Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №72161

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы122
Год сдачи2018
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития логических умений младших школьников в условиях проблемного обучения на уроках русского языка 10
1.1. Проблема развития логических умений младших школьников
в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2. Значимость проблемного обучения в развитии логических
умений младших школьников 19
1.3. Педагогическое руководство развитием логических умений
младших школьников в условиях проблемного обучения на уроках русского языка 27
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию логических
умений младших школьников в условиях проблемного обучения на уроках русского языка 36
2.1. Диагностика логических умений младших школьников на
констатирующем этапе 36
2.2. Организация и проведение работы по развитию логических
умений младших школьников в условиях проблемного обучения на уроках русского языка 43
2.3. Динамика развития логических умений младших школьников
на контрольном этапе 53
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложение

Актуальность исследования. Общество не может стоять на месте, оно развивается, и для прогресса нужны люди свободные, высокообразованные, творческие, обладающие высоким уровнем развития логических умений.
Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. Благодаря развитию индивидуальных качеств мышления - логических умений, человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов и взаимосвязей объективной действительности.
Развивая логические умения, мы обеспечиваем развитие интеллекта, а интеллект - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.
На сегодняшний день общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. Неудивительно, что в обществах, ориентированных на прогрессивный сценарий развития, государственные вложения в сферу образования весьма значительны. Ибо уже и сейчас ясно, что выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном плане те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения.
Каждое поколение предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. Обучение в школе не столько вооружает знаниями, умениями, навыками, а способствует, прежде всего, формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Уже в начальной школе дети должны овладеть такими логическими умениями, как: сравнение, классификация, обобщение и др. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие данных видов логических умений, которые позволяют детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Поиски оптимальных путей обучения правописанию младших школьников на уроках русского языка побудили изучить проблему о возможности применения в начальных классах проблемного обучения. Грамотность учащихся базируется на умении ставить перед собой орфографические задачи и безошибочно их решать, что достигается приемами проблемного обучения.
Основоположником разработки концепции проблемного обучения является американский психолог и педагог Дж. Дьюи (1859-1952). Его педагогическая теория получила название инструментальной педагогики или «обучения путем делания» и заключалась в том, что ребенок должен получать опыт и знания в процессе самостоятельного исследования, изготовления различных макетов и схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и так далее. Дьюи считал, что для полноценного интеллектуального развития и образования вполне достаточно изначальной познавательной активности и любознательности ребенка (исходя из того, что ее было достаточно человечеству), поэтому в процессе обучения педагог должен помогать ребенку в познании только того, о чем требует сам ребенок.
В нашей стране исследования в области проблемного обучения в полной мере начались в 60-х годах 20-го века в качестве альтернативы массовому нормативному обучению, что объясняется определенным ослаблением идеологического давления в тот период. Концепция проблемного обучения, как и развивающего, изначально основывалась на тенденции усиления роли ученика в образовании, понимании необходимости личностного развития учащихся. Разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения и проблемного обучения как концепции в целом занимались с того времени и занимаются сегодня многие ученые и практики: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В. Оконь, Н.А. Менчинская, М.А. Данилов, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Хуторской и многие другие.
Проблемой развития логических умений у учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученые: П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, В.К. Ягодовская, А.С. Пчелко, И.Л. Никольская, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн, А.А. Столяр, Д.Б. Эльконин, Ю.И. Шрайнер, Т.С Веринг, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Д.Н. Середа, М.Н. Скаткин и др.
Противоречие между широкой теоретической разработанностью проблемы и её недостаточной практической реализацией в начальной школе на уроках русского языка позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития логических умений младшего школьника в условиях проблемного обучения на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: развитие логических умений младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: педагогические условия развития логических умений в процессе проблемного обучения младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие логических умений младших школьников в условиях проблемного обучения на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) обеспечивается реализация поисковой деятельности в обучении русскому языку;
2) используются проблемные ситуации, активизирующие логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения в соответствии с изучаемым языковым материалом на уроке;
3) учащиеся являются субъектами учебного процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы исследуемой проблемы и установить степень ее разработанности в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Изучить педагогический опыт, имеющийся в школьной практике по предмету исследования.
3. Организовать экспериментальную работу по теме исследования в начальной школе.
Методы исследования: изучение теории вопроса, педагогический эксперимент, изучение педагогического опыта, изучение продуктов деятельности учащихся, тестирование, моделирование учебного процесса, метод математической обработки данных.
Методологическую основу исследования составляет психолого- педагогическое обоснование деятельностного подхода к образованию (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В. Оконь, Н.А. Менчинская, М.А. Данилов, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Хуторской, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, В.К. Ягодовская, А.С. Пчелко, И.Л. Никольская, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн, А.А. Столяр, Д.Б. Эльконин, Ю.И. Шрайнер, Т.С. Веринг, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Д.Н. Середа, М.Н. Скаткин и др.)
