ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 11
1.1 Теоретические подходы к определению сущности франчайзинга: виды, формы, отечественный и зарубежный опыт 11
1.2 Развитие франчайзингового предпринимательства в России: позитивные факторы, препятствующие эффективному развитию 20
1.3 Методические подходы к определению классификации франчайзинговых платежей 26 2 АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ 33
2.1 Основные показатели российского рынка франчайзинга: структура и перспективы 33
2.2 Анализ социально-экономического положения Ставропольского края: перспективы развития до 2035 45
2.3 Оценка развития франчайзингового рынка в Ставропольском крае (на примере ведущих региональных франшиз) 55
3 ОРГАНИЗАЦИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВОЙ СИСТЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ СЕТИ ДЕТСКИХ МАГАЗИНОВ КОМПАНИИ ООО «КЕНГУРУ») 62
3.1 Основные финансово-экономические характеристики,
трудовые показатели, технические ресурсы сети детских 61
магазинов компании ООО «Кенгуру»
3.2 Расчет ставки роялти для франшизы компании ООО «Кенгуру» 71
3.3 Разработка коммерческого предложения продажи франшизы ООО «Кенгуру» для франчайзи 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 97
ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕЯ 103
Актуальность темы исследования. В настоящее время на рынке идет развитие малого и среднего бизнеса. Развитие данного сектора связано с использованием такой эффективной формы развития малых предприятий, как франчайзинг, которая характеризуется низким уровнем риска и обладающей стабильным уровнем прибыльности. Многие предприниматели сталкиваются со сложностями при организации собственного дела традиционным путем, поэтому идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. Как известно создание сети филиалов или представительств требует гораздо большего времени и значительных инвестиций, которые в последние годы имели явную тенденцию к сокращению. Можно предположить, что в данном случае, развитие именно такого способа организации бизнеса как франчайзинг, позволит российским предприятиям использовать известные торговые марки, а также заниматься открытием и развитием бизнеса.
Согласно данным Всемирного совета по франчайзингу (WFC), количество франчайзинговых компаний приближается к 1,5 млн единиц. Франчайзинг в России развивается очень стремительно, ежегодный прирост количества занятых составляет 18 %, франчайзеров — 22,7 %, а число объектов франчайзинга ежегодно увеличивается на
35,3 %. Эти же показатели для США соответственно равны 0,5; 3,6; 0,4 %.
альтернативный способ ведения бизнеса привлекает все больше и больше людей, и к 2025 г. число занятых в области франчайзинга может составить почти 40 % от всей численности населения страны. Однако такой прогноз, по мнению специалистов, сможет оказаться реальным только при наличии специальной государственной программы поддержки франчайзинга.
По данным масштабного исследования Franshiza.ru, 2019 год был очень активен в части появления новых франчайзеров. В основном это региональные молодые проекты. Были и официальные приостановки программ франчайзинга у значительного числа сетей. Поэтому по итогу года с учетом выходов и уходов рынок франчайзинга вырос на 16% (для сравнения, на начало 2019 г. рынок показал рекордный рост на 19%, а в 2017 г. всего на 5%).
Говоря о структуре российского франчайзингового рынка, то следует отметить, большая доля приходится на такие сферы, как общественное питание, услуги бизнесу и населению и розничная торговля. Однако, в связи с развитием пандемии COVID-19, по мнению экспертов Ассоциации франчайзинга, структура изменится и большая часть придется на открытие медицинских лабораторий, розничную торговлю медицинскими препаратами, средствами личной гигиены, открытием бизнеса, связанного с IT-технологиями, компаниями, которые предоставляют услуги населению по доставке, а также курьерские службы. При этом объемы инвестиций и оборота на рынке останутся прежними и даже увеличатся, изменениям подлежит только сама структура инвестирования.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросами изучения франчайзинга как современной модели развития бизнеса занимались такие российские и зарубежные ученые, как В.О. Семичева, В.С. Румянцева, О.М. Алиев, А.А. Степанчук, А.А. Сперанский.
