ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации профилактики вредных привычек в начальном образовании 7
1.1. Профилактика вредных привычек в начальной школе:
сущность и значение 7
1.2. Психофизиологические основы профилактики вредных
привычек у младших школьников 11
1.3. Организационно-педагогические условия профилактики
вредных привычек в начальной школе 16
Глава 2. Экспериментальная работа по организации профилактики вредных привычек у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 26
2.1. Возможности учебно-методического комплекта «Школа
России» по предмету «Окружающий мир» в проведении профилактики вредных привычек 26
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по
организации профилактики вредных привычек при изучении предмета «Окружающий мир» 30
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения
Глава 1. Теоретические основы организации профилактики вредных привычек в начальном образовании 7
1.1. Профилактика вредных привычек в начальной школе:
сущность и значение 7
1.2. Психофизиологические основы профилактики вредных
привычек у младших школьников 11
1.3. Организационно-педагогические условия профилактики
вредных привычек в начальной школе 16
Глава 2. Экспериментальная работа по организации профилактики вредных привычек у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 26
2.1. Возможности учебно-методического комплекта «Школа
России» по предмету «Окружающий мир» в проведении профилактики вредных привычек 26
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по
организации профилактики вредных привычек при изучении предмета «Окружающий мир» 30
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения
Согласно современным представлениям профилактика вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания) включает в себя комплекс педагогических, социальных и медицинских мероприятий. Выделяют первичную, вторичную и третичную разновидности профилактической работы. Первичная профилактика вредных привычек является наиболее массовой, неспецифической, включает преимущественно педагогический и социальный компоненты реализуется в условиях образовательных учреждений. Целью профилактики вредных привычек является формирование устойчивости к вредным привычкам (Ахмерова, 2005; Великанова, 2008; Сирота, 2003).
Проблема распространения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного общества. Одной из причин сложившейся ситуации является низкий уровень подготовки педагогических кадров к решению данной проблемы, недостаточность разработанных организационно-педагогических условий профилактики вредных привычек в образовании. Статистические данные свидетельствуют о следующем распределении по возрастным группам начала употребления психоактивных веществ (ПАВ): 1,4% - до 10 лет, 41,2% - в 11-14 лет, 51% - 15-17 лет и 0,4% - после 20 лет. Отсюда следует необходимость охвата профилактическими мероприятиями детей, по крайней мере, начиная с 10 лет (Анисимов, 2006; Ахмерова, 2005; Рожков, 2004; Сирота, 2003; Ягодинский, 2005).
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на укрепление физического здоровья обучающихся, становление личностных характеристик, таких как выполнение правил здорового и безопасного образа жизни.
B процессе развития личность младшего школьника легко формируется, но также и легко деформируется - это критический период развития. Любое нарушение или дисгармония в окружении младшего школьника или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У школьника быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Хорошо, если привычки полезные, а если они вредные? Вредные привычки - это барьер для человека, который не дает в течение всей жизни успешно воплощать себя как личность.
В настоящее время профилактика пагубных привычек у детей младшего школьного возраста выходит на федеральный уровень и предполагает объединение усилий различных ведомственных служб. Образовательные учреждения, в том числе и школа, обладают рядом возможностей для проведения профилактической работы, имеют огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка.
На основании вышеизложенного выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Организация профилактики вредных привычек у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования - каковы организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек у младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир»?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс организации профилактики вредных привычек у младших школьников, а его предметом - организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир».
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что профилактика вредных привычек у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективна при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- при проведении уроков использовать интерактивные методы, направленные на формирование ценности здоровья и негативного отношения к вредным привычкам: ролевые игры, работа экспертных ученических групп;
- использовать наглядные средства обучения, демонстрирующие ценность здоровья, вред табачного дыма, алкоголя: презентации, видеоролики;
- вовлекать в процесс профилактики вредных привычек родителей, используя метод творческих проектов.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и значение профилактики вредных привычек в начальной школе.
2. Изучить психофизиологические основы профилактики вредных привычек у младших школьников.
3. Выявить организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек в начальной школе.
4. Теоретически и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек у младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент; диагностические: психологический тест «Индекс отношения к здоровью»; методика «Выявление степени информированности о вредных привычках».
Экспериментальная база: МОУ «Октябрьская СОШ им. Героя России Юрия Алексеевича Чумака» Белгородской области Белгородского района, 3 класс.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматривается сущность профилактики вредных привычек и ее значение; психофизиологические основы профилактики вредных привычек у младших школьников; организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек в начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе проводится анализ УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир» в проведении профилактики вредных привычек; приводятся результаты экспериментальной работы по организации профилактики вредных привычек у младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир".
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Библиографический список содержит 60 наименование источников. Содержание работы изложено на 60 страницах машинописного текста.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты уроков, таблицы, диаграммы.
Проблема распространения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного общества. Одной из причин сложившейся ситуации является низкий уровень подготовки педагогических кадров к решению данной проблемы, недостаточность разработанных организационно-педагогических условий профилактики вредных привычек в образовании. Статистические данные свидетельствуют о следующем распределении по возрастным группам начала употребления психоактивных веществ (ПАВ): 1,4% - до 10 лет, 41,2% - в 11-14 лет, 51% - 15-17 лет и 0,4% - после 20 лет. Отсюда следует необходимость охвата профилактическими мероприятиями детей, по крайней мере, начиная с 10 лет (Анисимов, 2006; Ахмерова, 2005; Рожков, 2004; Сирота, 2003; Ягодинский, 2005).
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на укрепление физического здоровья обучающихся, становление личностных характеристик, таких как выполнение правил здорового и безопасного образа жизни.
