ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ЗАВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 6
1.1. Продвижение заведения общественного питания:
теоретический аспект 6
1.2. Формально-тематический подход как стратегия продвижения
ресторана 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО
РЕСТОРАНА «ПИНОККИО ДЖАН» 31
2.1. Ресторан «Пиноккио Джан»: концепция, деятельность,
развитие 31
2.2. Реализация формально-тематического подхода как
маркетинговой стратегии продвижения ресторана «Пиноккио Джан» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. На сегодняшний день ресторанный бизнес в России развивается довольно стремительно. Связано это со многими факторами: во-первых, люди больше не воспринимают поход в ресторан, как нечто особенное, доступное только по праздникам, во-вторых, конкуренция на рынке растет так стремительно, что каждый может найти себе заведение по вкусу и «карману». Все чаще российские рестораторы нанимают на работу зарубежных «мешленовских» поваров, растет и профессиональный рост кадров в европейских и русских кулинарных школах, в связи с этим наблюдается рост и популяризация русской кухни. Вместе с тем, как стремительно развивается ресторанный рынок, гостю становится все труднее остановить свой выбор на одном ресторане, все время возникает желание чего-то нового и модного, а в ресторанном бизнесе насущной становится проблема удержания старых и привлечения новых гостей посредством креативных маркетинговых стратегий. Как же заинтересовать человека в условиях конкуренции и мотивировать его приходить именно в это заведение?
Решением этой проблемы в значительной степени является формально¬тематический подход. Именно он является ядром реферального маркетинга, причиной, по которой о ресторане говорят, в него хотят приходить снова и снова на долгосрочный период. На это указывают многочисленные маркетинговые исследования, кейсы лучших современных ресторанов России и зарубежья.
Со стороны может казаться, что ажиотаж вокруг ресторана временный, что волна популярности краткосрочна, и обусловлена большими вложениями в рекламу, но это не так. Используя техники формально-тематического подхода ресторан можно обеспечить гостями на долгие годы и забыть о тех
приемах, которые требуют больших вложений и не дают видимого результата.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей:
- по связям с общественностью: Романа Абрамова, Сергея Емельянова, Евгения Кожемякина ;
- по брендингу: Натальи Богатовой, Александра Дуровича, Яна Пака;
- по рекламе: Фила Бардена, Марии Жоголевой, Тома Филтенштейна;
- по маркетингу: Олега Назаров, Б. Марвин, Марти Ньюмейера, Энди Серновица;
- по ресторанному бизнесу: Маргариты Аносовой, Владимира Бердичевского, Николая Бутейкиса, Александры Васюковой, Виолетты Гвоздовцевой и др.
Объект исследования - продвижение заведения общественного питания.
Предмет исследования - формально-тематический подход как маркетинговая стратегия продвижения ресторана.
Цель работы - изучить формально-тематический подход как стратегию продвижения ресторана «Пиноккио Джан».
Данная цель предопределила необходимость и порядок решения следующих задач:
1) изучить теоретические основы продвижения заведения общественного питания;
2) рассмотреть формально-тематический подход как стратегию продвижения ресторана;
3) охарактеризовать ресторан «Пиноккио Джан» как заведение общественного питания;
4) проанализировать реализацию формально-тематического подхода в продвижении ресторана «Пиноккио Джан».
Эмпирической базой исследования послужила маркетинговая, пиар и рекламная деятельность ресторана «Пиноккио Джан».
Методы исследования. В ходе исследования использовались методы описания, обобщения, наблюдения, анализа.
Работа посвящена рассмотрению формально-тематической концепции продвижения ресторана, пользующейся популярностью в ресторанном бизнесе, и анализу эффективности применения формально-тематического подхода на примере ресторана «Пиноккио Джан» (г. Краснодар).
При написании данной работы, мы ознакомились с понятиями ресторанов и ресторанного бизнеса. Убедились в том, что ресторанный бизнес действует по законам предпринимательской деятельности, но при этом имеет свои особенности, так как призван удовлетворять не только физиологические, но и социальные потребности своих клиентов.