Специфика и ключевые направления франчайзинга в России отражены в работах Г.Г. Азгальдова, О.В. Новосельцевой, А.С. Евдокименко. Методологией расчетов ставки роялти занималась О.В. Новосельцева в своих трудах «Методологические рекомендации индивидуальным предпринимателям по оценки стоимости торговой марки».
Признавая высокую теоретико-методическую и практическую ценность имеющихся исследований, следует указать на важность разработок в области управления франчайзинговыми компаниями организационно¬методического характера, учитывающих как зарубежный опыт, так и передовую российскую практику и адаптированных к условиям конкретного региона. Подобная проблематика обусловила направленность исследования, тему выпускной квалификационной работы, определила постановку ее цели и задач.
Цель и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является разработка коммерческого предложения по продаже франшизы компании ООО «Кенгуру» для франчайзи.
Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе поставлены и последовательно решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к определению сущности франчайзинга: виды, формы, отечественный и зарубежный опыт;
- изучить развитие франчайзингового предпринимательства в России: позитивные факторы, препятствующие эффективному развитию;
- описать методические подходы к определению классификации франчайзинговых платежей;
- проанализировать основные показатели российского рынка франчайзинга: структура и перспективы;
- проанализировать социально-экономического положения Ставропольского края: перспективы развития до 2035;
- оценить развитие франчайзингового рынка в Ставропольском крае (на примере ведущих региональных франшиз);
- рассмотреть основные финансово-экономические характеристики, трудовые показатели, технические ресурсы сети детских магазинов компании ООО «Кенгуру»;
- рассчитать ставку роялти для франшизы компании ООО «Кенгуру»;
- разработать коммерческого предложения продажи франшизы ООО «Кенгуру» для франчайзи.
Объектом исследования является франчайзинг как форма развития бизнеса.
Предметом служат организационно-экономические отношения, складывающиеся по поводу формирования и реализации франчайзинговых отношений на примере компании ООО «Кенгуру».
Теоретико-методологической базой исследования послужили теоретические исследования и практические разработки в области мировой, национальной и муниципальной экономики, государственного регулирования, муниципального менеджмента, а также в частных областях научного знания, касающиеся франчайзинга и управления розничной сетью франчайзингового ритейла.
При решении поставленных задач были использованы ключевые методологические принципы познания такие, как диалектический, конкретно-исторический,
междисциплинарный, системный подходы, а также общенаучные методы экспертного, статистического и сравнительного анализа, табличные и графические приемы визуализации данных.
Информационно-эмпирической базой выпускной квалификационной работы послужили документы и материалы международных организаций, в частности, Международной Франчайзинговой Ассоциации (International Franchise Association), Всемирный совет по франчайзингу (WFC), Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Российская Ассоциация франчайзинга (РАФ), Российский деловой медиахолдинг («РосБизнесКонсалтинг»), Официальный сайт по франчайзингу в России Franshiza.ru, а также аналитические и рабочие материалы компании ООО «Кенгуру».
Кроме того, нормативное обеспечение дипломного исследования составили Федеральные законы РФ,
Постановления Правительства РФ, приказы Министерств и ведомств РФ, нормативные акты органов местного самоуправления г. Пятигорска в области франчайзинга.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в анализе показателей эффективности развития рынка франчайзинга в стране и регионе, а также в систематизации зарубежного опыта и отечественных практик в решении проблем франчайзинга в российских субъектах.
Практическая значимость заключается в том, что полученные данные и рекомендации помогут представителям компании ООО «Кенгуру» оценить перспективность и экономический эффект от применения франчайзинговой схемы развития бизнеса, а также получить представление о преимуществах и принципах функционирования франчайзинговой системы на федеральном и региональных рынках.
Структура выпускной квалификационной работы. Структура обусловлена целью и задачами исследования, включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. Дипломная работа содержит 29 таблиц, 17 рисунков, 10 формул, изложен на 112 страницах.
