденции развития авиаперевозок в России
и за рубежом 27
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПЕЛАРГОС» 38
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.2. Анализ финансовых показателей деятельности предприятия 46
2.3. Оценка структуры услуг и потребителей предприятия 52
3. Разработка и экономическое обоснование проекта организации
чартерных рейсов ООО «ПЕЛАРГОС» 63
3.1. Заключение договора с авиакомпанией-лоукостер и организация
чартерных рейсов 63
3.2. Экономическое обоснование проектных мероприятий 72
3.3. Расчет экономической эффективности проекта 82
Заключение 92
Список использованных источников 96
Приложения
2016 год можно будет назвать годом внутреннего туризма в России. Определяющей тенденцией 2016 года, которая будет распространяться как на выездной, так и на внутренний туризм, должна стать крайняя чувствительность потребительского рынка к ценовым изменениям.
Особенностью 2015 года, которая сохранится и в наступающем году, станет сокращение глубины продаж туристического продукта. Хорошие шансы заместить часть турецкого потока есть у российских курортов, но только при условии, что повышение цен не будет опережать темпы инфляции, которая по прогнозу Минэкономразвития в 2016 году должна будет составить 6,4%.
Если цены на туристические услуги в Краснодарском крае и в Крыму вырастут в среднем на 15%, то это приведет внутренний рынок к стагнации либо к снижению интереса к нему. Подобная картина наблюдалась в текущем году в Анапе: когда после аншлага предыдущего года и в ожидании повторения успеха владельцы средств размещения заранее повысили цены в 2015 году, курорт получил неожиданно слабый спрос.
По оценкам экспертов, до последнего времени в сегменте внутреннего туризма 80% составляли «дикари», которые не пользовались услугами туристических фирм, но и в этом раскладе наметился перелом.
Развитие интереса к Сочи и Крыму обусловлен появлением на этом рынке крупных туроператоров. Впервые были поставлены чартеры в Крым, чартерные поезда в Краснодарский край и Сочи, массированная автобусная перевозка в Большой Сочи к объектам, построенным к Олимпиаде. Что позволило снизить среднюю цену в сегменте организованного туризма на 25%, благодаря работе туроператоров. Это привело к перетоку из самостоятельного туризма в организованный.
Российские туроператоры готовятся к росту спроса на отечественные курорты летом 2016 года на фоне запрета продаж Турции и Египта. По предварительным оценкам, число россиян, которые поедут отдыхать на Черное море, вырастет на 1-1,5 млн. человек
Уже в прошлом году приличная часть туристов переориентировалась на российские курорты. Речь идет о тех категориях госслужащих, которым запретили выезжать за рубеж. По словам экспертов, чартерные рейсы на внутреннем рынке организовать легче, чем за рубеж. В компании TUI Россия отмечают, что чартеры особенно удобны для туристов из регионов, которые хотят отдохнуть на Черноморском побережье. При всех сложностях отдых в России может стать прибыльным бизнесом при условии грамотной его организации и здоровой обстановки на рынке, считают туроператоры.
В настоящее время авиационное сообщение является наиболее востребованным видом перевозки туристов, что обусловлено расширением географии путешествий, а также экономией времени нахождения в пути. Однако, по данным Ростуризма России, авиаперелеты на южные курортные направления организованы недостаточно эффективно с точки зрения расписания и ценовой политики.
Целью дипломного проекта является изучение теоретических вопросов организации чартерных рейсов и разработка проекта организации чартерного рейса в г. Анапу с целью развития внутреннего туризма.
В соответствии с заявленной целью дипломного проекта были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации чартерных рейсов и их влияние на развитие внутреннего туризма;
- исследовать состояние и тенденции развития авиаперевозок в России и за рубежом;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ООО «ПЕЛАРГОС»;
- разработать и сделать экономическое обоснование проекта организации чартерных рейсов;
- изучить технологию заключения договора с авикомпанией-лоукостер;
- рассчитать и проанализировать экономическую эффективность разработанного проекта.
Предметом исследования данного дипломного проекта является организация чартерных рейсов.
Объектом исследования дипломного проекта является туристическая фирма ООО «ПЕЛАРГОС».
Период исследования - 2013-2015 гг.
Структура дипломного проекта состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы организации чартерных рейсов и их влияние на развитие внутреннего туризма, состояние и тенденции развития авиаперевозок в России и за рубежом.
Во второй главе был проведен анализ организационно-экономической и финансовой деятельности туристической фирмы ООО «ПЕЛАРГОС», выявлены основные проблемы в деятельности организации. В третьей главе был разработан проект организации чартерных авиаперевозок в г. Анапа и проведено его обоснование, и расчет экономической эффективности.
