Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства

Работа №7225

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы204стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
800
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Концептуальные идеи исследования проблематики творчества и
формирования творческой личности 21
1.2. Художественное творчество как вид духовной деятельности
школьника 46
1.3. Художественные интересы личности и условия их развития в учебной деятельности 65
1.4. Взаимосвязь развития художественных интересов и креативности
личности школьников в образовательном процессе 79
Выводы по первой главе 98
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРЕАТИВНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
2.1. Школа с углублённым изучением предметов художественно¬эстетического цикла как личностно-ориентированная педагогическая
система 101
2.2. Задачи и методика проведения опытно-экспериментальной работы 113
2.3. Образовательная технология обучения творчеству на основе развития художественных интересов 121
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 153
Выводы по второй главе 174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176
ЛИТЕРАТУРА 181
ПРИЛОЖЕНИЯ 205


Актуальность темы. В начале III тысячелетия обновление всех сфер культуры, осуществление демократических реформ, ориентирующихся на национальные и общечеловеческие ценности, возрождение духовного потенциала России, её художественных традиций создают социальный заказ на творческую личность, активно участвующую в социокультурных преобразованиях; на «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (2; с.14). Иными словами, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (1), Законом Российской Федерации «Об образовании» (2), Национальной Доктриной образования в Российской Федерации (3), центральной фигурой российской государственной политики в области образования становится человек-созидатель, художник, творец, призванный утвердить «статус России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства» (3; c.6).
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации, информационного бума, деформации общественных идеалов, частых проявлений агрессии «только школа, являясь инструментом глобальной социальной инженерии, способна изменить ментальность народа и пробудить его внутренние созидательные силы. Однако сама школа должна обрести новые качества» [А.Кушнир (165; с.7)]. Так В.С. Шубинский полагал, что главным направлением научно-педагогических исследований является «определение основных сфер формирования творческой личности» (306; с. 8), основных задач интерпретации «современных научных знаний о человеке и его творческих возможностях,.. усиления способностей человека» (306; c. 12).
В условиях модернизации современной системы образования приоритетным является диверсификация и дифференциация образования, личностно-ориентированный подход, учитывающие индивидуальность,
профессиональные склонности и намерения школьника. Концепция модернизации российского образования до 2010 года предусматривает развитие образовательных систем в тесном единстве с потребностями страны в квалифицированных кадрах. Это находит свое проявление в расширении профильного обучения и создании классов с углубленным изучением от¬дельных предметов, что особенно важно при изучении предметов творческого, художественно-эстетического цикла. Сейчас уже недостаточно участия учреждений дополнительного образования в решении задач эстетизации окружающей и одухотворения ментальной жизненной среды, профессионального художественного самоопределения. Необходимы классы и группы с углублённым изучением художественно-эстетических предметов в средних общеобразовательных школах, где осуществлялась бы интеграция общекультурного, культурологического и художественно¬эстетического образовательных компонентов как фундамент для воспитания творческого специалиста широкого профиля.
Деятель искусства сегодня социально востребован, так как решает проблемы целостного развития материальной и духовной культуры общества. С появлением новых технических устройств художественного преобразования реальности, художественных технологий, синтетических видов искусств, удовлетворяющих духовные, производственно-экономические, гедонистические потребности людей (дизайн, цветомузыка и т.п.), культурно-художественных ансамблей увеличилось количество художественных специальностей, повысился их престиж, усложнились условия их по¬лучения. Все сферы материального и духовного производства требуют эстетически развитых специалистов, способных создавать общественно значимые ценности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование реализовано на методолого-педагогическом, художественно-дидактическом и художественно-деятельностном уровнях.
Мы старались масштабно охватить процесс становления творческой личности школьников на уроках интегрального предметного блока «Изобразительное искусство» в классах средней общеобразовательной школы с углубленным изучением этого вида искусства с 1 по 8 класс (при этом программное обеспечение педагогического процесса спроектировано нами с 1 по 11 класс). И намеренно не ограничивались рассмотрением узкого возрастного периода личностного развития учащихся, чтобы полнее проанализировать механизм реализации креативного потенциала личности, ее профессионального самоопределения в художественно-эстетической сфере деятельности на основе формирования художественных интересов.
Методология исследования позволила выявить закономерности и принципы, определяющие как процесс становления и развития творческой личности, так и условия её формирования в художественно¬изобразительной деятельности. Сам процесс становления и развития творческой личности обусловлен отражением средовых влияний на уровне креативной природы сознания.
Признание экзистенциальной сущности ребенка, его способности к автономному существованию, умения творить себя как личность, самостоятельно строить свою судьбу и взаимоотношения с окружением стало базой построения педагогической системы и технологии развития креативных свойств и качеств личности школьника, исходя из индивидуальных особенностей внутренней мотивационной сферы личности, ее направленности, ядро которой составляют интересы.
В построении концепции художественного образования и воспитания мы ориентировались на гуманистические ценности педагогики, на систем¬но-комплексное использование разнообразных средств, форм и методов структурирования педагогического пространства как питательной среды развития художественной одаренности детей в области изобразительного искусства. Префигуративность - М. Мид (196) - современного типа отношений между поколениями (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них) предопределила использование новых организационно¬технологических подходов в подготовке учеников школы к решению важнейших социальных задач.



