ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие и виды образных средств языка 9
1.2. Развитие образных средств языка в онтогенезе 15
1.3. Особенности развития образных средств языка у дошкольников с
нарушениями речевого развития 21
1.4. Организационно - методические аспекты работы по развитию образных
средств языка у дошкольников с нарушениями речевого развития 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Анализ результатов исследования образных средств языка у дошкольников с
нарушениями речевого развития 37
2.2. Логопедическая технология развития образных средств языка у дошкольников
с речевыми нарушениями 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
К концу дошкольного возраста ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Речь в этом возрасте является важнейшим фактором и условием в организации и развитии психической деятельности ребенка, его социализации и индивидуализации.
Известно, что уровень развития словаря ребенка определяется уровнем развития речи и мышления. В исследованиях И.Ю. Кондратенко отмечено, что каждое новое слово не только обогащает речь детей, но и одновременно развивает их мыслительные способности. Слово позволяет абстрагировать отдельные свойства предметов и явлений, находить общее и различное между ними, анализировать, синтезировать и обобщать. Благодаря слову формируется словесно-логическое мышление, и ребенок начинает оперировать понятиями, делать суждения и умозаключения.
Большое внимание в теории и методике развития речи детей дошкольного возраста уделяется развитию образных средств языка, которые способствуют точной, яркой, выразительной передаче смысловой информации.
Изучением образных средств языка у детей дошкольного возраста, занимались такие исследователи, как Л.И. Айдарова, Н.В. Гавриш, К.Т. Патрина, И.Н. Позерт, О.В. Постникова, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко, А.М. Шахнарович и др.
В работах специалистов в области теории и практики логопедии (Г.С. Гуменная, Т.В. Захарова, Е.А. Карпушкина, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Л.Б. Халилова, Е.В. Шлай) отмечается, что для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств. Данные' особенности влияют на усвоение образными средствами языка дошкольниками с ОНР, а именно: затруднения в усвоении экспрессивных языковых средств; использование в активной речи общеизвестных, наиболее часто употребляемых в обиходе слов и словосочетаний; незнание дошкольниками многих слов и оборотов; неумение отбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно отражающие смысл высказывания. Несмотря на достаточно полное освещение вопросов, касающихся развития речи и речемыслительной деятельности детей с ОНР, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей особенности овладения ими образными средствами языка и не достаточно разработаны основные направления коррекционно-педагогической работы по их развитию.
Отдельные аспекты проблемы развития образных средств языка у дошкольников с речевыми нарушениями, нашли отражения в исследованиях Е.В. Белобородовой, Т.А. Пескишевой, В.Н. Ереминой, Т.В. Захаровой, Е.А. Карпушкиной, Л.Б. Халиловой и др. Авторы обращают внимание на низкий уровень сформированности образной речи; усвоение образного строя языка является фрагментарным; дети не демонстрируют способность к постижению способов образования средств образной выразительности и активному употреблению их в собственной речи.
Наряду с определенными особенностями развития образных средств языка у дошкольников с речевыми нарушениями, исследователи (И.М. Чеботарева, Т.А. Пескишева и др.) выделяют группу факторов, влияющих на процесс становления образности речи, среди них выделяют: игру; фольклор (дети знакомятся со сказками, загадками, которые оказывают воздействие на фантазию и воображение ребенка; материнская речь (мать, разговаривая с малышом, преднамеренно обучает его одухотворять окружающий мир, чтобы воспитать в ребенке культуру эмпатии); мультфильмы (в них наглядно с помощью зрительного образа подсказывается возможность персонификации птиц, животных, растений и других неживых предметов).
Однако, все эти исследования носят фрагментарный характер, и на данный момент отсутствует целостная система работы по развитию образных средств языка.
В настоящее время, особенности усвоения образных средств языка дошкольниками с речевыми нарушениями, являются недостаточно изученными и требуют дальнейшей разработки, что определяет актуальность нашего исследования.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы: теоретически обосновать и разработать логопедическую технологию развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая технология развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: работа по развитию образной речи дошкольников с речевыми нарушениями будет эффективной, если разработать логопедическую технологию, включающую в себя:
-создание развивающей речевой и предметной среды в группе детского сада;
-реализацию принципа поэтапности в процессе ознакомления детей с образными средствами языка;
-использование игровых приемов, стимулирующих детей к самостоятельному использованию образных средств языка в собственной речевой деятельности.