Методической основой дипломного проекта является применение таких методов как: метод сравнений, метод анализа, метод экспертных оценок и метод систематизации полученных данных.
Теоретической основой для написания дипломного проекта послужили учебники, учебные пособия российских и зарубежных авторов. Были использованы научные труды Г.А. Кабушкина, В.Г. Гуляева, В. Клочкова. Также были рассмотрены научные исследования в сфере гражданской авиации. Проблемы безопасности пассажирских самолетов в своих работах рассматривали авторы: С. Рыжкин, В.А. Федоров. История, опыт зарубежных стран и основные проблемы отечественной авиации были описаны В.И. Ильиным, А. Гальченко и О.Я. Деркач в научных статьях. Проблемы развития бюджетных авиаперевозчиков в России рассматривает Ю. Костюченко.
Информационной основой работы является бухгалтерская отчетность туристической фирмы ООО «ПЕЛАРГОС» за 2013-2015 гг. и его устав.
Особенностью 2015 года, которая сохранится и в наступающем году, станет сокращение глубины продаж туристического продукта. Хорошие шансы заместить часть турецкого потока есть у российских курортов, но только при условии, что повышение цен не будет опережать темпы инфляции, которая по прогнозу Минэкономразвития в 2016 году должна будет составить 6,4%.
Если цены на туристические услуги в Краснодарском крае и в Крыму вырастут в среднем на 15%, то это приведет внутренний рынок к стагнации либо к снижению интереса к нему. Подобная картина наблюдалась в текущем году в Анапе: когда после аншлага предыдущего года и в ожидании повторения успеха владельцы средств размещения заранее повысили цены в 2015 году, курорт получил неожиданно слабый спрос.
По оценкам экспертов, до последнего времени в сегменте внутреннего туризма 80% составляли «дикари», которые не пользовались услугами туристических фирм, но и в этом раскладе наметился перелом.
Развитие интереса к Сочи и Крыму обусловлен появлением на этом рынке крупных туроператоров. Впервые были поставлены чартеры в Крым, чартерные поезда в Краснодарский край и Сочи, массированная автобусная перевозка в Большой Сочи к объектам, построенным к Олимпиаде. Что позволило снизить среднюю цену в сегменте организованного туризма на 25%, благодаря работе туроператоров. Это привело к перетоку из самостоятельного туризма в организованный.
Российские туроператоры готовятся к росту спроса на отечественные курорты летом 2016 года на фоне запрета продаж Турции и Египта. По предварительным оценкам, число россиян, которые поедут отдыхать на Черное море, вырастет на 1-1,5 млн. человек
Уже в прошлом году приличная часть туристов переориентировалась на российские курорты. Речь идет о тех категориях госслужащих, которым запретили выезжать за рубеж. По словам экспертов, чартерные рейсы на внутреннем рынке организовать легче, чем за рубеж. В компании TUI Россия отмечают, что чартеры особенно удобны для туристов из регионов, которые хотят отдохнуть на Черноморском побережье. При всех сложностях отдых в России может стать прибыльным бизнесом при условии грамотной его организации и здоровой обстановки на рынке, считают туроператоры.
В настоящее время авиационное сообщение является наиболее востребованным видом перевозки туристов, что обусловлено расширением географии путешествий, а также экономией времени нахождения в пути. Однако, по данным Ростуризма России, авиаперелеты на южные курортные направления организованы недостаточно эффективно с точки зрения расписания и ценовой политики.
Целью дипломного проекта является изучение теоретических вопросов организации чартерных рейсов и разработка проекта организации чартерного рейса в г. Анапу с целью развития внутреннего туризма.
В соответствии с заявленной целью дипломного проекта были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации чартерных рейсов и их влияние на развитие внутреннего туризма;
- исследовать состояние и тенденции развития авиаперевозок в России и за рубежом;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ООО «ПЕЛАРГОС»;
- разработать и сделать экономическое обоснование проекта организации чартерных рейсов;
- изучить технологию заключения договора с авикомпанией-лоукостер;
- рассчитать и проанализировать экономическую эффективность разработанного проекта.
Предметом исследования данного дипломного проекта является организация чартерных рейсов.
Объектом исследования дипломного проекта является туристическая фирма ООО «ПЕЛАРГОС».
Период исследования - 2013-2015 гг.
Структура дипломного проекта состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы организации чартерных рейсов и их влияние на развитие внутреннего туризма, состояние и тенденции развития авиаперевозок в России и за рубежом.