В данной дипломной работе мы при помощи сбора и анализа данных расширили понятие формально-тематического подхода, как элемент маркетинговой стратегии. Изучили литературу по данной теме, классифицировали знания полученные на протяжении обучения по направлению «Реклама и связи с общественностью», а также опираясь на опыт работы в ресторанной сфере.
Мы подробно рассмотрели способы разработки тематической концепции ресторана, проанализировали российский ресторанный рынок на предмет использования данного подхода и анализ его эффективности, динамику развития ресторана с применением данного подхода.
Нами были выведены основные этапы формирования формально - тематического подхода и его влияние на «сарафанное радио» о ресторане на основании отзывов на сайте TripAdvisor, а также на страницах ресторанов в социальных сетях.
Рассмотрели понятие темы и концепции ресторана.
Тема ресторана — способность ресторана удовлетворить постоянно изменяющиеся вкусы потребителей на продукцию и услуги в обстановке отдыха и развлечений. Правильно выбранная концепция ресторана может включать несколько тем или предусматривать переход от одной темы к другой в рамках расширения спроса на продукцию питания и совершенствования производства кулинарной продукции.
Тематическая концепция — это уже следующая ступень после разработки идеи, поскольку обосновывает её и является общим руководством по созданию ресторана, достаточным для понимания всеми участниками процесса. Как правило, концепция содержит в себе название для ресторана, которое постепенно начинает олицетворять его (хотя бывает наоборот - сначала появляется название, а потом оно уже начинает наполняться определённым смыслом). Концепция - достаточно подробный документ, но не нужно требовать от него детализации всех процессов, происходящих в ресторане, в формально-тематическом подходе это более креативная часть стратегии, нежели техническая [Васюкова 2006: 130].
Выработали пошаговое применение формально-тематического подхода на практике:
1. Месторасположение ресторана.
2. Ценовая политика.
3. Название.
4. Легенда ресторана.
5. Его визуальное оформление (фасад, территория, интерьер).
6. Меню.
7. Подбор персонала и внешний вид официантов
8. Принципы организации обслуживания.
9. Дополнительные услуги, специальные предложения.
10. Рекламно-маркетинговая деятельность. Креативное продвижение в социальных сетях, на сайте и в СМИ.
Были рассмотрены понятие, сущность и задачи ресторанного маркетинга, а также маркетинговые исследования работы ресторана.
Для подкрепления теоретических положений была рассмотрена организация работы в ресторанах «Дом легенд», «Гасова Лампа», «Кршвка», «Мари Vanna» и «Twins Garden». Во второй на примере ресторана кавказской кухни «Пиноккио Джан», были выведены основные методики влияния на гостя и запуск сарафанного радио. Группа компаний Мадьяр, в состав которой входит «Пиноккио Djan», была образована в 2001 году.
В настоящее время в состав группы компаний входят заведения: «Коралловые бусы», «Ряженка», «Томми Ли», «Мерси Боку», «Мадьяр Гриль Бар», «Пиноккио Джан», «Грей Гусь», «Wok Мадьяр», «Дон Базилио» и «Мадьяр».
«Пиноккио Djan» - это ресторан национальной кавказской кухни, который в организации своей работы и медиа-планировании руководствуется на формально-тематический подход.
Далее мы проанализировали организационную структуру ресторана «Пиноккио Djan», его целевую аудиторию и конкурентов, рассмотрели его маркетинговую деятельность.
Используя метод наблюдения, посетили ресторан и опросили сотрудников заведения о методах, применяемых в работе с гостями. Изучили отзывы посетителей на международном сайте путешествий TripAdvisor, таким образом, выявляя отношение гостей к ресторану, их лояльность, выявили плюсы и минусы данного подхода. Исходя из этого главная задача маркетинга в ресторанном бизнесе - привлечение клиентов и увеличение объемов продаж через использование формально-тематического подхода.
Сформулировали алгоритм, по которому новые рестораны, которые только хотят использовать данный подход, смогут осознать возможные риски, просчитать маржинальность расходов на рекламу и вложения в долгосрочный проект по привлечению лояльных гостей.