В соответствии с объектом, предметом и целью были определены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему исследования.
2. Организовать практическое изучение особенностей развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и теоретически обосновать логопедическую технологию развития образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных в исследовании задач нами использовались следующие методы исследования: 1) теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической и психолингвистической литературы по проблеме исследования; 2) эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий); 3) метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: теорией развития детской речи (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, О.С. Ушакова); системным подходом к анализу речевой деятельности детей с речевым недоразвитием (Р.Е. Левина); современными представлениями о структуре речевого дефекта (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская), а также инициативными исследованиями в области развития образных средств языка у дошкольников с нарушением речевого развития (Е.В. Белобородова, Т.А. Пескишева, Н.В. Гавриш, Т.В. Захарова), развития эмоциональной лексики дошкольников с ОНР (И.Ю. Кондратенко).
Научная новизна исследования:
- представлены данные, характеризующие специфику протекания процессов образной номинации в речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- теоретически обоснована логопедическая технология по развитию образных средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- представлены данные, отражающие типологические особенности освоения образных средств языка дошкольниками с нарушенной речевой деятельностью;
- расширены границы применения теории языкового варьирования: на основе учета типологических особенностей овладения вторичной образной номинацией детьми, установлены различные уровни усвоения образных средств.
Практическая значимость исследование заключается в выявления особенностей понимания и употребления образных средств языка дошкольниками с речевыми нарушениями и разработке логопедической технологии по развитию образных средств языка дошкольников с ОНР, которая при внедрении в работу с детьми рассматриваемой категории повышает результативность коррекционно - педагогической работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Дошкольники с речевыми нарушениями по сравнению с детьми, без речевых нарушений, испытывают трудности при овладении образными средствами языка. Это обусловлено не только нарушением речи как системы, но и отсутствием целенаправленной и систематической коррекционно-педагогической работы по развитию образных средств языка в системе логопедического воздействия.
2. У дошкольников с общим недоразвитием речи нарушено понимание и употребление всех обследуемых видов троп: сравнения, олицетворения и фразеологических оборотов. Для таких детей характерно: искажение смысловой структуры, соскальзывание с переносного значения на прямое, описательное толкование, минимальная степень автоматизированности в речи, застревание на словах стимулах, привнесение ложных значений, буквальное понимание значения.
3. При проектировании работы учителя-логопеда по развитию образных средств языка необходимо учитывать психологические и речевые особенности дошкольников с общим недоразвитием речи; использовать различные формы и методы обучения (наглядные, вербальные, рецептивные, репродуктивные, продуктивные); использовать разнообразные игры, игровые задания и упражнения, связанные с лексической темой ДОУ, направленные на развитие и усвоение образной лексики;
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49 г. Белгорода.
Апробация результатов исследования: материалы исследования были представлены на XII Международной научно-практической конференции «Инновационные научные исследования: теория, методология, практика» (г. Пенза, январь 2018 г.); на XIII Международной научно-практической конференции «Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации» (г. Пенза, январь 2018 г.); результаты экспериментальной работы по изучению особенностей развития образных средств языка у дошкольников с ОНР обсуждались на педагогическом часе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №49 г. Белгорода.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Анализ психолого-педагогической и психолингвистической литературы в проведенном исследовании позволяют нам сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст рассматривается как период интенсивного развития речевой культуры, что позволяет говорить о развитии таких ее признаках, как правильность, точность, содержательность, образность и выразительность.
Образная речь представляет собой сложную форму человеческого отражения, ее относят к числу вторичных языковых единиц. Под вторичной номинацией понимается использование уже имеющихся в языке номинативных средств в новой для них функции. Вторичные наименования являются продуктом особого типа мышления, в основе которого лежат когнитивные операции по категоризации, ассоциированию, трасформации, моделированию. При этом происходит сдвиг в семантике исходной единицы, что приводит к появлению новой единицы.
