Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение проблем малых народов Китая в школьном курсе географии

Работа №72232

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

география

Объем работы56
Год сдачи2021
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
264
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Проблемы малых народов Китая 7
1.1 Особенности этнического состава населения Китайской Народной Республики 7
1.2 Особенности национальной политики государства по отношению к малым народам КНР 14
Глава 2 Методические рекомендации по изучению проблем малых народов Китая в школьном курсе географии 29
2.1 Разработка методических рекомендаций для обучающихся по изучению проблем малых народов Китая в школьном курсе географии 29
2.2 Анализ результатов использования методических рекомендаций с позиции повышения познавательного интереса, обучающихся по географии 36
Заключение 41
Список использованной литературы 45
Приложения 49
Приложение А Работа с разноуровневыми заданиями 50
Приложение Б Лист взаимооценивания групповой работы 56



Введение

Актуальность. В настоящее время в Китае насчитывается 56 народов и народностей. По данным статистики, национальные меньшинства на настоящий момент составляют 8,41% по отношению к основной национальности - ханьцам (собственно китайцам).
Из числа национальных меньшинств 22 народа относятся к малочисленным (это народы с численностью менее 100 тыс. чел.). Исторически малочисленные этносы проживают на окраинах страны, в местах со слаборазвитой инфраструктурой. Было выделено несколько так называемых особых районов компактного проживания представителей малых народов и образованы автономии в основном как самостоятельные провинции. К таким особым районам относятся Тибетская автономная провинция, автономный округ Внутренняя Монголия (со статусом провинции), автономный округ Синьцзян и др.
Этническое самосознание некоторых народов настолько снижено, что ставит под сомнение само существование данного этноса. Так произошло, например, с маньчжурами, бывшими когда-то многочисленным народом со своими традициями и письменностью, но постепенно почти полностью ассимилировавшимися с ханьцами. Национальное самосознание сильно развито лишь у отдельных народов, как, например, у уйгуров (Синьцзян) и народов Тибета: там сохраняются национальный язык и культура. Из-за обостренного чувства этнической идентичности и сепаратистских настроений проживающих здесь народов эти территории считаются особо проблемными, китайское руководство открыто признает их "неспокойными районами". Экономическое развитие этих районов сильно отстает от других провинций. Отсутствие развитой инфраструктуры не позволяет развивать этнографический туризм, дающий немалый доход и рабочие места для малочисленных народов, проживающих, например, на экономически развитом юге Китая. Просматривается прямая зависимость между экономическим благосостоянием и ассимилятивными процессами: чем динамичнее идет развитие национального района, тем быстрее происходит ассимиляция. Государство декларирует свободу выбора для каждой народности, на деле это выливается в поощрение ассимиляции.