Делая выводы можно сказать, что применяя данный метод можно столкнуться, как с рядом проблем, так и с совершенно противоположным положительным эффектом от его внедрения. Для того, чтобы огородить себя от негативных последствий его применения, необходимо регулярно проводить маркетинговые исследования по целесообразности его использования на конкретную аудиторию. Только в таком случае она принесет ресторанному бизнесу прибыть и лояльность гостей.
1. Абрамов Р. Н. Связи с общественностью [Текст] : учебное пособие для высшей школы / Р.Н. Абрамов, Э.В. Кондратьев. — М.: КНОРУС, 2012. - 272 с.
2. Авруцкая И.Е. Битва за гостя: стратегия и тактика ресторанного маркетинга [Текст] / И. Е. Авруцкая . — Н.Новгород: Изд.НГУ, 2005. - 27 с.
3. Аграновский Е.Д. Организация производства на предприятиях общественного питания [Текст] / Е.Д. Аграновский, М.М. Аносова, Р.Ф. Лифанова. - М.: Экономика, 2000. - 480 с.
4. Аносова М.М. Организация производства на предприятиях общественного питания [Текст] / М.М. Аносова, Л.С. Кучер. - М., 2003. - 420 с.
5. Багатова Н. А. Как продвигать ресторан? Лучшие маркетологи, пиарщики и рекламщики раскрывают карты [Текст] / Н.А. Багатова. - М., 2006. - 240 с.
6. Бердичевский В.Х. Проектирование предприятий общественного питания [Текст] / В.Х. Бердичевский. - Киев: Ваша школа, 2002. - 240 с.
7. Бондаренко Т.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие [Текст] / Т.В. Бондаренко. - Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2001. - 100 с.
8. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента [Текст] / К. Боумэн, Пер. с англ. М.: Экономика, 2002. -106 с.
9. Бутейкис Н.Г. Организация производства предприятий общественного питания [Текст] / Н.Г. Бутейкис. - М.: Высшая школа, 2000. - 510 с.
10. Васюкова А.Т. Организация производства и управление качеством продукции в общественном питании [Текст] / А.Т. Васюкова, К.В. Пивоваров. - М.: Дашков и К, 2006. - 293 с.
11. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии [Текст] / В.А. Винокуров. - М.: Финпресс, 2004. - 192 с.
12. Гвоздовцева В. И. Управление рестораном, который любит гостей [Текст] / В. И. Гвоздовцева. — М.: Новое знание, 2010. - 260 с.
13. Дурович А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов: Учебное пособие [Текст] / А.П. Дурович. - М.: Новое знание, 2005. - 156 с.
14. Еляков А. Д. Информационная перегрузка людей [Текст]: социолог. исслед./ А. Д. Еляков / Социс. - № 5/2005. - С. 114-121.
15. Емельянов С. М. Теория и практика связей с общественностью [Текст] : вводн. курс / С. М. Емельянов. — Спб.: Питер, 2005. - 240 с.
16. Жоголева М.А. Заставьте Интернет работать на ваш ресторан, 100 web- приемов привлечь гостя [Текст] / М.А. Жоголева. Спб.: Питер, 2016. - 193 с.
17. Кожемякин Е. А. Основы теории коммуникации [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Кожемякин. — М.: ИНФРА-М, 2014. - 189 с.
18. Кондрашин А. Ресторанный бизнес в малых городах: [Текст] : вводн.курс / С. М. Емельянов. - Спб.: Питер, 2005. - 240 с.
19. Кучер А.С. Ресторанный бизнес в России. Технология успеха. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / А.С. Кучер, Л.М. Шкуратов, С.Л. Ефимов, Т.И. Голубева. - М.: РКонсульт,2002. - 468с.
20. Назаров О. Продвижение ресторана за 3 копейки 240 [Текст] : вводн.курс / О. Назаров. - Спб.: Питер, 2005. - 240 с.
21. Назаров О. Лучшие ресторанные «фишки» мира [Текст] / О. Назаров. - Спб.: Питер, 2005. - 210 с.