Прямое отношение к проблеме формирования образных средств имеет своеобразие образного мышления и образного восприятия. Главными источниками образных средств языка являются тропы русской речи - сравнение, метафора, эпитет и фразеологический оборот.
Появление различных образных слов в речи детей рассредоточено во времени: сначала ребенком усваиваются простейшие формы образной речи, затем - устойчивые сочетания слов, обладающие высокой степенью метафоризации. В начале у детей появляются сравнения, затем олицетворения и последними фразеологические обороты. Это связано, прежде всего, со спецификой детского мышления и с усвоением детьми контекстуального значения слов с переносным значением.
Детям с ОНР доступно употребление ряда образных средств, но в то же время оно носит фрагментарный характер, дошкольники с речевыми нарушениями демонстрируют буквальное толкование значения пословиц, непонимание скрытого смысла образных выражений, слабую осознанность собственного практического речевого опыта, недостаточность образных средств презентации окружающего, несовершенство способов их развертывания в систему внешних и внутренних действий, трудности усвоения парадигматических классов абстрактных значений, не осознают фразеологической семантики, не улавливают семантически значимых признаков. Все эти трудности связаны с несформированностью неречевых и речевых операций (замысел, программирование, отбор и синтез речевого материала), трудностями в понимании и употреблении лексики, в словообразовании и словоизменении, а также отсутствия целенаправленной коррекционно-педагогической работы по развитию образных средств языка.
Данные экспериментального изучения уровня развития образной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи показал, что у детей образная речь находится на среднем, низком и очень низком уровнях. 32% дошкольников с ОНР имеют средний уровень развития образной речи, 50% дошкольников - низкий уровень и 18% - очень низкий уровень. Типичными проблемами дошкольников являлись: искажение смысловой структуры образных средств, сужение и неопределенность сферы применения образных средств, буквальное понимание значения, застревание на одном из слов предложения, не автоматизированностьих в собственной речи, отказ от выполнения заданий и частичная самостоятельность. Дети, показавшие очень низкий уровень отказались выполнять большинство заданий, наблюдалась несамостоятельность при выполнении заданий.
Выявленные ошибки свидетельствуют о том, что для их речевой деятельности характерно: ограничение ассоциативных связей слов, направленность на актуализацию случайных, фонетических и деривационных отношений; низкий уровень категоризации лексического запаса; несформированность связей между словом и образом; трудности выделения признака, на основе которого происходит сравнение двух объектов; конкретность и однозначность понимания и употребления.
На основе полученных результатов была разработана логопедическая технология по развитию образной речи. В основу организации работы были положены следующие принципы: принцип учета индивидуальных и возрастных возможностей детей с ОНР, принцип поэтапного формирования умственных действий, в том числе в овладении языковыми операциями, онтогенетический принцип, принцип комплексности и календарно-тематический принцип планирования. Коррекционно-педагогическая работа представлена четырьмя взаимосвязанными этапами: подготовительный, ознакомительный, основной и заключительный. Данная логопедическая технология предполагает использование следующих форм работы - беседа с детьми, игровые упражнения, показ речевого образца, составление словосочетаний и предложений по образцу, преобразование деформированных предложений, заучивание наизусть образных слов, выражений и др.
Представленная логопедическая технология направлена на различение детьми с ОНР свободных и устойчивых сочетаний слов, развитие умения понимать смысл образных выражений, развитие осознанного восприятия и использования слов с переносным значением и самостоятельное употребление образных средств языка применительно к различным речевым ситуациям.
Мы предположили, что целенаправленная, систематическая работа по развитию образных средств языка с использованием предложенной логопедической технологии, для дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективной.
1. Айдарова, Л.И. Маленькие школьники и родной язык [Текст] / Л.И. Айдарова. - М.: Педагогика, 1983. -153 с.
2. Апресян, В.Ю. Метафора в семантическом представлении эмоций [Текст] / В.Ю. Апресян, Ю.Д. Апресян // Вопросы языкознания. - 1993. - №3, С. 34-36.
3. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Теория метафоры. М., 1990. - С. 5-32.
4. Ахманова, О.С. О принципах и методах лингвостилистического исследования [Текст] / О.С. Ахманова, Л.Н. Натан, А.И. Полторацкий, В.И. Фатющенко. - М.: Изд-во Московск. ун-та, 1966. - 98 с.
5. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова // Русский язык. - М., 1969. - 567 с.
6. Бабина, Г.В. Системный подход в формировании грамматического строя речи у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Г.В. Бабина // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. - М.:МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - С. 43- 47.
7. Бабкин, A.M. Русская фразеология, ее развитие и источники [Текст] / А.М. Бабкин.- Л., 1970. - 164 с.
8. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка [Текст] / А.П. Бабушкин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1996. -129 с.
9. Бартон, В.И. Сравнение как средство познания [Текст]: Дис канд.
филол. наук / В.И. Бартон. - Минск: изд-во БГУ, 1978.- 128 с.
10. Бестугина, Ю.В. Фразеология в речи дошкольников [Текст]: Дис.... канд. филол. наук / Ю.В. Бестугина. - Иваново, 2005. - 146 с.
11. Белобородова, Е.В. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: Автореф. дисс ....к.п.н. / Е.В. Белобородова. - М., 2007.
12. Ветлужских, Т.Л., Образные номинации в речи детей дошкольного возраста и школьников [Текст] / Т.Л. Ветлужских, С.М. Мажура, М.Э. Рут // Детская речь и пути ее совершенствования: Межвуз.сб.науч.трудов. - Свердловск, 1989. - С. 12-21.
13. Виноградов, В.В. О взаимодействии лексико-семантических уровней с грамматическими в структуре языка [Текст] / В.В. Виноградов // Мысли о современном русском языке. - М., 1969. - С. 162-189.
14. Винокур, Г.И. Заметки по русскому словообразованию [Текст] /
Г.И. Винокур // Избранные работы. - М., 1959. - С. 419-442.
15. Воробьева, В.К. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности [Текст] / В.К. Воробьева, Е.С. Даскалова // Межвузовский сборник научных трудов. - М., 1983.-134 с.
16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1983. - 199 с.
17. Гавриш, Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку [Текст]: Дис. ...канд. пед. наук / Н.В. Гавриш. - М, 1991. -160 с.
18. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина //Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М.-Воронеж, 2001. - 259 с.
19. Герасимова, А.С. Уникальная методика развития речи дошкольников [Текст] / А.С. Герасимова, О.С. Жукова. - СПб, 2002. - 149 с.
20. Голева, Н.М. Сравнение в детской речи [Текст]: Дис. ...канд.фил.наук / Н.М. Голева. - Белгород, 1997. - 142 с.
21. Голуб, И.Б. Образность нашей речи [Текст] / И.Б. Голуб// Дошкольное воспитание. - М.,1977. - 134 с.
22. Голуб, И.Б. Секреты хорошей речи [Текст] / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. - М., 1993. - 206 с.
23. Гуменная, Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи [Текст] / Г.С. Гуменная//Теория и практика коррекционного обучения. - М.: Прометей, 1991. - С. 23-30.
24. Гуровец, Г.В. Использование ассоциативного элемента при обследовании детей с моторной алалией [Текст] / Г.В. Гуровец // Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. Ляпидевского С.С. и Шаховской С.Н. - М.: Просвещение, 1975. - С. 47-54.
25. Дубинчук, Л.В. Использование нетрадиционных методов работы учителя- логопеда по формированию фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.В. Дубинчук // Актуальные' вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 157-160.
26. Еремина, В.Н., Обогащение словаря дошкольников с ОНР фразеологизмами [Текст] / В.Н. Еремина //Дефектология. - 2002. - №5, - С. 31 - 40.
27. Ефимов, А.И. Стилистика художественной речи [Текст] / А.И. Ефимов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. -134 с.
28. Захарова, Т.В. Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст]: Дис.... канд.пед.наук / Т.В. Захарова - М.,
2002. - 146 с.
29. Игнатьева, Л.Д. Структурные и семантические свойства
фразеологических единиц с фразообразующим компонентом «как» в современном русском языке [Текст]: Дис. ... канд. филол. наук / Л.Д. Игнатьева.- Челябинск, 1975.- 152с.
30. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / Ю.Г. Илларионова. - М., 1985. - 180 с.