В китайской этнографии существует теория ассимиляции, выдвинутая ученым Цзянь Бозан (Jian Bozan) в 60-х годах XX в. Согласно этой теории высокоразвитый народ, завоевывая менее развитый, способствует не только его прогрессу, но и постепенной ассимиляции. Если же народ-завоеватель слабее завоеванного народа как в цивилизационном, так и в духовном плане, он неминуемо сам растворится в завоеванном этносе. В качестве примера, подтверждающего данную теорию, можно привести следующее: 1 - завоевание русскими Сибири, когда сибирские народы, стоявшие на первобытной ступени развития, получили возможность быстрого перехода к более цивилизованным формам жизнедеятельности, но при этом многие из них полностью ассимилировались с русскими; и 2 - история завоевания Китая маньчжурами, четырнадцать династий которых находились у власти в стране, но которые к настоящему времени почти полностью отождествившими себя с ханьцами.
Степень изученности проблемы исследования: «Национальный вопрос» всегда рассматривался на государственном уровне и занимал важное место в партийных документах Гоминьдана, Коммунистической партии Китая и в Конституции КНР. Эти вопросы в новейшей истории Китая поднимали известные общественные и политические деятели - Сунь Ятсен, Лян Цичао, Ван Цзинвэй, Чан Кайши, Мао Цзэдун и др. Проблема этнической политики КНР на примере СУАР и непосредственно межэтнических отношений в регионе затрагивалась в научной литературе. Однако исследовались главным образом лишь некоторые аспекты и векторы этнической политики Китая - в работах советских, российских, китайских и западных исследователей.
Проблема исследования: Как в многонациональном и многоконфессиональном государстве сохранить самобытность малых народов и противодействовать национализму и сепаратизму?
Тема исследования: Изучение проблем малых народов Китая в школьном курсе географии
Целью исследования является анализ социальных, демографических и экономических проблем малых народов КНР и разработка наиболее эффективных методов изучения данной проблемы в школьном курсе географии.
Объектом исследования является китайский этнос.
Предмет исследования –проблемы малых народов Китая.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что политика этнической ассимиляции, проводимой государством в отношении малых народов Китая имеет положительный эффект только в случае сниженного этнического самосознания, в противном случае приводит к обострению сепаратизма.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Обобщить данные об этническом составе населения Китайской Народной Республики;
2. Выявить этнические, культурные, социальные особенности малых народов Китая;
3. Проанализировать особенности национальной политики государства по отношению к малым народам КНР;
4. Выявить последствия ассимиляции малых народов;
5. Разработать методические рекомендации по изучению проблемы миграционных процессов в школе.
В процессе работы были применены следующие методы: статистический, исторический, сравнительно-географический, и картографический.
Методы исследования: теоретический анализ, описательный, сравнительно-географический.
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования на уроках географии в общеобразовательной школе при изучении тем в 9 - 11 классах.
Базой исследования явилась МОАУ «СОШ № 4» г. Оренбурга, информационной базой послужили работы зарубежных и отечественных ученых в области международной миграции населения, рынка труда, экономики и демографии, доклады международных организаций.
Основные положения работы опубликованы в материалах XCV Студенческой международной научно-практической конференции// Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки - г. Новосибирск 2020 [32].
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников из 38 наименований и двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение

1. Китай является многонациональной страной с населением, состоящим из большого числа этнических и языковых групп. Хань (китайский), крупнейшая группа, превышает меньшинства или меньшинства в каждой провинции или автономном районе, за исключением Тибета и Синьцзяна. Хань, таким образом, образуют великую однородную массу китайского народа, разделяя ту же культуру, те же традиции и тот же письменный язык. По этой причине общая основа для классификации населения страны в основном является лингвистической, а не этнической. Примерно 55 групп меньшинств распределены примерно на три пятых от общей площади страны. В тех случаях, когда эти группы меньшинств находятся в большом количестве, им дается некоторое подобие автономии и самоуправления; автономные районы нескольких типов были созданы на основе географического распределения национальностей.
2. Национальная политика правительства КНР включает следующие принципы партийного курса в отношении малочислен¬ных народов:
• равенство всех национальностей;
• образование автоном¬ных районов проживания малочисленных народов;
• развитие экономики и культуры национальных районов;
• повышение уровня образования и под¬готовки национальных кадров;
• уважение и сохранение традиций, обычаев и верований малочисленных народов, сохранение языка.
3. На современном этапе в развитых провинциях Востока КНР и относительно отсталых провинциях Запада страны сложились различные типы воспроизводства населения. В восточных и севе¬ро-восточных провинциях наблюдаются невысокие показатели рождаемости, смертности, естественного прироста доля детей (до 14 лет) ниже среднекитайской, доля пожилых — выше. В национальных автономиях за счет высокой рождае-мости наблюдается значительный естественный прирост, доля детей превышает среднекитайскую, а доля пожи¬лых ниже. Можно констатировать, что в национальных районах демографический переход не завершился, причем чем ниже доля ханьского населения, тем выше естественный прирост.
4. Правительство КНР пытается решить проблему недостатка высококвалифицированных кадров для администраций различного уровня в национальных автономиях, направляя местные кадры, школьников и студентов на переподготовку и обучение в примор¬ские и центральные провинции. Одновременно используются ме¬ры материального стимулирования для привлечения выпускни¬ков вузов центральных и восточных провинций на работу на За¬пад. Такие меры вызывают у неханьских народов опасения, что это новая форма политики их ассимиляции. Повышенный приток ханьских специалистов на национальные окраины, наблюдав¬шийся с 1949 г., уже привел к тому, что в СУАР доля ханьцев по¬высилась с 7% в 1953 г. до 40% в 2000 г., в Цинхае с 49% до 54%. Кроме того, борьба с местным национализмом, гонения на национальные языки и культуру в рамках «слияния националь¬ностей» и ликвидации «четырех старых» заложили фундамент существующих сейчас межнациональных противоречий в Китае, осложняющих взаимодействие центра и автономных районов.
5. На современном этапе китайское правительство делает став¬ку на экономику в попытке привязать национальные районы, не пытаясь проводить грубую политику ассимиляции. Меры, на¬правленные на регулирование численности, повышение качества и уровня жизни неханьского населения, — неотъемлемая часть демографической и социальной политики КНР. Их важность оп¬ределяется культурно-географическими, этнодемографическими особенностями национальной ситуации в стране.
6. Современная демографическая политика в национальных автономиях — часть кампании по освоению западных провинций. Ее основной целью является борьба с бедностью и предотвраще¬ния чрезмерной демографической нагрузки на бедные в сельско¬хозяйственном отношении территории Запада КНР. По мере реа¬лизации всего комплекса мер как экономических, так и демогра¬фических, типы воспроизводства в приморских и западных про¬винциях будут выравниваться, как уже выровнялись показатели АРВМ и центральных провинции КНР. Однако, по-видимому, внутри западных провинций и национальных автономий сохра¬нятся различия по типам воспроизводства между промышлен¬ными центрами и сельской местностью, между различными не¬ханьскими народами.
7. Разработанные методические рекомендации для обучающихся по изучению проблем малых народов Китая в школьном курсе географии могут быть внедрены в широкую практику. Методические рекомендации были эффективным средством в формировании умений по курсу Китая. Нами были разработаны разноуровневые задания для обучающихся 11 классов при изучении темы Китая. Все разработанные практические задания направлены на:
• Понимание о современной географической картине мира и владение основ научных географических знаний (теорий, концепций, понятий и др.);
• Умение давать, описывать и объяснять признаки географических объектов и явлений;
• Умение работать с разными источниками информации;
• Умение работать с картами атласа.
Характерной особенностью преподавания географии является сложное взаимодействие многих факторов, связанных с различными областями науки, что делает материал особенно привлекательным, но делает организацию образовательного процесса сложной и разнообразной.
Методические рекомендации разработаны согласно требованиям, имеют чёткую структуру и содержательную полноценность.
Очевидно, что эффективность выполнения практических заданий, определяется тщательностью подготовки к нему со стороны самого преподавателя. Практические занятия не должны быть обычными, а особенными.
Необходимо объединить теорию с практикой, поскольку только их единство способно обеспечить выработку у обучающихся умений исследовать процессы и явления, то есть развивать и проявлять критическое мышление.