Во второй главе был проведен анализ организационно-экономической и финансовой деятельности туристической фирмы ООО «ПЕЛАРГОС», выявлены основные проблемы в деятельности организации. В третьей главе был разработан проект организации чартерных авиаперевозок в г. Анапа и проведено его обоснование, и расчет экономической эффективности.
Методической основой дипломного проекта является применение таких методов как: метод сравнений, метод анализа, метод экспертных оценок и метод систематизации полученных данных.
Теоретической основой для написания дипломного проекта послужили учебники, учебные пособия российских и зарубежных авторов. Были использованы научные труды Г.А. Кабушкина, В.Г. Гуляева, В. Клочкова. Также были рассмотрены научные исследования в сфере гражданской авиации. Проблемы безопасности пассажирских самолетов в своих работах рассматривали авторы: С. Рыжкин, В.А. Федоров. История, опыт зарубежных стран и основные проблемы отечественной авиации были описаны В.И. Ильиным, А. Гальченко и О.Я. Деркач в научных статьях. Проблемы развития бюджетных авиаперевозчиков в России рассматривает Ю. Костюченко.
Информационной основой работы является бухгалтерская отчетность туристической фирмы ООО «ПЕЛАРГОС» за 2013-2015 гг. и его устав.
В настоящее время авиационное сообщение является наиболее востребованным видом перевозки туристов, что обусловлено расширением географии путешествий, а также экономией времени нахождения в пути. Однако, по данным Минспорттуризма России, авиаперелеты на южные курортные направления организованы недостаточно эффективно с точки зрения расписания и ценовой политики.
В целях формирования устойчивых туристических потоков необходима проработка вопросов организации авиасообщения между основными курортами юга России и крупными региональными центрами, а также оптимизации стоимости авиаперевозок на курорты Краснодарского края и Кавказских Минеральных Вод из городов Центральной России, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Развитие внутреннего туризма России находится в непосредственной зависимости от состояния рынка внутренних авиаперевозок. На сегодняшний день на рынке внутреннего туризма России существует проблема нехватки низкобюджетных авиаперевозок и недостаточное количество межрегиональной перевозки
Россия - огромная в сравнении с небольшими государствами Западной Европы страна. Расстояния между отдельными регионами крайне велики, поэтому более оптимально преодолевать их самолетами. Кроме того, здесь имеются достаточно дикие уголки, где иное сообщение, кроме воздушного, вообще невозможно. И все-таки, несмотря на явные предпосылки к активному развитию рынка, страна заметно отстает в данной отрасли от западных партнеров, хотя на текущий момент времени наметилась тенденция к улучшению ситуации на местном рынке авиаперевозок.
В июле 2014 г. Правительство РФ утвердило дорожную карту развития региональных авиаперевозок до 2020 г. Дорожной картой предусмотрено, что к 2015 г. объем перевозок пассажиров по внутренним направлениям увеличится до 45 млн., по региональным - до 6-7 млн. пассажиров. При этом про-изойдет увеличение региональных линий до 1500 единиц.
С развитием массового туризма чартерные рейсы приобрели новое направление развития - перевозку туристов в курортные и туристические города.
Во второй главе дипломного проекта была рассмотрена организационно-экономическая характеристика и проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПЕЛАРГОС». На основе полученных показателей были сформулированы выводы о финансовом положении предприятия на рынке сферы услуг, о его конкурентоспособности и прибыльности, а также платежеспособности и деловой активности. В анализируемом периоде организация имела хорошие показатели выручки, прибыли от продаж и чистой прибыли и будущее увеличение данных показателей свидетельствует о финансовом развитии туристической фирмы и ее повышающемся уровне до-хода.
На сезон 2015 года аналитики туристского рынка прогнозируют, рост внутреннего туризма и летнее направление - это Черноморское побережье, включая Крым. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение возможности организации чартерных рейсов в данном направлении для реализации новых туров.
Пляжный отдых на курортах Черноморского побережья, а также отдых в санаторно-курортных комплексах курортного региона Кавказских Минеральных Вод - один из наиболее распространенных видов туризма на территории Российской Федерации.
Проведя анализ предлагаемых путевок в санатории, расположенные на побережье Черного моря, мы пришли к выводу, что актуально будет организовать чартерные рейсы в г. Анапа. Многие туристские фирмы г. Белгорода предлагают летний отдых именно в санаториях, расположенных вблизи г. Анапа. В результате организации чартерного направления в г. Анапа туристическая фирма ООО «ПЕЛАРГОС» получит возможность увеличения своих финансовых показателей, а также увеличит возможности бизнеса и расширения своей деятельности.