Франчайзинг представляет собой эффективную систему, позволяющую в короткие сроки увеличить свою репутацию, а крупным компаниям приумножить свой капитал и подтвердить свою значимость на рынке.
Российский рынок франчайзинга на сегодняшний день находится на стадии развития даже не смотря на то, что количество брендов значительно выросло, но людей, готовых их приобрести по франшизе недостаточно особенно если учесть масштабы и географию Российской Федерации. Нельзя ни отметить и успех в данной сфере за последние годы - прирост количества занятых во франчайзинговом бизнесе составляет 18%, франчайзеров 22,7%, а число объектов франчайзинга увеличилось на 35,3%. Говоря о структуре франчайзинга в России, можно выделить три ведущих сферы: услуги бизнесу и населению, общественное питание, розничная торговля. Следует отметить и то, что на данный момент времени активный интерес по данным трем направлениям растет и прирост к 2019 году составил 40% по отношению к 2018 году.
Однако стоит упомянуть и факторах, сдерживающих развитие франчайзинга в нашей стране, их можно классифицировать по причинам их возникновения:
- отсутствие опыта франчайзинговой деятельности;
- несерьезное отношение к интеллектуальной собственности;
- боязнь франчайзи потерять самостоятельность.
Эксперты отмечают, что решение данных проблем и дальнейшее перспективное развитие невозможно без законодательного акта «О франчайзинге». Без определенных законов франшиза не будет работать в полной мере.
В выпускной квалификационной работе мы анализировали социально-экономическое положение Ставропольского края. По итогу пришли к следующим выводам, что регион является одним из ключевых субъектов на юге России, имеющий крупную лечебно-оздоровительную базу, способную конкурировать с европейскими курортами и развитой сельскохозяйственной отраслью. Последние десять лет край показывает устойчивую динамику экономического развития. Главным показателем является валовый региональный продукт, так за 2019 год он составил 743750,8 млн. руб., в 2018 году - 699744,8 млн. рублей. Следует отметить, что в Северо-Кавказском федеральном округе высока доля собственных инвестиций у организаций Ставропольского края, она составляет 70,1 %.
На сегодняшний день в Ставропольском крае большой популярностью пользуется товарный франчайзинг, но при этом практически не развиваются франшизы в сфере производства. Согласно данным, 57% франчайзинговых предприятий открыты в сфере розничной торговли, и всего 1% занимает производство. В последние годы наблюдается положительная динамика изменения системы франчайзинга в Ставропольском крае в количественном отношении. Следует отметить, что практически 40% от общего числа существующего бизнеса в Ставропольском крае - франчайзинговые организации. Рост числа таких компаний говорит о том, что данный вид бизнеса актуален в регионе, четко регламентирован со стороны продающих франчайзи, что облегчает вход на рынок, при минимальных затратах, а также простое понимание функционирования бизнес- процессов.
В выпускной квалификационной работе, в качестве примера ведущей региональной франшизы, рассматривали франшизу клининговой компании ООО «Чисто-чисто». Данное направление для развития франчайзинговых сетей актуально в наши дни, так как в условиях распространения COVID-19 резко возрастает потребность в предприятиях, оказывающих услуги населению в химической обработке мебели, дезинфекции внутренних помещений, домов, квартир, площадок. Стартовые инвестиции данного бизнес- плана минимальны и составляют 300 000 рублей. При этом окупаемость франшизы 3-4 месяца, а чистая прибыль варьируется от 100 000 до 150 000 рублей на одного комплекта чистящего оборудования.
Целью исследования ставили - разработать коммерческое предложение по продаже франшизы сети детских брендовых магазинов ООО «Кенгуру». Данная организация существует на рынке города Пятигорска более 20 лет и специализируется на продаже брендовой одежды от 0 до 18 лет, также детской мебели (люльки, кроватки, коляски), подгузников, сосок, бутылок. Компания сотрудничает с такими странами, как Италия, Испания, Англия, Великобритания, Америка, Польша, Германия через официальных дистрибьютеров в России. На сегодняшний в сеть входят 4 магазина: 2 в г. Пятигорске, 1 в Ставрополе, и 1 в Нальчике. Проведенный нами анализ показал, что уже существующая сеть показывает высокую рентабельность - 30%. На декабрь 2019 года в компании работает 29 человек, функционирует 8 структурных подразделения согласно организационной структуре ООО «Кенгуру». Стабильное функционирование торговых точек сети, а также развитие компании дает возможность разработать бизнес-модели для открытия франчайзинговых точек в других регионах РФ.