B процессе развития личность младшего школьника легко формируется, но также и легко деформируется - это критический период развития. Любое нарушение или дисгармония в окружении младшего школьника или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У школьника быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Хорошо, если привычки полезные, а если они вредные? Вредные привычки - это барьер для человека, который не дает в течение всей жизни успешно воплощать себя как личность.
В настоящее время профилактика пагубных привычек у детей младшего школьного возраста выходит на федеральный уровень и предполагает объединение усилий различных ведомственных служб. Образовательные учреждения, в том числе и школа, обладают рядом возможностей для проведения профилактической работы, имеют огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка.
На основании вышеизложенного выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Организация профилактики вредных привычек у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования - каковы организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек у младших школьников на уроках предмета «Окружающий мир»?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс организации профилактики вредных привычек у младших школьников, а его предметом - организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста на уроках по предмету «Окружающий мир».
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что профилактика вредных привычек у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективна при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
- при проведении уроков использовать интерактивные методы, направленные на формирование ценности здоровья и негативного отношения к вредным привычкам: ролевые игры, работа экспертных ученических групп;
- использовать наглядные средства обучения, демонстрирующие ценность здоровья, вред табачного дыма, алкоголя: презентации, видеоролики;
- вовлекать в процесс профилактики вредных привычек родителей, используя метод творческих проектов.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и значение профилактики вредных привычек в начальной школе.
2. Изучить психофизиологические основы профилактики вредных привычек у младших школьников.
3. Выявить организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек в начальной школе.
4. Теоретически и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек у младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент; диагностические: психологический тест «Индекс отношения к здоровью»; методика «Выявление степени информированности о вредных привычках».
Экспериментальная база: МОУ «Октябрьская СОШ им. Героя России Юрия Алексеевича Чумака» Белгородской области Белгородского района, 3 класс.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматривается сущность профилактики вредных привычек и ее значение; психофизиологические основы профилактики вредных привычек у младших школьников; организационно-педагогические условия профилактики вредных привычек в начальной школе при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе проводится анализ УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир» в проведении профилактики вредных привычек; приводятся результаты экспериментальной работы по организации профилактики вредных привычек у младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир".
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Библиографический список содержит 60 наименование источников. Содержание работы изложено на 60 страницах машинописного текста.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты уроков, таблицы, диаграммы.
Согласно современным представлениям профилактика вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания) включают в себя комплекс педагогических, социальных и медицинских мероприятий. Выделяют первичную, вторичную и третичную разновидности профилактической работы. Первичная профилактика вредных привычек является наиболее массовой, неспецифической, включающая преимущественно педагогический и социальный компоненты и реализуется в условиях образовательного учреждения. Целью профилактики вредных привычек является формирование устойчивости к вредным привычкам.
Профилактическая работа в образовательной среде школы относится к первичной профилактике и может быть представлена циклом занятий для групп риска или отдельными профилактическими мероприятиями. Цель данной работы в школе - полный отказ детей и подростков от употребления вредных привычек.
Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании и токсикомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, воспитатели, практические психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Основная цель профилактической работы с детьми заключается в формировании у детей устойчивости к вредным привычкам и установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.
В ходе дипломного исследования мы убедились, что формирование устойчивости к вредным привычкам необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Устойчивость к вредным привычкам эффективно формируется при изучении предмета «Окружающий мир», как во время уроков, так и во внеурочное время.
Экспериментальная работа показала, что профилактика вредных привычек при изучении предмета «Окружающий мир» эффективна, если:
1. При проведении уроков использовать интерактивные методы, направленные на формирование ценности здоровья и негативного отношения к вредным привычкам:
- ролевые игры;
- работа экспертных ученических групп.
2. Использовать наглядные средства обучения, демонстрирующие ценность здоровья, вред табачного дыма, алкоголя:
- презентации;
- видеоролики.
3. Включать в процесс профилактики вредных привычек родителей, используя метод творческих проектов.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень устойчивости к вредным привычкам имели 54% учащихся, а на контрольном этапе всего 12%. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами организационно-педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В заключении хотелось бы отметить, что вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной. Профилактическая работа в детской среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определённых познаний и их постоянного расширения.
Профилактическая работа в образовательной среде школы относится к первичной профилактике и может быть представлена циклом занятий для групп риска или отдельными профилактическими мероприятиями. Цель данной работы в школе - полный отказ детей и подростков от употребления вредных привычек.
Работа по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркомании и токсикомании среди учащихся школ будет эффективна, если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, воспитатели, практические психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Основная цель профилактической работы с детьми заключается в формировании у детей устойчивости к вредным привычкам и установок как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.
В ходе дипломного исследования мы убедились, что формирование устойчивости к вредным привычкам необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Устойчивость к вредным привычкам эффективно формируется при изучении предмета «Окружающий мир», как во время уроков, так и во внеурочное время.
Экспериментальная работа показала, что профилактика вредных привычек при изучении предмета «Окружающий мир» эффективна, если:
1. При проведении уроков использовать интерактивные методы, направленные на формирование ценности здоровья и негативного отношения к вредным привычкам:
- ролевые игры;
- работа экспертных ученических групп.
2. Использовать наглядные средства обучения, демонстрирующие ценность здоровья, вред табачного дыма, алкоголя:
- презентации;
- видеоролики.
3. Включать в процесс профилактики вредных привычек родителей, используя метод творческих проектов.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень устойчивости к вредным привычкам имели 54% учащихся, а на контрольном этапе всего 12%. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами организационно-педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В заключении хотелось бы отметить, что вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной. Профилактическая работа в детской среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определённых познаний и их постоянного расширения.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРЕОДОЛЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Первичная форма профилактики вредных привычек у обучающихся в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Формирование культуры здоровья учащихся начальных классов при изучении курса “Окружающий мир“(Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность педагога по профилактике аддиктивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ КУЛЬТУРЫ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019



