Введение 3
Глава 1 Теоретические основы программы продвижения услуги транспортного сервиса 6
1.1 Специфика услуг предприятий транспортного сервиса 6
1.2 Общее назначение и роль программ продвижения услуг 14
1.3 Особенности и основные направления программы продвижения услуги на
предприятиях транспортного сервиса 21
Глава 2 Анализ программы продвижения услуги транспортного сервиса предприятия ООО «ТрансЛогистик» и рекомендации по ее совершенствованию 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Оценка программы продвижения услуг транспортного сервиса
предприятия
2.3 Рекомендации по совершенствованию программы продвижения услуг предприятия 56
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время очень востребованным является внедрение новых услуг в деятельность предприятий транспортного сервиса. Совершенствование программы продвижения услуги - разработка оригинальных услуг, улучшение услуг и их модернизация, создание новых марок путем проведения организацией своих собственных научно-исследовательских разработок. Обычно данный процесс подразделяют на несколько этапов: генерация идей, отбор (селекция) идей, разработка концепции новой услуги, ее проверка, разработка маркетинговой стратегии, анализ перспективности бизнеса, разработка непосредственно услуги, пробный маркетинг и коммерческое производство.
К основным особенностям сферы услуг транспортного сервиса можно отнести:
1. Инерция покупателя: главный фактор в обеспечении повторяемости покупки услуги.
2. Невозможность сравнения двух конкурирующих предложений из- за совместного процесса производства и потребления услуги. Можно сравнить только ожидаемые выгоды и полученные.
3. Высокая степень неопределенности услуг ставит покупателя в невыгодное положение, т. е. часто предоставление услуг требует особых, специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить.
4. Высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры.
Отметим, что своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом сообщении имеет большое экономическое значение, так как от нее зависит величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населения.
Оказание транспортных услуг является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
Объект исследования - предприятие транспортного сервиса ООО «ТрансЛогистик».
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе совершенствования программы продвижения услуги транспортного сервиса ООО «ТрансЛогистик».
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию программы продвижения услуги транспортного сервиса ООО «ТрансЛогистик».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть специфику услуг предприятий транспортного сервиса.
2. Изучить общее назначение и роль программ продвижения услуг.
3. Определить особенности и основные направления программы продвижения услуги на предприятиях транспортного сервиса.
4. Дать организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия ООО «ТрансЛогистик».
5. Провести анализ существующей программы продвижения услуг транс-портного сервиса предприятия.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию программы продвижения услуг предприятия.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме продвижения услуг.
В работах В.В. Царева [44, с. 55], П.В. Савченко [38, с. 69] широко освещены вопросы сферы услуг, как важного сектора современного мирового хозяйства.
Особенности программы продвижения услуг подробно изложены в трудах Г.Л. Багиева [5, c. 70], Е.П. Голубкова [17, c. 93], И.Л. Акулич [3, c. 47], С.В. Губанов [41, c. 39], а также зарубежных ученых И. Кирцнер [24, c. 53], Р. Райт [35, c. 29].
Шалыгина Н. П. в своем исследовании отмечает особенности формирования маркетинговой стратегии в рамках программы продвижения услуги.
Определение целевой аудитории как группы реальных и потенциальных покупателей, ее особенности, характеристики, которым должно быть адресовано рекламное сообщение, рассматривает очень подробно Дж. Вествуд.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия и бухгалтерский баланс предприятия транспортного сервиса ООО «ТрансЛогистик».
Методы исследования: системный и функциональный подходы, аналитический, графический, статистический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования программы продвижения услуги фирмы ООО «ТрансЛогистик» и аналогичных предприятий.
Апробация: основные теоретические положения и практические рекомендации по теме «совершенствование программы продвижения услуги транспортного сервиса» обсуждались и получили положительную оценку в рамках научных мероприятий Научной сессии НИУ «БелГУ» в 2016 г. Содержащиеся в выпускной квалификационной работе выводы и предложения приняты к внедрению в практическую деятельность ООО «ТрансЛогистик».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, а также заключение, список литературы, приложения.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе были выполнены следующие задачи:
- рассмотрена специфика услуг предприятий транспортного сервиса;
- изучены общее назначение и роль программ продвижения услуг;
- определены особенности и основные направления программы продвижения услуги на предприятиях транспортного сервиса;
- дана организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «ТрансЛогистик»;
- проведен анализ существующей программы продвижения услуг транспортного сервиса предприятия;
- разработаны рекомендации по совершенствованию программы
продвижения услуг предприятия.
Было отмечено, что организация и предоставление услуг - широко распространенный вид деятельности. Сервис - это особый вид человеческой деятельности. сервисной деятельности в настоящее время относят ряд крупных секторов экономики, таких как торговля, финансы, транспорт, здравоохранение и т. д. Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику.
