ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие и виды образных средств языка 9
1.2. Развитие образных средств языка в онтогенезе 15
1.3. Особенности развития образных средств языка у дошкольников с
нарушениями речевого развития 21
1.4. Организационно - методические аспекты работы по развитию образных
средств языка у дошкольников с нарушениями речевого развития 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Анализ результатов исследования образных средств языка у дошкольников с
нарушениями речевого развития 37
2.2. Логопедическая технология развития образных средств языка у дошкольников
с речевыми нарушениями 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие и виды образных средств языка 9
1.2. Развитие образных средств языка в онтогенезе 15
1.3. Особенности развития образных средств языка у дошкольников с
нарушениями речевого развития 21
1.4. Организационно - методические аспекты работы по развитию образных
средств языка у дошкольников с нарушениями речевого развития 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Анализ результатов исследования образных средств языка у дошкольников с
нарушениями речевого развития 37
2.2. Логопедическая технология развития образных средств языка у дошкольников
с речевыми нарушениями 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
К концу дошкольного возраста ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Речь в этом возрасте является важнейшим фактором и условием в организации и развитии психической деятельности ребенка, его социализации и индивидуализации.
Известно, что уровень развития словаря ребенка определяется уровнем развития речи и мышления. В исследованиях И.Ю. Кондратенко отмечено, что каждое новое слово не только обогащает речь детей, но и одновременно развивает их мыслительные способности. Слово позволяет абстрагировать отдельные свойства предметов и явлений, находить общее и различное между ними, анализировать, синтезировать и обобщать. Благодаря слову формируется словесно-логическое мышление, и ребенок начинает оперировать понятиями, делать суждения и умозаключения.
Большое внимание в теории и методике развития речи детей дошкольного возраста уделяется развитию образных средств языка, которые способствуют точной, яркой, выразительной передаче смысловой информации.
Изучением образных средств языка у детей дошкольного возраста, занимались такие исследователи, как Л.И. Айдарова, Н.В. Гавриш, К.Т. Патрина, И.Н. Позерт, О.В. Постникова, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко, А.М. Шахнарович и др.
В работах специалистов в области теории и практики логопедии (Г.С. Гуменная, Т.В. Захарова, Е.А. Карпушкина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Б. Халилова, Е.В. Шлай) отмечается, что для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств. Данные' особенности влияют на усвоение образными средствами языка дошкольниками с ОНР, а именно: затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств; использование в активной речи общеизвестных, наиболее часто употребляемых в обиходе слов и словосочетаний; незнание дошкольниками многих слов и оборотов; неумение отбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно отражающие смысл высказывания. Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности овладения ими образными средствами языка и не достаточно разработаны основные направления коррекционно-педагогической работы по их развитию.
Отдельные аспекты проблемы развития образных средств языка у дошкольников с речевыми нарушениями, нашли отражения в исследованиях Е.В. Белобородовой, Т.А. Пескишевой, В.Н. Ереминой, Т.В. Захаровой, Е.А. Карпушкиной, Л.Б. Халиловой и др. Авторы обращают внимание на низкий уровень сформированности образной речи; усвоение образного строя языка является фрагментарным; дети не демонстрируют способность к постижению способов образования средств образной выразительности и активному употреблению их в собственной речи.
Наряду с определенными особенностями развития образных средств языка у дошкольников с речевыми нарушениями, исследователи (И.М. Чеботарева, Т.А. Пескишева и др.) выделяют группу факторов, влияющих на процесс становления образности речи, среди них выделяют: игру; фольклор (дети знакомятся со сказками, загадками, которые оказывают воздействие на фантазию и воображение ребенка; материнская речь (мать, разговаривая с малышом, преднамеренно обучает его одухотворять окружающий мир, чтобы воспитать в ребенке культуру эмпатии); мультфильмы (в них наглядно с помощью зрительного образа подсказывается возможность персонификации птиц, животных, растений и других неживых предметов).
Однако, все эти исследования носят фрагментарный характер, и на данный момент отсутствует целостная система работы по развитию образных средств языка.