31. Кабакова, С.В. Образные основания идиом [Текст]: Дис. ... канд. филол. наук / С.В. Кабакова.- М., 1999.- 138 с.
32. Карпушкина, Е.А. Формирование языковой способности у младших школьников с нарушениями речи [Текст]: Дис.... канд. пед. наук / Е.А. Карпушкина. - М., 2001. - С. 88-89.
33. Калганова, Т.А. Литература [Текст] / Т.А. Калганова // Сборник упражнений. - М.: Просвещение, 2003.-С. 10.
34. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия [Текст] / В.А. Ковшиков. - СПб, 1994. - С. 61 -79.
35. Кожин, А.Н. О функциональном аспекте русской лексикологии [Текст] / А.Н. Кожин //Теория слова и функционирования словарных единиц / Под ред. Сердобинцева Н.Я.. - Саратов: СГПИ им. К.А. Федина, 1981. - С. 36-43.
36. Колосова, И.В. Фразеологический словарь дошкольника [Текст] / И.В. Колосова // Логопед. - 2008. - №3, С.4-8.
37. Костючук, Л.Л. Как ребенок овладевает фразеологическим богатством языка [Текст] / Л.Л. Костючук //Детская речь: лингвистический аспект. СПб, 1992. - 59 с.
38. Кравцов, Н.И. Русское устное народное творчество [Текст]/ Н.И. Кравцов, С.Г. Лагутин. - М.: Высшая школа, 1983. - 170 с.
39. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб: СОЮЗ, 1999.-160 с.
40. Лашкова, Л.Л. Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики [Текст]: Автореф. дисс.... к.п.н./ Л.Л. Лашкова. - Екатеринбург, 2000. - 149 с.
41. Лебедева, А.А. Устойчивые сравнения русского языка во фразеологии и фразеографии [Текст] / А.А. Лебедева. - Краснодар, 1999. - 76 с.
42. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина //Основы теории и практики логопедии. - М., Просвещение, 1968. -193 с.
43. Лернер, П.Я. Дидактические основы методики обучения [Текст] / П.Я. Лернер // монография. - М., 1981. - 186 с.
44. Лысков, И.П. Теории словесности в связи с данными языковедения и психологии [Текст] / И.П. Лысков // Общий курс. - М., 1914. -129 с.
45. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего дошкольника [Текст] / А.А. Люблинская // Пособие для учителя, М.: Просвещение, 1977 г. - 224 с.
46. Мастюкова, Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии [Текст] / Е.М. Мастюкова //Дефектология, 1981.-№6.С. 13-20.
47. Медведева, И.А. Сравнение и противопоставление:
психолингвистические исследования антонимии [Текст] / И.А. Медведева // Психолингвистические проблемы фонетики и лексики. - Калининград, 1989.-79 с.
48. Мирошниченко, О.Ф. Особенности детской речи [Текст] / О.Ф. Мирошниченко. - М., 1986, - 75 с.
49. Митькина, И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни [Текст]: Дис. канд. пед. наук / И.Н. Митькина.- М., 2001. -134 с.
50. Морозова, Л.П. Когнитивный аспект индивидуального просодического варьирования [Текст] / Л.П. Морозова // Фонетика спонтанной речи. - Л., 1988. - 165 с.
51. Назарова, В.П. Язык и дети [Текст] / В.П. Назарова, А.М. Шахнарович. - М., 1981. -125 с.
52. Некрасова, Е.Н. Олицетворение [Текст] / Е.Н. Некрасова// Очерки истории языка русской поэзии XX века. - М.: Наука, 1994. - 206 с.
53. Патрина, К.Т. Особенности понимания значения слова детьми старшего
дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис канд. пед. наук/ К.Т. Патрина. - М.,
1955. - 21 с.
54. Пескишева, Т.А. Особенности восприятия и понимания произведений малых фольклорных жанров детьми старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Т.А. Пескишева// Логопедия XXI века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006г.). - СПб.,2006.-С. 116.
55. Постникова, О.В. Становление переносного значения в онтогенезе [Текст] / О.В. Постникова, Т.И. Доценко. - Череповец, 1998.- С. 129-130.