Главным пунктом в разработке франшизы является корректный расчет паушального взноса и ставки роялти. В исследовательской работе было рассмотрены три основных метода: рыночный метод, метод отраслевых стандартов и метод Новосельцевой. Исследуя три метода расчета ставки роялти, пришли к выводу, что по итогу получаются разные показатели, например, «рыночный метод» и «метод отраслевых стандартов» выгоден для франчайзи, так как по результатам оказался самый низкий максимальный показатель роялти 6,0%, соответственно, метод Новосельцевой показал самый высокий максимальный показатель роялти 8,2% от общего оборота продаж торговой точки, что для франшизы сети детских брендовых магазинов компании ООО «Кенгуру» является выгодным и эффективным. В связи с этим, нельзя сказать, какой метод наиболее эффективен, необходимо учитывать два важных момента:
- равновесие интересов франчайзера и франчайзи;
- экономические характеристики, влияющие на доходность франшизы, и, соответственно, ее стоимости.
Для компании ООО «Кенгуру» с учетом интересов всех сторон и факторов, влияющих на формирование предложения по франчайзингу компании, было принято решение оставить ставку 6,0% для ежемесячных выплат для франчайзи на протяжении всего существования дополнительных франчайзинговых организаций, однако в договоре будет предусмотрен пункт об изменении данного показателя, как в большую, так и меньшую сторону в зависимости от изменяющихся рыночных условий.
При расчете финансовой модели данной франшизы стартовые инвестиции составили 4 007 000 рублей, статьи расходов были определены исходя из опыта открытия существующих торговых точек в г. Пятигорске (ТЦ «Вершина Плаза»), Срок окупаемости стартовых инвестиций составит 3 месяца при стабильном функционировании магазина.
Завершающим шагом является разработанная нами пошаговая инструкция по открытию представительства, которую выстроили по методу Кларка Кэмпбэлла «Проект на одной странице». Он содержит в себе план-график обязательных работ по подготовке к открытию магазина, первичные расходы, цели и задачи, реализуемые в краткосрочной перспективе. Данная методика позволяет максимально эффективно контролировать сроки выполнения работ по задачам и мероприятиям, бюджетные расходы, время реализации проекта, а также ответственных лиц.
Открытие данной франшизы может стать перспективным и прибыльным делом, если грамотно провести анализ регионального рынка, составить организационный план бизнеса и сделать необходимые финансовые расчеты для будущего франчайзи. Каждый бизнес, а особенно в сфере розничной торговли, может стать популярным, если его правильно «настроить» и постоянно совершенствовать.
1. Алиев О.М. Анализ развития франчайзинга в зарубежных странах// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017 - № 9 - С. 143-147.
2. Азгальдов Г.Г. Отчет об оценке интеллектуальной собственности (практические рекомендации) / Г.Г. Азгальдов, H.H. Карпова. - М.: Институт профессиональной оценки, 2018. С. 19-20.
3. Лысак, А.С. Франчайзиннг как инструмент развития предпринимательства в России // Молодежь и системная модернизация страны. - 2018 - № 1 - С. 183-186.
4. Митрофанов Д.Е., Лопатина Е.Н., Онучина А.А., Пиксаева А.А., Шпак Е.В. Франчайзинг: концепция и тенденции развития в условиях кризиса//В сб.: Молодежь в науке: Новые аргументы . —2018. . — №3. — С. 185-187.
5. Новосельцев O.B. Метод расчета ставки роялти при определении цены лицензии // Насущные проблемы сферы торговли. - 2017. - № 5. - С. 23-28.