В настоящее время, особенности усвоения образных средств языка дошкольниками с речевыми нарушениями, являются недостаточно изученными и требуют дальнейшей разработки, что определяет актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать логопедическую технологию развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая технология развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: работа по развитию образной речи дошкольников с речевыми нарушениями будет эффективной, если разработать логопедическую технологию, включающую в себя:
-создание развивающей речевой и предметной среды в группе детского сада;
-реализацию принципа поэтапности в процессе ознакомления детей с образными средствами языка;
-использование игровых приемов, стимулирующих детей к самостоятельному использованию образных средств языка в собственной речевой деятельности.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Организовать практическое изучение особенностей развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и теоретически обосновать логопедическую технологию развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных в исследовании задач нами использовались следующие методы исследования: 1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической и психолингвистической литературы по проблеме исследования; 2) эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий); 3) метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: теорией развития детской речи (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, О.С. Ушакова); системным подходом к анализу речевой деятельности детей с речевым недоразвитием (Р.Е. Левина); современными представлениями о структуре речевого дефекта (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская), а также инициативными исследованиями в области развития образных средств языка у дошкольников с нарушением речевого развития (Е.В. Белобородова, Т.А. Пескишева, Н.В. Гавриш, Т.В. Захарова), развития эмоциональной лексики дошкольников с ОНР (И.Ю. Кондратенко).
Научная новизна исследования:
- представлены данные, характеризующие специфику протекания процессов образной номинации в речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- теоретически обоснована логопедическая технология по развитию образных средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- представлены данные, отражающие типологические особенности освоения образных средств языка дошкольниками с нарушенной речевой деятельностью;
- расширены границы применения теории языкового варьирования: на основе учета типологических особенностей овладения вторичной образной номинацией детьми, установлены различные уровни усвоения образных средств.
Практическая значимость исследование заключается в выявления особенностей понимания и употребления образных средств языка дошкольниками с речевыми нарушениями и разработке логопедической технологии по развитию образных средств языка дошкольников с ОНР, которая при внедрении в работу с детьми рассматриваемой категории повышает результативность коррекционно - педагогической работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Дошкольники с речевыми нарушениями по сравнению с детьми, без речевых нарушений, испытывают трудности при овладении образными средствами языка. Это обусловлено не только нарушением речи как системы, но и отсутствием целенаправленной и систематической коррекционно-педагогической работы по развитию образных средств языка в системе логопедического воздействия.
2. У дошкольников с общим недоразвитием речи нарушено понимание и употребление всех обследуемых видов троп: сравнения, олицетворения и фразеологических оборотов. Для таких детей характерно: искажение смысловой структуры, соскальзывание с переносного значения на прямое, описательное толкование, минимальная степень автоматизированности в речи, застревание на словах стимулах, привнесение ложных значений, буквальное понимание значения.
3. При проектировании работы учителя-логопеда по развитию образных средств языка необходимо учитывать психологические и речевые особенности дошкольников с общим недоразвитием речи; использовать различные формы и методы обучения (наглядные, вербальные, рецептивные, репродуктивные, продуктивные); использовать разнообразные игры, игровые задания и упражнения, связанные с лексической темой ДОУ, направленные на развитие и усвоение образной лексики;
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49 г. Белгорода.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на XII Международной научно-практической конференции «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика» (г. Пенза, январь 2018 г.); на XIII Международной научно-практической конференции «Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации» (г. Пенза, январь 2018 г.); результаты экспериментальной работы по изучению особенностей развития образных средств языка у дошкольников с ОНР обсуждались на педагогическом часе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №49 г. Белгорода.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Известно, что уровень развития словаря ребенка определяется уровнем развития речи и мышления. В исследованиях И.Ю. Кондратенко отмечено, что каждое новое слово не только обогащает речь детей, но и одновременно развивает их мыслительные способности. Слово позволяет абстрагировать отдельные свойства предметов и явлений, находить общее и различное между ними, анализировать, синтезировать и обобщать. Благодаря слову формируется словесно-логическое мышление, и ребенок начинает оперировать понятиями, делать суждения и умозаключения.
Большое внимание в теории и методике развития речи детей дошкольного возраста уделяется развитию образных средств языка, которые способствуют точной, яркой, выразительной передаче смысловой информации.
Изучением образных средств языка у детей дошкольного возраста, занимались такие исследователи, как Л.И. Айдарова, Н.В. Гавриш, К.Т. Патрина, И.Н. Позерт, О.В. Постникова, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко, А.М. Шахнарович и др.
В работах специалистов в области теории и практики логопедии (Г.С. Гуменная, Т.В. Захарова, Е.А. Карпушкина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Б. Халилова, Е.В. Шлай) отмечается, что для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств. Данные' особенности влияют на усвоение образными средствами языка дошкольниками с ОНР, а именно: затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств; использование в активной речи общеизвестных, наиболее часто употребляемых в обиходе слов и словосочетаний; незнание дошкольниками многих слов и оборотов; неумение отбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно отражающие смысл высказывания. Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности овладения ими образными средствами языка и не достаточно разработаны основные направления коррекционно-педагогической работы по их развитию.