В качестве авиакомпании, с которой будет заключен договор фрахтования воздушного судна выбрана авиакомпания «Победа», которая входит в Группу «Аэрофлот», реализуя проект классического низкобюджетного авиа-перевозчика. Работа компании направлена на повышение мобильности населения и транспортной доступности регионов России.
С учетом сезонности предоставляемой услуги и продолжительности туристического сезона страны пребывания, срок реализации проекта 4 месяца (июнь-сентябрь). Исходя из анализа сложившейся ситуации на рынке туристских услуг, в частности ориентируясь на потребительский спрос, решено организовывать чартерные рейсы два раза в неделю - по понедельникам и четвергам. Это позволит формировать туры различной продолжительностью. Спрос в данном направлении превышает предложение и предлагаемый чартерный рейс будет пользоваться популярностью.
Для реализации инвестиционного проекта организации чартерных авиа-перевозок необходима аренда чартерного самолета по направлению Белгород - Анапа, Анапа - Белгород, со временем в пути 1 час 35 минут. Стоимость аренды составляет 357,12 тыс. руб. за один рейс. Размер первоначальных инвестиций составляет 3 380,12 тыс. рублей. Стоимость оплаты чартерных рейсов, включенная в сумму первоначальных инвестиций составляет 3 214,08 тыс. руб. и она включает в себя стоимость 50% рейсов туда-обратно по маршруту Белгород - Анапа за июнь месяц. Первоначальные затраты на продвижение продукта составляют 100,0 тыс. руб., постоянные затраты на рекламу 20,0 тыс. руб.
Так как туристической фирме не хватает собственных средств для организации данного проекта ООО «ПЕЛАРГОС» заключит соглашение с двумя туристскими фирмами г. Белгорода на организацию пула. Таким образом, размер инвестиционных затрат каждой фирмы будет составлять 33,33% от общей суммы необходимых инвестиций.
Средняя загруженность рейсов за период реализации проекта чартерных рейсов по направлению Белгород - Анапа составит по прогнозу 78%, средняя стоимость одного пассажирского места равна 3600 руб. В течение периода продаж цена на билет будет колебаться от 2 600 руб. до 4 400 руб. в зависимости от даты полета. Билеты будут продаваться по невозвратному тарифу, что будет способствовать повышению рентабельности продаж, и позволит держать низкую стоимость авиаперелета по маршруту Белгород - Анапа.
Данный проект предполагает организации чартерных рейсов по маршруту Белгород - Анапа на период июнь - сентябрь, проект даёт следующие финансовые результаты:
IRR - внутренняя норма доходности - 162,47%;
NPV - чистая приведенная стоимость за 5 лет - 4 180,25 тыс. руб.;
DR - ставка дисконтирования - 30%;
DPP - диск. срок окупаемости - 3 месяца;
PI - индекс прибыльности - 1,34.
Таким образом, срок окупаемости предлагаемого проекта организации чартерных рейсов с учетом коэффициента дисконтирования составляет 3 месяца. Можно сделать вывод, что инвестиционный проект по организации чартерных авиаперевозок окупает свои первоначальные затраты и экономически эффективен.
В целях формирования устойчивых туристических потоков необходима проработка вопросов организации авиасообщения между основными курортами юга России и крупными региональными центрами, а также оптимизации стоимости авиаперевозок на курорты Краснодарского края и Кавказских Минеральных Вод из городов Центральной России, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Развитие внутреннего туризма России находится в непосредственной зависимости от состояния рынка внутренних авиаперевозок. На сегодняшний день на рынке внутреннего туризма России существует проблема нехватки низкобюджетных авиаперевозок и недостаточное количество межрегиональной перевозки
Россия - огромная в сравнении с небольшими государствами Западной Европы страна. Расстояния между отдельными регионами крайне велики, поэтому более оптимально преодолевать их самолетами. Кроме того, здесь имеются достаточно дикие уголки, где иное сообщение, кроме воздушного, вообще невозможно. И все-таки, несмотря на явные предпосылки к активному развитию рынка, страна заметно отстает в данной отрасли от западных партнеров, хотя на текущий момент времени наметилась тенденция к улучшению ситуации на местном рынке авиаперевозок.
В июле 2014 г. Правительство РФ утвердило дорожную карту развития региональных авиаперевозок до 2020 г. Дорожной картой предусмотрено, что к 2015 г. объем перевозок пассажиров по внутренним направлениям увеличится до 45 млн., по региональным - до 6-7 млн. пассажиров. При этом про-изойдет увеличение региональных линий до 1500 единиц.
С развитием массового туризма чартерные рейсы приобрели новое направление развития - перевозку туристов в курортные и туристические города.