1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993. - 37с.
2. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 05.01.96. - М.: Ось - 89, 1998.
- 64с.
3. Национальная Доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. - 2000. - № 43. - С.6-7.
4. Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Официальные документы в образовании. - 2002. - №18. - С.5 - 54.
5. Абасов З. От оценки учителя к самооценке ученика. - М.: Сен¬тябрь, 1999. - №2. - С.63 - 67.
6. Авсиян О. А. Натура и рисование по представлению. - М.: Изоб-ое иск-во, 1985. - 143с.
7. Азарова Л.Н. Развитие творческой индивидуальности младших школьников в условиях семейного и общественного воспитания: авторе¬ферат дис... канд. пед. наук. - М., 1997. - 24с.
8. Айзенк Г.Ю. Интеллект - новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С.111-113.
9. Активизация деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства /Автор-составитель В.И. Колякина. - Магнитогорск: Янтарь, 1985. - 25с.
10. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.
11. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Проспект, 1997. - 568с.
12. Алексеев С.С. О колорите. - М.: Изоб-ое иск-во, 1974. - 176с.
13. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. - М.: Сов. художник, 1968. - 288с.
14. Алёхин А. Д. Когда начинается художник: Монография. - М.: Вла-

182
дос, 1994. - 160с.
15. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Монография. - М.: Наука, 1979. - 175с.
16. Альянова З.С. Секрет земляных красок //Альянс. - 1998. - №7. - С.60-65.
17. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 297с.
18. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М.: Просвещение, 1987. -
207с.
19. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983. -
141с.
20. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. - М.: Просвещение, 1998. - 75с.
21. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности (способности и склонно¬сти) - // Развитие индивидуальности человека: Сборник статей под ред. Б.Г. Ананьева.- Л.: Наука, 1962. - С. 15-36.
22. Аничкин С. А. Активизация творческой деятельности детей млад¬шего школьного возраста: Монография. - Свердловск: Педагогическая мысль, 1984. - 96с.
23. Аристова Л.П. Активность учения школьников. - М.: Просвеще¬ние, 1968. - 181с.
24. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1984. - 386с.
25. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Монография. - М.: Наука, 1994. - 218с.
26. Афанасьев В.Г. О целостных системах // Вопросы психологии. -
1980. - №6. - С.18.
27. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагоги¬ка, 1974. - 190с.
28. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.:

183
Владос, 1988. - 320с.
29. Баженова Л.М., Пеня Т.Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся // Советская педагогика.
- 1988. - №12. - С.43-45.
30. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств. - М.: Куль¬тура и просвещение, 1922. - 66с.
31. Баранова Е.В. Проблема самореализации личности (философско- культурологический аспект): Автореф. дис... канд. философ. наук. - М., 1992. - 17с.
32. Баранова Э.А. Особенности формирования познавательных инте¬ресов в структуре общей способности к учению детей 6-7 лет: Дис. ... канд. психол. наук. - Н. Новгород, 1998. - 180с.
33. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного: Монография. - М.: Нау¬ка, 1968. - 468с.
34. Батищев Г.С. Диалектика творчества: Монография. - М.: Наука, 1984. - 463с.
35. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления: Монография. - Л.: Искусство, 1990. - 415с.
36. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Монография. - М.: Искусство, 1979. - 416с.
37. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: Монография.
- М.: Просвещение, 1977. - 188с.
38. Белкин А.С. Ситуация успеха, как ее создать: Книга для учителя. - М.: Педагогика, 1986. - 163 с.
39. Бердяев Н.А. Философия свободы: смысл творчества. - М.: Прав¬да, 1989. - 607с.
40. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х томах. - М.: Искусство, ИЧП Лига, 1994.- Т.1 - 541с.; Т.11 - 508с.
41. Беркинблит М., Петровский А.В. Фантазия и реальность. - М.: По-литиздат, 1968. - 127с.

184
42. Бернал Дж. Мир без войны. - М.: ИЛ, 1960. - 152с.
43. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание (пер. с англ.). - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
44. Библер И.С. Мышление как творчество. - М.: Прогресс, 1975. - 339с.
45. Бим-Бад Б.М. Антропологические обоснования теории и практики современного образования. - М.: Изд-во РОУ, 1994. - 36с.
46. Блахут Л. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности: Дис. ... канд. философ. наук. - М., 1984. - 198с.
47. Блащук Л. А. Формирование интереса к изобразительной деятель¬ности у детей 5-7 лет на занятиях в детсаду: Автореф. дис. .канд. пед. на¬ук. - М., 1985. - 23с.
48. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 95с.
49. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: МГУ, 1988. - 188с.
50. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения: Монография. - М.: Изв-ия АПН РСФСР, 1955. - 173с.
51. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов уче¬ния у советских школьников: Книга для учителя. - М.: АПН РСФСР, 1951.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