Автомобильный транспорт играет важную роль в работе производственного комплекса страны. Благодаря своей маневренности автомобили перевозят грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без перегрузок с одного вида транспорта на другой. программа продвижения услуг играет важную роль в маркетинговой деятельности любой фирмы.
Также было представлено, что разработанная программа целенаправленно проводится в интересах фирмы по информированию потребителя о своей деятельности, оказываемых услугах. Для разработки программы продвижения услуги необходимо учитывать размер целевого рынка, его особенности, особенности услуги, а также размер выделенного на продвижение бюджета; установить цели продвижения; определить целевую аудиторию; выбрать тему сообщения и определить его форму; рассчитать бюджет продвижения; составить программу продвижения и план-график работ; оценить результаты выполнения программы продвижения.
Объектом дипломного проекта было выбрано предприятие ООО «ТрансЛогистик». Общество c ограниченной ответственностью «ТрансЛогистик» создано в соответствии c Гражданским Кодексом Российской Федерации. Юридический адрес Общества: 308002, г. Белгород, пр-т Б. Хмельницкого, д. 131, оф. 2-36. Основным видом деятельности являются вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, организация перевозок грузов. Общая численность персонала на предприятии составляет 35 человек на конец 2015 года.
Выручка за рассматриваемый период увеличилась, что является положительным моментом в работе предприятия: за исследуемый период данный показатель увеличился на 43,5% или на 14411 тыс. руб. На увеличение данного показателя оказало влияние заключение ООО «ТрансЛогистик» в конце 2014 года выгодных партнерских отношений с несколькими предприятиями по перевозке грузов в Краснодарский край. Предприятие зарекомендовало себя как ответственная фирма по выполнению качественных работ. ООО «ТрансЛогистик» имеет надежных партнеров, с которыми сотрудничает на протяжении долгого периода времени, также компания характеризуется достаточно стабильным финансовым положением.
На сегодняшний день распространенным видом социальных медиа, который используется предприятием ООО «ТрансЛогистик» является система вопросов и ответов — вид веб-сайтов, который позволяет пользователям задать вопрос или ответить на уже заданные вопросы. Таким образом формируется социальная сеть, участником которой может стать каждый. На сегодняшний день на предприятии наблюдается стратегия диверсификации (перевозка крупнорогатого скота). Следует подчеркнуть, что на данный вид услуг недостаточно составлена программа продвижения.
На основании проведенной оценки деятельности предприятия ООО «ТрансЛогистик» предлагаем следующие рекомендации по совершенствованию программы продвижения транспортных услуг:
1. Предлагаем создать новый сайт, состоящий полностью из автономных целевых страниц, или же по другому - лэндинг.
2. На общем сайте предприятия построить «вкладку» с информацией о статусе груза, на основании которой только клиент за счет номера договора может просмотреть он-лайн маршрут своего груза, время в пути и т.д.
Суммарный риск проекта составляет 39,07%. Наиболее существенную роль оказывают влияние следующие виды рисков: неустойчивость спроса, неплатежеспособность заказчика.
В целом, предложенные нами рекомендации по совершенствованию программы продвижения транспортных услуг предприятия ООО «ТрансЛогистик», по нашему мнению, являются эффективными, поскольку они позволят совершенствовать программу продвижения транспортных услуг, привлечь новых потребителей, увеличить долю рынка и объемы оказываемых услуг, а соответственно и величину получаемой прибыли.
1. Абрамов В.Л. Маркетинговое управление конкурентоспособностью экономических систем / В.Л. Абрамов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 5. - С.100-107.
2. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы: учебник / Г.Л. Азоев.
- М.: ОАО Типография «Новости», 2010. - 256 с.
3. Акулич И.Л. Основы маркетинга: учебное пособие / И.Л. Акулич, Е.В. Демченко. - Минск: Высшая школа, 2008. - 237 с.
4. Андерсон К. Менеджмент, ориентированный на потребителя: учебник / К. Андерсон, К. Керр. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2013. - 288 с.
5. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник / Г.Л. Багиев. - СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2009. - 240 с.
6. Бек М.А. Маркетинг В2В: учебник / М.А. Бек. - М.: ГУ ВШЭ, 2010. - 328 с.
7. Беквит Г. Продавая незримое: руководство по современному
маркетингу услуг: учебное пособие / Г. Беквит. - М.: Альпина Паблишерз, 2011.
- 224 с.
8. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА- М, 2011. - 215 с.
9. Березкина А. Концептуальные основы мониторинга конкурентной среды / А. Березкина // Маркетинг. - 2005. - № 1. - С.51-59.
10. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 124 с.
11. Бут О.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие / О.А. Бут. - Томск, 2012. - 156 с.
12. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху: учебник /
А. Вайсман. - М.: АО Интерэксперт, Экономика, 2007. - 344 с.
13. Велединский В.Г. Сервисная деятельность: учебник /
В.Г. Велединский. - М.: КноРус, 2013. - 367 с.