56. Позерт, И.Н. Тропология и онтолингвистика [Текст] / И.Н. Позерт // Проблемы детской речи - 1998. Мат. Всесоюз. науч. конф. СПб., Череповец, 1998. - С. 26-30.
57. Постникова, О.В. Особенности метафоры у детей 4-5 лет [Текст] / О.В. Постникова //Проблемы детской речи. - СПб., - 1996.-С.56-58.
58. Розенталь, Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно [Текст] / Д.Э. Розенталь.- М.: ACT, 2003. - 156 с.
59. Скляревская, Г.Н. Метафора в системе языка [Текст] / Г.Н. Скляревская. - СПб.: Наука, 1993. -151с.
60. Словарь - справочник лингвистических терминов. - М.: Просвещение, 1985. -384 с.
61. Степанов, Ю.С. Основы общего языкознания [Текст] / Ю.С. Степанов.- М.: Просвещение, 1975. -271с.
62. Стернин, И.А. Лексическое значение слова в речи [Текст] / И.А. Стернин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. - 68 с.
63. Телия, В.Н. Вторичная номинация и ее виды [Текст] / В.Н. Телия // Языковая номинация: Виды наименований. -М., 1977. - С. 22-23.
64. Телия, В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и
лингвокультурологический аспекты [Текст] / В.Н. Телия. - М., 1996 г. -164 с.
65. Тимофеев, Л.И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев (ред.-сост.). -М.: Просвещение, 1974. -285 с.
66. Томашевский, Б.В. Стилистика и стихосложение [Текст] / Б.В. Томашевский // Курс лекций. - Л.: Учпедгиз, 1959.-159 с.
67. Туманова, Т.В. Особенности формирования словообразовательной компетенции детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.В. Туманова // Логопедия XX века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006г.). - СПб., 2006. - С. 144-145.
68. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова. - М., 2008. - 68 с.
69. Фадеева, М.В. Влияние небыличного фольклора на словесное творчество дошкольников [Текст]: Автореф. дисс... .к.п.н. / М.В. Фадеева. - М., 1998. - 197 с.
70. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. М., 1999.-174 с.
71. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова.- М., 1993.- 168с.
72. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 224 с.
73. Фюнфштюк, К. Метафора в сознании детей (на материале детских загадок) [Текст] / К. Фюнфштюк // Проблемы детской речи - 1998. Мат. Всесоюз. науч. конф. - СПб., Череповец, 1998. С. 87-89.
74. Халилова, Л.Б. Семантические нарушения и пути их преодоления у детей с расстройствами речи [Текст] /Л.Б. Халилова // Психолингвистика и современная логопедия. - М.: Экономика, 1997.- С.227-240.
75. Харченко, В.К. Переносное значение слова [Текст] / В.К. Харченко. - Воронеж, 1989. -196 с.
76. Харченко, В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения [Текст] / В.К. Харченко. - М.: Наука, 1990.-С. 27.
77. Хоменко, Е.К. Понимание художественного образа детьми дошкольного возраста [Текст] / Е.К. Хоменко // Научные записки Харьковского пединститута. - Харьков, 1941.-С.5-19.
78. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок [Текст] / С.Н. Цейтлин.- М.: ACT, 2000. С. 54 -61.
79. Чеботарева, И.М. Олицетворение в детской речи [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук / И.М. Чеботарева. - Белгород, 1996. -146 с.
80. Шахнарович, A.M. К проблеме понимания метафоры [Текст] / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева // Метафора в языке и тексте. - М., 1998. - С. 108 -118.
81. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи [Текст] / С.Н. Шаховская // Психология и современная логопедия. - М.: Экономика, 1997.- С.227-240.
82. Шлай, Е.В. Формирование индивидуального лексикона у дошкольников с нарушением зрения[Текст]: Автореф. дисс....канд.пед.наук / Е.В. Шлай. - М., 2004. - 18 с.
83. Юртайкин, В.В. Нарушение символической функции слова у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В.В. Юртайкин // Проблемы методов учебной и коррекционно-воспитательной работы в специальных школах и дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной конференции молодых ученых- дефектологов в г. Москве. - М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1984. - С. 111-112.