6. Панюкова В.В. Международный характер франчайзинговых отношений на российском рынке//Региональная экономика. Теория и практика. -2017. - № 24 -С. 7-13.
7. Панюкова В.В. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для российских предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017 -№ 6 - С. 88-93.
8. Промышленная собственность. — 2017. — № 2. С. 10¬11.
9. Румянцева В.С Франчайзинг в предпринимательстве //Экономика и Социум. —2018. —№3(46). —С.664-667.
10. Селищева Т. А. Проблемы устойчивого развития экономики в странах Евразийского экономического союза // Проблемы современной экономики. 2018. № 2 (66). С. 15-21.
11. Семичева В. О. Франчайзинг как перспективный вид бизнеса//Символ науки. —2016. —№ 3 —С. 153-158.
12. Сперанский А.А. Проблемы развития франчайзинга в России //Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -2018. - № 3(16). - С.137 - 139.
13. Симкина С.С. Особенности функционирования франчайзинга в сфере торговли детскими товарами в России. Сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции (21-22 апреля 2020 года), в 5-х томах, Том 1, Юго-Зап. гос. ун-т., Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2020, - 510 с.
14. Степанчук А.А Франчайзинг как форма начала бизнеса: плюсы и минусы решений о приобретении франшизы// Современный менеджмент: Проблемы и перспективы. - 2017 - С. 285-289.
15. Тимерханова Э.Н., КамаловЭ., ГабдрахмановА.Т. Проблемы и перспективы франчайзинга в России //Социально-экономические и технические системы: исследова-ние, проектирование, оптимизация. -2018. - № 53 - С. 71-76.
16. Устюжанин А.А. Франчайзинг в России // Вестник Московского университета. Серия 6 Экономика. - 2016 - №4(6). - С. 14.
17. Ягеров А.В. Современные проблемы оценки стоимости франчайзингового обслуживания // Менеджмент и маркетинг в России. - 2018. - №7. - С.67 - 69.
18. Pratt J.H. Franchising. Law and Practice. Sweet & Maxwell. London. 2016. 131. «Loi Doubin» № 89-1008 от 31 декабря 2016 г. // Franchising in Europe. -L.-N.Y., 2018.p.l 13.
Книги, монографии:
19. Антилл Н., Ли К. Оценка компаний. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 98 с.
20. Азгальдов Г.Г., оценка собственности и нематериальных активов. - М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2018. - 392 с.
21. Леонтьев Ю.Б., собственности и нематериальных активов. - М.: "Октопус", 2019. - 785 с.
22. Методические рекомендации по оценке ставок роялти для товарных знаков с использованием нечеткой логики / Г.Г. Азгальдов [и др.]. - М.: Школа оценщиков интеллектуальной собственности, 2018. - 222 с.
23. Меркулов А., Фокин В., Соколова Т. Франчайзинг от А до Я/ А. Меркулов, В. Фокин, Т. Соколова. — Из-во: Феникс, 2016 — 201 с.
24. Иванов Г.Г. , Холин Е.С Франчайзинг в торговле: учебное пособие / Г.Г. Иванов, Е.С. Холин. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017 - 188 с.
25. Шахова М.С Франчайзинг как современная форма ведения бизнеса: учебное пособие/. М.: «ИНФРА-М», 2016. - 277 с.
26. Franchising in US. Economy: prospects and problems. Committee on small business//House of representatives. Washington. 2017.
Электронные ресурсы:
27. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (в ред. от 18.03.2019 № 34-ФЗ). Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027. Дата обращения: 19.05.2020 г.
28. Отчет Губернатора Ставропольского края за 2018
год. Электронный ресурс. URL:
https://stavregion.ru/_/cms_page_media/7421/otchet.pdf. Дата обращения: 22.04.2020 г.