14. Волков О.И. Услуги, их классификация: учебник /
О.И. Волков. - М.: Инфра-М, 2009. - 264 с.
15. Гапоненко А.Л. Общий и специальный менеджмент: учебник / А.Л. Гапоненко, Панкрухин А.П. - М.: 2010. - 568 с.
16. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: учебник / Е.П.
Голубков. - М.: Издательство «Финпресс», 2012. - 539 с.
17. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. - М.: Издательство «Финпресс», 2006. - 656с.
18. Градов А.П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия: учебное пособие / А.П. Градов. - СПб.: ИК «Невский проспект», 2006. - 92 с.
19. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: учебно-практическое пособие / А.В. Грачев. - М.: Фин-пресс,2011.- 208 с.
20. Ефимов О.В. Как анализировать финансовое положение фирмы: учебное пособие / О. В. Ефимов. - М.: Инфра-М, 2009. - 301 с.
21. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебник / Н.Л. Зайцев: - М.: ИНФРА-М, 2010. - 415 с.
22. Игонина Л.Н. Инвестиции: учебник / Л.Н. Игонина. - М.: Экономистъ,
2011.- 478 с.
23. Капустина Н.В. Новая методика оценки рисков деятельности предприятия / Н.В. Капустина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 4. - С. 99-104.
24. Кирцнер И. Конкуренция и Предпринимательство: учебник / И. Кирцнер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 239 с.
25. Костяков С. Степень идеальности в цифрах / С. Костяков // Intelligent enterprise. - 2011. - №1. - c. 37-41.
26. Кравченко О.Н. Проблемы продвижения услуг на рынке B2B / О.Н. Кравченко // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. - М.: РИОР, 2011. — С. 24-27.
27. Кротков A.M. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №6. - С. 59-68.
28. Лебедева А.И. Услуги, их виды: учебник / А.И Лебедева. - М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 2010. - 189 с.
29. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учебник / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева. - М. : Финансы и статистика, 2011. - 264 с.
30. Мельник М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Гарасимова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
31. Мокаров А.О. Управление развитием конкуренции: / А.О. Мокаров // Финансы. - 2011. - № 6. - С. 76-81.
32. Панков Д.А. Конкурентоспособность предприятия: учебник / Д. А. Панков, О. В. Дражина. - М. : БГЭУ, 2011. - 863 с.
33. Портер М. Конкуренция: учебник / М. Портер. - М.: «Вильямс», 2006.
- 608 с.
34. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг. - М.: Аспект пресс, 2012. - 237 с.
35. Райт Р. В2В-маркетинг: учебник / Рэй Райт. - Д.: Баланс Бизнес Букс,
2012. - 624 с.
36. Романович Ж.А. Сервисная деятельность: учебник / Ж.А. Романович,
С. Л. Калачев. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2007. - 268 с.
37. Рыбкин И. Активный поиск корпоративных клиентов: учебник / И. Рыбкин. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014. - 192 с.
38. Савченко П.В. Услуги и их свойства: учебник /
П.В. Савченко. - М.: Юристъ, 2009. - 170 с.
39. Сергеева С.Е. Эффективный маркетинг - ключ к успеху компании / С.Е. Сергеева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - № 2. - с.114-120.
40. Скляренко В.К. Экономика предприятия: учебник / В.К. Скляренко, В. М. Прудников. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 528 с.
41. Травин В.В. Менеджмент оказания услуг: учебно-практическое пособие / В.В. Травин. - М.: Дело, 2010. - 206 с.
42. Фишер И. Управление изменениями в организации: учебник / И. Фишер. - М.: Книгописная палата, 2009. - 264 с.
43. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по
исследованию рынка / В.Е. Хруцкий, Корнеева И.В. - М.: Финансы и статистика, 2007 - 528 с.
44. Царев В.В. Услуги и их свойства: учебник / В.В. Царев. - СПб. : Питер,
2012. - 240 с.
45. Чечевицына Л. Н. Экономика предприятия: учебник / Л.Н. Чечевицына, И. Н. Чуева. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 400 с.
46. Шалыгина Н.П. Развитие маркетинговых исследования в организациях потребительской кооперации: дисс. канд. эконом. наук / Н.П. Шалыгина. - Белгород, 2006. - 218 с.
47. Швальбе Х. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: учебник / Х. Швальбе. - М., 2005. - 317 с.
48. Шриден В. Ориентация на клиента: учебник / В. Шриден. - Х. : Изд- во «Гуманитарный центр», 2007. - 180 с.
49. Эванс Дж. Маркетинг: учебник / Эванс Дж., Б. Берман. - М., 2002.
- 308 с.
50. Ющук Е.Л. Конкурентная разведка: маркетинг рисков и
возможностей: учебник / Е.Л. Ющук. - М.: Вершина, 2006. - 240 с.
51. Яковенко Э.М. Механизмы реализации проектов: учебное пособие /
Э.М. Яковенко. - М.: ИНФРА, 2009. - 224 с.