Отдельные аспекты проблемы развития образных средств языка у дошкольников с речевыми нарушениями, нашли отражения в исследованиях Е.В. Белобородовой, Т.А. Пескишевой, В.Н. Ереминой, Т.В. Захаровой, Е.А. Карпушкиной, Л.Б. Халиловой и др. Авторы обращают внимание на низкий уровень сформированности образной речи; усвоение образного строя языка является фрагментарным; дети не демонстрируют способность к постижению способов образования средств образной выразительности и активному употреблению их в собственной речи.
Наряду с определенными особенностями развития образных средств языка у дошкольников с речевыми нарушениями, исследователи (И.М. Чеботарева, Т.А. Пескишева и др.) выделяют группу факторов, влияющих на процесс становления образности речи, среди них выделяют: игру; фольклор (дети знакомятся со сказками, загадками, которые оказывают воздействие на фантазию и воображение ребенка; материнская речь (мать, разговаривая с малышом, преднамеренно обучает его одухотворять окружающий мир, чтобы воспитать в ребенке культуру эмпатии); мультфильмы (в них наглядно с помощью зрительного образа подсказывается возможность персонификации птиц, животных, растений и других неживых предметов).
Однако, все эти исследования носят фрагментарный характер, и на данный момент отсутствует целостная система работы по развитию образных средств языка.
В настоящее время, особенности усвоения образных средств языка дошкольниками с речевыми нарушениями, являются недостаточно изученными и требуют дальнейшей разработки, что определяет актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать логопедическую технологию развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая технология развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: работа по развитию образной речи дошкольников с речевыми нарушениями будет эффективной, если разработать логопедическую технологию, включающую в себя:
-создание развивающей речевой и предметной среды в группе детского сада;
-реализацию принципа поэтапности в процессе ознакомления детей с образными средствами языка;
-использование игровых приемов, стимулирующих детей к самостоятельному использованию образных средств языка в собственной речевой деятельности.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Организовать практическое изучение особенностей развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и теоретически обосновать логопедическую технологию развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных в исследовании задач нами использовались следующие методы исследования: 1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической и психолингвистической литературы по проблеме исследования; 2) эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий); 3) метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: теорией развития детской речи (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, О.С. Ушакова); системным подходом к анализу речевой деятельности детей с речевым недоразвитием (Р.Е. Левина); современными представлениями о структуре речевого дефекта (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская), а также инициативными исследованиями в области развития образных средств языка у дошкольников с нарушением речевого развития (Е.В. Белобородова, Т.А. Пескишева, Н.В. Гавриш, Т.В. Захарова), развития эмоциональной лексики дошкольников с ОНР (И.Ю. Кондратенко).
Научная новизна исследования:
- представлены данные, характеризующие специфику протекания процессов образной номинации в речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- теоретически обоснована логопедическая технология по развитию образных средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- представлены данные, отражающие типологические особенности освоения образных средств языка дошкольниками с нарушенной речевой деятельностью;
- расширены границы применения теории языкового варьирования: на основе учета типологических особенностей овладения вторичной образной номинацией детьми, установлены различные уровни усвоения образных средств.
Практическая значимость исследование заключается в выявления особенностей понимания и употребления образных средств языка дошкольниками с речевыми нарушениями и разработке логопедической технологии по развитию образных средств языка дошкольников с ОНР, которая при внедрении в работу с детьми рассматриваемой категории повышает результативность коррекционно - педагогической работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Дошкольники с речевыми нарушениями по сравнению с детьми, без речевых нарушений, испытывают трудности при овладении образными средствами языка. Это обусловлено не только нарушением речи как системы, но и отсутствием целенаправленной и систематической коррекционно-педагогической работы по развитию образных средств языка в системе логопедического воздействия.
2. У дошкольников с общим недоразвитием речи нарушено понимание и употребление всех обследуемых видов троп: сравнения, олицетворения и фразеологических оборотов. Для таких детей характерно: искажение смысловой структуры, соскальзывание с переносного значения на прямое, описательное толкование, минимальная степень автоматизированности в речи, застревание на словах стимулах, привнесение ложных значений, буквальное понимание значения.