29. Постановление Правительства Ставропольского
края от 24 декабря 2015 г. N 571-п "Об утверждении государственной программы Ставропольского края "Экономическое развитие и инновационная экономика". В ред. от 21.04.2016 № 154-п; от 28.12.2017 № 554-п. Электронный ресурс. URL:
https://www.lawmix. ru/zakonodatelstvo/1438539. Дата
обращения: 20.04.2020 г.
30. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". В ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020. Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 07.05.2020 г.
31. Анализ прогноза социально-экономических показателей Ставропольского края. Электронный ресурс. URL: http://www.dumask.ru. Дата обращения: 24.02.2020 г.
32. Кувшинова Л.А., Рябов В.Н., Система совершенствования франчайзинга в Ставропольском крае. Материалы международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Ответственные редактора: Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2019 г. Электронный ресурс. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25893853. Дата обращения: 26.04.2020 г.
33. Материалы Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]: https://www.cbr.ru/. Дата обращения: 26.05.2020 г.
34. Место в мире. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/raf/ place_in_the_world.php. Дата обращения: 22.04.2020 г.
35. Методические рекомендации по расчету вознаграждений (ставок роялти) за использование товарных знаков (с примером). Рекомендации разработаны коллективом авторов в составе: Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Смирнов, Н.В.Костина, Д.В.Подшиваленко, Л.А.Микузева, Ю.Б.Леонтьев, О.Б.Кухарская, Е.А.Булгакова, А.В.Чиркин, Р.А.Бабенко, Е.Е.Кияшко, А.П.Ласточкин, Н.Ю.Пузыня, Мартинсито Замбрано, И.Е.Аршинов, М.А.Румянцев, Л.А.Понкратова, О.В.Котова, Кулаков К.Ю., Васяев И.В., Т.В.Березовская. Электронный ресурс. URL: https://docviewer.yandex.ru/view. Дата обращения: 12.05.2020 г.
36. Mango. Компания меняет свою стратегию развития в России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.raf.ru/01024053.php. Дата обращения: 22.04.2020 г.
37. Одинцова.Т. Франчайзинговые особенности бизнеса. Электронный ресурс.//Портал предпринимателей.-2016.-URL: http://smallbusiness.ru/idea/biz_idea/2554. Дата обращения: 19.05.2020
38. Общий обзор франшиз для России начало 2018 -
конец 2019 годов // Франчайзи. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://
www.franchisee.su/analiz-franshiz/obshchiy-obzor- franshiz- 2012-2013.php. Дата обращения: 24.04.2020 г.
39. Официальный сайт государственной статистики. Электронный ресурс. URL: https://stavstat.gks.ru. Дата обращения: 24.04.2020
40. Официальный сайт Forbes. Электронный ресурс. URL: https://www.forbes.ru/. Дата обращения: 22.04.2020 г.
41. Перспективы франчайзинга в России: медленно, но
верно. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://franchisinginfo.ru/franchayzing/45/ perspektivy-
franchayzinga-rossii-medlenno-verno/. Дата обращения: 24.04.2020 г.
42. Почему McDonald’s не продает франши- зы в России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://franshiza.ru/news/read/pochemu_ mcdonalds_ne_prodaet/. Дата обращения: 22.04.2020 г.
43. Рейтинг РБК: Топ-50 самых популярных франшиз 2019 года. Официальный сайт Franshiza.ru. URL: https://franshiza.ru/article/read/rejting_rbk_top_50_samyh_popul yarnyh_franshiz_2019_goda/. Дата обращения: 20.04.2020.
44. Рейтинг ведущих франшиз в России за 2019 год по
мнению Forbes. Электронный ресурс. URL:
https://www.forbes.ru/new. Дата обращения: 22.04.2020 г.
45. Франшиза: необоснованные ожидания и реальные возможности. Электронный ресурс. URL: https://franshiza.ru/article/read/franshiza_ozhidaniya/. Дата обращения: 21.04.2020 г.
46. Research reports // The Economic Impact of Franchised Businesses: Volume IV, 2016 / IFA - The International Franchise Association: сайт. URL: http://franchise.org/. Дата обращения: 19.05.2020 г.