22. Марвин Б. Маркетинг ресторана. Как привлечь клиента и удержать в вашем ресторане [Текст] / Б. Марвин. - М.: Москва, 2010. - 430 с.
23. Марти Ньюмейер Zag- маркетинг [Текст] / М. Ньюмейер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 185 с.
24. Микалко М. «Рисовый штурм или 21 способ мыслить нестандартно» [Текст] / М. Микалко. - 2015. - 416 стр.
25. Миронов С. В. Все рестораторы делают это. 70 способов избежать проблем [Текст] / С. В. Миронов. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. - 230 с.
26. Мтврлашвили Г. И. Прибыльный ресторан. Советы владельцам и управляющим [Текст] / Г.И. Мтврлашвили. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 340 с.
27. Пак Я. Книга о вкусном и полезном ресторанном маркетинге [Текст] / Яков Пак — Спб.: Питер, 2016. - 310 с.
28. Пикалев А. С. Как увеличить доход ресторана, бара, кафе. - 4-е изд., доп. [Текст] / А. С. Пикалев, А. Е. Маевская. - СПб.: Бизнес-пресса, 2004. - 168с.
29. Победоносцева Е. Н. Все дело в людях. Ваш ресторан: как из персонала сделать команду [Текст] / Е. Н. Победоносцева. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 245 с.
30. Ребрик С. Тренинг профессиональных продаж [Текст] / С. Ребрик. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2002.- 185 с.
31. Салливан Д. и Ф. Робертс. Сервис, который продает [Текст] /
Д. Салливан и Ф. Робертс. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.- 320 с.
32. Серновиц Э. Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить [Текст] / Э. Серновиц. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 240 с.
33. Фил Барден Наука о том, почему мы покупаем [Текст] / Ф. Барден. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 204 с.
34. Филтенштейн Т. Убойный маркетинг. 401 способ увеличить продажи, максимизировать прибыль и победить конкурентов [Текст] /
Т. Филтенштейн. — М.: Издательский дом Гребенникова, 2006. - 306 с.
35. Чалдини Р. Психология влияния [Текст] / Р. Чалдини. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2001. - 170 с.
36. L. R. Oliver Processing of the satisfaction response in consumption: a suggested framework and research propositions [Текст] / Oliver L. R. — Journal of Consumer Satisfaction, Dissatisfaction and Complaining Behavior, 1989. - 120 c.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. Лысенко А.Д. Гостеприимный маркетинг. Ресторанный, гостиничный маркетинг [Электронный ресурс] / А.Д. Лысенко. - Москва, 2010. - режим доступа: www.markrest.ru/detail_86-ru.html
2. Официальный сайт путешествий [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g298532-
d6024833-Reviews-Pinocchio_Djan Krasnodar_Krasnodar_Krai_Southern_District.html
3. The history of word of mouth marketing [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: www.thefreelibrary.com/The history of word of mouth
marketing. -a0134908667
4. Официальный сайт группы компаний «Мадьяр» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.madyar.ru
5. Официальный сайт ресторана «Пиноккио Джан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pinokkiodjan.ru
6. Страница ресторана «Пиноккио Джан» в социальной сети Instagram
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.instagram.com/pinokkio_dj an/
7. Сайт о ресторанах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://restoranoff.ru/solutions/marketing/Receptura_Zuma/
8. Официальный сайт ресторана «Доктор Живаго» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http:ZZdrzhivago.ru
9. Официальный сайт ресторана «Мари Vanna» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZmarivanna.ruZmskZ
10. Официальный сайт ресторана «Твинс гарден» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZtwinsgarden.ru
11. Онлайн-журнал сайт rabota.ua [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https:ZZthepoint.rabota.uaZintervyu-s-rabotodatelem-holding-
emotsiy-fest-iznutriZ
12. Ретейлерская Ассоциация Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:ZZrau.ua/experienceZistorii-kompanijZandrij-hudo-festZ
13. Главный аналитический портал о корпоративной социальной ответственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.csr-review.netZindex/biznes-keys-holdinga-emociy-fest.html