3. При проектировании работы учителя-логопеда по развитию образных средств языка необходимо учитывать психологические и речевые особенности дошкольников с общим недоразвитием речи; использовать различные формы и методы обучения (наглядные, вербальные, рецептивные, репродуктивные, продуктивные); использовать разнообразные игры, игровые задания и упражнения, связанные с лексической темой ДОУ, направленные на развитие и усвоение образной лексики;
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49 г. Белгорода.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на XII Международной научно-практической конференции «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика» (г. Пенза, январь 2018 г.); на XIII Международной научно-практической конференции «Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации» (г. Пенза, январь 2018 г.); результаты экспериментальной работы по изучению особенностей развития образных средств языка у дошкольников с ОНР обсуждались на педагогическом часе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №49 г. Белгорода.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Анализ психолого-педагогической и психолингвистической литературы в проведенном исследовании позволяют нам сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст рассматривается как период интенсивного развития речевой культуры, что позволяет говорить о развитии таких ее признаках, как правильность, точность, содержательность, образность и выразительность.
Образная речь представляет собой сложную форму человеческого отражения, ее относят к числу вторичных языковых единиц. Под вторичной номинацией понимается использование уже имеющихся в языке номинативных средств в новой для них функции. Вторичные наименования являются продуктом особого типа мышления, в основе которого лежат когнитивные операции по категоризации, ассоциированию, трасформации, моделированию. При этом происходит сдвиг в семантике исходной единицы, что приводит к появлению новой единицы.
Прямое отношение к проблеме формирования образных средств имеет своеобразие образного мышления и образного восприятия. Главными источниками образных средств языка являются тропы русской речи - сравнение, метафора, эпитет и фразеологический оборот.
Появление различных образных слов в речи детей рассредоточено во времени: сначала ребенком усваиваются простейшие формы образной речи, затем - устойчивые сочетания слов, обладающие высокой степенью метафоризации. В начале у детей появляются сравнения, затем олицетворения и последними фразеологические обороты. Это связано, прежде всего, со спецификой детского мышления и с усвоением детьми контекстуального значения слов с переносным значением.
Детям с ОНР доступно употребление ряда образных средств, но в то же время оно носит фрагментарный характер, дошкольники с речевыми нарушениями демонстрируют буквальное толкование значения пословиц, непонимание скрытого смысла образных выражений, слабую осознанность собственного практического речевого опыта, недостаточность образных средств презентации окружающего, несовершенство способов их развертывания в систему внешних и внутренних действий, трудности усвоения парадигматических классов абстрактных значений, не осознают фразеологической семантики, не улавливают семантически значимых признаков. Все эти трудности связаны с несформированностью неречевых и речевых операций (замысел, программирование, отбор и синтез речевого материала), трудностями в понимании и употреблении лексики, в словообразовании и словоизменении, а также отсутствия целенаправленной коррекционно-педагогической работы по развитию образных средств языка.
Данные экспериментального изучения уровня развития образной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что у детей образная речь находится на среднем, низком и очень низком уровнях. 32% дошкольников с ОНР имеют средний уровень развития образной речи, 50% дошкольников - низкий уровень и 18% - очень низкий уровень. Типичными проблемами дошкольников являлись: искажение смысловой структуры образных средств, сужение и неопределенность сферы применения образных средств, буквальное понимание значения, застревание на одном из слов предложения, не автоматизированностьих в собственной речи, отказ от выполнения заданий и частичная самостоятельность. Дети, показавшие очень низкий уровень отказались выполнять большинство заданий, наблюдалась несамостоятельность при выполнении заданий.
Выявленные ошибки свидетельствуют о том, что для их речевой деятельности характерно: ограничение ассоциативных связей слов, направленность на актуализацию случайных, фонетических и деривационных отношений; низкий уровень категоризации лексического запаса; несформированность связей между словом и образом; трудности выделения признака, на основе которого происходит сравнение двух объектов; конкретность и однозначность понимания и употребления.
На основе полученных результатов была разработана логопедическая технология по развитию образной речи. В основу организации работы были положены следующие принципы: принцип учета индивидуальных и возрастных возможностей детей с ОНР, принцип поэтапного формирования умственных действий, в том числе в овладении языковыми операциями, онтогенетический принцип, принцип комплексности и календарно-тематический принцип планирования. Коррекционно-педагогическая работа представлена четырьмя взаимосвязанными этапами: подготовительный, ознакомительный, основной и заключительный. Данная логопедическая технология предполагает использование следующих форм работы - беседа с детьми, игровые упражнения, показ речевого образца, составление словосочетаний и предложений по образцу, преобразование деформированных предложений, заучивание наизусть образных слов, выражений и др.
Представленная логопедическая технология направлена на различение детьми с ОНР свободных и устойчивых сочетаний слов, развитие умения понимать смысл образных выражений, развитие осознанного восприятия и использования слов с переносным значением и самостоятельное употребление образных средств языка применительно к различным речевым ситуациям.