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты конкретизируют и расширяют представления о методах и приёмах развития логических умений младших школьников на уроках русского языка. В исследовании доказана необходимость и возможность развития логических умений в поисково-исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий развития логических умений младших школьников в условиях проблемного обучения на уроках русского языка.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования. В исследовании приняли участие учащиеся 4-х классов МБОУ «СОШ № 20 города Белгорода». Общее число испытуемых - 46.
Этапы исследования:
1) (2015-2016 гг.) Изучение и анализ педагогической и методической литературы по теме исследования.
2) (2016-2017 гг.) Определение научного аппарата исследования, структуры магистерской работы, изучение педагогического опыта работы по проблеме исследования, определение основных этапов эксперимента и апробация педагогических условий в школьной практике, проведение диагностических и контрольных исследований по формированию навыка самоконтроля учащихся экспериментального класса в соответствии с подобранными методиками, проведение формирующего этапа исследования, в ходе которого осуществлялась проверка положений гипотезы исследования.
3) (2017-2018 г.) Подведение итогов экспериментальной работы, анализ результатов исследования, литературное оформление текста магистерской работы, выводов и заключения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практических конференциях по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2016-17 г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в научно-практических интернет-конференциях с международным участием «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (Белгород, апрель 2016 г.), «Развитие личности в начальном образовании» (Белгород, НИУ «БелГУ», 29-30 марта 2017 г .
Структура магистерской работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе «Теоретические основы развития логических умений младших школьников в условиях проблемного обучения на уроках русского языка» рассматривается проблема развития логических умений младших школьников в психолого-педагогических исследованиях; раскрывается значимость проблемного обучения в развитии логических умений у младших школьников и описывается педагогическое руководство развитием логических умений младших школьников в условиях проблемного обучения на уроках русского языка.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию логических умений младших школьников в условиях проблемного обучения на уроках русского языка» представлена диагностика логических умений младших школьников на констатирующем этапе; описана организованная работа по развитию логических умений младших школьников в условиях проблемного обучения на уроках русского языка; установлена динамика развития логических умений младших школьников на контрольном этапе.
В заключении магистерской работы сформулированы основные выводы, сделанные в ходе проведенного исследования.
Библиографический список включает 63 источника. Магистерская диссертация представлена на 69 страницах.
В приложении содержатся описание заданий диагностических методик констатирующего и контрольного этапов эксперимента, конспекты уроков русского языка по теме исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта, а интеллект - это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Развивая логические умения, мы способствуем работе интеллекта.
Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что результаты новейших исследований в области возрастных особенностей детского интеллекта, опыт практической педагогической работы в начальном общем образовании создают благоприятные условия для организации развития логических умений младших школьников в учебном процессе.
В теоретической части работы обоснована значимость использования проблемного обучения на уроках русского языка для развития логических умений младших школьников. Данная проблема включает в себя множество аспектов, научное освещение которых невозможно без тесного взаимодействия педагогики и психологии.
Мы установили, что развитие логических умений младших школьников в условиях проблемного обучения на уроках русского языка будет эффективным, если: обеспечивается реализация поисковой деятельности в обучении русскому языку; используются проблемные ситуации, активизирующие логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения в соответствии с изучаемым языковым материалом на уроке; учащиеся являются субъектами учебного процесса.
В экспериментальной части исследования представлено описание проведённой диагностической работы на базе одной из школ города Белгород. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Констатирующий этап позволил установить исходный уровень развития логических умений учащихся экспериментального и контрольного классов и наметить дальнейшие пути исследования.
В ходе формирующего этапа эксперимента были подтверждены положения гипотезы. При разработке и проведении уроков русского языка мы убедились в правомерности педагогических условий, представленных в гипотезе исследования. Было установлено, что использование на уроках русского языка проблемных ситуаций, значительно влияет на развитие логических умений и способствует самоконтролю и самооценке в процессе учебной деятельности.
Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах, помогло нам сделать вывод о положительной динамике развития логических умений учащихся экспериментального класса и сформулировать методические выводы, важные для магистерского исследования.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили эффективность выбранной нами работы на формирующем этапе. Учащиеся экспериментального класса на контрольном этапе показали достаточно высокий уровень развития логических умений, проявили повышенный интерес к обучению. Применение элементов проблемного обучения обеспечило развитие логических умений у младших школьников на уроках русского языка.
К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили нам в полной мере исследовать интересующую нас проблему, поэтому основные направления настоящей работы могут быть рекомендованы как базовые для определения дальнейших путей ее разработки в школьной практике.



1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 2006. - 560 с.
2. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников / Ю.К.Бабанский. - Ростов-на-Дону, 2000. -190 с.
3. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.
4. Баранов С.П. Развитие логики мышления младших школьников / С.П. Баранов, Н.И. Чиркова // Начальная школа. - 2006. - №12. - С. 22-25.
5. Белошистая А.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной системы занятий: Монография. / А.В. Белошистая, В.В. Левитес. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 104 с.
6. Беспалько В.П. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся / В.П. Беспалько. // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 90-93.
7. Буркова Т.В. Об упражнениях при обучении грамматике и правописанию / Т.В. Буркова, К.Д. Ушинский. // Начальная школа. - 1998. - № 11. - С. 82-84.
8. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - Изд.2. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
9. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. - М., 2000. - 240 с.
10. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2004. - 144 с.
11. Вербицкий А.А. Развитие мотивации учащихся в процессе обучения / А.А. Вербицкий. - М., 2000. - 316 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т., Т.2. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1991. - 504 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.,2008. - 671 с.
14. Гальперин П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников / П.Я. Гальперин. // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 50¬64.
15. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М., 2000. - 600 с.
16. Гольдстейн М. Как мы познаем. Исследование процессов научного познания / М. Гольдстейн, И.Ф. Гольдстейн. - М.: Знание, 2003. - 259 с.
17. Гордеева О.В. Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка / О.В. Гордеева // Начальное образование. - 2009. - № 5. - С. 34-37.
18. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 2001. - 167 с.
19. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. - М, 2001. - 111 с.
20. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) / перевод с англ. Н.М. Никольский. - М.: Лабиринт, 1999. - 192 с.
21. Зак А.З. Как определить различия в мышлении детей 6-10 лет. / А.З. Зак. - М.: НПО «Модэк», 1999. - 144 с.
22. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. / А.З. Зак. - М.: Просвещение, 2004. - 320 с.
23. Иванова В.Ф. Современная русская орфография / В.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 2001. - 192 с.
24. Иванова Е.В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка / Е.В. Иванова // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №6. - С. 59-60.
25. Исаева Э.Г. Стандарты развития младшего школьника: Методическое пособие / Э.Г. Исаева. - Махачкала, 2003. - 233 с.
26. Калугина И.Л. Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе/И.Л.Калугина. - Электрон. ст. - Режим доступа к CT.:http://nsportal.ru
27. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
28. Козлова, С.А. Развитие мышления детей 7-10 лет на основании приемов анализа текста и вспомогательной графической модели / С.А. Козлова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №8. - С. 13-16.
29. Косма Т.В. Мышление младшего школьника / Т.В. Косма. - Киев, 1999. - 48 с.
30. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М, 1999. - 217 с.
31. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
32. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т.В. Кудрявцев. - М.: Знание, 1991. -400 с.
33. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться / В.А. Клько, Т.Д. Цехмистрова. - М., 2011. - 369 с.
34. Курбатов В.И. Как развивать свое логическое мышление / В.И. Курбатов. - Ростов на Дону: 2003. - 300 с.
35. Левитес В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной системы задач / В.В. Левитес. - Мурманск, 2006. - 190 с.
36. Лернер И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. - М., 2003. - 327 с.
37. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М., 1999. - 186 с.
38. Лептина И.В. Применение эффективных технологий обучения / И.В.Лептина // Учитель. - 2003. -№1. - С.20-24.
39. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Политической литературы, 1995. - 121 с.
40. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / М.: Центр пед. поиск, 2002. - 160 с.
41. Лоскутова Н.А. Упражнения, игры для развития логического мышления / Н.А. Лоскутова // Начальная школа. - 2005. - №4. - С. 80-82.
42. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. / А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 2005. - 224 с.
43. Матюшкин А.М. Актуальные проблемы дидактики / А.М. Матюшкин. - Л., 2002. - 148 с.
44. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин.- М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.-392 с.
45. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе.
Книга для учителей. / М.И.Махмутов - М.: Просвещение, 2000. - 410 с.
46. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы
теории. / М.И.Махмутов - М.: Педагогика, 1998. -190 с.
47. Мельникова А.В. Технология проблемного диалога: методы,
формы, средства обучения Сборник материалов / А.В. Мельникова - М., Баласс, 2008. -280 с.
48. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 6. - С.28¬30.
49. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. - М., 2006. - 84 с.
50. Небосова Н.В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников / Н.В. Небосова // Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 18-20.
51. Нехаев А.В. Основные приемы обучения русскому языку / А.В. Нехаев. // РЯШ. - 1980. - № 2. - С. 43-52.
52. Овчинникова В.С. Методика обучения младших школьников решению задач / В.С. Овчинникова . - М.: Просвещение, 2003. - 325 с.
53. Оконь В.В. Основы проблемного обучения / В.В, Оконь. - М.: Просвещение, 2000. - 208 с.
54. Останина Е.Е. Обучение школьников приему классификации / Е.Е. Останина, Ю.В. Грищук. - Начальная школа. - 2000. - № 4. - С. 52.
55. Пасяева К.З. Развитие внимания и логического мышления / К.З. Пасяева // Начальная школа. - 2005. - № 7. - С. 38-40.
56. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления / Н.А. Подгорецкая. - М.,2006. - 120 с.
57. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие; в 2 кн. / Е.И. Рогов. - М.: Издательство ВЛАДОС - 2002. - 384 с.
58. Ревина Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения / Межвузовский сборник научно-технических статей. - Вольск, 2007. - 180с.
59. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 705 с.
60. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ, 2013. - 344 с.
61. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: « Академия развития». - 2000. - 208 с.
62. Усова А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений / А.В. Усова. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 2007. - 123 с.
63. Эльконин Д.Б. Мышление младшего школьника / Д.Б. Эльконин.
- Педагогика, М., 1999. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