Список использованной литературы

1. Бургасова, Н.Е. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10–11 классов общеобразовательных организаций: углублённый уровень/Н.Е. Бургасова, А.В. Матвеев. – М.: «Русское слово», 2016. – 352 с.
2. Буяров, Д.В Национальная политика Китая в конце 1950-х - конце 1970-х гг. / Д.В. Буяров // Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 8 , № 1-1, 2016. – С. 39-43
3. Буяров, Д.В. Эволюция национальной политики Китайской Народной Республики / Д.В. Буяров // Традиционный Китай на пути трансформации. - М.: Изд-во КРАСАНД, 2013. - С. 118-156
4. Ван Ивэнь. Луньшэ хуэй чжуи шици дэ миньцзу вэньти [О национальном вопросе в период социализма] // Шаньси дасюэ сюэбао. - 1982. - № 4. - С. 80-90.
5. Давыдова, Е.Н. О достижении предметных и метапредметных результатов при работе с текстом на уроке географии/ Е.Н. Давыдова, И.Н. Добротина // География в школе. – 2012. - № 2. – С. 24-30.
6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс], URL http://school-collection.edu.ru
7. Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс], URL http://window.edu.ru
8. Китай в истории и сегодня. Пекин: Изд-во М-ва культуры КНР, 2003. – 203 с.
9. Коринская, В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии материков: Книга для учителя/ В.А. Коринская. – М.: Просвещение, 1983. – 128 с.
10. Лазарева, Т.В. Зигзаги национальной политики Китая / Т.В. Лазарева // Азия и Африка сегодня № 3 (632), 2010 - С. 18-25
11. Лазарева, Т.В. Национальная политика Китая / Т.В. Лазарева // Китайская народная республика: политика, экономика, культура. К 65-летию КНР. – М. :, 2014, - С. 100-110
12. Михалев, М.С. Таджики КНР: принуждение к процветанию. Уроки опыта насильственного развития приграничных территорий /М.С. Михалев // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. № 1 (58). 2019. – С. 5-10
13. Москалев, А.А. Дискуссии о национализме в КНР / А.А. Москалев// Проблемы Дальнего Востока. - М.: 2001. №3. – С. 17-23.
14. Моу Бэньли. Гуаньюй данзинь шицзе миньцзу вэньти дэ цзи дянь сыкао (Мысли относительно национальных проблем в современном мире) // D5. Миньцзу вэньти яньцзю. 2002, № 8, - С. 6 - 21
15. Попова, И.Ф. Внутренняя национальная политика КНР /И.Ф. Попова // Этнический мир. № 20. [Электронный ресурс], URL http://www.assamblea.kg/ em20_kyrg.htm
16. Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевского «География» 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень /авт.-сост. М.И. Подболотова, Н.Е. Бургасова. – М.: ООО «Русское слово», 2016. – 96 с.
17. Рахимов, Т.Р. Судьбы неханьских народов в КНР / Т.Р. Рахимов. - М.: рогресс, 1981. – 174 с.
18. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс], URL http://www.school.edu.ru
19. Савченко, Т.В. Педагогика: Учебное пособие/ Т.И. Савченко – Омск: изд-во Ом-ГТУ, 2009 г. – 116 с.
20. Самостоятельные работы учащихся по географии материков: Книга для учителя/ В.А. Коринская. – М.: Просвещение, 1983. – 128 с.
21. Сиротин, В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6-10 классы/ В.И. Сиротин. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с.
22. Соловьева, Н.А. Этническая идентичность как аспект национальной политики и глобализационных изменений Китая /Н.А. Соловьева // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник восточного центра № 12, 2012, - С. 54 - 57
23. Ставров, И.В. Малый народ большой страны: положение хэчжэ (нанайцев) в современном Китае / И.В. Ставров //Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН т. 24. 2019. – С. 98-115
24. Сухоруков, В.Д. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / В.Д. Сухоруков, В.Г. Суслов. – М.: Изд-во Юрайт, 2021. – 365 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/469538
25. Сыроежкин, К.Л. Сепаратизм в Синьзяне: мифы и реальность / К.Л. Сыроежкин [Электронный ресурс], URL http://www.analitika.org/ article.php?story=200503111343094642. Heilongjianhezhezu. Harbin, 2003.
26. Сыроежкин, К.Л. Эволюция формирования и основные черты национальной политики КПК / К.Л Сыроежкин [Электронный ресурс], URL http://www.continent.kz/library/KN-4/4soderjanie.html
27. Таможняя, Е. А. Методика обучения географии: учебник и практикум для вузов / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина; под общ.ред. Е. А. Таможней. — М.: Изд-во Юрайт, 2021. — 321 с. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/469369
28. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс], URL http://standart.edu.ru /
29. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс], URL http://www.fipi.ru/
30. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс], URL http://www.edu.ru/
31. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [Электронный ресурс], URL http://fcior.edu.ru/
32. Фомичёва Г.С. Демографический кризис в Китае / Г.С. Фомичева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки: сборник статей по мат. XCV международной студенческой науч.-практ. конф. – г. Новосибирск 2020. – №12 (94) – С. 28-35. [Электронный ресурс], URL: https://sibac.info/archive/nature/12(94).pdf
33. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
34. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения).
35. Шугаев, А.В. Формирование культурной идентичности как фактор консолидации глобализирующегося китайского общества на примере телевидения / А.В. Шугаев: дис. канд. филос. наук. - Чита, 2011. - 24 с.
36. Якобсон, А.Я. Этнические интересы и проблемы национально-территориальной политики / А.Я. Якобсон // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т.2. Вып.1. – С. 33 – 37.
37. Olivier, B. V. The Implementation of China's Nationality Policy in the Northeastern Provinces. San Francisco: Mellen Research University Press, 1993. – 340 с.
38. People. Ethnic groups // Britannica [Электронный ресурс], URL: China - Animal life | Britannica



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