Мы предположили, что целенаправленная, систематическая работа по развитию образных средств языка с использованием предложенной логопедической технологии, для дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной.
Дошкольный возраст рассматривается как период интенсивного развития речевой культуры, что позволяет говорить о развитии таких ее признаках, как правильность, точность, содержательность, образность и выразительность.
Образная речь представляет собой сложную форму человеческого отражения, ее относят к числу вторичных языковых единиц. Под вторичной номинацией понимается использование уже имеющихся в языке номинативных средств в новой для них функции. Вторичные наименования являются продуктом особого типа мышления, в основе которого лежат когнитивные операции по категоризации, ассоциированию, трасформации, моделированию. При этом происходит сдвиг в семантике исходной единицы, что приводит к появлению новой единицы.
Прямое отношение к проблеме формирования образных средств имеет своеобразие образного мышления и образного восприятия. Главными источниками образных средств языка являются тропы русской речи - сравнение, метафора, эпитет и фразеологический оборот.
Появление различных образных слов в речи детей рассредоточено во времени: сначала ребенком усваиваются простейшие формы образной речи, затем - устойчивые сочетания слов, обладающие высокой степенью метафоризации. В начале у детей появляются сравнения, затем олицетворения и последними фразеологические обороты. Это связано, прежде всего, со спецификой детского мышления и с усвоением детьми контекстуального значения слов с переносным значением.
Детям с ОНР доступно употребление ряда образных средств, но в то же время оно носит фрагментарный характер, дошкольники с речевыми нарушениями демонстрируют буквальное толкование значения пословиц, непонимание скрытого смысла образных выражений, слабую осознанность собственного практического речевого опыта, недостаточность образных средств презентации окружающего, несовершенство способов их развертывания в систему внешних и внутренних действий, трудности усвоения парадигматических классов абстрактных значений, не осознают фразеологической семантики, не улавливают семантически значимых признаков. Все эти трудности связаны с несформированностью неречевых и речевых операций (замысел, программирование, отбор и синтез речевого материала), трудностями в понимании и употреблении лексики, в словообразовании и словоизменении, а также отсутствия целенаправленной коррекционно-педагогической работы по развитию образных средств языка.
Данные экспериментального изучения уровня развития образной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что у детей образная речь находится на среднем, низком и очень низком уровнях. 32% дошкольников с ОНР имеют средний уровень развития образной речи, 50% дошкольников - низкий уровень и 18% - очень низкий уровень. Типичными проблемами дошкольников являлись: искажение смысловой структуры образных средств, сужение и неопределенность сферы применения образных средств, буквальное понимание значения, застревание на одном из слов предложения, не автоматизированностьих в собственной речи, отказ от выполнения заданий и частичная самостоятельность. Дети, показавшие очень низкий уровень отказались выполнять большинство заданий, наблюдалась несамостоятельность при выполнении заданий.
Выявленные ошибки свидетельствуют о том, что для их речевой деятельности характерно: ограничение ассоциативных связей слов, направленность на актуализацию случайных, фонетических и деривационных отношений; низкий уровень категоризации лексического запаса; несформированность связей между словом и образом; трудности выделения признака, на основе которого происходит сравнение двух объектов; конкретность и однозначность понимания и употребления.
На основе полученных результатов была разработана логопедическая технология по развитию образной речи. В основу организации работы были положены следующие принципы: принцип учета индивидуальных и возрастных возможностей детей с ОНР, принцип поэтапного формирования умственных действий, в том числе в овладении языковыми операциями, онтогенетический принцип, принцип комплексности и календарно-тематический принцип планирования. Коррекционно-педагогическая работа представлена четырьмя взаимосвязанными этапами: подготовительный, ознакомительный, основной и заключительный. Данная логопедическая технология предполагает использование следующих форм работы - беседа с детьми, игровые упражнения, показ речевого образца, составление словосочетаний и предложений по образцу, преобразование деформированных предложений, заучивание наизусть образных слов, выражений и др.
Представленная логопедическая технология направлена на различение детьми с ОНР свободных и устойчивых сочетаний слов, развитие умения понимать смысл образных выражений, развитие осознанного восприятия и использования слов с переносным значением и самостоятельное употребление образных средств языка применительно к различным речевым ситуациям.
Мы предположили, что целенаправленная, систематическая работа по развитию образных средств языка с использованием предложенной логопедической технологии, для дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной.
Подобные работы
- ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Особенности эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020