Во второй главе дипломного проекта была рассмотрена организационно-экономическая характеристика и проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПЕЛАРГОС». На основе полученных показателей были сформулированы выводы о финансовом положении предприятия на рынке сферы услуг, о его конкурентоспособности и прибыльности, а также платежеспособности и деловой активности. В анализируемом периоде организация имела хорошие показатели выручки, прибыли от продаж и чистой прибыли и будущее увеличение данных показателей свидетельствует о финансовом развитии туристической фирмы и ее повышающемся уровне до-хода.
На сезон 2015 года аналитики туристского рынка прогнозируют, рост внутреннего туризма и летнее направление - это Черноморское побережье, включая Крым. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение возможности организации чартерных рейсов в данном направлении для реализации новых туров.
Пляжный отдых на курортах Черноморского побережья, а также отдых в санаторно-курортных комплексах курортного региона Кавказских Минеральных Вод - один из наиболее распространенных видов туризма на территории Российской Федерации.
Проведя анализ предлагаемых путевок в санатории, расположенные на побережье Черного моря, мы пришли к выводу, что актуально будет организовать чартерные рейсы в г. Анапа. Многие туристские фирмы г. Белгорода предлагают летний отдых именно в санаториях, расположенных вблизи г. Анапа. В результате организации чартерного направления в г. Анапа туристическая фирма ООО «ПЕЛАРГОС» получит возможность увеличения своих финансовых показателей, а также увеличит возможности бизнеса и расширения своей деятельности.
В качестве авиакомпании, с которой будет заключен договор фрахтования воздушного судна выбрана авиакомпания «Победа», которая входит в Группу «Аэрофлот», реализуя проект классического низкобюджетного авиа-перевозчика. Работа компании направлена на повышение мобильности населения и транспортной доступности регионов России.
С учетом сезонности предоставляемой услуги и продолжительности туристического сезона страны пребывания, срок реализации проекта 4 месяца (июнь-сентябрь). Исходя из анализа сложившейся ситуации на рынке туристских услуг, в частности ориентируясь на потребительский спрос, решено организовывать чартерные рейсы два раза в неделю - по понедельникам и четвергам. Это позволит формировать туры различной продолжительностью. Спрос в данном направлении превышает предложение и предлагаемый чартерный рейс будет пользоваться популярностью.
Для реализации инвестиционного проекта организации чартерных авиа-перевозок необходима аренда чартерного самолета по направлению Белгород - Анапа, Анапа - Белгород, со временем в пути 1 час 35 минут. Стоимость аренды составляет 357,12 тыс. руб. за один рейс. Размер первоначальных инвестиций составляет 3 380,12 тыс. рублей. Стоимость оплаты чартерных рейсов, включенная в сумму первоначальных инвестиций составляет 3 214,08 тыс. руб. и она включает в себя стоимость 50% рейсов туда-обратно по маршруту Белгород - Анапа за июнь месяц. Первоначальные затраты на продвижение продукта составляют 100,0 тыс. руб., постоянные затраты на рекламу 20,0 тыс. руб.
Так как туристической фирме не хватает собственных средств для организации данного проекта ООО «ПЕЛАРГОС» заключит соглашение с двумя туристскими фирмами г. Белгорода на организацию пула. Таким образом, размер инвестиционных затрат каждой фирмы будет составлять 33,33% от общей суммы необходимых инвестиций.
Средняя загруженность рейсов за период реализации проекта чартерных рейсов по направлению Белгород - Анапа составит по прогнозу 78%, средняя стоимость одного пассажирского места равна 3600 руб. В течение периода продаж цена на билет будет колебаться от 2 600 руб. до 4 400 руб. в зависимости от даты полета. Билеты будут продаваться по невозвратному тарифу, что будет способствовать повышению рентабельности продаж, и позволит держать низкую стоимость авиаперелета по маршруту Белгород - Анапа.
Данный проект предполагает организации чартерных рейсов по маршруту Белгород - Анапа на период июнь - сентябрь, проект даёт следующие финансовые результаты:
IRR - внутренняя норма доходности - 162,47%;
NPV - чистая приведенная стоимость за 5 лет - 4 180,25 тыс. руб.;
DR - ставка дисконтирования - 30%;
DPP - диск. срок окупаемости - 3 месяца;
PI - индекс прибыльности - 1,34.
Таким образом, срок окупаемости предлагаемого проекта организации чартерных рейсов с учетом коэффициента дисконтирования составляет 3 месяца. Можно сделать вывод, что инвестиционный проект по организации чартерных авиаперевозок окупает свои первоначальные затраты и экономически эффективен.



